Начало века по
христианскому летоисчислению отмечалось, и прежде и теперь, константой особого,
общественного развития. Будто люди уставали от разнообразия цифр, и обретали
новое дыхание в особом, пустом пространстве нового летоисчисления: 1700, 1800,
1900, 2000…
Нули, нули, нули… А с
нулями новая мода, новый бунт против привычного, новые попытки создать
очередную модель общества и человека. И обязательно новый «стиль» бегства от
Бога, новые приемы богоборчества.
Вот и начали
тысячелетие круто: на одном полюсе общество потребления, либерализация и
глобализация, на другом распад структур, фанатизм веры и террор.
Очевидно, что
крайности эти как-то связаны между собой. Здесь не обойдешься лишь
противопоставлениям добра и зла, не спишешь все на борьбу света против мрака.
Здесь все гораздо сложней, как это обычно бывало в истории человечества.
Раз уж начал я
оперировать цифрами далеких лет, то и начну издалека.
Никогда не торопился
с осуждением лютого юдофоба В.В. Розанова, и не потому, что был этот человек
очень талантлив и храбр. Совсем по иной причине. За год до смерти от голода и
нищеты в келье монастыря Сергиева Посада написал Розанов свой заповедный труд
«Апокалипсис наших дней». И в нем откровенно признался в своей тайной любви к
основам иудейской веры.
И прежде у этого
лютого антисемита, допускавшего возможность
употребления евреями крови в ритуальных целях, встречались
подозрительные высказывания, выдававшие тайное пристрастие к Торе и Талмуду.
Читаю в сборнике «Около церковных стен»: «
Христианство давно перестало быть дробилом, дрожжами…. Вокруг нас зрелище
обледенелой в сущности христианской в цивилизации…., где все номинально ». А
вот цитата из его письма Голлербаху: « Из текста Евангелия естественно вытекает
только монастырь». « У Церкви нет чувства детей» – писал Розанов. В знаменитых
«Опавших листьях» он предельно откровенен: « От роду не любил читать Евангелия,
- а Ветхим Заветом не мог насытиться».
И вот появляется его
«Апокалипсис» - работа, начатая после Февральской революции, продиктованная
ясным ощущением нашествия чумы большевизма и очевидным кризисом православия. Вот наиболее яркие мысли
Розанова из этой обширной статьи: « Христос невыносимо отягчил человеческую
жизнь… Христос – таинственная тень, наведшая отощание на все злаки…Евангелия со
своей узенькой правдой бессильно устроить жизнь человеческую».
Нет, очень странным
мыслителем был Розанов. Да и широко тиражированный его антисемитизм носил
удивительный характер. Вот отрывок из знаменитой статьи «Юдаизм»: «Странное
племя, смерти которого все хотят, и которое не хочет, явно не может умереть.
Мучительное для всех племя: здесь и только здесь, лежит родник безвинных, в
сущности, хотя и мучительно – гневных чувств, которыми оно окружено».
« Мучительно –
гневным» и было осознание Розановым великой и вечной силы Торы.
Но тема эта слишком
сложна и обширна. Отмечу только, что талант Розанова довел до логического конца
философские идеи своего пророка – Федора Достоевского. Тоже странного юдофоба,
чьи творческие корни неразрывны с Книгой Книг.
Здесь же отмечу, что
давно назревавший бунт Розанова против христианства, как почвы для либеральных
идей конца девятнадцатого и начала двадцатого века, можно понять лишь, осознав
исторические реалии, окружавшие этого писателя и философа.
Розанов понял, что
большевизм возник на материке «обледенелой христианской цивилизации».
Цивилизации, не способной сопротивляться злу. Мало того, порождающей это зло.
Цивилизации дряблой, построенной на корысти и вседозволенности. Розанов видел,
что растление России началось не с 25 октября 1917 года. Он был свидетелем
этого чудовищного растления «дикой» страны не демократией, но либерализмом,
фрондой режиму, бунтом полов.
Он знал, откуда
взялись полчища озверевших «пролетарских борцов». Отсюда и остро возникшая
«реакционность и мракобесие» этого человека.
Был Высший смысл за
злодеяниями нацистов. Есть Высший смысл за тем, что творил бин-Ладен и будет
высший смысл в том, что готовит миру Зло.
Только вот в чем он,
этот Высший смысл? Загадка. Она неразрешима, как неразрешимы и все подлинные
вопросы бытия, поставленные перед человеком Богом и Вселенной.
Понятно одно: сами
попытки ответить на эти вопросы и благословенны и греховны одновременно. В
попытках этих и ересь богоборчества и смиренная жажда веры.
Современный
либерализм – одна из таких трогательных и жалких попыток. Попытка вернуться на
исходные позиции человеческой мысли тех «нулевых» рубежей.
Почва всех
либеральных идей: вечное, сладостное, желанное, четко сформулированное одним из
героев М.А. Булгакова: «Все люди добрые».
Смелый вывод этот –
плод тихой, но всесокрушающей гордыни человеческой. Убежденность в праве на
самооценку. За ним жажда прощение, спасительности покаяния, и наивная мечта
излечить ненависть любовью.
Отсюда покорность и
страсть к компромиссу. Отсюда не желание жить в «ловушке зла», и страстная
убежденность, что ложь о человеке – единственное спасение от безумия всеобщего
самоубийства.
