Еврей на польском троне
05.05.2017
Как-то ранним утром холодной зимой 1582-83 годов в итальянской Падуе появился нищий оборванец в одном тряпье и заявил, что он польский князь Николай Христофор Радзивилл. Местные жители, конечно, подняли его на смех – сумасшедших самозванцев по европейским городам тогда ходило немало. Его мольбы о помощи все игнорировали, даже без подаяния оставляли. Единственным человеком, кто поверил этому оборванцу, оказался живший тогда в Падуе раввин Шмуэль-Иегуда Каценеленбоген, более известный как Махаршик. Он был сыном крупного раввина Меира Каценеленбогена, прозванного Махарама из Падуи, но превзошел отца славой: стал верховным раввином Венеции и одним из ведущий еврейских мудрецов своего времени. И был, видимо, человеком крайне чутким и внимательным, раз безошибочно опознал в оборванце князя, пригласил к себе в дом, снабдил одеждой, деньгами и всем необходимым.
Существует две версии, почему польский князь оказался в таком виде в Падуе. По одной, более романтической, папа римский Григорий XIII повелел Радзивиллу в наказание за его грехи в течение года странствовать, живя подаянием. По второй, менее романтической и более правдоподобной, по пути из Польши в Венецию князь был ограблен. Всё, что оставили разбойники князю – так своё старое тряпье. В любом случае – раввин помог Радзивиллу, оказался фактически его спасителем, и в благодарность за это князь сделал много доброго евреям Польши.
От Падуи до Бреста
Торговля шла успешно. Шауль был не только богат, но чрезвычайно влиятелен: в еврейской общине его авторитет был непререкаем, он также находился в хороших отношениях с самыми влиятельными шляхетскими родами Речи Посполитой и даже принимал участие в переговорах с королем Стефаном Баторием и католическим духовенством.
Князь Радзивилл вернулся в родные края из Италии только в 1584 году, познакомился вскоре с Шаулем – и узнал в нём сына своего спасителя. А заодно был настолько поражен умом и ученостью Шауля, что пригласил его в свой замок и сделал советником.
Король на одну ночь
Однако престол не должен был оставаться вакантным, поэтому следовало назначить «временного короля на одну ночь». Эта честь была предложена Радзивиллу-Сироте, но тот неожиданно для всех заявил, что есть только один человек, не принадлежащий ни к каким партиям и мудростью превосходящий всех, и выставил кандидатуру раввина Шауля из Брест-Литовска, который и был единогласно избран временно исполняющим обязанности короля Польши.
Прозвучали громкие возгласы: «Да здравствует король Шауль!» После этого события Шауль получил фамилию Валь, что по-немецки означает «избрание». На следующее утро выборщики все-таки определились с новым кандидатом на престол – им стал Сигизмунд Ваза, и Шауль Валь спокойно уступил ему польский трон. Но поговаривают, что за ночь своего правления король Шауль Валь успел подписать ряд указов, немного улучшивших жизнь польско-литовского еврейства.
Благодаря этому уникальному документу Речь Посполитая стала самой толерантной страной Европы. В 1580 году у польско-литовского еврейства появился свой автономный орган самоуправления – ВААД польских евреев. Одна за одной открывались новые иешивы, строились синагоги, возникали новые центры еврейской жизни. Речь Посполитая постепенно становилась еврейским центром Европы. Известно и о хорошем личном отношении к евреям со стороны королей Стефана Батория и Сигизмунда Вазы. «Золотой век» польско-литовского еврейства продлился до середины следующего столетия – до погромов Богдана Хмельницкого, в результате которых, по разным оценкам, погибло до 300 тысяч евреев, а Польша на многие столетия погрузилась во мрак антисемитизма.
Эпилог об исторической правде
О дальнейшей судьбе Шауля Валя после ухода с польского престола известно не много. В 1589 году Сигизмунд пожаловал своему предшественнику на польском троне титул «королевского слуги» – одну из высших должностей при дворе. Спустя четыре года Валь добился от Сигизмунда подписания указа, по которому единственным компетентным органом в делах брестских евреев становился местный еврейский суд, а польские власти потеряли право вмешиваться в эти дела. А в 1596 году имя бывшего короля Шауля Валя фигурирует в официальных документах последний раз – он снова просит, и снова за евреев. Тогда ему удалось выхлопотать для еврейских мещан освобождение от уплаты пошлин на брестской таможне.
Первым, кто рассказал о «короле на одну ночь», был польский историк Иоахим Лелевель, который в своей книге «Средневековая Польша» зафиксировал: «Повсюду твердят евреи, что один из них был в течение ночи Королем Польским. Отсюда у германских евреев поговорка: “Счастье непостоянно, как правление Шауля Валя”». Эта история оказалась также отражена в изданной в начале XX века 12-томной англоязычной «Еврейской энциклопедии».
То, что у этой легенды есть историческая основа, полагал и историк Густав Карпелес. А другой немецкий историк, Яков Каро, считал, что пьяные шляхтичи запросто шутки ради могли избрать еврея королем. В своей «Истории евреев Польши» Александр Краусгар высказывается весьма уверенно: «Мы не решаемся сомневаться в существовании Шауля Валя. Для этого налицо ясные и не подлежащие сомнению доводы. А потомки Валя, и поныне существующие в Люблине, дают этим доводам еще большую вероятность».
Еще при жизни Шауля Валя на его деньги в Брест-Литовске была построена синагога. Внутри здания, при входе, можно было увидеть доску с надписью: «В память о мудреце и гении Шауле Вале, при покровительстве и великодушии которого была построена эта синагога». Она находилась в старом городе – как раз в том самом месте, где воздвигли потом знаменитую Брестскую крепость.
Алексей Алексеев
Комментариев нет:
Отправить комментарий