Александр Меламед | Чешский дневник. Мост желаний
Александр Меламед | Чешский дневник. Мост желаний
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Стоят над ширью полноводной Влтавы
Радетели Отчизны сотни лет –
Залог ее успехов и побед.
Изысканно просты и величавы,
Стоят по обе стороны моста,
Отводят страхи, горести и беды
И учат верить в скорые победы,
Хоть сомкнуты их вещие уста.
Не будет преувеличением утверждать, что в эпоху Карла Четвертого Прага была столицей тогдашней единой Европы – своего рода сегодняшним Брюсселем. Однако именно при этом правителе Прагу назвали Caput Regni (Голова королевства), что говорит о высоком статусе города в рамках Центральной Европы и континента в целом. Это подтверждает строительство самого грандиозного моста, известного сегодня, как Карлов.
До сих пор в ходе опросов на тему «Самый выдающийся чех» именно Карл Четвертый оказывается в числе лидеров. Казалось бы, за шесть веков после него славу Чехии умножали десятки великих персон. Мирового уровня правители, политики, ученые, деятели искусств. Однако краеугольный камень славы заложил Карл Четвертый своей прочной и прямой связью с Западной Европой, с франкоязычной политической и культурной традицией, которая вросла в менталитет чехов настолько, что жива по сию пору.
Карлов мост – самая масштабная и зримая память о золотом веке этого правителя. Визитная карточка Праги – Карлов мост – в проекте значился как Каменный. Затем как Пражский. Карловым он стал сравнительно недавно, полтора века назад, в честь его основателя и укладчика первого камня.
Карл Четвертый решил соединить берега Влтавы, предоставив удобное передвижение обычного, ремесленного, торгового и приезжего люда. Ну и взимания налогов за это удобство. Транспортная пошлина была невысока, 1–2 монеты, зависимо от веса и ценности груза. Правда, существовали запредельные размеры мзды. 72 монеты. Такую пошлину должны были платить иудеи, если переправлялись к еврейскому кладбищу на другом берегу с повозкой, где лежал усопший. Таможенники буквально выворачивали еврейские карманы: в Европе считалось, что иудеи – народ состоятельный, и грабить его не только можно, но и нужно. А таможенникам – сам бог велел.
Отголоски этой немеркнущей веками традиции запечатлены в скульптурной композиции, которую я видел в Еврейском музее Базеля. Таможенник буквально выворачивает карманы, требуя мзду. Cкульптор снабдил композицию фразой, которую не раз произносили евреи, когда пересекали границу государства (в нашем случае – моста): «Как я вошел, не иначе, как Божье чудо».
Примечательно, что ту же непомерно высокую пошлину за переход по мосту с одного берега на другой выплачивали некоторые категории живых. Скажем, невеста-христианка. Найти объяснение, отчего установилось приравнивание усопшего иудея и вполне себе живой невесты-христианки, мне не удалось.
Карл Четвертый был человеком широкой натуры, одинаково серьезно относящийся как к ученому люду, так и астрологам. С проектировщиками и конструкторами обговаривал параметры будущего моста, со звездочетами – время закладки. Первые занимались определением видов камня, конструктивными особенностями и способами крепления блоков. Вторые, звездочеты, опираясь на свои знания, до минуты высчитали наиболее благоприятное время для начала работ. По их мнению, стояние светил указывало на 9 часов утра 9 июля 1357 года.
Карл попросил аргументировать подетальней. Астрологи продемонстрировали нумерологическую цепочку арабскими цифрами. На восходящей стороне – год, на вершине число, по нисходящей – месяц, час и минута.
Звездочеты добавили, что девятка – символ творения, а сумма всех цифр 41, что в свою очередь в сумме пятерка, а она указывает на высокий статус и всемирное признание, которым и был наделен Карл Четвертый. Тем самым прозрачно намекали, что палиндром вовсе не случаен, он подтверждает репутацию великого правителя и созидателя. Именно таким образ Карла Четвертого, с которого начинается восхождение на мост его имени, и воспринимается.
Документами не подтверждается легенда о палиндроме. Она – гипотеза, появившаяся век назад благодаря чешскому астроному и историку науки Зденеку Горски, жившему в XX веке. В научной литературе указана другая дата закладки моста. По календарю католиков — 15 июня, день святого Вита, которого почитал Карл. Но как быть с туристами, которые растопырив уши, готовы внимать самой откровенной лжи?! Нельзя же их разочаровывать. Для того, чтобы покрыть мост мистическим флером, уместно придерживаться версии палиндрома. Она оставляет гораздо более яркую деталь, а экскурсоводы – уж они-то как стараются, на все лады расписывая подробности беседы императора со звездочетами, будто сами подслушивали ее за дверями.
Другая деталь, уже не мистическая, а всамделишная. И забавная. Для того, чтобы мост простоял века, надо скреплять каменные блоки яйцами. Таково было требование строителей. Карл распорядился обязать старост всех окрестных селений прислать по повозке яиц. В этой вопросе отличилась деревня Velvary. Ее крестьяне задумались: если дорога до Праги разухабиста и далека, не менее часа езды, как доставить на телегах яйца целехонькими… Наверняка все побьются. Давайте-ка мы сварим их. Может, строители моста, осваивая яичный беспредел за обедом, даже поблагодарят на такую предусмотрительность. Разумеется, повозку из Velvary встретили в Праге дружным хохотом. Крестьяне оправдывались: никто ж толком ничего не объяснил, для чего яйца, вот мы и покумекали… С той поры в чешский фольклор вошла поговорка «Ты небось вареных яиц объелся?» Означающая примерно «Ты что, совсем сбрендил?»
С мистикой и юмором все ясно. Теперь обратим внимание на тридцать выполненных в стиле барокко фигур святых на Карловом мосту. Нет, это не просто святые. Их правильней назвать иначе. Чиновники. Главы профильных ведомств. Исполнители сбычи мечт.
Есть заступничество трех дам, министров социального блока, говоря актуально. Святая Людмила Чешская, святая Анна и святая Лутгарда. Они, кроме непосредственных обязанностей (соответственно – покровительство воспитателям и педагогов; матерям и замужним женщинам; монахиням, мистикам и всем страждущим духовных глубин), обеспечивают еще и легкие роды. (Причем, Лутгарда дополнительно прославилась уникальной способностью в мгновение ока излечивать страждущих от любой болезни, продолжая делать и тогда, когда сама ослепла. Ну как не дать ей титул министра здравоохранения?!) К ним примкнули святой Антоний, покровитель бедных, и святой Иосиф, покровитель семьи и брака, в том числе для отчаянных бабников, которые рассчитывают на него при готовности расстаться с привычкой волочиться за любой юбкой, а впредь любить, как Иосиф, только одну женщину, до которой даже не дотрагивался и оставаясь Спасителю фактически отчимом. Но и холостяки при этом не обделены вниманием высоких духовных особ: их взял под свою защиту уже названный святой Христофор.
Своя специализация у святого Вацлава, который изначально был опекуном Чешской Республики и её народа, а затем и последующих правителей, рыцарей, а затем и борцов за справедливость, независимо от их общественного положения. То есть суммарно и шеф кабмина, и министр обороны, и министр юстиции.
В условный кабинет министров на Карловом мосту вписались разные, дополняющие друг друга персоны. Так к святому Иероним, окормляющему богословов и переводчиков (министр образования), примкнул святой Витт (или святой Вит), покровительствующий творческим людям, а также танцам и развлечениям (министр культуры), а попутно эпилептикам. Кстати, клиническое проявление болезни, названной пляской святого Витта, – непроизвольные движения рук, ног, туловища, характерные для лидера хорошо известной страны, которую он упрямо считает мировой державой.
Знатоки Праги утверждают, что городские юристы и рестораторы точно знают, к какой фигуре подойти в надежде заполучить состоятельного клиента. Но при этом держат рот на замке: могут подглядеть конкуренты. Есть и свой министр по чрезвычайным ситуациям – святой Иуда Таддей, которого славят за помощь в безнадежных случаях, за утешения в тяжелых обстоятельствах. Если он по каким-то причинам не справляется, ему на помощь приходит святой Иов, который после исцеления от проказы, данной ему как испытание, прожил еще 140 лет, намного дольше Моисея. По этой причине он еще и покровитель долгожителей.
