среда, 27 апреля 2016 г.

А БЫЛ ЛИ ИСХОД?

Jewish.ru

А был ли Исход?


27.04.2016

Исход из Египта – центральное событие еврейской истории, библейской истории, да и, пожалуй, истории всего человечества – зачастую ставился под сомнение. Тому, мол, нет никаких артефактов и прямых доказательств. Профессор Джошуа Берман из Бар-Иланского университета считает, что они есть, только искать их надо не в земле и песке, а в языке, на котором мы говорим.
Многие современные исследователи Танаха и истории того времени утверждают, что Исхода евреев из Египта не было. Сводили они свою позицию к трем словам: непреходящее отсутствие доказательств. В дошедших до нас египетских летописях действительно не упоминается не то что Моисей, но и рабский народ под названием «евреи» или «израильтяне». Нет в египетских архивах и записей о постигших страну бедствиях наподобие вечной тьмы или нашествия саранчи и о затонувших в море египетских войсках. Археологических доказательств, прямо свидетельствующих о странствии многотысячного народа по Синайской пустыне и его миграции в Святую землю, также не наблюдается.
Отсутствие доказательства еще не доказывает отсутствия. Если даже этот софизм так и останется в ваших глазах софизмом, рассмотрим текстуальные свидетельства, говорящие в пользу правдивости описанных событий Исхода.
Начнем с летописей. Во-первых, египтяне не делали различий между рабами семитских народностей. Их всех вкупе называли просто «азиатами». Также и у рабов с Африканского континента не интересовались страной происхождения. Во-вторых, подавляющее большинство документов той эпохи было утеряно, и историки в основном полагаются на иероглифические надписи, которые сложно принимать за надежное историческое свидетельство: надписи эти касались в целом египетских религиозных культов и не содержали изображений каких-либо проблем или военных событий.
В том, что касается археологии, ясности еще меньше. Множество событий, историчность которых не подвергается сомнению, не оставили археологам вообще никаких побрякушек для раскопок, будь то миграция кельтов в Малую Азию, славян – в Грецию или арамеев – через Левант. Это, впрочем, неудивительно: миграция не предполагает долгого сидения на одном месте, приводящего к образованию археологических артефактов. То же можно сказать и о завоеваниях. Покорение Британии англосаксами в пятом веке, арабами Палестины в седьмом столетии и даже вторжение норманнов в Англию в 1066 году, в результате которого Вильгельм Завоеватель стал королем, что вроде никем под сомнение не ставится, с археологической и военной точек зрения мало чем отличаются от описанных в Библии переселений и завоеваний. Можно сказать, что военный принцип был такой: меньше археологических останков – меньше работы археологам.
С 1279 по 1213 годы до нашей эры Египтом правил Рамсес Второй, прозванный Великим. Согласно своему величию, он построил себе новую столицу, Пер-Рамсес. Построил, конечно, не сам, а с помощью рабов. О том же, независимо от прочих источников, сообщает и Книга Исход. В этом отрывке фараон назван просто «Фараоном» – и это полностью соответствовало практике, принятой в Египте XII-Xвв. до нашей эры. Позже к фараонам стали обращаться по имени – и это тоже зафиксировано, уже в книге Царств, в повествовании о том, как фараон Нехао идет войной на Ассирию.
В первой песне Моисея встречаются названия нескольких народностей: эдомитяне, филистимляне, моавитяне. Упоминания о них содержатся и в египетских источниках того времени. Более того, в Книге Исход сказано, что израильтяне не пошли вдоль северного берега Синайского полуострова, к современному сектору Газа, из-за опасности военного столкновения с этими племенами. И в самом деле, археологи обнаружили египетские укрепления на этой дороге, которые спустя несколько столетий были заброшены и покрылись песком.
***
Исследователь Джошуа Берман прибегает к сравнительному методу, проводя параллели между библейским и небиблейскими источниками одного исторического периода с целью выявления влияния вторых на первый. Почему не наоборот? В то время, будучи довольно-таки слабой региональной силой, Израиль не представлял культурного интереса для окружающих его империй. Ни один еврейский текст до Вавилонского пленения, а это VI век до нашей эры, не переводился на другие языки.
Самое раннее упоминание о сущности под названием «Израиль» встречается в египетской иероглифической надписи, датируемой 1206 годом до нашей эры, временами Исхода. В ней говорится о победе фараона: «Израиль опустошен, нет семени его», – и под «Израилем» понимается не город и не страна, а некая группа людей.
Библейский оборот «дланью могущей и десницей простертой» применяется только к повествованию об Исходе, хотя мог быть применим к великому множеству божественных деяний. Случайность? Нисколько. «Дланью могущей и десницей простертой», согласно египетским литературным источникам, творил земные дела фараон. Никакие иные ближневосточные правители не удостаивались подобного описания. Применение такого оборота в библейском тексте означает, что евреи были в Египте, где его и заимствовали.
Это, однако, еще цветочки. Подобная, но гораздо более масштабная апроприация прослеживается в отношении самого знаменитого достижения фараона Рамсеса Второго – победы в битве при Кадеше в 1274 году до нашей эры. Вернувшись домой, Рамсес приказал высечь барельеф с рассказом о битве на монументах по всей империи. Десять барельефов сохранились по сей день. Рассмотрим его подробно. В нижней части этого барельефа виден окруженный стеной военный лагерь. Длина лагеря вдвое превышает его ширину. Вход расположен слева, в середине восточной стены (восток в египетских иллюстрациях находился слева). В центре расположен прямоугольный шатер в пропорции 3 к 1, состоящий из двух секций: приемной (2 к 1) и покоев фараона. Ничего не напоминает? В точно таких же пропорциях, один к одному, описывается Мишкан, переносной Храм, который евреи носили с собой во время сорокалетних скитаний по пустыне (см. рисунок).
Более того, символизирующие бога Хоруса два сокола расправляют свои крылья в символической защите фараона. Также и в Книге Исход сказано: «Пусть херувимы простирают крылья вверх, закрывая ими крышку искупления. Пусть они будут обращены друг к другу, лицом к крышке». Сходство не только архитектурное, но и концептуальное: Б-г для израильтян был не только божеством, но и военным лидером, ведшим Свой народ от битвы к битве, также как и фараон Рамсес для египтян.
Теперь от картинок переходим непосредственно к тексту, к поэме Пентаура, описывающей битву при Кадеше. Начинается история так: войско, не готовое к бою, продвигается вперед, и неожиданно на него нападает гораздо большая сила, вызывая всеобщую панику. Предводитель войска взывает к Б-гу, который приказывает не сбиваться с прямого пути, обещая победу. Далее Б-г в одиночку схватывается с противником, и тот в смятении отступает, осознавая, что сам Г-сподь сражается против него. Противник тонет в воде (см. рисунок).
Описанная выше битва при Кадеше в пересказе Пентаура полностью повторяется в Книге Исход. Тут еще следует подчеркнуть одну уникальную для ближневосточной литературы деталь: победоносный Б-г сражается еще и за лояльность своих подопечных, которых он спасает от истребления. Параллели между тем только начинаются. В египетских источниках сказано, что когда войска фараона встретили Его, то «убоялись они Меня и того, что Я сотворил: вся земля лежала в крови, моя могучая длань была подобна Монту (бог-покровитель Рамсеса Второго. – Прим. ред.)». А в Книге Исход говорится, что «увидели израильтяне египтян мертвыми на берегу моря и узрели длань великую, которую явил Г-сподь, и убоялся народ Его». Как уже упоминалось, «могучая рука» – оборот, встречающийся исключительно в египетских источниках конца второго тысячелетия до нашей эры.
После битвы войска возносят хвалу спасителю – фараону: «Могучий воин, укрепивший наши сердца, спасший нас от колесниц». И Б-гу в Книге Исход: «Высоко Он превознесся, коня и всадника ввергнул в море. Г-сподь крепость моя и слава моя». И в обоих источниках враг сравнивается с соломой, в поэме Пентаура говорится, что «обратил Он врага в солому предо мной», в Книге Исход: «Послал Ты гнев, и он попалил врага, как солому».
Так продолжается до конца песни Моисея: мотивы ее и поэмы Пентаура перекликаются не просто чуть ли не дословно, но и в одной и той же последовательности. Тотальность параллелей заставляет задаться вопросом: если поэма и в самом деле была апроприирована израильтянами, когда это могло произойти?
Если апроприация произошла много позже событий Исхода, то вместе с этой историей в иудейскую культуру должны были войти и другие египетские эпосы и поэмы, но нет вообще никаких свидетельств, что хоть какие-то египетские иероглифические надписи или литературные произведения дошли до Израиля или Иудеи в каком-либо виде. Не говоря уж о том, что во времена правления и Соломона (X век до н.э.), и Хизкиягу (VII век до н.э.) отношения у Израиля с Египтом были дружественные, и придумывать антиегипетскую легенду в своей истории смысла просто не было. Однако самые поздние известные нам копии поэмы Пентаура датированы все тем же XIII веком до н.э. – временем Исхода. Имеющиеся свидетельства, однако, указывают на то, что во времена правления Рамсеса Второго и поэма, и сама битва были широко известны жителям Египта. Вероятней всего предположить, что и битва, и, значит, Исход были, просто египетская машина государственной пропаганды сделала победителем в ней фараона, а не евреев.
Сложно говорить о «стопроцентных доказательствах», особенно если речь идет о событиях в бронзовом веке. Тем не менее приведенные свидетельства показывают, что история Исхода из Египта – центральная для еврейской идентичности – имеет достаточные основания считаться аутентичной. И произнося на пасхальном седере традиционное «Мы были рабами фараона в Египте, но вывел нас оттуда Г-сподь дланью могущей и десницей простертой», евреям нет необходимости принимать это за метафору. История на их стороне.


