воскресенье, 25 августа 2019 г.

Живет ли счастье в Петербурге?



Живет ли счастье в Петербурге?

Качественные российские сериалы — редкость, поэтому их создателям можно простить маленькие слабости. Особенно если они возникают от большой любви.

© Стоп-кадр из сериала «Петербург. Любовь. До востребования»



Режиссер Дмитрий Светозаров не слишком часто балует телезрителя новыми проектами. В былые времена он прославился одним из немногих советских фильмов ужасов «Псы» (1989 г.), психологическим триллером «Арифметика убийства» (1991 г.), популярными детективными сериалами «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности» и прекрасным проектом «По имени Барон» (2001 г.)
В ранние 2000-е он снимал очень активно — друг за другом выходили не особо выдающиеся, но технически добротные сериалы: «Танцор», «Три цвета любви», «Вепрь», «Фаворский», а также одноименная экранизация «Преступления и наказания» Федора Достоевского. Затем, с начала 2010-х, фильмография Светозарова стала пополняться реже, и новинки, вроде фильмов «Любовь без правил» (2010 г.) или «Снегурочка» (2013 г.), выглядели все более бледными и вызывали мало энтузиазма у зрителей.
Тем интереснее было ознакомиться с одной из недавних работ режиссера — вышедшим на Первом канале мини-сериалом «Петербург. Любовь. До востребования». Над ним Светозаров работал в уже многолетнем тандеме с композитором и продюсером Андреем Сигле.



Неординарность проекта заключается в том, что в его основу лег фильм «День счастья» (1963 г.), снятый отцом режиссера Иосифом Хейфицем по повести Юрия Германа. Главные роли в этой картине исполняли Алексей Баталов, Тамара Семина и Валентин Зубков. Преемственность поколений выглядит очень выразительно под углом стилистического перехода от черно-белого кино, ориентированного на советские реалии и принципы, к цветной картинке и современному коммерческому телевидению, которым управляют иные законы.
Сюжет повествует о молодой женщине и двух влюбившихся в нее мужчинах. Сам Дмитрий Светозаров заявил, что стремился раскрыть тему трудности выбора не только между двумя героями, но и между честностью и бесчестием, корыстью и нестяжательством, долгом и отчаянием.
Историю действительно можно назвать актуальной на все времена — главная героиня, провинциальная учительница Светлана, которую играет Юлия Пересильд, знакомится в Петербурге сразу с двумя весьма харизматичными молодыми людьми. Это обеспеченный, но грубоватый нефтяник Федор (Александр Устюгов) и врач скорой помощи Александр с добрым сердцем и поэтическим складом ума (Сергей Перегудов). До того, как девушка сделает выбор, героям предстоит пройти через множество испытаний судьбы и козней со стороны других людей.
Однако уже с начальных титров становится понятно, что на первый план в этом мини-сериале выходит неодушевленный персонаж — Санкт-Петербург. Акцент на локации, причем не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, давно является фирменным приемом многих питерских кинематографистов. Но Светозаров слегка перегибает палку в навязчивости этого акцента.



Режиссер утверждает, что его целью не было создание «рекламы нашего славного города в качестве туристической столицы России», — он лишь хотел рассказать историю о ленинградской интеллигенции. Однако перенасыщенность визуального фона и педалирование образа «истинного петербуржца» вызывает ассоциации именно с рекламой. Обилие парадных мест вроде бы сюжетно оправдано — Александр, увлекающийся историей Петербурга, устраивает для Светланы увлекательные экскурсии. Но чрезмерная цветистость рассказов героя и демонстрация «открыточных» видов Петербурга в кинематографическом смысле превращают этот сюжетный ход в избитое клише.
Способствуют такому восприятию и некоторые другие моменты: хрестоматийный образ питерской коммуналки, снобизм отдельных персонажей (в частности, матери Федора), привычка вставлять в разговор без надобности слова «у нас в Петербурге», непременное упоминание о блокадном прошлом и, конечно, типично питерская погода. В итоге Зимний дворец, дожди и разговоры о блокаде запоминаются гораздо лучше основного сюжета.
Казалось бы, авторов сериала не в чем упрекнуть — любви к родному городу и восхищения его величественностью не может быть слишком много. Но все-таки патриот-петербуржец не должен целиком брать верх над автором и режиссером, который руководствуется кинематографическими правилами и приемами, а не личными эмоциями.
С другой стороны, актерский коллектив, как и в других проектах Светозарова, работает слаженно и добросовестно, все исполнители главных ролей органичны в задуманных образах. Режиссер вновь собрал на площадке своих любимцев из разных поколений — от ветерана Рудольфа Фурманова, сыгравшего колоритного жителя коммуналки, до молодого артиста Сергея Перегудова в его привычном амплуа «своего парня». Выразителен и Александр Устюгов в роли неоднозначного, но вызывающего сопереживание героя.



Из персонажей второго плана следует отметить отменную игру Юрия Кузнецова в роли деда главной героини; Натальи Бурмистровой, сыгравшей сокурсницу доктора Саши; Сергея Мардаря в роли Феликса — двоюродного брата Федора и криминального типа, который также «положил глаз» на Светлану. Благодаря актерам, добавившим в происходящее немало «нерва», сериал вышел тонким и глубоким на фоне множества проходных проектов российского ТВ.
Поэтому «Петербург. Любовь. До востребования» несомненно следует назвать хорошим образцом нынешнего многосерийного контента, имеющим индивидуальный стиль и почерк, — пусть он и вызывает разные эмоции.
Людмила Семенова

1 комментарий:

  1. А что рецензент не упоминает автора сценария - Дорогого нам Аркадия Красильщикова? Нехорошо!

    ОтветитьУдалить

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..