Сергей Пархоменко оказался в Ка- лининграде на общественном меро- приятии «Постинтеллектуаль- ный форум имени Кафки и Оруэлла».
Как же было не воспользоваться
случаем, чтобы спросить известно- го журналиста и издателя о «сути
событий». Но среди многочислен- ных злободневных тем для разгово- ра мне показался особо интересным
исторический проект «Последний
адрес», которым занимается мой
собеседник.
– Сергей Борисович, расскажите,
в чем суть проекта?
– Это такой народный мемориаль- ный проект. Это памятник, который
не представляет из себя статую. Он
представляет из себя совокупность
маленьких металлических пластин
размером с почтовую открытку
11х19 см, которые устанавливаются
на фасадах домов, где жили люди,
подвергшиеся политическим ре- прессиям. Не только сталинским:
есть, например, такие люди, которые
были расстреляны в 1918 г. или, на- оборот, позже – в 1950-е гг.
– Давайте сразу скажем, что
проект этот задуман по образцу,
который хорошо знаком тем, кто
живет или бывает в Германии. Речь
идет о «Камнях преткновения»
(«Stolpersteine») – проекте немец- кого художника Гунтера Демнига,
инициированном с целью напоми- нать людям о судьбах жертв нациз- ма, о тех, кто был убит, депорти- рован или вынужден был пойти на
самоубийство.
– Да, конечно, но этот проект ре- ализуется не только в Германии.
Эти покрытые латунью булыжники
с именами людей, возле домов, где
они жили, можно увидеть во мно- гих европейских городах. Наш про- ект, задуманный по примеру «Кам- ней преткновения», реализуется
с 2014 г., к этому моменту на евро- пейских улицах уже лежало около
50 тыс. камней с именами. Сейчас
нам поступили 2500 заявок из раз- ных мест. Проект замечателен тем,
что строится гигантский памятник
размером с Россию. Теперь это даже
больше, чем Россия, потому что к
проекту присоединились Украина
(см. стр. 25) и Чехия, вот-вот будет
что-то делаться в Грузии, Румынии,
Латвии, Молдове. И всё вместе – это
такой огромный мемориал, смысл
которого в том, чтобы организовать
людей, которые желают это знать,
которые про это разговаривают,
которые хотят рассказать об этом
своим детям. Чтобы повесить такую
вот маленькую штучку, нужно до- говориться с жильцами дома, иначе
они потом ее просто отвинтят, если
мы не поговорим с ними, не объяс- ним им и не убедимся в том, что они
с этим согласны. И в процессе этих
разговоров происходят важнейшие
вещи для понимания того, что такое
история. Прежде всего мы понима- ем, что в той истории, к которой мы
привыкли еще со школы, нет людей.
Люди не умеют разговаривать про
отечественную историю, про ее тра- гические моменты, например эпоху
больших репрессий. Они разговари- вают с космической дистанции, они
разговаривают про геополитику,
Вторую мировую войну, индустриа- лизацию, коллективизацию, проти-
востояние систем, у людей есть мно- го наговоренных про это слов, много
мыслей, где-то слышанных, сложив- шееся мнение, и с этими инструмен- тами они заняли какую-то позицию.
Они стали сталинистами или, наобо- рот, антисталинистами. Им нравится
или не нравится, они согласны или не
согласны, они одобряют или осужда- ют... И вдруг к ним приходит человек
и говорит: «А Марья Семеновна?» –
«Чего?» – «Здесь жила Марья Семе- новна». – «Какая Марья Семенов- на?» – «Марья Семеновна Морозова,
жила вот в этой квартире». И начина- ет рассказывать историю Марьи Се- меновны Морозовой, которая жила
в этой квартире, которая была мо- нахиней Страстного монастыря, по- том Страстной монастырь закрыли и
разрушили. Она, будучи совершенно
беспомощным человеком, потому что
с 14 лет жила в этом монастыре, ока- залась на улице, не придумала, что ей
делать, отправилась санитаркой в ту- беркулезную больницу (вон она – ту-
беркулезная больница, по-прежнему
на углу этой улицы до сих пор тубер- кулезный диспансер), она работала
в этой больнице, но поскольку была
религиозная тетенька, то у себя в
комнате (а она снимала комнату в
этой квартире) собирала таких же
выгнанных из Страстного монастыря
монахинь, и они что-то там друг дру- гу читали вслух. А потом ее забрали
и расстреляли за религиозную про- паганду. «Так вы как насчет Марьи
Семеновны?» И тут выясняется, что
Марья Семеновна все сметает на сво- ем пути. Абсолютно разрушает при- вычный способ понимания истории.
Вдруг во всю эту фигню вламывается
живой – увы, не живой в данном слу- чае, но существовавший физически
человек – со своей судьбой, с именем,
с лицом, с адресом, и возможно, что
это мой адрес, что это моя квартира,
где жила Марья Семеновна.
– Мы с вами беседуем в Калинин- градской области. Вы не задумывае- тесь о том, что этот российский ре- гион уникален тем, что здесь могут
быть основания для установки как
«камней преткновения», так и та- бличек «Последнего адреса»?
– Такой город в России уже есть –
это Орел. Оттуда были поданы заяв- ки как нам, так и Гунтеру Демнигу.
Кстати, аналогичная ситуация в Пра- ге: там есть знаки и того и другого
проектов.
