Трамп решил поучить «демократических» американских евреев национальным инстинктам. Не в коня корм. Это старая традиция, идущая от эпохи Просвещения, которая для евреев стала эпохой Эмансипации. Европе предложили (Кант и прочие) новые принципы общественного объединения: гражданство и религию разума, причем независимо от конфессиональной или национальной принадлежности. Евреи, которым веками было отказано не только в гражданских, но и во многих человеческих правах, стали горячими сторонниками этой ломки «заборов», «выхода из гетто» и т.п. Выйдя из гетто, еврей, распахнув руки, побежал навстречу этой освобождающей волне, она освобождала его от тяжелой, для многих непосильной ноши «еврейства». Можно было, наконец-то стать таким, «как все». Правда, «все» были вовсе не безликими, в это же время полным ходом шел процесс формирования национальных государств, «все» оказались не просто гражданами Германии или Франции, а немцами, французами и христианами. Среди евреев тоже возникли робкие голоса в пользу национального самоопределения, призывы «не разбегаться» и т.п., но, вырвавшись из загона гетто евреи разбежались кто куда. В основном в русло новых национальных культур. Пошла волна крещений, что тогда означало, фактически, отказ от национальной принадлежности, те же, кто не был готов на столь решительный шаг, стали изобретателями «нового иудаизма» в рамках «религии в пределах только разума» с упором, в духе Канта, на этические и универсальные принципы. Кант, правда подверг иудаизм разгромной критике («универсальные» немецкие философы, как сговорившись, оказались антисемитами, и Шеллинг, и Гегель, и те, что пришли позже), но евреев, последователей Моше Мендельсона, это не смутило, они изо всех сил гребли в сторону немецкого «гражданского общества», которое все более уклонялось к национализму, тогда-то (в первую половину 19 века) было создано новое религиозное движение: «реформистский», или «прогрессивный» иудаизм, на основах универсальных и этических принципов. Из Германии он перекинулся на другие страны Европы, а затем и в Америку, где стал господствующим течением. Не случайно, кстати, именно реформисты в Израиле подали недавно иск в Верховный Суд с требованием запретить «крайне националистическую» партию «Еврейская сила» - до сих пор их, «реформистов-прогрессистов», главным врагом остается еврейский национализм. Герман Коген, знаменитый «немецкий» философ-некантианец (у него в Марбурге учился Пастернак и даже получил от Когена предложение «остаться на кафедере» - возник бы еще один «немецкий философ»), написавший «Религию разума по источникам иудаизма», был крутым немецким патриотом, поддержавшим вступление Германии в Первую мировую войну. (Отдадим ему должное: он боролся и против антисемитизма, немецкого и русского (приезжал в Россию) и много сделал для еврейского культурного и религиозного просвещения.) Именно в среде «прогрессивных» евреев возникла проблема «двойной лояльности» - для еврея ортодоксального в религиозном или национальном смысле такой проблемы нет.
Сегодняшнее «прогрессивное» и «демократическое» американское (как и израильское) еврейство лояльно прежде всего своей «прогрессивной» идеологии, а за ней – хоть трава не расти. И Трамп, внезапно подняв вопрос о еврейской национальной идентификации, застал этих евреев врасплох, поставил их «в неудобное положение», так что понятен их дружный вой, как от внезапно обострившейся зубной боли…
Комментариев нет:
Отправить комментарий