Из-за хиджаба душит жаба
Так называется гуляющее по просторам Интернета стихотворение, посвященное знаковому событию на Олимпиаде-2012 в Лондоне, когда дзюдоистке из Саудовской Аравии Войдан Шахеркани разрешили выступать в хиджабе. Она превратила мировой праздник спорта в подобие этнографического фестиваля, поскольку логично было бы в таком случае появление немецких атлеток в Dirndl (блуза с корсажем, широкая юбка, фартук), испанских – в trajes de faralaes (платье с оборками) и накидке с капюшоном, российских – в сарафанах и кокошниках. И итальянки бы порадовали взор своими нарядами, среди которых camicia (рубаха туникообразного покроя), gonna (длинная широкая юбка, не говоря уже о корсаже, переднике и головном платке с красивым именем fazzoletto. Все они выглядели бы намного привлекательней, чем в кимоно, майках и другом облачении – соответственно виду спорта. Отсюда, видимо, и вероятная женская зависть, пылающая из названия стихотворения.
Пономарев и Коран – близнецы-братья со знаком минус
Прошло почти десять лет с того памятного момента, когда Европа почувствовала мусульманское вторжение в устоявшийся международный спортивный дресс-код. С хиджаба саудитки началось детальное изучение европейским людом мусульманской женской одежды в духе капитана Жеглова «Шарапов, присмотрись к Синичкиной!»
Ну, присмотрелись. Застенчивая малышка Войдан с живым весом 80 килограммов стала со своим хиджабом своего рода пилотным проектом.
Тотальное нашествие эмигрантов из стран ислама на Старый Свет, случившееся чуть позже, в 2015 году, привело к тому, что в ведомствах по делам иностранцев, полицейских управлениях и других официальных учреждениях появились плакаты и брошюры, наглядно убеждающих в том, что женские наряды не только весьма разнообразны по крою и цвету, но и специфичны.
Каждый из них приоткрывает лишь весьма определенный процент исламского тела, включая кончики пальцев рук и ног, а также мочки ушей. Вроде бы не очень мужчин побуждающие к соитию, но, если сильно всматриваться, тоже весьма опасные.
Именно эти процентные особенности привели к принятию в странах Европы специальных законов, регламентирующих ношение подобных одежд и солидные штрафы для тех мусульманок, которые этот регламент нарушают. Но об этом чуть позже.
Вернемся в Лондон 2012 года. Что так возмутило автора упомянутого стихотворения Сергея Пономарева, если он разразился строками:
«Легко хиджабом обезличить всю сумму гендерных отличий. Платок когда над головой, а все лицо ее в вуали, удастся разобрать едва ли вторичный признак половой».
Вот-вот, вам, пономаревым, только одного и надо – разбора признаков. Спасибо скажите, что луноликая Войдан вообще ресничками махнула и глаза на вас подняла. Она же не просто спортсменка, а женщина, которая вынудила самого президента МОК Жака Рогге согласиться с новым дресс-кодом в дзюдо. В принципе, поднажми она еще чуток, и татами заменили бы на восточный ковер, а паузы в поединках – курением кальяна. А почему у Войдан все получилось? Потому что она оказалась первой женщиной, которая представляла Саудовскую Аравию на Олимпийских играх и хотя начисто проиграла в отборочных соревнованиях, скромно заявила на камеру: «Я буду звездой для участия женщин». Саудовских, разумеется.
Поэтому неизвестно, помог ли ей хиджаб или все же подвел ее. Важно, что она не нарушила в Лондоне строгих установок Олимпийского комитета Саудовской Аравии: одеваться скромно, ходить в сопровождении мужчины-опекуна и не общаться с мужчинами. Все было выполнено, поскольку отец малышки, он же тренер, не отставал от нее ни на шаг. И всякий день в Лондоне начинался с разминки. Духовной, естественно. Али Серай Абдулрахим в который раз, раскрыв Коран, наставлял дочь:
– Мы с тобой – в логове распущенных женщин Запада. Их нрав легко определяется кроем одежды. В Коране два аята посвящены теме того, как именно должны выглядеть мусульманские женщины и как одеваться. В 31-м аяте 24-й суры «Свет» сказано, что женщины должны показывать «только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала». В 33-м аяте 33-й суры «Сонмы» сказано: «не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества», то есть язычества. Ну, чтобы их отличали от блудниц и не подвергали оскорблениям. Отчего столь строгие правила, объясняет 17-й аят 43-й суры «Золотые украшения»: женщина принадлежит к числу тех, которые «вырастают в думах только о нарядах и в бестолковых спорах», многие из которых тем же нарядам и бижутерии посвящены. А мужчины, созерцающие женщин в ярких праздничных одеждах, зажигаются греховными помыслами, чем отвлекаются от главного занятия – исполнять обязанности по отношению к Всевышнему. Стало быть, «из ваших супруг… есть враги вам, потому остерегайтесь их», как говорится в аяте 14-м суры 64 «Взаимный обман».
