пятница, 25 октября 2024 г.

НЕ ВСЕ ДВОРЦЫ ПЕТЕРБУРГА...

Yuri Magarshak

13:54 (1 час назад)


Не все дворцы Петербурга после победы большевиков были превращены в склады, музеи и вместилища партийных учреждений. Некоторые – в меру роскошные – были разбиты на коммуналовки. Квартиры в которых представляли археологическую ценность – поскольку ни раньше, ни после Советской Власти в Столице Российской Империи такого уже не увидишь. Хотя возможно петербуржцы XXI века мои представления расширят, осовременив примерами их их прошлой и нынешней жизни.

Некоторые из таких пост-державных чудес мне посчастливилось посетить в 60ые и 70ые годы предыдущей эпохи. Как посещают Русский Музей. И Пирамиду Хеопса

В одном из призраков былой роскоши, на Кировском (ныне Каменноостровском) Проспекте, в котором с родителями жил мой друг (впоследствии ставший профессором математики) у них была громадная по тем временам комната в коммунальной квартире с несколькими соседями. Из которой они сделали как бы квартиру с тремя комнатками и кухней, вход в которую был из общего коридора. Посреди которой стояла мраморная статуя Фавна. Полностью не помещавшаяся в гостиной (находясь между окнами), поэтому физия божества с рожками, волосатое туловище и одно из копыт попали на кухоньку, а украшенный виноградными гроздьями фаллос и другое копыто в комнатку моего друга. Что выглядело невообразимо пикантно. Хотя и пугающе…

В другой коммуналке на Васильевском прямо по-над набережной Невы жила сотрудница моего папы, фамилия которой была Кириенко – а может быть Кириленко, не помню точно. Так вот: в комнате, которую она занимала с прекрасными окнами и видом через Неву были три мраморные колонны. Очевидно, из некогда бального зала. Части которого попали к разным жильцам.
У стенки между колоннами стоял сервант, в центре комнаты как было принято в приличном доме стол под абажуром, с другой стороны жилища кровать. Хозяйка, засуетившись к приходу начальника, пришедшего с сыном проведать её заболевшую чем то, стала на стол накрывать, чтобы попотчевать. И вот как сейчас помню – чтобы открыть дверцу серванта (открыть которую было невозможно из-за колонн), она сдвинула катавшийся на колёсиках сервант вправо. С открывшейся полки с тарелками достала сервизных три. А из выдвижного ящика вынула вилки и ножики. Толкнула еще и открыла следующую дверцу, за которой стояло блюдо. Сверху достала рюмки. Из между окнами бутылку чего-то. После чего, прокатив сервант влево, поставила мебель на прежнее место между стеной и колонной!
Во время этого священнодействия я как бы почувствовал себя на балу!

Таков был быт в экс-столице России в советское время. Чтобы описать который, нужны были Зощенко и Аверченко. Ну а не показать в кинофильмах 21ого века, собрав по сусекам памяти и фотографии обрывки от прошлого, и вообще грех! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..