Эдуард Штейнберг
Был когда-то знаком с художников Эдуардом
Штейнбергом (недавно скончавшимся). Был у него в Тарусе. Геометрию живописи
Штейнберга не понял тогда, не понимаю ее и сегодня, но сам он показался мне
человеком очень симпатичным, а в Тарусу, по улочкам которой в те времена ходил
живой классик – Константин Паустовский – прямо влюбился.
И вот прочел недавно письмо отца Эдуарда,
Аркадия Штейнберга, поэту Вл. Алейникову: « Побываю в Москве – и не то. Ну, всё
здесь не то. Сразу тянет к себе, в деревню. Наберу провизии, тащу на себе. С
электрички сойду, на своей станции, – а там дождь хлещет. И ничего. Подумаешь,
дождь! Провизию – на тачку загружу. Ботинки сниму. Штаны закатаю – и вперёд,
босиком, по дождю, по грязи, по холоду, – к дому. Толкаю тачку с поклажей.
Шлёпаю по лужам, по колено в воде, – и даже не чувствую, даже думать не хочу о
том, что вода ледяная, что осень, холодрыга стоит. Мне так идти – интересно,
весело! Доберусь домой, растоплю печку, хлопну чекушку водки – и всё, хоть бы
хны. Никаких болезней. Здоров. У меня в деревне – красота! Приволье. Полная
свобода. А ещё и река. И лодка есть. И дом. Все поместимся. Приезжайте ко мне,
Володя!..» Из Воспоминаний об Аркадии Штейнберге .
Именно в этом, в подлинном и искреннем чувстве
Родины и было подлинное крещение поэта, переводчика и художника, рожденного в
Одессе, в еврейской семье. Крещение в те годы было чем-то, вроде диссидентства,
а уход из городов, часто вынужденный, единственным глотком воли. (Штейберг 11
лет провел в ГУЛАГе и тюрьме).
Вот Исаак Левитан любил природу России не
меньше Штейнберга, а о крещении и не думал. Может быть, потому, что быть в те
времена в России евреем и было своего рода диссидентством.
Я вот тоже к городу относился,
как к рабству. Отрыв от живой природы, так всегда думал, и есть неволя,
застенок. Может от того это, что родился и вырос в питерском дворе – колодцы.
Игры без солнца, на гнилой поленнице в окружении грязных стен… Выходы в парк
(Таврический или Летний сад) были глотками свободы, а поездки на дачу – самим чудом приобщения к
настоящей жизни. Я и сегодня дома в русском лесу, на реке или озере. Но я
еврей, воспринимающий отказ от своего еврейства, как прямое предательство и, несмотря на любовь к русской природе, настоящий мой дом только
здесь, в Израиле. А может быть, и потому, что стараюсь жить вне дня
сегодняшнего, в некоем безвременье, в котором евреи всегда диссиденты, вечная
оппозиция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий