Войны наши и «не наши»...
Одним из этических вопросов, утративших в наши дни ясные ориентиры, стал героизм. Раньше казалось понятным – рисковать или даже жертвовать своей жизнью ради провозглашённых целей – это геройство. Мы помним из школьной истории, как 300 спартанцев во главе с царём Леонидом в 480 году до н.э. ценой своих жизней в Фермопильском ущелье остановили армию персов.
Но что сказать о 19 мусульманах, пожертвовавших жизнями, чтобы сжечь заживо три тысячи людей в самолётах и в зданиях, на которые они эти самолёты направили 9/11? Президент Буш несправедливейшим образом назвал эти действия «трусливыми». Более расходилась с правдой лишь оценка Бушем идеологии угонщиков самолётов: «Ислам – это религия мира».
Сложнее дать моральную оценку мужеству евреев, сражавшихся в рядах советской армии в годы Великой Отечественной войны. Мой отец и пять его братьев участвовали в той войне, трое братьев погибли. Горжусь ли я их подвигом? Нисколько.
Мне безумно жаль моих дядьёв Бориса (я назван в его память) и Иосифа, не успевших жениться и родить потомство, и дядю Моисея, оставившего двух малюток-сирот – жена его тоже не пережила ту войну. Я очень сочувствую своему отцу, проведшему четыре года в аду кровавой мясорубки. Но считать это не несчастием, а подвигом?
Евреи-партизаны бригады им. Чкалова, 1943 год
Испытываю ли я гордость, когда вижу длинные списки евреев – героев СССР и орденоносцев? Чего стоят сталинские ордена? Информация из Википедии: трое сотрудников МГБ получили за убийство Михоэлса ордена Отечественной войны первой степени, один — орден Красной Звезды; а непосредственный руководитель операции – орден Красного Знамени. Сколько тысяч таких «подвигов» было совершено в СССР? Один из трёх евреев – дважды героев СССР – генерал-танкист Д.Драгунский – в 80-е годы возглавил «антисионистский комитет советской общественности». Кем остался генерал в истории - героем или предателем еврейского народа? Увы, не героем.
В последние годы культовыми стали в России воспоминания двух женщин – переводчицы «Малыша и Карлсона, который живет на крыше» еврейки Лилианны Лунгиной, и художницы Любови Шапориной. Лунгина к началу войны была студенткой знаменитого ИФЛИ. Её сверстники, поэты-евреи П.Коган, В.Багрицкий, добровольцами пошли на фронт и погибли. Лунгина вспоминает: «Передо мной встал выбор: поехать на трудовой фронт... потому что мальчики все ушли добровольцами, Женя Астерман, Марк Бершадский, — они тут же записались добровольцами на войну, а девочки поехали копать окопы. Или подумать о маме. И, к великому осуждению моих товарищей, я все-таки решила, что обязана о маме подумать. И что мне надо маму увезти». Достойное решение достойного человека.
Шапорина в начале войны поджидала Гитлера, который, как она надеялась, «подрежет оккультное масонство» (в России масонство по непонятной мне причине связывают с еврейством). Пережив блокаду Ленинграда, Шапорина сменила мнение о Гитлере. Но не о евреях: «А евреи за трусость, за бегство с фронта должны быть наказаны. И будут, вероятно. В армии, по слухам, сильнейший антисемитизм».
Возникает вопрос: должны ли были евреи стремиться, защищая Шапорину и ей подобных, принести свои жизни в жертву? Была ли та война – их войной? Подавляющее большинство населения воспринимало коммунистическую власть как свою. Я не слышал ни об одном случае протеста нееврея в связи с антисемитской кампанией против «космополитов» 1948-53 годов. Не думаю, что были бы протесты, осуществись депортация евреев. Вот это большинство и должно было защищать свою власть.
Бытовало в СССР антисемитское по статистике и несправедливое утверждение: «Евреи «воевали» в Ташкенте». А я горюю, что это утверждение было несправедливым. Не спаслись «в Ташкенте» мои дядья, студенческие друзья Лунгиной, другие погибшие «за родину, за Сталина» евреи.
По выходе евреев из Египта послал Моше лазутчиков, чтобы разведать Землю Израиля. Отчёт 10 из 12 лазутчиков оказался робким:
«НЕ МОЖЕМ МЫ ИДТИ НА НАРОД ТОТ, ИБО ОН СИЛЬНЕЕ НАС» (Бемидбар 13:31).
Евреи, несмотря на уверения двух оставшихся разведчиков: «С НАМИ БОГ! НЕ БОЙТЕСЬ ИХ!» (14:10), запричитали: «ЗАЧЕМ БОГ ВЕДЕТ НАС В СТРАНУ ЭТУ, ЧТОБЫ ПАЛИ МЫ ОТ МЕЧА?» (14:3).
За это недоверие к Всевышниму были наказаны евреи 40-летним блужданием по пустыне. Узнав этот приговор, группа евреев решила: «МЫ ГОТОВЫ ВЗОЙТИ НА МЕСТО» (14:40). И хотя Моше предостерегал их против этого: «БОГА НЕТ СРЕДИ ВАС... ОНИ ДЕРЗНУЛИ ВЗОЙТИ НА ВЕРШИНУ ГОРЫ ... И РАЗБИЛИ ИХ» (14:43-46).
Очевидно, доблесть сопутствует евреям, когда Бог с нами.
Видный современный историк Леонид Млечин доказывает, что армия безумца Гитлера была обречена с самого начала войны. Но Бог не был и с армиями Сталина – 27 миллионов погибших под его руководством – не сопоставимая ни с чем в истории катастрофа. И мудро было бы для еврея использовать малейшую возможность, чтобы она не коснулась его и его близких.
Иной пример «не нашей» войны – евреи-добровольцы из многих стран в большом количестве сражались в рядах республиканцев в Испании 1936-39 годов. Их победитель Ф.Франко в годы Холокоста оказался единственным главой государства, спасавшим евреев.
Совсем другое дело – войны Израиля. Победы в них носили нередко сверхъестественный характер. Бог был с евреями, и подвиги евреев были удивительны.
Нужно нам научиться различать, в чём наша задача; когда войны – наши, и когда – не наши; когда Бог с нами. Овладеваем мы этим умением уже более 33 веков. И пока ещё не совсем овладели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий