пятница, 9 августа 2013 г.

:"ЖИЗНЬ И СУДЬБА" НА СВОБОДЕ

Правда торжествует

Бенедикт Сарнов07.08.2013
Бенедикт Сарнов. Фото с сайта http://zelikm.com
Бенедикт Сарнов. Фото с сайта http://zelikm.com

У знаменитого нашего драматурга Александра Володина незадолго до смерти родилась - лучше сказать, сложилась - небольшая книжечка, которую он назвал "Записки нетрезвого человека". Так обозначил он этот жанр - собрание разных мыслей, приходивших ему в голову. И есть там у него такая запись:

Правда потом почему-то обязательно торжествует. Почему-то обязательно. Но почему-то обязательно потом.

Грустная эта сентенция рифмуется с народной поговоркой: "Бог правду видит, да не скоро скажет".
О том же и знаменитая реплика Корнея Ивановича Чуковского, которую он не уставал повторять:

- В России надо жить до-олго!

Когда в разгар перестройки главный редактор журнала "Октябрь" Анатолий Андреевич Ананьев объявил, что собирается публиковать в своем журнале роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", все, кто знал о судьбе этого арестованного романа, затаив дыхание ждали, удастся ему осуществить этот фантастически смелый по тем временам проект или так все это и останется благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.
И сразу же возникло первое затруднение.
- Они просят у меня рукопись, - растерянно говорила дочь Гроссмана, Екатерина Васильевна. – А где я ее возьму?
Собралась комиссия по литературному наследию замученного писателя. Стали думать да гадать: как быть? Какой найти выход из этого непростого положения?
Самый влиятельный член той комиссии - кажется, на тот момент даже ее председатель - Лазарь Ильич Лазарев сказал, что мы (комиссия) должны обратиться в КГБ с официальным запросом: потребовать, чтобы они вернули арестованную рукопись крамольного романа.
- Ты с ума сошел! – сказал тогда ему я. - Если мы пойдем этим путем, публикация романа отложится еще на четверть века.
И предложил другой, самый простой и, как мне тогда казалось, самый правильный путь: взять западное издание романа, отдать машинисткам и перестуканный на машинке экземпляр представить в журнал, сказав: вот она, рукопись!
Не знаю, последовала тогда Екатерина Васильевна этому моему совету или в редакции "Октября" без меня додумались до такого простого решения, но другого варианта тут быть не могло: в основу журнальной публикации, конечно же, было положено западное издание.
Но признаться в этом они не могли, а на вопрос, откуда взялся у них текст, по которому они печатают роман, отвечали уклончиво: "По случайно уцелевшему следу".
Помнится, я тогда сказал моему другу Лазарю, что если бы мы пошли, как он предлагал, официальным путем, то есть обратились в КГБ с требованием вернуть рукопись, до возвращения ее ни он, ни я, не дожили бы.
Он и не дожил.
А я вот - дожил ("в России надо жить до-олго!") и, вспоминая тогдашние наши разговоры и споры, думаю: как бы радовался он сейчас, когда это наконец случилось!
По всему выходит, что я, доживший до этого радостного события, должен теперь радоваться за нас обоих.
Я и радуюсь.
Но горька эта моя радость.
***
Итак, зловещее ведомство разжало свои стальные челюсти и выпустило на волю полвека назад изъятую у автора рукопись.
Арестованный роман (наконец-то!) вернули.
Но кому вернули? Читателю?
В том-то и дело, что нет.
О том, чтобы роман "Жизнь и судьба" дошел до читателя, позаботились в свое время совсем другие люди. И первым из них был сам его автор.
Когда Солженицын вступил в открытую борьбу с властью, я (не я один, конечно), восхищаясь его мужеством, с горечью и досадой вспоминал Василия Семеновича, который, как мне тогда казалось, не предвидя возможного поворота событий, был в полной растерянности и сразу сдался: сам, собственными руками, отдал кагэбэшникам все экземпляры рукописи своего романа. Вот Солженицын – тот все знал, все предвидел. И встретил удар во всеоружии. И победил. А Василий Семенович в той же ситуации, как болтали тогда многие на прочно вошедшем в интеллигентскую речь приблатненном жаргоне, оказался лохом, фраером.
Но по прошествии времени выяснилось, что "лохом" и "фраером" Василий Семенович отнюдь не был. Тоже все предвидел и к тому, казалось бы, совершенно непредсказуемому обороту, который приняли события, хорошо подготовился.
***
В один прекрасный день на пороге квартиры Владимира Войновича – без предупреждающего о предстоящем визите телефонного звонка (позвонить Войновичу было невозможно, потому что телефон у него в то время был отключен) – появилась Инна Лиснянская, жена Семена Липкина. В руках у нее была тяжелая авоська. А в авоське – рукопись арестованного гроссмановского романа.
Цель этого визита была ясна: Семен Израилевич, которому покойный Василий Семенович доверил рукопись, завещав ему ее сохранить и при первой же возможности напечатать, решил наконец, что время это пришло. А Войнович был единственным из его друзей и знакомых, к кому он мог с этим обратиться.
Войнович принял это как руководство к действию. Но прежде чем найти способ переправить рукопись за границу (такие возможности в то время у него уже были), надо было переснять текст романа на пленку.
Поначалу он надеялся, что решит эту техническую задачу самостоятельно. (Не так-то много вокруг него было людей, которым он мог бы доверить эту тайну, чтобы взять их себе в помощники.) На первых порах, помню, он привлек к этому делу знакомого нам обоим диссидента - Игоря Хохлушкина. Но Хохлушкин вскоре объявил себя русским националистом и как-то быстро исчез с нашего горизонта. А Войнович тем временем окончательно убедился, что в одиночку ему с этим не справиться. И тогда он подключил к этому делу Андрея Дмитриевича Сахарова и Елену Георгиевну Боннэр, а им фотографировать страницы машинописи помогал еще один человек - друг Андрея Дмитриевича, физик и правозащитник Андрей Твердохлебов.
Переправили отснятый материал Войнович и Сахаровы за границу в 1975-м. И почти сразу мы узнали, что посланный в виде пленки текст романа до тех, кому он был адресован, дошел.
Говоря "мы", я имею в виду узкий круг (узкий – в России) читателей "Континента". Уже в 1976-м на страницах этого журнала появились две главы из каким-то чудом вдруг оказавшегося на Западе арестованного гроссмановского романа. Главы эти, к сожалению, мало что говорили о масштабе и выдающихся художественных достоинствах этого утаенного от читателя произведения.
То, что редактор "Континента" (им был Владимир Максимов) выбрал для публикации именно эти, едва ли не самые бледные и невыразительные главы пропавшего романа, наводило на мысль, что, публикуя их (не опубликовать все-таки не мог), он хотел как-то смикшировать, приглушить значение этого события.
Тем не менее две главы из романа были все-таки напечатаны. И впервые на страницах печати появилось новое авторское его заглавие: "Жизнь и судьба".
На том, однако, все сразу и кончилось.
Прошел год... Другой... Третий... А книга все не появлялась. И возникло явственное ощущение, что не только на родине писателя, но и там, на вольном Западе, Гроссмана тоже "придушили в подворотне".
А было так.
Ограничившись публикацией двух, мягко говоря, не самых сильных глав гроссмановского романа, полный его текст Максимов послал главе американского издательства "Ардис" Карлу Профферу, сопроводив его, надо думать, не слишком горячей, можно даже предположить, что скорее кислой рекомендацией.
Там он и утонул.
В один из приездов Карла в Москву я спросил у него, почему он не напечатал роман Гроссмана. Он ответил: "Сам я его не читал, а мои сотрудники, которые прочли, сказали, что это неинтересно".
Я бы не стал попрекать Максимова тем, что он не передал текст романа какому-нибудь другому русскому издателю. Кому еще, кроме Проффера, мог он его передать? Ведь все (ну почти все) другие русские издательства за границей в то время уже контролировались Солженицыным. А Солженицын исходил из того, что во второй половине века на свет может явиться только один великий русский роман. И этим единственным великим русским романом, разумеется, должно стать его "Красное колесо".
Не стану утверждать, что Солженицын сам вмешался в это дело, каким-нибудь личным распоряжением преградил гроссмановскому роману дорогу к читателю. Но ему и не было нужды лично в это вмешиваться. Все это без всяких слов и специальных распоряжений понимала и из этого исходила вся его идеологическая обслуга. Гроссман им был "не свой", и одного этого было уже вполне достаточно.
Итак, шли годы, а роман Гроссмана по-прежнему оставался неопубликованным.
Войнович, быть может, не без некоторых к тому оснований, полагал, что одной из причин того, что роман на Западе завяз, было плохое качество посланной им туда плёнки. И он решил предпринять еще одну попытку.
То ли в 1978-м, то ли в следующем, 1979-м, кто-то вывел его на человека, который мог выполнить эту работу на самом высоком уровне. Это был ленинградский литератор Владимир Сандлер. Тоже не профессионал, а любитель. Но любитель такой, с каким не всякий профессионал мог бы сравниться. Во всяком случае, аппаратура у него была первоклассная.
Сандлером вся эта работа была проделана заново, и отснятая им новая пленка тоже была отправлена на Запад.
В этой акции принимала участие приятельница Войновича, время от времени наезжавшая в Москву славистка, аспирантка Венского университета – Розмари Циглер. Возлагая на нее это поручение, Войнович сказал:

- Это великий русский роман. Он во что бы то ни стало должен быть напечатан.
Розмари ответила коротко:
- Я поняла.

Пленку с текстом романа она передала австрийскому атташе по культуре Йохану Марти. И когда эта пленка благополучно пересекла государственную границу, ее миссия на этом как будто была закончена. Но помня о том, что сказал ей Войнович и что она ему ответила, она этим не ограничилась и сделала больше, гораздо больше, чем можно было ожидать. ОНА НАШЛА ИЗДАТЕЛЯ.
Хозяин небольшого русского книгоиздательства L’Age d’Homme в Лозанне (Швейцария) Владимир Димитриевич, которому Розмари вручила драгоценные пленки, понял и оценил значение романа неизвестного ему русского писателя. И сразу без колебаний решил, что он его издаст. И в 1980 году, СПУСТЯ ПЯТЬ ЛЕТ после того как она оказалась на Западе, эта многострадальная рукопись наконец стала книгой.
***
Думая об этой страшной судьбе, не могу не вспомнить о стократ более страшной судьбе другого нашего классика.
В тот день, когда следствие по делу Исаака Бабеля было закончено и дело было передано в высшую инстанцию - следственную часть Главного управления госбезопасности, - Исаак Эммануилович написал заявление на имя "Народного Комиссара внутренних дел Союза ССР", которым в то время был Берия.
В этом заявлении, помимо выбитых у него под пытками признаний, содержалась такая душераздирающая просьба:
Я прошу Вас, гражданин Народный Комиссар, разрешить мне привести в порядок отобранные у меня рукописи. Они содержат черновики очерков о коллективизации и колхозах Украины, материалы для книги о Горьком, черновики нескольких десятков рассказов, наполовину готовой пьесы, готового варианта сценария. Рукописи эти - результат восьмилетнего труда, часть из них я рассчитывал в этом году подготовить к печати. Я прошу Вас также разрешить мне набросать хотя бы план книги в беллетристической форме о пути моем, во многих отношениях типичном, о пути, приведшем к падению, к преступлениям против социалистической страны. С мучительной и беспощадной яркостью стоит он передо мною; с болью чувствую я, как возвращаются ко мне вдохновение и силы юности, меня жжет жажда работы, жажда искупить и заклеймить неправильно, преступно растраченную жизнь.
Жутью веет от этой дикой смеси вынужденной лжи и напраслины, которую он готов на себя взвести, с искренним криком души. Это ощущение какого-то жуткого кошмара, перед которым меркнут самые мучительные сны Достоевского, возникает не только из-за противоестественности такой смеси, но еще и потому, что два эти разных, несовместимых "состава" этой бабелевской "исповеди" слиты в один так плотно, что даже самым тонким скальпелем текстологического анализа их трудно, а иногда и невозможно разделить.
Это был крик! Последний, предсмертный вопль: "Делайте со мной что хотите, избивайте, пытайте, унижайте, только – "не троньте мои чертежи!", оставьте мне мои черновики, мои рукописи!"
Он, конечно, понимал - не мог не понимать - всю бессмысленность, безнадежность этого своего обращения - знал ведь, с кем имеет дело! Но боль от сознания, что рукописи могут пропасть, страстное желание сохранить над ними свою власть, не отдать их, как говорил Есенин, "в чужие руки" было сильнее логики, сильнее здравого смысла, сильнее инстинкта жизни, сильнее гордости и чувства собственного достоинства.
Вряд ли это могли понять те, к кому он обращался. Но почуять это они могли: ведь палач лучше, чем кто другой, знает, куда надо ударить пытаемого, чтобы он испытал самую острую, самую непереносимую боль.
Сработала ли тут сила инерции бездумного и бездушного бюрократического механизма, или это было проявлением повышенной мстительности и злобности, особо изощренного, целенаправленного палаческого садизма - но этот последний, самый страшный для Бабеля удар они ему нанесли.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВДОВЫ БАБЕЛЯ АНТОНИНЫ ПИРОЖКОВОЙ
Я попыталась разыскать рукописи. Но на мое заявление в МГБ меня вызвали в какое-то подвальное помещение, и сотрудник органов в чине майора сказал:

- Да, в описи вещей, изъятых у Бабеля, числится пять папок с рукописями, но я сам лично их искал и не нашел.
Тут же майор дал мне какую-то бумагу в финансовый отдел Госбанка для получения денег за конфискованные вещи.
Ни вещи, ни деньги за них не имели для меня никакого значения, но рукописи... И тогда впервые, год спустя после реабилитации Бабеля, я обратилась в Союз писателей, к А.Суркову. Я просила его хлопотать от имени Союза о розыске рукописей Бабеля.
Председателю Комитета государственной безопасности генералу армии Серову было направлено письмо:
"В 1939 году органами безопасности был арестован, а затем осужден известный советский писатель тов. Бабель Исаак Эммануилович.
В 1954 году И.Э. Бабель посмертно реабилитирован Верховным судом СССР.
При аресте у писателя были изъяты рукописи, личный архив, переписка, фотографии и т.п., представляющие значительную литературную ценность.
Среди изъятых рукописей, в частности, находились в пяти папках: сборник "Новые рассказы", повесть "Коля Топуз", переводы рассказов Шолом-Алейхема, дневники и т.п.
Попытка вдовы писателя - Пирожковой А.Н. получить из архивов упомянутые рукописи оказалась безуспешной.
Прошу вас дать указание о производстве тщательных розысков для обнаружения материалов писателя И.Э. Бабеля.
Секретарь правления Союза писателей СССР
(А. Сурков)"
На это письмо очень быстро пришел ответ, что рукописи не найдены. Ответ - того же содержания, что был дан и мне, а быстрота, с которой он был получен, говорит о том, что никаких тщательных розысков и не производилось.
Я стала подозревать, что рукописи Бабеля были сожжены, и органам безопасности это хорошо известно. Однако есть случаи, когда ответ об изъятых бумагах гласит: "Рукописи сожжены. Акт о сожжении № такой-то". Так, например, ответили Борису Ефимову на запрос о рукописях его брата Михаила Кольцова.
Однажды, уже году в 1970-м, ко мне пришла молоденькая сотрудница ЦГАЛИ, куда я решила дать кое-что из рукописей Бабеля. Она мне рассказала, что рукописи арестованных писателей все же находятся, иногда поступают от частных лиц, а иногда из архивов КГБ. Быть может, когда-нибудь найдутся и рукописи Бабеля.
Я сказала:
- Если бы мне разрешили искать их в архивах КГБ, то я потратила бы на это остаток своей жизни.
- И я тоже! - с жаром воскликнула она.
И было так трогательно слышать это от совсем молодой девушки из ЦГАЛИ.
Но надежды на то, что рукописи уцелели, теперь уж нет.
В 1987 году, надеясь на изменившуюся ситуацию в стране, я снова подала заявление с просьбой о поиске рукописей Бабеля в подвалах КГБ.
В ответ на мою просьбу ко мне домой пришли два сотрудника этого учреждения и сказали, что рукописи сожжены.
(Антонина Пирожкова. Семь лет с Исааком Бабелем. New York, 2001. С. 129–131)

Литературовед Сергей Поварцов, положивший много труда на изучение жизни и творчества Бабеля, в одной из последних своих работ рассказал о более поздних попытках отыскать рукописи расстрелянного писателя:

Вопрос этот неоднократно (и в разное время) поднимался перед руководством КГБ, однако безрезультатно. Виталий Шенталинский, проделавший огромную работу по вы¬явлению рукописей и документов советских писателей в фондах ФСК-ФСБ, вынужден был признать: рукописей Бабеля там нет. За исключением вещдоков - паспорта, профбилета и медицинской карточки - все изъятое при обысках на даче и городской квартире было передано младшему лейтенанту 3-го отделения 2-го отдела ГУТБ Г. Кутыреву. Следователь Акопов, принимая дело Бабеля от следователя Н. Кулешова для дальнейшего "производства", 10 сентября 1939 года уведомил своего начальника капитана ГБ Б. Родоса: "Вещественных доказательств при деле нет, в материалах обыска имеется личная переписка и рукописи трудов".
Итак, осенью 1939 года рукописи, записные книжки, письма, фотографии, деловые бумаги были еще целы и хранились, по-видимому, в 12-м спецотделе. Потом все исчезло. Спустя шесть десятилетий к поиску подключился Шенталинский, он принял реальные меры к установлению истинных причин исчезновения архива Бабеля. Надежда оставалась: в деле писателя нет справки об уничтожении (сожжении) рукописей...

Знаменитый роман Булгакова внушил нам, что "рукописи не горят". И так хочется верить, что вдруг случится чудо и пять изъятых при аресте Бабеля папок (на самом деле их было не пять, а ДВАДЦАТЬ ДВЕ!) с его рукописями когда-нибудь еще отыщутся.

"Ко мне домой, - рассказывает Антонина Пирожкова, - пришли два сотрудника этого учреждения и сказали, что рукописи сожжены".

Но можно ли верить сотрудникам "этого учреждения"? На протяжении многих лет они морочили вдове голову, лгали, то подсылая к ней людей, уверявших ее, что Бабель жив, то официально сообщая ей взаимоисключающие, а значит, заведомо лживые сведения о причине и дате его смерти.

Почему же их версию о судьбе бабелевских рукописей мы должны принимать на веру? Уж не потому ли, что время от времени мы слышим от них, что теперь они другие - не те, какими были в те жуткие времена?

Но мы-то знаем, что не другие, а те же самые. Даже от той, старой клички своей не хотят отказаться: как и встарь, с гордостью именуют себя чекистами.

***
Да, в России надо жить долго. Но и это не всегда помогает.
Не так давно умершая Антонина Николаевна Пирожкова прожила на свете СТО ОДИН ГОД. Но и при таком нечасто встречающемся долголетии вытащить из тайников "этого учреждения" рукописи покойного мужа ей не удалось.
Сейчас в Россию приехал (из США, где он живет) внук Бабеля Андрей. Он собирается предпринять еще одну отчаянную попытку добраться до рукописей деда.

Может быть, у него это и получится.
Дай-то Бог!
Бенедикт Сарнов07.08.2013

ЛУКАВЫЕ ЦИФРЫ


"В пятницу, 9 августа, сайт "Левада-Центра", негосударственной исследовательской организации, опубликовал данные опроса, проведенного 18-22 июля. Согласно этим данным, взгляды и позиции президента РФ Владимира Путина разделяют 14% россиян".

Вот незадача, скажет человек непросвещенный, новоизбранный президент, а народной поддержкой и не пахнет. Замечательный предлог для шумной реакции российских либералов всех мастей. При этом как-то забывается, что остальные почти 86% населения России поддерживают взгляды и позиции И.В. Сталина. Так что, я бы на месте оппозиции не радовался очередному опросу "Левада-Центра". Путин прекрасно знаком с пожеланиями своих избирателей. Всеми силами и давно он старается походить на генералиссимуса. Не все получается, туго идет процесс, а потому и цифры доверия населения к В.В.П. падают. Не дай Бог - начнут расти.

БРАТЬЯМ ПО РАЗУМУ 9 августа


Всегда думал, что способностью создавать произведения искусства человек отличается от животного. Многие считают что это различие может быть стерто. И человек, в наказание за грехи, вновь превратиться в скотину. Кто знает, возможно, на нашей планете миллионы лет назад уже была предпринята безуспешная попытка очеловечивания цивилизации. А что, если история рода людского также бесконечна, как Вселенная, а мы свидетели, всего лишь, очередной попытки "двуногих без перьев" бросить вызов Богу. Фантастика? Может быть...
 40 лет назад Жан Луи Гадар сказал Микельанжело Антониони:
 - В научно-фантастических романах никогда не фигурируют художники и поэты...
 - Да, это любопытно, - заметил Антониони. - Может быть, их авторы считают, что в будущем можно обойтись без искусства. Возможно, мы последние, кто создаёт столь бессмысленные на первый взгляд вещи, как художественные произведения.

  Мне рассказали о человеке, страдающем нарцисцизмом. В помещении он всегда садился так, чтобы видеть себя в зеркале. А что, если искусство, и есть это зеркало? Будет оно разбито - и человек наконец перестанет любоваться своим отражением... Вопросы, вопросы, вопросы...