Вона как. Жена – враг мужа. Поскольку малышка Войдан надеялась когда-нибудь стать чьей-то женой, она могла бы за откровенно оскорбительные речи в мгновение ока уложить папаню, применив запрещенный прием, но … нельзя. Во-первых, старший по возрасту, во-вторых, отец, в-третьих, спортивный наставник. И, главное, в-четвертых, это – мужчина, которому надлежит повелевать женщиной.
Ну а теперь вернемся в наши дни. По мнению одних исследователей, на основании упомянутых фрагментов текста Корана шариат (свод закрепленных Кораном предписаний, принципов и правил поведения, определяющих исламский образ жизни), выдвигает к женщине требование носить хиджаб. Иначе окружающие будут считать ее распутницей и относиться к ней соответствующе. Поясним, что в широком смысле хиджаб – это любая одежда, соответствующая нормам шариата. Однако в западных странах хиджабом называют платок, полностью скрывающий волосы, уши и шею и в большинстве случаев слегка покрывающий плечи, а лицо при этом остается открытым.
Поэтому, кстати, Войдан выступала в Лондоне в хиджабе такой модификации, которая прикрывала волосы и уши.
Хиджаб хиджабу – друг, товарищ и брат
В странах Европы не утихают споры по поводу частичного запрета мусульманской одежды, закрывающей лицо. В последние годы «амты» (таким немецким словом мы поименуем все виды официальных учреждений), куда вынуждены обращаться мусульманские женщины, прибывшие после 2015 года в связи с политикой открытых дверей, инициированной Ангелой Меркель, осаждаются мусульманками. Решают обычные бытовые проблемы, а конфузов не оберешься. Дает маху, естественно, чиновный люд. Дело в том, что он способен – вот неуч-то! – назвать никаб параджой, а чадру хиджабом.
Обижаются не только носительницы одежд, но и сопровождающие их мужчины: реже – переводчики, чаще – отцы, братья, мужья. По канонам ислама такой сопровождающий блюдет нравственность женщины, которая, не приведи Аллах, может задержать на незнакомце взгляд, и ее может охватить влечение.
Интенсивность влечения к ней постороннего мужчины как раз и регулирует вид одежды, а контролирует весь процесс сопровождающий. Ну а если этот посторонний мужчина – чиновник, от которого зависит решение о сумме социальных выплат женщине и ее семье?! Как на него смотреть? Строго, с благоговением, с благодарностью? Версию взгляда оглашает сопровождающий.
Но чиновник упрямо не желает вникать в мусульманский дресс-код. Вот власти многих городов Европы и решили устранить ликбез с помощью плакатов и брошюр, о которых говорилось выше.
– Вам же лучше будет, если вы, уважаемый, вникнете в эти вроде бы незначительные, но на самом деле важные особенности в мусульманском дресс-коде, – пытается сопровождающий втемяшить простую истину в голову чиновника. – По разным видам одежды можно даже, никого не спрашивая, определить, откуда женщина прибыла в Европу. Вот взять, к примеру, шейлу. Вот она у вас на плакате слева. Видите – длинный прямоугольный шарф, который свободно оборачивают вокруг головы и кладут на плечи. Шейла на плакате голубая или синяя. Это особые цвета, считаются защитой от дурного глаза и болезней. Носят чаще всего в странах Персидского залива. А справа на плакате – химар, накидка с прорезью для лица, закрывающая волосы, уши и плечи и доходящая до талии. В нем щеголяют жительницы Ближнего Востока и Турции. Иранки предпочитают чадру – длинное покрывало, закрывающее все тело с головы до пят. Оно не крепится к одежде и не имеет застежек, женщина обычно сама придерживает ее руками. Чадра лицо не закрывает, но при желании женщина может закрыть лицо краем покрывала. Часто носят в сочетании с никабом.
– Может, все же перейдем к делу? – осторожно спрашивает чиновник, которого явно утомляет мусульманский ликбез.
– Как, уважаемый, я еще не рассказал вам, как вы можете отличать жительниц Йемена, Пакистана и Афганистана, – не унимается сопровождающий. – И все они по-своему красивы, а красота женщины, смею заметить, это, прежде всего, исходящая от нее скромность, означающая, что она чтит Коран.
– Я не собираюсь становиться экспертом ни по женской одежде Востока, ни по особенностям исламского менталитета. Мне в принципе вполне хватает Нового завета. Поверьте, и обязанностей тоже хватает, – теряет терпение чиновник и открывает дверь. – Пожалуйста, следующий.
Но, как подчеркивают швейцарские СМИ, инициатива, с другой стороны, была направлена против никабов, которые оставляют свободными только узкую смотровую щель, как в фильме Михайлкова «Цитадель», и которые гораздо более распространены – особенно на Аравийском полуострове и среди богатых туристов из Персидского залива, которые приезжают со своими семьями, отдыхая в Швейцарии.
Разумеется, решение о запрете паранджи было воспринято как очередная победа правых популистов мусульманской общиной страны, которая своеобразно отреагировала на происходящее. Дескать, сейчас, в эпоху пандемии мы вправе подозревать в вероятных правонарушениях половину жителей Швейцарии, поскольку они она уж точно ходят в медицинских масках, а уж какое гендерное лицо и с какими гендерными намерениями за ними скрывается, не ведает никто.
Кстати сказать, лицо может быть и вполне знакомое – к примеру, соседки или одноклассницы, которую ты знаешь десятки лет. Ведь в Конфедерации проживает около 10 тыс. лиц, перешедших в ислам из другой религии, что составляет от 2% до 4% всего мусульманского населения Швейцарии, которое стало прирастать конвертантами после 11 сентября 2001 года. Акт тотального насилия в Нью-Йорке спровоцировал жгучий интерес швейцарок к исламу. Остается гадать, почему.
К слову сказать, спровоцировал актуальное голосование по парандже акт, случившийся задолго до пандемии, – введенный несколько лет назад в италоязычном кантоне на юге Швейцарии Тичино запрет на ношение паранджи или никаба в общественных местах. Что уж так взволновало тичинцев, среди которых мусульман не более двух процентов? Видимо, даже наличие необычно одетых восточных женщин в штучном формате подтолкнуло их к столь решительным действиям.
Ну а с чего начиналось дружное европейское шествие по освоению мусульманского ликбеза?
Французский запев и фальшивые ноты
В школах Франции еще в 2004 году было запрещено ношение любого вида религиозной одежды и головных уборов, то есть речь не шла конкретно о мусульманах. Франция же стала первой страной Евросоюза, которая запретила ношение в общественных местах мусульманской одежды, полностью скрывающей лицо. Соответствующий закон, инициированный правительством тогдашнего президента Николя Саркози, был одобрен Национальным собранием страны 13 июля 2010 года. Он вступил в силу 11 апреля 2011 года.
Так что закон только что отметил первую юбилейную дату.
Разумеется, последовало резкая реакция мусульманской общины Франции об ущемлении прав. В 2014 году Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ) постановил, что принятый во Франции закон, основанный на идее «мирного сосуществования», не нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. Решение ЕСПЧ открыло путь для принятия подобных законов и в других европейских странах, на которые распространяется юрисдикция суда в Страсбурге.
Женщина – обобщенное понятие. Их десятки или сотни – коммерческая тайна господина Некказа, для которого мусульманское право – святыня, а общее правовое поле, в котором он живет, – вынужденная необходимость. На вопрос, отчего ему не уехать в родную страну победившего много веков назад ислама, он не отвечает. Проще поддерживать единоверок, слывя известным жертвователем.
Дарение нуждающимся – часть священного месяца Рамадан, который стартовал в этом году 13 апреля. Для господина Некказа Рамадан длится весь год. Журналисты смогли узнать, что с 11 апреля 2011 года по апрель 2016, то есть за пять лет действия закона Некказ заплатил 235 тыс евро штрафа за женщин, не пожелавших отказаться от чадры и никаба. Во Франции он к тому моменту платил штраф почти 1100 раз, в Бельгии, где аналогичный закон был принят несколькими месяцами позднее, – 259 раз.
Европейское шествие запрета
За Францией последовала Болгария. Пазарджик стал первым городом Болгарии, где ввели запрет на ношение чадры и паранджи. Из-за этого многие мусульманки перестали выходить из дома. Город не впервые оказался в сложной ситуации. Такой запрет уже действовал в коммунистической Болгарии в 80-е годы ХХ века. В начале 90-х годов ношение паранджи и чадры было вновь разрешено. Но времена изменились, и сейчас в Пазарджике женщине, которая выходит из дому в такой одежде, грозит французский штраф – в размере около 150 евро, а в случае повторного правонарушения – 500 евро. А это при условии того, что уровень жизни в Болгарии, считающейся беднейшей в Европе, как минимум, на порядок ниже французского, – существенный удар по бюджету семьи, а меценатов типа Некказа в Болгарии просто нет. Но тут стоп. Вот что любопытно: каждая четвертая оштрафованная смогла найти средства на штраф и – внимание – по-прежнему носит чадру. Многие из 20 тысяч тюркоязычных мусульманок готовы плевать на запрет. Это внушают им имамы городской мечети «Абу Бекир» – известного источника идей радикального ислама.
В ФРГ действует введенный в апреле 2017 года запрет для женщин на госслужбе и за рулем носить головной убор, закрывающий лицо. Вуалирование по религиозным или мировоззренческим мотивам противоречит принципу нейтральности государства, говорится в обосновании. Кроме того, закон предписывает женщине независимо от рода деятельности показывать лицо, если органы правопорядка пытаются установить ее личность, например, при проверке документов. При необходимости они имеют право принудить женщину – вот кошмар-то – открыть лицо. За нарушение грозит штраф в размере 60 евро. Причем, есть ряд дополнений к правилам дорожного движения: нельзя садиться за руль, надев карнавальную маску или респиратор. Обосновали эту меру тем, что лицо водителя должно быть узнаваемо при фиксации на радарах. В остальных случаях вопросы ношения мусульманской одежды находятся в компетенции федеральных земель.
Запрет на ношение паранджи и никаба в общественных местах (включая школы, больницы, государственные учреждения и транспорт) введен с 1 августа 2019 года в Нидерландах. Штраф пожестче среднеевропейского стандарта, а именно от 150 евро. Аналогичные меры действуют также в Бельгии, Италии, Испании, Австрии, Нидерландах.
Законопроекты о ношении религиозной одежды обсуждаются или уже были одобрены почти во странах ЕС. В маленькой балтийской стране Латвии было всего три женщины, которые носили паранджу, но их хватило, чтобы принять в 2016 году запрет на ношение паранджи.
Вишенка на торте
Ношение никаба – это мусульманская традиция, а не норма шариата, якобы плавно вытекающая из сур Корана. Добро бы это сказало духовное лицо из других конфессий.
Но это заявление сделал не случайный человек в исламе. А именно Халед Омран, генсекретарь Совета по фетвам каирского Университета аль-Азхар. Оказывается, исламское право не обязывает мусульманок носить одежду и головные уборы, закрывающие лицо. Эту традицию женщины возлагают на себя исключительно добровольно.
Поясним: аль-Азхар – один из старейших университетов в мире и основной центр традиционного суннитского образования. Экспертные заключения его Совета по фетвам признаются всеми мусульманами-суннитами.
«Вопросы одежды и внешнего вида в значительной степени носят частный характер и тесно связаны с нравами и обычаями. То есть, в данном случае мы должны уважать особенности каждого общества и его обычаи, касающиеся одежды, – говорит Халед Омран, цитируя пророка Мухаммеда: «Ешь, что тебе угодно, и носи, что тебе угодно, но не будь при этом расточительным и кичливым». Еще четыре критерия отмечены в священных книгах мусульман: одежда не должна подчеркивать фигуру, быть открытой, тесно прилегать к телу, не должна закрывать руки и лицо.
При этом никаких предписаний по обязательному ношению любого вида женских одежд, о которых говорилось в начале этого текста. Иными словами, никаб, как и остальные одеяния, является традицией, которую возвели в норму только в тех семьях, которые хотели бы продемонстрировать особое рвение по почитанию заветов пророка. Проще говоря – согласно присказке «быть святее папы Римского», бытующей у католиков. То есть речь идет о личной инициативе самих женщин или указанию членов их семей. Мужчин, прежде всего.
– Женщины должны были закрывать лицо только в одном единственном случае – это касалось жен пророка Мухаммеда, – отмечает Халед Омран. – Но это правило не распространяется на всех женщин-мусульманок.
Вот она, разгадка. Ношением этих одеяний современная мусульманка могла бы попасть под лучи славы жен пророка. Многие знатоки ислама считают, что некоторые одежды, никаб, к примеру, «это более позднее изобретение, о котором нет ни слова в религиозных учениях, и поэтому ни мужчинам, ни женщинам не разрешено носить одежду, закрывающую лицо». Кроме исключительных обстоятельств – в частности, в качестве защиты во время песчаной бури. «Во всех других случаях никаб считается недопустимым проявлением религиозного фанатизма».
Выходит, мусульманки, живущие в Старом Свете и надевающие названные одежды, либо совершенно не знакомы с Кораном, либо чувствуют, что даже в отрогах Альп или Пиренеев все еще находятся в эпицентре песчаных бурь. В таких случаях врачи корректно советуют: «Вам в соседний кабинет».
Александр МЕЛАМЕД
Использованы данные СМИ Швейцарии и ФРГ
Комментариев нет:
Отправить комментарий