israel
jewish.ru
Камень преклонения
28.09.2016
При внимательном рассмотрении камня можно увидеть две буквы, которые, по мнению профессора Моше Шарона из Хайфского университета, соответствуют буквам бет и куф древнего еврейского алфавита. Евреи пользовались им с древнейших времен и до вавилонского изгнания в VI в. до н.э., а в последующие века лишь изредка. Но самое интересное состоит в том, что буквы эти не вырезаны на камне, а находятся внутри него. Специалисты, которым удалось видеть камень и держать его в руках, настаивают, что камень не был никогда разрезан. Кто же, каким образом, когда и зачем начертил эти две буквы?
Согласно семейной традиции, камень этот передавался от отца к сыну на протяжении тысячи лет в семье Орет. Основателем рода был рыцарь-тамплиер, которому якобы подарили этот камень в Иерусалиме в 1189 году. Но поскольку мы-то знаем, что крестоносцы, взяв Иерусалим штурмом, вырезали подчистую всех, кого там нашли – и мусульман, и евреев, – то в «подарок» верится слабо. Ну, скажем так, нашел где-то... Так или иначе, камень вроде бы хранился тысячу лет в семье Орет, одна из ветвей которой перебралась около 200 лет назад в Южную Африку. В какой-то момент камень перешел уже не сыну, а дочери, так что нынешняя его хозяйка не носит этой фамилии. Так вот, семейная их история гласит, что камень этот – часть одеяния первосвященника Иерусалимского Храма.
Те несколько ученых, которые имели доступ к таинственному камню, относят время его изготовления к VI веку до н.э. или раньше. Получается, он мог остаться даже со времени Первого Храма, построенного царем Шломо в X веке и разрушенного вавилонянами в VI веке до нашей эры. Любая находка, связанная с этим зданием, вызывает совершенно особые эмоции. Во-первых, согласно нашей традиции, Первый Храм намного превосходил Второй по силе мистического переживания. Рассказывают, что когда вернувшиеся из Вавилона изгнанники построили Второй Храм, молодежь радовалась, а старики, помнившие Первый Храм, рыдали при виде этой «ухудшенной копии». Во-вторых, от Первого Храма очень мало чего осталось. О немногом, что осталось от здания, мы поговорим в дальнейшем, а что случилось со священной утварью? Большую часть, без сомнения, унесли вавилонские захватчики, что-то от них перешло к персидским царям. Есть история, например, что персидский царь дерзнул использовать на своем пиру золотые сосуды из Храма. Осталось ли что-то из них или все ушло на переплавку? Кто знает.
Согласно нескольким свидетельствам Талмуда, священный Ковчег не достался захватчикам. За несколько десятилетий до того праведный царь Йошиягу, предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег – а возможно, и что-то еще из священной утвари – в подземных пустотах, уходящих в глубь Храмовой горы. Согласно же книге Маккавеев, Ковчег уже перед самым разрушением Храма спрятал пророк Ирмиягу, и не в глубине Храмовой горы, а на горе Нево, которая сейчас относится к Иордании. Но еще более экзотическую версию предлагают нам эфиопские христиане. Они убеждены, что Ковчег завета не пропал, а находится у них, причем считают его своей главной национальной святыней. Согласно их версии, он хранится в церкви «девы Марии Сионской» в городе Аксуме на севере Эфиопии. Сам этот «ковчег» почти никому и никогда не показывают, кроме отвечающего за него священника. А священника якобы приходится часто менять, так как общение с «ковчегом» резко укорачивает срок жизни служителя. Копии же этого «ковчега» хранятся в каждой церкви Эфиопии.
Стоит еще отметить, что в раскопках города времен царя Давида профессор Гурфинкель нашел недавно предмет, который, по его мнению, служил копией Ковчега и хранился в местном городском святилище. Так что не исключено, что таких копий было даже много.
Так или иначе, но при строительстве Второго Храма в 516 г. до н.э. Ковчега уже не было, и место его – Святая святых Храма – осталось пустым. Знаменит рассказ, как римский завоеватель Помпей был потрясен до глубины души, когда ворвался в Святая святых и нашел пустоту в сердце еврейского богослужения. Ну, не совсем пустоту, впрочем. Из пола Храма выступала вершина Камня основания. Но о нем – в следующий раз.
Меир Антопольский
Комментариев нет:
Отправить комментарий