СПЕШУ ПОДЕЛИТЬСЯ 9 АВГУСТА


Ефим Шмуклер 
ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЗВУЧИТ КАК?
"Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную
моральную силу, но он может пользоваться этим оружием
и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных
устоев оказывается существом и самым нечестным, и диким,
низменным в своих половых и вкусовых инстинктах"
(Аристотель, 384 до н.э. - 322 до н.э.)
"Что человек делает, таков он и есть"
(Георг Гегель, 1770-1831)
Вспомним пьесу М.Горького "На дне" (1902-ой год). И монолог Сатина: "Человек! Это великолепно! Это звучит...гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека" (действие 4.).
Не будем рассматривать социально-экономическую ситуацию в России, когда эта вещь была создана. Но ясно, что она - эта пьеса - высветила положение бедного, нищего, выброшенного на дно общества, человека. И этот гимн человеку, его право на достойную жизнь, и этот призыв - уважать человека - нашёл отражение в рвущих душу словах: "Человек - это звучит гордо!"
М.Горький (1868-1936) твёрдо придерживался этой концепции. Ему принадлежит высказывание: "Я не знаю ни одной книжной истины, которая для меня была бы дороже человека. Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир".
Отмежевавшись от той эпохи (не забывая, что и наше время, если умственным взором обозреть весь мир, ситуация не лучше), процитируем эту фразу несколько иначе: "Человек - это звучит гордо?"
Так был поставлен вопрос на одной из дискуссий в коллективе высокообразованных людей. Может возникнуть мысль, что тема приобрела актуальность за последнее время. На самом деле, никакой новизны нет. Интеллектуалы прошлого - и далёкого, и близкого - достаточно нелицеприятно оценивали человека, хотя и признавали его "венцом природы".
1. Марк Твен (1835-1910): "Если бы человека создал человек, ему было бы стыдно за свою работу". То есть автор этих строк не в восторге от творения - человек.
"Человек был создан в последний день творения, когда Бог уже утомился". Намёк на то, что человек далеко не совершенное творение...
2. Джонатан Свифт (1667-1745): "Вообще говоря, я питаю ненависть и отвращение к животному, называемому человеком, но я сердечно люблю Джона, Питера, Тома и так далее". Это мысль о том. что можно любить конкретного человека, но это не значит, что следует любить всё человечество вслепую. Типичная позиция мизантропа.
3. Уильям Шекспир (1564 - крещение -1616): "Человек - это животное, стремящееся возвыситься до бога, и большинство наших бед - неизбежный побочный эффект направленных на то усилий". Есть люди, которые не считают себя животными - в принципе, хотя их поступки - хуже, чем поведение животных.
4. Рабиндранат Тагор (1861-1941): "Человек хуже животного, когда он становится животным". А это значит, что в таких случаях просто нечем и некем гордиться.
5. Марк Туллий Цицерон (106 до н.э.-43 до н.э.): "Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию". Иначе говоря, облик - человека, а поведение, проявления лишены признаков добра, гуманизма, сострадания и пр.
6. Жюль Ренар (1864-1910): "Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка". Критика в адрес человека, основанная на знании фактов. Это - впереди.
7. Иоганн Гёте (1749-1832): "Природа всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей". Несмотря на выдающийся интеллект, даже не желая сознательно вредить, человек совершает ошибки, которые дорого обходятся обществу и Природе, то есть мозг не всегда справляется с задачами и проблемами, которые приходится решать и преодолевать.
8. Чак Паланик (р. 1962, амер. пис.): "Некоторые из нас рождаются людьми. Остальные идут к этому всю жизнь" . То есть родиться человеком - это ещё не значит стать человеком. Но такая возможность есть. Вся жизнь - это путь к цели.
9. Сократ (~469 до н.э.-399 до н.э.): "Чем больше узнаю людей, тем больше уважаю собак (вар.: тем больше ценю мою собаку)". Комментировать практически нет смысла: собака - животное, но по благородству, преданности, жертвенности, доброте - при правильном воспитании - превосходит, зачастую, человека (просто нет места для примеров-фактов). А вообще, люди и животные - земляне, и хотя возможности у них разные, права - одинаковые. И главное право - право на жизнь и свободу. И здесь - масса проблем!
Цитирование можно продолжить...
И если Цицерон говорил, что "человек - твой злейший враг", то иные чувства зарождались в сознании многих людей (слова Горького уже были приведены). "При мысли великой, что я человек. - написал В.А.Жуковский (1783-1852), -.всегда возвышаюсь душою". Поэт. Что говорить! Да и Фридрих Ницше (1844-1900) отличает человека: "Человек - это фантастическое животное, которое, чтобы существовать, должно удовлетворить на одну потребность больше, чем любое другое животное: веру в то, что его жизнь имеет смысл".
Так в чём же можно обвинить человека, чтобы не испытывать особое чувство - гордость? Ретроспективный взгляд на историю человечества обнаруживает, что человек, в силу своих свойств (прежде всего, творческий разум, активное познание природы и др) непомерно - прямо скажем - расплодился, не оставляя другим животным места на Земле, а для их спасения устраивает зоопарки, заповедники, парки и пр.
Есть такая "статистика" (скорее, - прикидка). За 4000 лет до н.э. на Земле проживало 7 млн. человек, а за 1000 лет до н.э. - уже 50 млн. За 500 - уже 100 млн. В первом веке новой эры - 300 млн. человек, В 1000-ном году - 400 млн. человек. И далее: 1 млрд. (1803 год), 2 млрд. (1927), 3 млрд. (1960), 4 млрд. (1974). 5 млрд. (на 7 июля 1987 года), 6 млрд. (на 12 октября 1999 года), 7 млрд. (31 октября 2011 года). Вот эта тенденция образно представлена на рисунке.
http://www.lebed.com/2013/shmuk1.jpg
Если бы численность животных разных видом (на рис. - 1, 2,..., а далее - почти точки - свидетельство малочисленности, исчезающие виды) уменьшалась только за счёт экспансии человека (хотя эта тенденция очень опасна для землян), то это одна сторона дела, как говорится. Но суть дела состоит и в том, что наиболее животноподобные люди методично, бесстыдно, тупо уничтожают слонов, тигров, китов (можно устать перечислять). С каким азартом в дикий период в Северной Америке истреблялись бизоны (тенденция, которая поощрялась даже президентами!). Теперь их нет - разве что в национальных парках. А было - несколько десятков миллионов! Может, погордимся этим?
Спасают уссурийского тигра. Они - эти тигры - просто не успевают размножаться. Кроме людей, на этих животных никто не охотится. Гордость за "человека" так и прёт из нас.
И с какой радостью в северных широтах планеты уничтожают только народившихся бельков. Трах по голове дубиной - и готов, и шкурка уже практически твоя. И чтобы заработать, надо умертвить как можно больше.
Есть удручающая статистика. Например, в природе осталось всего 3200 тигров. За 100 лет их число сократилось на 97%! А за 500 лет с лица Земли исчезло 900 видов животных и растений.
Из-за загрязнения окружающей среды, сельскохозяйственной деятельности, роста городов, охоты, рыболовства, изменения климата в год гибнет около 1% животных. А браконьерство?! В 80-х годах прошлого столетия каждый час погибало 8 слонов (70000 в год). Не от голода или болезней. По воле венца природы - человека.
Именно человек беспощадно относится к своему жилищу - матушке-планете "Земля". Огромные скопления отходов "жизнедеятельности" людей, проживающих в больших, очень больших и малых городах: свалки. Об этом надо писать отдельно. Это просто кошмар. И позор. И кощунство. С таким упоением пилить этот знаменитый сук, на котором уже не сидишь, а висишь.
Добрались люди и до мирового океана и в том печальном смысле, что истребляют и травят животных разливами нефти и прочей гадостью (например, солями тяжёлых металлов, выбросами радиоактивных элементов), но и созданием условий для образования плавающих мусоросборников. Один из печально известных - "мусорный континент" в северной части Тихого Океана. Это - до 0,8% его площади, или до 15 млн. км2. Сколько государств здесь можно было бы разместить? Это приблизительно 100 млн. тонн мусора, который под воздействием морской (океанической) воды и солнечного излучения частично диспергирует до размеров зоопланктона. И вся эта полимерная химия ведёт к гибели многтх животных. Тоже - отдельная тема для тревожного разговора.
Дело дошло до того, что люди уже ищут места, где чистый воздух, чистая вода, неотравленная почва (ядохимикатами и удобрениями). Есть города, в которых уже просто невозможно дышать. И речь уже не идёт о выхлопных газах автомобилей, и не об единичных выбросах, разливах и пр. Речь идёт о том, что люди каждодневно дышат не только кислородом воздуха, но и веществами, которые постоянно присутствуют в окружающей среде.
Речь идёт о глобальном разрушении экологического равновесия, о его смещении в сторону смерти всего живого. Пошли призывы (со стороны учёного люда) искать себе место на других планетах. Издевательство - не более.
За несколько веков своего существования 
Homo Sapiens извлёк из недр земных огромное количество нефти, газа, угля, различных руд (особенно железных)... Подозреваю, что это обстоятельство изменило характер поведения Земли на орбите. Во всяком случае, информация об изменениях в магнитном поле Земли, в каком-то звучании, имела место.
Большие города, ночные огни, озаряющие огромные пространства по всему миру. Читал, что птицы, мигрирующие по причине функционирования биологических часов, сбиваются с курса, что приводит к катастрофе. Можете себе представить неосвещённый ночной город в мирное время? Представить можно, но неустранимая реальность - иная. Человеку хорошо, он устраивает свою жизнь с максимальным комфортом, но гордость его - сомнительная. Укротить бы, а?
Пропадает охота гордиться человеком, ежедневно наблюдая его уход не только от морали, которая признаётся всем обществом - общественные моральные ценности (кстати, "мораль", "нравственность", "этика" - это одно и то же, поэтому неправильно разделительно говорить о морали и нравственности, этических нормах), - но и от природного, врождённого, генетически обусловленного поведения. Тут нужны примеры - самые свежие.
Трое парней - граждан Украины - насилуют девушку, потом, полузадушенную, выбрасывают на свалку и поджигают. Девушку случайно наши, определили в хирургию, но она вскоре умерла. Варваров, подонков, нечеловеков, псевдоживотных осудили, в том числе - пожизненно...
Другой - аналогичный - пример, уже Россия. Юноша - сын зажиточных родителей, изнасиловал влюблённую в него девушку, обложил её горючим мусором и поджёг. Девушка, когда пришла в сознание, буквально доползла до полицейского участка. У неё - серьёзнве проблемы со здоровьем, парень - под следсвием. Мораль: до звания "Человек" ещё надо дорости...
В настоящее время обсуждаются проблемы - наркомании, никотинозависимости, алкоголизм, проституция, педофилия, однополые браки, гей-парады... В животном мире педофилов нет (может, ошибаюсь?; если да, то не сильно). Получается, что педофил - даже не животное. Но и не человек. Тогда кто? Недочеловек? Тема большая - мы её только обозначили, чтобы подумать о слове "гордость".
У слова "гордость" есть четыре значения (см. Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой): 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения; 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь; 3. О том, кем (чем) гордятся; 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь.
Вот это последнее чаще всего и проявляется.
Продолжим, однако, разговор в контексте со сказанным. Молодая мать (Россия) морит голодом пятимесячного сына и избивает его (даже руку и ножку повредила). Ей помогает муж-сожитель. В больнице мальчика спасают... А где инстинкт матери, готовой за жизнь своего дитяти свою жизнь положить, защитить, убить? Настоящая мать к своему ребёнку никого не подпустит, если почувствует угрозу. Страдания матери, потерявшей ребёнка (умер, убили, украли) ничем измерить нельзя. Сколько детей стали жертвами паскудных родителей: одни замёрзли, другие - обгорели, третьи - сгорели заживо, четвёртых - продали, пятых - выбросили, и хорошо ещё, если подбросили,... "Человек - это звучит гордо". Это не цитата. Это мнение, сомнение, подозрение, исключение, скепсис...
В интернате (Россия) старшим школьникам (девушкам!) воспитатели поручают приглядывать за мальчиками младшего возраста (чтобы спать легли, не баловались...). Вот они и начали экзекуции руками и ногами, унижая и травмируя детей. Телекадры издевательств шокируют. А где гуманизм, доброта, сострадание, чувство боли, душевность, уважение к личности, человечность?..
Сотрудник ГИБДД выбрасывает свою дочь-подростка в окно (квартира - в многоэтажном доме)... Зверь? Но не человек - точно.
Сирия. Боевик, пленивший военнослужащего правительственных войск, вырезает какую-то часть его тела (писали, что печень) и на глазах у всех ест то, что вырезал. Это - факт, документально зафиксированный.
Мы живём в 21-ом веке, верим - кто в Бога, кто - в Аллаха, кто - ни в того, ни в другого, а превратиться - поголовно - в божество (не в Бога!) никак не получается. Кто стал Человеком, кто думает, что он - Человек, а в ком-то просыпается зверь. Вот из-за этих тварей мы не можем гудеть, что человек - это звучит гордо.
А чем гордиться? Тем, что у тебя мозги лучше устроены, чем у остальных живых существ? Тем, что ты в состоянии создавать то, чего нет в природе? Тем, что создал язык общения и выражения мысли? Что твое мышления способно восходить к абстрактному. Что твоё сознание направлено на познание? Нет, этим гордиться не надо, этим можно и не очень нужно восхищаться, восторгаться, этому можно удивляться, этим можно потрясаться, в связи с этим - задумываться, искать истоки и т.д.
Число примеров, убеждающих в порочности человека (абстрактного, конечно), говоря математическим языком, стремится к бесконечности. Обширный перечень пороков и недостатков человека имеется в главных религиозных книгах. То есть, проходят века и тысячелетия, а природа человека не меняется, не укрепляется его мораль, хотя и декларируется - то в "моральных кодексах", то в "декларации прав человека", то в конституциях, то в правилах поведения... Ясно, что природу человека надо сдерживать, укрощать, направлять.
Обратимся ко второму рисунку:

