В дневнике Михаила
Пришвина читаю: « Я, переиспытав в своей жизни всякие беды, пришел к тому, что
людям нельзя жить одним страданием, и что если я буду писать о радости, которая
заложена в существе жизни, то все будет у меня хорошо для моего народа, и сам я
выполню свое назначение и долг. Жизнь есть великое сокровище, и человек хочет
им обладать».
Художник Клецель – единомышленник писателя
Пришвина. О чем бы он не писал свои картины, Клецель пишет о радости жизни, о
ее полноте.
Не молод Вениамин Клецель, за плечами много
пережитого, но сила жизни в его полотнах и графике такова, что сама эта
живопись способна подействовать на человека как волшебное лекарство, как
элексир бодрости.
Помню, попал в мастерскую Клецеля не в лучшем
настроении. Но как только оказался в замкнутом пространстве его работ, в
тесной, залитой солнцем, мастерской, сразу очнулся, ожил, забегал от стены к
стене, от картины к картине, стал задавать дурацкие вопросы… Пора было уходить,
а уходить из мастерской художника не хотелось.
Дело не в том, что передо мной были работы
настоящего профессионала, человека, все знающего о силе лини и могуществе красок – дело было в чем-то
неуловимом, непонятном, тайном, в том, что делает настоящую живопись –
живописью.
Возможно, искусствоведы и знают секреты
«разоблачения» тайны художника. Я же никогда не умел говорить об этом. Как
можно раскрыть тайну красоты природы? Она существует – и этого достаточно.
Русский писатель Пришвин понятия не имел, что
его мироощущение сродни философии хасидизма. Он наверняка ничего не слышал о
Беште или Маггиде из Межерича.
Мы же вспомним слова Эли Визеля о
Баал-Шем-Тове: «Бешт учил радостью побеждать печаль: «Человек, который смотрит
только на себя, не может не впасть в отчаяние, но как только поднимет глаза на
окружающий его мир, радость откроется ему».
И еще я вспомнил другие слова Эли Визеля о
Баал- Шем – Тове, когда старался раскрыть секрет живописи Вениамина Клецеля:
«Анализировать эти истории – значит умалять их; беспристрастно изучать –
значит, оставаясь в стороне, осквернить их простодушную искренность.
Беспристрастный исследователь теряет, а не приобретает».
В каждом своем полотне, в каждом рисунке
Клецель рассказывает какую-то историю, и истории эти полны «простодушной
искренности». Той художественной простоты, за которой всегда стоит удивительная
сложность таланта.
Художника вне детства, вне своей родины и народа не бывает. Клецель -
еврейский художник. Он ясно понимает себя, а потому и точно отображает душу
своего народа.
Художник остановил мое внимание тогда, в час
первой встречи, тем, что понял что-то обо мне лично, что-то рассказал обо мне,
что-то раскрыл в моем характере, в способности видеть мир вокруг себя именно
таким.
Родство с миром живописи Клецеля чувствуют
многие обладатели его полотен. Родство - это возможность радости, это прорыв из
одиночества, а что еще нужно человеку в контакте с подлинным искусством.
Для концовки этой заметки я приберег цитату из
записок Сальвадора Дали. Вот она: «Увидел – и запало в душу, и через кисть
пролилось на холст. Это живопись. И то же самое – любовь».
Любовью и добротой пишет свои картины Вениамин Клецель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий