Борис Гулько | Судьи – тогда и сейчас
Кому должна принадлежать власть в Израиле?
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Центральным вопросом политической жизни сегодняшнего Израиля стало: кому должна принадлежать власть? Позиция правых: правительству, составленному коалицией победивших на выборах партий. Позиция левых: решающее слово принадлежит судейской гильдии, возглавляемой членами Верховного суда, имеющими право отменять любые решения правительства, включая назначения министров и принимаемые законы. Власть гильдии – олигархическая и волей граждан не ограничена. А для придания ей лучшего имиджа она наречена демократией.
Власть судей в Земле Израиля уже существовала – во времена нашего возвращения из египетского рабства. Продолжалась она – по библейской хронологии – с 1244 г. до н. э. до 890 г. до н. э. За это время евреями правили 14 судей, обладавших политической, военной, правовой и духовной властью. Законодательные постановления сообщал народу пророк. Пророком мог оказываться и судья, как величайший из них – Шмуэль, равный в величии, по мнению наших мудрецов, Моше и Аарону. Если прочие судьи судили народ в определённом месте: – «Дебора, пророчица… судила Израиль в то время. Она сидела под пальмою Деборы, между Рамою и Бэйт-Элем, на горе Эфраимовой» (Книга судей 4:4-5), то Шмуэль для ведения судов постоянно странствовал по Земле Израиля.
Власть судей была демократической – их евреи избирали. Мы находим у Иосифа Флавия: «В награду за … подвиги храбрости Отниэль получил от народа почётную должность общественного судьи» (Иудейские древности, кн.5, гл.3), или: «Эхуд же был почтен народом… тем, что ему всецело поручили управление народом (И.д., кн.5, гл.4). В то же время есть у Иосифа Флавия сетование (И.д., кн.5, гл.2: 7), что в один из периодов «государственное устройство у евреев пришло в упадок; они перестали назначать старейшин и других, раньше обыкновенно выборных начальствующих лиц…».
Борьба евреев с врагами отражала и зарождавшийся в ту пору феминизм, и борьбу полов. Третьим судьёй была пророчица Дебора, единственная женщина среди судей. Стали править евреями в ту пору хананеи. Дебора призвала полководца Барака и поручила тому: «Возьми с собою десять тысяч человек из сынов Нафтали и из сынов Зевулуна. А я приведу к тебе, к потоку Кишон, Сисру, военачальника Явина, и колесницы его, и полчища его, и предам его в руки твои. И сказал ей Барак: если ты пойдешь со мною, то я пойду, а если не пойдешь со мною, я не пойду. И сказала она: готова я пойти с тобой, только ведь не твоей будет слава на этом пути, которым ты идешь, ибо в руки женщины предаст Господь Сисру» (4:6-9). И действительно – Сисру убила Яэль – из мидьян, присоединившихся к евреям вместе с тестем Моше Итро, шейхом мидьянским.
Сейчас Яэль – одно из самых распространённых имён среди израильтянок.
Соперничество полов отразила и история пятого судьи злодея Авимелеха, единственного, захватившего почётный пост благодаря родству с предыдущим судьёй – популярным героем Гидоном, победившим с отрядом всего в 300 воинов объединённую армию мидьян, амалекитян и народов пустыни.
После смерти Гидона, оставившего 72 сына, Авимелех, сын Гидона от наложницы, провёл с помощью родственников своей матери успешную предвыборную кампанию в Шхеме. Родственники Авимелеха спрашивали шхемцев: «Что лучше для вас: власть ли над вами семидесяти человек, всех сынов Гидона, или власть над вами одного человека? . . . и склонилось сердце шхемцев к Авимелеху . . .» (9:2-3). После удачного фандрайзинга нанял Авимелех «людей пустых и легкомысленных» и с их помощью казнил на одном камне 70 своих братьев. Спасся лишь младший из них Йотам. Тот, взобравшись на гору Гризим, возвышающуюся над Шхемом, «возвысив голос свой, воззвал» к горожанам. Замечательная речь Йотама, я думаю – самое яркое место в Книге судей.
Авимелех со своей бандой убили всех жителей Шхема. После этого «пошел Авимелех в Тевец, и осадил Тевец, и взял его. Но внутри города была крепостная башня, и убежали туда все мужчины и женщины, и все жители города, и заперлись, и взошли на кровлю башни. И подошел Авимелех к башне, и осадил ее, и подошел ко входу башни, чтобы сжечь ее огнем. Но одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. И призвал он тотчас отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч свой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: “Женщина убила его”. И пронзил его отрок его, и он умер» (9:50-54). Авимелех пострадал за честь нашего пола. Имя победившей его женщины осталось неизвестным.
Интересна история Ифтаха, 9-го судьи. Этот был сыном блудницы и знатного жителя Гилада. После смерти отца братья изгнали Ифтаха из дома. Стал он разбойником, «и собрались к Ифтаху люди пустые, и выходили с ним. И было, спустя некоторое время стали воевать сыны Аммоновы с Израилем» (11:3-4).
Старейшины Гилада обратились за помощью к Ифтаху. Ему предложили стать «главою всем жителям Гилада» и защитить их от аммонитян. Попеняв старейшинам за прошлые обиды, Ифтах предложение принял. История армии Ифтаха напоминает современную: создание героем Российской Федерации Пригожиным ЧВК «Вагнер».
Перед битвой с аммонитянами Ифтах написал тем письмо, доказывая несправедливость их претензий на еврейские земли. При этом Ифтах продемонстрировал прекрасную, особенно для разбойника, осведомлённость в истории и в ТАНАХе. А позже и в воинском деле. «И поразил он их (аммонитян) поражением весьма великим . . . и смирились аммонитяне пред сынами Израилевыми» (11:33).
Драма разразилась, когда Ифтах вернулся с войны. Он дал обет в случае победы принести в жертву первое, что выйдет навстречу ему из дверей его дома. Видимо, он надеялся, что это будет бык или баран. А вышла дочь его. . .
Величайшим из судей был, несомненно, пророк Шмуэль, единственный, судивший все колена Израилевы. Власть предшествовавших судей была локальной. Несколько книг Шмуэля канонизированы в ТАНАХе. Но именно к Шмуэлю пришли израильтяне и потребовали от него закончить правление судей и установить в Израиле царскую власть «как у всех народов». В этом смысле время Шмуэля сильно напоминает наши дни. Решается: будет ли власть над Израилем принадлежать судьям или признанным в данное время государственным органам?
Сейчас за власть судей выступает оппозиция и мобилизованные ей демонстранты (пишут о 350 шекелях человеку за участие в демонстрации плюс 100 шекелей на дорогу), о красных платьях для демонстранток, о завезённых из Китая флагах. Волнующийся за Израиль либеральный мир Европы и США жертвует фонды на борьбу против судебной реформы. Недавно Кнессет отверг закон, налагавший высокие пошлины на пожертвования из-за границы, призванные определять израильскую внутреннюю политику. Против этого закона возражали зарубежные доброхоты, желающие сохранить существующую практику.
Во времена Шмуэля у правления судей был куда более мощный союзник, чем левые доброхоты: сам Всевышний! А дело было так: «Когда состарился Шмуэль, то поставил сыновей своих судьями над Израилем… Но не ходили сыновья его по его пути, а склонились к корысти и брали взятки и кривили судом» (Шмуэль I, 8:1-3). В ту пору это было необычно – судьи никогда своих детей судьями не ставили. Это сейчас в судейской гильдии принято продвигать на важные юридические посты своих родственников.
«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Шмуэлю в Раму. И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем; поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как (это) у всех народов. И не понравилось слово это Шмуэлю, когда они сказали: дай нам царя, чтобы судить нас. И молился Шмуэль Господу. И сказал Господь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними» (8:4-7). После всех уговоров Шмуэля, расписывавшего народу тяготы для него царства, евреи избавились от судей и приобрели царей.
Расцвёл Иерусалим. Слава построенного Шломо иерусалимского Храма разлетелась по свету. Монархи с других континентов, как, например, царица Савская, спешили посетить его.
Разрослась мировая торговля Израиля. Корабли, снаряжённые царём Шломо, везли товары в Таршиш – это запад Иберийского полуострова, и обратно. Совместная экспедиция евреев с финикийцами за 2 с половиной года обогнула Африку.
Но, может быть, армия пострадала от уменьшения роли судей, традиционно руководивших ей? Вернёмся к сегодняшнему дню. В июле-августе 2006 года полыхала «Вторая ливанская война». Ход её чутко контролировала судейская гильдия. Каролайн Глик писала в ту пору, что прикомандированные к воинским частям адвокаты утверждали каждый выстрел израильской пушки. Такая опека не пошла армии на пользу. «Вторая ливанская» – одна из самых неудачных израильских войн. Из-за неё пало правительство Ольмерта.
После недавней израильской операции «Щит и стрела» против Исламского джихада, делегация НАТО исследовала действия израильской армии на предмет моральности. Было установлено, что правила открытия огня израильтян в 20 раз строже, чем у армий НАТО. Что означает – в 20 раз ниже эффективность действий армии израильтян и в 20 раз лучше защищённость от них врага, чем если бы джихадистам противостояла армия НАТО.
Обратная ситуация с демократичностью власти. В библейские времена демократичным органом были судьи. Попытка пророка Шмуэля сделать судейство наследственным, а не избранным, завершила ввиду неприятия этого народом, эпоху судей. Напротив, цари были авторитарным видом власти.
Сейчас – наоборот: демократически избирается Кнессет. А олигархическая власть – это Верховный суд. Но оценить ценность фактора демократичности власти мудрено. Главы правительств Израиля избирались, но часто бывали некомпетентны и принимали ужасные решения. «Ословский аккорд» утверждён Кнессетом…
Недаром евреи столетиями молятся о приходе царя-Машиаха, потомка царя Давида. Больше трёх тысячелетий мы вспоминаем, что имели когда-то мудрого правителя. Это была редчайшая удача.
Впрочем, мне нравится и нынешнее правительство Израиля, его первое правое правительство в истории.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Комментариев нет:
Отправить комментарий