суббота, 4 июля 2015 г.

Я ВЕРЮ В РУССКОЕ ЕВРЕЙСТВО


Зив-Ами Лиора, Израиль
Я верю в русское еврейство

       Аннотация:
За "железным занавесом" в "Красном Вавилоне" сформировалось новое еврейское самосознание – самосознане одиночек, образовавших вместе с другими обитателями "Красного Вавилона" собственную глобальную диаспору. Проблема в том, что советское еврейство не осознало свой опыт как опыт религиозный, опыт сокрытия Б-га, оставившего еврея наедине с собой. И это та причина, по которой, с одной стороны, еврейство "Красного Вавилона" чуждо всему остальному еврейству. А с другой стороны его опыт гибнет невостребованным никем. Есть ли надежда?
Да, создается впечатление, что у русского еврейства нет будущего.
После падения железного занавеса русское еврейство хлынуло на Запад: кто в Израиль, кто в США, Германию, Австралию и проч. В каждой из этих стран людям пришлось приспосабливаться к местным реалиям, в очередной раз успешно мимикрируя в новой среде. Молодое поколение, в основном, уже не говорит по-русски и не интересуется тем, что пришлось испытать за "железным занавесом" их отцам, дедам и прадедам. Ассимиляция идет полным ходом.
Полным ходом она идет и в среде тех русских евреев, которые остались на территории бывшего СССР. Правда, возникшие на этой территории еврейские центры, как и бесчисленные еврейские организации, создают видимость поддержания и даже расцвета еврейской жизни. Однако кроме возвращения в разрушенное большевиками еврейское прошлое им нечего предложить народу. Поэтому они и не могут определиться с содержанием своей деятельности, которая, кроме "профессиональных евреев", мало кого, похоже, волнует.
И, тем не менее, я верю в то, что русское еврейство еще не сказало своего главного слова потому, что не осознало свой опыт за железным занавесом как опыт диалога с Б-гом, когда Б-г... молчит.
Общеизвестно, что "железный занавес" отрезал русское еврейство от национального опыта, который определял самосознание еврея и формы коллективной самоорганизации народа на протяжении 3000 лет.
Вопрос, однако, в самом опыте: что он собой представляет?
Основы этого опыта были заложены еще тогда, когда формой самоорганизации народа Израиля был союз племен. Этот опыт удовлетворял потребностям народа не только в первое тысячелетие его существования на собственной территории, но на протяжении 2000-летнего рассеяния, когда союз племен трансформировался в союз рассеянных по всему миру общин.
Межобщинный союз был крепок, пока народы, в среде которых пребывали еврейские общины, находились примерно на одном и том же уровне цивилизационного развития. Каждая община вынуждена, была решать специфические проблемы, порождаемые нееврейским окружением, но внутри замкнутой общинной организации опыт был неизменен.
Ситуация принципиально изменилась, когда народы, в среде которых пребывали еврейские общины, оказались на разном уровне цивилизационного развития. Тогда и выяснилось, что цивилизация ставит перед евреями новые вопросы, ответы на которые невозможно найти в племенном опыте предков.
Разумеется, эти вопросы возникли у евреев Европы. Поэтому именно европейские евреи начали обогащать 3000-летний опыт всякого рода новшествами вроде просвещения (гаскалы), реформ иудаизма, эмансипации. Многих европейских евреев поиски ответов на возникшие вопросы привели к прямому разрыву с еврейским опытом, в котором они более не видели смысла.
Принято считать, что, отказываясь от традиционного 3000-летнего опыта, евреи ушли от Б-га. Но Писание дает основание для иного вывода, подтверждаемого опытом: именно эти "ушедшие", а не "оставшиеся" евреи воссоздали государство народа Израиля.
Почему это произошло, можно понять из Писания, которое устами пророка Ирмиягу повествует о двух Исходах, противопоставляя один другому: Исход из Египта, в ходе которого Б-г заключил с народом Израиля союз, условия которого, как предсказано, народ не выполнит. И Исход из Земли Северной и всех земель, после которого Б-г заключит с народом Израиля новый союз.
Возвращение на Землю Обетованную для воссоздания государства и есть начало нового Исхода – Исхода из Земли Северной и всех земель. И, прорываясь через границы ставшей невыносимо тесной традиционной общины, евреи стремились обрести необходимый народу новый опыт, так как 3000-летний опыт Исхода египетских рабов оказался полностью исчерпанным.
Не от Б-га евреи бежали, а, напротив, к Б-гу. Для заключения нового союза вместо того, который был заключен во время Исхода египетских рабов.
Достаточно сравнить два Исхода, чтобы понять, насколько этот вывод соответствует реальности.
Прежде всего, обращают на себя внимание масштабы двух Исходов: общечеловеческий Исход (Исход из всех земель) явно противопоставлен племенному Исходу (Исход рабов одного государства).
Опыт демонстрирует это различие наглядно.
При Исходе египетских рабов Б-г передал человечеству Свой Закон через выбранное Им племя, что привело к изоляции этого племени среди народов. Приняв этот Закон от народа Израиля, все аврамические народы интерпретировали Закон по-своему. Тем самым, с одной стороны создавалось разнообразие культурного опыта, а с другой стороны порождалась конфронтация и непримиримые межконфессиональные войны.
У воссоединения народа Израиля при Исходе из Земли Северной и всех земель иная цель – консолидация и культурный взаимообмен. Такова же цель и у народов мира. Как именно она достигается, народ Израиля продемонстрировал, воссоздав государство Израиль посредством национальной консолидации и объединения культурного опыта, накопленного евреями в среде других народов и, прежде всего, народов Европы.
Тем самым народ Израиля собственным примером продемонстрировал народам мира возможности взаимодействия диаспоры с метрополией. Теперь эти возможности появились и у представителей разных народов, расселившихся в ареале европейской культуры и получивших доступ к европейскому культурному опыту. Необходимо лишь создать модель, позволяющую использовать этот опыт на благо собственной метрополии.
Создание такой модели – а ею является государство "Диаспора– Метрополия" – действительно задача глобального масштаба. И создать эту модель могут только евреи.
Вторым отличием является мотивация Исхода.
В случае египетских рабов мотивация пришла извне. Рабы не хотели Свободы. Их приходилось уводить из рабства силой, посредством убеждения и чудес. Но даже при этом условии, как повествует Предание, большинство народа предпочло остаться в рабстве, а вышедшие из Египта постоянно капризничали и угрожали вернуться.
Мотивацию Исхода из Земли Северной и всех земель связывают с европейским антисемитизмом, сменившим свою окраску с конфессиональной на расовую. Однако, это огромная ошибка, так как от антисемитизма евреи по привычке бежали в "благополучные" страны, прежде всего в США.
Первопроходцы-халуцим, те, кто пришли возрождать Землю Обетованную, искали не лучшую жизнь, а жизнь достойную, искали Свободу – без рабской зависимости от хозяев, их чувств, их политики, их аппетитов и проч... Только такая мотивация позволила свершиться чуду возрождения. И хотя первопроходцы-халуцим были в подавляющем меньшинстве среди всех вернувшихся, именно они определили путь, по которому пошел весь народ.
Третьим отличием является мотивация деятельности.
И в тексте Писания, и в еврейских молитвах, постоянно подчеркивается связь между богоугодной деятельностью еврея и тем материальным вознаграждением, которое он получит от Б-га. Во время странствий по пустыне с неба падал ман, вода текла из камней и проч... Но и по пришествии на Землю связь между деятельностью и материальным вознаграждением за нее подчеркивается постоянно в обещаниях дождя, плодов земли, приплода скота и проч.
Б-гу фактически пришлось "покупать" рабов Египетского Исхода, способных служить только за плату.
Первопроходцы-халуцим видели в трудовой деятельности человека не только средство добывания хлеба, но творчество, и считали трудовую деятельность необходимым условием формирования личности как отдельного человека, так и народа в целом. Это уже была установка на культурное самосозидание человека, результат несомненного влияния нееврейского опыта, без которого невозможно существование в условиях цивилизации эпохи Третьего Храма.
Потребность в новом опыте и готовность использовать его для воссоздания государства свидетельствует о том, что в народе за 2000 лет рассеяния произошло некое качественное изменение, ощутив которое, народ ощутил и свою готовность к новому Исходу – Исходу из Земли Северной и всех земель.
И результат налицо: народ Израиля смог воссоздать государство исключительно благодаря культурному опыту, обретенному в среде народов.
Однако в воссозданном государстве выяснилось, что из узких рамок опыта Исхода египетских рабов не так легко вырваться.
В матрице этого ограниченного племенного опыта весь культурный капитал, веками копившийся народом Израиля в среде народов, не мог обрести того освящения, которое необходимо для строительства Третьего Храма. Поэтому соблюдение традиционных религиозных предписаний так и остались для народа единственным способом служения Б-гу, а наука и созданные на ее базе технологии, педагогика, политические идеи и проч. в этом качестве принципиально отрицались как "чуждые" опыту.
Причина очевидна: деятельность в этих областях является общечеловеческой и в этом качестве создает базу для осознания людьми своего единства. Тем самым эта деятельность объективно разрушает рамки племени, в результате чего традиционные руководители теряют власть над своей паствой.
Это и в самом деле чуждый рабам опыт. Стоило воссоздать государство, объединившее народ, как это стало очевидным: среди еврейского населения Израиля ни в одном секторе общества нет такого раскола, как в секторах, так или иначе связанных с раввинизмом – хранителем опыта Исхода египетских рабов.
Не осознавая несовместимость опыта Исхода египетских рабов с воссозданием государства, народ Израиля возвел раввинизм в ранг государственной религии. Сделал это народ потому, что в этом опыте хранилась сама идея возвращения народа в Сион, из-за чего аппеляция к этому опыту являлась единственным обоснованием возвращения на Землю Обетованную.
Тем самым народ совершил судьбоносную ошибку, последствия которой не замедлили сказаться. Начался процесс утраты и даже умышленного истребления накопленного в среде народов культурного капитала, что, прежде всего, сказалось на системе образования. Форма скопированного у европейских народов государства сохранилась, однако начала заполняться людьми, ментально подготовленными к жизни в условиях традиционной общины, но не государства.
Воссоздали себя характерные для безгосударственного существования взаимоотношения труда и капитала. Воссоздала себя рабская зависимость от народов (характерно в этом отношении, что смена ориентира с Советской России на США не изменила самой потребности в таком ориентире).
Самым же главным является то, что опыт Исхода египетских рабов не позволил народу Израиля поставить перед собой какие-либо значимые для народов мира цели. Поэтому колоссальный всплеск энергии народа, который в самом начале Исхода из Земли Северной и всех земель, замахнулся на строительство образцово-показательного общества всеобщей справедливости, основанного на идеалах пророков Израиля, очень быстро пошел на убыль. Возвращение начало терять смысл не только для народов мира, но и для самого народа Израиля.
Именно это обстоятельство позволило превратить малочисленную популяцию, обитавшую на Земле Обетованной до начала Исхода из Земли Северной и всех земель, в никогда не существовавший и лишенный какого-либо смысла существования "палестинский народ".
Значимость, которую "палестинский народ" народ обрел в глазах народов мира, свидетельствует прежде всего о той значимости, какую с наступлением эпохи Третьего Храма обретает возвращение народа Израиля на Землю Обетованную. Это возвращение не может не преследовать общечеловеческую цель. Но осознать это народ Израиля не в состоянии из-за того, что он находится в плену опыта Исхода египетских рабов.
Таким образом, метафизическая и ментальная зависимость народа от опыта Исхода египетских рабов породила характерные для этого опыта проблемы, которые и стали проблемами государства Израиль.
Необходимость в разрыве народа с опытом Исхода египетских рабов была очевидна еще отцам-основателям государства Израиль. И они надеялись добиться этого путем обновления всей жизни народа в воссозданном государстве. Однако реальность доказала, что само по себе воссоздание государства не обеспечивает разрыв с опытом Исхода египетских рабов. Требуется средство более радикальное.
Этим средством и явился «железный занавес», отсекший часть народа Израиля от остального народа и его 3000-летнего опыта.
Естественно, что это произошло в Земле Северной, в России, где за "железным занавесом" русскому еврейству предстояло оказаться в совершенно новых, не имеющих прецедента в еврейской истории условиях – в условиях "Красного Вавилона". Естественно и то, что событие это произошло на стыке эпох Второго и Третьего Храмов.
Как и 2500 лет назад народ Израиля, вернее часть народа, вновь оказался в "вавилонском плену", чтобы выйти из этого плена с новым опытом.
Оба "вавилонских плена" обрамляют собой эпоху Второго Храма. Оба продолжались 70 лет и проходили в условиях империй – Персидской империи в середине I века до н. э. и Советской сверхдержавы в XX веке н. э. Оба привели к качественному изменению народа. Однако, если первый "вавилонский плен" закрепил изоляцию народа Израиля среди народов мира, то второй "вавилонский плен" эту изоляцию разрушил, тем самым окончательно утвердив глобалистский характер Исхода из Земли Северной и всех земель.
"Красный Вавилон" – это вершина 2000-летнего рассеяния, завершающий его этап. Этап полного распада племенной консолидации. На протяжении жизни трех поколений советская власть посредством террора и всевозможных запретов искореняла 3000-летний опыт Исхода египетских рабов не только в жизненной практике советских евреев. Искоренялась даже память о нем.
Б-г замолчал. Вернее замолчали люди, на которых 3000 лет была возложена миссия – озвучивать Волю Б-га. И в наступившей тишине атеистического государства начался процесс формирования нового еврейского опыта, неизвестного той части народа Израиля, которая не прошла через "Красный Вавилон".
В "Красном Вавилоне" еврей впервые остался один на один с самим собой, лишившись даже традиционной общины, веками заменявшей евреям утраченное государство, лишившись каких-либо форм и содержания традиционной деятельности, какой-либо основы для взаимодействия с собственными соплеменниками.
В этих условиях необходимо было искать новую основу взаимодействия с другими людьми. И эта основа была найдена. Ею оказалась цивилизация, создаваемая совместным творчеством людей, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности.
Это не могло не сказаться на самосознании еврея "Красного Вавилона". Отныне основой этого самосознания стало общее для всех советских граждан национальное происхождение. Однако в многонациональной империи у всех прочих граждан национальное происхождение базировалось на исторической памяти, общности языка и территории. И только у еврея не было даже этого. Он был один, один, как перст – «лицо еврейской национальности».
Соответственно и созидательная его энергия могла быть отныне направлена только на себя, на культурное самосозидание. Он был тем, что представлял собой лично, обладал лишь тем, что накопил сам. Лишь в мировой культуре он мог найти источник знаний и умений, из которых отныне состоял весь его еврейский капитал.
В этих новых условиях еврей начал созидать себя как личность, питаясь идеалами греческой пайдейи, которые он бессознательно впитывал из русской православной культуры. "Настоящими евреями" отныне представлялись те из евреев, кто наиболее преуспели в качестве творцов цивилизации – не просто ученые, инженеры, деятели искусства, организаторы производства, преподаватели и проч. – а все, кто представлялись высокоразвитыми людьми, умели добиваться целей самостоятельно и полагаться только на себя.
Так в "Красном Вавилоне", в условиях молчания Б-га, еврей пришел к тому уровню индивидуализма, что и европеец-христианин в результате Реформации. Но сделал он это не через конфессию, а через цивилизацию.
Свою принадлежность к отвергавшему евреев обществу евреи строили на своей полезности этому обществу, которое нуждалось в еврейских талантах и целеустремленности. Это вполне соответствовало амбициозным планам Советской сверхдержавы, которая использовала еврейские таланты в собственных интересах – для создания науки, промышленности и всего того, что должно было укреплять государство. Но эти планы невольно совпадали и с еврейским интересом, так как породили в еврее "Красного Вавилона" ощущение человека государства, способного мыслить и действовать на глобальном уровне развития цивилизации, достижение которого является условием наступления эпохи Третьего Храма.
Если бы не было воссоздано государство Израиль, и Советская сверхдержава не пошла с этим государством на конфронтацию, которая носила ярко выраженный юдофобский характер, возможно, этим бы и закончилось формирование опыта русского еврейства в условиях "Красного Вавилона".
Но случилось то, что случилось. И это лишь дало толчок развитию опыта.
Советская юдофобия, официально легализованная антисионизмом, развеяла интернационалистские иллюзии евреев "Красного Вавилона". Началась реакция в виде отторжения советского государства и солидарности с государством Израиль, национального возрождения, наконец, борьбы за Исход. И что самое удивительное, началось возвращение к Б-гу, но уже по собственной воле, а не по воле, навязанной извне.
К евреям возвращалась коллективная самоидентификация. Только теперь она рождалась из нового опыта – опыта "Красного Вавилона". Поэтому и базировалась эта новая самоидентификация на том, чего в принципе не могло быть прежде: на цивилизации, государственности и индивидуализме.
Разрушение "Красного Вавилона" вызвало настоящий еврейский Исход, Исход не одиночек, а народа, расселившегося по все миру. Эта массовость была необходима, чтобы проявилось принципиальное отличие еврейства "Красного Вавилона" от мирового еврейства, не прошедшего через этот опыт.
На сегодняшний день только русское еврейство имеет многочисленные личные, и даже родственные связи во многих государствах мира. Оно связано с множеством народов не только общим русским языком и общим прошлым, но и выношенными в условиях "Красного Вавилона" общими идеалами, общим пониманием современных проблем. Утратившее все стереотипы Исхода египетских рабов, в плену которых находится не прошедшее через "Красный Вавилон" мировое еврейство, русское еврейство открыто инновациям более, чем какая-либо иная группа.
То есть современное русское еврейство обладает набором качеств, которым не обладает какая-либо иная группа в мировом сообществе. Вопрос лишь в том, сможет ли оно использовать эти качества или лишится их, не обнаружив в них никакой пользы?
Я верю в то, что сможет. И у меня есть основания для этой веры.
Я верю в русское еврейство потому, что его судьба однозначно доказывает: союз народа Израиля с Б-гом нерасторжим. Б-г ведет разговор со Своим народом даже в Своем молчании и даже тогда, когда Б-г молчит, еврей, известным лишь ему способом, слышит своего Б-га.
Никогда не прерывается и не прервется этот диалог, потому что диалог этот вечен.
А вот Исход египетских рабов с его опытом конечен.
Я верю в русское еврейство еще и потому, что оно интуитивно сопротивляется любой попытке впихнуть его в убогие рамки расплодившихся организаций, в которых вольготно чувствует себя та часть мирового еврейства, которая не прошла через "Красный Вавилон" и не имеет понятия о его опыте.
Не для создания организаций прошло русское еврейство через новый "вавилонский плен". Его миссия – создание государства нового типа – «Диаспора - Метрополия".
И я верю в то, что русское еврейство с этой миссией справится.

РОССИЯ. БЕГСТВО ОТ ХАНДРЫ


"Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче, русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни сильно охладел". 
Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»

Герой "энциклопедии русской жизни", к счастью, не спился под гнетом хандры. В те годы такой способ ухода от действительности был не так общепринят, как сегодня. Действительность в жизни человека, чаще всего, состоит из рутины утомительного труда, гораздо реже из, не менее утомительной, праздности, как в случае с Евгением Онегиным.
 Следует отметить, что рутина именно русской жизни, как правило, была рабской, мрачной, тяжкой, неустроенной, тоскливой. Отсюда и выработалось в народном характере резко негативное отношение к ней и попытка ухода от тоскливой действительности разными способами, включая пьянство. Выпил человек – и он отправляется в мир иной, волшебный мир, оторванный от тоски будней. Наркомания, кстати, тот же способ бегства от действительности.
 Помню, лежал в больнице после очень тяжелой, многочасовой операции. Все болело, выть был готов от боли, а тут друзья достали какое-то заграничное обезболивающее средство в пилюлях. Никогда не забуду – счастье внезапного ухода от проклятой, мучительной действительности… Боль прошла, а я просил хоть еще один укольчик.
 - Дорогой мой, - сказал тогда умница-хирург, сделавший мне операцию. – Ты рискуешь стать наркоманом-инвалидом на всю жизнь.
 С тех пор усвоил: тяжела, часто несправедлива и ужасна наша действительность, но уход от нее еще хуже и подобен самоубийству.
 Но вернемся к хандре, суть которой стремился разгадать классик. Есть еще один хитрый способ излечиться от этой опасной болезни, уйти от действительности в мир грёз и высоких порывов. Это мир прожектов. Проекты тяжелы, утомительны, а вот прожекты способны перенести нас в чудный, «белый и пушистый» мир, подобный раю на земле, в некий град-Китеж, где «от каждого по способностям и каждому по потребностям».  Да, не потому ли поверил только русский народ в еврейскую сказку Карла Маркса, что увидел в бредовом прожекте коммунизма спасение от извечной хандры.
 Именно этот, глубоко человеческий фактор, заставил сотни миллионов людей десятки лет верить в то, во что верить было категорически нельзя и строить из последних сил то, что построить было невозможно. И только тогда, когда наркотик веры в светлое будущее перестал действовать, СССР распался и люди на бывшем, постсоветском пространстве попытались жить обычной рутиной капиталистических отношений. Что могли предложить русским людям демократы и либералы разного толка? Ничего, кроме обычной рутины.
 Действительность, во всей ее неприглядной красе, обрушилась на русского человека. Кто оказался в капкане криминала, кому-то достался обычный, тяжкий труд, кого-то Сатана наградил праздностью сидения на нефтегазовой трубе. Счастье заниматься творческим трудом дается единицам. Увы, и оно, это счастье в России, не спасало многих от самоубийственной тоски и не могло спасти от действительности.
 Наступление хандры, как страшной пан эпидемии,  было неизбежно. Кто-то быстро нашел обычный выход в алкоголе и наркотиках, но большей части населения необходим был новый, большой ПРОЖЕКТ, как спасение от тоскливых будней.
 Выбор был невелик – и вот появилось все то, чем ныне живет Россия. Отсюда и огромный рейтинг народного доверия Кремлю. Неважно – достижимо ли вновь величие империи, которого, по сути, никогда и не было. Неважно – сможет ли Россия одержать победу над «злокозненным, загнивающим Западом». Не имеет значения достижимо или нет экономическое возрождение страны. Главное – стремиться к этой цели, жить великой мечтой о своём величии и силе в прошлом, настоящем и будущем. Только бы уйти таким образом от каждодневной каторги рутинного труда, от страшной мысли, что ничего больше, кроме труда этого в твоей жизни не будет никогда. Труда, и повторю, не менее тяжкой и опасной праздности.

 В общем, уколоться и забыться, как это было когда-то со мной, грешным, 40 лет назад. Вот и Россия сегодня "укололась и забылась".

ИСТОРИЯ ТАНКА "МЕРКАВА". НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ ИЗРАИЛЯ

История танка "Меркава" и конец танковой эры. Израиль работает над «танком будущего»

АЛЕКСАНДР ШУЛЬМАН


 
Танковая эра, начавшаяся сто лет назад на полях Первой мировой войны, сегодня, похоже, близка к своему завершению.
«Израильское оборонное ведомство решило не продолжать работу по созданию танка "Меркава Марк V", и на данном этапе "Меркава Марк IV" останется последним танком, производство которого будет продолжено». Это сообщение вызвало эффект разорвавшейся бомбы в танковом мире — ведь танк «Меркава», в котором нашли воплощение новейшие идеи и технологии танкостроения, авторитетными экспертами признан одним из лучших, если не самым лучшим основным боевым танком в мире.

Хотя формальной причиной прекращения работ по созданию танка «Меркава» пятого поколения официально названо сокращение финансирования проекта, в действительности речь идет о подлинной революции в танкостроении и в самой концепции танков в современной войне.
Роль танков в современной войне сегодня проходит кардинальную переоценку. Противотанковая защита становится все эффективнее и дешевле, и в вечном споре между броней и снарядом теперь появился третий участник — средства активной защиты бронетехники. И, похоже, они могут поставить точку в танковой истории.
История пяти поколений основного боевого танка «Меркава» отражает эволюцию представлений о роли танка в современной войне.

Генерал и его танк

Израильский генерал Исраэль Таль (1924—2010) вошел в историю танковых войск не только как победитель танковых сражений, но и как создатель основного боевого танка «Меркава», совершивший подлинную революцию в танковом мире.
Исраэль Таль родился в 1924 году в Палестине, в галилейской деревне Маханаим, в семье, чьи корни идут от польских хасидов, поселившихся в городах Цфате и Тверии в 1777 году. В возрасте пяти лет он чудом выжил, когда арабы подожгли дом, где он жил с матерью и младшей сестрой. С детских лет Исраэль познал тяжелый труд — мальчишкой он начал работать в деревенской кузнице.
Исраэль Таль, 1970 год. Фото: Wikipedia

Исраэль Таль, 1970 год. Фото: Wikipedia


 
В 15 лет он стал бойцом Хаганы. В 1942 году, в возрасте семнадцати лет, Исраэль Таль пошел добровольцем в Британскую армию. Он сражался с нацистами в Ливии, в рядах Еврейской бригады участвовал в высадке союзников в Италии и с боями дошел до Рейнской области в Германии. После войны он примкнул к боевой организации Мстителей, занимавшейся поиском и ликвидацией нацистов, чьи руки были в еврейской крови.
Начавшуюся в 1948 году Войну за Независимость Исраэль Таль встретил в рядах ЦАХАЛа — он начал службу инструктором-пулеметчиком, а затем быстро поднялся по командирским ступенькам. Окончив военную академию в Великобритании, в 1955 году Таль принял командование 10-й пехотной бригадой, во главе которой сражался в Синайской кампании 1956 года.
В 1959 году состоялось назначение полковника Таля на пост командира 7-й бронетанковой бригады, навсегда связавшее Исраэля Таля с танковыми войсками.
В 1964 году генерал Исраэль Таль стал заместителем командующего танковыми войсками. Как опытнейший танкист, он понимал, что в условиях многократного численного превосходства противника в танках только отличная выучка экипажей даст шанс выстоять и победить.
Основываясь на боевом опыте, он развивал абсолютно новые тактические приемы ведения танковой войны. Особое внимание Таль уделял огневой подготовке танковых экипажей, став подлинным новатором во внедрении в танковые войска снайперского огня башенных орудий танков на дальние и сверхдальние дистанции — до 5—6 километров и даже на 10—11 километров.
Это дало заметные преимущества в бою — противник воевал по советским танковым уставам и наставлениям, которые предписывали открывать прицельный огонь только на дистанции в 1,5 км. Так что израильские танкисты, открывая огонь с дальних дистанций, уничтожали танки противника еще до достижения ими рубежа открытия огня.
Генерал Таль коренным образом пересмотрел всю систему боевой подготовки танкистов: центральной фигурой в экипажах стал наводчик танковой пушки, и весь экипаж должен был работать на наводчика и на поражение им целей.
Проверку боем новые тактические приемы прошли в ходе «Битвы за воду» в 1964—1966 годах. Тогда Сирия попыталась отвести воду реки Иордан и тем самым лишить Израиль водных ресурсов. Сирийцы начали строить отводной канал, чего Израиль допустить не мог. Было принято решением огнем танковых орудий уничтожить землеройную технику, танки и артиллерийские батареи противника, прикрывавшие строительство.
С этой целью израильское командование укомплектовало танковые части подготовленными экипажами. В соответствии с принципом «Делай, как я», принятым у командиров израильской армии, место наводчика в одном из танков занял лично генерал Таль, командиром его танка стал командир батальона, а заряжающим — командир танковой бригады полковник Ш. Лахат.
В ходе танковых дуэлей снайперским огнем израильских танкистов были уничтожены все цели на расстоянии до 6 км, а затем танковый огонь был перенесен по целям, находившимся на расстоянии 11 км.
Сирийцы понесли тяжелые потери и были вынуждены полностью отказаться от своих планов по отводу воды.
В Шестидневную войну генерал-майор Таль командовал Стальной (84-й танковой) дивизией. Его танкисты прорвали фронт в районе Газы и, с тяжелыми боями наступая через Синайскую пустыню, через три дня вышли на берег Суэцкого канала.
Начавшаяся 6 октября 1973 года Война Судного дня стала еще одним испытанием для израильских танковых войск — на просторах от Синая до Голанских высот развернулось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором с обеих сторон вели бой до 7 тысяч танков.
Генерал Таль принял командование Южным фронтом. Там, в Синайской пустыне, сошлись в схватке до четырех тысяч танков. В египетском наступлении, начавшемся 14 октября, были задействованы более тысячи танков и двухсот БТР с пехотой.
Наступающие египетские войска были атакованы израильскими танковыми дивизиями, в составе которых было до 700 танков. В завязавшемся крупнейшем со времен Второй мировой встречном танковом бою танкисты генерала Таля нанесли противнику тяжелое поражение — было уничтожено более 250 египетских танков, израильские потери составили 40 танков.
143-я, 162-я и 252-я израильские танковые дивизии перешли в контрнаступление, в ходе которого были окружены и уничтожены 3-я и 2-я египетские армии, израильские войска форсировали Суэцкий канал. В боях на Синае был тяжело ранен сын генерала Таля — командир танковой роты капитан Яир Таль.

Проект «Меркава»

Анализируя итоги танковых сражений Синайской кампании и Шестидневной войны, в Израиле пришли к выводу о необходимости создания собственного танка.
Иного выбора просто не было: до Шестидневной войны на вооружении танковых войск ЦАХАЛа были американские танки М48 и М60 и британские «Центурионы», однако США установили тогда запрет на поставки вооружений Израилю, а Великобритания была настроена проарабски и в любой момент могла наложить вето на закупки танков и запчастей к ним.
В иной ситуации находились арабы: СССР бесплатно поставлял арабам тысячи своих современных танков, гарантируя при этом замену всей битой техники.
При создании своего танка генерал Таль руководствовался не только техническими усовершенствованиями. Он выдвигал абсолютно новые концептуальные идеи танка. Основной акцент, наряду с огневой мощью и маневренностью, делался на максимальную защиту членов экипажа (пусть танк будет полностью выведен из строя, но экипаж должен уцелеть) и на ремонтопригодность танка (даже после серьезного повреждения танк должен быть быстро восстановлен и вновь идти в бой).
Танк Меркава в Восточном Бейруте, 1982 год. Фото: AP


Танк Меркава в Восточном Бейруте, 1982 год. Фото: AP

 

Израильский танк принципиально отличается по компоновке от всех боевых машин, построенных по классической схеме, впервые примененной на французском танке Reno FT-17 образца 1916 года: впереди отделение управления, посередине — боевое, сзади — моторно-трансмиссионный отсек.
Генерал Таль полностью отказался следовать танковым традициям и предложил совершенно новую схему боевой машины.
1. У израильского танка моторно-трансмиссионный отсек расположен в передней части машины, являясь дополнительной защитой экипажа от противотанковых средств — в лобовую проекцию танка по статистике попадает большинство снарядов.
2. «Танк — это дом экипажа в военное время». Танкисты могут по нескольку суток не выходить из боев, испытывая тяжелейшие перегрузки от усталости и нервного истощения. Потому Таль предложил концепцию круглосуточного использования танка, для чего боевое отделение должно быть большим и вмещать два экипажа — один отдыхает, второй воюет, или же может использоваться для транспортировки танкового десанта.
Чтобы даже раненный танкист мог покинуть подбитую машину, десантный люк должен быть большим и расположен в кормовой части танка.

3. Статистика показывала, что в случае детонации боекомплекта и топлива экипаж гибнет полностью. Потому боевое отделение должно быть отделено броней от топливных баков и боекомплекта, а сам боекомплект должен быть размещен в отдельном контейнере и автоматически отстреливаться от танка при поражении его противотанковым средством. Топливные баки должны быть в кормовой части танка, в зоне наименее вероятного поражения от противотанковых средств.Пожар в подбитом танке ведет к гибели экипажа, поэтому система пожаротушения должна быть многоразовой, ведь в течение боя в танк могут быть многократные попадания.
4. Танк должен иметь модульную конструкцию — путем замены модулей подбитый танк может быть быстро восстановлен на поле боя. Кроме того, модернизация танка может быть легко осуществлена путем замены устаревших модулей на более совершенные.
Все эти идеи были революционны для танкостроения и полностью изменяли традиционные представления о роли и месте танка в современном бою.
Программа создания танка была утверждена в августе 1970 года, и группа в составе всего 35 офицеров-танкистов под руководством генерала Тала начала разрабатывать новый танк.
Так создавалась израильская танковая промышленность, сегодня в проекте участвуют более 200 израильских промышленных компаний, производящих большинство компонентов танка — от броневой стали и артиллерийских орудий до сверхточного электронного и компьютерного оборудования.
Реализация идей генерала Таля привела к созданию большой, тяжелой (вес танка 63 тонны) машины с мощной броневой защитой в передней части танка и просторным боевым отделением. Боевое отделение может использоваться для транспортировки десанта и имущества, а также обеспечивать эвакуацию с поля боя раненых.
Своему танку генерал Таль дал название «Меркава», что на иврите означает «Боевая колесница». Слово это пришло из ТАНАХа, оно упоминается в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.
Первые слухи о том, что Израиль разрабатывает свой танк, начали распространяться в 1972 году. Весной 1977-го израильское телевидение показало новый танк, после чего снимки, сделанные с экрана телевизора, обошли страницы многих военных изданий.
Тогда же появилась информация, что началось производство предсерийной партии из 40 машин; в октябре 1978 года первый танк «Меркава» был официально передан в войска. Командование одним из первых батальонов, укомплектованных «Меркавами», принял сын генерала Таля.
Официальная презентация танка состоялась во время визита премьер-министра Израиля Менахема Бегина на танковый завод израильской военно-промышленной корпорации Israel Military Industries.
Танк Меркава на границе с сектором Газа. Фото: Emilio Morenatti / AP, архив


Танк Меркава на границе с сектором Газа. Фото: Emilio Morenatti / AP, архив

 

С конвейерных линий израильских танковых заводов вышли уже четыре поколения танков «Меркава». Начиная с 2005 года весь танковый парк ЦАХАЛа состоит из отечественных боевых машин «Меркава».
Сегодня практически вся бронетехника, производимая в разных странах мира, строится на основе концепций, впервые апробированных в танке «Меркава». В конструкции самого современного российского танка «Армата» также реализованы идеи израильского «танкового гуру».

Каким будет «танк будущего»

«Арабская весна», начавшаяся несколько лет назад, привела к крушению стран, враждебных Израилю. Сегодня регулярная армия Сирии практически разрушена и тысячи танков, стоявших на их вооружении, больше не в состоянии атаковать израильские границы. Противник больше не способен вести классическую «симметричную» войну, по типу Второй мировой войны, в которой участвуют огромные регулярные армии противоборствующих стран. А танк создавался для ведения именно таких войн.
Сегодня резко возросла вероятность «ассиметричной войны» — войны регулярной армии против террористических группировок. Противник здесь проявляет себя совсем не однозначно, зачастую он скрывается среди сочувствующего террористам гражданского населения. Однако на его вооружении может находиться современное оружие, которым он способен нанести регулярной армии тяжелые потери.
Примером такого разгрома регулярной армии террористами является штурм Грозного российскими войсками в новогодние дни 1995 года и гибель Майкопской бригады, которая тогда потеряла 189 человек убитыми, пленными и пропавшими без вести, 22 танка Т-72 из 26-ти, 102 БМП из 120-ти. Танки оказались беззащитны против противотанковых средств террористов, действующих вопреки законам «симметричных» войн.
Стремительное развитие средств уничтожения бронетехники поставило под вопрос перспективы боевого применения танков и боевых машин. Решить проблему живучести танка и его экипажа за счет дальнейшего наращивания толщины брони оказалось невозможным из-за фатального увеличения массы бронесредства. Мощная броня перестала быть залогом живучести современной бронетехники.
Ответом на победу снаряда в схватке «броня — снаряд» cтало создание Active Protection Systems (APS), совершивших настоящий переворот в борьбе за живучесть танков и их экипажей.
АPS уничтожает или изменяет траектории полета подлетающих к танку ракет, снарядов и гранат. Для решения этих задач используются различные технические решения, условно разделяемые на методы Soft-kill and Нard-kill.
Soft-kill методы защиты бронетехники предназначены для создания ложных целей или изменения траектории полета подлетающих боеприпасов. В результате подлетающий боеприпас уходит «в молоко», не достигая атакуемое бронесредство.
Нard-kill методы защиты бронетехники предполагают активное воздействие на подлетающие боеприпасы, их перехват и уничтожение. Работа APS в этом случае сводится к обнаружению нападающего противотанкового снаряда и отстрелу в соответствующий момент времени защитным боеприпасом.
Обнаружение летящих к танку боеприпасов осуществляется бортовой радиолокационной станцией, установленной на танке. В бою РЛС обеспечивает поиск и обнаружение целей, подлетающих к танку. Информация о параметрах движения цели передается в бортовой компьютер. Компьютер выдает команду на пуск защитного боеприпаса. Весь этот процесс от обнаружения подлетающего боеприпаса до его уничтожения лежит во временном диапазоне от миллисекунд до секунд. ЦАХАЛ стал первой в мире армией, в которой все серийные танки «Меркава Мк4»  оснащены системами активной защиты танков "Ветровка".
Впрочем, развитие средств активной защиты танков неожиданно привело к, казалось бы, парадоксальному выводу — если бронетехнике теперь не угрожают противотанковые ракеты и снаряды, то тогда ни к чему оказывается и сама броня.
Получается, что любая мобильная платформа, оснащенная системами активной защиты и лишенная тяжелой брони, будет намного легче, дешевле и быстрее традиционного танка.
В израильском военном ведомстве была создана специальная группа из офицеров-танкистов и инженеров, чтобы определить принципы построения «танка будущего». Их задачей было сформулировать концептуальные идеи боевой бронированной машины, способной обеспечить мобильную и мощную огневую поддержку на поле боя.
Перед группой стояли следующие вопросы:
1. Будет ли танк будущего легче нынешней 70-тонной «Меркавы». Ведь существующие уже сегодня средства активной защиты бронетехники, уничтожающие противотанковые ракеты на подлете, позволяют безболезненно отказаться от толстой многослойной брони, которая снижает скорость танка, а также увеличивает расходы на топливо и издержки производства.
2. Какой экипаж необходим для обслуживания танка будущего. Развитие компьютерных систем и телекоммуникаций позволяет уже сегодня отказаться от ряда членов экипажа и даже сделать его полностью «беспилотным».
3. В танке будущего будет использоваться традиционное башенное орудие, или же это иная система. «Когда мы думаем о том, каким должен быть танк будущего, нам необходим широкий взгляд на все существующие технологии, — считает генерал Игаль Словик, до недавнего времени командующий бронетанковыми войсками ЦАХАЛа. — Например, электромагнитные и лазерные пушки, которые сейчас слишком велики по размерам, и использовать их невозможно. Однако в недалеком будущем такое оружие станет реальностью».
4. Какой танковый двигатель необходим. Например, в качестве силовой установки в танке может быть гибридный двигатель, который за счет сжигания топлива заряжает батареи, а потом использует их для обеспечения движения машины на протяжении длительного времени, и будет ли «танк будущего» колесным или останется на гусеничном ходу.
Израильские эксперты на основе этих опросов пришли к такому выводу:
Танк будущего будет радикально отличаться от традиционных танков. Сомнительно даже то, что его вообще можно будет назвать танком — настолько он будет отличаться от привычной бронетехники.

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ РЕШИЛ СМЕНИТЬ РОДИНУ

Почему Андрей Васильев РЕШИЛ СМЕНИТЬ РОДИНУ
Кристина Худенко

Почему Андрей Васильев решил сменить родину


Многолетний главный редактор российского «Коммерсанта», бывший руководитель программы «Время», продюсер скандального телепроекта «Гражданин Поэт» журналист Андрей Васильев рассказал порталу Delfi о главном внутреннем мотиве Путина, героях Луганска, вероятности сценария «латгалиянаша» и о том, когда стало ясно, что назад пути нет.
В 1977 году студент Андрей Васильев и школьник Миша Ефремов снялись в фильме «Когда я стану великаном»: Андрей сыграл плохого мальчика, Миша – хорошего. С тех пор дружба сохранилась. Как и расстановка сил. Миша может творить, что хочет, но он – хороший. Андрей никогда не скрывал своих дурных помыслов, но и ему все сходит с рук. Возможно, подкупает искренность и ирония к самому себе.
Долгие годы Васильев рулил в самом влиятельном российском издательском доме «Коммерсант» и был признан медиа-менеджером десятилетия. С его мнением считались в Кремле и в олигархической верхушке. В свободное время он блистал в эпизодах театральных и кинопроектов. В том числе, в картине по Пелевину «Поколение Пи», в которой был одним из продюсеров. В конце года Васильев отснялся в роли «мента позорного» в новой картине Гриши Константинопольского, где главные роли сыграли Миша Ефремов и сын Андрея Макаревича Иван.
В 2011 году Васильев покинул медийный бизнес и запустил проект «Гражданин поэт», в котором Дмитрий Быков (ученик Васильева еще со времен «Московского комсомольца») писал стихи на злобу дня, а Михаил Ефремов исполнял их в образах классиков. Главными героями памфлетов стали Путин и Медведев.
С «антисоветскими» концертами по мотивам «Гражданина поэта» и последовавшего за ним «Господина хорошего» Васильев с командой разъезжает по городам и весям до сих пор – примерно раз в месяц. В остальных же случаях старается как можно меньше времени проводить в России, предпочитая Америку–Европу и, особенно, Юрмалу, где 8 лет назад купил квартиру.
Тем не менее, шенгенский визовый режим обязывает Васильева проводить некоторое время в первопрестольной: «Пока в России работал, то по этому поводу особо не парился (на заграницы 180 дней в году хватало с перебором), а тут уж измучился весь, – признался он. – Но скоро все это закончится, потому что уже в октябре я буду… евреем. Гражданство израильское приму. Вместе с мамой. У меня ведь бабушка – Розалия Абрамовна. Так что все хорошо».

После встречи с Путиным думал: в кои-то веки повезло
– Последнее время вы в России – не частый гость. Что так?

– А никакого интереса к этой стране у меня нет. Теперь уж совсем. Когда был журналистом, как-то не задумывался об этом. Жену-детей кормить надо, а если профессия связана с русским языком, то никому ты, кроме России, нахрен не нужен. Березки не обнимал и уезжал при любой возможности, но в новостях честно сидел по 12 часов в сутки. И убедил себя, что люблю это дело. Иначе – ад. Потом в «Гражданине поэте» два года пахал еще больше. Когда же понял, что стрельба закончена, прижало…

– Неужто никогда родину не любил?

– Конечно, когда маленьким был, пел «то березка, то рябинка», «край родной навек любимый». Я ж не выродок какой-то! Разочарование наступило, когда стал читать Солженицына и прочую диссидентскую литературу. Пробило. Хотя моей семьи гулаги не коснулись. Дедушка, упертый коммунист, как-то странно был репрессирован в 39-м году на месяц. До сих пор не знаю, почему его выпустили. Может, заложил кого?

Не могу сказать, что дико был влюблен в Горбачева или Ельцина, видел и у них много лажи, но конец 80-х и 90-е – это было мое время. Когда штурмовали Белый дом, и все газеты, кроме «Красной звезды» с «Правдой», запретили, я выпускал антигэкачепешную газету «Не дай Бог» – два с половиной дня не спал. Меня должна была сменить Ксения Пономарева, но тут путч кончился. И сразу пришлось начать выпуск «Коммерсанта». Я еще тогда сказал: вот комуняки, козлы, даже отоспаться не дали.

В жизни началась движуха – народ стали выпускать за границу, появился какой–то бизнес, народ советский работать начал, к чему никогда не был привычен, а тут дали понять, что как потопаешь, так и полопаешь… Считаю, что и кризис 98-го года очень полезным был – для экономики и для людей, многим мозги на место вставил…
Голосовал я всего раз в жизни в 96-м, когда была реальная угроза прихода коммунистов к власти. И в те годы еще не противно было в России жить.

– Кто же так развернул к избушке задом? Путин?


– Когда он (тогда еще и.о. президента) в первый раз с нами, главными редакторами, четыре часа общался в Кремле, он мне понравился – клевые и здравые вещи говорил: что не будет передела капитала, пересмотра приватизации… На самом деле, мысли эти внушил ему Березовский, но это я потом узнал, а тогда подумал: «В кои-то веки повезло России с президентом!» Путин умеет производить впечатление – их там в КГБ учили, наверное, искусству вербовки.

– Все редактора вышли под впечатлением?


– Нет, были дремучие козлы, типа Егора Яковлева, которые злились – Путин им казался слишком прогрессивным.

– Никого не насторожило, что президент – родом из КГБ?


– Нет. Хотя, конечно, вопросы на эту тему были. Через какое-то время Путин выступал на юбилее КГБ и пошутил: «Задание по входу во власть выполнено!» Теперь-то мы понимаем, что никакой это не юмор был. Но тогда особо не задумывались наперед. Когда выпускаешь ежедневную газету, то живешь сегодняшним днем. Ты, как в презервативе, на голову натянутом. Хороший иммунитет от дурных мыслей. Но скоро начались совсем уж жуткие вещи…

– Какие?

– Все стало ясно, когда с Ходором (главой компании ЮКОС Михаилом Ходорковским – прим. ред.) разобрались. Главное, многие ему советовали, чтоб сваливал, а он уперся. Как-то мы общались, Ходор все твердил: «Пусть сажают». А я ему: «Миш, что ты этим докажешь? Думаешь, твое место в окопах другие займут? Ни хрена! Более того, всем станет понятно, что хана настала. Ты плохую службу сослужишь». Так и случилось.

До посадки Ходора, думаю, Путин еще стремался, а тут оказалось, что ничего сложного. И все олигархи сразу поняли: любой может оказаться на Мишиной скамье. Веселая жизнь закончилась. Особенно отчетливо это стало видно после суда ЮКОСа с налоговой службой. Сложнейшее дело, адвокаты, юристы… Я уж обрадовался, что минимум три месяца будем заполнять этим первую полосу, но все решилось за один день: суд назначил к выплате ровно такую сумму, чтобы ЮКОС стал банкротом. Стало ясно, что пути назад нет.

Главный мотив Путина – не попасть под трибунал 

– По–вашему, в нынешней ситуации исключительно Путин виноват?

– Я бы не сказал, что наш народ–богоносец не приложил руку. Он вполне достоин своего президента. Путин – что? Молодец! Аккуратно и последовательно реализовывал свой план: прибрал к рукам телевидение, деньги, трубу… У нас уже никакой ни капитализм, а государственный феодализм. Будь ты губернатор, будь ты олигарх – пока тебе разрешают, кормись и летай на частных самолетах, но не зарывайся. Бизнеса, как такового, не осталось. Все бегут и выводят деньги.

Думаю, Путина раздражает, что в стране слишком много ненужного народа скопилось, который не обслуживает трубу. Зачем они ему? Пенсии им плати, зарплаты, на выборы ходи… Приходится мириться с этим, конечно, но ему это, по–моему, крайне неприятно.
– Как главред «Коммерсанта», вы с Путиным часто встречались?
– Раза три–четыре. В Сочи и Кремле. Это дико неинтересно было – Путин либо не отвечал на наши вопросы вообще, либо откровенно врал. Поэтому я прогуливал по возможности. Мне говорили, когда можно, ведь с обоими его пресс-секретарями я был в хороших и конструктивных отношениях: они отдавали себе отчет, что я работаю на Березовского и получаю зарплату в другой кассе. Мне даже говорили, что Путин хорошо ко мне относился. Правда, сам он никак это не выказывал.

– В Латвии популярна версия, что у Путина, на фоне великих побед и рейтингов, не выдержала психика…

– У меня тоже были такие подозрения. Даже посоветовал Жене Альбац, которая выпускает журнал The New Times, показать ролики с Путиным каким-нибудь психологам, психиатрам и прочим светилам – может какой диагноз поставят? Те посмотрели и пришли ко мнению, что президент вполне здоров, никаких маниакальных синдромов и иных расстройств.

– Какая мотивация у Путина так крепко держаться за власть – боль за родину, жажда власти или наживы, борьба с комплексами…

– Он, конечно, очень закомплексованный – это видно из любого его выступления. И думаю, что очень богатый. Посмотрите на его убийственный дворец в Геленджике — можно найти в интернете, – в котором он, похоже, ни разу и не был.

Боюсь, что сейчас его главный внутренний мотив – выживание: если не останется президентом и потеряет иммунитет, то по нему может сильно заплакать Гаагский трибунал. А Путин прекрасно знает, что произошло с Милошевичем, Каддафи и дедушкой Пиночетом. Вот и не хочет идти на пенсию. Слишком много влиятельных врагов. Так что выход у него один: чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать вперед. Помнишь, в 80-х чуть ослабили прессу, разрешили писать заметки про плохого Сталина – и где оказался Советский союз?

– Но ведь сейчас полно таких, кто пишет и говорит про плохого Путина! «Новая газета» и радио «Эхо Москвы» уж сколько лет на том и стоят.

– Веник (Алексей Венедиктов, главред радио «Эхо Москва» – прим. ред.) в этом смысле великий человек. Ему очень нелегко – сколько раз снимали–пугали. В основном же, все оппозиционные журналисты страшно далеки от народа. На 70 процентах необъятных просторов России антенна берет всего один канал – Первый или РТР. И что видит российский народ?

Думаю, Путина сильно раздражает интернет, но тут ему трудно что-то сделать. И то напринимали всяких законов: типа, если ты популярный блоггер – ты СМИ, а потому соответствуй.

– Вас с «Гражданином поэтом» тоже никто не трогал, хотя вы такое творили!

– Да, у нас за все время лишь раз отменили концерт в Перми, а ведь на ролики наши по 800 000 заходов было за неделю. Пока мы работали, я об отношении к нам властей старался не задумываться и Мише (Ефремову) с Димой (Быковым) не советовал…

Тут есть полуконспирологическая версия, почему нам все сошло с рук. Мы развернулись в 2011 году, когда у Медведева с Путиным были хреновые отношения, а путинское окружение боялось, что Медведев захватит власть. Поскольку мы все делали честно, то у нас Путин был конкретным злодеем, а Медведев – вообще никем, тьфу. Например, наш самый известный номер – «Путин и мужик». Но ведь формально «лениным» тогда был Медведев. Возможно, мы таким образом играли на руку Путину.

– По–вашему, Медведев–президент мог уволить Путина?

– По Конституции – мог. Были б у него яйца… Было несколько месяцев, когда путинское окружение сильно стреманулось. В тот момент президент с премьером нигде не появлялись вместе, а за год до выборов поехали на рыбалку в Астрахань и вернулись друзьями. Больше о втором сроке Медведева речи не шло.

Национальная идея России – кругом враги

– Есть ли сейчас шансы на президентство России у кого–то, кроме Путина?

– Конечно, нет! Хотя, вполне может случиться то, что случалось уже не раз в истории России. Это сейчас все идеализируют, какая при царе-батюшке была офигенная жизнь. На самом деле, в России при царе все было хреново – дремучие министры, продажные генералы, душная страна, которая всем надоела. Все ждали свежего ветра, а пришли бандиты–параноики…

Сейчас – то же самое. Уверен, что если кто и придет – только отморозки! Ведь нормальная вменяемая оппозиция тщательно зачищена. Навальному нельзя даже по телефону говорить и в интернет входить.

– А откуда отморозки возьмутся?

– Вернутся же герои из Луганска! Они совершенно неконтролируемые и привыкли решать все вопросы пулеметами. Полные бандерлоги! И потом все будут вспоминать, как хорошо было при Владимире Владимировиче. Все, как тогда. Ленину тоже пришлась очень кстати мировая война – все расшаталось, оружия дохрена, осталось лишь поднять красный флаг. И сейчас поднимут знамя «Россия для русских». Ведь если и есть у нашего народа лозунг, национальная идея, так это «кругом враги, а Россия для русских».

– Неужто не может быть в России иной идеи?

– Конечно! Ведь из чего эта страна родилась? Удельные князья друг друга мочили, а татар на помощь звали, чтоб двоюродного брата зафигачить. Когда ж татары совсем охренели и начали всех подряд князей мочить, тогда и образовалась единая Россия, как защита от «кругом врагов». Но не получилась страна – брак случился производственный. Что ни пытались предпринять – все не в коня корм. Двадцать лет назад был исторический шанс пойти по цивилизованному пути – ан нет. Значит, пора заканчивать проект.

Можно не замечать, что все трещит по швам, и твердить: мы великая страна. Но почему великая? Потому что большая? Тогда почему в Финляндии, которая маленькая и проиграла войну, все живут прекрасно, а в великой России – нет? Может, размер – это не то, чем надо гордиться, особенно если он мешает жить? На мой взгляд, идеальный размер для России – до Золотого кольца. Такое княжество Московское.

Основания для боязни российских танков есть

– Вы много лет возглавляли «Коммерсантъ», в 97–98-м были начальником программы «Время» – вам тогда указывали, что можно, что нужно, а что – нельзя?

– «Коммерсант» в кремлевские игры не играл, но соблюдал некие общие правила, не уходя в полную отморозку из серии «долой кровавую клику!». Все же газета должна была сохранять респектабельность, считаться с бизнес-сообществом и рекламодателями. Вот мы и лавировали, за что не раз получал от Березы (в то время – фактический владелец «Коммерсанта» Борис Березовский – прим. ред.) нагоняй: мол, плохо боремся с кровавой кликой. На что я всегда отвечал: «Так мы тут бизнесом занимаемся или боремся? Покрывай убытки на лимон долларов в месяц – будем бороться». Береза тут же шел на попятный: «Нет уж, лучше бизнесом».

В программе «Время» правила были, конечно, поизвилистей, чем в «Коммерсанте». Но я выполнял поставленную при моем найме задачу: вернуть реальную журналистику на ОРТ, где людей насмерть заморочили «политической целесообразностью» на выборах 96-го. Вот я и возвращал. Но Береза меня быстро оттуда выпер.

– Сейчас сильно все изменилось?

– Не могу сравнить, я теперь не смотрю телевизор. Только НТВ+ – кино, футбол и теннис. Не слушаю радио и не смотрю новости в интернете. Мне все это запретили врачи. Разрешили только пить, чтобы жизнь не нарушала идиллию картинки.

Иногда выпиваю с бывшими коллегами, тогда понимаю, что обстановка там унылая. Думаю, ни у кого даже мысли не возникает что-то сделать супротив власти. А на телеке все со сладострастием выполняют миссию. Причем, если в мое время журналистам очень прилично платили, то теперь ничего такого нет. К ним относятся, как к обслуживающему персоналу… Как к официантам, у которых основная статья дохода – чаевые.

У меня в юрмальской квартире – 28 киноканалов и 32 спортивных. И хватит. Вчера зашел к друзьям – Лене Лукьяновой (дочь бывшего председателя Верховного совета СССР Анатолия Лукьянова, юрист, входила в группу адвокатов Ходорковского, – прим. ред.), а у них телевизор завис на физиономии Путина. Они кнопки жмут, стучат по экрану – не пропадает. Ужас! Выключишь – вроде исчезает, а включишь – вновь появляется. Я им говорю: «А не надо подключать такие каналы! Вот если у меня зависнет, так на Де Ниро каком-нибудь». Лена выставила фото своего экрана на Facebook и получила кучу добрых советов: окропи святой водой, убегай из дома, позвони Обаме…

– Латыши вроде и не смотрят таких каналов, но российских танков все равно боятся.
– И основания для боязни есть. А что тут нереального? Захватывать Крым – тоже нереально вообще–то, но захватили же. Скажут «латгалиянаша» – там наши березки и осинки. Сейчас же полная беспредельщина творится. При этом НАТО и Евросоюз реагируют жиденько. Путин гуляет по роялю, а они сидят и ковыряют в носу. И я вполне понимаю страх простого латышского электрика или слесаря: вдруг этому беспредельщику захочется сюда — никто ведь не защитит. Хотя мое мнение, что вряд ли он сюда потащится — у него на родине сейчас забот полно.

Ущемлять людей по языку – совершенно позорно

– В 2005–2006 годах вы были сосланы в Киев и возглавляли украинскую версию «Коммерсанта»…
– Кстати, на днях хохлы мне сообщили, что присудили премию «Пресс–звание» – за вклад в развитие деловой журналистики Украины. Правда, припозднились лет на восемь, но все равно приятно.

– Когда вы там были, президентом числился…

– Ющенко. Но он не интересен был вообще. Революцию тогда Тимошенко сделала, а Ющенко все свои шансы спустил в унитаз. К тому же, именно он начал прижимать русский язык разными ограничениями… Ходил в своей вышиванке, воспитывал пчел и злил минимум треть населения страны, для которой русский – родной. Если ты считаешь себя демократом, то зачем такие вещи делать?! В Швейцарии – и то четыре госязыка, причем на одном из них говорят максимум две тысячи человек. По–моему, ущемлять людей по языку – совершенно позорно!

Вот украинцы и нарвались на те же грабли. Когда свергали Януковича, все были только «за», но первое, что сделали революционеры, еще больше прижали русский язык. И получили реакцию. Потом они это дело быстренько отменили, но осадочек остался. Теперь они понимают, что на себя навлекли. Даже Правый сектор сидит, поджав хвост. Глупость полная! Каждой донецкой бабушке для заявления в ЖЭК надо переводчика нанимать.

– Есть версия, что все происходящее на Украине – передел собственности между разными кланами своих же олигархов…

– Естественно, передел сейчас происходит, но исходная причина: Янукович всех заколебал. Даже собственных олигархов. Насмотрелся на «старшего брата» Владимира Владимировича и давай у всех все отжимать. Я ездил на экскурсию в его резиденцию (сейчас она открыта для посещения) – ее ведь пешком не обойдешь, на велосипеде надо. Размером с ВДНХ, батон золотой, страусы, павлины, олени, набережная с погранкатерами… Путин после Майдана, наверное, передумал в свой Геленджик ездить.

Брать Крым – бессмысленно даже для кровавой клики
– Что вы думаете про ситуацию с Крымом?


– Забирать Крым не имело смысла ни с точки зрения российского народа, ни даже с точки зрения кровавой клики! На кой он всем сдался?! Туда и так можно было ездить и без загранпаспорта, и без украинского языка. Кстати, проще было добраться, чем сейчас.

– Боялись, что флот российский национализируют!

– Дали бы бабла и стоял бы себе флот дальше — никому он там не мешал. А теперь надо втюхивать в Крым дикое количество денег. Пенсию у российских людей отняли – накопительную часть, которую они много лет в приказном порядке отслюнявливали со своей зарплаты…

Конечно, Путин на этом сильно поднял свой рейтинг, но если спросить у народа, нахрена вам Крым? Не ответят ведь. Скажут: мы хохлам показали кузькину мать, вернули русской кровью политую землю! И как после этого относиться к нашему народу? Если судить по тому, что чьей кровью было полито, то сперва верните немцам Кенигсберг.

Крым отдали Украине еще при любимой Путиным советской власти, но тогда это было пофиг – одна страна. А когда Союз развалился, украинцы получили Крым в обмен на отказ от ядерного оружия. Все справедливо. Чего ж теперь пересматривать? Это уже щипачество какое-то! Договаривайся, откупай, возьми в аренду как англичане Гонконг, если тебе этот Крым так уж сдался. Другое дело, что реально он не нужен никому.

В фильме «Крым. Путь на родину» Путин сам рассказывает, как он возглавил войсковую операцию с ядерными боеголовками наготове. Вот тебе и Гаагский трибунал – ничего не надо доказывать, чистосердечное признание.

– А Донбасс?

– Не было бы Крыма – не было б Донбасса. Теперь Путин стал заложником всех этих отморозков. Вернутся со своими пулеметами и начнут решать вопросы у себя в Сызрани и на Смоленщине. Так сидели на родине, любого участкового боялись, а тут – герои войны! И остановить трудно – путинские же СМИ развили такую истерию о помощи братьям-славянам.

Народу все это нравится. Хотя, был бы Путин за справедливость, то сперва покончил бы с бандитизмом у себя на районе, где управа беспредельничает и менты. Но это стремно как-то – лучше на чужой территории славянам помочь.

Стыдно, когда в 21м веке по городу ездят танки
– Не трудно без любви к родине и привязки к какому-то месту, печке?

– Кому-то, может, и да, а мне – нет. Люди все разные: кто–то выпьет, сколько я обычно, и помрет. В любом случае, если даже любишь свою родину, то и люби ее – обнимай березку, пей квас – при чем тут другие страны? Зачем любить Россию против всех?

Ведь если у нашего патриота спросить, за что он любит родину, ничего путного не скажет. Любой американец тут же внятно объяснит про общество равных возможностей и прочее, а наш пролепечет про чистую душу и особый путь, а потом начнет за вопрос укорять: мол, государство тебя, Васильев, кормило-учило, а ты… Да хреново оно меня учило, чтобы после института три года горбатиться в каком-нибудь НИИ бабе своей на пару сапог.

Это не я должен страну любить, а государство должно заслужить уважение своего гражданина, который ему налоги платит. А у нас единственная гордость, что войну 70 лет назад выиграли. Ничего, что Европа оклемалась за 15 лет, а у нас до сих пор нищета–разруха? И кто тут выиграл?

Лично я на этот праздник всегда стараюсь убраться из Москвы куда подальше. Стыдно, когда в 21-м веке по центру города ездят танки, пушки и «Катюши», портят асфальт. А где они берут ветеранов? Ведь самым молодым, которых забрали на фронт в 45–м в 18 лет, сейчас – 88. При том, что средний мужской возраст россиян – 55 лет, как в Зимбабве какой-нибудь. Еще и закон придумали, что пересматривать итоги войны – чуть ли не уголовщина. То есть запретили военную историю.

Я к войне этой вообще-то хреново отношусь. Считаю, что Сталин сам ее развязал – для захвата Европы. Всю не удалось, а кусок оттяпал. Людей же в России никогда не жалели – пушечное мясо, и все тут.


*With  kindest  regards,

           Boris  Shapiro*
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..