Автор текста: Антон Орехъ: слушать
Владимир Высоцкий. Фотопроба к фильму «Я родом из детства», 1965 год
Владимир Высоцкий о военных песнях: слушать
Владимир Высоцкий на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»
Можно без преувеличения сказать, что Владимир Высоцкий как никто много пел о войне и мало кто другой делал это столь же искренне и страстно.
Сегодня мы вспомним песню, которая занимает совершенно особое место в военном цикле Владимира Семеновича.
Сегодня мы вспомним песню, которая занимает совершенно особое место в военном цикле Владимира Семеновича.
Эта песня необычна уже потому, что была написана в последние годы жизни, а записана всего за несколько месяцев до ухода.
Марш пленных немцев в Москве, 17 июля 1944 года
Марш пленных немцев в Москве, 17 июля 1944 года
Между тем, в этот период Высоцкий в принципе уже пишет не так часто, а военная тема и вовсе почти не затрагивается им. Но эта песня могла бы стать вообще одной из общепризнанно лучших песен Высоцкого о войне, сложись ее судьба по-другому.
Фрагмент единственного автографа песни, написанного на Таити, на бланке отеля «АIМЕО», в августе 1978 года (РГАЛИ — фонд 3004 «Владимир Высоцкий», опись первая, ед. хр. 138, лист 1)
Она сочинялась для фильма, который смотрели все.
И для персонажа, который всем известен.
И для персонажа, который всем известен.
На съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»
Впрочем, тут я лучше предоставлю слово исследователю творчества Владимира Высоцкого Сергею Жильцову: слушать
Но Высоцкий в роли Жеглова в «Месте встрече» поет только куплет из песни Александра Вертинского «Где вы теперь? Кто вам целует пальцы?».
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Собственных песен Владимира Семеновича за все пять серий нет ни одной.
И Высоцкий даже не пытался скрыть обиды: слушать
И Высоцкий даже не пытался скрыть обиды: слушать
Эти слова Высоцкий говорил в марте 1979 года, выступая в Москве, в Научно-исследовательском и конструкторском институте испытательных машин, приборов и средств измерения масс – проще говоря, в НИКИМП.
Концерт в МФТИ, 29 февраля 1980 года
А через год, в феврале 1980 он выступал уже в МФТИ, то есть в Физтехе: слушать
Концерт в МФТИ, 29 февраля 1980 года
Концерт в МФТИ, 29 февраля 1980 года
Как видите, за год обида не ушла и то, что Жеглов так и не спел – очень огорчало Высоцкого.
Но то, что не спел капитан Жеглов, спел сам Владимир Высоцкий. И не просто спел, а записал эту песню с целым коллективом.
Но то, что не спел капитан Жеглов, спел сам Владимир Высоцкий. И не просто спел, а записал эту песню с целым коллективом.
Еще в начале 70-х Высоцкий познакомился с Анатолием Бальчевым.
Анатолий Бальчев
Бальчев, или Кипа – как он сам себя называет, был известным в Москве музыкантом и аранжировщиком.
Работал со своим ансамблем в модном тогда ресторане «Архангельское» и в числе прочих исполнял также и песни Высоцкого. Причем Высоцкий лично на таких выступлениях бывал, и как вспоминает Кипа, относился к подобному исполнению своих песен вполне благожелательно и был доволен тем, что они таким образом, что называется, «пошли в народ».
Работал со своим ансамблем в модном тогда ресторане «Архангельское» и в числе прочих исполнял также и песни Высоцкого. Причем Высоцкий лично на таких выступлениях бывал, и как вспоминает Кипа, относился к подобному исполнению своих песен вполне благожелательно и был доволен тем, что они таким образом, что называется, «пошли в народ».
И вот в марте 1980 года Высоцкий позвонил Бальчеву и попросил помочь в аранжировке песни «О конце войны».
Записывали прямо у Высоцкого дома, на Малой Грузинской. Причем, что важно – записывали на хорошую аппаратуру: слушать
Записывали прямо у Высоцкого дома, на Малой Грузинской. Причем, что важно – записывали на хорошую аппаратуру: слушать
Владимир Высоцкий на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»
Фильм, для которого Высоцкий решил все-таки записать «Песню о конце войны», предназначавшуюся Глебу Жеглову, назывался «Мерседес уходит от погони».
А помогали Владимиру Семеновичу в записи Владимир Витковский и Василий Шубин. Анатолий Бальчев же взял на себя функции, как мы теперь бы сказали, продюсера: слушать
А помогали Владимиру Семеновичу в записи Владимир Витковский и Василий Шубин. Анатолий Бальчев же взял на себя функции, как мы теперь бы сказали, продюсера: слушать
Вначале записали два варианта марша, из которых только этот дубль получился относительно удачным.
Но, поразмыслив, решили, что эта песня должна звучать более лирично: слушать
Но, поразмыслив, решили, что эта песня должна звучать более лирично: слушать
И они сделали еще семь дублей в ритме вальса.
И получилась «Баллада о конце войны»: слушать
И получилась «Баллада о конце войны»: слушать
Но в приключенческом фильме «Мерседес уходит от погони» «Баллада о конце войны», к сожалению, так же не прозвучала – как и в «Месте встречи».
На съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»
Однако и это еще не все.
Сергей Жильцов вспоминает о своем разговоре с драматургом Эдуардом Володарским. И тот ему рассказывал, что как раз в 1980 году по его пьесе «Окраина» в театре Вахтангова ставили спектакль. И для этого спектакля Высоцкий передал кассету с записью «Баллады о конце войны». Ставил пьесу режиссер Александр Мекке.
Сергей Жильцов вспоминает о своем разговоре с драматургом Эдуардом Володарским. И тот ему рассказывал, что как раз в 1980 году по его пьесе «Окраина» в театре Вахтангова ставили спектакль. И для этого спектакля Высоцкий передал кассету с записью «Баллады о конце войны». Ставил пьесу режиссер Александр Мекке.
Но в этой истории, увы, совсем много белых пятен.
Известно только, что постановка в Вахтанговском театре так и не состоялась. Александр Мекке уехал впоследствии в Германию, где его следы затерялись. И кроме него сейчас вряд ли кто-то уже мог бы прояснить обстоятельства дела.
Известно только, что постановка в Вахтанговском театре так и не состоялась. Александр Мекке уехал впоследствии в Германию, где его следы затерялись. И кроме него сейчас вряд ли кто-то уже мог бы прояснить обстоятельства дела.
На съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Сергея Алексеева, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Ковановского.
А также Сергея Жильцова, Владимира Зайцева и Анатолия Бальчева. Который помог сделать эту домашнюю запись в квартире Высоцкого в марте 1980 года, и эта запись стала последней профессиональной записью в жизни Владимира Высоцкого.
А также Сергея Жильцова, Владимира Зайцева и Анатолия Бальчева. Который помог сделать эту домашнюю запись в квартире Высоцкого в марте 1980 года, и эта запись стала последней профессиональной записью в жизни Владимира Высоцкого.
Анатолий Бальчев. Фото Андрея Шарунова
«Песня о конце войны» не вошла ни в один кинофильм или спектакль и ни разу не исполнялась Владимиром Высоцким на концертах или иным публичным образом.
Мартовские репетиции и записи 1980 года остались единственными: слушать
Мартовские репетиции и записи 1980 года остались единственными: слушать
Владимир Высоцкий на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»
Все, кто работали над этой программой, поздравляют вас с нашим самым главным праздником, Днем Победы. И, конечно, особый поклон – фронтовикам.
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий