понедельник, 15 января 2018 г.

Теория Путина: «Бессмертная Россия»

Теория Путина: «Бессмертная Россия»

Пока народу нравится историческая концепция, предлагаемая президентом. Но элиты уже забеспокоились.


Историю можно написать заново.© Фото с сайта www.kremlin.ru
В фильме «Валаам», показанном в воскресенье на одном из центральных телеканалов, Владимир Путин выдал два тезиса, способных увенчать концепцию России, которую он долго формировал. Его теория не изложена в книгах, она не имеет вида философской системы, но обществом давно уже воспринимается как официальное видение нашей страны — и поддерживается большей частью народа.
Элементами концепции были и сочетание сталинского гимна с имперским гербом, и наименование Крыма сакральным местом, и очевидное невнимание к столетию революции. А теперь Путин заметил, что моральный кодекс строителей коммунизма происходит из христианской этики, причем мумия Ленина в мавзолее аналогична мощам христианских святых на Афоне и Валааме.
Попробуем, наконец, свести путинскую «теорию России» воедино. В ней Сталин предстает выдающимся монархом, осуществлявшим прорыв в «новое измерение», — вроде Ивана Грозного и Петра Великого, при которых людские потери были большие, но политические достижения их перевешивали. Хрущев выглядит тоже как монарх, но странный, непутевый и суматошный — вроде Петра III или Павла I, скончавшегося от «апоплексического удара табакеркой по голове». Брежневский тип государя — добродушный и не слишком образованный монарх-миротворец, вроде Александра III, при котором никаких прорывов в будущее не осуществлялось, но страна спокойно жила за счет старого багажа и по принципу «лишь бы не было войны».
Сам Путин в этой концепции напоминает матушку Екатерину, запомнившуюся в основном тем, что при ней к России присоединили Крым. Императрица, как известно, была монархом весьма просвещенным, любила родной для нее немецкий порядок, почитала новейшие французские теории, покровительствовала искусствам, которые ее воспевали, но свобод народу не давала, чтобы не баловал. А если народ все же осмеливался проявить недовольство, как при восстании Емельяна Пугачева, то бунты подавлялись железной рукой (что следует помнить Алексею Навальному).
В истории этой вечной, бессмертной России случались, конечно, казусы — смуты, революции и перестройки. Происходили они, понятно, по вине всяческих бунтарей и иностранных агентов. В смутные времена Польша пыталась заслать к нам Лжедмитрия. Во времена революционные Германия отправила большевиков в пломбированном вагоне. А в годы Перестройки Америка поддержала Горбачева, доведшего СССР до распада — до великой, как говорил Путин, геополитической катастрофы. Кроме того, нам постоянно «гадила англичанка», стремясь сформировать из разных государств единый антироссийский блок. Однако великая Россия всегда была настолько крепка, что, обладая лишь двумя союзниками — армией и флотом (как говорил Александр III), — одерживала победы над врагами. Одержит их и сейчас, если НАТО попробует еще больше приблизиться к нашим священным границам.
Владимир Ленин в этой концепции выглядит не столько политическим лидером-авантюристом, сколько духовным вождем России, адаптировавшим христианские моральные ценности к потребностям временно разочаровавшегося в религии общества первой половины ХХ века. И мощи Ленина, лежащие в мавзолее на Красной площади, сродни мощам святых старцев, покоящихся на Афоне и Валааме. А вот истинным политическим авантюристом был, по-видимому, Лев Троцкий — организатор революционного переворота в Петрограде.
Лжедмитрий, Троцкий и Горбачев — классические отрицательные персонажи этой исторической концепции. Их никто не любит и потому на них можно списывать все исторические проблемы. Ленин выводится из числа откровенно негативных персон, поскольку все же пользуется по старой памяти поддержкой некоторой части населения. Ельцин тоже не разоблачается в открытую: он все-таки Путина к власти привел. Борис Николаевич представляется кем-то вроде императрицы Елизаветы Петровны — беспутный, но патриотично настроенный. То есть «свой». Поэтому на Новодевичьем кладбище он лежит в самом центре, «укрытый» мраморно-порфирным триколором, а в Екатеринбурге открыли Ельцин-центр, несмотря на недовольство Никиты Михалкова, бегущего впереди паровоза.
В общем, что бы ни происходило в России в разные времена, здесь, согласно видению президента, существует преемственность власти. От Владимира Святого, стоящего ныне с крестом перед Боровицкими воротами Кремля, до Владимира Путина, сидящего в Кремле со скипетром и державой. Всякие неурядицы временны, а государство вечно. И возглавляется оно монархами, существующими в зависимости от ситуации под разными названиями — великий князь, царь, император, генеральный секретарь или президент. Народ-богоносец всегда глубоко верит — не в Иисуса Христа, так в коммунизм. И неизменно православен — в том смысле, что во всем прав и всегда во языцех славен своими военными победами и верным государственным устройством.
Данная концепция истории разрушает марксистскую схему сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, воспевающую социальные революции. Разрушает она и современную институциональную схему, в соответствии с которой примитивно устроенные страны становятся успешными, если вводят определенные «правила игры» — демократию, рынок, соблюдение прав человека и нахождение своего места в глобализации, отвергающей протекционизм и импортозамещение.
Простое, понятное массам представление о единой во все времена, бессмертной и великой России выполняет важные функции. Оно наделяет человека гордостью за свою родину, но не требует от него никаких подвигов, мешающих спокойной жизни и потреблению разного рода благ. Смуты, революции и перестройки объявляются малозначащей случайностью, на которую не стоит и внимания-то особого обращать, поскольку после них все возвращается на круги своя. И на успехи соседних стран тоже заглядываться не стоит, поскольку они — наши враги, и ничего хорошего все равно не посоветуют. Пытаются, мол, США сделать ставку на Навального, но ничего у них не выйдет, как не выходило у наших врагов и раньше.
На практике подобный подход, в целом устраивающий народ, может неплохо работать какое-то время. Но есть у него одна серьезная проблема. То, что удовлетворяет широкие массы, часто не воспринимается образованными элитами. В том числе и пропутински настроенными. Для элит важна не только яркая обертка, но и сама конфетка. Элита хочет получать выгоду от системы, в которой существует, а в России делать это становится все труднее, поскольку экономика давно уже не растет (что осложняет обогащение) и отношения с Западом становятся все хуже (что осложняет ведение комфортного образа жизни). Элита прекрасно понимает, при каких условиях ей удобно существовать, а при каких нет. И гордость за то, что мощи Ильича лежат на Красной площади, ей так же не свойственна, как гордость за то, что Владимир Святославич в давние времена принес на Русь истинную веру. Или, точнее, элита готова всем этим гордиться, поскольку ничто человеческое ей не чуждо, но она хочет иметь еще и конкретные материальные блага, которые есть у элит стран Запада.
Поэтому после Путина нас неизбежно ожидает или новая смута, или новая перестройка — в зависимости от того, договорятся разные группы в элите между собой о мягкой трансформации системы или нет.
Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге 

Как истории Астрид Линдгрен меняли шведские законы

В гостях у сказки: как истории Астрид Линдгрен меняли шведские законы

14 ноября 2017 года автору «Пеппи Длинныйчулок» и «Карлсона, который живет на крыше» исполнилось бы 110 лет: писательница умерла в 2002 году, когда ей было 94. Сила и влияние творчества Линдгрен, впрочем, вышли за пределы детских умов и сердец и добрались до парламента ее родной Швеции.
Астрид Линдгрен, по данным ЮНЭСКО, входит в двадцатку самых переводимых авторов мира: она занимает 18 строчку и всего на два места отстает, например, от Федора Достоевского, и на 10 строчек – от другого великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. Однако Линдгрен, чьи истории – неотъемлемый атрибут детства множества ребят во всем мире, добилась успеха не только на литературном поприще. Ее популярность позволила ей стать весомым голосом в целой серии общественных дискуссий в Швеции – и с ее мнением властям страны приходилось считаться. К концу своей карьеры она стала настолько влиятельной, что журналисты начали обращаться к ней за комментариями по всем поводам подряд – от стоматологической помощи до мира во всем мире, рассказывала специалист по творчеству Линдгрен и бывший глава ее архива в Национальной библиотеке Швеции Лена Торнквист порталу Sweden.

Помперипосса из Монисмании

В 1976 году из-за особенности шведского налогового законодательства оказалось, что 68-летняя Линдгрен, как самозанятая писательница, должна была выплатить налог в 102%. Хотя Линдгрен была активной сторонницей социал-демократов, на тот момент основной партии власти, и всегда поддерживала шведскую перераспределительную систему, за шесть месяцев до парламентских выборов она написала открытое письмо в газету Expressen, одно из крупнейших изданий Швеции, – сказку про Помперипоссу из Монисмании.
Сюжет у сказки был такой. Помперипосса любила свою страну с ее лесами, горами, озерами и жителями – а еще ее мудрых правителей, за которых исправно голосовала, ведь за 40 лет у власти они так хорошо организовали общество: каждый мог рассчитывать на кусочек «пирога» благосостояния. Помперипосса писала детские книги и никогда не жаловалась на высокие налоги, хотя они могли достигать 80, а то и 83% ее доходов. И вот однажды мудрые правители собрались в замке и приняли странное решение – видимо, во время перерыва на кофе, иначе как объяснить то, что они так плохо просчитали последствия своей идеи. В результате утвержденной ими системы с учетом всех налогов и социальных взносов оказывалось, что если Помперипосса, которая работала сама на себя, получала за год 2 млн крон (а заранее она никогда не знала, сколько заработает, ведь неясно, сколько книг будет продано), то ей из них досталось бы всего 5000 крон: 150 000 крон она зарабатывала, 108 000 из них отдавала на соцобеспечение, а еще 102% от оставшихся 1,85 млн крон должна была выплатить в виде налогов. Так вот губительно было работать на самого себя в Монисмании, сокрушалась она.
Как объясняет в своей статье о шведском налогообложении Магнус Хенрексон из Исследовательского института индустриальной экономики (IFN), ставка в 102% возникла потому, что невозможно было оформить налоговый вычет на обязательные социальные взносы из дохода от бизнеса до следующего года. «Таким образом, резкий рост дохода от бизнеса приводил к скачку налоговой ставки, который «разворачивался» на следующий год», — объясняет Хенрексон. По его словам, небольшое число избирателей выяснили реальные причины возникновения столь высокой ставки, зато оппозиция воспользовалась историей Линдгрен как иллюстрацией несправедливости существующей системы налогообложения. «Сказка» Астрид Линдгрен вызвала такой резонанс, что налоговое законодательство было пересмотрено. «По мнению некоторых наблюдателей, история Линдгрен внесла свой вклад в проигрыш социал-демократов на выборах, который положил конец 44 годам их фактически непрерывного нахождения у власти» — добавляет Хенрексон.

Никакого насилия

В 1978 году Линдгрен получила Премию Мира немецких книготорговцев. Свою речь на церемонии вручения во Франкфурте она посвятила детям – тем самым маленьким людям, для которых писала свои книги.
«Настоящего мира нет нигде на этой Земле, и он, вероятно, никогда не существовал – разве что в виде цели, которой мы, очевидно, не способны достичь», — говорила она и приводила примеры бесконечных переговоров о разоружении, которые вели в то время политики во всем мире – но только том разоружении, «которое они хотят увидеть в других странах». После всех военных лет, говорила писательница, пора задаться вопросом: есть ли некое врожденное человеческое состояние, которое вечно толкает людей к насилию?
Чтобы фундаментально что-то изменить в обществе, начать нужно с детей, утверждала писательница, – ведь именно они в будущем будут принимать решения о войне и мире и обществе, в котором хотят жить. Если растить их в атмосфере насилия, они будут использовать его, когда вырастут – и в особенности опасно, если такие дети придут к власти. Ответственность же за то, какими они станут, несут родители. Линдгрен осудила авторитарные методы воспитания: «Конечно, дети должны уважать родителей, но вне всякого сомнения родители тоже должны уважать своих детей».
Ее выступление привлекло внимание как в Германии, так и в родной Швеции, и считается, что оно повлияло на запрет шлепков как метода наказания, который был введен в стране в 1979 году. А два мальчика из детского дома в Германии, прочитав ее речь, сбежали из учреждения и в один прекрасный день объявились на крыльце дома писательницы в Стокгольме.

Друзья человека

Через семь лет Астрид Линдгрен обратилась к другой проблеме – обращению с сельскохозяйственными животными – и написала для утренней газеты Dagens Nyheter еще одну сказку – о корове, возмущенной жестоким отношением к скоту. Линдгрен не остановилась на достигнутом и, вопреки недовольству и жалобам фермеров, вела кампанию в пользу изменений в законодательстве еще три года – так родилась серия сатирических заметок в различных популярных газетах Швеции. Например, одна из них, опубликованная в Expressen, была написана от лица Бога, который «создал человека, чтобы заботиться о животных». В ней Бог возвращается на Землю после продолжительного отсутствия и не очень-то рад тому, что видит.
В результате в 1988 году в Швеции, несмотря на протесты и опасения о возможном росте цен на продукты, приняли закон, который получил название Lex Lindgren (Закон Линдгрен) – в нем были прописаны минимальные требования к условиям, в которых должны были содержаться животные (например, цыплят необходимо было выпускать из клеток, свиньи должны были получить отдельные кормушки и подстилки), а использование антибиотиков и гормонов отныне разрешалось только по медицинским показаниям. Незадолго до подписания законопроекта дом Линдгрен посетил премьер-министр Швеции, чтобы заверить писательницу в том, что правительство работает над волнующей ее проблемой.
Сама Линдгрен объясняла, что ее отношение к животным шло из детства, проведенного на ферме. «Мой отец любил своих животных, и мы были их друзьями», — рассказывала писательница (цитата по The New York Times).
Ольга Волкова

Средиземноморская диета поможет защитить пожилых людей от немощности

Средиземноморская диета поможет защитить пожилых людей от немощности

Анализ опубликованных исследований показывает, что средиземноморская диета может снизить риск хрупкости костей и немощности у пожилых людей. Это диета, в которой основное внимание уделяется главным образом растительным продуктам, таким как фрукты и овощи, цельные зёрна, бобовые и орехи, и она может помочь людям оставаться здоровыми и крепкими по мере старения.
Чрезмерная хрупкость костей наблюдается среди пожилых людей, и её распространенность растёт по мере роста стареющего населения. Пожилые люди часто могут испытывать слабость, терять вес и иметь слабую мышечную силу. Они, скорее всего, страдают от многочисленных проблем со здоровьем, вызванных падением, переломами, что приводит к госпитализации, помещению в дома престарелых, инвалидности, деменции и преждевременной смерти. Хрупкость костей также связана с более низким качеством жизни.
Исследователи проанализировали данные из всех ранее опубликованных исследований, изучающих связь между приверженностью средиземноморской диете и развитием хрупкости у пожилых людей. Их анализ включал данные 5 тысяч 789 из Франции, Испании, Италии и Китая.
Учёные обнаружили, что люди, которые следовали средиземноморской диете, в большинстве случаев имели почти наполовину меньшую вероятность стать слабыми и немощными в течение ближайших четырёх лет, по сравнению с теми, кто не следовал этой диете.
Исследователи отметили, что средиземноморская диета может помочь пожилым людям поддерживать мышечную силу, активность, вес и энергетические уровни. Согласно их выводам, имеется много доказательств потенциальной пользы средиземноморской диеты для здоровья, в данном конкретном случае для того, чтобы помочь пожилым людям оставаться здоровыми по мере старения.
Хотя пожилые люди, которые следовали средиземноморской диеты, имели меньший риск иметь хрупкие кости и слабые мышцы, неясно, насколько могли влиять на это другие характеристики людей. Поэтому во время исследования данные были скорректированы по многим основным факторам, которые могли бы быть с этим связаны: например, возраст, пол, социальный класс, курение, алкоголь и т.д. Для учёта других факторов положительного влияния средиземноморской диеты требуются дополнительные исследования в большем объёме, полагают учёные.
Результаты исследования опубликованы в Journal of the American Geriatrics Society.

6 ошибок, которые мы все совершаем при покупке здоровых продуктов

6 ошибок, которые мы все совершаем при покупке здоровых продуктов

Будьте внимательны!
Часто продукт, который мы считаем полезным, таковым не является, пишет CureJoy. А все почему? Мы невнимательно читаем его состав, покупаем его по рекомендациям, казалось бы, авторитетных людей, прислушиваемся к рекламе, а не к здравому смыслу.
Вот 6 ошибок, которые мы все постоянно повторяем при выборе полезных продуктов:

1. Покупаете продукты без глютена.

В последнее время на глютен (он же растительный белок) навесили ярлык «вредно для здоровья». Но для таких громких обвинений нет никаких вразумительных и четких доказательств.
Многим также кажется, что безглютеновая диета – отличный способ похудеть и улучшить самочувствие. Но это далеко не так!
Глютен противопоказан только тем, у кого есть непереносимость этого белка. Во всех остальных случаях его вред остается под вопросом.

2. Покупаете фруктовые соки.

Фруктовый сок, лишенный пищевых волокон, так же повышает сахар в крови, как и любой другой сладкий газированный напиток. Это увеличивает аппетит и в конечном итоге приводит к перееданию, а вскоре — и к набору лишнего веса.
Употребление сока не приносит чувство сытости. Оно появляется только, если съешь целый фрукт. Все из-за отсутствия в соках клетчатки. Из диеты его лучше исключить — ведь он только разжигает чувство голода, которое и так доставляет вам немало дискомфорта.

3. Покупаете энергетические батончики.

Они подходят для быстрого перекуса на работе, после тренировки и даже могут заменить полноценный завтрак, если нет времени его готовить.
Но большинство энергетических батончиков только добавляют лишние калории.
Часто в их составе есть шоколадная глазурь, карамель, сахар, искусственные ароматизаторы. Согласно исследованиям, такие батончики ничем не отличаются от обычных высококалорийных конфет или печенья. Количество сахара в них одинаковое!

4. Покупаете только органические продукты.

Продукты, на которых есть надпись «органический», считаются более полезными. Но так ли это на самом деле? Не существует никаких научных доказательств, которые подтверждали бы это.
Кроме того, такая надпись не гарантирует вам, что вы покупаете на 100% органический продукт. Он все равно будет содержать некоторые вредные по сегодняшним меркам ингредиенты.
При покупке таких продуктов тщательно изучайте их состав, обязательно обращайте внимание на их происхождение и внешний вид.

5. Покупаете только импортные продукты.

На это вас могут вдохновить рецепты модных зарубежных блогеров. Вы уверены, что получите все необходимые питательные вещества из экзотических фруктов или итальянской пасты?
Считается, что употребление сезонных и местных продуктов приносит больше пользы, чем увлечение импортными продуктами.
Одна из причин этого — импортируемая пища в процессе транспортировки теряет свою питательную ценность из-за воздействия воздуха, искусственного освещения и изменения температуры.

6. Выбираете яйца по цвету скорлупы.

Долгое время считалось, что яйца с коричневой скорлупой являются более полезными, чем с белой. Но это не так.
Цвет и размер яйца зависит от породы кур. Цвет желтка также ничего не говорит о его питательной ценности, зато многое может рассказать о том, чем кормили птицу.
При выборе яиц нужно обращать внимание на то, в каких условиях они хранятся и как выглядят. Берите только чистые яйца, без трещин, которые хранятся в холодильнике при низкой температуре. Это поможет вам избежать отравления сальмонеллой.
Теперь выбор здоровой еды не будет для вас невыполнимой задачей. Обращайте внимание на состав и вид продукта! Не ведитесь на рекламу!
Юлия Лазаренко

Стукач у стенки

Стукач у стенки

15.01.2018

Он подставлял Зощенко, Каверина и Пришвина. Особо портил жизнь Булгакову, который позже списал с него Иуду в «Мастере и Маргарите». Он писал доносы Сталину пачками. И все равно был расстрелян в январе 1938 года. О драматурге Владимире Киршоне мало кто бы вспоминал, если бы Рязанов не взял его песню «Я спросил у ясеня» в свой легендарный фильм «Ирония судьбы…».

Имя советского писателя и драматурга Владимира Киршона, расстрелянного в 1938 году, сегодня практически забыто. Это он автор песни «Я спросил у ясеня, где моя любимая» – в известном всем кинофильме «Ирония судьбы…» она звучит дважды. Киршон написал ее к одной из своих пьес, которую в конце 20-х ставили на всех ведущих театральных сценах Советского Союза. Имя Киршона тогда вообще гремело – и в среде театралов, и в среде литераторов. С Киршоном были знакомы почти все, и для многих знакомство с ним, а точнее – его пристальный взгляд на их творчество, заканчивалось печально. Любимчик власти, протеже самого Ягоды, один из главных идеологов Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), он воспринимал свою оценку литературы как истину в последней инстанции, тем более что обычно эта истина была согласована с самим Сталиным.
Письма Сталину Киршон посылал неоднократно, вернее – даже без меры много. В одних он просил оценить правильность его пьес и указать на недостатки, ну а другие нередко начинались со слов: «Я считаю обязанным сообщить Вам…» Причем тайны из своих доносов он не делал – открыто громил перед написанием таких писем своих коллег на писательских собраниях. Под раздачу попадали Михаил Зощенко, Алексей Толстой, Вениамин Каверин, Михаил Пришвин и многие другие. Так, к примеру, на XVI съезде ВКП(б) в июне 1930 года, на котором «прорабатывали» философа Алексея Лосева, Киршон кричал на весь зал: «За такие оттенки философии надо ставить к стенке!» Ну и особо неравнодушен Киршон был к Михаилу Булгакову: отчетливо видел в его творчестве «лицо классового врага», демонстрирующего «наступление буржуазного крыла драматургии».
Кстати, Булгаков неоднократно выводил образ Киршона в своих произведениях. Это и Полиевкт Эдуардович в рассказе Булгакова «Был май» и Иуда в «Мастере и Маргарите» – помимо схожей внешности их роднит беспринципность, страсть к деньгам и жизненным удовольствиям. Сходство с Иудой и вовсе не случайно, так как о тесных связях Киршона с ОГПУ и НКВД было широко известно. Но когда бумеранг судьбы возвратился к Киршону, Булгаков был, пожалуй, одним из немногих, кто не воспользовался возможностью отомстить своему недоброжелателю. На предложение выступить с обвинительными заявлениями против Киршона Булгаков ответил, что лучше пусть это сделают те, «кто еще несколько дней назад подхалимствовал перед ним». К тому же в своих произведениях Булгаков его уже давно наказал: так, Понтий Пилат организует убийство предателя Иуды, а Иешуа Га-Ноцри в беседе с прокуратором предвидит, что с «юношей из Кириафа случится несчастье, и мне его очень жаль». Киршон был расстрелян. Письма с мольбами на имя вождя остались безответными.
Начиная с августа 37-го все его письма были адресованы лишь сотрудникам НКВД. В январе 1938 года Киршон сообщал о поведении Ягоды в тюрьме: «Майору государственной безопасности тов. Журбенко. Ягода встретил меня фразой: “О деле говорить с Вами не будем, я дал слово комкору на эти темы с Вами не говорить”. Он начал меня подробно расспрашивать о своей жене, Надежде Алексеевне Пешковой, о том, что о нем писали и говорят в городе. Затем Ягода заявил мне: “Я знаю, что Вас ко мне подсадили, а иначе бы не посадили, не сомневаюсь, что все, что я Вам скажу или сказал бы, будет передано. А то, что Вы мне будете говорить, будет Вам подсказано. Кроме того, наш разговор записывают в тетрадку у дверей те, кто Вас подослал”. Поэтому он говорил со мной мало, преимущественно о личном». Соседство в камере не было случайностью – более того, Ягода сам просил перевести к нему Киршона, узнав о его аресте, так он надеялся хоть что-то узнать о членах своей семьи. Все потому, что двери дома Ягоды всегда были открыты для Киршона – он ему покровительствовал. Конечно, не только ему. Вспоминая, как он «выманивал» Максима Горького из Италии в Советский Союз, Ягода говорил: «Я подвёл к Горькому писателей Авербаха, Киршона, Афиногенова. Это были мои люди, купленные денежными подачками, игравшие роль моих трубадуров не только у Горького, но и вообще в среде интеллигенции…»
Одним из примеров такого «трубадурства» можно рассматривать подпись Киршона в одном из первых коллективных писем с требованием расстрела активистов «антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра» во главе с Каменевым и Зиновьевым. Мимо такой просьбы именитых писателей, опубликованной в газете «Правда» в августе 1936 года, суд, конечно же, пройти не мог, полностью ее удовлетворив и положив начало потоку этих писем. Киршона принято считать одним из главных запевал подобных воззваний. Даже находившийся с ним в дружеских отношениях драматург Александр Афиногенов – тоже, кстати, подписавшийся под указанным письмом – позже напишет: «Киршон – это воплощение карьеризма в литературе. Полная убеждённость в своей гениальности и непогрешимости. Он мог держаться в искусстве только благодаря необычайно развитой энергии устраивать, пролезать на первые места, бить всех своим авторитетом, который им же искусственно и создавался…»
Впрочем, в этом будет признаваться и сам Киршон в письме к Сталину, когда над его головой начали сгущаться тучи: «Связь с преступником Ягодой поставила меня в привилегированное положение, и я, закрывая глаза на то, что не имею на то никаких прав, пользовался этими привилегиями, вращался в среде разложенных, не признающих никаких советских законов, наглых людей. Я стал портиться как коммунист и как человек». Правда, есть мнение, что если как человек Киршон заслуживает презрительного отношения, то его святая вера в коммунизм достойна сочувствия: он на самом деле идеализировал режим, что не помешало ему закончить жизнь лицом к расстрельной стенке. Первое его произведение, написанное в 18 лет, называлось «Как они кончат» и повествовало о неминуемой победе и торжестве коммунизма на всей планете. О новых людях, строящих новый мир, были и все остальные его произведения, названия которых говорят сами за себя: «Рельсы гудят», «Чудесный сплав», «Хлеб» – везде он воспевал созидателей новой жизни, представавших хозяевами своей страны. В этом, как считается, и была одна из основных его ошибок: на деле хозяин был у страны один, все остальные были лишь колесиками и винтиками, героизировать которых было опасно.
Есть легенда, что Сталин вынес приговор драматургу еще в 1931 году, как раз после просмотра его пьесы «Хлеб», посвященной героям хлебозаготовок. Во время одной из многочисленных встреч Сталина с писателями Киршон спросил: «Товарищ Сталин, я знаю, что вчера вы были в Московском художественном театре и смотрели мою пьесу “Хлеб”. Я хотел бы узнать ваше впечатление». Сталин смерил его взглядом и ответил: «Нэ помню». «Но ведь вы были там вчера!» – удивился Киршон. На что Сталин ответил: «Нэ помню. Вот “Коварство и любовь” смотрел в 11 лет – помню. А вашу пьесу смотрел вчера. Нэ помню».
Но остановиться хотелось бы на его письме к Сталину, касающемся другой пьесы, к которой Киршон и сочинил песню «Я спросил у ясеня». Письмо датировано 28 марта 1935 года: «Дорогой Иосиф Виссарионович! По Вашему указанию я работаю над “фантастическими” произведениями (пьеса и сценарий) о будущей войне. Произведения эти должны быть, как Вы сказали, “полезны для нас и поучительны для противника”. Вы рекомендовали мне темой избрать войну с японцами. Мною подготовлен весь необходимый материал, изучены нужные вопросы и военные проблемы, я достаточно познакомился с людьми армии и приступил уже к непосредственной работе. Я предлагаю, однако, написать эти вещи, противником изобразив Германию. На это есть ряд причин: 1. Соображения политического порядка. 2. Я был в Германии, знаю немцев, знаю национал-социалистов и поэтому при изображении их не сфальшивлю, в то время как при создании образов японцев мне придется “сочинять”. 3. Уже готовится ряд картин и литературных произведений, посвященных японцам и борьбе с ними. 4. При изображении противника будет очень легко показать немцев и почти невозможно – японцев (их пришлось бы показывать корейцами, которые все же имеют незначительное сходство с японцами). Все эти соображения заставляют меня просить Вас разрешить мне объектом моих “фантастических” произведений избрать западный фронт. С коммунистическим приветом: В. Киршон». На том же письме рукой Сталина проставлена резолюция: «Г. Киршону. Мой совет: действовать по собственному усмотрению и не требовать “указаний” от меня. Привет! И. Сталин. 4/IV.35».
Пьеса «Большой день» была поставлена в 1936 году. «Я спросил у ясеня» поют там на дне рождения главной героини, которая по сюжету влюблена в двух летчиков и не может выбрать из них одного. Сюжет впоследствии будет воссоздан не единожды – как на сцене, так и в кино. Обычная жизнь воинской части – с душевными переживаниями и влюбленностями, с постоянным напряжением и ожиданием провокации от фашистов, готовых нанести удар в любую минуту. Затем сама провокация, война и победа, полученная слишком большой кровью. Постановка шла на всех сценах страны, заказ Сталина был выполнен. Население, и так жившее с ощущением неминуемой войны, еще больше напугано. Через год, после ареста Киршона, пьеса была вычеркнута из репертуаров, еще через год был подписан акт Молотова-Риббентропа, который сделал ее на время совсем не актуальной. А вот песня осталась, стала популярной и еще в детстве запала в душу будущему режиссеру «Иронии судьбы…» Эльдару Рязанову, включившему простой и легкий мотив в свой фильм без всяких скрытых мотивов.
Что же касается Киршона, то, как и упоминалось, после ареста Ягоды за связь с врагами народа и обвинения в троцкистской деятельности был арестован и он сам. После писателя не сохранилось ни дневников, ни записных книжек, так что почти вся известная биография помещена в выписки из его дела со стандартными «Ф.И.О., год рождения, место работы и т.д.». Гораздо больше рассказывает о своей жизни он сам в последних письмах-мольбах к Сталину, коих только за месяц до своего заключения он написал четыре. Все они находятся в свободном доступе и заканчиваются почти одинаковым текстом: «Товарищ Сталин, помогите мне. Ужасно сознавать, в какую клоаку я попал. Это страшный урок. Простите меня, что я все пишу и пишу Вам, но это от отчаяния человека, который остался совершенно один. Товарищ Сталин, мне 34 года. Неужели Вы считаете меня конченым человеком? Ведь я еще много могу сделать для Партии и Родины. Товарищ Сталин, родной, помогите мне. Ваш В. Киршон».
Никаких резолюций на мольбы человека за № 63 из расстрельного списка Сталин уже не накладывал. 21 января 1938 года военной коллегией Верховного суда СССР Киршон Владимир Михайлович был приговорен к расстрелу. 28 июля 1938 года приговор был приведен в исполнение. Киршона реабилитировали в ноябре 1955 года.

Это сладкое слово «халява»… с кровавыми соплями

Это сладкое слово «халява»… с кровавыми соплями

В Калуге прекратили акцию по раздаче бесплатного хлеба пенсионерам. Из-за бесчинств последних.
В Серпухове в драке разорвали тележку с бесплатной просрочкой.
В Кировской области бездомные разнесли пункт раздачи питания, организованный местным бизнесменом. Перевернули бак с горячим супом, расшвыряли хлеб.
Подобные факты отмечены всюду по стране, где предприниматели вздумали безвозмездно помогать нуждающимся. Социопаты обвиняют во всём олигархический режим. Довели, мол, народ…
А вот это?!..
«Из Кремля к Никитской заставе подкатила телега и стали раздавать бедным людям ржаные кругляки хлеба. Но московиты тут же учинили драку, рвали друг у друга, катались в грязи со злобными выкриками…» Это из записок секретаря саксонского посланника при дворе Алексея Михайловича (Тишайшего).
1896 г. Знаменитая Ходынка. День коронации последнего императора Всея Руси Николая II. При раздаче подарков погибли тысячи людей.
1912 г. Знаменитый Ленский «расстрел». Никакого расстрела не было. Хозяин прииска распорядился раздать бесплатные пайки семьям сокращенных рабочих. Завязалась потасовка. Те, кому не хватило, подогретые «леваками» устроили побоище, которое пришлось усмирять. Действительно, были застрелены несколько человек (личности, кстати, так и не установлены). Но это в ответ на выстрелы из толпы. Многие т.н. обездоленные рабочие оказались вооружены револьверами.
«Пасхальныя веселiя». Под таким заголовком вычитал заметку в журнале «Нива» за апрель 1913 г. Нижегородский репортёр сообщает, что в рабочую слободу Сормово доставили грузовик с пасхальными подарками. Его разнесли в клочья. Пришлось вмешаться полиции. Несколько пострадавших с проломленными черепами помещены в больницу.
Заметьте, вышеприведённые эпизоды из сравнительно благополучных периодов истории Руси.
И для контраста.
Знакомый оказался на Фукусиме в 2011 г. и собственными глазами видел, как помогали жертвам цунами и аварии на АЭС. На разрушенных улицах стоят тележки с упаковками риса – каждая по 800 гр. Распорядители вежливо просят брать только по одной, ввиду временных трудностей с доставкой. И японцы спокойно, без суеты подходят по очереди, берут строго по одному пакету и молча отходят с традиционным поклоном.
Другой коллега наблюдал раздачу благотворительной помощи в затопленных наводнением районах Хабаровского края. Описывать дальше, думается, не стоит.
Есть ли еще вопросы?!..
Al Sherpa
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..