понедельник, 4 февраля 2019 г.

СТРЕМЛЕНИЕ К МИРУ

Новый номер журнала "Беерот Ицхак"!
Открыть журнал на сайте и скачать PDF файл

Стремление к миру

Приведенный пример с мужем и женой очень четко дает нам понять, как должен выглядеть мир в народе Израиля. Это очень сложная и болезненная тема. Есть известная поговорка: «Два еврея — три мнения». Пример из относительно недавнего прошлого — первые выборы в израильский парламент (Кнессет), которые состоялись 70 лет назад. В крохотной стране с маленьким населением в выборах участвовала 21 партия… Маараль в книге «Нецах Исраэль» говорит, что одной из претензий народов мира к евреям являются постоянные споры и раздоры среди нас. И это не началось с выборов в Кнессет. Началось это с истории Йосефа и братьев, Давида и Шауля и так далее.

Маараль приводит этому следующее объяснение. Есть такие понятия — форма (цура) и материал (хомер).

Если пытаться вставить прямой железный гвоздь в искривленное железное отверстие, то ничего не получится. Либо надо искривить гвоздь, либо выровнять отверстие. Иначе эти две формы — несовместимы. В Талмуде есть понятие — аншей цура, «люди формы». Маараль говорит, что они не материальны, у них есть духовная форма. И эти духовные формы могут зачастую друг другу противоречить. Например, Авраам и Ицхак. Авраам раскрыл в мире меру благодеяния Всевышнего, а его сын Ицхак был в каком-то смысле полной противоположностью — раскрыл в мире меру суда Творца.
Другой пример — противостояние Йосефа и Йеуды, которое перетекло дальше в противостояние колен Израиля. Речь здесь о разных подходах в служении Всевышнему. И при этом Тора — едина, мы говорим лишь о разных подходах к служению. Вроде бы есть непреодолимые противоречия, но мы ведь говорим о мире…

Защита личной информации - Взгляд Торы

Мы сегодня переживаем бурное развитие технологий. С одной стороны, открываются дополнительные возможности в служении Творцу, но, с другой стороны, любое технологическое новшество может таить в себе и немалую опасность. Поэтому каждое изобретение должно быть тщательно исследовано с точки зрения еврейского закона, нужны четкие рамки его использования. Например, доступны средства получения и передачи информации, полученной открытым или скрытым способом, и такие фото и видео материалы, звук, тексты могут доставить много радости и удовольствия, послужить дополнительным средством для исполнения заповедей. Но они также могут принести горе и несчастья людям. Чтобы избежать ошибок и нарушений, постараемся познакомиться с источниками и в соответствии с ними выработать правильный подход к различным ситуациям, которые могут возникнуть в современной жизни.

Защита конфиденциальности

Несомненно, одним из важнейших условий нормального существования человека, может быть, даже жизненно важным условием, является полная уверенность в том, что его частная жизнь не станет достоянием других людей. Тора очень педантично относится к тому, чтобы не происходило вторжение в личную жизнь человека. В качестве примера можно привести обязанность установить стену как средство избежать возможности подглядывания в частное владение соседа. Существует даже специальный вид ущербов — ущерб, связанный с разглядыванием того, что происходит в чужом владении. Эта тема поднята несколько раз в Талмуде, в частности, ей посвящено начало первой главы трактата Бава Батра. Причем на основании этих мест Талмуда можно утверждать, что запрет заглядывать в посторонние владения распространяется не только на секреты или интимные стороны жизни. Всякое посягательство на частную жизнь людей запрещено Торой и должно строго пресекаться.
Когда речь идет об ущербах, связанных с запрещенным рассматриванием, нет разницы, являются ли предметом рассматривания посторонние люди, их имущество или документация. Аналогично этому вполне очевидно, что нет разницы между вторжением в частную жизнь другого человека с помощью подсматривания или подслушивания. Также нет разницы, какие технические средства для этого используют: видеокамеры, записывающие устройства или другая аппаратура.
С развитием техники отпала необходимость в подслушивании или подглядывании через замочные скважины, существуют продвинутые средства, позволяющие это сделать в любом месте и в любое время, а потом самому посмотреть-послушать и другим показать-озвучить.

Запрет подслушивания в еврейских источниках

Великие авторитеты Торы пишут, что в Талмуде нет упоминания об ущербе, связанным с подслушиванием. [Респонса рава Элияу Мизрахи (п. 8), в которой он пишет, что так представляется из слов Рамбана. Эту респонсу цитирует раби Акива Эгер в примечаниях к «Шулхан Аруху» («Хошен Мишпат», 154:3), ссылаясь на книгу «Лехем Рав».] Но вряд ли они имеют в виду, что подслушивание не является нанесением ущерба, запрещенного Торой. Представляется, что их слова следует понимать в свете того, что пишет Меири (Бава Батра, 2б): «Закон не рассматривает ущербы, связанные со слушанием того, что говорят соседи, но только с разглядыванием того, что у них происходит. Поэтому разрешено ограничиться (чтобы предотвратить подсматривание) самыми тонкими стенками, несмотря на то, что звуки при этом приникают очень хорошо и довольно четко различимы. Почему с этим нет проблемы? Потому, что люди остерегаются того, чтобы их речь не была услышана другими».
Другими словами, отсутствие в Талмуде прямого запрета о подслушивании вызвано тем, что другая сторона (потенциальные пострадавшие) может этого не допустить и сама должна нести за это ответственность. Поэтому Тора не требует от людей предпринимать меры, предотвращающие проникновение голоса соседей, чтобы не слышать, о чем они разговаривают. Кроме того, даже если бы вторжение в частную жизнь ближнего не было определено как явный ущерб, разве означает это, что Тора разрешает так поступать?! Если по закону нет обязанности в том или ином случае предпринимать определенные меры, предотвращающие подсматривание и подслушивание, означает ли это, что эти действия разрешены? А каково отношение Торы к передаче подсмотренного и подслушанного другим людям? Сегодня, когда люди записывают, иногда скрыто, буквально все, а затем, довольно открыто выставляют все это на всеобщее обозрение, особенно актуально выяснить запреты, связанные с подобными действиями..

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..