Пророчество с продолжением
Не припомню другого случая столь плотного слияния вымысла и реальности, которое ощутил вчера, решив, наконец, распробовать, чем вызван в разгар нынешней заразы столь сильный ажиотаж вокруг фильма "Заражение" режиссера Стивена Содерберга ( 2011), совершенно незамеченного в момент появления. Сюрреализм восприятия был таков, что они легко менялись местами. Пророческий сюжет поражает деталями. Предполагаю, что Содерберг привлек для консультаций хороших профи по части вирусологии. Но что бы так точно – до мелочей описать десять лет спустя день сегодняшний...
Совпадает все до деталей. Тот же источник (Китай), тот же разносчик (летучие мыши), тот же способ передачи (воздушно-капельным путем и прикоснованием ), тот же масштаб (пандемия), симптомы (высокая температура), братские могилы, которые уже роют в Нью Йорке, и пропаганда кремирования, психоз с закупкой еды, огораживание с транспортными закупорками на границах ...И сочетание дисциплины и пофигейства в условиях карантина.
Все один к одному, будто смотришь не фильм, а теленовости. Разница только в конце фильма, где нынешняя ситуация как бы проецируется в ближайшее будущее. В ситуацию, когда кризис разрастется до размеров катастрофы - экономической и социальной. То есть – когда речь пойдет уже о десятках миллионов жмуриков. И к тому времени исчерпаются индивидуальная кредитоспособность и запасы еды. При этом, наконец, появится первые партии чудодойственной вакцины, которой на всех не хватает. Для этого нужно время. А оно поджимает жесткостью выживания. И обезумевшие от страха и отчаяния люди превращаются в зверей, громящих пункты вакцинации и отнимающие ампулы друг у друга.
Это звучит сейчас и как предупреждение. И как Большой вопрос: кто мы по сущности. Хомо социум? Или социально припудренные животные с инстинктами выживания? И что возобладает на грани выживания самого рода человеческого? Солидарность или эгоизм? Социальная организованность или анархия и разбой? Сила ума или мышц?
Наверное этой философско-практической установкой и обусловлена уникальная популярность ленты, в отношении которой при ее появлении не последовало даже малейшего ветерка общественного внимания. И это не удивительно: ведь тогда она был всего-лишь одной из многих в жанре катастроф. Причем, на тему, довольно истоптанную: фильмов про эпидемии немало. К примеру, Судороги (1975) ДэнаКронеьерга, Эпидемия (1987) Ларса Фон Триера, Эпидемия (1995) Вольфганга Петерсона, сериал «Обитель зла» (2002) Пола Скотта-Андерсона, Носители (2009) Алекса и Дэвида Пастеров, Горячая зона (2019) Макла Аппендаря.
Всего в топах на эту тему содержатся до 20 наименований! Но только этот оказался востребованным и стал вторым по рейтингу просмотров. Почему? Видимо, потому, что это тот редчайший случай, когда авторская бригада, благодаря поразительной проницательности, уловила не только медицинские, но и социально-психологические симптомы глобального масштаба. И тем самым заложила мину замедленного действия, которая взорвалась, реагируя на определенные внешние раздражители.
Владимир Скрипов
А.К. Самый яркий и мудрый фильм на тему "Седьмая печать" Бергман, 1957 г.
А.К. Самый яркий и мудрый фильм на тему "Седьмая печать" Бергман, 1957 г.
В том -то и дело, что мысль материальна. Я бы этих предсказателей катастроф ...
ОтветитьУдалить