пятница, 27 декабря 2019 г.

30-летие массовой эмиграции евреев из СССР



30-летие массовой эмиграции евреев из СССР



1989 год  – I-й Съезд народных депутатов СССР, выплескивавшаяся через край гласность, открытый отказ в доверии правящей партии, ставший преддверием распада СССР. Подъём в республиках Советского Союза национальных движений, быстро переросших в националистические, сделал там жизнь русских, включая евреев, некомфортной. Процесс, начавшийся в 1989 году, завершился роспуском в декабре 1991 года СССР. Вслед за этим во всех республиках произошел обязательный перевод делопроизводства на национальные языки. Конечно, проявление национализма этим не ограничилось, тем не менее, перед миллионами людей встала дилемма: интегрироваться, осваивать язык и добиваться гражданства в местах их проживания или уехать. Русские могли ехать в Россию, евреи – ещё и в Израиль, а чуть позже добавилась Германия, Америка же, напротив, практически «закрылась» не без усилий израильского «Натива».
Ну и, конечно, уезжали из России тоже. Массово, в основном (но не только), «русские» немцы и евреи. Среди уезжавших этнических русских преобладали классные специалисты. В результате образовалась многомиллионная эмигрантская община. Однако, кроме русского языка, мало что её объединяло. Причины эмиграции были тоже разные, кроме общей почти для всех, -  резко ухудшившееся положение. Притом, не только экономическое.
На самом деле, еврейская эмиграция из СССР началась, конечно, раньше. Ещё в 1970 году по израильским визам из СССР выехала одна тысяча человек. При этом советское руководство было уверено, что эмиграция не примет массового характера. Однако они ошиблись, и в 1971 году выехало уже около 13 тысяч, а в 1972 – более 31 тысячи, в 1973 году – свыше 34 тысяч человек и т.д. Поэтому с 1980 года на эмиграцию были наложены жесткие ограничения, в результате которых в период с 1982 по 1986 годы из СССР выехало менее 7 тысяч евреев, включая членов их семей. С началом перестройки вновь начинает расти численность эмиграции. К моменту распада Советского Союза, имевшего третье по численности еврейское население в мире, подавляющее большинство евреев оказались за его пределами.
Хотя выезжали в этот период только по израильским визам, около половины еврейских эмигрантов меняли направление, в основном на США, где тогда действовала специальная программа, по которой советские евреи и члены их семей могли получить статус беженцев. В 1979 году две трети всех эмигрантов не прибыли в Израиль, куда они первоначально получили визы.
По разным причинам не все были готовы ехать в Израиль, и когда Америка «закрылась»,  альтернативой Израилю стала Германия. В Германии с 1991 года начала осуществляться специальная программа по привлечению евреев из бывшего СССР. Но еще до воссоединения Германии в 1990 году ГДР по инициативе восточногерманского лидера Лотара де Мазьера начала принимать советских евреев. После объединения бывший канцлер Гельмут Коль продолжил ту же политику. Евреи получали статус, так называемых, контингентных беженцев. По этой программе в Германию переехали порядка 200 тысяч евреев. 
Существуют разные мнения относительно того, что на самом деле  преследовало правительство Германии: увеличить ли численность еврейской общины страны до предвоенного уровня в соответствии с просьбой руководства еврейской общины, или это было жестом раскаяния за Холокост - важно то, что получили обе стороны из того, на что рассчитывали.
Контингентные беженцы получили постоянный вид на жительство с правом заниматься любой деятельностью, то есть, убежище, которое казалось не только надежным, но и территориально близким. Переезд в Германию не был связан с резкой переменой климата, что для многих, особенно пожилых людей, играло немаловажную роль. 
В итоге с 1997 года в Германию уезжало больше евреев, чем в Америку и даже в Израиль.  До распада Советского Союза в Германии проживало менее 30 тысяч евреев, и не исключено, что без большой «волны» евреев из Советского Союза еврейство в Германии перестало бы существовать. 
Правительство Германии исходило из того, что впускает верующих евреев и возрождает, таким образом, еврейскую жизнь, поддерживая еврейские общины.
Сами же члены еврейских общин встречали евреев из бывшего СССР отнюдь не с распростертыми объятиями. Ведь советские евреи выросли и сформировались в атеистической стране, лишь малая часть из них была знакома с еврейскими обычаями и традициями, соблюдала религиозные предписания, ходила в синагогу, знала еврейскую историю и т.д. Кроме того, среди евреев СССР были распространены смешанные браки. Возникло противоречие между идентичностью религиозной и этнической.
А в СССР многие считали, что эмигрировать в ФРГ западло и постыдно. Они осуждали евреев, поехавших в Германию за то, что они погнались за немецкими материальными благами.  Другие, напротив, учитывали, что Германия - страна нацизма, оказалась единственной страной, которая покаялась и не только на словах, но и на деле. Притом, что в уничтожении евреев принимали участие все страны практически без исключения. А некоторые страны, включая СССР, стремились завершить этот процесс и после окончания войны.
Невозможно уяснить, что получили еврейские иммигранты в Германии без разбивки на поколения. Как правило, из которого бывали, конечно же, исключения, выезжали целыми семьями. То есть, совсем пожилые в возрасте плюс-минус 80 лет, их дети в возрасте от 50-ти лет и внуки в возрасте плюс-минус 25 лет. 
Сегодня из старшего поколения практически никого уже не осталось. Их старость была вполне комфортной, и никому из них не пришлось ходить по помойкам. Тяжелее пришлось их детям. Для закрытого немецкого рынка труда средний возраст в районе 55 лет представляется тупиковым. Даже коренные немцы, потерявшие работу в таком возрасте, практически не имеют шансов на трудоустройство по специальности. Что уж говорить об иммигрантах.
В Германии евреи, которых по возрасту сочли  неперспективными, остались невостребованны, несмотря на их высокий интеллектуальный потенциал. О них просто в Германии забыли. Опытные специалисты, учёные, профессионалы высокого класса, которые были ещё работоспособны, не смогли интегрироваться в профессиональную среду.  
Незначительная часть этой категории иммигрантов реализовали себя в других областях посредством организации различных обществ, культурных центров, объединений, клубов и пр. Они выступают с чтением лекций, проводят семинары, встречи по интересам и пр. Подобная деятельность носит не профессиональный, а культурно-просветительский характер и практически не финансируется. Да и приходят на эти мероприятия, в лучшем случае, пара десятков пожилых людей, испытывающих недостаток общения.
Утешением служит осознание того, что уехали ради детей, а у них, отчасти благодаря помощи родителей, всё сложилось хорошо.  В России же в 90-е годы происходило массовое закрытие предприятий, лишившихся госзаказа. Многие, оставшись без работы, пытались заняться бизнесом, но получалось это далеко не у всех. Поэтому эмиграция для многих лишь служила выходом из возникшего тупика, а не стремлением обрести новую родину, то есть, чисто прагматичное отношение к стране, в которой детям будет лучшеИммигранты осознают, что не могут слиться с немцами, близких отношений с ними никогда не будет, всегда будет оставаться барьер, в первую очередь, в силу различного воспитания. Многие даже не стремились стать гражданами Германии.  
Еврейская иммиграция, представленная выходцами из России, в массе своей – это интеллигенция. Она практически не формирует диаспор, ни еврейской, ни русской. Часть иммигрантов, приехавших в начале 90-х годов, считали себя измученными своей принадлежностью к еврейству, и потому имеющими право на отдых, тем более что полученный уровень жизни предоставлял такую возможность.
У детей, приехавших в школьном или студенческом возрасте, всё сложилось, как и в других странах, вполне успешно. И, тем более, не было проблем у их детей, которые уже родились в Германии. Дети еврейской иммиграции из СССР, как правило, лучшие ученики в гимназиях и лучшие студенты в университетах. Они с высокими показателями заканчивают вузы, быстро находят работу в Германии или за её пределами, делают успешные карьеры и стали уже заметными в немецкой жизни. Эти люди, высококвалифицированные специалисты, свободно владеющие минимум тремя языками, которые ездят по всему миру, уже очень много дали стране.
Если еврейская иммиграция в США и в Израиле «растворилась» среди старожилов, то в Германии число приехавших евреев превзошло почти на порядок число евреев-старожилов. Для сравнения: в США на 5,6 млн. евреев-старожилов пришлось около двухсот тысяч иммигрантов. В Германии примерно то же количество иммигрантов пришлось на 25 – 30 тысяч старожилов.  И даже в Израиле около миллиона репатриантов пришлось на 5 млн. старожилов. В результате подавляющее большинство членов еврейских религиозных общин стали составлять выходцы из СНГ (особенно в небольших городах). Там же, где евреи-старожилы вообще отсутствовали, были созданы общины только из иммигрантов.
На поддержание еврейской жизни в общину Германии ежегодно поступает 50-70 миллионов евро. Из расчета 250 евро на каждого контингентного беженца и «местного» еврея, а поскольку эти деньги поступают в общины, то на каждого члена общины выделяется более 500 евро (т.к. не все зарегистрированы в общинах). О том, как эти средства используются общинами, информация труднодоступна. Небольшая часть идёт на проводимые мероприятия, призванные демонстрировать расцвет еврейской жизни в Германии. Львиная доля выделяемых средств идет на зарплаты местным «профессиональным евреям», сделавших еврейство своей профессией. 
Создаётся впечатление, что существует некая договорённость между ЦСЕГ и правительством ФРГ: правительство выделяет бесконтрольно расходуемые деньги, а еврейские общины демонстрируют благодарность стране. При таком положении руководству общин совершенно безразлично приходят ли люди в общину, или годами в неё не заглядывают. 
Когда «во власть» в общинах приходят выходцы из СНГ, они в первую очередь избавляются от «слишком религиозных» раввинов, превращая общины в интернациональные клубы, в которых создается видимость религиозности для получения государственных субсидий. Работа в общинах, живущих за государственный счет, становится формальной, превращается в источник дохода для членов правления. Ситуация в общинах, возможно, изменилась бы, когда они жили бы на свои средства (пожертвования и взносы). Тогда в руководство избирались бы заинтересованные в работе общины люди, и труд их община должна была бы оплачивать из собранных ею средств. 
Но это лишь фантазии, а посему с «уходом» старшего поколения религиозная, а с ней и национальная жизнь, скорее всего, заглохнет. Дети иммигрантов службу или культурные мероприятия в общине не посещают. Поэтому эмиграцию евреев из Советского Союза скорее следует рассматривать как продление существования еврейства в Германии, а не его возрождение.  Вряд ли еврейское сообщество в Германии просуществует до 2050 года.


Марк Аврутин

Марк Аврутин  – писатель-публицист, автор 13 книг и более 300 статей, опубликованных в бумажных и электронных СМИ России, Германии, Голландии, США, Израиля и др. Редактирует сайт «Международная поддержка Израиля» http://cdialog.org/. В прошлом проработал более 30 лет системным аналитиком на фирме, созданной акад. С.П. Королевым. Участвовал в разработке «лунной» программы, в создании долговременных орбитальных станций и ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В настоящее время живет в Германии.   

Книгеи  Марка Аврутина  можно заказать по E-Mail redaktion@cdialog.org,

1 комментарий:

  1. 1. «Переезд в Германию не был связан с резкой переменой климата», однако климат в ФРГ - в диапазоне – от трёхнедельных заморозков зимой (от –1 до –6 С) до трёхнедельной жары летом (от +25 до +29 С) – «РЕЗКО» мягче, чем в Харькове - в диапазоне – от трёхмесячных заморозков зимой (от –10 до –30 С) до двухмесячной жары летом (от +25 до +35 С)!
    2. Не знаю, какие именно «местные еврейские общины не всегда встречали нас с распростертыми объятиями», но меня и моё АТЕИСТИЧЕСКОЕ окружение известные мне местные еврейские общины всегда встречали с распростертыми объятиями, потому что получали на это дело хорошие бабки (50-70 млн евро в год)!
    3. Что такое «возраст плюс-минус 80 лет» знает только автор.
    4. «Учёные ... не смогли интегрироваться в профессиональную среду».
    А мне повезло: на склоне лет меня в 1999-м г. ПРИГЛАСИЛИ работать в НИИ М. Планка и потом я часто ездил на международные конференции с докладами.
    5. Ряд мыслей автора – дискуссионные, но этот «парламент – не место для дискуссий» :-)!

    ОтветитьУдалить

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..