Иногда на наш город жалуются: мол, каменные джунгли, никаких зверей, одни голуби вокруг. Особенно в центре, где и кошку-то не каждый день встретишь. Но если как следует приглядеться, то Петербургу и некоторые леса позавидуют по богатству и разнообразию животного мира. Только наша фауна — она, извините, каменная, бронзовая или чугунная. Зато какая разнообразная!
Вот на улице Достоевского у подъезда дома 44 застыли два медведя чуть больше натуральной величины. Вовсе не грозные — скорее, добродушные — косолапые держат стилизованные под стволы деревьев фонари. Раньше здесь была территория механической фабрики Зигеля, для которой архитекторы Иероним Китнер и Ричард Берзен построили комплекс строений в знаменитом кирпичном стиле.
А для украшения главного здания, где располагались контора, магазин завода и мастерские, припасли скульптуры медведей работы скульптора-анималиста А. Л. Обера. Отливали фигуры на знаменитом заводе чугунного литья Ф. К. Сан-Галли. Они сделаны из меди методом гальванопластики, а внутри полые скульптуры засыпаны кирпичной крошкой. Говорят, что раньше они стояли в вестибюле, а в советское время, когда здесь обосновался сначала завод «Гидравлика», а потом и фабрика электрических часов «Хронотрон», медведей по каким-то причинам вынесли наружу.
Специальной легенды для этих мишек не запасли. Скорее, их стоит рассматривать как напоминание о том, что когда-то эта местность была покрыта густыми лесами. Зато если погладить бурых по носу, то это принесет удачу в делах.
Оказывается, впечатления о встречах с пещерными медведями легли в основу легенд о драконах. По крайней мере, так считают ученые-антропологи.
В вестибюле здания на Литейном, которое воспел Н.А. Некрасов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», стоит другая интересная пара крупных животных. Этот дом был построен для штаб-ротмистра Пашкова архитектором Боссе. Затем его продали начальнику III отделения, шефу жандармов графу Орлову, а позже — Департаменту уделов. В это время в доме жил царский министр земельных и лесных угодий.
В просторном вестибюле у широкой белокаменной лестницы в начале XX века были установлены гипсовые статуи двух зубров в натуральную величину. Выбор таких необычных для северной столицы животных объясняли тем, что Департамент уделов ведал земельными и лесными угодьями царской фамилии, в частности, Беловежской пущей, где обитали зубры. Создали массивные фигуры Зубра Шагающего и Зубра Стоящего скульпторы Г. Р. Зелеман и Р. Р. Бах. Скульптор Бах в течение 15 лет сотрудничал с Каслинским заводом, создавая в том числе и произведения в анималистическом жанре.
Никаких легенд и примет, связанных с этими фигурами, нет, но сотрудники ВНИГРИ — ведомства, которое в советские времена занимало этот дом, — очень любили «своих зубров» и гордились ими. Это мне рассказывала бабушка, которая много лет проработала именно там и часто водила меня к себе на работу. Так что, можно сказать, зубры эти мне родня.
В здании находилась домовая церковь св. Спиридона Тримифунтского, в которой крестили Владимира Набокова.
Еще один неожиданный для нашего климата зверь живет и в зной, и в пургу рядом с Адмиралтейством. Конечно же, речь идет про верблюда с памятника Николаю Михайловичу Пржевальскому.
В этом гордом и красивом животном, прилегшем у подножия гранитного постамента с бюстом известного путешественника, первооткрывателя и исследователя Центральной Азии, есть целых два смысла. Первый и основной: там, где Пржевальский водил свои экспедиции, основное транспортное средство — это верблюд: неприхотливый, сильный, выносливый и спокойный. Поэтому фигура верблюда создана скульптором под седлом и с вьюками. А во-вторых, одним из животных, которое ученый открыл и описал, — дикий верблюд. Так что есть на свете не только всем известная лошадь Пржевальского, но и верблюд его имени.
Памятник был создан по проекту друга путешественника, генерал-майора А. А. Бильдерлинга скульптором И.Н. Шредером. Средства на него собрало по подписке Русское географическое общество.
Говорят, что если загадать желание и потереть нос верблюда, то желание исполнится.
В народе ходит легенда, что Пржевальский как-то раз во время очередной экспедиции закрутил роман не с кем-нибудь, а с Кетеван Джугашвили. И будто бы от того случая родился мальчик Иосиф… В общем, многие туристы и даже некоторые петербуржцы очень удивляются, почему посреди Александровского сада установлен памятник Сталину и при чем тут вообще верблюд?
Во дворе филологического факультета СПбГУ много разных интересных скульптур, появившихся за последнее время. Есть среди них еще один теплолюбивый зверь: бегемот. Точнее, это бегемотиха Тоня. В 2005 году ее по задумке декана факультета создал скульптор Владимир Петровичев.
В отличие от остальных наших героев, Тоня совсем небольшая, всего 35 сантиметров в длину. Но несмотря на такой несерьезный размер, она просто напичкана хорошими приметами. Во-первых, там, где водятся бегемоты, они считаются символом процветания и благополучия. Сами посмотрите, какая Тоня толстенькая и кругленькая, уютная и милая. Так что своим существованием она уже приносит удачу студентам и преподавателям. А барышни с факультета знают: если потрешь правое ухо Тони — вскорости счастливо выйдешь замуж.
Есть в Петербурге и другой памятник, связанный народной молвой с бегемотом. Это хорошо известная, хотя и тщательно спрятанная в саду Мраморного дворца статуя Александра III на мощном коне. Скульптор Паоло Трубецкой изваял настолько яркую, хотя и несколько карикатурную статую, что после ее установки на Знаменской (Восстания) площади про нее сразу появился стишок:
На площади — комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот.
После революции комод, бегемота и обормота со Знаменской попросили вон, и в результате долгих мытарств и скитаний они нашли приют у Мраморного дворца.
А вот статуи такого обычного для наших широт зверя как волк в Петербурге не было со дня основания до начала чемпионата мира по футболу. Тогда установили сразу несколько больших цветных фигур маскота чемпионата — Волка Забиваки. И так они некоторым несознательным петербуржцам понравились, что часть из них просто украли, а остальные от греха подальше убрали. С тех пор в Петербурге снова нет волков. Надеемся, что временно.
На Московском шоссе многие видели гигантские фигуры бронзовых быков. Раньше они стояли практически на пересечении Обводного канала и Царскосельской дороги (ныне Московский проспект). Создал их в 1827 году известный скульптор и архитектор Василий Демут-Малиновский для украшения главного входа Скотопригонного двора.
www.citywalls.ru
С ними связана известная городская легенда. Однажды ночью Демут-Малиновский увидел странный сон, который никак не мог объяснить: изваянные им быки пришли к его постели и встали рядом, как бы охраняя покой скульптора. Никто не мог в тот момент понять значение этого сна, а объяснилось все гораздо позже, уже во времена Великой отечественной войны.
Сейчас на месте бывшего Скотопригонного двора, казалось бы, ничто не напоминает о прошлом. Остался только внешний периметр зданий по Московскому проспекту и набережной Обводного канала. Их построил в начале XIX века архитектор Иосиф Шарлемань, сделав ставку на регулярную планировку по образцу римского лагеря. Внутри, там, где раньше находилась промзона, теперь почти полный редевелопмент. И одним из завершающих штрихов станет строительство запланированного тут жилого комплекса LEGENDA*.
Застройщик относится к архитектурному наследию подчеркнуто бережно: не только сохранит корпуса, имеющие историческую и эстетическую ценность, но и впишет новые здания в планировочное и стилистическое решение Шарлеманя.
В проекте нового жилого комплекса на Московском, 65 сохранится классическая планировка римского лагеря. Архитектор проекта Никита Явейн сохранил геометрию кардо декуманус, т.е. правильный четырехугольник с двумя перпендикулярными осями (магистралями).
В исторических корпусах грядут изменения. Во-первых, они будут отреставрированы. Во-вторых, прорабатывается проект их приспособления под коммерческое использование: там появятся магазины, кафе, бутики и шоу-румы, креативные пространства и все то, что создаст здесь небольшую, исключительно пешеходную торговую улицу.
Торговая улица, ЖК «Московский, 65»
Еще одна улица пройдет по линии декуманус, проходящей с запада на восток (для жителей более понятный ориентир – это вход через арку ворот со стороны Обводного канала с выходом у станции метро Фрунзенская).
Кстати, после окончания строительства быки Демут-Малиновского могут вернуться на свое место и радовать глаз куда большему количеству горожан: по замыслу застройщика скульптурная группа должна украсить вход в комплекс со стороны Обводного канала. Кто знает, возможно, здесь возникнет новая петербургская традиция привлечения быками удачи.
ЖК «Московский, 65» со стороны Обводного канала
Материал публикуется в партнерстве с LEGENDA intelligent Development.
* ЖК «Московский, 65» — застройщик ООО «Динамика», проектная декларация на сайте moskovsky65.legendadom.ru/sites/default/files/documents
Автор текста: Елена Виноградова
Редактор/корректор: Елена Виноградова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка: Ольга Голубева
Фото: Алексей Рожнов
Фото ЖК «Московский, 65» предоставлены компанией LEGENDA intelligent Development.
Комментариев нет:
Отправить комментарий