“Театр начинается с майорских портянок”. Рунет о театральной цензуре
Россия на пороге полноценной театральной цензуры? Или ещё нет?
Ещё в конце июля общественная организация “Офицеры России” пожаловалась в прокуратуру на спектакль театра “Современник” с якобы оскорбляющим ветеранов монологом Лии Ахеджаковой.
Вскоре офицеры были услышаны другим силовым ведомством, о проверке спектакля заявил Александр Бастрыкин.
Они реально пишут, что главное ведомство по расследованию тяжких преступлений будет проверять театральный репертуар.
Если у кого-то до сих пор оставались сомнения в том, самостоятельно ли или по указке властей действуют хунвейбины вроде “Офицеров России” и движения SERB, усмотревшие “оскорбление ветеранов” в спектакле “Первый хлеб” театра “Современник” и устроившие настоящую травлю задействованной в нем народной артистке РФ Лии Ахеджаковой, то теперь они должны окончательно разрешиться. Председатель Следственного комитета России, генерал юстиции Александр Бастрыкин, ввиду недостатка важных дел и малого объема работы, лично поручил изучить самым тщательным образом поступившие доносы на спектакль “Современника”, в котором усмотрели оскорбление ветеранов.
То, что происходит сейчас вокруг Современника, все эти обвинения и грубость – очень больно и страшно наблюдать. Театр – живой, он с таким названием не имеет права быть вне времени. И в своих шестидесятых собирал современных драматургов с пьесами, непривычными, новыми. Такова как раз старая традиция или вечная миссия его. И поиски нового языка, тем и новых решений – это естественный ход жизни не только для театра. Нет развития без эксперимента и движения. Как почувствовать себя живым, когда плаваешь в остывшем киселе? Когда внутри нет внутренней борьбы, когда боишься сталкивать смыслы и выслушать Другого, потому что он на тебя не похож. Так можно пройти мимо чего-то очень важного. Нельзя превращать театр в мумию из отдела древностей. Невозможно не дышать, пока мы живы.
Ну и ещё одна новость на ту же тему: общественный совет при Министерстве культуры проверит репертуар российских театров на предмет его соответствия “стратегии национальной безопасности”.
МУЗЕЯМ И ГАЛЕРЕЯМ ПРИГОТОВИТЬСЯ
Скоро и до книг доберутся.
Ждем, когда до музыки дойдут – там сплошь несоответствия и параллельные квинты, пора полоть. про балет даже не говорю. но вообще это все полумеры – надо само понятие культуры проверить, очевидно же, что она генерирует все эти несоответствия.
Я теперь жду, когда чиновник по имени Александр Пушкин потребует проверить на соответствие национальной безопасности книжные магазины, например. Это будет красиво. А пока председатель общественного совета при Минкульте Михаил Лермонтов извещает нас о слушаниях по театральному репертуару. И проверят слуг Мельпомены не абы на что, а именно на соответствие стратегии национальной безопасности.
Потому что заходить надо сразу с козырей. Пока Бузова во МХАТе играется в Сталина, мы тут поглядим, нет ли на подмостках угрозы стране? Вдруг каждый второй режиссер – иноагент? Или актеришка какой жертвовал Навальному копеечку?
Мы плавно вошли в эпоху, когда мелочей уже не осталось. Любой поступок может стать предательством или шпионажем, угрозой государству и покушением на конституционный строй.
Думаю, что скандал с постановкой про “Первый хлеб” в “Современнике” был неслучаен. И объявленные Лермонтовым слушания возникли не потому, что Лия Ахеджакова как-то не так декламировала в зал. Всё это было заранее задумано – просто ждали повода, кляузы каких-нибудь офицеров, казачков, верующих. Тем более что штат кляузников подобран, там уже профессиональные жалобщики давно точат перья по всем вопросам и дербанят клавиатуру.
Дошла очередь до театров. Которые, наверное, не всё поняли после дела “Седьмой студии”. Но ничего, Лермонтов им объяснит в ходе дискуссии. Прощай, как говорится, немытая Россия. Страна, так сказать, рабов, страна, в некотором смысле, господ.
Происходящее в культуре сегодня – ремейк позднего сталинизма с несколькими поправками вроде появления универсальной формулировки про “оскорбленные чувства” и того, что роль коллективного ЦК сегодня играют то РПЦ, то “Офицеры России”, то СКР с Генпрокуратурой.
Важный вопрос: почему они пошли громить театр именно сейчас? Не потому ли, почему Сталин послал Жданова на погром театров, кино и журналов именно в конце 40-х?
Сталин уничтожал деятелей культуры всегда, но в довоенные годы это не было отдельным и главным направлением удара, а в конце 40-х погромные антикультурные постановления пошли косяком. И тому были причины.
Поздний Сталин сосредоточился на зачистке культуры, во-первых, потому, что к тому времени уже никакой политической оппозиции в СССР не осталось. Все троцкие-бухарины и зиновьевы-каменевы давно были убиты, а их сторонники превращены в лагерную пыль. А вот культурная, эстетическая, стилистическая оппозиция сталинской культуре, сталинской эстетике и сталинскому стилю осталась, а значит, ее надо было искоренять.
Во-вторых, вернувшиеся с войны фронтовики-победители получили возможность посмотреть, как живут люди в “загнивающей” Европе и это у многих из них вызвало вопросы к “единственно верному” учению. Чтобы эти вопросы не звучали со сцены театров и со страниц прессы, культуре срочно надо было надеть намордник.
Вызовы, стоящие перед путинским режимом сегодня, несколько напоминают те, что стояли перед сталинским режимом в конце 40-х прошлого столетия. Политической оппозиции нет. Кто в тюрьме, кто в эмиграции, кто переключился на личную жизнь. В стране все большую роль стали играть поколения, выросшие при Путине, но к Путину относящиеся негативно. Для них он – отстойный злой дед, который мешает жить. Песенку “Я хочу такого как Путин!” сегодня не рискуют ставить на федеральных каналах во избежание насмешек.
На первый план выходит культурная, эстетическая и стилистическая оппозиция путинскому официозу, путинскому стилю и путинской официальной мифологии. По ней и наносится главный удар. “Современник” и Ахеджакова явно не последние…
Комментариев нет:
Отправить комментарий