"Во мне слились – перемешались
пророки, веры и скрижали,
тысячелетия в пути.
Исходы, бегства, караваны,
местечки, города и страны –
нигде покоя не найти..."М.Этельзон, "Еврей"
Как-то попалась мне на глаза репродукция картины современного украинского художника
Александра Шабанова "Ищу человека", с таким пронзительным, мягким и философским изображением задумчивого, недоумевающего и грустного еврея, что мне захотелось познакомиться с творчеством этого художника поближе.
![580133 580133](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sQI3kyVQuRp1YqoN6zK1UEjUulvT4sa9mwq9JoU-SOSzRQLDK41d1pErpnUekARbW7VA5NP0TB0vBsfBy1WzAFeMud6jOAvQcRox-OVNyQpvb3ma9bJKdWI0AAjinsYA09Dk3lapgB_ahpP9qioJA=s0-d)
Мне казалось, что так передать суть народного характера может только представитель этого народа, но я нигде не нашла упоминания о том, что художник имеет какое-то отношение к еврейству. Тогда у меня возник интерес к тому, как нееврейские художники отражали еврейские характеры и жизнь еврейских общин в своих странах.
Ведь в силу религиозной традиции мы не можем судить об этом до самого конца 19 века, когда появились первые еврейские художники, нарушившие религиозные запреты. ("Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…")
Начиная с 15 века, с изгнания евреев из Испании, происходит постепенное распространение евреев по Европе, возникает интерес к их образу жизни. Евреи привлекали к себе внимание и многочисленных художников. Имеется сравнительно большое количество полотен, на которых запечатлены те или иные стороны жизни евреев. Несомненно, каждый из этих художников имел свое видение этого своеобразного и не совсем понятного ему мира. И сначала еврейский образ проник в живопись в качестве персонажей ветхозаветных и евангельских сюжетов, что понятно - христианство выросло из иудаизма, все персонажи Ветхого Завета и Евангелия были евреями. Многие художники никогда не видели евреев, не были знакомы с их бытом, традициями и внешностью, поэтому изображали на своих полотнах близких или знакомых им людей и допускали много фактологических ошибок. Доходило до смешного, как, например, на картине
Веронезе, где ни лица, ни одежда, ни пейзаж не соответствуют образам библейской страны.
![Paolo_Veronese_005 Paolo_Veronese_005](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_shiswUjg-AJa3km4QEm-qsZLSerULxY9G_NpqkpK1qhb3VIr3ira6YidR1quUxDB--7UAwkBc9svfPe2sLWG-iNOHm8OeS5SfnqbQ_mGYkwVh0QJr1WNsvl1neq0vEDIC5-ujwKPO2GHBhwVhT9Q=s0-d)
Художники даже не знали о таком важном для еврея обряде, как обрезание крайней плоти, что мы видим на многих картинах, например, на этой кисти Караваджо, где изображен младенец Христос.
![caravaggio_23 caravaggio_23](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uGIDeGAbU98YWoMLpiKHceBPeSUh7CC7uxvbKxzBdyEa_OZpb9RJuSOq2bB3Fn2vubUjHOSug62M5bE_B8t5yvX78Q1rMJ8VTQcPnxSDgZSbAUyWbqSqtpp5hSVvqehUtgIsa0gf1Vt6RiC-RVtA8=s0-d)
Пожалуй, первые характерные еврейские лица появляются на полотнах
Эль Греко, у которого была возможность видеть в Толедо единичных евреев, оставшихся от большой и процветавшей общины после жестоких лет инквизиции.
![den_Petra_i_Pavla den_Petra_i_Pavla](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s7urEG-f3lzuTq6tdRvRyCy1Fc9DkU91opcushZsc3RThmd-C-3bDIX0uQKtPw_3kjuwzv_7bx5FY_5F6RWYs7lWwjRMlTo1JlLpuRVOydFnAdYZMiPAZ4M4f768-1t4jQ05RkH2c57UjqQRdYyw=s0-d)
Говорят (это только слухи), что его возлюбленная, донья Иеронима, была скрытой иудейкой, и ее черты можно узнать почти во всех женских образах на полотнах Эль Греко.
![загруженное загруженное](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v6QQXdh99GHmj4J2K9P4yFckJZNYnMQ57ldH-fESj2YD7rRniZWr__qcl_bEROJxOW2Sb6dOzUIFCMsOmQ9efUGmS3kTVVyJxQ-MwchhdCDQjAJSJUxGB74ddcf7tAv1Dac4XDM--yDIEJDMgfQgw=s0-d)
Самое большое количество работ, посвященных еврейству, жизни еврейской общины Амстердама можно найти в творчестве
Рембрандта. Кроме того он использовал живые модели и для написания картин на библейские темы, так как не только хорошо относился к евреям, но и жил с 1631 гола в Амстердаме в соседнем с еврейским квартале, почти рядом с синагогой. Ко времени его переезда из Лейдена в Амстердам там жило уже около 400 еврейских семей, выходцев из Испании и Португалии.
![Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_Het_Joodse_bruidje Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_Het_Joodse_bruidje](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t5_wod9Moo0Ab337owBQUNJRJsFGWJOjR59OD-876itsZGUz_3MWTyrSX4nkP4J1cX3Qhm8xKS_Yvb44WJPdlS0t0_q3IhBAeFmJlCSjBF1V22mzfzsZiI5sJ43ZRGq-T-w92QrJFuInBEx90as8w=s0-d)
Рембрандт дружил со многими евреями, был знаком с их традициями и верой, даже на некоторых его картинах имеются надписи на иврите, например на этой (מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין - мене, мене, текел, упарсин - "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень лёгким; разделено царство твое и дано персам")
![Rembrandt-Belsazar Rembrandt-Belsazar](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tzWy0Oo3xJsiGFeyAObEC3lnwcvl7FN1MpJ0b6Tz7ggXhDhWL0VlWEgaHa9Tw5AuPmhDVX7HVopq60gfE5rhFyY2q8LALSMNKsn1WNqkXgmydA3in-n_bz-hwaNa3CBsSJI2k8MqIVD6IsgT768w=s0-d)
Особенно близкие дружеские отношения были у него с главой еврейской общины Менаше
![16_Rembrangt-Rabbi 16_Rembrangt-Rabbi](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sIWXbSGzTyHMO6sWH2W1HivN2tomKeKIrNdWmppc7U9Bt6_xL2X942EUgjo2wSAVPAdEqaNpl6ecL-jW6xXtX0M_7WsNXWr3uCPceo0HMXcsH8zwBS4jr2k39uze20cbeem9yOwPvg7-vblD5GsTw=s0-d)
и Эфраимом Буэно, известным ученым и врачом, из разъехавшейся по все Европе уважаемой семьи Буэно, выходцев из Испании.
![79ea1257664b628a52354061966595a3 79ea1257664b628a52354061966595a3](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tw3A72buLFOnjVN81mRQrwdmQ1N4A-Yp6FJmg5oXWu7Jzdb2sS2Uycx5cxH4J09oXdVf_6RQeRAHatVNyk063UgGeESqR43A_B8gbd5QiQGQ0NoKRpW03Sji48bxnZFIqcfYubdco5sxFLh_DeKW4=s0-d)
После смерти Саскии, а потом и второй жены, и любимого сына Титуса, после потери материального достатка и наступления одинокой старости, лишенный заказов, Рембрандт еще больше сближается с евреями, тянется к ним, создает 15 портретов пожилых евреев, в которых сумел выразить свое тогдашнее настроение и тоску, свое чувство униженности и отверженности, которое так роднит его с евреями.
![r220 r220](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vTII4w4F51ZcuFzuXtCHAhPd0z_XKTVz6sPS2tS7SOzaNnaVcCKLB-iv2n4CkiFZRAVHkKqNj9kddxLueVWg9NP_csck5BmBeuLSIlhFQICYdE9BYEL7ZyaQVfgCs9CQxwlPL1Fy0UTcXJFULCBKE=s0-d)
Портреты старых евреев принадлежат к лучшим образцам портретного искусства, художник вложил в них свои привязанность и сочувствие к этому народу, уважение и любовь к нему.
Еще один голландский художник,
Якоб ван Рейсдаль, прекрасный пейзажист, отличавшийся глубокой философичностью своих пейзажей, положил в основу своей картины "Еврейское кладбище" реально существовавшее на окраине Амстердама кладбище выходцев из Португалии с полуразрушенной молнией синагогой. Характерно, что при жизни художника эта картина называлась "Аллегория жизни человеческой".
![ruisdael_03 ruisdael_03](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vMBjjv3AsgqvG5IiAFJt9zpHIQkF1jIThfBsHG2pwR_gJSZthk21T3wt-B3HYFOcNu6fJBn4cSUktyTXNw-GOtzyc6TjM3eSn1N0E6AgF9GYheEXT7qvpe2vPzbNhApx0eePFtVBIhRwdEGAXKStM=s0-d)
Возможно, философское содержание картины навеяно Экклезиастом: "Как умирает тот, так умирает этот, и одно дыхание у всех. Все идет в место одно... и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, который и дал его…"
Сильное влияние голландцев, особенно Рембрандта, проявилось в творчестве румынского художника
Н.Григореску не только в манере, но и в портретах
![images images](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_teOcLJy8lDg6dLICcQregzN6hxAXU9-CegI_Ts0YIpwdSqlA5f3YnvdHASWkioruTyddBHW6K8kUKNkmNW3jStPlNNNXlQQZAVrr_S6MIbcUdpRMnJYWbn7sdzViDOMK0bsdbmDWs_uW1rq4KDJ3I=s0-d)
и сюжетах, посвященных евреям и жизни еврейских местечек.
![Николае Григореску-Еврей с гусем Николае Григореску-Еврей с гусем](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vgVc--bAWhaFM42hO-c-T8-tMmd20ONhzEDWDFe5_Exf2vhG8azONZnmTggY4l3kBFzISlRTZmwl0hjI3axNNg01IwAyr-IzL3UotW59b-0J3m7w8EW3NvRNK_ZdPX2avg70959Y9yyzrJ9U6XIWU=s0-d)
Самая большая еврейская община жила в Польше, но жизнь евреев и еврейских местечек не интересовала польских художников, только у трех из них эта тема нашла некоторое отражение в творчестве у братьев
Gierymski![Zydowka_z_cytrynami Zydowka_z_cytrynami](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s70hqzkQdoa-ocgqI6jDRmXU74mNXe1r0qrG5iaL9-gGialJU2g41Ed0oYjOWfanKNwmN_Kpf497FclOJq_5Y9XgS1a5cw55xdgdtQk4ysZZp4lrBJLzmLHK50O6grIgVt5F7R8YC-OKUNcOyujgg=s0-d)
и
Петра Михаловского, по картинам которого можно составить представление о том, как выглядели польские евреи в начале 19 века.
![pl_fo_michalowski_zydzi_mnk_3461396 (1) pl_fo_michalowski_zydzi_mnk_3461396 (1)](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uaWMG4NnF8i7v0xIlsEmAS8fsmwioJErpS3XEG1xPKBrNo7AIb7R1LVNmGALhgi_UeSHLdhnnhhHNTRdS7ks9xfesijhebIrRsIq3YabSZHBoyvjvGF3_BFaNmg1gMtJqf3nl5mN-loPhpP4NS9Cs=s0-d)
Есть одна картина у
Пабло Пикассо, написанная в "голубой" период и отражающая не только его собственное подавленное настроение и душевный кризис, переживаемый им тогда, но и сочувствие к еврейскому народу.
![1421576397_goluboy-period-staryy-evrey-s-malchikom-1903-holst-maslo-moskva-gosudarstvennyy-muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-im.-a.s.-pushkina 1421576397_goluboy-period-staryy-evrey-s-malchikom-1903-holst-maslo-moskva-gosudarstvennyy-muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-im.-a.s.-pushkina](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uJkIOiwrk_g47AuL2Oos0u9PA8cgEG13VbIcgvFpYvPVh7VZTwnZMsvppSG5Kgyx15Sm45X8omlacQnsPrG3ZG1rciUNj3R6NUwzcEMd33JfgXG7_AwuApId0YuqJcsxTcjNvbFLMl9tkPPq1y3Vw=s0-d)
В России, как и на Западе, еврейские образы первоначально использовались для изображения в живописи библейских персонажей, ничем внешне не напоминая истинных евреев. Даже
И.Крамской изобразил в образе Христа совсем не еврея, а по слухам - самого себя.
![khristos_v_pustyne khristos_v_pustyne](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vgoJQByaFmc2IarNF2uElOH-KKFbMPbg-uCp147PkCrluIFZM3Y1iZ4YwAsdBmHPaeNv-BTPkoLo6JKwgPmFUuxO1KTlWJRCYtuizmHqxuS_LuWzQOFbOa4Cl-_77xh340p4oNgZsOM0r0-HL0rFg=s0-d)
Первым русским художником, стремившимся приблизиться к реальной исторической обстановке и отобразить истинный облик народа, носителя библейских мифов, был
А.Иванов. Для этого он изучал и рисовал людей в еврейском квартале Рима, делая огромное количество эскизов для своей знаменитой картины "Явление Христа народу".
![10_ivanov_yavlenie_messii_fr04 10_ivanov_yavlenie_messii_fr04](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sZrE2CaFjiqt31FD2i4eijYpAUBoASJe-ArwvPwgkV3vGKd6NeVWvnxBSxg5bgJMBpWjpzRYXrMxv1d1_WhAXUowQeU2GAm1WBajbIsAq5GN3fKGFhKufoEVK9cWFzGIAgN_0dOAJR2_oz6acPccA=s0-d)
Это же можно сказать и о
В.Поленове, который не только черпал вдохновение для библейских сюжетов в римском гетто, но и совершил путешествие по святым местам, делая множество эскизов и натурных работ.
Наталья Гончарова, потомок жены А.С.Пушкина, художница-авангардистка, тоже не обошла стороной еврейскую тему.
![1912 1912](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tF9MNH1Pris3NRTwNTo1CgUDhabNFKt_TGUH2fm1rxlnaPoOGkOvaL2HoXHz-WS4cfjmDjaOdeNH5ohuwdsucSkrOHRhpJv3OgnyOLjmf-Q82Q9yEqZ6U-1q1OpVNHNLr8OFs9To6zYBVlzWDyMXU=s0-d)
В описанных выше произведениях и в тех, что вошли в видеоклип, можно увидеть, что многих выдающихся художников-неевреев интересовали не только библейские сюжеты, не только их исторически и этнографически верное отображение, но и сами еврейские образы, особенности еврейских характеров и жизни еврейских гетто и местечек. И все же все эти художники, многие из которых были выдающимися, видели "еврейский мир" со стороны, его внешние приметы, их привлекала его непохожесть, загадочность, самобытность, но им трудно, почти невозможно проникнуть в его суть, до конца понять его особенности, осмыслить тот путь становления нации и ее расцвета, унижения, уничтожения и возрождения, те тысячелетия, которые пройдены и пережиты еврейским народом. Конечно, я упоминала только тех художников, которые изображали евреев и их жизнь реалистично, не предвзято, доброжелательно, без малейшего намека на антисемитизм. Карикатурные и, тем более, юдофобские произведения не являются предметом моего интереса.
А закончить я хочу тем, с чего начала, некоторыми образцами творчества интересного современного украинского художника-постмодерниста
Александра Шабанова![chelovek-s-pticey_shabanov_aleksandr_1353592853 chelovek-s-pticey_shabanov_aleksandr_1353592853](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t8hacbGEprMAxTstUq5m5rvHMi5D5PgOU97QyFz3QusKiP7ejwsok6uCBLChNMH7yRcn9EI6K0mlgDdqxPDu3Zk0NTMC3Bv8V1RObCpjjQD3H6SRi5dbMQxloQCs8cchCCrWey-SnitLtNsfWtwPE=s0-d)
Он родился в 1957 году в г. Донецке (Украина). Закончил Художественную школу г. Донецка, занимался в изостудии, учился в Московском университете им Н Крупской. Участвовал в областных и республиканских выставках . Является учредителем творческого объединения художников "Пленер".
![photo_176_4602992 photo_176_4602992](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sMpnOil5ePuaQbFdptBmTrYh1hf4ydSYoVUlDhXfXVX4hfiUh0j7ydn35Q5VNvAondl1et-idmIfX_IECqCW9Oo9CHlaYQbjUD_00CgRilKSriCrHt42Xkt--Ysl4Ysb9DW4ioNpxr10G5fUgljxc=s0-d)
Картины художника оригинальны и уникальны, пишутся маслом в направлении постмодерн, его работы уже давно занимают почётное место в коллекциях Украины, России, Польши, Англии, США, Канады, Австралии, Японии...
![photo_125_7450622 photo_125_7450622](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uG7k5MUuXtYYiJMdtaCwsBfnIHFOJX5NFbC2yvIMtMRX3hrCogTFeK11A1QHDS66HEowHyqs1rbSiUaKkiS_Zs6FZF8hfpmog101B0IFsvy8g0M4U_ziPCPm-QQkvrxF0DHhAmfWvaDV4wnCUjJRk=s0-d)
Посмотрите, в этих лицах философская мудрость, вселенская грусть, детская радость, неизбывная печаль, самоирония и вековая тоска, смех сквозь слезы и надежда...
Как всегда, предлагаю вашему вниманию видеоклип, в котором вы можете увидеть около 65 картин в сопровождении клезмерской музыки.
Ссылки:
http://arts.in.ua/artists/shabanov_art/http://shabanov-art.com/Портрет в творчестве Рембрандта. К. С. Егорова. - М. : Искусство, 1975.
http://www.jewish-heritage.org/prep12.htmhttp://artmy.com.ua/article-evreyskaya-topic.shtmlhttp://www.stihi.ru/avtor/etelzon
Добрый День! Совершенно случайно, постоянно читая Ваши посты по ссылкам в Фейсбуке, увидела свой пост на Ваших страницах. Спасибо за Ваш интерес к теме. Есть у меня и о еврейских художниках в русском авангарде, если Вам интересно. С уважением и благодарностью. Натали Николенко.
ОтветитьУдалитьДобрый День! Совершенно случайно, постоянно читая Ваши посты по ссылкам в Фейсбуке, увидела свой пост на Ваших страницах. Спасибо за Ваш интерес к теме. Есть у меня и о еврейских художниках в русском авангарде, если Вам интересно. С уважением и благодарностью. Натали Николенко.
ОтветитьУдалитьДобрый День! Совершенно случайно, постоянно читая Ваши посты по ссылкам в Фейсбуке, увидела свой пост на Ваших страницах. Спасибо за Ваш интерес к теме. Есть у меня и о еврейских художниках в русском авангарде, если Вам интересно. С уважением и благодарностью. Натали Николенко.
ОтветитьУдалить