Скульптуры Деметра Чипаруса — бронзовые со слоновой костью, «хризоэлефантинные», — пожалуй, можно назвать абсолютным воплощением стиля ар-деко. Родился будущий скульптор в Румынии в 1886 году, но уже в 1909 году переехал в Италию, где учился у Рафаэлло Романелли. На этом путешествия для него не закончились, и через три года он эмигрировал в Париж — столицу мирового искусства, продолжив своё обучение в Парижской Академии Изящных искусств. Там он брал уроки у знаменитых мастеров своего времени — Антонина Мерсье и Жана Буше. Но их влияние на формирование художественного стиля Чипаруса оказалось довольно скромным.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vw-4W2Aa1XGQ_3wQ-WKhwW-THZeZE9sQQytzJjZxX3JzgeLtlKo2J0ukyBzaOf8CcY20fYebCJ0nhndvwLzQy_QR9V5ZPqX8R1iRpelS7Kr0Gen0elR5t1thz_mJ8E5C2HyCneV4155MtvLWvM4C5dh1r6QjTBzxTL-NiM-U9dcqs=s0-d)
Ещё в ранних работах 1910-х годов Деметр начал использовать бронзу с костью. Виртуозно исполненные одиночные или групповые фигурки детей не получили особой популярности. Настоящей же визитной карточкой скульптора, а потом и стиля ар-деко в целом, стали фигуры танцовщиц, в которых были заметны черты египетского искусства. Мода на него распространилась по Европе в 1920-х. Это было связано, очевидно, с тем, что в 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, тайны и сокровища которой произвели немалое впечатление на европейское общество, в основном из-за своей экзотичности и богатства. Чипарус даже создал целую серию скульптур, изображающих царицу Клеопатру и так называемых египетских танцовщиц.
Но самым богатым и глубоким источником вдохновения для Деметра Чипаруса, как и для многих других деятелей искусства эпохи ар-деко, несомненно, стал «Русский балет» Дягилева, который вырос из «Русских сезонов» 1908 года.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tV2lcD0RappUm3ji82ZcJPZw2gQFj_hmHy768s9I44BSwE3TCSEJYf8IhvBZnD5wSpTFcMBycEtfCuWKclOklRnPfHELn67tYbMqjxIxLes9RIRGy-3WI0Ktubt9aiuHqUHHOclZgpDmfjg0qlweDSU2Lty7GWLjSfql3A-76rVAs=s0-d)
Основной целью сезонов с самого начала было расширение границ классической хореографии и эксперименты с танцевальными формами. Хореографы, танцоры и композиторы находились в постоянном поиске, создавая всё новые приёмы художественной выразительности в танце и музыке, которые часто казались публике слишком смелыми и авангардными. Именно это и дало повод скульптору для использования сложных, изысканных и утончённых техник, которые наиболее точно могли передать пластику движений танцовщиц балета и сложный рельеф их костюмов. Обычных приёмов, используемых при создании бронзовых скульптур, для Чипаруса было уже недостаточно. И он стал использовать сложные геометрические базы из редких видов камня, полупрозрачные патины, новые лаки по серебряному и золотому фону и слоновую кость для воссоздания лиц и открытых частей тел фигур. Кроме того, многие свои работы Чипарус исполнял не только в бронзе, но и в шпиатре (цинковом сплаве), а вместо слоновой кости использовал ивуарин, так называемую «минеральную слоновую кость». Эти работы были гораздо дешевле хризоэлефантинных фигур, однако от этого не становились менее прекрасными.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vZ_sWSR3es6udSiA23j4CZ-aSFtGU_qwW9jGlbB3yjEsGXWYGektpZeBFcGlHLqc48tKEyT3bz8mjPvT_5qk1lUx9CtHUNiq0C5SA1N9_uGDSLpeYXaPS41Ix90bxGAfitu27wl0W4TcDtzm-sV90mBCj2A2o9mXhwr_0Cf_exLv8=s0-d)
Моделями для скульптур Чипаруса часто были конкретные танцовщицы парижской сцены. Например, «Танцовщица с обручем» была создана в 1928 году по образу танцовщицы, примы Оперы Бельградо Руаля, Зули де Бонча, а фигуры скульптурной группы «Персидский танец» носили черты знаменитых танцовщиков русской труппы Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн. Но одной из наиболее знаменитых и утончённых его работ стала «Альмерия», моделью для которой была балерина и хореограф Бронислава Нижинская. Именно её фигура воплотила пластику и драматизм авангардного танца в совершенстве.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_udNfbTsvgSpF3-YQijVcey8Y7fZy2Ls8HkDRuh3gKpyPxg-3K7uLcKFlh5Q0SDLtexTpcZcm2p1Fb-6KkesyOAYb7kSso59zMXMUivN4A2os4DtvmpBXtqAio68NJ7AWAUnvtmsTO0aAbzKHHh_h5_voWa3KVBx5qcD8cmuNPS15U=s0-d)
Работы Чипаруса были с восторгом приняты парижским обществом, и в период 1920–1930-х годов пользовались просто невероятным успехом. Позднее, с началом Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован нацистской Германией, а большинство бронзолитейных мастерских были закрыты, скульптор почти лишился возможности творить. Из этого периода до нас дошли лишь некоторые терракотовые анималистические скульптуры, созданные с 1942 по 1943, которые так и не были отлиты в бронзе. Сам же Деметр Чипарус, лучшие времена которого тогда были уже позади, умер в 1947 году и был похоронен на кладбище Банье в юго-восточной части Парижа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий