По «израильской визе»
В Еврейском музее и центре толерантности в Москве до 12 января 2025 года работает выставка под названием «Место не хуже любого». Шесть глав проекта посвящены вынужденной эмиграции поэта Иосифа Бродского, его жизни в Европе и Америке.
«Полторы комнаты»
«Не знаю и никогда не узнаю, каково им было в эти последние годы. Сколько раз им бывало страшно, сколько раз они готовились умереть, каково им было получать отсрочку, как вновь начинали надеяться, что мы опять соберемся все втроем», — писал Иосиф Бродский в своем эссе «Полторы комнаты» уже после кончины родителей, Александра Израилевича Бродского и Марии Моисеевны Вольперт.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/09/5pN46HnTxec.jpg)
С того воскресного, по воспоминаниям, прохладного утра 4 июня 1972 года втроем они никогда уже не соберутся.
«Сынок, — говорила по телефону мама, — я от этой жизни хочу только одного — снова тебя увидеть. Только тем и держусь» («Полторы комнаты»).
Пожилые родители поэта получат минимум двенадцать отказов на выезд за границу для встречи с сыном.
Эта выставка — «одиссея» изгнанника, но без счастливого конца — рассказана кураторами Юлией Сениной и Марией Гадас. Начинается она с родительского дома.
Мы видим его в том состоянии, в каком Бродский навсегда оставил: с теплым светом абажура, белой скатертью, пластинкой Моцарта, письменным столом, недокуренной сигаретой, неубранной постелью.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/09/IMG_7578.jpg)
Макет художницы Аллы Николаевой воспроизводит обстановку знаменитой квартиры в петербургском доме Мурузи — «здании, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно» — по фотографиям историка архитектуры и реставратора Михаила Исаевича Мильчика.
Проводив друга в аэропорт Шоссейная, только через год получивший название Пулково, Мильчик вернулся на Литейный, в дом Мурузи, и запечатлел эти «полторы комнаты» — «идеальное пространство» поэта.
Все последующие места жительства окажутся для Бродского лишь условным домом. Во всех географических точках он будет подсознательно воссоздавать для себя тот же «модуль существования».
Родители в аэропорт не поехали. Для них это было слишком больно и тяжело.
Тогдашняя волна эмиграции уезжала в один конец, без обратного билета, с отказом от советского гражданства.
Аэропорт
«Кто здесь Бродский?» — довольно громко спрашивает сотрудница аэропорта.
А он сидит на кожаном чемодане, в вельветовом пиджаке. Ждет таможенного досмотра.
Это одна из самых известных фотографий Мильчика, которой в нынешней экспозиции отведена роль главной.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/09/aero.jpg)
Здесь присутствуют и чемодан, и табло, на котором мелькают рейсы и города, куда впоследствии летал Иосиф Бродский, ставший самым путешествующим из всех русских поэтов — вероятно, в качестве «компенсации за статику» в Советском Союзе.
Мы видим машинопись стихотворения «1972 год», а на «стойке аэропорта», с должной мерой условности спроектированной Надей Корбут и Кириллом Ассом, архитекторами выставки, — подлинные документы, свидетельствующие о выдворении Бродского из страны.
В том числе впервые представленный публике и хранящийся в Российской национальной библиотеке вызов в Израиль с разрешением на выезд от фиктивного родственника, Моисея Пинхасовича Бродского (Мордехая Штейна), уроженца Белоруссии, члена социалистической сионистской партии «Поалей Цион». Четыре года он провел в советских лагерях и в 1971 году эмигрировал в Израиль. Говорят, будто бы к Моисею Пинхасовичу пришли незнакомые люди и попросили сделать вызов на имя И. А. Бродского.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/09/IMG_5713.jpg)
Обычно оформление на выезд из страны занимало от полугода до года. Бродскому оформили визу за двенадцать дней.
Ему предстоял маршрут, предписанный всей еврейской эмиграции.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/09/9e192b9a996b65b316e74c7a7f87a582.jpg)
На стойке лежит билет на аэрофлотовский рейс Ленинград–Будапешт и далее, транзитом, в Вену, выездная виза М N 208098, багажная квитанция с отметкой о перевесе в 7 кг.
Наконец, еще одна деталь того памятного дня — письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу.
По пути в аэропорт Бродский попросил таксиста остановиться на Московском проспекте. Вышел из машины и бросил в почтовый ящик прощальное послание первому лицу государства, в котором среди прочих были такие строки: «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге».
Англия
Продолжая осмысление собственного перемещения в пространстве, пребывая в эмиграции уже более полутора десятка лет, Бродский пишет стихотворение «К Урании».
В противостоянии музы географии, Урании, и Клио, музы времени, побеждает первая.
Пространство, считает Бродский, всегда побеждает время:
Пустота раздвигается, как портьера.
Да и что вообще есть пространство, если
Не отсутствие в каждой точке тела?
Оттого‑то Урания старше Клио.
Разъятый на пять частей текст стихотворения едва заметной нитью сшивает точки на карте странствий Бродского, чей голос, с его гипнотически молитвенной интонацией, звучит для посетителей выставки в каждой комнате.
И каждая комната выкрашена в одинаково серый цвет — «цвет времени и бревен».
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/09/IMG_7510.jpg)
Превращение Бродского в поэта англоязычного в экспозиции символически предваряется ссылкой в деревню Норинская Архангельской области, которую он, обвиненный в тунеядстве, отбывал с апреля 1964 года.
Черно‑белые кадры фильма, снятого режиссером Еленой Якович в 1996‑м, фиксируют «абстрактный сельский пейзаж».
На этом фоне ссыльный предается изучению английской литературы, переводам из Уистена Хью Одена и Роберта Фроста. Среди более чем двухсот стихотворений, написанных им за полтора года, есть и элегия «Смерть Томаса Эллиота», которой Бродский откликнулся на кончину мэтра модернистской поэзии.
Воображаемые маршруты Бродского сопровождают миры изобразительного искусства. В экспозицию вошли уникальные произведения, предоставленные ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.
Зал, посвященный пребыванию поэта в Англии, сопровождают офорты Рембрандта, в том числе на библейские сюжеты, такие как «Исаак и Авраам».
Мы впервые видим машинописный текст стихотворения «Рембрандт. Офорты». А написал его Бродский в 1971 году, в качестве поэтического подстрочника к документальному фильму, для кинорежиссера Виктора Кирнарского.
В череде повторяющихся мотивов выставки — окно, всякий раз символизирующее новую страну, куда попадает герой, весьма серьезно относившийся к построению мифа своей литературной биографии.
Свет лондонского утра пробивается сквозь проем с типично английским оконным переплетом. В «окне» время от времени «колышется» фростовский пейзаж — иллюстрация к стихотворению «Деревья в моем окне, в деревянном окне…» Это лишь один из многочисленных спецэффектов, подготовленных для посетителей создателями экспозиции.
Кстати, при отъезде, в том кожаном чемодане у Бродского было две бутылки водки. А приготовил он их на случай встречи со своим кумиром Уистеном Хью Оденом.
И вот поэты встречаются в Австрии, вместе летят в Лондон, где Оден вводит русского поэта в круг мировой поэтической элиты.
Разумеется, портрет Одена всегда будет висеть над рабочим столом Бродского, где бы он ни находился, среди прочих дорогих ему вещей и портретов: фотографий сына Андрея, родителей, Фриды Вигдоровой, Анны Ахматовой, с которой в 1961 году его познакомил друг Евгений Рейн, бюстика Пушкина, маленькой лодки‑джонки, привезенной отцом из Китая, крошечной гондолы, двух пишущих машинок, с кириллицей и латиницей…
Этот антураж повторяется на выставке, равно как повторяется условный рабочий стол поэта в каждом из знаковых мест его эмиграции. И всюду — многочисленные открытки с репродукциями картин, ведутами, кораблями, линиями горизонта. Бродский был их страстным коллекционером.
Америка
9 июля 1972 года Бродский переезжает в страну, где, казалось, найдет свой дом, с рабочим кабинетом и библиотекой.
В Америке он получает должность рoet‑in‑residence (приглашённого поэта) в Мичиганском университете в городке Энн Арбор.
Здесь он заново социализируется: привыкает к изобилию в магазинах, причудливым устройствам вроде тостера, учится оплачивать счета и водить машину.
В издательстве «Ардис», принадлежащем его другу Карлу Профферу, немало способствовавшему адаптации Бродского в эмиграции, выходит его поэтический сборник «Конец прекрасной эпохи»: изящная книга в мягкой обложке цвета «августовского синего» со шрифтом Владимира Фаворского.
Но постоянным американским адресом Бродского становится все‑таки Мортон‑стрит, 44 в Нью‑Йорке.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/09/IMG_7913.jpg)
Швеция
Офорты Пиранези из серии «Римские древности» «аккомпанируют» главе, рассказывающей о месте триумфа поэта, где он стал пятым и самым молодым нобелевским лауреатом по литературе из числа тех, что писали на русском языке.
Нобелевскую лекцию, по легенде, Бродский читал, держа в кармане галстук Бориса Пастернака, который в свое время так и не смог подняться на эту кафедру в стокгольмской ратуше.
И в витрине мы видим галстук Пастернака, предоставленный его семьей. Конечно, галстук другой, не тот, который Евгений Рейн в 1987 году смог передать другу в Швецию.
Между тем пейзажи Швеции, ее прохладный климат напомнили Бродскому Комарово, тесно связанное для него с Ахматовой.
И именно в Стокгольме, в той самой ратуше 1 сентября 1991 года прошла церемония бракосочетания Иосифа Бродского и Марии Соццани, итальянской аристократки с русскими корнями.
Рядом с галстуком Пастернака мы видим приглашение на свадьбу Юзу Алешковскому.
Именно в Швеции Бродский приступил к работе над эссе «Набережная неисцелимых» — о городе, которым был одержим с детства и куда взял билет, получив первую свою зарплату поэта в Мичиганском университете.
Он поехал туда на рождественские каникулы.
И приезжал впоследствии на каждые очередные рождественские каникулы.
Венеция
Бродский был в Венеции семнадцать раз.
Кадры киноленты Висконти «Смерть в Венеции» сопровождают посетителей в зал, украшенный полотнами Франческо Гварди, Клода Лоррена и условно венецианским окном, своими мавританскими очертаниями повторяющим, однако, окно в доме Мурузи.
Окно это «проливается» водой, и вода «расплескивается» по полу.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/09/IMG_7351.jpg)
На родину странник Бродский «во плоти» уже так и не вернулся, даже когда это стало возможным.
«На место преступления преступнику ещё имеет смысл вернуться, но на место любви возвращаться бессмысленно», — говорил он.
Последним приютом поэта стал остров Сан‑Микеле. Здесь он упокоился, будучи перезахоронен вдовой 21 июня 1997 года в протестантской части кладбища.
Комментариев нет:
Отправить комментарий