Братья-ессеи, учитель праведности и рукописи Мертвого моря
Нет смысла заново пересказывать хорошо известные обстоятельства, которые привели к одному из величайших открытий прошлого столетия. Речь идет о хранилищах древних рукописей в пещерах пустынной местности Вади-Кумран вблизи северо-западного побережья Мертвого моря.
Именно там, среди серых неприветливых скал в 1947 году арабский юноша-бедуин нашел глиняные сосуды с находящимися внутри кожаными свитками, покрытыми древними письменами. Это были первые рукописные материалы, обнаруженные на территории Палестины. До этого эпохального открытия в науке бытовало пессимистическое мнение, согласно которому, в палестинской земле из-за высокой влажности почвы не могут сохраниться какие-либо археографические памятники. В соответствии с местом этой уникальной находки данные рукописные памятники получили название «тексты Кумрана», или, более известное, «рукописи Мертвого моря».
В настоящее время наименование «рукописи Мертвого моря» уже не в полной мере соответствует самому понятию «тексты Кумрана», поскольку за прошедшие десятилетия не только в пещерах Вади-Кумрана, но и в других районах побережья Мертвого моря и Иудейской пустыни были открыты новые захоронения древних текстов, выполненных на древнееврейском (библейском), арамейском, набатейском, греческом, латинском и арабском языках.
Тем не менее на сегодняшний день наиболее изученными считаются тексты, извлеченные из скальных пещер Вади-Кумрана, написанные преимущественно на древнееврейском языке. По мнению подавляющего большинства ученых, обнаруженные документы принадлежали таинственному религиозно-философскому сообществу, именуемому ессеями.
Сыны света
К началу II века до новой эры идеи эллинизма на Земле обетованной получили достаточно широкое распространение. В состав обиходного арамейского языка вошло немало греческих слов и понятий, а многие евреи к своим традиционным именам стали присоединять вторые — греческие. Изменению подверглись повседневная одежда, домашняя утварь, архитектура… Кроме того, в Иерусалиме даже возникла партия евреев-эллинистов, состоявшая в основном из представителей знати, которые активно ратовали за широкое внедрение греческих нравов и обычаев.
Возникшая тенденция к чужеродным правилам и обрядам вызвала неприятие среди ревнителей древних установлений и привела к образованию некоего братства, члены которого называли себя хасидами (благочестивыми). Необходимо отметить, что данный союз не следует смешивать с одноименным современным течением в иудаизме. Однако ригоризм хасидов, которых можно было сравнить с английскими пуританами или русскими старообрядцами, не вызвал широкой поддержки в обществе, хотя именно их идеи вскоре оказали неоценимую помощь в борьбе Маккавеев против сирийско-греческих осквернителей веры.
К сожалению, воцарение в Иудее, казалось бы, национально ориентированной династии Маккавеев (Хасмонеев) вскоре сменило всеобщий восторг и воодушевление на горький скепсис, поскольку новые правители вместо обещанного праведного, «мессианского» царства стали проявлять себя как обыкновенные восточные деспоты. В отличие от большинства иудейского народа, члены родовитых семей в целом поддержали новую династию, основав духовно-политическую партию, названную в честь Садока —первосвященника времен царя Соломона. Партия, получившая название «саддукеи», являлась организацией гибких прагматиков, склонных к выгодным для себя компромиссам. Хасидам, которым сложно было противостоять людям, обладающим солидными денежными ресурсами и влиянием, пришлось сойти с политической арены. Большая часть их покинула страну, а оставшиеся создали новую религиозно-политическую организацию фарисеев, что означало «отделившиеся».
Союз фарисеев очень быстро приобрел огромную популярность в народных массах. Возможно, это произошло оттого, что, хотя фарисеи и были строгими толкователями Моисеева законодательства, они смотрели на Священное Писание не как на застывший канон, а как на живую, духовную преемственность, передающуюся из поколения в поколение. Фарисеи не дали угаснуть духу благочестия в еврейском народе и этим предотвратили его нравственное вырождение. Благодаря им Библия не превратилась в абстрактный фетиш, но осталась подлинной Книгой жизни.
Впрочем, духовное существование Иудеи не ограничилось жестким противоборством двух основных политических сил страны — саддукеев и фарисеев, ибо в недрах исчезнувшего хасидизма возникло, пусть и малочисленное, но вполне самостоятельное движение, участники которого называли себя ессеями.
Несмотря на определенные временные рамки, связывающие начало основания ессейского сообщества с первой половиной II века до новой эры, истоки этого движения можно отнести к более раннему периоду — концу III века. Хотя наличие ессейских общин отмечено в разных областях Палестины, вряд ли можно говорить о существовании некоего единого, координационного центра, поскольку каждая такая община придерживалась собственных порядков. В соответствии с обстоятельствами времени люди с давних пор находили пристанище в пустынной местности, и ессеи не являлись исключением. Но даже, несмотря на то, что отдельные ессейские сообщества не имели единой доктрины и устава, исследователи все-таки справедливо полагают, что в основе создания этого движения или, правильнее сказать, замкнутого монашеского ордена лежало некое объединяющее начало. Духовные воззрения ессеев с трудом укладывались в привычные схемы иудейского миропонимания. Монастырский устав, длинные белые одеяния, общность имущества — все это резко контрастировало с духом древних традиций.
Иосиф Флавий называл ессеев философской школой, Плиний Старший — вечным племенем, которое постоянно пополняется утомленными жизнью пришельцами, а Филон Александрийский величал их певцами свободы. Хотя об организации и структуре ессейских общин имелись достаточно обширные сведения еще в далекие времена, с появлением уникальных документов из пещер Вади-Кумрана горизонты представлений об этих удивительных людях значительно расширились.
Все члены ессейского сообщества именовались братьями. Обычно туда принимали только лиц, достигших совершеннолетия, однако с целью последующего воспитания в духе монашеского ордена брали и детей. Исключение из рядов общины являлось самым тягчайшим наказанием и осуществлялось по приговору представительного трибунала, насчитывавшего 100 человек. Бывало так, что это обстоятельство влекло за собой смертную казнь исключенного. Все имущество секты ессеев считалось общим, включая личные вещи, одежду и посуду. В случае болезни или смерти кого-либо из братьев этой «коммуны» оплата услуг по лечению либо захоронению также осуществлялась из общей кассы.
Женщинам в ессейской среде отводилось весьма униженное положение, поскольку они допускались в братство исключительно в качестве средства продолжения рода. Заботы о телесной чистоте у ессеев доводились до абсурда. Во всяком случае, омовения совершались несколько раз в день, по всякому поводу, что, впрочем, для современного человека представляется весьма правильным и необходимым действием. Чтобы при купании не оголяться, стыдливые члены секты надевали специальные передники, а дабы не осквернять субботу, в этот святой день воздерживались от отправления естественных нужд.
Братство, обретавшееся в пещерах Кумрана, называло себя Израилем или сынами света и главной своей целью ставило заключение с Б-гом обновленного вечного завета, который с великой радостью будет принят всеми чающими дня Г-сподня.
Существует некоторый разброс мнений, касающихся отношения ессеев к Иерусалимскому Храму. Известно, что некоторые общины не чуждались главной иудейской святыни, отвергая только кровавые жертвоприношения животных. Другие, подобно кумранитам, полностью отрицали всякую святость Храма, полагая его оскверненным не только жертвенной кровью, но и нечестивыми священниками. В основу устава общины была положена доктрина, согласно которой завет с Всевышним должен ежегодно обновляться и совершенствоваться, а верным служителям нового Израиля — сынам света — надлежит полностью изолироваться от неверных — сынов тьмы — независимо от того, кем они являются: иноверцами или иудеями.
Община была сформирована по военному образцу с обязательным соблюдением жесткой дисциплины. Власть в ней принадлежала священникам из древнего рода Аарона, по тем или иным причинам порвавшим с традициями Иерусалимского Храма. В соответствии с уставом, в состав высшего совета ордена ессеев входили три священника и двенадцать «старших», среди которых выделялись должностные лица, именуемые надзирателями. Они осуществляли административную и финансовую деятельность секты.
Однако подлинной душой ордена, его основателем, автором устава и великим наставником являлась некая непоименованная выдающаяся личность, духовное влияние которой, возможно, распространялось не только на затворников Кумрана, но и на остальные ессейские сообщества. Этого человека почтительно именовали учителем праведности.
Таинственный гуру
В целом ряде религиозно-нравственных, литературных произведений кумранской общины, главным образом в так называемом Дамасском документе и «Гимнах», упоминается духовный лидер секты, обозначенный как учитель праведности. Ни имя, ни время его жизни и деятельности в рукописях не указаны.
«Все, кто придерживается предписаний, — говорится в Дамасском документе, — будут внимать голосу учителя праведности, а услышав его, возликуют и возрадуются». Наряду с учителем в рукописях обозначен столь же зашифрованный персонаж — его главный гонитель и противник, называемый нечестивым священником.
Из крайне туманных и обрывочных сведений, извлекаемых из отдельных текстов, с большим трудом удается выстроить какие-то фрагменты биографии и даже черты характера этого незаурядного человека — учителя праведности. Можно предположить, что он принадлежал к древнему аристократическому роду первосвященника Садока и, подобно всякому праведнику, обладал высшим даром пророческой благодати. По всей видимости, молодость учителя совпала с началом жестоких гонений сирийского царя Антиоха IV, вызвавших к жизни мощный всплеск освободительной борьбы еврейского народа, возглавляемого семейством Маккавеев. Из анализа кумранских документов можно сделать вывод, что молодой священник не просто сочувствовал освободительному движению, но и находился в рядах его борцов.
Тем не менее, когда хасмонейские вожди, добившись политической независимости Иудеи, использовали победу в личных целях, закрепив за своим родом светскую и духовную власть в стране, он осознал, насколько новые правители обманули светлые чаяния его и тех людей, которые поверили в возрождение древних традиций, завещанных Моисеем и пророками. Крушение надежд привело учителя и его приверженцев к необходимости покинуть страну. Местом своего изгнания беглецы избрали Дамаск, издревле связанный с Палестиной широкой караванной дорогой.
От людей, вступивших в это братство отверженных, требовалась несокрушимая вера в пророческую харизму наставника. В то же время из текстов ясно следует, что благородный учитель никогда не подвергался искушению провозгласить себя мессией, чего, возможно, требовали от него наиболее ретивые сторонники. «Ты призвал меня по милости Твоей и дал мне прощение ради благости Твоей…»
В преддверии ожидаемого пришествия мессии учитель праведности основал общину сынов света, будучи глубоко убежденным в том, что, когда явится Высший судия мира, все избранники будут спасены. Окружавшие наставника ессейские мужи, затаив дыхание, слушали гневные речи своего вождя о нравственной деградации Хасмонеев и преступлениях нечестивого священника.
По мнению многих ученых, им мог быть один из братьев знаменитого Иуды Маккавея, скорее всего Симон, — первый из новой династии, кто наряду с царской короной возложил на себя убор первосвященника.
Исполнение членами секты религиозных предписаний основывалось на особом, трепетном отношении к учителю, который, готовя свою паству к вступлению в царство Б-жие, все-таки не удержался от соблазна создания собственного культа. Его стремление обрести чистоту веры в конечном счете привело к появлению отталкивающей сектантской гордыни. Ведь именно учителю принадлежит постулат, согласно которому, каждый член общины обязан ненавидеть сынов тьмы, живущих в царстве дьявола. Но, как легко догадаться, к этому царству относились практически все, кроме ессеев…
Некоторые исследователи усматривают в личности наставника и его учении черты последователя пророка Заратустры, но данная, безусловно интересная, тема требует отдельного обсуждения. По всей видимости, учитель праведности умер между 120 и 110 годами до новой эры, и среди кумранских текстов можно обнаружить намеки на его второе пришествие: «…Учитель восстанет в конце дней…»
Эпилог
Уход учителя в мир иной вопреки ожиданиям не привел к угасанию общины. Наоборот, в разных потаенных уголках побережья стали возникать новые поселения ессеев. В некоторых из них строгие монашеские правила были упразднены, и только в Кумране сохранился принцип безбрачия. На рубеже II и I веков до новой эры общины ессеев стали появляться даже в городах, несмотря на то, что члены братства по-прежнему с осуждением и неприязнью относились к людям иных религиозных и нравственных воззрений.
Неизвестно, на каких началах, видимо еще при жизни учителя, ессеи (например, кумраниты) сумели вернуться из Дамаска в Иудею и создать на окраине страны свои поселения с капитальными постройками, религиозным центром и хозяйственной базой. Судя по всему, они должны были получить на это согласие властей.
Еще задолго до находок в пещерах на побережье Мертвого моря высказывались мнения о близости и даже тождестве ессеев с ранними христианами. Подобное соображение основывалось на совпадении некоторых обрядов, таких как общность имущества, совместные трапезы, эсхатологические ожидания (вера в скорую гибель мира) и ряд других, однако более детальное сравнительное изучение обычаев и ритуалов той и другой общин позволило отбросить эти предположения как безосновательные. Практически доказано лишь то обстоятельство, что предшественник христианства Иоанн Креститель в юные годы действительно являлся членом секты ессеев. Найденные в пещерах Вади-Кумрана рукописи являются величайшим археографическим открытием XX века. Из их содержания становится ясно, что сообщество ессеев, возглавляемое учителем праведности, представляло собой своего рода форпост на пути к мессианским идеям иудаизма.
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 692)
Комментариев нет:
Отправить комментарий