Сага о
предательстве.
Борис Гулько
6 апреля
с.г. МИД России сделал сенсационное заявление, назвав израильтян «дружественным
народом», а Западный Иерусалим – столицей Израиля. Никто из европейцев
Иерусалим столицей Израиля не признаёт. Видно, Библию не читали.В свою очередь еврейское государство не поддерживает санкции против России и снабжает некогда аграрную супердержаву фруктами и овощами, включая петрушку, редиску и укроп. Тем страннее голосование 2 мая представителя России в ЮНЕСКО за резолюцию, отрицающую суверенитет Израиля над какой-либо частью Иерусалима. Такой шаг, как и голосование против Израиля в Совбезе ООН 23 декабря 2016 года могут квалифицироваться лишь одним понятием: предательство!
Если приглядеться, то вся история современной России представляет собой непрекращающуюся череду предательств. Ленин после Октябрьского переворота 1917 года предал союзников-социалистов – меньшевиков и эсеров. Правда, посылая чекистов арестовывать лидера меньшевиков Юлия Мартова, Ильич загодя предупредил того, и Мартов скрылся. За этот поступок Ленину на том свете, допускаю, несколько смягчают мучения.
Потом соратники предали Ленина. Они переметнулись на сторону Сталина, смещения которого требовал Ильич, а парализованному вождю, чтобы держать того в неведении, даже изготовили как-то в одном экземпляре фальшивый номер Правды. После смерти Ленина Зиновьев и Каменев предали Троцкого и вошли в триумвират со Сталиным. Сталин предал этих трёх, а также несколько десятков миллионов других сограждан, включая большинство своих товарищей по партии. Потом самые даровитые ученики Сталина Хрущёв и Берия предали Сталина. Того, я полагаю, отравили. А Хрущёв вскоре предал Берию, и этого уже застрелили. Потом Хрущёва предала «антипартийная группа», но он более успешно предал их. Однако не расстрелял, а отправил на пенсию. Позже другая группа товарищей успешно предала Хрущёва. Его тоже не убили. Наконец, последнего генсека правящих коммунистов Горбачёва предал сброд, который сам Горбачёв назначил на руководящие посты. На этом коммунизм в России закончился.
Сейчас, вроде, иные времена. Путин, как известно, не глядя ни на что своих не сдаёт. Верна Россия и гебешному дитяте ООП, и своему выкормышу Абу Мазену, скроившему в 1982 году в Москве антисемитскую диссертацию "Связи между сионизмом и нацизмом". Асады в Сирии – тоже давняя креатура Кремля. Не удивлюсь, если даже под халатом иранского аятоллы скрывались чекистские погоны. Очень уж радостно СССР в 1979 году приветствовал исламскую иранскую революцию. С такими друзьями и клиентами России естественно предать Израиль.
Самый популярный русский роман ХХ века Мастер и Маргарита – о предательстве. В нём происходившее в 30-е годы в Москве соотносится с предательством Иешуа Га-Ноцри в древней Иудее Понтием Пилатом и учеником Иешуа Иудой. Возражением тотальному предательству советского общества того времени Булгаков изобразил любовь героев романа.
Перекличкой с романом Булгакова представляется мне недавно снятая 13-серийная лента «Оптимисты», которую я недавно посмотрел в интернете. В отличие от Булгакова, авторы фильма не оставили персонажам никакого убежища. Любовь у тех – тоже предательство.
Творцом идеи сценария и одним из его авторов (сейчас в авторы принято записывать целую бригаду) является Михаил Идов. В детстве в Риге он носил фамилию Зильберман, но позже предпочёл более экзотичную фамилию матери. С 16 лет Идов жил в США, печатался здесь в самых авторитетных изданиях, был лауреатом трёх престижных премий National Magazine Award . Так что этот американец изобразил вид России со стороны. Режиссёр сериала «Оптимисты» Алексей Попогребский, впрочем, москвич.
Действие сериала происходит в 1960-м году. Его можно назвать сказанием о предательстве. Предателями предстают практически все персонажи. По настрою к «Оптимистам» ближе всех в русской культуре находится «Ревизор» Гоголя – тоже ни одного положительного действующего лица, сплошь «кувшинные рыла».
Но кино имеет свою специфику – оно способно очеловечивать своих героев. На этом держатся многочисленные фильмы о криминальном мире, всякие «крёстные отцы». Чарли Чаплин в фильме «Месье Верду» даже пытался вызвать симпатию, правда, безуспешно, к массовому убийце, ожидавшему в то время казни. В «Оптимистах» зритель невольно сопереживает его героям, изображаемым прекрасно подобранными и играющими актёрами.
В центре событий, происходящих в сериале, находятся сотрудники Информационно-аналитической группы МИД СССР – трое референтов, два начальника и курирующий их гебешник.
Демонстрируются события, памятные старожилам, вроде сближения СССР с Кубой, обострения отношений с США после уничтожения советской ракетой американского самолёта-шпиона У-2 и пленения его лётчика Пауэрса (об этом недавно снял фильм «Мост шпионов» и Спилберг), запуск советских спутников Земли с собаками на борту, спасение американцами четверых советских матросов с затерявшейся в океане баржи. Герои сериала участвуют тем или иным образом во всех этих событиях. Мы узнаём кое-какие неизвестные подробности, вроде сбитого заодно с американским У-2 советского истребителя. Иная сообщённая деталь вызывает сомнения, тем более, что хронология в фильме условна.
Более интересно проявление характеров и поведение героев. Начальник (персонажи в сериале имеют имена, но годятся и клички, как в представлении масок) окончил, очевидно, училище КГБ, в котором был соучеником и «товарищем» Гебешника. Тот, в момент конфликта, припоминает, как «принципиальность» Начальника после мелкого прегрешения Гебешника сломала тому карьеру, и вместо офиса в Лондоне он должен плести интриги в кабинете высотки на Смоленской площади.
В войну Начальник, наверное, служил в СМЕРШе. Во всяком случае, после войны он занимал явно гебистскую должность ректора университета Гумбольда в Восточном Берлине. Там у Начальника случился роман со студенткой. Сейчас эта бывшая студентка, журналист западногерманской газеты, проводит с Начальником, оказавшимся в командировке в Париже, ночь, и он в самолёте, по пути в Москву, пишет о том отчёт: «Обсуждавшиеся темы. 1)…»
Ещё в послужном списке Начальника (или на его совести) участие в подавлении венгерского восстания 1956 года. Однако, переусердствовав в один момент на своём ответственном посту в ЦК КПСС, Начальник, по протекции покровительствующего ему Члена Политбюро, относящегося к Начальнику как к сыну, разжалован не более чем на службу в МИД. Теперь Начальник рвётся восстановить свою карьеру.
Уступившая Начальнику своё место его заместительница Американка (её играет очаровательная литовская актриса), работая переводчицей советскому пилоту, совершившему исторический перелёт СССР-США, влюбилась в того, и уехала в СССР быть женой этого Героя. Американка с ходу пишет донос на Начальника, но когда повод для доноса оказывается несостоятельным, просит своего любовника Гебешника разорвать донос. Конечно, в ГБ никакие доносы не рвут, и этот всплывёт в соответствующий момент.
Первого референта Француза родители ребёнком привезли из Франции в СССР. Родители сгинули понятно где, а Француз вырос, закончил МГИМО и попал на работу в МИД. Теперь он неожиданно узнаёт, что во Франции осталась его сестра. Та, чтобы встретиться с братом, приезжает в СССР в турпоездку. Жене Француз, не доверяя, про сестру не говорит. А жена, подсмотрев встречу мужа с сестрой, заподозрила измену и донесла о встрече с иностранкой Гебешнику. После наставления Гебешника, Француз порывает с сестрой всякие контакты, объяснив той: «Я – член партии». Узнав о предательстве жены, Француз объявляет, что разводится с ней.
Второй референт – Моряк – тоже сирота, вырос в детском доме. Во время заграничного плаванья, в Гаване (ещё до Кастро), в результате провокации американцев подписал с теми договор о сотрудничестве. Сейчас пишет в ГБ признание в «измене родины», но в решающий момент рвёт своё признание и, чтобы не оставить следов, съедает клочки.
Наконец, третий референт – Еврей. Знает два китайских языка и «учит японский». Больше не знает ничего.
Характерная сцена: на смотровой площадке на Ленинских горах референты отмечают приём Еврея в партию. «Мы здесь как Герцен с Огарёвым» – напоминает Еврей коллегам о знаменитой клятве писателей быть верными своим идеалам. Каковы надежды нового члена партии? Невеликие: «С моим пятым пунктом…», делится он с друзьями.
Предательство Еврея – за деньги он выправил учёному-генетику заграничный паспорт, а тот возьми да не вернись. Этот казус Еврей разрешает, написав по наущению Гебешника поклёп, будто выправлял паспорт по распоряжению Начальника. Такие вот идеалы.
Начальник жалуется на Гебешника Члену Политбюро, после чего в лоб машины Гебешника врезается грузовик.
С Евреем связан «светлый образ» фильма – «Маргарита» 1960 года –девушка Клава. Клава – маляр-штукатур и спортсменка-легкоатлет, похожая на верную сестрицу Алёнушку с гобеленов, которые вешали раньше в сельских домах над кроватями. У Клавы с Евреем, как у героев романа Булгакова, вспыхивает любовь с первого взгляда. Однако Клава целомудренна – когда после первого поцелуя Еврей позволил себе лишнее, он получил пощёчину, и свидание закончилось. Также невинно прошёл вечер на квартире, которую уступил влюблённым Француз. Правда, когда дело пошло к свадьбе, Клава призналась Еврею, что дважды в неделю – по вторникам и четвергам, спит с тренером. «Он мне как отец» – объясняет она. То есть тут ещё и инцест. Еврея такая информация не смущает. «Клава замечательная» – объясняет он свидетелю признания Клавы Французу.
Все конфликты сериала разрешаются в последней серии. Члены политбюро замыслили сместить Хрущёва во время его отъезда. Это, очевидно, аллюзия на неудавшуюся в 1957 году попытку «антипартийной группы». Начальник и Американка разрушают невероятной контр-интригой эту интригу. Хрущёв, развернув в воздухе самолёт, прибывает на заседание Политбюро и арестовывает заговорщиков.
Начальник, за счёт предательства Члена Политбюро, который ему «как отец», возвращается в высшие сферы власти. Француза, помирившегося к тому времени с женой (естественно – разъясняет кто-то – разведённого на работу за границу не пошлют) получает назначение в важное посольство. Еврей становится начальником их опустевшего отдела, а Моряк занимает кабинет и пост Гебешника. Одна Американка горестно лежит на постели Героя, к тому времени, со второй попытки, успешно покончившего с собой.
Какие идеалы реализовало поколение «оптимистов»? Эти «оптимисты» – творцы «эпохи застоя», а после развала СССР «оптимисты» выковывали внешнюю политику новой России. Так что «дружественному народу Израиля» не следует удивляться ударам в спину нынешнего российского МИДа. Предательства – это традиция последних ста лет правящего класса СССР-России, тамошних дипломатов, да и, как меланхолично повествует сериал, прочих граждан тоже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий