Позвали фотографом на венчание в небольшой деревенской церквушке.… Понимаю, мои знакомые (они давно женаты, двое детей) ищут неземную защиту от невзгод. Молодой священник все исполняет по чину. В одной из молитв предостерегает пару от «соблазна иудейского». И в то же время, все его увещевания пропитаны иудейским духом, еврейскими именами: от Авраама и Сарры до пророка Исайи, проповедовавшего, само собой, на иврите. В этом неразрешимом противоречии многие корни христианской (православной) юдофобии. Попытка избавиться от комплекса неполноценности при мысли о вере, взятой взаймы, навязанной сверху, царским указом. Попытка вывести народ еврейский в область мифа, древней (ветхой) истории, а не реального, живого бытия. Исчезни он, народ жестоковыйный сегодня, тотчас, - и вера православная может стать своей, выстраданной, родной, будто взята она из народной сказки, в которой только герои жили под чужими, непонятными именами, но в сказках бывает и не такое.
И все-таки, трудно понять, как можно проповедовать христианскую любовь, воспитывая в прихожанах ненависть к корням, к истокам своей, собственной веры, к народу - сыном которого, по крайней мере по маме, был сам Иисус Христос.
Вот проблема, как церкви пойти против своего же народа и государства? Как уйти от ненависти и корысти? Как остаться наедине с Богом? Собственно, сделать то, ради чего она и существует.
«Как пишет
политолог Вячеслав Лихачёв, в русской православной церкви доминирует
консерватизм и сопротивление религиозным новациям. В связи с этим ревизия
доктрины негативного отношения к евреям, которая была проведена в католической
и протестантской церквях, затруднена. Основным выразителем этой традиции был
Иоанн (Снычёв), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. «Еврейский вопрос»
относится к темам, которые консерваторы акцентируют во внутрицерковной
полемике, обвиняя евреев, принимающих православие в попытке развала церкви
изнутри, критикуя церковных либералов как наёмников евреев, а высших иерархов
за любые попытки диалога с иудаизмом и тем более экуменические высказывания. В
РПЦ существует течение меньшинства, представители которого утверждают, что
подлинное христианство несовместимо с антисемитизмом». Из Википедии.
Тем самым, юдофобия в России получает благословение сверху. Главное её
основание - «Кровавый навет» - вина всех евреев, покинувших свет этот и живущих
сегодня, в распятии проповедника из Назарета, – Иисуса Христа.
Первой
принцип коллективной вины целого
народа ввела в обиход христианская церковь. Гитлер не изобрел ничего нового.
Однако, если верить евангелисту Матвею, сам же еврейский народ стал автором «кровавого
навета». Читаем: «25 И народ ответил: «Пусть кровь Его падёт на нас и на наших детей!» 26
И тогда он отпустил Варавву, Иисуса же приказал избить плетью и отвести на
распятие». Стоп!
«… падет на нас и на детей наших». Не на потомков, не на весь еврейский народ в грядущем. Все правильно. Евангелисты знали, какой трагедией закончится Иудейская война. Им было нетрудно предсказать несчастья свидетелей распятия, если таковые были, и детей их. Но не они, и не сам народ еврейский не думали проклинать своих внуков и правнуков. Первым христианам даже в голову это не могло прийти. Они боролись с иудаизмом, с фарисеями и книжниками, но не со своим народом. С какой такой стати им было проклинать самих себя. С народом Торы в древности, и его отношением к Иисусу, вообще, ничего не ясно. Читаем Евангелие от Луки: « «3Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; 15и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; 16итак, наказав Его, отпущу. 17А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. 18Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву».
Но вот ведут Христа на казнь и начинается нечто странное: « 27И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 28Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».
«… падет на нас и на детей наших». Не на потомков, не на весь еврейский народ в грядущем. Все правильно. Евангелисты знали, какой трагедией закончится Иудейская война. Им было нетрудно предсказать несчастья свидетелей распятия, если таковые были, и детей их. Но не они, и не сам народ еврейский не думали проклинать своих внуков и правнуков. Первым христианам даже в голову это не могло прийти. Они боролись с иудаизмом, с фарисеями и книжниками, но не со своим народом. С какой такой стати им было проклинать самих себя. С народом Торы в древности, и его отношением к Иисусу, вообще, ничего не ясно. Читаем Евангелие от Луки: « «3Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; 15и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; 16итак, наказав Его, отпущу. 17А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. 18Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву».
Но вот ведут Христа на казнь и начинается нечто странное: « 27И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 28Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».
Концы с концами не сходятся. Сначала «весь народ стал кричать: смерть Ему», а а потом «великое
множество народа» плачет об Иисусе. Все это, впрочем, похоже на правду:
какой-то части евреев проповеди Христа не нравились, кто-то шел за ним. В любом
случае, и здесь нет причины сжигать на кострах и бить в погромах весь «избранный
народ», согласно «кровавому навету». Кстати, и здесь напоминание о грядущей
трагедии Иерусалима: «плачьте о себе и о детях ваших».
Очевидные вещи были, со
временем, поняты папским престолом. Читаем: «Впервые в истории появился
родившийся в самом центре христианского мира документ, снимавший с евреев
многовековое обвинение в коллективной ответственности за смерть Иисуса. Хотя
«еврейские власти и те, кто следовали за ними, требовали смерти Христа», — отмечалось
в Декларации, — в Страстях Христовых нельзя видеть вину всех евреев без
исключения — как живших в те времена, так и живущих сегодня, ибо, «хотя Церковь
— это новый народ Божий, евреев нельзя представлять отвергнутыми или
проклятыми». Также впервые в истории официальный документ Церкви содержал ясное
и недвусмысленное осуждение антисемитизма. «…Церковь,
осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя об общем с иудеями
наследии, и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по
Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма,
которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против евреев»
Вот бы
дождаться подобного документа от иерархов православной церкви. Евреи уж
как-нибудь проживут и без него, а вот России он крайне необходим, как один из
путей к выздоровлению церкви, православного народа и государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий