НЕ ВЕРЬ НЕБЛАГОДАРНОМУ ЗЛОЯЗЫЧИЮ
Злым
языкам мы верим, порой, больше, чем добрым. Ничего не поделаешь, такова
человеческая натура.
Мой
приятель - земляк Расула Гамзатова – талантливый писатель говорил о дагестанском
поэте самые нелицеприятные вещи. Он называл его и «бурдюком с вином», и
«чиновной крысой», и «бездарью, чья слава сделана переводчиками». При
этом он утверждал, что и аварский язык совсем непригоден для поэзии и прозы,
так как в нем всего 300 слов.
Я
тоже не любил в изящной словесности официальных лиц и склонен был верить
словам моего приятеля о классике советской поэзии . С этой верой и проходил
чуть ли не сорок лет.
Но
вот читаю замечательную, чистую и добрую, книгу Георгия Данелия «Тостуемый пьет
до дна» и в ней о Гамзатове, среди прочего, сказано вот что: «… когда на
правительственном банкете в Кремле по случаю юбилея Октябрьской революции Расул
поднял тост «За дагестанский народ, предпоследний среди равных», а на вопрос:
«Как это могут быть среди равных предпоследние?» ответил: «Последние у нас
евреи», этого ему уже простить не смогли! На него так обиделись, что даже
исключили из членов Президиума. Но через какое-то время вернули – видимо
поняли, что без Расула Гамзатова на Президиуме очень скучно».
Прочел
я эти строчки и вдруг вспомнил, что именно Расул Гамзатов приказал напечатать
первую и последнюю книжку талантливого прозаика, моего приятеля, причем сделал
это вопреки воле местной писательской организации. Мало того, по звонку Расула,
Никита Михалков и Анатолий Алексин обеспечили злоязычному таланту прописку и
непыльную работу в ближнем Подмосковье.
Вспомнил
я это, вздохнул тяжко и выругал себя самого последними словами. Да, в жизни
автора «Журавлей» наверняка было всякое, но кто мне-то, грешному, дал право
судить этого человека, да еще с чужих слов?
А
вот еще одна история на тему злоязычия. Из повести Юрия Нагибина «Тьма в
конце туннеля»:
«На стоянке грудилась толпа, пытающаяся стать очередью, но,
поскольку она состояла в основном из киношников, порядок был
невозможен. И все-таки джентльменство не вовсе угасло в косматых душах - при
виде шатающейся Геллы толпа расступилась. Такси как раз
подъехало, я распахнул дверцу, и Гелла рухнула на заднее
сиденье. Я убрал ее ноги, чтобы сесть рядом,
оставив переднее место Шределю. Но мы и оглянуться не успели,
как рядом с шофером плюхнулся Шурпин.
- Вас отвезти? - спросил я, прикидывая, как
бы сдвинуть Геллу, чтобы сзади поместился тучный Шредель.
- Куда еще везти? - слишком саркастично для
пьяного спросил Шурпин.- Едем к вам.
- К нам нельзя. Гелле плохо. Праздник кончился. - Жиду
можно, а мне нельзя? - едко сказал дебютант о своем старшем
собрате.
- Ну вот, - устало произнес Шредель,
- я так и знал, что этим кончится.
И меня охватила тоска:
вечно одно и то же Какая во всем этом
безнадега, невыносимая, рвотная духота! Еще не будучи знаком с
Шурпиным, я прочел его рассказы - с подачи Геллы, - написал ему восторженное
письмо и помог их напечатать. Мы устроили сегодня ему
праздник, наговорили столько добрых слов (я еще не знал в тот
момент, что он куда комплекснее обслужен нашей се-мьей), но вот
подвернулась возможность - и полезла смрадная черная пена».
Так Нагибин писал о Василии Шукшине
и своей тогдашней жене Белле Ахмадулиной. Ныне это секрет Полишинеля. Всем было
известно, что Василий Шукшин антисемит дубовый. Мало того, и в группу съемочную
он набирал практически одних юдофобов, таких лютых, к примеру, как его
постоянный оператор Заболоцкий. Так что здесь, казалось, можно поставить точку.
Другом евреев талантливый режиссер и писатель не был. Но и здесь не будем
торопиться.
Фильм Александра Аскольдова
«Комиссар» был сделан в 1967 году, на излете вялой, ленивой и
непоследовательной идеологической перестройки тегоды. Фильм запретили, хотели
сжечь все копии.. Через 20 лет «Комиссар» завоевал множество призов и наград,
был признан шедевром, и сотни миллионов зрителей увидели картину Аскольдова –
режиссера, увы, одной единственной ленты.
Я на втором курсе ВГИКа. О фильме
рассказывают легенды. Каким-то чудом удается попасть на просмотр материала. В
юности не был слезлив, но ком застрял в горле, ладонь стерла влагу со щеки.
Тогда же решил, что фильм о гибельности фанатизма, о бесчеловечности идей,
взращенных на ненависти. Вспомнил картину Григория Чухрая «Сорок первый». Там
женщина-снайпер предает свою любовь ради идеи и своего не родившегося ребенка,
свое будущее, будущее своего народа, предает и убивает. Вот и в картине
Аскольдова мать бросает свое чадо во имя мировой революции. Фильм Чухрая был
принят, так как подобная дерзость замысла казалась цензорам немыслимой. Фильм
Аскольдова, груженый бытом еврейского местечка и темой Холокоста, пройти
не смог и лег на полку.
Помню свой давний разговор с
еврейкой – редактором студии Горького.
- Как ты могла такое говорить о
«Комиссаре»? – спросил я.
- А что я должна была сказать? –
спросила она.
- Что это шедевр! – заорал я.
- Шедевр, пусть, дальше что? –
спросила она.
- Шедевр?! Ты говорила, что это
гнусный пасквиль, ложь о еврейском народе и просто беспомощная, халтурная
лента!
- Ну и что? – вновь спросила она.
- Это еврейский фильм, по-настоящему
еврейский. Фильм, сделанный с любовью к нашему народу. Фильм, отстаивающий наше
достоинство, честь, нашу жизнь, наконец!
Я уж не помню, что тогда кричал на пустой улице у высокой, чугунной
ограды института Марксизма-Ленинизма.
- Ты дурак! – сказала тогда редактор
студии им. М. Горького. – Если хочешь закончить ВГИК и работать в кино, -
заткнись, - посоветовав мне это, она резко повернулась и оставила меня наедине
со своей честностью и принципиальностью.
Напомню, улица у ограды была пуста.
Я стоял на этой пустой улице, и отчаянье правдолюба постепенно замещалось во
мне робостью молчальника. «Да что я могу сделать? Как я могу отстоять фильм?
Кто я такой, наконец?»... Я благополучно закончил ВГИК и работаю в российском
кино до сих пор. Работаю, постоянно ощущая на губах вкус того давнего
малодушия.
И вот читаю в одном из интервью
Аскольдова: « Евреи студии не приняли картину. Горячую поддержку оказал ей
Василий Шукшин».
Вот и разберись в злых и добрых
языках. Оператор картины - еврей Виталий Гинзбург, младший брат Александра
Галича, - предал совместный фильм, даже строчил, открещиваясь от режиссера,
доносные бумаги в Госкино, а антисемит Шукшин, почти что в полном
одиночестве, сражался за еврейскую картину Аскольдова.
Да и с самим творцом «Комиссара» не
все так просто. В своей книге «Когда деревья были большими» Наталья Фокина,
жена режиссера Льва Кулиджанова, пишет: «И пошли звонки из Главного управления
по производству фильмов. Звонил курирующий киностудию редактор Александр
Аскольдов. Потом он вызвал... редактора фильма и высказал свое возмущение
безыдейностью сценария». Речь идет об одном из лучших советских фильмов: «Когда
деревья были большими».
А через шесть лет сам Аскольдов пал
жертвой бдительных стражей соцреализма, и убедился, что «безыдейность»
лучше «сомнительной идейности». Странная история. Что заставило опытного
партийного цензора, пробившегося в режиссеры-постановщики, рискнуть с таким
материалом не совсем понятно. В любом случае, и здесь ставить точку я бы не
торопился.
Странным
образом сталкиваются в нашем мире имена антиподов. Вот Игорь Ефимов
рассказывает о перестройке в СССР Иосифу Бродскому:
«- Даже Евтушенко выступил против колхозов.
- Если Евтушенко против, я за, - ответил Бродский».
Две
книги: «мемуар» Ефимова и дневники Лидии Чуковской читал практически
одновременно.
Из
дневника Лидии Корнеевны: «Я рассказала ей (Фриде Вигдоровой. Прим. А.К.) о
Евтушенке: вернувшись из Италии, он написал в ЦК записку – отчет и там о
Бродском: как вредит нам это дело, как необходимо его выпустить поскорее и
потом издать его книгу – причем он, Евтушенко, берется отобрать стихи и
написать предисловие».
Был
бы тогда, в тот момент, врагом Евтушенко ссыльный Бродский? Не думаю. Знаю,
знаю, и не такое мог себе позволить без риска автор «Братской ГЭСС», но мог и
промолчать, не суетиться, не ставить себя под возможный удар. Врагов у Евгения
Александровича было не меньше, чем друзей.
Такие
дела. Один мой знакомый утверждает, что безумие рода людского в том, что сидит
в душе человека дьявол и ангел. Спорят, борются постоянно, то один одерживает
победу, то другой. Не со всеми так бывает, но с большинством. Вот я и не знаю,
кто нам, грешным и смертным, диктует право на «злой язык»? Уж никак не
ангел?
Комментариев нет:
Отправить комментарий