Тележка судьбы
Антонио Пасина называли в США маленьким Фордом. Он тоже был в своем роде гигантом машиностроения. Но для маленьких. В 1917 году итальянский эмигрант Пасин сконструировал и начал выпускать культовую в истории потребления США вещь: красную детскую тележку, в которой катали друг друга несколько поколений юных американцев.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Удивительно, что ни бренд Radio Flyer, ни сама компания за более чем 100 лет никуда не исчезли, а остаются семейным и весьма прибыльным делом (годовой объем продаж превышает $100 млн). В 2016 году Radio Flyer Inc. заставила о себе говорить мировые СМИ, выпустив «Tesla за $500». Электрокар для детей — совместный проект производителей детских товаров с компанией Илона Маска. Эта действующая игрушка и впрямь напоминает знаменитую Model S от Tesla Motors: также оснащена литий-ионным аккумулятором, тоже имеет багажник спереди, можно приобрести «премиальную» быстросъемную батарею, на которой машинка будет ездить дольше без подзарядки.
Но даже в эпоху новых технологий основной товар Radio Flyer — все те же простые красные тележки, спрос на которые остается таким же высоким, как и 80 лет назад. Игрушечные тележки можно заметить во многих голливудских фильмах 1920–1940 годов, где в кадре есть дети. Потом эти четырехколесные игрушки перекочевали и в пригороды США 1950-х. Одноэтажные домики, аккуратно подстриженные газоны и личный автомобиль в каждом дворе стали атрибутами процветания, а без красной тележки американцы не представляли себе счастливого детства.
На телеге из Италии
Антонио Пасин (вариация более распространенной итальянской фамилии Паци) родился в 1897 году в окрестностях североитальянского городка Бассано-дель-Граппа, известного, конечно, больше граппой. К производству алкоголя семья Пасин, впрочем, отношения не имела. Многие ее поколения зарабатывали на жизнь, изготавливая мебель. Этому же ремеслу обучили и Антонио, но продолжать семейные традиции на родине он не хотел, с юных лет мечтая уехать из провинциального городка. Долго ждать отъезда парню не пришлось: родители посчитали удачной идею отправить сына на заработки в Америку. Чтобы купить билет на пароход, пришлось продать мула, но, по мнению семьи, это того стоило.
В 1914 году 16-летний Антонио прибыл в Нью-Йорк. Дальше новоиспеченный гражданин США отправился в Чикаго, где уже обосновался его двоюродный брат. Несмотря на ремесло в руках, первое время Антонио приходилось соглашаться на любую работу. Он трудился водоносом у бригады, прокладывавшей канализацию, мыл овощи в магазине у зеленщика, полировал пианино на фабрике музыкальных инструментов, был разнорабочим на строительстве дорог и сторожем на кладбище. Только спустя три года он скопил достаточно денег, чтобы купить необходимый набор столярных инструментов и снять комнату под мастерскую.
Антонио начал с обслуживания рынка технологий, увидев рекламу продукции Томаса Эдисона: «Я хочу, чтобы в каждом американском доме было по фонографу». Он начал делать на заказ деревянные шкафчики и тумбочки из красного дерева под фонографы. Мебель Пасина была высокого качества и пользовалась определенным спросом, но молодому столяру пришла еще более удачная идея заработка.
Для перевозки инструментов и материалов Антонио в 1917 году смастерил удобную четырехколесную тележку, выкрасив ее яркой красной краской, и именно она привлекла внимание покупателей. Клиенты, в доме которых были дети, когда приходили за шкафчиками и тумбочками, просили сделать для них такую же. По сравнению с трудоемким изготовлением резной мебели для фонографов, тележки были простым делом: требовали меньше времени, менее дорогих материалов, и, к тому же, здесь у Пасина не было конкурентов. Спустя какое-то время он понял, что это баловство приносит ему больше денег, чем мебель, какой бы искусно сработанной она ни была, и, как настоящий предприниматель, отреагировал на спрос.
Маленький Форд
Перемены выразились не только в расширении производства. Пасин, работавший до того момента только с деревом, в середине 1920-х изменил фамильному ремеслу, поверив в будущее новой технологии — штамповки металла. Ее активно использовали на автозаводах, где изготавливали на огромных станках из листов стали одинаковые детали для машин. Пасин решил, что этот же метод можно применить и для детских тележек, вдобавок так можно удешевить производство. Он переоборудовал фабрику под новую технологию, взял на вооружение конвейерный метод Форда, заключил договоры на поставку обрезков металла с автопроизводителями и начал выпускать штампованные стальные тележки красного цвета — другие цвета не пользовались спросом — по $3 (немногим более $40 в современном эквиваленте). В соответствии с новым товаром сменил и вывеску компании, переименовав Liberty Coaster в Radio Steel & Manufacturing, а новую модель назвал Radio Flyer.
Этот набор слов кажется бессмыслицей. Считается, что Пасина вдохновили две вехи прогресса: изобретение его земляка Гульельмо Маркони и беспосадочный перелет через Атлантику Чарльза Линдберга. Просто радио и авиация в то время были у всех на слуху. «Сейчас Антонио назвал бы продукт чем-то вроде сloud сomputer», — заключает внук основателя компании и нынешний ее глава Роберт Пасин.
Выживание компании игрушек в условиях кризиса, объяснялось, по мнению историка потребительской культуры Университета Пенсильвании Гэри Кросса, тем, что американцы изо всех сил пытались сохранить ощущение нормальной жизни для своих детей, а небольшие подарки лучше всего передавали это.
Время, вперед!
Во время Второй мировой о нормальной жизни пришлось забыть: в 1942–1945 гг. Radio Steel & Manufacturing переключилась на производство портативных канистр под топливо и воду для армии США. Но с восстановлением мира игрушки вернулись, причем бэби-бум подстегивал продажи. Компания выпустила несколько новых моделей, в том числе Radio Rancher Convertible — вместительную тележку со съемными бортами. В 1957 году Пасин расширил ассортимент за счет садовых тачек и мебели в расчете на растущий рынок пригородных домов с земельными участками. Но упор всегда делался на классические красные тележки Radio Flyer.
Это начиная с конца 1970-х чуть не погубило компанию. Во главе ее стоял уже сын Антонио — Марио Пасин (основатель бизнеса ушел на пенсию в возрасте 70 лет), не желавший отступать от традиций. Но время для такой принципиальности было неподходящим: классические игрушки начали уступать по популярности технологичным — видеоиграм и т.д. К тому же, в спину дышали Mattel и Hasbro, а семейные компании становились аномалией. Смена названия компании в 1987 году на Radio Flyer Inc., напоминающее о культовой модели, не изменила положения вещей. В начале 1990-х Little Tikes и Step2 выпустили более дешевые тележки из пластика, в то время как Пасины продолжали выпускать металлические.
Перемены пришли только с третьим поколением Пасинов: в 1997 году внуки Антонио Роберт и Пол стали президентом и вице-президентом компании соответственно. Роберт Пасин начал с пересмотра товарной линейки. «Мы ошибались, стараясь отличаться от конкурентов», — заявил он, запустив производство игрушек из пластика.
Что же касается подражания Форду, то в начале 1970-х на нем дилеры Ford Motors даже заработали, предлагая Radio Flyer всего за 1 цент в нагрузку к своим моделям-универсалам. Смысл акции заключался в рекламном слогане: «Единственный кузов, продающийся лучше кузова-универсала Ford».
Комментариев нет:
Отправить комментарий