Дирижер Баршай о Вагнере**«Евреи – это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, какчуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства,разве что ядовитые газы!»*Р. Вагнер. Письмо к Козиме 1849 г.*«Даже через 100 лет после смерти Вагнера его физическая смерть вызываетбольшие дискуссии. Был ли Вагнер вообще человеком? Был ли он музыкантом?Вел ли он священную войну за свои религиозные и шовинистические убежденияили занимался только тем, что прекрасными звуками изображал прелестьискусства?»*Клаус Умбах, биограф композитора.Последняя цитата говорит о том, что не только в Израиле и других странах,но и в самой Германии еще не решен вопрос – кто такой Рихард Вагнер. Нерешен настолько, что второй том дневников жены Вагнера, Козимы, запретилипечатать по цензурным соображениям, ведь это стенографическая запись еебесед со своим мужем.Мы много спорим о Вагнере. Спорим темпераментно, но я думаю, что не всегдазнаем, о чем идет речь. Объяснений этому много. Прежде всего именно мы,выходцы из СССР, знаем о Вагнере меньше всех…В Советском Союзе Вагнер-человек был неизвестен абсолютно. Егоантисемитская философия не упоминается ни в одном труде о Вагнере, арусский перевод его опер очень далек от оригинального текста. Я понял этотолько на Западе, близко познакомившись с оригинальными либретто оперВагнера.Вначале приведу несколько цитат. В своей книге, одну из глав которой Вагнерназывает «Ожидовевшее искусство», он пишет о себе самом в третьем лице: *«Былобы глубочайшей ошибкой отделить Вагнера, мыслителя и философа, отВагнера-композитора. Может быть, в других случаях это возможно, но в моем –нет»*.Вагнер не оставляет никаких сомнений в том, что хочет сказать своеймузыкой. В письме к Листу в 1848 году он приглашал его (как Вагнер сампишет) *«…заниматься музыкальным терроризмом»*. Действительно, точно также, как, например, Арафат и его организация заложили краеугольные камнитерроризма интернационального, Вагнер является автором теории музыкальноготерроризма и вообще терроризма в искусстве. Поэтому наше отношение кВагнеру должно выражаться как отношение к идеологу определенного течения,преследующего определенные цели в музыкальном искусстве.Какова же была его основная цель? Ее Вагнер выражает совершенно ясно впоследней главе своей нашумевшей и не перестающей вызывать ожесточенныеспоры до наших дней книги, одна из глав которой называется «Окончательноерешение еврейского вопроса» (кстати, он первый ввел этот термин). В нейВагнер подробно рассказывает, как написал письмо в баварский парламент, вкотором предлагал свой план уничтожения евреев! Не много — не мало…*Титульный лист партитуры "Тангейзера" с портретом композитора*Ни один из музыкантов, и не только музыкантов, но и философов и политиковвообще, никогда до Вагнера не выступал с программой уничтожения целогонарода. Даже Ницше, которого трудно заподозрить в симпатиях к евреям,написал ему письмо, где сказал, что за это предложение Вагнер достоин того,«*чтобы умереть в самой гнилой и страшной тюрьме Старого света, а не всвоей постели»*. В своем письме Вагнеру Ницше заявляет открыто: *«Вы — нечеловек, вы — просто болезнь»*.Вагнер заботился о том, чтобы его идеи были поняты последующимипоколениями. Например, на праздновании собственного 68-летия, — за год досмерти, — Вагнер в ответной речи сказал: «*Моя дирижерская палочка ещемного раз будет показывать грядущим поколениям, на какой путь они должныстать»*.Каким же был путь, на который направлял Вагнер последующие поколения?Первая и главная цель – освобождение человечества от евреев. Например,потому что «*евреи, как мухи и крысы: чем больше вы их уничтожаете, тембольше они плодятся. Не существует никакого средства, кроме тотальногоуничтожения. Еврейская раса родилась как враг человечества и всегочеловеческого. И особенно враг всего немецкого. И до того пока последнийеврей не будет уничтожен, немцы не могут спать спокойно»*.Эта идея была, как Вагнер сам говорит, *«лейтмотивом моей жизни»*. Но,согласимся, слова — даже самые громкие и идущие из сердца, — это одно, адела — совсем другое. Посмотрим, совпадают ли его слова, его ненависть кевреям с той музыкой, которую он пишет. Может быть, действительно этотолько слова, а музыка прекрасна?