Все наоборот. О национальном государстве и представительной демократии. Ч 1/3
Пишу эти строки под аккомпанемент доносящихся со всех сторон призывов: «Спасите демократию!», «Демократия в опасности!», «Все на защиту демократии!». Понятно, что для этих людей «демократия» – не термин, обозначающий некий способ организации общества, а просто – за все хорошее против всего плохого, примерно тоже самое, что в золотые годы моего детства обозначалось словом «коммунизм».
И потому, наученная горьким опытом, пытаюсь разобраться в том, что на самом деле означают слова «государство», и конкретно государство национальное, «демократия», и конкретно демократия представительная, в возникновении и эволюции явлений, обозначаемых этими словами.
* * *
Государство появилось не раньше перехода от хозяйства «присваивающего» (охота, собирательство) к «производящему» (скотоводство и земледелие), когда среднестатистический хомо стал усилиями своим добывать больше, чем обязательно должен потребить, так что возможно было «прибавочную стоимость» у него отнять, не ставя под угрозу его дальнейшее существование и размножение. Образовалась каста воинов, что тем только и были заняты, что отнимали, а поскольку один вооруженный герой чисто технически был способен ограбить кучу работяг, эта каста быстро стала высшей.
Но до государства она доразвилась только после того, как выявился самый сильный и удачливый из предводителей местных «дружинушек хоробрых», победивший соперников в бою за право, систематически грабить максимальное число работников. Предводитель дружины, становившийся князем (а со временем и царем) мог быть из родоплеменной аристократии, а мог и просто удачно выйти с кистенем на большую дорогу. Типичным примером является библейская история династии Давида.
Вы спросите, зачем я лишний раз напоминаю эти всем известные вещи? А затем, чтобы обратить внимание на одно обстоятельство менее известное: первичная, исходная форма государства – не род и не племя, как если бы, скажем, какое-то исходное маленькое Мумбо-Юмбо размножилось весьма сильно, и…
Нет, были какие-то соседние Трох-Тибидох и Ай-Люли, захваченные войском Мумбо-Юмбо, набранным на самом деле из наемников с бору по сосенке, и предводитель его стал Самым Главным. Иначе говоря, исходная форма государства – не макси-племя, а мини-империя: несколько сообществ, объединенных исключительно тем, кому и какую платят дань.
На «идентичность», как теперь говорят, этот факт не влиял нисколько. Человек понимал себя как члена своей родовой или соседской общины, ей был он обязан лояльностью, от нее ожидал поддержки. Помните, как в фильме «Мы из Кронштадта» повторяет растерянный с%D
Комментариев нет:
Отправить комментарий