В каждом конкретном случае 30 персон, запечатленных в камне и металле, являются посредниками, кризис-менеджерами, ретрансляторами прошений к Всевышнему, ибо отличились перед Ним выдающимися деяниями, за что святыми и поименованы. Если это так, то немые мольбы приходящих к ним на Карлов мост, скорее всего, обречены на исполнение.
Еще одна деталь. На самом деле Карлов мост обладатель 31 фигуры. Просто 30 наверху, а одна – не на мосту, а под ним.
Это рыцарь Брунцвик, который смог помочь погибающему льву в борьбе с драконом, за что златогривый потом сопровождал своего спасителя в опасных походах и оттого стал частью герба Чехии, правда, изменив цвет – стал серебряным. Брунцвик стоит, говоря политическим языком, на охране национальной самобытности и стремления к свободе народа. А сверкающий в его руке меч, которым он некогда одолевал врагов, лишь скульптурное воплощение. Подлинный клинок замурован в брусчатке Карлова моста. В неведомый час, когда будет Чехии грозить смертельная опасность, на землю вернется святой Вацлав. Он разбудит рыцарей, спящих волшебным сном в пещере в горе Бланик. Так что надо подождать, когда небесный покровитель Чехии промчится по каменной дуге над Влтавой, и конь его споткнется, указывая место, где хранится меч Брунцвика. Взяв его в руки, святой Вацлав станет национальным воеводой и вместе с отрядом рыцарей спасет Отчизну.
Отыскать соответствующую вашим надеждам фигуру можно любому человеку. Галерейный ряд прирастал десятилетиями, в среднем по одной фигуре в год. Почти три столетия мост простоял обесскульптуренный. В 1629-м здесь появилась первая фигура – Распятие.
Самой популярной на Карловом мосту считается статуя святого Яна Непомуцкого (Непомука). Он свято хранил тайну исповеди королевы Софии и не открыл ее даже ее супругу Вацлаву IV, несмотря на трехдневные истязания. Рельеф, вмонтированный в пьедестал, изображает момент исповеди Софии Яну. Если София мы видим, то Ян обозначен лишь правой ногой, прикрытой одеждой.
Существует даже особый ритуал обращения к Яну Непомуку. Он проходит у двух бронзовых рельефов, встроенных в основание памятника, и у решетки на мосту, обозначающей место, откуда святого Яна, а тогда еще просто священника, сбросили в воды Влтавы. Как знать, какой рукой какое место рельефов потереть, в какую сторону повернуться…
Гиды традиционно наставляют: «Нужно пальцы правой руки положить на пять звезд, а левую руку – на ноги святого. Правой ногой необходимо наступить на золотой гвоздь на мостовой, его видно по характерному блеску. В такой позе загадывайте желание». И обязательно добавляют: «Вот у меня, хотите верьте, хотите нет, все, что желалось, сбылось».
Соблюдать нехитрый и непродолжительный ритуал массовый турист не станет: Прага – город чудес, а времени на их обозрение, как обычно, в обрез. Поэтому ограничиваются тем, что потирают падающую вниз фигурку Яна Непомуцкого. Как эта дама, например.
Мужья смотрят на это сквозь пальцы. И очень даже напрасно. Подозрительно велик поток дам, желающих покровительства святого. Впору задуматься: а не согрешила ли ненароком благоверная, и если да, то с кем и когда, и почему я узнаю об этом только сейчас… Так и ведь и мужья не безгрешны, могут в ответ подумать дамы. И порой имеют основания утвердиться в своих подозрениях.
Но не будем о грустном.
Загадывание желаний, обращенных к святому Яну Непомуку, является, говорят, обычным делом для пражан и, понятно, популярной туристической традицией. Причем, не в только Праге, но и десятках городов мира, включая Брюгге. Правда, желающих заступничества его в раннее бельгийское утро не было. Видимо, грешницы и грешники, случавшиеся ночью, почивали еще.
Пражский священник после своей мученической смерти в 1393 году, казалось бы, сделал-то всего ничего: сохранил, как и предписывал духовный регламент, тайну исповеди. Но ведь какой особы – самой королевы, уточняют пражане. Представляете, как обросла бы земля статуями духовных лиц, делающих лишь то, что им положено по статусу. Но Непомук подвергся пыткам, а затем был сброшен в реку, уточняют пражане, только лишь за то, что помнил: тайну исповеди нельзя нарушить ни при каких условиях.
В общем, непростая тема – безукоризненное и, как бы сказали век назад, отправление должностных обязанностей.
Мученик Ян Непомук и после смерти не был оставлен в покое. Мощи его после канонизации (1729) стали предметом раздора в разных пражских приходах. В итоге его тело было похоронено в Kostel svatého Jana Nepomuckého. А в Křížovnický kostel хранится его язык, хранивший молчание до смертного часа. На это и намекают пять звезд вокруг его скульптурной головы. По одной версии, они засияли над Влтавой, куда его сбросили, символизируя святость Яна Непомука. По другой версии, каждая звезда обозначает букву в латинском слове tacui (я молчал).
Но, наверное, несправедливо говорить лишь об одном, хотя и самом известном, Карловом мосте – в Праге их еще шестнадцать.
Каждый чем-то да примечателен. И на каждом загадываются свои сокровенные желания. Автомобилисты на мосту Závodu míru, железнодорожники на Branický most, жители на Тройский трамвайном мосту – чтобы переправить свою технику и пассажиров на другой берег Влтавы. На Palackého most – чтобы отдать дань памяти Альберту Эйнштейну, любившему прогуливаться от здания университета на улице Viničná по мосту до улицы Lesnická 1215/7, где жил с семьей в 1911–1912 гг.
Во время неспешного перемещения, занимавшего минут сорок, он обдумывал содержание своих будущих статей, одна из которых, к примеру, была посвящена влиянию гравитации на распространение света.
А есть еще мосты исключительно пешеходные – для любования строениями и рекой. Как знать, возможно, люд, передвигающийся по этим мостам через Влтаву, обуреваем желаниями, которые по силе и очарованию не уступают своим собратья там, на Карловом.
Правда, мечта мечте рознь. Пражане до сих пор помнят о желании одного из шефов Louis Vuitton, парижской компании по производству предметов роскоши, отпраздновать свой день рождения на Карловом мосту. Для этого он предложил городской мэрии мост сдать внаем на пять дней, начиная с 9 сентября 2006 года. Тем самым пражский памятник архитектуры XIV века и символ города становился недоступен для пражан и для туристов. Но ведь это убыток, пробовали возразить городские власти. Даю 55 тысяч долларов, чтобы покрыть убыток, ответил парижанин. Тут возмутилась чешская общественность. Она прямо заявила: вечеринка для избранных с участием Мадонны и других звезд шоу-бизнеса и фейерверки во славу парижского кутюрье на мосту – это свидетельство дурного вкуса Louis Vuitton – фирмы, которая славится как символ изысканного вкуса. Что парадоксально, а для пражан еще – прямое оскорбление чувств.
Как знать, может не финансовый вопрос, а именно этот довод оказался решающим, чтобы устранить скандал.
Другое дело – массовое застолье. Таковые случаются. Последнее было в июле 2020-го, когда пражане прощались с коронавирусом, из-за которого поток посетителей моста резко снизился. Тысячи гостей сидели за 520-метровым столом на Карловом мосту, угощаясь сами и угощая соседей яствами домашнего приготовления.
И на Мосту желаний общее желание было такое – вернуться к доковидным временам и привычному укладу жизни. Что пражане сейчас и имеют.
И, к счастью, в наши тревожные времена продолжается.
Фото автора. Использованы фото sergeyurich.livejournal.com; скриншоты видеороликов, посвященных Карлову мосту на сайтах novinky.cz и euronews.com
После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.
Комментариев нет:
Отправить комментарий