Вагнер на самом деле не является архитектором новой оперы. В этом жанре онпользовался приемами, украденными, в частности, у Листа. Более того, — он,Вагнер, а не Лист, конечно, — привел жанр оперы в тупик и поэтому не имелпоследователей. Было, правда, несколько неудачных имитаторов, но, если мыговорим о музыке конца XIX и XX столетий, ни один композитор не пошел заВагнером.Его открытия были сделаны на бесплодной почве. Принцип речитативногоразвития музыкальной ткани опять-таки не нашел последователей, не потомучто это были *«иудейские козни и происки проклятого всеми и всюду народца»*,а потому что был мертв, потому что у Вагнера он был связан со словом ислово было носителем идеи, а идея была сама по себе античеловеческая. Вэтом – существо творческого банкротства Вагнера.Попытаемся связать, например, музыкальными интонациями те слова, которые онвкладывает в уста Миме, персонажа из «Кольца нибелунга». Этототвратительный карлик – олицетворение еврейства – по желанию Вагнера долженбыть таким ужасным, что даже петь обязан с еврейским акцентом! Я хотел быотослать сторонников и любителей музыки Вагнера к этим страницам партитурыи потом спросить: хотят ли они что–либо подобное слушать со сцены вИзраиле?!К сожалению, все эти тонкости практически неизвестны не только любителяммузыки, но часто даже профессионалам-музыкантам. Зато защитникам Вагнераочень хорошо известно, например, о том, что первым дирижером оперы Вагнера«Парсифаль» был еврей Герман Леви, и это — важный аргумент в устахзащитников Вагнера. Но им нужно вспомнить или знать о том, как все этопроисходило на самом деле.*Обложка музыкальных компакт-дисков с оперой Вагнера "Парсифаль"*Герман Леви по контракту был придворным капельмейстером баварскойКоролевской капеллы. Оркестр этот не имел права выступать ни с кем другим,кроме Леви. Контракт не мог отменить даже Людвиг II, король Баварии. Однаков случае с «Парсифалем» между Рихардом Вагнером и баварским королем былсоставлен новый контракт.Тех, кто хочет убедиться в его существовании, мы можем направить в музейнемецкого искусства в Мюнхене. Фотокопия этого документа, который оченьнеохотно дают посетителям, находится в музее Вагнера в Байрейте. А те, комуи то и другое трудно или невозможно, могут найти подробное описание этогоконтракта в книге Клауса Умбаха «Рихард Вагнер».Контракт этот состоит из трех пунктов. Первый: до того как Герман Левиначнетпервую репетицию, он обязан (!) креститься. Во втором пункте Вагнероговаривает себе право никогда не разговаривать даже с крещеным ГерманомЛеви непосредственно, а всегда только через третье лицо. Третий пункт:после первого исполнения «Парсифаля» Вагнер оговаривает себе право вприсутствии баварского короля сказать Герману Леви, что он, — как еврей, —имеет только одно право – умереть и как можно скорее! Под контрактом естьприписка, сделанная церемонимейстером его величества:*«Контракт былвыполнен во всех его пунктах»*. Нужно ли что-то еще добавлять?!Можно попытаться обнаружить начало антисемитизма Вагнера. Он стал юдофобомпосле смерти его матери и последовавшей вскоре после этого смерти егопервой жены Минны Планер, которая была еврейкой. В одном из своих писем вэтот период Вагнер неожиданно пишет: *«Я был на кладбище и посетил могилумоей любимой собаки»* (собака лежала рядом с его женой, но Вагнер пишеттолько о посещении могилы любимой собаки). Именно в этот момент начинаетсявспышка зоологического антисемитизма, который не оставляет Вагнера до самойсмерти.Однако вернемся к «Парсифалю», который занимает в творчестве Вагнера особоеместо. Он называл эту оперу *«завещанием для потомков»*. В предисловии кпервому изданию, Вагнер писал: *«В моей опере «Парсифаль» я представляюидею фигуры Христа, которая очищена от еврейской крови»*. Для Вагнера«Парсифаль», как он сам называет, – это* «избавление от Избавителя»*.Почему нужно избавиться от Христа? Вагнер пишет дальше: *«Ведь в жилахХриста текла позорная, грязная, подлая, звериная еврейская кровь»*!Отталкиваясь от этого, Вагнер пускается в долгие философствования о том,какая часть еврейской крови может дать право человеку считаться неевреем. Ивот что он пишет в своем дневнике и что подтверждает также дневник КозимыВагнер, его второй жены: *«Сначала я пришел к выводу, что одна шестнадцатаядоля еврейской крови уже может освободить еврея от его преступления передчеловечеством»*. Кстати, напомним, что эту пропорцию – одна шестнадцатая –Гитлер считал уже достаточной, для того чтобы изолировать, но не уничтожатьчеловека физически.*Минна Планер, первая жена Вагнера, еврейка*Но потом, как пишет Вагнер: *«Я пришел к выводу, что даже одноймикроскопической капли крови, одной микроскопической клетки еврейской кровиуже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, ион должен быть уничтожен»*. Здесь мы видим, что Вагнер пошел даже дальшенацистов. Этой-то идее посвятил себя Вагнер в «Парсифале».И еще одна цитата. Вагнер просит, чтобы перед исполнением «Парсифаля» насцене была разыграна мистерия, в которой *«тело Христа будет сожжено вместес другими евреями как символ избавления человечества от еврейства вообще»*.Но даже во времена Вагнера никто не решился на подобные вещи.Или приведу такой диалог между Кундри и Парсифалем, когда Кундри не знает,кто пришел, и она говорит: *«Кто ты, неизвестный путник? Ты устал, и твоируки обагрены кровью. Но если они обагрены еврейской кровью, тогда тыжеланный гость в моем доме»*.После окончания работы над «Парсифалем» Вагнер писал своей жене, что *«звукиуничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре, олицетворяютгибель всего еврейства, и, поверь мне, я не написал ничего прекраснее!»* Яхотел бы спросить у защитников Вагнера, знают ли они об этом? И те, ктознает, хотят ли они слушать его произведения, или, может быть, эти словазаставляют задуматься о том, что музыка не всегда является сочетаниемзвуков, иногда она может быть оружием смерти? Даже Ницше назвал«Парсифаль» *«черноймессой»*. И это действительно так.Из того, что Вагнер посеял на музыкальной почве, взошли хорошие всходы.Очень часто можно услышать:*«Да, но Вагнер в этом не виноват»*. Ксожалению, все, что пишет сам Вагнер о себе, опровергает подобный подход.Потому что Вагнер не только хотел осуществления своих идей, но даже сказал: *«Ипосле нашей смерти *(он называл себя во множественном числе, ибо считал,что он и бог – это одинаковые по важности явления) *мы сверху будемследить, чтобы все шло по пути, указанному нами»*. Именно эти идеи Вагнерабыли приняты нацистским режимом, и не было необходимости изменять нимелодию, ни слова – все подходило и без этого.*Автограф Вагнера на титульном листе брошюры "Искусство и революция"*Вся философия Вагнера – это тенденция разрушения, даже когда он говорит олюбви. Еще раз цитирую: *«Женщина является не более чем простейшим депо дляприема сперматозоидов. Если это депо иногда проявляет чувства,способствующие оплодотворению (такие, как любовь), то эти чувства можноразрешить. В противном случае их, эти чувства, нужно уничтожить»*. Каково?!Иногда задают вопрос, каким же образом мог человек с такой философиейнаписать «Смерть Изольды» — любовную сцену смерти главной героини одной изсвоих опер? Все просто: Вагнер даже не ставил себе целью написать сценучеловеческой любви. Он прямо пишет, что предпочитал, чтобы смерть Изольдыбыла инсценирована вообще без Изольды и без Тристана! Что получилось витоге легко понять по воспоминаниям Чайковского, который, как позже писал,«Смерть Изольды» слушал с огромным вниманием, но когда вышел из театра, товсе забыл. Велика же ценность этого произведения, нечего сказать!Музыка Вагнера, по словам Ницше, – это *«яд, который одурманивает мозг»*.Наша цель – как можно скорей избавиться от этого дурмана, пока он неразрушил организм. Музыка Вагнера безусловно обладает свойстваминаркотиков, но от наркотиков не только можно, но и нужно излечиться.Есть очень много людей, которые вылечились. Например, мы знаем об отношенииВерди к Вагнеру. Великий итальянец, который с самого начала был оченьувлечен Вагнером, в конце, когда он понял, что это такое, написал в своемдневнике: *«Как можно скорее, как бы ни было грустно, мы должны расстатьсяс музыкой Вагнера, если не хотим, чтобы нас* (он имел в видумузыкантов) *уничтожилаего злая сила»*. Вообще все, что связано с уничтожением в любой области, –это обязательно связано с Вагнером.В жизни существуют позитивное и негативное начала. Негативное начало можетбыть очень сильным. Никто ни в коем случае не отказывает Вагнеру вмузыкальном даровании, которое, без сомнения, очень велико. Но мы знаемтакже такие определения, как «злой дух» или «злой гений»…*Эта статья существует в интернете с ссылкой на Юрия Арановича,«Культура. Еженедельная газета интеллигенции», Иерусалим, Израиль.**Ну и махровый антисемит !!! Его книга :*Рихард ВагнерЕврейство в музыкеReply, Reply Allor Forward| More
пятница, 17 апреля 2015 г.
БАРШАЙ О ВАГНЕРЕ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..
Комментариев нет:
Отправить комментарий