Даниил Готштейн

ПРАЗДНИК НАВСЕГДА

200

Праздник навсегда


27.04.2016

Я помню, как во втором классе мучительно высчитывала, сколько лет мне будет, когда настанет двухтысячный год. Будущее. Готова поспорить, что вы тоже считали. О том, что после него когда-нибудь придет две тысячи шестнадцатый – даже подумать было невообразимо. Как и о том, насколько же изменится наша жизнь за эти ничтожные два десятка лет. Мир менялся всегда, но никогда еще он не менялся так стремительно.
Все, что говорили нам мамы и бабушки, становится неактуальным. Бабушка говорила, что мужчины любят дурочек, а расстояние между бедрами – это страшное несчастье и уродство, из-за которого ее, например, подруга отказывалась ходить на пляж. Сейчас я наматываю километры бегом и отказываюсь от еды, чтобы достичь тех самых бедер, которых стеснялась подруга моей бабушки. Ну, и еще я никогда не встречала приличного мужчину, которому бы нравились глупенькие.
Воспитание детей, построение карьеры, семейные отношения – вряд ли опыт предков может быть полезен современному человеку. Мир слишком изменился. Кроме мацы. Маца всегда была и будет. Наверное, до окончания времен.
В то время, когда моя мама варила наваристый холодец на жилистых свиных ножках и я искренне считала, что если смешать мелко натертый чеснок со сметаной, солью и перцем, обильно обмазать этим курицу и запечь в духовке, то получится, во-первых, самое вкусное на свете, а во-вторых, национальное еврейское блюдо… В то время, когда моя семья уже совсем ничего не знала о своем же еврействе и наших традициях – папа каждую весну приносил домой мацу. Я не знаю, где он ее брал. Сначала она была толстая, бесформенная, огромными неровными листами, бледная и будто размокшая. Я ее не любила, никто дома ее особенно не ел. Но она у нас зачем-то всегда была. Я не уверена, что мой папа смог бы объяснить, зачем он ее покупал. И дедушка тоже. Потом появилась восхитительная и удивительная заграничная маца в коробках – такая, какой мы ее знаем сейчас. Она была тоньше, поджаристей и хрустела – мы наконец-то стали ее есть, а не просто ритуально покупать.
Удивительно, что последняя традиция, которая остается в еврейских семьях – кроме, естественно, наказа выйти замуж за хорошего еврейского мальчика или жениться на хорошей еврейской девочке, – это покупка мацы. Идут годы, десятилетия, столетия, забываются традиции и еврейские имена (в моем детстве Соня, Лиза и Игорь, например, были самыми что ни на есть еврейскими именами), забывается почти все – но евреи зачем-то продолжают весной покупать мацу.
Большинство еврейских праздников очень абстрактны, у них практически нет никаких материальных составляющих. В иудаизме ведь почти нет каких-то специальных «предметов культа» – ну, разве что бокалы для кидуша, да ханукия. Как и нет простых и понятных ритуалов – всё очень сложно. Я понимаю, почему так привлекательны праздники других народов и религий – они в своем большинстве, во-первых, понятны даже трехлетке, во-вторых, красивы, и наконец, наполнены всевозможными ритуалами, обрядами и предметами.
У иудейских праздников замороченный философский подтекст, они более тяжелы в исполнении, нежели приятные ритуалы, почти нет никаких красивых финтифлюшек вокруг. В этом смысле Песаху повезло больше других еврейских праздников. Его смысл крайне прост: обретение свободы, освобождение от рабства. Есть конкретные и понятные действия, которые мы совершаем во время подготовки и самого праздника: убираем квартиру, едим мацу, пьем вино, радуемся свободе. Как в той истории, где поколения женщин отрезали у сладких рулетов оба края – потому что у прабабушки была крошечная духовка и целый рулет в нее не помещался. Бабушка и мама уже не знали, зачем это нужно, но продолжали честно резать сырое тесто: это обязательное условие, без этого ничего не получится! Как миллионы людей в мире продолжают беречь манту от воды: «если туда попадет хоть капля, то все пропало!» Хотя это имело смысл только в те времена, когда пробу на туберкулез делали, расцарапывая кожу. К современным манту запрет на воду не имеет никакого отношения, но кто из нас не берег розовую «пуговку» от воды?
Невозможно пройти через Йом-Кипур, не понимая его смысла. Но очень легко сделать уборку и купить мацу – только потому, что так делали все твои предки. Поэтому Песах остается – пусть даже в виде механических ритуалов там, где никогда даже не слышали ни о каком Йом-Кипуре – в нашей семье, например, даже слов таких не знали. И еще потому, что долгая жизнь в чужих странах, тысячелетия угнетений и отсутствие собственного места на земном шаре всегда заставляли мечтать о спасении. О свободе. О собственном исходе. О том, что «в следующем году – в Иерусалиме». Даже в тех местах и в те времена, когда полет в космос казался делом гораздо более правдоподобным, нежели поездка в Иерусалим.
Автор о себе:
 
Я родилась в 1980 году, у меня есть сын-второклассник и годовалая синеглазая дочка, которая сейчас больше сладкая булочка, чем девочка. Я родилась и выросла в Москве, окончила журфак МГУ и с одиннадцати лет только и делала, что писала. Первых моих гонораров в районной газете хватало ровно на полтора «Сникерса», и поэтому я планировала ездить в горячие точки и спасать мир. Когда я училась на втором курсе, в России начали открываться первые глянцевые журналы, в один из них я случайно написала статью, получила баснословные 200 долларов (в августе 1998-го!) и сразу пропала. Последние несколько лет я редактировала всевозможный глянец, писала о людях и тех удивительных историях, что с ними случаются.

Мнения редакции и автора могут не совпадать

Алина Фаркаш

Trump looks for big win in east coast Super Tuesday primaries

Trump looks for big win in east coast Super Tuesday primaries
By David Rosenberg

Cruz-Kasich alliance struggles, Trump seems poised to sweep Tuesday's five primaries.  Sanders in desperate play for delegates.

Five states on the eastern seaboard hold primary votes on Tuesday for both the Democratic and Republican parties.
Pennsylvania, Rhode Island, Maryland, Delaware, and Connecticut all appear likely to give the party frontrunners a significant boost, helping both Donald Trump and Hillary Clinton seal up their respective parties’ nominations.

Earlier this week, GOP challengers Ted Cruz and John Kasich pledged to coordinate their efforts to deny Trump the 1,237 delegates needed to secure a first ballot victory at the Republican National Convention.

Neither candidate has a path to securing a majority of delegates in the remaining primary votes and is counting on a contested convention to cobble together a majority from unbound delegates.

However, this last-ditch effort by the two to block Trump may prove futile, with polls showing the New York billionaire with double digit leads in all five states; in three Trump polls above 50%.

Of the 172 delegates up for a vote on Tuesday, 90-95 are likely to go to Trump.  One silver lining for Trump’s Republican rivals is Pennsylvania, where 54 of the state’s 71 delegates are automatically unbound.  While the 17 statewide delegates are winner-take-all and will most likely go to Trump, the 54 chosen at the district level are not linked on the ballot to any of the three remaining GOP candidates and enter the convention in July unbound.

On the Democratic side, former Secretary of State Hillary Clinton enjoys a modest but consistent lead in all five states.  If she manages to hold Vermont Senator Bernie Sanders even to a draw in the delegate count on Tuesday, Clinton will be well positioned to secure her party’s nomination.

At present, Clinton has won 1,446 bound delegates to Sanders’ 1,202. Add onto that 516 super-delegates who have pledged to support, and the former First Lady has a total of 1,962 delegates, or more than 82% of the 2,383 necessary for the nomination.

Sanders, on the other hand, has secured the support of only 39 superdelegates, leaving him with only 1,241 votes at the convention, or 52% of 2,383.

After seeing this, do you still want Muslims here?

ФЕЕРИЧЕСКИЙ МИХАИЛ МЕЕРОВИЧ

ФЕЕРИЧЕСКИЙ МИХАИЛ МЕЕРОВИЧ — ТОТ, КТО СОЗДАЛ МУЗЫКУ ДЛЯ «ЁЖИКА В ТУМАНЕ»


Meerovich
Вот с кем бы мы сделали интервью – так это с Михаилом Мееровичем, одним из немногих советских авангардных композиторов и автором музыки к нескольким легендарным мультфильмам Юрия Норштейна. Но, к сожалению, Михаил Александрович умер более 20 лет назад – в 1993 году.

Тем не менее, мы хотим вспомнить это имя – ведь Меерович создал музыку к мультфильмам, признанным лучшими анимационными фильмами всех времен и народов. Имеются ввиду «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» Юрия Норштейна (соответственно №1 и №2 в японском рейтинге 2003 года «150 лучших анимационных фильмов всех времён Японии и мира»).
О Михаиле Мееровиче в Рунете крайне мало информации. Кое-что можно узнать по разбросанным по разным ресурсам воспоминаниям самого Юрия Норштейна, кратких официальных биографий и из статьи израильского композитора Юрия Поволоцкого для музыкального журнала 21israel-music.com. Меж тем Меерович был яркой личностью со своеобразным, часто сюрреалистическим музыкальным мышлением. Он фактически создал себе «нерукотворный памятник», написав великолепную музыку к десяткам популярнейших мультфильмов, среди которых: серия «Котенок по имени Гав», «Цапля и журавль», «Как грибы с горохом воевали», «Возвращение домовенка».
Писать музыку по посекундному хронометражу – это ювелирная, головоломная работа. И в этой области Меерович был мастером. Вот как о работе с ним вспоминал Юрий Норштейн в интервью радио «Орфей»:
«…Снимая «Ёжика в тумане», я приходил к композитору и объяснял, какие в каждом конкретном эпизоде будут контрастные моменты. Например, там были целые куски, которые снимались четко по музыке. Меерович мне говорил: «Вы сумасшедший – вам это так не сыграют». Я ему отвечал: «Михаил Александрович, значит, будут играть отдельными маленькими кусочками, а мы их потом склеим». «Ну, вы сумасшедший», – вновь повторял он…
…Это было необыкновенное счастье с ним работать! Правда, поначалу у нас с ним были жуткие стычки. Он всё бегал и недоумевал, что за чудовище к нему пришло, и говорил мне: «Юра, как вы работаете?! Вы непрофессионально работаете». Я ему на первый раз принес эскизы – для него это уже было странно. Я объяснял: «Понимаете, я вам принес эскиз для того, чтобы вы поняли тональность музыки. Потому что дело не только в мелодии, но и в том, чтобы тональность просачивалась сквозь изображение, растворяясь в нем». Это для него было в новинку. Мы с ним сильно ругались, но затем притерпелись друг к другу и работали уже постоянно…»
ezhik_v_tumane
Михаил Меерович прожил очень непростую жизнь. Он родился в Киеве, 26 февраля 1920 года. Музыку начал писать в возрасте 13-ти лет. Учился в Московской консерватории, которую окончил по классу композиции в 1944 году. Учителями Мееровича были у Г. И. Литинский, А. Н. Александров, Я. И. Закк и А. Г. Рубах.
В середине 40-х годов Михаил Меерович был отмечен Сергеем Прокофьевым как один из наиболее талантливых молодых композиторов. А преподаватель Мееровича Генрих Литинский говорил, что тот фантастически талантлив, и что его мастерство не знает себе равных
В 1944–52 годах Меерович преподавал в Московской консерватории историю музыки, инструментовку и чтение партитур. Но в начале 50-х годов в СССР началась так называемая «борьба с космополитизмом» и «формализмом» в искусстве, за которыми скрывался самый натуральный государственный антисемитизм. По свидетельству Юрия Поволоцкого, о тех временах Меерович горько шутил: «Антисемитизм, как высшая стадия пролетарского интернационализма».
Однажды на собрании в Большом зале Московской консерватории Поликарп Лебедев, председатель комитета по делам искусств ЦК ВКП(б) назвал композитора «Змеерович» и заклеймил его как формалиста в музыке. В 1952 году Меерович за этот самый «формализм» был уволен из консерватории. И до конца 50-х годов его произведения были запрещены к исполнению.
Михаилу Александровичу пришлось буквально бороться за выживание. Его нигде не брали на работу, и композитор хватался за любые заказы. Меерович рассказывал, что в те годы вполне успешно делали карьеру «прогрессивные коллеги демократического направления», многие из которых не могли сыграть на рояле собственную музыку. Для ее исполнения такие «композиторы» приглашали молодых музыкантов. Таким образом подрабатывал и Меерович. Кроме того, ему доводилось писать музыку и вместо некоторых советских композиторов, которые ставили под ней свои подписи.
Первый заказ из мира мультипликации попал к Мееровичу, когда тому было уже 34 года (мультфильм «Карандаш и Клякса – веселые охотники»). А первый кинозаказ – в возрасте 37 лет (фильм «На графских развалинах»). Всего Меерович проработал как композитор для анимационных фильмов около 35 лет. Одной из последних его работ стала музыка к мультфильму Юрия Норштейна «Шинель», которую композитор не успел закончить.
Несмотря на то, что дела Мееровича в 60-е годы поправились, начало 70-х оказалось для него кране сложным временем. Композитор был отправлен на лечение в психиатрическую больницу имени Кащенко. По некоторым источникам, формальным поводом упечь Мееровича в сумасшедший дом стала его бессонница, а реальным – его авангардные музыкальные опыты.
Вытащил композитора из Кащенко Юрий Норштейн, которому в это время понадобилась музыка для мультфильма «Цапля и журавль». Режиссер вспоминал: «…Я увидел его на прогулке. Больные в пижамах ходили по дворику, огороженному проволочной сеткой, как на картине «Прогулка заключенных». А Меерович сидел на скамейке. Я попытался пройти к нему, но санитар не пустил. На студии один сотрудник, у которого были большие связи, помог Мееровича вытащить, когда он думал, что никому больше не нужен»…
Норштейн рассказывал о том, что Меерович был совершенно феерической личностью: «…Это был самый смешной, необычайный и оригинальный человек на свете, о нём ходили легенды. Рассказывали, что один из друзей Мееровича, придя к нему в гости после того, как тот сменил квартиру, увидел, что он в течение нескольких месяцев не нашел времени, чтобы распаковать мебель, а деньги лежат прямо на полу, на газете. «Ты теряешь деньги!» — ужаснулся друг, а Меерович лишь усмехнулся: «Ай, мне легче заработать, чем нагнуться!»…
…У него долго не получался вальс для моего фильма «Лиса и Журавль», а я всё время рисовал этот вальс, показывал эскизы — там солнечный луч скользит, освещая беседку… А однажды ночью, часа в два, Меерович позвонил мне и спросил: «Вы не спите?». Я ответил: «Мне не до сна. И тогда он сказал: «Сейчас я вам сыграю, только тихо, мои спят». Я бывал у него неоднократно и потому по звукам прекрасно представлял все, что там происходило. Услышал очередной приступ кашля, тишину, потом трубка погремела, — я понял, что он клал ее на рояль, потом, наклонившись к трубке, что-то поиграл и спросил: «Слышно? «Слышно!» — крикнул я, и он заиграл вальс: «Та-та-ри-ра-ра-ра…». Я заорал: «Это то, что надо, только запишите ноты, вы же утром забудете!». Такое тоже бывало. Иногда он записывал ноты, а бумажка улетала, скажем, в окно, и он говорил: «Ай, мне легче новое написать, чем ее искать». Как Моцарт…»
Было бы совершенно неправильно говорить о Мееровиче только как о кино- и мульт-композиторе. Он всегда писал так называемую «большую музыку». Но в этом мире он получил некоторую известность только в последние 15 лет своей жизни. Юрий Поволоцкий, который несколько лет дружил с Мееровичем, писал, что в эти годы у композитора произошел настоящий творческий подъем.
До начала 1980-х годов Меерович «…оставался вне зоны внимания прессы, концертных организаций, музыковедов, критиков и широкой слушательской аудитории — результат невхождения в разряд официальных» композиторов и пребывания в стороне от каких-либо творческих и нетворческих группировок»…
Однако в 1981 году в Чехословакии была поставлена опера Мееровича «Жизнь и приключения Котофеева, или Концерт для треугольника с оркестром» (по повести М. Зощенко «Страшная ночь»).
Чуть ранее, в 1978 году в Японии был поставлен балет Мееровича «Принцесса Кагуя» (по японской сказке). Он был написан композитором к 15-летию знаменитой японской труппы «Токио-балет».
В конце 80-х и начале 90-х годов Меерович создал ряд инструментальных произведений сюрреалистического характера. Одно из них, например, называлось «Тринадцатимерный сон, подсказанный пауком за шесть секунд до полёта клопа». В этот же время был написан еще один балет на японскую тему – «Превращение (Невероятная история, которая произошла с Осипо Хандзабуро)».
Также Меерович написал две оперы на сюжеты классиков еврейской литературы М. Мойхер-Сфорима и Шолом-Алейхема – «Чудо на седьмой день праздника кущей» и «Правдивая история Рыжего Мотла». Причем композитор сам создал либретто для опер на русском языке. Правда, ни одна из опер Мееровича в России так и не была поставлена.
К счастью, многие другие свои вокальные и инструментальные произведения Меерович все-таки услышал звучащими со сцены. Произведения композитора исполнялись на ежегодных фестивалях «Московская осень», авторских вечерах и концертах.
Среди них, по свидетельству Юрия Поволоцкого, были: две камерные симфонии; несколько инструментальных концертов (в частности «Концерт в итальянском стиле» для скрипки с оркестром и «Моё любимое старое пианино», концерт для фортепиано, струнных и английского рожка); струнные квартеты; камерные ансамбли («Маленькая ночная серенада» для скрипки и английского рожка; «Цирковая музыка» для трёх скрипок; «Семейный концерт» для голоса, скрипки и фортепиано в 4 руки; «Струнная серенада» — концерт для двух скрипок, гобоя и контрабаса и другие).
Исполнялись со сцены при жизни Мееровича и его кантаты «Немецкая старина» на стихи поэтов-вагантов и «Весёлые песни Эдварда Лира», а также вокальные циклы на стихи поэтов-обэриутов Хармса и Олейникова…
Мы упомянули лишь малую часть из написанного Михаилом Мееровичем. К сожалению, очень много его музыки до сих пор не издано и не исполнено. И это печально и несправедливо, ведь Меерович действительно большой композитор, а не только выдающийся «прикладник».
Сейчас Михаил Меерович более или менее забыт. Он не был признан при жизни и говорил «Мое поколение придавлено постановлением 1948 года…» (постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о «формалистическом, антинародным направлении» в музыке Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Попова, Мясковского). Не признанным в достаточной мере Меерович остался и после своей смерти, которая наступила в 1993 году.
Остается радоваться, что Юрий Норштейн в свое время выбрал именно Мееровича «своим» композитором, и поэтому его музыка к выдающимся мультфильмам навсегда останется «на слуху» у многих поколений любителей анимации.

 Удивительной силы музыку писал этот человек. Часто нахожу в инете его мультики, слушаю - большая, талантливейшая музыка.

АФЕРА В ООН


интересно и важно
Владимир Гарматюк
Климатическая конференция ООН 
В ночь на 12 декабря 2015 года в Париже с большим трудом завершилась двухнедельная межгосударственная  «Климатическая конференция ООН» под кодовым названием СОР-21. В конференции приняли участие представители из 195 стран и в том числе многие первые лица государств. Переговоры шли крайне тяжело. Как сообщали мировые СМИ, чтобы ускорить переговоры президент США Барак Обама даже позвонил и поторопил председателя КНР Си Цзиньпина. Участники конференции решали вопросы о дележе квот на «парниковый» (углекислый газ) СО2. При этом главная цель встречи была — не допустить повышения температуры на Земле более чем на два градуса по сравнению с концом XIX века.

Если бы эта конференция СОР-21 сегодня проходила на каком-нибудь острове Папуа Новой Гвинеи, а её участниками были дикари из окрестных деревень, то они были бы снисходительно прощены.

Более двух тысяч лет назад астрономы древнего Египта открыли явление прецессии (ось Земли относительно наклона к Солнцу движется по кругу). Известная многим с детских лет игрушка «волчок» (юла) перед тем как остановиться начинает раскачиваться. Это же самое явление происходит и с Землей и называется — прецессия. Земля во вращении вокруг своей оси замедляет движение (примерно за тысячу лет на одну секунду). И при затухающем вращении раскачивается, как юла, подставляя к Солнцу, то одно, то другое место. Ровно так же как человек, сидя у костра, поворачивается к огню, то одним, то другим боком. Какое значение имеют лучи Солнца  для Земли, каждый знает.

В прецессии — один полный оборот оси Земли по кругу (360 градусов) происходит примерно за 25920 лет. За 72 года движение на один градус. Угол наклона оси Земли (от условного центра) при раскачивании составляет 23 градуса и 27 минут.
Что такое 23 градуса широты на Земле? Это, как расстояние от Швеции до Кипра. Угол между максимальным и минимальным наклоном Земли к Солнцу в прецессии в два раза больше и составляет 46 градусов и 54 минуты. А это уже, примерно, как расстояние от Полярного круга до Африки. Один климат будет, когда Земля подставилась  к лучам Солнца побережьем Африки и совсем другой, когда повернется побережьем Скандинавии.

Таким образом, всецело и полностью климат на Земле (температура, влажность, уровень воды  в мировых океанах, животный и растительный мир и всё прочее) зависит не от конференции в Париже, а от явления прецессии Земли (наклону планеты к Солнцу).

Знания по геологии говорят, что последний ледниковый период в Европе закончился около 12000 лет назад. Ледяной панцирь порой опускался до широты городов – Киева, Берлина, Лондона. Скандинавия, Балтика, Канада и Сибирь была под много метровым слоем льда и снега. Лед был такой, как сегодня в Антарктиде. За счет того, что лед покрывал большое пространство Евразии и Америки — вода была сконцентрирована в нём, и от этого уровень мирового океана был ниже современного на 150-200 метров.

Теперь давайте подумаем… Если пик похолодания был 12 тысяч лет назад, то при прецессионном движении оси Земли пик жары в Северном полушарии ещё не пройден. Настоящая жара (её пик) будет через тысячу лет. А до той поры будет происходить постоянное потепление. Сейчас на Земле для Северного полушария, по годам прецессии примерно «начало лета». После прохождения пика жары на Земле по «инерции» ещё примерно четыре тысяч лет будет разогрев. Можно спрогнозировать и последствия.

Современные пустыни расширятся, степи засохнут, зоны лесов превратятся в степи, болота в тундре высохнут и зарастут широколиственными лесами. Северный ледовитый океан будет умеренно теплым.  Зимы будут бесснежными. В ближайшую тысячу лет растают все льды во всём  Северном полушарии, а уровень мирового океана от этого поднимется. С таянием северных льдов под лучами Солнца растаявшая вода будет нагреваться. Теплая «северная  вода» океаническими течениями будет плавить льды Антарктиды и этим ещё более поднимет общий уровень воды в морях и океанах. В итоге большие территории современных побережий и города окажутся под водой.
Но обо всём этом сегодня не стоит беспокоиться, так как к тому времени в жизни  человечества будут совсем другие ценности и приоритеты.

Никто сегодня не знает, до каких величин повысится температура на Земле. Конечно, можно смоделировать ситуацию, но изменить прецессионную смену климата человечеству не в силах. Ситуацию надо принять, так же как и наличие Солнца в небе.

Через тысячу лет Земля, достигнув, пика жары в Северном полушарии, в своём прецессионном движении пойдет в обратную сторону. А через 14 тысяч лет она достигнет «пика холода». В Северном полушарии опять наступит ледниковый период. Скандинавию и север Европы, Сибирь и Канаду покроет толстый (несколько сотен метров или более) слой льда. Вода Земли сконцентрируется в этих льдах, уровень океанов опять упадет на двести или более метров. От холода огромных по площади северных льдов на всей Земле сильно похолодает. Антарктида в период «пика холода», очистится ото льда и будет пригодным для жизни цветущим  зеленым континентом.

И так на Земле будет циклично происходить каждые 25920 лет.

Человечество ещё молодо знаниями. По сути дела находится в «младенчестве» и живет свою первую в истории Земли сознательную жизнь. Потому всё что происходит на Земле – всё для обучения человечества происходит в первый раз.

Человечество может быть счастливым наблюдателем прецессионной смены климата на Земле с цикличными периодами потепления и похолодания. Но может ничего этого и не увидеть, если прежде по своей глупой корысти истребит самих себя в междоусобной борьбе, например, за передел «квот по углекислому газу» или же в термоядерных войнах  за деньги, власть и амбиции вождей.http://www.paruskg.info/2015/12/17/126021

ТАКОВА РЕАЛЬНОСТЬ

Такова реальность!!!


                   Чётко очерченный позор гейропы !!!


австрия - открыла границы перед мусульманским вторжением ...
как и в 1938 году перед немцами !!!

Арабские свиньи с флагом игил на Храмовой горе в Ерусалиме...
но арестуют вас если не дай Бог вы там будете с флагом Израиля

Так как мама, никто не любит . 
Никогда разница между человеком и нечистью не была более ясной !!!

флаг палестины в 1939 году был еврейским 2
Вы удивитесь, когда увидите, на что похож флаг Палестины 1939 года!   
Флаг палестины в 1939 году был еврейским.     http://orenu.co.il/?p=7481
В годы британского мандата (1920 — 1948), в соответствии с международным правом,палестинское государство, конечно, существовало как таковое. Но государство было еврейским. Вплоть до 1960-ых годов слово «Палестина» воспринималось разными народами, как нечто еврейское. 4000-летняя родина еврейского народа, Земля Израиля, Святая Земля ,— всё это были синонимы Палестины.


--
           Please clear my e-mail address when forwarding ..!!!..Thanks...! Убедительная просьба удалять мой эл.адрес перед пересылкой.Спасибо!
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..