Булгаков был
вынужден, как и большая часть христиан – гуманистов, провести совершенно
невозможную операцию: очистить христианство от иудаизма, так как иудаизм всегда
был… нет, не враждебен этим идеям. Просто он был несоизмеримо выше их. Отсюда у
Булгакова и нееврейское происхождение его Иегошуа, отсюда и праведность Сатаны
в великом романе о Мастере, отсюда и
вера в «кровавый навет» и ревизия «козлиных свитков» Левия Матвея.
Книгу свою писал
Булгаков между кошмаром Первой мировой войны, помноженного на российское
братоубийство с ужасами сталинского террора и кровавым побоищем, устроенным
нацизмом.
Романом своим он
будто заклинал мир «добрых людей»
остановиться, одуматься, не продолжать искушение злом. Он просил само Зло пойти
на службу к справедливейшему из справедливых - Воланду. Он хотел верить в обращение
Зла Высшим законом, земным порядком и любовью.
Прекрасна была идея
Булгакова, но не менее опасна, как и
всякая идея, сформулированная человеком.
Следом за мудрым гуру
всегда идет толпа проповедников заурядных. Они невольно превращают красоту идеи
в уродство идеек, а величие теории низводят до бездарных и злых опытов на
практике. И за всем этим нельзя не увидеть насмешку Всевышнего.
«Все люди равны от
рождения», « все люди добрые». Разницы в этих постулатах не вижу никакой. Сама
логика настаивает: уж коли люди равны от рождения, значит все они или добры,
или злы. И то и другое может доказываться бесконечно. Следовательно,
доказательств не имеет.
Не проще ли
согласиться, что Каин – это Каин, а дети Амалека – все-таки его дети. Не проще
ли остаться на уровне нашего, человеческого, ограниченного и, увы, прискорбного
опыта; и согласиться, что без узды веры
и страха перед Судом Божьим, человек пока что существовать не в состоянии.
Предтеча Булгакова –
Федор Достоевский, духовный отец Василия Розанова, – соединил в себе тайную,
страстную любовь к иудаизму с ревнивой ненавистью к еврею. Пророческий гений
этого писателя понял, что за отрицанием Бога стоит чудовищное: « Все
дозволено». За что и прослыл Достоевский
у коммунистов – атеистов реакционером и консерватором.
Большевизм и фашизм
отринули Бога, лишь формой Божественного ритуала пробует обойтись современный
либерализм.
«Все люди добры»,
«все люди равны» , «все рождены свободными». Вот и попробуй после этого
очертить своей, человеческой волей, и человеческим разумом, что допустимо в
мире люде, а что –нет.
Узда ослабела,
отступили «мракобесы», свет просвещение и терпимости пришел на Запад. И сразу
же вдали зашевелись тени зла. Нарушилось равновесие мира. На одну гирю нашей
цивилизации легли разгул порока, СПИД, наркотики, все властность пошлости щоу –
бизнеса, на другую - фанатизм, культ смерти, женщина в парандже и запрет на
телевизионное вещание.
Либерализм отринул
норму, двинулся вперед в поисках абсолюта, и норма восстала, используя оружием
мщения зло.
Можно потрясать
кулаками сколько угодно, обличать исламский фанатизм, уничтожать его
многотонными бомбами, но можно при этом и сделать необходимые выводы.
Запад слишком далеко
зашел в своей либеральной революции. Добрые идеи стали проводится насильно с
помощью ханжества и лжи. Пресловутая «политкорректность» заставляет людей носить маску, но нет
никакой гарантия, что маска эта совместима с человеческим лицом. Вполне
возможно, что вызовет она бурную реакцию отторжения.
В либерализме
Запада появились неизбежные признаки будущего распада, четко обозначился явный
риск нарушения Завета. И главное, в неспособности противостояния злу, возникло
неизбежное потворство злым силам.
Либерализм стал
провокацией зла. “Долой стыд!” – красовалось на лозунгах революционеров –
либералов начала прошлого века. В мерзлой и голодной стране посмеивались над
этим лозунгом.
Однако, он стал
победным. Грянуло время без стыда и совести. Время голых, похабных и кровавых
истин в конечной инстанции, время доносчиков и палачей. Время без Бога.
Сегодня я не вижу
особой разницы между массовыми демонстрациями сексуальных меньшинств и
талибами, запретившими телевидение и зрелище женского лица. Все это две стороны
одной медали. Тяжелой, пудовой и страшной медали на шее современного
человечества.
Вижу мракобесие (
бесов во мраке), когда смотрю на шабаш безумцев, взрывающих статуи Будды, но не
менее отвратительны лицемерие и ханжество проводников новой морали, узаконивших
однополые браки.
Как здесь вновь не
вспомнить о Розанове. Читаем в «Уединенном»: « Связь пола с Богом большая, чем
связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом».
Понимаю это
высказывание так: на уровне пола идет самый прямой и тесный контакт с понятием
Всевышнего: связь, принимающая Бога, или связь его отрицающая.
Вот почему либерализм
с упором на сексуальную революцию в своем подтексте крайне атеистичен. Дело вновь, как это было
на протяжении всего 20-го века, в опасном, и чреватом трагическими
последствиями вызовом Творцу.
Общество потребления богато.
Деньги одолеют любой экстремизм: коричневый, красный, зеленый, но они никогда
не смогут помочь людям преодолеть заблуждения либерализма. Собственно, они сами
и плодят эти трагические заблуждения.
И здесь роду людскому
предстоит самый ответственный поединок
на равных: человек против человека. Этим поединком, вернее всего, и
будет отмечено наше, роковое время с
двумя нулями.
2000 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий