суббота, 14 апреля 2018 г.

ЧТО СДЕЛАЛ ТРАМП В СИРИИ


Павел ФельгенгауэрОбозреватель «Новой»

13 803
 
Ракетный удар по Сирии, о котором целую неделю говорил президент Дональд Трамп, наконец, состоялся. Английские, французские и американские боевые самолеты, а также пара боевых кораблей из акватории Красного моря выпустили до сотни крылатых ракет по целям, предположительно связанным с производством и применением химического оружия режимом Башара Асада.
Одна из целей ракетного обстрела — исследовательский комплекс в пригороде Дамаска, две другие — вблизи Хомса в Центральной Сирии. Два американских эсминца — «Дональд Кук» и «Портер», которые маневрировали у всех на виду в районе сирийского средиземноморского побережья и о которых было столько разговору в прессе, непосредственно в боевых действиях вроде не участвовали. Похоже, они там собирали дополнительную развединформацию и отвлекали внимание российских военных.
Командование Сирийской арабской армии (САА) утверждает, что их ПВО сбила много западных крылатых ракет, что объективно невозможно проверить. Тем не менее ясно, что выбранные коалицией цели были все же поражены.
Впрочем, по сообщениям из сирийских проправительственных источников, российские коллеги предупредили о том, где возможны западные удары, и сирийцы эти объекты заблаговременно эвакуировали.
В результате дорогостоящий западный ракетный фейерверк, по первым данным, никого не убил, и это, похоже, было сделано намеренно. Пентагон признал, что заранее предупредил наше командование о нанесении удара. Все участники здорово постарались, чтобы эта операция «возмездия» за предполагаемую химическую атаку в городе Дума в оазисе Восточная Гута не привела и не могла привести к прямому американо-российскому военному столкновению и к большой войне. Короче, обошлось: российские военные в Сирии и боевые корабли в Средиземном море даже по ракетам не стреляли, не то что по западным самолетам и кораблям. Не будет из-за Думы ни региональной (общеевропейской), ни глобальной войны. 
Но кризис между Востоком и Западом никуда не делся. Взаимная ругань и противостояние, в том числе в Сирии, продолжатся и будут, наверное, еще более ожесточенными. В Сирии развернуты «на земле» силы американского, французского и британского спецназа. И Дамаск, и Москва, и Тегеран, конечно, хотят вытеснить эти силы из Сирии.
Западные военные спецы могут теперь стать мишенью для всяких партизанских нападений неких местных не совсем официальных сил, хотя такие нападения-обстрелы случались и раньше.
Пентагон в ответ или даже превентивно может продолжить удары по целям, связанным с режимом Асада. То что сейчас как-то обошлось и военные действия западной коалиции были по сути символическими, конечно, хорошо, но что они будут такими всегда — нет никаких гарантий. Известно: раз начав бомбить, трудно потом остановиться. И в Москве, и в Вашингтоне есть силы, которым по разным внутриполитическим соображениям выгодно поддержание максимального напряжения в отношениях и которых устраивает состояние нависшей военной угрозы.
Настоящая «большая» война никому, наверное, не нужна, но опасное балансирование на гране войны, очевидно, продолжится.
Валерий Ширяев
«Новая газета»
Подушка мировой безопасности сработала
 
Союзническая бомбардировка Сирии прошла в сжатые сроки — все было кончено пока Европа и мы с вами спали. Дамаск отделался малой кровью, возможно и вовсе без крови (это станет известно после подробного исследования результатов бомбежки).
Результат для человечества удовлетворительный во всех смыслах: Трамп и Мэй «наказали» Кремль, как и обещали своим сторонникам и политическим противникам. В Москве и ухом не повели, увидев масштаб атаки.
Кроме того, уже принялись рекламировать российское оружие, заявляя, что даже морально устаревшие советские средства ПВО сбивали «Томагавки».
Вспучившийся на теле мировой политики «химический» кризис, бледный образ Карибского, о пришествии которого все время говорил официальный представитель МО генерал Конашенков, благополучно разрешился, напряжение спало. Казалось бы, самое правильное — перекреститься и забыть.
Однако на самом деле ничего не кончилось. Гражданской войне в Сирии, осложненной непосредственным вооруженным вмешательством в нее сразу России, Турции, Ирана и западной коалиции во главе с США на разных сторонах доски, конца-краю не видно. Она продолжит непрерывно генерировать такие кризисы, и нет уверенности, что катастрофическое развитие событий исключено. Всегда остается вероятность ошибки планирования при выборе целей, случайного стечения обстоятельств, при которых могут погибнуть военные из этой «четверки», что выведет всю мировую политику на гораздо более высокий уровень противостояния.
Конечно, в разных странах есть немало политиков, грезящих о прямом ударе НАТО по российским войскам в Сирии (и за прошедшую неделю мы услышали их прямые призывы к этому). Но живут такие экзальтированные националисты в основном вблизи западной границы России, а в главных странах альянса, как показал текущий кризис, пока еще руководствуются солидным подходом, унаследованным из опыта и практики холодной войны. Пока же ситуацию после бомбардировки я склонен парадоксальным образом оценивать даже как умеренно оптимистическую.
Буквально на наших глазах сработал встроенный в американскую политику защитный механизм, предотвращающий катастрофические решения излишне эмоциональных политиков, хотя бы и дилетантов, на постах любой высоты. Важнейшей частью его оказались сами американские военные. Апокалиптические предсказания некоторых российских СМИ, рисующие удары по десяткам целей, сотни крылатых ракет, атакующих все сирийские аэродромы и штабы, не стали явью, да и не могли.
Трампу действительно предложили в качестве целей лишь несколько зданий с эвакуированным персоналом, и он выбрал из них три, как известно на эту минуту.
Ближайший союзник Англия отправила на эту своеобразную PR-войну всего четыре самолета со словами «Речь не идет о смене режима». Российские операторы не зафиксировали участия самолетов Франции в бомбежке вовсе, этот любопытный факт еще будет уточняться и получит свою оценку в ближайшее время.

ОБНОВЛЕНО

Что говорят в Париже о своем участии в «сирийском ударе»
 
Генштаб России заявил о том, что «не зафиксировал участия авиации Франции в ударах по Сирии». Этому заявлению российского генерал-полковника Сергея Рудского, можно противопоставить другой аргумент: может быть, плохо фиксировали.
Представить себе, что сначала Елисейский дворец (в 4.25 утра), а затем глава МИД и Минобороны Франции отчитаются об успешном завершении военной операции, которой не было,  — достаточно трудно.
В восемь утра глава МИД Жан-Ив Ле Дриан Ле Дриан и министр обороны Флоранс Парли провели брифинг для журналистов. По данным французских властей, в Сирию с авиабазы, расположенной в городке Сен-Дизье (200 км от Парижа), вылетели пять истребителей «Рафаль», четыре истребителя «Мираж» 2000-5, два авиационных комплекса радиообнаружения и наведения и шесть самолетов заправщиков. Французские самолеты выпустили девять ракет.
Помимо этого, в Париже утверждают, что задействовали в операции три многоцелевых фрегата типа FREMM, которые находились в Средиземном море. Один из кораблей выпустил три ракеты.
К тому же, французы пока уверены, что все выстрелы достигли своих целей. По данным министра обороны Флоранс Парли, французскими целями были – «основной центр разработки и два крупным центра производства химического оружия» в провинции Хомс.
«Ничто не позволяет думать о том, что они (ракеты) могли быть перехвачены», — заявили в Генштабе Франции днем 14 апреля.
«Большая часть химического арсенала (асадовского) режима была уничтожена», — министр иностранных дел Франции Жан-Ив-Ле Дриан, подразумевая, видимо совместный итог операции.
Подготовил Юрий Сафронов, собкор «Новой» в Париже
Остальная Европа отказалась участвовать в налете до окончания расследования экспертов-химиков из ОЗХО, которые приступят к работе только спустя сутки после бомбардировки. Им же предстоит, кстати, оценить истинность пока что голословных утверждений генерала Игоря Конашенкова, сообщившего о якобы найденных участниках постановочных съемок химической атаки в Думе. Если они подтвердятся и будут признаны, хотя бы негласно, противниками России в Сирии, баланс в ее пропагандистском противоборстве с НАТО тоже изменится.
Пока есть надежда, что в результате кризиса будет хотя бы создан апробированный в сирийской Думе международный механизм расследования на случай дальнейших химических атак (а они, я чувствую, вполне вероятны), которому смогут доверять все. Это уже можно было бы считать хорошим результатом, купленным за несколько разнесенных в дым складов и поврежденных взлетных полос.

Дмитрий Лихачев. «Мелочи поведения»

Дмитрий Лихачев. «Мелочи поведения»

 
Дмитрий Лихачев. «Мелочи поведения»
Апостол Павел говорит: «Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати <испытывать> вам…» Это говорит о том, что не следует подражать слепо тому, что «век сей» внушает, но иметь с «веком сим» другие гораздо более активные отношения — на основе преобразования себя «обновлением ума», то есть на основе здравого различения, что в «веке сем» хорошо и что плохо.
Есть музыка времени и есть шум времени. Шум часто заглушает музыку. Ибо шум может быть безмерно велик, а музыка звучит в заданных ей композитором нормах. Зло знает это и поэтому всегда очень шумливо.
Зло имеет склонность к стайности. Злые собираются толпой, они единодушны в нападении, но, победив, начинают грызть друг друга. Партии — это те же стаи.
Бездельничание вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят…
У физиолога Ухтомского — «закон заслуженного собеседника», который следовало бы учитывать и в быту.
Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая о нем забота — матери, постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» — к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготовляют на зиму.
Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…
Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках родителях — когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то это эгоист.
Забота — вот то, что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком на будущее. Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек — скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми.
Глупый не любит умного, необразованный образованного, невоспитанный воспитанного и т.д. И все это прикрываясь какой-нибудь фразой: «Я человек простой…», «я не люблю мудрствований», «я прожил свою жизнь и без этого», «все это от лукавого» и т.д. А в душе ненависть, зависть, чувство собственной неполноценности.
Мицкевич где-то сказал: «Дьявол трус, он боится одиночества и всегда прячется в толпе». И еще: «Дьявол ищет темноты, и надо от него прятаться в свете».
Всегда помнить, что есть что-то, до чего ты еще не дорос. Быть храбрым в стремлении воспринимать чужую культуру. Быть смелым к сложной и непонятной культуре, по отношению к тому, что выше тебя по интеллектуальному уровню.
Владимир Набоков сказал о себе незадолго до смерти: «Я мыслю как гений, пишу как средний писатель, а говорю как ребенок». Но первое самое важное, отблеск мысли несет в себе любое плохое письмо и любая детски беспомощная речь.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, перевести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т.д. и т.п. — все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Аввакум о себе: «Добрых дел нет, а прославил Бог».
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
«Иисус, увидев идущего к нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства»\fn{Евангелие от Иоанна, 1, 47.}.
Что означает этот текст? Прежде всего, о каком «лукавстве» идет речь? Лукавство — ложь. Отец лжи — дьявол, «лукавый». Ср. в молитве: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
Лукавство — это всех видов притворство, неискренность, искушение чем-то не нужным человеку.
Значит ли сказанное Иисусом, что национальное свойство израильтян — отсутствие в них лукавства? Нет, сказанное означает, что подлинная природа человека любой национальности обнажается, когда спадает шелуха лжи, лукавства, притворства; когда человек вполне искренен, прост.
«Неделя открытых добрых дел». Это тема для размышлений и для небольшого эссе. Действие происходит в неизвестное время. Может быть, в двухтысячный год. Слово «добрый» презирается, и говорят «добренький», когда хотят оскорбить. Должна существовать только «непримиримость». И вдруг указ: можно и даже нужно делать добрые дела — индивидуально делать! Рекомендуется даже заниматься благотворительностью. Можно подавать и просить милостыню. Можно и даже рекомендовано давать и получать в долг. Можно приходить в больницы помогать больным, мыть полы. Можно, можно, можно… И вот люди открывают для себя счастье доброты. Для многих растворяется, как туман, стяжательство, страсть к наживе, к коллекционированию пустяков. Люди улыбаются друг другу, совершив доброе дело. Кто-то переводит через улицу пожилого человека. Не «кто-то», а все уступают в метро места пожилым.
Счастливые лица. Продавщицы с удовольствием продают, с удовольствием тщательно завертывают покупки.
И уже просят продлить неделю открытых добрых дел. Пишут об этом письма наверх.
Революцию добра рьяно подхватывают дети. Они больше всех и первыми заражаются добром. Добро становится для них любимой игрой. Учатся делать добро у деревенских старушек. Ищут нищих, больных, стариков, сирот, которым нужно помочь, находят несчастных. Организуют группы «следопыты добра».
Происходит примирение с миром. Вот зачем есть несчастные: чтобы дать счастье другим. Несчастные становятся счастливыми заботами других, ибо несчастный в одном может быть счастлив в другом.
Стравинский говорил о Вл.Вас. Стасове, что он не отзывался плохо даже о погоде.
Среди множества пустяков самолюбования у В.В. Розанова есть и прекрасные, хорошо выраженные мысли; вот одна: «Двигаться хорошо с запасом большой тишины в душе; например, путешествовать. Тогда все кажется ярко, осмысленно, все укладывается в хороший результат. Но и „сидеть на месте” хорошо только с запасом большого движения в душе. Кант всю жизнь сидел: но у него было в душе столько движения, что от „сидения” его двинулись миры»\fn{Розанов В.В. Уединенное. СПб., 1912, с. 153.}.
Для того, чтобы получить «тишину» в путешествии, хорошо вести записи или фотографировать: это как бы разлучает человека с самим собой.
Во время моего юбилея обо мне было написано невероятно много хорошего, но у меня все время такое ощущение, что я читаю не о себе, а о ком-то другом, а знают меня только жена и дочь. Поэтому этот другой стоит рядом, но он не я. Я больше радуюсь за этого другого. Но что же, если я создал этого другого, то хорошо. Но только «хорошо» — не больше. Славолюбие противно. Кстати, его был действительно лишен Борис Пастернак (в натуре, а не только в своем стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…»).
Самое восхитительное свойство человека — любовь. В этом связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей (семьи, деревни, страны, всего земного шара) — это основа, на которой стоит человечество.
Много для этой связанности затасканных слов и выражений. Все сейчас чувствуют необходимость этой связанности. Надо для этой связанности либо находить новые слова и выражения, либо часто употребляемые употреблять не в затасканном контексте, ощущать их значительность. Не буду перечислять эти выражения, которые мы постоянно слышим и сами употребляем.
Самое дурное (не «самое», но одно из самых) свойство человека — не заботиться о жене, не вспоминать родителей, не заботиться о детях (по-настоящему), не посещать могилы близких, оставлять беспомощных стариков, требовать только для себя. Все это с какого-то момента начинает овладевать человеком гуртом, вместе, в совокупности. И поэтому по одному из этих признаков можно определить наличие и всех остальных. Это люди во всех отношениях ненадежные.
В романе Вальтера Скотта «Old Mortality» (в русских переводах он называется «Пуритане») рассказывается о старике, который очищал от мха и лишайников старые могильные плиты с надписями на них.
Знаменитый советский онколог Николай Николаевич Петров (я его помню) был находчив и остроумен. Живой, небольшого роста. Оперировал всегда налегке. Халат надевал прямо на белье. Однажды приехал не менее знаменитый французский онколог: надушенный, напомаженный франт. Повели в операционную. Выходит Петров в подштанниках, подошел к французу и сделал вид, что сдувает с него пылинку.
В Асуане в феврале 1990 г. на Конференции глав государств основателей Александрийской библиотеки глава египетского правительства Мубарак решил показать свою значительность и заставил долго себя ждать. Председательствовавший президент Франции Миттеран блестяще вышел из положения. Он углубился в чтение бумаг и, когда наконец вошел Мубарак, Миттеран не заметил его появления и только через некоторое время, оторвав голову от бумаг, открыл заседание, заставив Мубарака подождать в свою очередь. Самая блестящая речь о значении библиотек вообще и будущем Александрийской библиотеки была на этой конференции бесспорно произнесена именно Миттераном. Мубарак говорил банальности. Я решил произнести очень краткую речь, ибо наше государство не давало средств на библиотеку и мое выступление не могло быть длинным и претенциозным.
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, я ему завидую? А если гимнастика? А если в прыжках с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре — холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем человечестве, будьте самим собой — и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой, где вы не отличаете себя от других.
«Никто не герой в глазах своего лакея» (Руссо Жан-Жак. Новая Элоиза, письмо X, часть IV).
«Бехтеревский комплекс» — радость при несчастии у других.
Пастернак говорил то самое, что говорю и я. Я прочел его слова только 1 мая 1988 года: «Нет ничего более полезного для здоровья, чем прямодушие, откровенность, искренность и чистая совесть. Если бы я был врачом, то я написал бы труд о страшной опасности для физического здоровья криводушия, ставшего привычкой. Это страшнее алкоголизма»\fn{В кн.: Гладков А. Поздние вечера. Воспоминания, статьи, заметки.}.
Е.Б. Пастернак, который приводит эту запись в своей рукописи, добавляет: «Ср. слова Дудорова в эпилоге „Доктора Живаго”» (ркп., с. 30).
Б. Зайцев. Путь (О Пастернаке): «Петрарка писал из Авиньона в Рим друзьям. Письма отправлял „оказией”, с купцами, ездившими в Италию. Иногда купцов грабили под Флоренцией разбойники. Особенно оставались довольны, если в добыче оказывались письма Петрарки — их дорого можно было продать. Но некоторые письма доходили в Рим. Тогда получивший устраивал обед, угощал друзей, а на десерт, как высшее блюдо — письмо Петрарки вслух».
Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака Мюнхен, 1962, с. 17.
Тоже читал вслух письма Пастернака своим друзьям Борис Зайцев.
Человек с самого первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.
Потом он учится отроком и юношей.
И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…
Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.
С. Лец («Непричесанные мысли») утверждает: «Каждый приносит в театр свою собственную акустику». Эту мысль можно расширить: каждый приходит в мир со своим собственным его восприятием; это свое восприятие человек сохраняет, развивает или разрушает в течение всей жизни.
Если один из спорящих горячится, то его противнику выгодно быть холодным, подчеркнуто холодным. Горячащийся подставляет бок противнику.
Иван Никифорович Заволоко имел девизом три буквы: Р С Т. Если эти буквы прочесть по их славянским названиям, будет: «рци слово твердо». Не изменяй слову, говори его твердо.
Типичный (как я думаю) разговор болгарской официантки с посетителем. П.Н. Берков (иногда раздражительный) говорит подавшей ему суп официантке: «Я всегда считал, что суп можно есть только ложкой». Умная официантка отвечает: «Я убеждена в том же, поэтому ложка лежит справа от тарелки». Об этом рассказывал мне сам П.Н. Берков (молодец — сумел оценить ответ).
Предубеждения не должны мешать убеждениям.
Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
«Человек человеку — волк», — любят повторять люди дурных наклонностей. Но мало кто слышал другую сентенцию: «Человек человеку святыня». Сенека (кажется) утверждал, что «общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Это удивительно верно. Один только пример: мы идем по улице и доверяем, интуитивно доверяем тысячам водителей, их опытности и элементарным нравственным устоям. Не их дипломам, уличным правилам движения и службе милиции только доверяем, а доверяем им как людям с чувством ответственности…
Замечательная мысль С. Леца («Непричесанные мысли»): «Самое слабое звено в цепи и есть самое сильное: оно разрывает узы» (всю цепь — какой бы прочной она ни была).
Человек становится человеком, находясь среди себе подобных.
Еще вспоминается мне изречение: «Благоразумие — лучшая часть доблести».
Нравственные понятия, которых нам очень не хватает в оценках людей: порядочность и честь. Очень редко, хваля человека, говорят: «он порядочный человек». И еще реже: «он поступил как подсказывала ему честь».
А между тем подумайте, сколько применений обоим понятиям: порядочность в семейной жизни, порядочность критика, порядочность журналиста, порядочность в любви. Честь врача, честь рабочего, честь инженера, честь школы, честь завода, честь комсорга, честь гражданина, честь мужа или жены. Слово, данное человеком — кем бы он ни был, должно быть сдержано, иначе запятнана его честь. Как правильно быть «невольником чести» — это высшая свобода и независимость!
Если бы Пушкин не вызвал на дуэль, не защитил честь своей жены (хотя от современных нам «сплетников» это ему и не удалось), он никогда бы не защитил и честь своей поэзии. Поэт не может быть с запятнанной честью, ибо личность поэта — часть его поэзии.
И еще одно забытое нравственное понятие — «учтивость» в поведении. Сохранять независимость естественнее и проще всего, соблюдая учтивость. Учтивым следует быть не только к дамам и с дамами, а со всеми и всегда.
Честь. В сфере морали это понятие чрезвычайно важно, но честь — это двуликий Янус. С одной стороны, есть честь внешняя. Человек защищает свою честь. Он не терпит оскорблений или того, что ему представляется оскорблением. Он это делает главным образом для окружающих. Такова в значительной своей доле была честь дворянина, честь офицера. И именно эта честь пошла ко дну с революцией и потянула за собой другую честь — честь первостепенной важности — внутреннюю, честь перед самим собой, независимую от внешней ее оценки, но все же имеющую громадное значение для общества, для его моральной атмосферы, для моральных взаимоотношений между людьми и общественными организациями (государственными учреждениями, торговыми предприятиями, фабриками и заводами, военными, учебными сообществами и т.д.). В чем внешне выражается эта «внутренняя» честь: человек держит слово и как официальное лицо (служащий, государственный деятель, представитель учреждения), и как просто человек; человек ведет себя порядочно, не нарушает этических норм, соблюдает достоинство — не пресмыкается перед начальством, перед любым «благо дающим», не подлаживается к чужому мнению из выгоды, не упрямится, чтобы доказать свою правоту, не сводит личные счеты, не «расплачивается» с «нужными людьми» за счет государства (различными поблажками, «устройствами» и т.д.), вообще умеет отличать личное от государственного, субъективное от объективного в оценке окружающих.
Честь — это достоинство прежде всего, достоинство положительно живущего человека. Это достоинство в свою очередь бывает внешнее и внутреннее. Внешнее достоинство — это важность, напыщенность, солидность. Внутреннее — это достоинство по существу, когда человек не опускается до мелочности в поведении, в разговорах и даже в мыслях. При развитом чувстве чести и достоинства в обществе не может быть протекционизма, семейственности, обманов людей и учреждений, того, что называется «приписками» и искусственными занижениями планов или погоней во что бы то ни стало за премиями, благодарностями, повышениями по службе.
Честь обязывает человека думать о чести того общественного института, который он представляет. Есть честь рабочего, честь инженера, честь врача, но и честь учащегося определенной школы, честь полка, честь завода, честь учреждения.
Честь рабочего: работать без брака, стремиться создавать хорошие вещи. Как в старое время: честь наборщика, честь литейщика (не останавливать мартеновскую печь даже при забастовках).
Честь администратора: держать слово, выполнять обещанное, прислушиваться к мнению людей, не бояться изменить свое мнение, если факты этого требуют, не придерживаться «лобной психики» и не гордиться тем, что «мнения своего никогда не меняю». Уметь вовремя признать свою ошибку и исправлять допущенную оплошность.
Честь гражданина: не мстить из личных побуждений, не оказывать услуг за счет государства, избегать протекционизма, если он не «деловой», а личный, поддерживать способных людей только по деловым соображениям, не писать и не читать анонимок.
Честь ученого: не создавать не подтвержденных полностью фактами теорий, не занимать должностей, для которых недостает компетентности, не быть «личным» в своих отношениях к научным выводам и работам, не присваивать себе чужих идей, всегда точно и полно ссылаться на предшественников, не подписывать не принадлежащих тебе работ, не присоединяться к группам и группкам, не интриговать, уметь и желать различать стоящее в научном отношении от наукообразного и т.д.
Необходимо создать полный кодекс научной морали. Опубликовать его. Найти способы выявления его нарушений.
В старое время существовали купеческое слово и купеческая честь. Самые крупные сделки между купцами старинного склада совершались и так: шли в церковь и скрепляли сделку молебном. В Петербурге между Думой и Гостиным против портика Руска существовала полуподземная часовня, где купцы служили молебны.
Честь купца!
А в лондонском Сити крупные сделки заключались рукопожатием (к рукопожатиям англичане прибегают редко).
И если купцы и дельцы обладали чувством чести, то почему не развивать его в нашем обществе?
И еще соображение: чувство чести должно быть у дипломатов всего мира. Как часто сейчас слово, обещание, данное дипломатами, расходится с делом! И это по всему миру. Только что прочел в газетах: сокращение вооружений в одной сфере вооружений принимается, чтобы быть компенсированным в другой. Хитрят! Хитрят, как мелкие жулики, как дельцы, которым далеко до русских купцов XIX века
Отсутствие морали вносит хаос в социальную жизнь. Без морали в обществе уже не действуют экономические законы и невозможны никакие дипломатические соглашения.
Говорят, что в битве при Фонтенуа (1745) французский комендант крепости вышел навстречу англичанам, снял шляпу и прокричал: «Господа англичане, стреляйте первыми!»
А наше варварство докатилось до того, что начинаем войну даже без объявления войны.
Мелочи поведения // Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. – С. 316 – 347.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..