– Там, видимо, речь шла о евреях,
погибших в период оккупации. В
Кёнигсберге же нацистская власть
преследовала своих сограждан. Из- вестны, например, имена учителей
местной еврейской школы, депор-
тированных в лагерь смерти Ма- лый Тростенец под Минском. Вот
о жертвах сталинских репрессий
в послевоенной Кёнигсбергской, а с
1946 г. – Калининградской области
известно меньше.
– Если у кого-то есть желание, нуж- но обращаться в архивы. Установка
памятной таблички предусматрива- ет инициативу частных лиц, но факт,
о котором она напоминает, должен
быть проверен и подтвержден доку- ментально.
– А как вы решаете, кто достоин и
кто не достоин таблички?
– Знаете, когда начинался проект
«Последний адрес», сразу возник
вопрос: а что мы будем делать с па- лачами и сволочами. Ведь за каж- дой табличкой есть живой человек,
который написал письмо: вот мои
4000 руб. – это стоит 4000 руб., мы
их не сразу берем, но человек дол- жен подписаться, что если все будет
хорошо, если удастся договориться
с этим домом, он сделает взнос... Так
вот, есть живой человек, который
скажет: «Вот мой дедушка. Он был
убийцей, он сам лично расстреливал
в затылок, а потом его репрессиро- вали, затем реабилитировали, по- тому что он не был ни японским, ни
венгерским шпионом, и приговор,
по которому его расстреляли, в свою
очередь совершенно абсурден». И
вот мы говорили друг другу, когда
это все начиналось, что придут тол- пы людей и скажут: «Моему дедушке
тоже это положено». И что с ними
делать? Как мы будем прогонять их,
отказывать? С какой мотивировкой?
Они имеют право! Человек реабили- тирован, он невиновен, это призна- но Верховным судом СССР еще в то
время. Мы очень долго на эту тему
дискутировали, но никто не пришел
с требованием увековечить память
палачей и сволочей. Ну, почти никто...
У нас есть 2500 заявок, из них таких,
где есть о чем разговаривать, ну, пять-
семь. А почему? Потому что люди пе- ремещаются с космического уровня
обсуждения про коллективизацию,
индустриализацию и мировую войну
на человеческий уровень.
– Среди имен на табличках «По- следнего адреса» должно быть не- мало еврейских, ведь сталинские
репрессии особенно интенсивно за- трагивали интеллигенцию, сто- личных жителей, среди которых в
те годы было особенно много наших
соплеменников. К тому же в интел- лигентных еврейских семьях обычно
хорошо помнят свих предков.
– Это так. Вот, например, в феврале
этого года на доме № 11 по Загород- ному проспекту в Санкт-Петербурге
была установлена табличка с именем
физика Матвея Петровича Брон- штейна. 31-летний профессор ЛГУ
был расстрелян в феврале 1938 г. за
«террористическую деятельность»
(см. «ЕП», 2016, № 12).
– Это зять Корнея Чуковского?
– Да, муж Лидии Корнеевны Чу- ковской. Там при размещении на- шего знака возник вопрос: на доме,
где жил Матвей Бронштейн, уже
установлена мемориальная до- ска – он ведь был великим ученым,
у него были ученики, ставшие вы- дающимися физиками, его называ- ют «несостоявшимся российским
Эйнштейном». Но вместе с его
родными мы пришли к выводу, что
табличка «Последнего адреса» все
же уместна.
– Расскажите еще о каком-нибудь
еврейском «Последнем адресе».
– К нам обратилась с просьбой по- чтить память раввина Шмариягу
Лейба Медалье его правнучка Анна.
Главный раввин Москвы был рас- стрелян 26 апреля 1938 г.
– Я читал об этом. Расстреляли
сразу после Песаха. А незадолго до
этого жена раввина обращалась к
Кагановичу с просьбой разрешить
передачу в тюрьму мацы и кошерных
на Песах продуктов.
– Когда мы стали искать последний
адрес раввина Медалье, нам показали
улицу в Лосиноостровском районе
Москвы, где когда-то жили в основ- ном евреи. Там был даже кошерный
мясной магазин, куда ездили за мясом
со всего города. Выяснилось, что дом,
где жил раввин, несколько десятиле- тий назад снесен, так что табличка
была установлена на одном из близле- жащих домов. На церемонии откры- тия были представители Федерации
еврейских общин России, Российско- го еврейского конгресса, посольства
Израиля.
– А были ли акты вандализма в
отношении табличек «Последнего
адреса»?
– Практически нет.
– Приходилось ли сталкиваться с
сопротивлением властей?
– Нет никакого централизованно- го отношения ни к этой тематике, ни
к этому конкретному проекту. Есть
более или менее тупые, более или
менее злобные местные чиновники.
Чему противостоит начальник, пыта- ющийся удержать историю в руках?
Появлению человека с лицом и име- нем внутри истории. Это не нужно
начальнику, он этого боится.
Беседовал Виктор ШАПИРО
P. S. Уже после нашей беседы
СМИ сообщили, что 16 августа
суд в Архангельске оштрафовал на
15 тыс. руб. местного координатора
движения «Последний адрес» Дми- трия Козлова за установку памятной
таблички на «доме Вальневой» –
старом здании, признанном памят- ником культуры. Иск инициировала
инспекция по охране объектов куль- турного наследия Архангельской
области. Ее глава Анна Ивченко за- явила в суде, что у нее «обливалось
кровью сердце» при виде того, как
табличку, сообщающую, что в этом
доме жил расстрелянный в 1938 г.
слесарь Игнатий Безсонов, прикру- чивали на деревянную стену дома
четырьмя шурупами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий