Ciekawostki Historyczne: Поляки убивали не только в Едвабне
Даниэла Волос 27 января 2018
Три погрома, за которые нам должно быть стыдно
Они насиловали, убивали, вырывали золотые коронки, разбивали головки маленьких детей о стены. Это не преступления фашистов, не дело рук большевиков, не рейд банд УПА. Так поляки расправлялись с еврейскими соседями на рубеже июня и июля 1941 года. Немцам даже не приходилось за ними надзирать или особенно их побуждать.
Погромы соседей, говоря в общем, — это спонтанные нападения местного населения на евреев, лишь отчасти «направляемые» нацистами. Они часто происходили на территориях, с которых отступила Красная Армия, незадолго до или сразу после вступления немецкой армии.
Согласно приказу Рейнхарда Гейдриха, на первом этапе германо‑советской войны армия должна была сосредоточиться на антиеврейской или, шире, антибольшевистской пропаганде. Идея состояла в том, чтобы внедрить миф о еврее‑большевике, союзнике Сталина, в коллективное сознание. Немцы предполагали, что в этом случае поляки сами «займутся» своими еврейскими соседями. И это предположение оказалось верным.
Гонёндз
Сегодня у меня нет времени, я должен покончить с евреями.
Бернард К.
27 июня 1941 года нацисты вошли в Гонёндз. Временное управление городом оставалось в руках городского совета, сформированного несколькими днями ранее. Поляки практически немедленно приняли решение пересчитать еврейских жителей. 4 июля, после прибытия нескольких немецких офицеров, все были собраны на рынке. Городской совет указал на 30 евреев, обвиняемых в сотрудничестве с Красной Армией.
После жестокого избиения их отправили во временную тюрьму в подвале местного магазина. Остальных еврейских мужчин разделили на «рабочие бригады» и заперли в сарае. Они должны были стать рабочей силой для местных крестьян. А «большевиков» убили на местном еврейском кладбище.
По свидетельствам очевидцев, их убивали металлическими прутьями и полуживыми сбрасывали в заранее вырытую яму. В следующие две недели происходили бесчисленные убийства, грабежи и изнасилования. Совершавшие это поляки действовали без надзора со стороны немецких войск.
Фактический погром произошел сразу после того, как нацисты решили создать гетто. В ночь с 21 на 22 июля 1941 года польская гражданская полиция убила более 20 евреев, многие другие были подвергнуты пыткам. Даже самые маленькие еврейские девочки были изнасилованы. Несколько человек были заживо погребены вместе с телами замученных на холерном кладбище, так называемой «холерной горке».
О жестокости поляков лучше всего свидетельствует тот факт, что местный юденрат обратился к немцам, дислоцированным в соседнем Осовце, за помощью и защитой от охваченных безумием местных жителей. Командир форта Осовец прибыл на место и приговорил к смерти 17 из 70 обвиняемых поляков. Но не за убийства евреев, а за грабеж их имущества, которое формально считалось собственностью Третьего рейха. Согласно сегодняшним оценкам, количество жертв в Гонёндзе составляет 217 человек.
Вонсош
<…> Я помню, как в воскресенье вечером видел, что Антоний из Вонсоша убил ударом лопаты по голове двух малолетних девочек <…>
Станислав Д.
Одновременно со вступлением немецких войск в Вонсош была сформирована польская полиция, которая осуществляла контроль над городом. Немцы ограничились здесь стандартными пропагандистскими действиями и поджогом синагоги, после чего покинули город.
Погром, который состоялся 5 июля 1941 года, был тщательно спланирован. Палачи заранее подготовили специальное вооружение (кованые дубинки, гири с пружинами). Они подготовили место для закапывания трупов — противотанковый ров, вырытый Красной Армией. Они также позаботились о нужном количестве гашеной извести, чтобы не распространилась зараза. Во избежание побегов город был окружен специальными гражданскими бригадами.
