КУКЛЫ ИЗ ТРЕХ КОЛЛЕКЦИЙ:«ПЯТАЯ ГРАФА»,«ЕВРЕЙСКАЯ МАМА» И «ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ" |
Кукольная история Валерии Гайшун
Фото: Вадим Рожков
Наталия КРУПИЦА
Продолжение кукольной истории Валерии Гайшун в Витебске — не случайность. Счастливой случайностью, скорее, было знакомство с минчанкой Валерией Гайшун, которая сделала Дому-музею Марка Шагала на Покровской улице необычный подарок – куклу, изображающую мать художника Фейгу-Иту.
Этот эпизод спровоцировал интерес к творчеству Валерии Гайшун и у работников музея, и у посетителей, и вот, спустя некоторое время, он удовлетворен вполне.
В Витебском Арт-центре Марка Шагала на выставке «В поисках утраченного» автор демонстрирует своих кукол, которые выполнены из шерсти в технике сухого валяния.
Их сорок четыре, они представители трех коллекций – «Пятая графа», «Еврейская мама» и «Еврейское счастье», и это половина всего необыкновенного собрания.
«Все мои персонажи – евреи из прошлого времени, времени СССР, люди, которых я знала по Бобруйску, где родилась.
Это им посвящение, и в том числе – моему деду, которого я обожала, поэтому у моих кукол есть имена и своя история», – поделилась Валерия.
И, правда, эти удивительные куклы, сделанные с большой любовью и юмором, душевным трепетом и знанием культуры и быта еврейского местечка, вызывают теплые чувства (да к тому же, из такого уютного материала изготовлены неспроста).
Здесь изображение учительницы музыки Симы Исаевны, уехавшей из Бобруйска с первой волной эмиграции, и киоскера Левы, торгующего крошечными журналами «Огонек», «Советский экран», «Здоровье», и фотограф Семен, и учительница немецкого языка Белла Львовна, и портной Лейб…
Причем, по восприятию куклы – это самые настоящие постановочные сюжеты, например о том, как «долго Броня просила Марика ездить аккуратно, а он не послушался и таки упал».
Портреты шаржированные, но, наверное, автор и не могла иначе показать своих героев, кого любит и помнит, поскольку сама Валерия — человек остроумный, ироничный.
Благодаря ее «шерстяному» населению как бы воссоздан дух и колорит еврейского местечка.
Что же касается изготовления, то Валерия Гайшун при создании своих кукольных сюжетов использует уникальные мини-детали, которые порой приходится приобретать у антикваров или заказывать у мастеров.
Так, крошечный велосипедик, с которого навернулся тот самый Марик, был добыт ею в Даугавпилсе, а немецкая игрушечная швейная машинка для портного Лейба с датировкой «1942 год» продана за полцены антикваром, который восхитился творчеством Валерии.
Это стало поводом для шутки в духе Валерии: «Конечно, клейма зачистили, но каков пассаж – машинка из фашистской Германии для еврейского портного, да по бросовой цене!».
Многие куклы покинули автора, уехали на постоянное место жительства в Израиль, Россию, Францию и даже Филиппины, отправились к новым владельцам – своим прототипам.
– Мне пришлось открывать собственный ОВИР, – шутила Валерия. – Каждой убывающей кукле я готовлю сертификат в виде красного советского паспорта, в котором указаны имя, год рождения.
И у себя оставляю дубликаты на память. По ним можно определить, что мои куклы уже пережили несколько волн эмиграции.
Кстати, у коллекционных выставочных экспонатов таких паспортов нет, поскольку они навсегда остаются на родине.
Один из последних показов кукол Гайшун, и они вызвали много теплых откликов, состоялся на международной кукольной выставке в Минске «Панна DOLL», в которой участвовали авторы из 18-ти стран.
Валерия Гайшун по образованию экономист, художник в душе и рукодельница.
Технику валяния из шерсти она осваивала самостоятельно, но то, что получилось – действительно произведения искусства.
Какого – ответ каждый найдет сам.
От автора только одна подсказка: «Куклы – особый вид искусства, они способны вернуть в детство, когда человек умеет жить, не нахмурив лоб».
Автор фото: Михаил Молявко
Азохен вэй!((((((((((((((((((((((( Еврейское счастье....
ОтветитьУдалитьИЗУМИТЕЛЬНО! Спасибо за публикацию.
ОтветитьУдалить