Крик души под завалами молчания
В СССР и так называемых странах народной демократии в список литературы, обязательной для чтения школьниками, входили книги Анны Зегерс – председателя Союза писателей ГДР, члена Германской академии искусств, Всемирного совета мира и Международного комитета по Ленинским премиям. Произведения признанного в прошлом классика соцреализма не пользуются спросом у нынешнего поколения читателей. А ведь без них трудно понять многие важные события минувшего века.
Ровесница века
19 ноября 1900 г. в семье Исидора Райлинга, владельца антикварного магазина в Майнце и члена неоортодоксальной синагоги, родилась дочь Нетти. Мать Хедвиг, родом из франкфуртских торговцев, управляла домом и занималась благотворительностью. Отец приобщал единственного ребенка к литературе и искусству с ранних лет. Тихая и замкнутая Нетти была не по годам интеллектуально развита. С семи лет она училась в частной школе, а с десяти – в высшей женской. В университетах Кельна и Гейдельберга изучала историю искусства и культуры. Ее эстетические вкусы формировались на традициях немецкой и мировой литературы и искусства. В студенческие годы она увлекалась философом Мартином Бубером, писателями Бальзаком, Кафкой, Львом Толстым. А в 1924-м защитила диссертацию на тему “Евреи и иудаизм в творчестве Рембрандта”. Первым ее рассказом стал “Мертвые на острове Джал”, опубликованый в Frankfurter Zeitung под псевдонимом Антье Зегерс, взятым у голландского живописца XVII в. Геркулеса Зегерса. На молодежных встречах Нетти сблизилась с венгерским евреем-коммунистом Ласло Радвани, доктором философии. Вскоре они поженились, переехали в Берлин, у них родились сын и дочь.
После прихода Гитлера к власти гестапо арестовало Анну и угрожало ей физической расправой, требуя отказа от политической и литературной деятельности. Через несколько недель ее выпустили, предварительно устроив “гражданскую казнь” на площади: сожгли ее книги, заставив автора вплотную подойти к костру. Попытки устрашения писательницы завершились, по ее словам, превращением “обычной домохозяйки и матери семейства” в неутомимого борца с нацистской идеологией. Вместе с мужем и детьми Зегерс уехала во Францию и поселилась в Париже. Там она редактирует журнал, в котором призывает к борьбе с гитлеризмом, участвует в создании антифашистского Народного фронта и в созыве Международного конгресса по защите культуры (1935).
Выступая с острыми статьями и речами, она разоблачает реакционную сущность фашизма. Переправляет в Германию подпольную литературу, поддерживает республиканцев в гражданской войне в Испании, исследует причины победы нацистов. В этот период определилась ведущая антифашистская направленность литературного творчества Зегерс. Ее роман “Оцененная голова” (1933) описывает сельскую глушь накануне нацистского переворота и попытку коммуниста поднять на борьбу за свои права жителей, потерпевших неудачу из-за политической слепоты и косности. Роман “Путь через февраль” посвящен ходу, причинам и урокам поражения восстания пролетариев Вены в феврале 1934 г. Еще одну книгу “Спасение” она написала в 1937-м на тему разобщенности немецкого рабочего движения в Веймарской республике.
После захвата немцами Парижа Радвани был интернирован в лагерь на юге Франции. Анна с детьми бежала в Марсель и приложила немалые усилия для освобождения мужа. США отказались принять семью коммунистов, и только мексиканская виза позволила им добраться в Мехико. Ласло устроился на работу в университет, Анна основала антифашистский журнал “Свободная Германия” и “Клуб Генриха Гейне”, поддерживая тесные связи с немецкими подпольщиками и эмигрантами. Она узнала о трагической судьбе своих родителей: мать из-за тяжелой болезни отца отказалась эмигрировать, была отправлена в Аушвиц и там погибла. Анна Зегерс неоднократно подвергалась анонимным нападениям, чудом избежав смерти. Однажды на улице ее сбил грузовик, скрывшийся с места происшествия. Два месяца она пролежала в коме из-за тяжелой черепно-мозговой травмы.
После разгрома фашизма Анна Зегерс возвратилась на родину, выбрав для жизни Восточную Германию, где, по ее убеждению, имелось больше шансов обновления страны на пути к социализму. И она с головой окунулась в работу по возрождению культуры и демократии. Власти ГДР щедро вознаграждали ее за активную общественно-политическую деятельность. В 1947-м Зегерс получила крупнейшую литературную премию им. Георга Бюхнера. “Как коммунистка, писательница, мать я сделаю все для предотвращения войны”, – заявила она при вручении ей Сталинской премии “За укрепление мира между народами” (1951). Стремясь полнее раскрыть прошлое Германии, писательница в новелле “Саботажники” возвращается к персонажам “Седьмого креста”, которые пытаются бороться с нацизмом, изготовляя для вермахта гранаты с дефектом. А в романе “Мертвые остаются молодыми” воскрешает основные события жизни немецкого народа с 1918 по 1943 г. В художественной форме освещена роль магнатов, военщины и политиков в приходе Гитлера к власти, колебания интеллигенции, крестьян, ремесленников, рабочих. Официозная критика в ГДР упрекала автора в поверхностном раскрытии образов коммунистов.
О реальном советском “социализме” Зегерс имела смутные представления, а практику соцстроительства в ГДР идеализировала. В дилогии “Решение” (1959) и “Доверие” (1968) она разрабатывает тему жизни в Восточной и Западной Германии после войны. В центре ее внимания – становление нового общества на примере истории металлургического завода и борьба за душу среднего немца, “чтобы помочь ей очиститься и окрепнуть”. Писательница стремится раскрыть изменения в психологии людей на фоне трафаретных конфликтов между консерваторами и новаторами, руководителями и рядовыми работниками. Социальные процессы в ФРГ она изображает в основном негативно. А в романе “Доверие” Зегерс показывает персонажей в критический момент политической забастовки рабочих 17 июня 1953 г., пытаясь объяснить ее просчетами хозяйственников, которыми воспользовались антикоммунисты. Главный упор автор делает на воспитаниe бдительности в сочетании с доверием к тем, кто его заслужил.
Социалистический реализм, которому следовала в своем творчестве Зегерс, не вполне отвечал идеологическим догмам СЕПГ. Несмотря на партийную критику, она стремилась исследовать прежде всего этико-психологические аспекты поступков представителей разных слоев и поколений. Причем акцентировала внимание на выработке у граждан внутренних стимулов поведения в формах чувства долга и голоса совести. Об этом Зегерс говорит в повести “Человек и его имя”, в сборниках новелл и очерков “Линия”, “Мир”, “Первый шаг”, “Сила слабых” и др. Не вписывались в общепринятые директивы и ее фантастические рассказы, легенды, притчи (“Корабль аргонавтов”, “Странные встречи”, “Сказания об Артемиде” и др.), в которых она в философско-эстетическoм плане осмысливает мир.
Источник: "Еврейская панорама"
Комментариев нет:
Отправить комментарий