Вопреки широко распространенному мнению, убийства совершались не одурманенной водкой толпой, а видными и образованными гражданами, руководствующимися лозунгами «патриотизма», часто — членами Национальной партии. Заранее были назначены лица, отвечающие за отдельные этапы истребления: выманивание евреев из домов, доставку их ко рву, укладку трупов.
Показания свидетелей рисуют дантовские картины — разбивание детских голов об стены, отрубание пальцев с кольцами, изнасилования, выбивание золотых зубов, вырывание языков. Акция уничтожения длилась три дня. После кульминационной ночи убийства уже не происходили на улицах, пойманных евреев вели ко рву, чтобы казнить там. Удары по голове не всегда были эффективными, и трупы закапывали вместе с живыми людьми. В погроме погибли 250 евреев, хотя в некоторых сообщениях говорится и о 1200 жертвах.
Райгруд
<…> когда евреи лежали на земле, Б. Феликс взял штык и по очереди протыкал каждого еврея под левую лопатку, а те, кто был рядом с ним, лопатами разрубали евреям головы и бросали их в траншею.
Чеслав К.
В Райгруде власть также осуществляла польская гражданская стража — по сути, с июня по сентябрь 1941 года. Немцы лишь несколько раз появлялись там, чтобы проконтролировать прогресс в «очищении» города от евреев. Так же как и в Вонсоше, инициатива в «борьбе с большевистско‑еврейским врагом» принадлежала культурной и интеллектуальной элите города. Нападения на евреев начались сразу после отступления Красной Армии, хотя поначалу они носили хаотический характер.
Убивали по ночам. Каждое утро на улицах Райгруда лежало несколько тел. В конце июня в городке появились немцы, приказавшие собрать евреев на рынке. Этим занялись члены городской стражи и посторонние жители.
Начался погром. В этот день поляки должны были носить христианские кресты, чтобы их легче было отличить от евреев. Ход этой «операции» не отличался от других — сохранились свидетельства о мучениях, утоплениях в находившемся поблизости озере, избиениях штакетником и дубинками. Затем евреев раздели, построили четверками, им было приказано пройти через весь город колонной, во главе которой вели еврейскую женщину с красным знаменем в руках.
Тех, кто пытался убежать, хватали и доставляли в ближайший лес, который назывался «Райгрудские елочки». Там их разделяли на группы и расстреливали. Группу из 40 человек сопровождали 50 жителей города. «Неумело» застреленных жертв польские добровольцы добивали лопатами. Одного еврея закопали в землю наполовину, чтобы он «присматривал за остальными».
Одна из ключевых фигур антисемитских событий в Райгруде, учитель Антоний Л., писал в своих мемуарах, что «все эти убийства психически тяготили его». Для успокоения после расстрелов он ходил в гости и вел ученые беседы с местным приходским священником. Число убитых в этот день еврейских жителей Райгруда оценивается, в соответствии с разными свидетельствами, от 40 до 60 человек.
Многие из погромов, совершенных в Польше, по‑прежнему покрывает завеса молчания. На каждом шагу встречаются люди, которые отрицают эти преступления или, по крайней мере, приуменьшают их масштабы. Почему это происходит? Для этого есть много причин. Существует психологический барьер, не позволяющий признать, что некоторые поляки одобряли или даже осуществляли антиеврейскую политику нацистов. Стыд. Нежелание наказать преступников.
Лишь незначительный процент поляков, обвиняемых в преступлениях против евреев, был признан виновным, а приговоры в большинстве случаев были символическими. И обвинительных приговоров было намного меньше, чем оправдательных. Суды не спешили признавать, что не только немцы были в Польше палачами евреев. 
Используемые в тексте цитаты заимствованы из материалов расследования Института национальной памяти (IPN), приводимых в книге Мирослава Тричика «Города смерти».
Оригинальная публикация: Polacy mordowali nie tylko w Jedwabnem. Trzy pogromy, których powinniśmy się wstydzić
Комментариев нет:
Отправить комментарий