Недельная глава «Ки тиса». Между стремлением к истине и стремлением к миру
«Ки тиса» рассказывает об одном из самых шокирующих моментов сорокалетнего странствия по пустыне: не прошло и шести недель после величайшего откровения в истории — встречи Израиля с Б‑гом у горы Синай, как народ изготовил золотого тельца. Это было либо идолопоклонство, либо опасный шаг к идолопоклонству, и потому Б‑г сказал Моше, находившемуся вместе с Ним на горе: «А теперь не пытайся остановить Меня, когда Я обрушу на них Свой гнев, чтобы их уничтожить» (Шмот, 32:10).
Здесь мне хотелось бы рассмотреть роль Аарона в этих событиях: ведь, пока Моше отсутствовал, именно Аарон возглавлял народ, и именно к нему обратились сыны Израиля со своим предложением: «Люди смекнули, что Моше что‑то долго не спускается с горы. Они собрались вокруг Аарона и сказали ему: “Сделай нам бога [или оракула], чтобы он вел нас за собой. Мы понятия не имеем, что случилось с Моше, с человеком, который вывел нас из Египта”» (Шмот, 32:1).
По идее, именно Аарон должен был бы почуять опасность, именно он должен был остановить народ, именно он должен был сказать: подождите, наберитесь терпения, доверьтесь мне. А на самом деле случилось следующее.
«Сказал им Аарон: “Снимите золотые серьги, которые в ушах ваших жен, сыновей и дочерей, и принесите мне”.
Люди вынули золотые серьги из своих ушей и принесли Аарону. Тот взял у них [золото], обработал его резцом и сделал из него литого тельца. А они сказали: “Вот твой бог, Израиль, [бог,] который вывел тебя из земли египетской!”
Увидел Аарон [все это], построил перед [тельцом] жертвенник и провозгласил: “Завтра — праздник Г‑споду!” На следующий день они встали рано утром и принесли жертвы всесожжения и мирные жертвы. Люди сели, стали есть и пить, а потом принялись веселиться» (Шмот, 32:2–6).
По‑видимому, сама Тора ставит Аарону в вину если не его собственные действия в тот момент, то, как минимум, действия других людей, которые Аарон допустил: «Моше увидел, что народ развращен, что Аарон распустил его — врагам на посмешище» (Шмот, 32:25).
Между тем Аарон был далеко не рядовой фигурой. Он уже долгое время вместе с Моше нес обременительные обязанности лидера. Назначение Аарона на пост первосвященника то ли уже состоялось, то ли ожидалось в ближайшем будущем. О чем же думал Аарон, когда разразились эти драматичные события?
В мидраше, «Зоаре» и трудах средневековых комментаторов приведены доводы в оправдание Аарона, которые можно сгруппировать в три «версии защиты».
Версия первая: Аарон тянул время. Его действия укладываются в тактику оттягивания конфликта. Он велел сынам Израиля снять золотые серьги с их жен, сыновей и дочерей, рассудив так: «Пока они будут ссориться с детьми и женами из‑за золота, дело затянется, а Моше тем временем придет» («Зоар»).
Распоряжение Аарона построить жертвенник и назначить на следующий день праздник в честь Г‑спода тоже было попыткой выиграть время, ведь Аарон был уверен, что Моше вскоре появится.
Вторая версия — ее мы находим в Талмуде — основана на том факте, что Моше перед своим восхождением на гору поручил руководство народом не только Аарону, но и Хуру (Шмот, 24:14). Однако в рассказе о золотом тельце Хур не упоминается. Согласно Талмуду, Хур воспротивился людям, назвав их затею нечестивой, и тогда они убили его. Увидев, какая судьба постигла Хура, Аарон решил, что взяться за изготовление тельца — меньшее из двух зол: «Аарон увидел Хура, убитого перед ним, и подумал: если я не послушаюсь их теперь, они поступят со мной так же, как с Хуром, и осуществится со мной сказанное: “Разве бывало, чтобы убит был священник и пророк в святилище Г‑споднем?” (Эйха, 2:20), и не будет им исправления вовеки. Лучше пусть они служат тельцу, может быть, будет им исправление в раскаянии» (Сангедрин, 7а).
Согласно третьей версии — а ее выдвинул Ибн‑Эзра, — телец вовсе не был идолом, а Аарон счел поступок сынов Израиля позволительным. Как‑никак все началось с их беспокойства. Они сетовали: «Мы понятия не имеем, что случилось с Моше». Им захотелось обрести не замену Б‑гу, а замену Моше, некий оракул, через который до них доносились бы указания Б‑га: кстати, похожие функции выполняли урим и тумим, позднее врученные первосвященнику. Те, кто воспринимал тельца как идола и говорил о нем: «Вот твой бог, который вывел тебя из земли египетской», — были малочисленным, всего три тысячи из шестисоттысячного народа, меньшинством, и не следует возлагать на Аарона вину за их поведение.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/02/lech383ima_Storinka_010_Zobrazhennya_0001.jpg)
Итак, если взглянуть на историю толкований Торы, мы видим систематические попытки найти смягчающие обстоятельства или, насколько возможно, преуменьшить вину Аарона. Такие попытки были неизбежны, поскольку мы не находим недвусмысленных упоминаний о каком‑либо наказании, постигшем Аарона за историю с золотым тельцом (правда, Абарбанель уверяет, что он был наказан позднее).
И все же, при всем великодушии, на которое мы способны, трудно отделаться от мысли, что Аарон слабоволен. Особенно когда слышишь, что он ответил своему брату Моше, когда тот наконец появился и потребовал объяснений:
«Да не возгорится гнев моего господина! — ответил Аарон. — Ты же знаешь, что этот народ [склонен] ко злу. Они мне сказали: “Сделай нам бога, который шел бы перед нами, [ведя нас за собой,] ведь этот человек, Моше, который вывел нас из земли египетской, — мы не знаем, что с ним!” И я сказал им: “У кого есть золото, снимите с себя”. Они отдали мне [золото], я бросил его в огонь — и получился этот телец!» (Шмот, 32:22–24).
Это заметно перекликается с ответом, который Шауль дал пророку Шмуэлю, оправдываясь за невыполнение его указаний. Аарон винит во всем народ. Намекает: у меня, дескать, не оставалось выбора. Дескать, мое дело — сторона, все случилось само собой. Он изо всех сил пытается снизить существенность случившегося. Разве это лидерские качества? Это слабоволие.
В свете этого самое необычайное — тот факт, что в последующие эпохи традиция героизировала Аарона. Самое знаменитое высказывание на сей счет — слова Гилеля: «Будь учеником Аарона — люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе» (Авот, 1:12).
Есть знаменитые агадические традиции об Аароне, где говорится, что он умел превращать недругов в друзей, а грешников — в ревнителей закона. В Сифре сказано, что Аарон никогда никому не заявлял: «Ты согрешил». Это особенно примечательно, если учесть, что одной из обязанностей первосвященника было ежегодное, на Йом Кипур, покаяние за грехи народа. Но в самой Торе нигде не сказано ничего подобного напрямую. Единственная цитата, которой мудрецы подтверждают свое толкование, — отрывок из книги Малахи, последнего из пророков. Малахи говорит, имея в виду обобщенного Коэна: «Мой завет с ним был о жизни и мире между людьми… Он ходил со Мною в мире и честности и многих отвращал от греха» (Малахи, 2:5–6).
Но Малахи говорит о священстве вообще, а не об исторической личности Аарона. Пожалуй, отрывок, который лучше всего проясняет эту тему, — диспут в Талмуде (Сангедрин, 6б) о том, хорошо или плохо улаживать дело не путем судебного разбирательства, а мирового соглашения между истцом и ответчиком.
Талмуд представляет это как разногласия двух образцовых фигур — Моше и Аарона: «Так Моше и говорил: пусть закон пробьет гору. Но Аарон любил мир и стремился к миру и водворял мир между людьми» .
Моше ратовал за закон, а Аарон — за вмешательство ради примирения сторон, медиацию (это не то же самое, что улаживание дела путем мирового соглашения, но похоже). Моше выше всего ставил истину, а Аарон — мир между людьми. Моше стремился вершить правосудие, а Аарон — урегулировать конфликт. Разница между этими двумя подходами несомненна.
Истина, правосудие, закон — все это элементы так называемой «игры с нулевой суммой» . Если X истинно, то Y ложно. Если X прав, то Y не прав. Медиация, урегулирование конфликтов, поощрение компромиссов — то, в чем сильны люди типа Аарона, — это усилия добиться «ненулевой суммы»: такого исхода спора, когда обе стороны уверены, что их позицию услышали и их требования хотя бы частично удовлетворены.
Талмуд блестяще выражает это в комментарии к фразе: «По истине и по правосудию для мира судите во вратах ваших» (Зхарья, 8:16). Талмуд вопрошает, что, собственно, значат здесь слова «правосудие для мира»: «Но ведь где правосудие, там нет мира, а где мир, там нет правосудия! Каково же правосудие, с которым есть мир? Следует сказать — это улаженное дело» .
А теперь вернемся к Моше, Аарону и золотому тельцу. Хотя Б‑г и Моше, очевидно, сочли, что изготовление тельца — тяжкий грех, стремление Аарона умиротворить людей — а он придумывал способы отсрочить их затею, сознавая, что, если откажется им помогать, они убьют его и все равно сделают тельца, — не было однозначно ошибочным. Правда, в тот момент народу требовался человек типа Моше, а не человек типа Аарона. Но в иных обстоятельствах и в долгосрочной перспективе народу требовались оба: Моше как глас истины и правосудия, Аарон как знаток человеческой натуры, умеющий успокоить и примирить людей.
Вот как получилось, что в традиции, ретроспективно обозревающей библейскую историю из далекого будущего, Аарон в итоге прослыл миротворцем. Мир между людьми — не единственное благо, а примирять людей — не единственная задача лидера. Мы всегда должны помнить: когда руководство народом препоручили Аарону, народ сделал золотого тельца. Но в то же время нельзя думать, что для руководства людьми достаточно одного лишь страстного стремления к истине и правосудию. Моше нуждался в человеке типа Аарона, чтобы объединить народ. Словом, лидерские качества — это умение объединить в общий хор разные темпераменты, бурно дискутирующие голоса и плохо гармонирующие между собой ценности.
В каждой команде лидеров должны быть и свой Моше, и свой Аарон: как голос истины, так и сила, зовущая к примирению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий