понедельник, 25 января 2021 г.

Ищи ВРАГА - Илья Латыпов

 

Ищи ВРАГА - Илья Латыпов

Категория:  Общественно-политическая жизнь в России

Выдыхаю после довольно бурных "политических дней" и, подводя под ними некоторый итог, чтобы потом отдохнуть от всего этого, порефлексирую на тему того, что произошло (и будет происходить дальше). Надеюсь, получится и вам выдохнуть вместе со мной. 

Илья Латыпов

То, что в обществе очень сильный раскол, было понятно и раньше, но в эти дни он обнажился просто до крайности. Самые жаркие споры развернулись, разумеется, вокруг митингов. Так вот, под влиянием то ли пропаганды, то ли еще каких-либо факторов, основной фокус внимания был сосредоточен на личных характеристиках людей, которые на них выходят. Я отфрендил около сорока человек, кто так или иначе прямо поддерживал линию "они дебилы, марионетки, "проплаченные" (что за блин, слово...) Западом дураки, инфантилы, бездельники, либерасты" и т.п. В лучшем случае это "безнадежные идеалисты, оторванные от реальности".  Другая крайность тоже присутствует, но в моей ленте, например, на несколько порядков меньше, чем первая - то есть "лучшие люди страны, не рабы, свободные духом" и так далее. Апофеозом стала крайне странная история с "они используют детей", концы который сыскать очень сложно (кто запустил), а эмоциональный градус она настолько накалила, что окончательно свернула всякое обсуждение на "ах они мрази!" (тема детей вообще благодатная для манипуляций). 

Collapse )

Вопрос о личных (умственных, нравственных) качествах митингующих и их противников сам по себе, с позиции одного из ведущих направлений в социальной психологии, "ситуационизма", неверен. Социальное поведение человека в большей степени определяется внешней ситуацией, а не внутриличностными особенностями (потому и направление так называется). То есть, с моей точки зрения, верный (и снимающий градус враждебности) вопрос - это "что такое происходит в нашем обществе, что далеко не самая бедная и обездоленная часть населения готова выходить на митинги". Обращу внимание: митинги сами по себе - крайняя форма политической борьбы, используемые часто тогда, когда митингующие не видят других способов воздействовать на власть (например, грандиозные митинги против запрета абортов в Польше). И уж тем более, когда эти митинги - несанкционированные, и ты можешь подвергнуться различного рода репрессиям. То есть люди выходят - и рискуют. Ради чего?

Попытка объяснить все это "манипуляциями политтехнологов" для меня - крайне слабая идея. На ровном месте никаких масштабных действий не создашь. Нужно давить на реальные болевые точки, чтобы люди опять-таки не просто бурчали где-то по углам, а выходили на улицы. Когда меня пугают "революциями", которые придумали где-то на Западе, то я недоумеваю: революцию нельзя создать. Ей всегда предшествует накопление таких противоречий в обществе, которые оказалось невозможно разрешить политическим, мирным путем.  Причем в современном информационном мире это напряжение копится быстрее, чем в конце XIX - начала XX века (историки революции много размышляют над тем, что привело к революциям в России, но что неоспоримо - причин было много, проблемы не разрешались, и в конечном итоге все это сошлось в "идеальный шторм" Первой мировой). 

Мне понятен и ясен и страх перед революцией или любыми резкими переменами. Россия - это страна, которая в XX веке дважды пережила крах, и которую и в XXI веке потряхивает. Один крах большинство взрослого населения страны почувствовало на себе лично. Есть осознание того, что перемены не всегда бывают к лучшему, что может быть и хуже, намного хуже (и это не домыслы, а пережитый многими факт). И этот страх активно эксплуатируется существующей властью со всей мощью пропагандистского аппарата (то есть опять-таки нельзя просто так взять и запугать людей - должна быть какая-то реальная болевая точка, травма, страх, чтобы все эти манипуляции были достаточно эффективны).  Так что можно, конечно, обозначить противостояние различных групп людей как битву кукловодов, но проблемы - реальны. 

Одна из больших и серьезных манипуляций - это попытка ставить вопрос ребром: "или так, как сейчас, при нынешней власти и нынешних порядках - или революция, хаос, гибель". То есть стремление к любым переменам часто отождествляется с жаждой революции, и тут любое критическое мышление опять-таки начинает "сбоить" - революций в нашей стране, как мне кажется, не хочет практически никто. Отсюда и есть готовность проглотить эту манипуляцию, как будто нет других вариантов развития. Часто итогом (нередко желаемым властями для сохранения статус-кво) является всеобщее разочарование и цинизм - разочарованные и циничные люди не стремятся к идеалам, они сосредоточены на сиюминутной выгоде. 

Может ли наше общество попытаться преодолеть этот раскол и попытаться услышать само себя? Объединяться или вести диалог можно на некой общей платформе, а если наши ценности, например, диаметрально расходятся, то разговор становится невозможным. Или, если речь идет о всеобщем цинизме, находить общий язык можно хотя бы на основании общей выгоды. А если я слышу, например, что "они хотят насилия и революции", или "это все долбоебизм, инфантильность, майданутые" и т.п.- то мне понятно, что какой-либо диалог с этими людьми (по крайней мере, пока они в таком состоянии) - невозможен. Точно так же невозможен и диалог с теми, кто пишет "вы все рабы, тупое быдло, путинские крысы, вата" и т.п. - тут точно такой же аффект или жизненная позиция.

А если находим-таки общие цели или ценности, то тогда встает вопрос - как их реализовать или как их придерживаться. Например, для меня важным является вопрос о возможности простых граждан оказывать влияние на решения, принимаемые властью. Самый простой путь - проголосовать за кандидата в депутаты, в мэры, в губернаторы, в президенты, который более-менее отражает мои представления. У меня такой возможности нет уже много лет (я в 2000-м году проголосовал за Путина, кстати, и тогда это казалось мне хорошим выбором. Проблема в том, что с тех пор возможности проголосовать за кого-то реально другого у меня не появилось, и последние лет десять - благодаря усердию Путина и "Единой России"). Пока что я вижу, как практически все пути влиять на решения власти, которые мне не нравятся, у меня отрезаны. Даже такой крайний, как выход на улицу. Остается что, подписывать, например, петиции против поправок в закон об образовании (про просветительскую деятельность) в интернете - и всё?

И вот если вы тоже придерживаетесь идеи, что граждане любых политических взглядов все-таки должны иметь возможность влиять на политические процессы, тогда у нас появляется площадка для диалога (мы можем по-разному смотреть на реализацию этой возможности и права, но сходиться в главном). А если, например, считаете, что это не нужное или даже опасное, вредное дело - тогда просто нет никакого пространства для разговора...  Но если его нет - остается только гражданское противостояние и подавление одной большой группы людей другой, с сопутствующим клеймением и вытеснением ее из всякой активной политической жизни (с вытекающей эмиграцией, ростом социального напряжения и т.п.) Я не хочу этого для России (да и для любой другой страны). 

Нам просто жизненно необходимо находить те общие ценности, на которых и может быть построено иное общество. Потому что худший вариант для нашей страны - это безоглядный нигилистический цинизм (в стиле "все воруют"). Пока же я лично вижу, что Россия в своем политическом развитии снова и снова наступает на одни и те же грабли. Искать врагов - ума много не нужно. Но очень надеюсь, что все-таки мы выберемся из этого проклятого колеса истории России.

 






Комментариев нет:

Отправка комментария

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..