Прошлое<------------------[]На
cтоящее-------------------->Будущее
Когда мы прокручиваем в голове всё доступное прошлое человечества, возникает мысль: человек - это худшее, то придумал и реализовал Бог. Это его ошибка, он не должен был этого делать. В этом месте процитируем Библию: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему... и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... и увидел Бог всё, что Он создал, и вот. Хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой" (цит. по книге Митрополита Кирилла "СЛОВО ПАСТЫРЯ"). И если Бог оценил свою работу на "хорошо" априори, то время показало, что оценка приближается к величине "плоховато". Недоработочка вышла.
Много зла на Земле сотворил человек и продолжает творить. Неукрощаем. Две мировые войны чего только стоят! А Холокост? А непрекращающиеся взрывы в Ираке и Кабуле, других местах, приводящие к гибели сотен людей. Только гражданская война в Сирии за два года привела к гибели - на сегодня, только на сегодня, когда пишутся эти строки. - более 90000-100000 человек. Цинизм верующих - а это мусульмане, по факту - дошёл до предела: взрывают в мечетях, палят из нестрелкового оружия по сооружениям, предназначенным для проповеди и молитвы. Люди - расходный материал.
Как тут не назвать такое кощунство, как разрушение путём самолётной атаки двух красавцев - домов-близнецов Международного торгового центра, - а вместе с ними - убийство почти 3000 человек. Боль, которая никогда не пройдёт, особенно у тех, кто потерял родных, близких, друзей, сотрудников, образованных и деловых людей...
А что сказать о людях, которые берут в руки оружие и направляются в зоны отдыха, кинотеатры, общежития, аудитории, классы, детсады, квартиры, культовые здания, чтобы стрелять, стрелять, стрелять и при этом - только убивать? США, Китай, Норвегия, Россия... - вполне цивилизованные страны
Такое оно - прошлое, не украшающее человека, а продолжение его - настоящее, как точка отсчёта.
Но если брать конкретного человека, который всех радует и восхищает своими талантами, поступками, душевными качествами, то гордость может наполнять души самых близких людей, у сторонних - вызывать только восторг и возможно - удивление, а нередко - и зависть. Возможно, пример с С.Филиным - тому доказательство.
Вот настоящее - это подведение итогов прошлого опыта. У нектоторых людей возникает мысль, что не мешало бы человека генетически усовершенствовать, например, внедрить ген альтруизма, о котором за последнее время много говорят и пишут. Короче говоря, вывести новую породу людей, лишённых тех пороков, которые делают нашу жизнь напряжённой и тревожной. Богу это не удалось, не получится и у новых теоретиков. Максимум, что получится - "овечка Доли".
В ушах звучит высказывание: "человек - венец природы", а в голове ассоциируется мысль: человек - это конец природы. Совершенно уверен, что природе без человека было бы лучше (в настоящее время так вопрос ставиться не может).
При отсутствии катаклизмов воздух, вода (любая и везде), почва были бы чистыми и идеальными для любых форм жизни. В природе происходил бы круговорот веществ, в лесах живности было привольно, сами леса оставались лесами, животные жили бы там, где закрепились, при этом стабильными были пищевые цепи, не гуляли бы болезни по миру, земные недра были бы нерушимыми... И ждала бы Земля и всё её население, когда Солнце погаснет через миллионы или миллиарды лет. А сейчас и ждать нечего: люди обзавелись ядерным оружием, которое может убить всё живое многократно. В воздухе уже не стабильное количество углекислого газа - 0,03% (по объёму), а 0,04% (свежайшие данные американских учёных). Грязный воздух, грязная вода, отравленная земля, теснота (см. верхний рисунок), проблемы производства пищевых продуктов (уже реальный голод и смерть по этой причине), жажда (во многих регионах планеты), обеднение животного и растительного мира, проблемы производства энергии, приближение к исчерпанности природных ресурсов, неукротимые болезни... - всё это в сумме покончит с человечеством, животным и растительным миром за несколько десятков лет. Это не прогноз, это - то, что может случиться.
А Солнце будет светить. До него Гомосапиенсу не добраться.
В принципе, подтверждаются слова Артура Шопенгауэра (1788-1860): "Всё, о чём повествует история, в сущности, лишь тяжкий, затянувшийся и запутанный кошмар человечества" (один из его афоризмов).
В мире накопилось огромное количество зла и проблем, в основном, - по вине человека (землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, ураганы, молнии, поджигающие леса, сели и оползни... - это проявления Природы).
Вместе с тем, только в руках человека - направить силы природы себе на пользу, максимально ослабить их негативное действие, исправить (хотя бы частично - на первом этапе) нанесенный Природе урон, поддерживать условия для сохранения жизни на Земле. Но если одни будут строить, создавыать, созидать, а другие - разрушать (а делают это все: и террористы, и религиозные фанатики, и и современные цивилизованные варвары), то такое топтание на месте завершит историю человечества.

ИУДАИЗМ и РЕНЕССАНС


Всегда казалось не совсем логичным само понятие: «иудео-христианская цивилизация». Почему исламисты, в поисках врага, настойчиво отказываются от своих, собственных корней в иудаизме? Почему для них евреи и Запад - истоки современной, ненавидимой ими, цивилизации? Не потому ли, что начало нынешнего мироустройства корнями своими в Возрождении – Ренессансе, в отрицании средневековых догм, в невольном приближении к иудаизму.
Плоскостное, табуированное восприятия Спасителя уступает место поискам в пространстве, в бесконечности. Готика устремилась к Богу, восславила Бога, но и указала человеку его малое, жалкое место в мироздании. Ренессанс впервые делает попытку поднять потомков Адама и Евы до Бога, и таким путем освоить мир, прежде покрытый завесой церковных догм.
Отсюда поиски в философии, литературе, науке, отсюда новая, смелая живопись, немыслимая без перспективы, как проникновения в космос. Все это взято из иудаизма: Бог, как бесконечность, Бог, как постоянный, настойчивый призыв к освоению мира.
«Человек почти всегда выходит за собственные пределы», – писал философ Возрождения  Джованни Пико дела Мирандола. «Бог – ничто, потому что он – Все». Ничто, потому что нельзя определить нечто непознанное, бесконечное, необъятное, Все, потому что мир вокруг человека и сам человек – промысел Божий. Разве это не иудаизм?
Да и сам культ человека, способного бросить вызов Всевышнему, – все это решительный шаг к основам монотеизма. Здесь и экономическая составляющая: рост свободных городов в Италии, с неизбежным развитием ремесел, торговли и образования. Человек поднял голову. Иудаизм и гуманизм – понятия неразрывные.
Творцы Возрождения, в неизбежности простоты понятий и прямой наглядности, не могли найти почву для своих исканий в Торе, Талмуде, Каббале, а потому, в попытке преодолеть схоластику средневековой морали, обратились к язычеству античности, но только с одной целью – найти там красоту и величие человека. Многие видят в этом бесспорный атеизм Ренессанса, но это не так. Гении Возрождения не хотели принимать Бога, как данность, навеки застывшую в схемах, навязанных церковью. Они отстаивали право на поиск своего Бога, на теодицею – на поединок с ним,  на комментарии к Писанию. Все это мыслимо и допустимо в иудаизме и было невозможно в христианстве той поры.
Ренессанс стал духовным переворотом всемирного значения, рывком к свободе. Именно Возрождение сделало немыслимым религиозную нетерпимость, проложив пути от религии ненависти к религии любви и терпимости. Костры инквизиции удалось погасить не сразу, но они были обречены, как только Галилей и Коперник увидели звезды, Колумб поднял паруса, Шекспир взялся за перо, а  Леонардо да Винчи создал свои крылья для полета. Любовь и красота нового века решительно опровергли ненависть и уродство средних веков. Человек «чудо природы», «краса Вселенной», «венец всего сущего» - это Возрождение.  Да, здесь много гордыни, но без гордыни этой было немыслимо подняться с колен религиозной догматики,  увидеть и освоить мир за пределами церковного предела. Запад и евреи в полной мере использовали мощный толчок Ренессанса и двинулись дальше. Ислам, пожалуй, еще раньше начал дышать свежим воздухом своего Возрождения, но вдруг остановился, замер, отказавшись от значимых достижений на пути к духовному и экономическому подъему. Эта бесспорная, историческая ошибка и привела к сегодняшней «войне цивилизаций».

Парадокс истории в том, что стала эта война возможной лишь в результате технического прогресса, обусловленного Возрождением. Если бы не возрастающая потребность Запада, Китая и Индии в сырье, не было бы мощной финансовой подпитки исламских стран, и хорошо оплаченной агрессии террора против своего же донора и кормильца. История мира не только парадоксальна, но и безумна безумием толп.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..