КАРЛ МАРКС: ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ДО «КАПИТАЛА»
Комикс о Карле Марксе. Даже выговорить непросто, а уж представить себе… Тем не менее издательство МИФ, изрядно пошатнув сложившиеся среди некомиксистов стереотипы о карикатурности и несерьезности жанра, выпустило графический роман о знаменитом философе и экономисте, который так и называется — «Маркс» (12+). Всё сурово, познавательно и драматично, как сама жизнь. С толикой юмора, конечно.
Если бы Маркса спросили, представлял ли он, что попадет в XXI веке в комикс, наверняка он ответил бы, что комикс — это самое незначительное, куда он мог бы попасть. Ведь впереди маячила ни много ни мало мировая история!
Но Маркс не Супермен. Это придуманные супергерои сначала попадают в комиксы, а потом в историю. С реальными личностями все наоборот. Кстати, хотя Маркс и не знал про Супермена (тот появился на полвека позже), сами комиксы в Европе XIX века уже вовсю печатались, причем фабричным способом. А корни их истории в XVI веке, там первые картинки с текстами назывались аллилуйями и имели религиозное содержание.
Но вернемся к Марксу, Карлу.
Обычный ребенок из многодетной семьи судебного советника, Карл если и чувствовал порой некий ореол избранности, то никак это не проявлял. Он мог, конечно, проявить характер и по-детски поскандалить с отцом по поводу выбора религии, но это скорее в виде исключения. В основном занятия юного Маркса не отличались от наших с вами. «Закрой глаза, открой рот» проходили ну точно все, а уж одуванчик в руке, камушек или червяк — это детали.
А вот Маркс-студент . Мечтаешь стать поэтом, а тебе говорят о праве.
Интересный факт: Маркс писал лирические стихи, и, по свидетельству супруги Женни, хотел уничтожить их, но они все же сохранились.
Скучная сторона медали под названием «студенчество» менялась на веселую со скоростью волчка. Следующую картинку можно не комментировать. Она понятна и близка студентам всех времен и народов.
Как, впрочем, и эта.
От религии к праву, от философии к пирушкам, от дуэлей к поэзии и женитьбе, а затем — внезапно — к журналистике. Карл активно искал себя и свое место в мире.
Он переезжает учиться в Берлин, где начинает работать в «Рейнской газете» и получает первую зарплату. В его голове и на страницах издания нестройный, но громкий хор известных мыслителей и их идей. Сен-Симон — о производстве и потреблении. Шарль Фурье — об идеальном гармоничном обществе. Сисмонди — о равенстве людей из разных социальных классов…
Нам не составит труда угадать результат.
«В этой стране невозможно быть журналистом, — безапелляционно заявил Маркс и отправился с женой Женни в Париж. — Там сотни газет, а полиции меньше, чем где бы то ни было в Европе. Там свободно говорят о революции, демократии, коммунизме… Там я открою новую газету, и она будет называться „Немецко-французский ежегодник“!»
Самое важное событие этого периода — знакомство с Фридрихом Энгельсом. Он принес Марксу статью для газеты и рассказал о тяжелом положении рабочих в немецкой промышленности, где работал в отцовской компании. Их совместные размышления и публикации в газете о коммунизме и мировой революции привели к скорому выдворению Маркса из Франции. Он отправился в Бельгию. Куда, впрочем, сразу перебрался и Энгельс.
Энгельс бросил работу на заводе отца и твердо решил стать «бедным интеллектуалом». Не совсем, конечно. Отец присылал ему немного денег.
Началась совместная бурная деятельность с разной степенью результативности.
Как ожидаемое следствие — гонения и следующий переезд, на это раз в Англию. Годы нужды и неожиданного достатка стали временем рождения opus magnum Карла Маркса — труда «Капитал. Критика политической экономии». Он же положил начало важнейшей вехи жизни и работы философа.
…А затем вдруг в малиновом плаще Супермена наш герой появляется сначала в 1989-м , а затем и в 2000-х — глядя на падение Берлинской стены, новые рынки, безработицу, кризис 2008-го …
Но мы, пожалуй, остановимся на этом, заканчивая материал приемом, который в терминологии комиксистов носит название «клиффхэнгер». Попросту говоря, на самом интересном месте.
* * *
Статья подготовлена по материалам графической биографии «Маркс» (12+) издательства «Манн, Иванов и Фербер».
Комментариев нет:
Отправить комментарий