Картины русских художниц XX века, проданные на мировых аукционах за миллионы
Почти все арт-дивы первой половины XX века, которые были родом из России, выбирали своим пристанищем для жизни и созидания Париж. Некоторые из них писали свою картины буквально за еду, иные - от избытка энергии, были и такие, что работали не покладая рук, чтобы заглушить боль, терзающую тело и душу. Но все эти женщины оставили неизгладимый след в истории живописи не только своим художественным наследием, но и перипетиями судеб.
До начала XX века талантливые женщины в искусстве проявляли себя эпизодически, что было обусловлено их социальным статусом и неравенством полов. Им приходилось преодолевать весьма сложные обстоятельства ради того, чтобы посвятить себя искусству.
Но уже в XX столетии все кардинально поменялось: женщины многих стран наряду с мужчинами обучаются в художественных академиях, принимают участие в художественной жизни, экспонируя свои работы на выставках, входят в состав разных творческих объединений и жюри.
А в России этот период ознаменовался появлением целой плеяды талантливых художниц: Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Надежды Удальцовой, Любови Поповой, Варвары Степановой, Ольги Розановой, Веры Хлебниковой и многих других.
Зинаида Серебрякова (1884—1967)
Серебрякова - художница-реалист, последовавшая по стопам своих предков, дед и прадед которой были архитекторами, отец живописцем и скульптором, а дядя – известным художником и критиком. С малолетства Зинаида жила в творческой атмосфере, поэтому рано приобщилась к рисованию, которое стало ее судьбой. Выйдя замуж за двоюродного брата, навлекла на себя опалу всей своей родни. Ей пришлось эмигрировать, оставив детей в России.
Это на сегодняшний день полотна художницы продаются на арт-рынке за баснословные деньги. А живя в Париже, ей приходилось продавать их за сущие гроши, а по большей части просто дарить их заказчикам. Из-за нищеты, в которой жила художница, ей приходилось собственноручно изготавливать даже краски.
Самое знаменитое полотно Зинаиды Серебряковой, принесшее ей известность и признание - автопортрет художницы «За туалетом» (1909). На сегодняшний день это произведение художницы хранится в Третьяковской галерее. А картина «За завтраком» (1914), героями которой стали дети Серебряковой, считается одним из лучших детских портретов.
В 2015 году в Лондоне на российских торгах Sotheby's полотно "Спящая девочка" художницы Зинаиды Серебряковой ушло с молотка за 3,85 млн фунтов стерлингов, что составило около 5,9 миллионов долларов. Изначально эта картина была оценена экспертами в 600-900 тыс долларов, но в ходе торгов ее цена возросла в шесть раз. Полотно приобрел коллекционер, пожелавший остаться неизвестным.
Согласно статистике предыдущих торгов, хотелось бы заметить, что еще несколько работ, выполненных художницей в жанре ню, имели успех на арт-рынке. Так в 2006 году (Sotheby's, Лондон) "Лежащая обнаженная" (1930) была продана за 1,7 миллионов долларов, а "Спящая обнаженная"(1931) - за 1,4. В последующие годы еще три картины с обнаженными женщинами Серебряковой были проданы на общую сумму - 5,5 миллионов долларов.
Наталья Гончарова (1881-1962)
Наталья Гончарова — «амазонка авангардизма» и правнучатая племянница той самой Натальи Николаевны Гончаровой, а на сегодняшний день являющаяся одной из самых дорогих художниц в истории искусства.
Премудростям живописи обучалась у известного живописца и педагога Константина Коровина. Впоследствии вместе с супругом — М. Ф. Ларионовым, художником авангардистом, — стояла у истоков создания объединения «Ослиный хвост». А в 1915 году, получив приглашение Сергея Дягилева, уезжает в Париж оформлять постановки в парижском театре оперы и балета.
На сегодняшний день работы Натальи Гончаровой на аукционных торгах обошли по цене произведения всех художниц мира. В 2008 году ценовой рекорд в «женском зачете» побило полотно «Цветы» (1912), проданное на аукционе Christie’s более чем за 10,9 миллионов долларов. Это полотно, объединив в себе элементы европейского импрессионизма и совершенно нового направления, созданного Гончаровой и ее супругом — так называемого «лучизма», считается лучшим среди работ русского авангарда.
Следует отметить, что по общему зачету на арт-торгах Christie’s и Sotheby’s продажная цена предыдущих 10 картин художницы составила более 50 миллионов долларов. На сегодняшний день множество работ Натальи Гончаровой так же находятся и в Третьяковской галерее.
Тамара де Лемпицка (1898 — 1980)
Тамара де Лемпицка — одна из известнейших художниц новаторского направления ар-деко 20 века. Художница с польскими корнями, проживавшая в Санкт-Петербурге, в начале революционных событий, спасая мужа от тюрьмы, бежит с ним в Париж. Там она и повстречает своего наставника, Андре Лота. Справедливости ради, стоит сказать, что за мольберт художница встанет не от хорошей жизни.
Продав все фамильные драгоценности, испытывая нищету и безденежье, Тамаре пришлось вспомнить о своих способностях к рисованию. Андре Лот разработал и передал ей знания о синтетическом кубизме. С помощью такого упрощенного варианта кубизма Тамара смогла создавать свои полотна с намеком на классику — элегантные женские портреты и ню, которые охотно заскупали парижские буржуа. ЕЕ труды были весьма успешны, что позволило художнице вести весьма богемный образ жизни.
Перед началом Второй мировой войны де Лемпицка переехала со вторым мужем, бароном, в США. И там интерес к ее работам постепенно угас. Но в 60-х ар-деко вновь оказался на гребне волны, но уже как символ прошлой эпохи. Впрочем, довольно выросший в цене.
В 2011 г. на торгах Sotheby’s ее картина «Сон (Рафаэла на зеленом фоне)» (1927) проданная за $8, 48 млн установила собственный рекорд автора. Ранее в этом списке лидировали полотна «Портрет Марджори Ферри» ($4,9 млн) и «Портрет мадам М.» ($6,1 млн).
Александра Экстер
Александра Экстер - оригинальная и многогранная художница, творческий путь которой прошел в постоянном поиском. Она, наряду с Казимиром Малевичем, была ярким представителем "русской школы авангарда", стоявшей у ее истоков.
Живя во Франции, дружила с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Гийомом Аполлинером, а в 1914 году, вернувшись из Парижа в Россию и будучи хорошо знакома с последними достижениями европейского авангарда, она увлекла новыми идеями многих российских художников. В свою очередь под влиянием автора «Черного квадрата» художница увлеклась беспредметным искусством. Несколько лет она преподавала в Киеве, работала с Камерным театром Александра Таирова в Москве. Однако в 1924 году ей пришлось выехать в Париж.
Любовь Попова (1889 — 1924)
Любовь Попова - мастер отечественного авангарда, живописец и график, профессор ВХУТЕМАСа, где работала с Весниным, Татлиным и Малевичем. Позаимствовав их опыт и пройдя от супрематизма к конструктивизму промышленной живописи, Попова создала свой уникальный стиль, который отличался от «мужского» авангарда большей декоративностью. Это отразилось на ее плакатной живописи и текстильном дизайне. Не чуждым художнице был и театр: она декорировала спектакли Мейерхольда. Живописи Любовь Попова обучалась не только в Москве, но и в Италии и Франции. Однако жизнь художницы внезапно оборвала скарлатина. Незадолго до этого ей пришлось похоронить мужа и сына.
Самым дорогим полотном авангардистки является «Натюрморт с подносом», проданным в 2007 году на Sotheby`s за $ 3 521 395.
Комментариев нет:
Отправить комментарий