Подкоп под репутацию классика
При продаже искусства продается, конечно, сама работа, но в еще большей степени продается мнение о ней.
Провинция отличается от столицы прежде всего определенностью. В провинции точно знают, что надо носить, читать и смотреть. В столице же, где куется настоящее и отчасти будущее такой уверенности вы не встретите. Хаос, брауновское движение молекул, муравейник.
Английское слово conceptual – концептуальный начинается со слога “CON”, что на разговорном языке означает «надувательство, разводку, лохотрон». CON ARTIST – значит, «жулик».
Удивительно, но известнейший концептуальный артист Damien Hirst в газете Independent удостоился именно такого сокращения. Статья называется «Продавайте, пока не поздно…» Дэймиен Херст – один из самых успешных и богатых британских художников, в 2008 году он поставил мировой рекорд продав на разных аукционах своих работ на 118 миллионов фунтов, почти 180 миллионов долларов.
Напомним его этапы большого пути. В 1992 году известный коллекционер Чарльз Саачи заказал ему работу «Физическая невозможность смерти в сознании живого человека».
За полтора миллиона продалась работа «Гимн», огромная модель человеческого скелета. Художник, окрыленный большими деньгами, замахнулся на грандиозный проект «Ради Божественной Любви» – череп Гомо Сапиенса, утыканный бриллиантами, всего 8601 штука. Глаз не оторвать, цена – 80 миллионов. Были и другие работы, и немало, ибо наш герой любит трудиться и выдает на-гора обильно.
При продаже искусства продается, конечно, сама работа, но в еще большей степени продается мнение о ней. Так, полотно известного мастера вмиг обесценивается, когда выясняется, что оно – подделка. Тот холст, те же краски и рама. Только что стоило миллионы и вдруг бац! – не стоит почти ничего. Что изменилось? Мнение.
Конечно, череп с бриллиантами совершенно обесцениться не может, но все остальное в наследии Херста поплывет, если мнение о нем переменится. За подкоп под репутацию классика взялся известный галерейщик Джулиан Сполдинг.
«Король – голый, – пишет он в газете Индепедент, – когда придет понимание, что все это не искусство, вся структура рухнет. Херсту не место в музее Тэйта. Он не художник. К примеру, его акула, за 12 миллионов, на самом деле не стоит ни копейки, и не потому, что это великое искусство, хорошее искусство или плохое искусство, а потому что к искусству это вообще не имеет никакого отношения».
Как вы быть может почувствовали, я цитирую господина Сполдинга с некоторым злорадством, поскольку он выражает некоторые мои тайные мысли.
Объективности ради должен признать, что момент оперативности упущен. Как говорят в народе – поздняк метаться. Дэймиан Херст из гениев и классиков так просто не уйдет, даже если сам того захочет.
Коллекционеры на позволят. Денежная масса.
Сева Новгородцев
Источник: Facebook
Источник: Facebook
ну мало ли ИДИОТОВ, мнящих себя ценителями так называемого "искусства" .....
ОтветитьУдалить