Мирон Амусья: Почему существует еврейский народ
(Мнение весьма заинтересованного)
Наш народ в ходе тысячелетий своей истории не только находил, но и что-то терял. Радость приносили находки, печаль, а иногда и страх за будущее — потери. Но этот опыт показывает, что народ восстанавливался неизменно, даже после тяжелейших потерь и изгнаний. Его успешное развитие не остановить сейчас.
Памяти далёких и близких предков с глубокой благодарностью посвящаю
В последнее время в Израиле идёт особо заметная в русскоязычной среде злобная пропаганда ненависти в адрес людей религиозных. Адепты таких настроений и их коноводы утверждают, что злобу вызывают не религиозных люди вообще, но только те, кто отлынивают от армии и живут на шее у государства, а своими запретами транспорта и работы магазинов по субботам вмешиваются в их, свободных людей, личную жизнь.
Вся лживость этой аргументации проявляется в том, что нерелигиозных уклонистов, которых, наверное, больше, чем учеников иешив, кстати, упорно учащихся, т.е. работающих, вовсе не ненавидят. Нет ненависти и ко множеству пенсионеров, ни дня не проработавших на Израиль и в Израиле, но получающих пособие и ряд других выплат, в совокупности образующих вовсе не «нищенскую подачку».
Конечно, это не «русскоговорящая» община придумала борьбу с религиозным засильем. Это было и у Лапида-папы, этим подкармливается и Лапид-сын. Неприязнь к религиозным характерна и для принадлежащих левой части политического спектра. Но особого накала неприязнь, ставшая ненавистью, достигла начиная с марта-апреля 2019, под идейным водительством А. Либермана, из-за опасений его краха как политика. Именно с того времени «загудели, заиграли провода», и контролируемые Либерманом СМИ начали исходить такой злобой, такой ненавистью к «не служащим в армии», «нигде не работающим», которую я со времён конца 40-х — начала 50-х прошлого века в СССР, там против евреев, здесь против «досов» (одна из кличек так называемых ультра-ортодоксов) не помню. Упрёки и про нахлебничество, и про армию суть преднамеренная ложь, первая просто противоречащая известным фактам, а вторая умышленно игнорирующая очевидное — высокотехнологичной АОИ нет нужды в таком числе новобранцев, которых ей ежегодно поставляет быстро прирастающий детьми и, следовательно, молодёжью, современный Израиль.
Описание этого припадка ненависти на основании данных, видных и читанных каждым, кто следит хоть с минимальным вниманием за русскоязычными СМИ и ФБ, появилось на сайтах и в сети, например, здесь, в статье Е. Римон. Нет недостатка и в обоснованных доказательствах несправедливости, и в применение к ультра-ортодоксам, обвинений в нахлебничестве, например. Что меня поразило, так это обилие комментариев, в прозе и стишатах, напрочь отметающих самое существование этой волны антисемитизма, простите, анти-ортодоксизма в русскоязычной прессе. А некоторые так утверждают, будто обвинения в адрес упомянутых русскоязычных сайтов получены Римон с применением «антинаучных методик». Просто цирк. Право же, читается как у классиков «Такого большого с двумя горбами не бывает».
Должен сказать, что на работе в Еврейском университете сталкивался неоднократно с ортодоксальными евреями, в том числе и с харедим, и с религиозными сионистами. Все, с кем имел дело, были хорошо образованными специалистами своего дела, людьми с широким кругозором, но жёстко следовавшими предписаниям иудейской веры. Этим они у меня ничего, кроме дополнительного уважения как хранители этой веры, обеспечившей то, что еврейский народ, несмотря на все гонения, воссоздал государство, в котором мне посчастливилось работать и жить, не вызвали. Не там, где находят их либерманцы, вижу я истинных нахлебников и разрушителей еврейского характера Израиля.
Естественное развитие неживого и живого в мире начинается с зарождения, проходит стадию развития, достигающую некоего максимума наивысшей структурной сложности, после чего следует деградация, завершающаяся разрушением и смертью. Такой переход от высшей сложности к деградации вполне согласуется с термодинамическим принципом возрастания энтропии. Конечно, этот принцип описывает лишь, строго говоря, замкнутые, изолированные системы, в рамки которых не укладывается этапы зарождения и развития, на которых энтропия не увеличивается, а должна уменьшается, а, следовательно, система не замкнута.
Таким же циклам развития подвержены, как каждый знает, люди, народы, государства. Я не историк ни в малейшей мере, но мне неизвестно ни одного примера развития народа, в котором был бы не один, а два или более максимума, даже если максимум определять только по численности этого народа, за исключением евреев. История существования человека относительно длинна, и мне, во всяком случае, недостаточно известна. Но узнал ещё в молодые годы, и усвоил прочно, что только евреи идут, несмотря на тысячелетия гонений, этим необычным, я бы сказал, антиэнтропийным путём. Это привело с разрывом в две тысячи лет к воссозданию, подчёркиваю это слово, воссозданию, а не созданию, еврейского государства. Примечательно, что преемственность, а не новорождённость подчёркивалась в основополагающем документе — «Декларации независимости», основателями современного Израиля, среди которых большинство составляли люди нерелигиозные, секулярные[1].
В принципе, одного изгнания могло бы хватить для превращения народа в историческую реликвию, в предмет интересного лишь историкам некоего давно исчезнувшего реликта. А подобных трудностей на историческом пути евреев было несколько. Но, несмотря на это, даже нацистам, через тысячелетия после изгнаний, было кого уничтожать. Примечательно, и в этом нет сколько-нибудь существенного сомнения, что генетически древние изгнанники и недавние нацистские жертвы были одним и тем же народом, тем же, что составляет основную массу населения сегодняшнего государства Израиль. Чтобы отрицать это, надо сегодня быть полным невеждой[2], в еврейской, да и мировой истории, вроде профессора Ш. Занда специалиста по французской кинематографии 20-го века[3],
В принципе возможно предположить, что эта антиэнтропийность, «работающая» на значительном для жизни человека периоде времени, определяется генетическими особенностями только одного, еврейского племени. Никакими данными в пользу этого предположения я, однако, не располагаю. Не слышал и не читал я ничего подобного у генетиков. Куда более естественным, и явно оправдывающимся историей, является признание цементирующей роли еврейской религии, так модифицировавшей обычаи народа, или так взаимодействующей с народными обычаями, что они вместе стали удивительно жизнеспособным основанием отличия от других и устойчивости во времени именно еврейского народа.
Ясно, что чтобы подчинить массу людей, не имея над ними гражданской власти, требовалась власть духовная, т.е. религия. Именно она должна была сформулировать и зафиксировать набором поведенческих канонов это отличие от других народов, всё то, что можно было бы назвать инакостью. Только закреплённые в религиозных догматах могли быть выполнены, для лишившейся военной силы и территориального оплота в виде своей земли группы людей, две задачи сразу — сохраниться и отличаться. Есть все основания поздравить тех, в основном безвестных, кто занимался, возможно, в ряде поколений, этой труднейшей задачей с ошеломительным успехом. Появилась религия, возникли обычаи, следуя которым народ и в рассеянии, тысячелетия сохранял свою идентичность, сочетавшую на огромном временном интервале довольно успешно, несмотря на то что был всюду в меньшинстве, способность сохранить себя и не перейти в некое второстепенное, бродячее положение.
Были проговорены, а затем и прописаны особенности поведения, при котором воспоминания о своём прежнем месте жительства сохранялись не в виде туманной грёзы, а в виде конкретной цели «На следующий год в Иерусалиме», определивший многовековое, религией вдохновляемое, и воплощаемое в жизнь религиозными авторитетами, желание вернуться на исконную родину, под которой однозначно понималась Палестина. И уже в средние века люди религиозные образуют тот ручеёк, который постепенно наполняет с ходом времени почти лишившуюся евреев Палестину
Важнейшей традицией — предписанием религии, через века подчёркивающей их отличие от всего христианского мира, стало обрезание. Для ассимилянтов одним из первых шагов была и осталась отмена обрезания. Отмечу, попутно, основания предполагать, что обрезание на 8-ой день после рождения у евреев и в 13 лет у мусульман приводят к значительнейшей разнице, вплоть до склонности к терроризму у одних, в поведении тех и других уже во взрослом состоянии. Очень важным было раннее приобщение ребёнка к обучению чтению, письму, что намного раньше других народов привело к умению читать и писать, а к совершеннолетию, наступавшему в 13 лет, вести с взрослыми дискуссии по широчайшему кругу тем. Так вместо культа грубой силы, с опережением на многие столетия, именно еврейская религия ввела культ знания вместо культа силы, сделала профессию учёного-открывателя важнее профессии воина-завоевателя. Напомню, что тогда религия в основных своих чертах была едина и по определению ортодоксальна, несмотря на наличие многих отклонений во второстепенных с точки зрения сохранения инакости народа, деталей. Сами по себе дискуссии, критическое отношение к прочитанному, умение взглянуть на проблему с неожиданной стороны заложило фундамент той роли, которую после эмансипации смогли сыграть евреи в развитии современной науки.
Процитирую нашу с проф. М. Перельманом статью «Особенности формирования менталитета человека» опубликованную в 2004:
«Представляется, что это установление — приступать к изучениям заповедей в 13 лет, неуклонно соблюдающееся на протяжении не менее двух тысячелетий, при смене порядка 100 поколений, сыграло определяющую роль во всей истории еврейского народа. … Именно к этому периоду, сознательно или случайно, приурочен со времен седой древности, помимо упомянутого изучения заповедей, обряд совершеннолетия мальчиков — Бар-Мицва: именно в возрасте максимальной восприимчивости, в возрасте формирования подсознания подростки торжественно выступали в синагоге с чтением Торы и поучениями перед всей общиной, т.е. получали в иудаистской традиции интенсивное духовное подкрепление системы ценностей — и это навсегда запечатлевало в них непреходящую приверженность своей религии, возможность преодолевать безусловные инстинкты жизни не в состоянии недолгого аффекта, а постоянно!».
Очень забавно звучит любимое «русскоязычными» образованцами словосочетание «религиозный мракобес». Сам по себе термин красноречиво несёт на себе печать своего малограмотного происхождения. Удивительно такие обвинения в адрес религиозных авторитетов и учеников израильских иешив слушать от выпускников отнюдь не лучших, а средненьких, если не худшеньких советских ВУЗов, выпускники которых в основном люди весьма посредственно образованные. Им в голову не приходит, что иешива готовит нужных специалистов — судей раввинских судов (они уж точно не уступят тем секулярным судьям, что выпустили убийцу Задорова под домашний арест), преподавателей иудаизма, который куда полезнее преподававшейся в СССР истории партии, но и почти всей современной философии, и ряду других специалистов.
Человеческое общество не может существовать без набора правил, регулирующих поведение его членов, формулирующих «что такое хорошо, и что такое плохо» для этого общества и предусматривающих наказание за «плохо», соответствующее принятым принципам данного общества. Так вот основы права были заложены в еврейских законах раньше, чем появилось «римское право», основа современной юриспруденции. И современное право во многом опирается на еврейское. «Римское право, на базе которого создана и современная система законов, непосредственно и прямым образом вытекает из более древнего права еврейского, на нем базируется и является его явным наследником», — писал И. Торик в статье «Израиль. Национальная и политическая идея» в 2004.
То ли у евреев были хорошие врачи, то ли умные религиозные авторитеты, а секулярных, для них авторитетных, властителей у евреев после потери государства не было два тысячелетия, или действовала комбинация и того, и другого, но ряд чисто гигиенических правил закрепились в поведении евреев как религиозные догматы. Я имею в виду мытьё, в первую очередь рук, отказ от скоропортящегося в жарком климате мяса свиньи, пожалуй, обрезание, и целый ряд других медицинских предписаний, сформулированных как религиозный догмат.
Основой успешной работы является чередование её с отдыхом. Так появляется запрет на работу в субботу, который касается не только людей богатых, но и их обслуги. Обязательность выходного дня, притом именно раз в неделю, всеобщей становится у других народов много позднее.
Есть ещё один важный аспект жизни религиозных евреев, который своим примером положительнейшим образом сказывается на людях секулярных — у них большие семьи. Естественные семьи, в ладах с природой человека, а не их ублюдочный эрзац, который навязывают, притом безуспешно, леваки, по сути, тоже образованцы, по всему миру. Семьи у ортодоксов прочные, развод в них, на пользу семье, преднамеренно затруднён традицией и конкретными предписаниями, развита взаимопомощь, а дети по дому начинают работать очень рано. Это еврейская религия помогла разрядить демографическую бомбу, способную превратить евреев и в Израиле в национальное меньшинство. Общими усилиями религиозных и секулярных с угрозой этой бомбы покончено.
Центром семьи является мать, интеллектуальным авторитетом — отец, а объектом заботы — младшие, особо самые малые, старые и слабые. Несколько раз сталкивался с молодёжью из религиозных семей, всегда поражаясь их умению себя вести, готовности помочь пожилому, а тем более старому. Всё это тоже важные позитивные примеры. Дети из больших семей сильно отличаются от детей-одиночек, которые привыкают быть центром внимания. Оттуда идёт их нередкая неосновательная грубость в адрес старших. Замечу, что выдающиеся люди появляются в больших религиозных семьях совсем не редко, если их сравнивать с семьями секулярными.
Отмечу, что народ еврейский сохранился решающим образом не благодаря своим исторически недавним ярчайшим учёным, не обилием крупных инженеров и военачальников времён ВМВ, списки которых со странным упорством рассылаются теми, кто ещё недавно, в СССР, своё еврейство, мягко говоря, не афишировал. Еврейский народ держала и предохраняла от растворения в других народах из-за ассимиляции вера и обычаи.
Кто продлит это линию дальше во времени? Еврейство из СССР, которое с такой лёгкостью в массе отказалось от своего языка, истории, имён, превратив за редчайшим исключением, Хаимов в Ефимов, от всех своих обычаев и праздников? Те его представители, кто приехав в Израиль, по-прежнему живёт телевидением из Москвы, тамошними сплетнями и склоками, 8-ым марта и 23-им февраля, интересуясь всем там, от Акунина до Якунина, но ничего не зная и знать не желая об израильских литературе, музыке, истории, не считая её своею? Те, кто, приезжая, говорили, что якобы делали алию, а себя величали олим, репатриантами, т.е. вернувшимися, а по приезде оказались в великоватом числе обыкновенными экономическими эмигрантами, и норовят страну, давшую в тяжёлую минуту им стол и кров, утащить в своё прошло, развалившееся и в переносном, и прямом смысле — чтоб было как в СССР? Конечно, это небольшая часть алии, но наиболее крикливая и наглая, та, кого я зову либерманцами. Однако, уже их дети в основном иные, способные вместо вконец испорченных родителей сохранить связь времён.
Некоторые, со скрипом признавая роль еврейской религии в прошлом, утверждают, что современные ортодоксы, а, тем более, ультра-ортодоксы, т.е., очень плохие люди, весь этот сегодняшний «опиум для народа», к далёкой старине не имеют ровно никакого отношения, а произошли сравнительно недавно. Вот как пишет об этом С. Рон-Мориа:
«Невежей[5], г-н Амусья, является тот, кто не знает, что харедим как явление и направление не насчитывают в еврейской истории не то, что двух тысяч, но даже и двухсот лет».
А сын покойного достойнейшего отца заходится просто в визге «Невежественный, невежественно» и т.п. по моему поводу, поскольку утверждаю обратное. Нет, уважаемые! Позволю себе напомнить, что ортодоксы, в их числе и ультра, есть основа того великого дерева еврейской религии, его стержень, от которого с приходом эмансипации немногим более 200 лет назад, откалывались и на основе которого развивались разные современные течения иудаизма.
В семье, однако, не без урода. Такие есть и среди ультра- и просто ортодоксов, кто, крайний пример, «Нетурей карта», являются врагами современного Израиля. Это небольшие секты, а врагов Израиля совсем немало и среди приехавших из-за границы людей секулярных, в том числе и с последней алиёй из бывшего СССР. Притом эти «репатрианты» с огромной энергией и напором разрушают дух Израиля, пытаясь уничтожить его еврейский характер, становясь вовсе нередко «агентами чуждого влияния». А определяется он и закрепляется в очень большой мере именно ортодоксальными евреями.
Для меня особо существенно отношение к земле Израиля. Сколько я читал сетований тех, кто попал в какую-то «израиловку» вместо вожделенных США с Германией, стонов о том, как их, «образованных и столичных», судьба-злодейка забросила в жалкую и отсталую провинцию. Некоторые уехали из Израиля из-за военных действий в 2006, во время 2-ой Ливанской войны, совсем не малое число просило защиты и помощи у президента РФ и даже у жулика Гайдамака, которого отбросы с «русской улицы» норовили просунуть в мэры Иерусалима. А вот эти «пейсатые» не просят защиты у земных сильных мира сего, не побегут с этой земли, поскольку для них она одна. Что бы тут ни произошло, сохранят свою, и, тем самым, мою историю и традицию. Из их числа берутся те, кто по кусочкам собирают останки погибших в боях, террористических актах, катастрофах. Их верность традиции мешает строительству, плюя на память умерших, на местах когдатошних, даже очень древних кладбищ. Это всё важнейшие факторы для сохранения морали общества.
Немало среди отщепенцев и тех, кто приехали с алиёй из СССР — от прямых шпионов вроде Клинберга или Калмановича, агентов в лучшем случае влияния а-ля Кедми, до перерожденцев, которые, приехав в Израиль, в нём разочаровались, как писал великий поэт в несколько иной ситуации: «Оскорблён мой идеал: тот же член мочу сливает и потомство продлевает». Здесь и покойный А. Этерман, отошедший от иудаизма и пробавлявшийся в итоге стыдным антиизраилизмом, и беспокойный И. Шамир, сначала ярый сионист, в нём потом так же яро разочаровавшийся и ставший жалким и лживым пропагандистом антиизраилизма, когдатошний диссидент, борец за право выезда евреев в Израиль В. Браиловский, математик, здесь примкнувший к жалкой памяти «Шиную», и боровшийся за свободу свиноедения, Печально, но факт — не только цветы, но и сорняк порождается еврейским народом.
С тоской смотрю я на происходящее с С. Рон, автором сильнейшей повести «Пережить фараона», правой ведущей журналистки, многолетнее знакомство с которой я почитал за честь, сионистской подпольщицы в Ленинграде. Теперь это всё в прошлом. То, что она переродилась, проявляется в её статьях и комментариях на ФБ, в их недостоверности и её крайней грубости при ответах оппонентам. Теперь это уже не политический обозреватель достойной правой газеты «Макор Ришон», а стремительно левеющий политбоец. Не взял Н. Бенет — пригодилась в стыдном сборище «Новой надежды» Г. Саара, на «почётном» 25-ом номере в его списке, едва набравшем шесть мандатов. И вот этот то политбоец в трёх статьях, из которых самая одиозная пока «Два города и одна страна», пишет, будто это религиозные общины, их руководство создают угрозу существованию государства Израиль! Разумеется, это неправда, написанная с обочины успешно развивающегося израильского общества.
Наш народ в ходе тысячелетий своей истории не только находил, но и что-то терял. Радость приносили находки, печаль, а иногда и страх за будущее — потери. Но этот опыт показывает, что народ восстанавливался неизменно, даже после тяжелейших потерь и изгнаний. Его успешное развитие не остановить сейчас, несмотря на ту пёструю разнонаправленную мелюзгу, которая находится у его руководства в данный момент. Прочно скроен этот, оказавшийся способным вынести за прошедшие тысячелетия столько невзгод, еврейский народ. Совсем не шаткой оказалась эта страна — сегодняшний Израиль. Есть все основания для оптимизма.
Иерусалим
___
[1] Полагаю неправильным использование слова «светские», отсылающее к некоему высокообразованному слою общества, к которому либерманды-образованцы явно не принадлежат.
[2] Прошу особо ретивых критиканш (или критикинь?) не путать невежд с невежами.
[3] Имею право назвать Занда так заочно, поскольку точно так же называл его очно, в подробном разговоре сначала с его женой, а затем и с ним. С тех времён пошёл мой призыв «Остановить «зандирование»»!
[4] Цитирую по памяти.
[5] См. примечание 2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий