понедельник, 2 октября 2017 г.

КНИГА - ЭТО ЖИЗНЬ


КАК ЧИТАТЬ "ТИМУРА И ЕГО КОМАНДУ"

Как читать «Тимура и его команду»

Историк культуры Мария Майофис рассказывает о том, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве

Повесть «Тимур и его команда» до сих пор регулярно переиздается и входит в список ста книг, рекомен­дованных школьникам мини­стер­ством образова­ния для само­стоя­тельного чтения, хотя историче­ская ситуация, в которой созда­вался текст, давно ушла в прошлое. Это одна из самых попу­­лярных и востре­бо­ванных книг советского детского канона. Повесть читали и в рам­ках школь­ной програм­мы, и совершенно доброволь­но; героям подражали, в течение мно­гих лет в честь Тимура называли маль­чи­ков, а в честь Жени — девочек. Тимур потес­нил в советском пантеоне главного героя 1930-х Пав­ли­ка Морозова и на­дол­го завоевал симпатии читателей. По мнению британ­ского антрополога и ис­то­рика культуры дет­ства Катрионы Келли, «даже те взрослые, которые кри­ти­ковали другие аспекты советской жизни, сохра­нили теплое чувство к это­му герою».

Тимур и тимуровцы

Обложка повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Горький, 1942 год© «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека
Не многие помнят, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сцена­рий к одноименному кино­фильму. Фильм появился раньше книжки, и имен­но он сначала привлек внимание советских детей к истории мальчика Тимура и его друзей. Только полгода спустя после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.
Сюжет ее таков. В подмосковном дачном поселке действует необычная коман­да — подростки тайно помогают семьям солдат и командиров Красной армии: носят из колодца воду, скла­дывают в поленницу дрова, ищут пропавших до­маш­­них животных, защищают детей от жестокости со стороны взрослых. Па­рал­лельно ребята вступают в конфронтацию с местными хулиганами — разо­ри­телями садов и огородов — и одер­живают над ними убедительную мораль­ную победу.
Эта модель самоорганизации и соци­аль­ной активности немедленно нашла от­клик и стала образцом для подра­жания. Первые тимуровские команды появи­лись в СССР еще в 1940 году, сразу после выхода фильма на экраны. После нападения Германии на Совет­ский Союз тимуровские команды ста­ли активно распространяться: коли­чество участников в первые после­воен­ные годы исчи­слялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движе­ние» — по сути, так называли форму социального волонтерства, прочно завя­зан­ную на постулатах советской идеологии. Сегодня первоначальный кон­текст появления Тимура и тимуровцев мало понятен. Попробуем его вос­ста­новить.

Хронология работы над текстом и советская история 1939–1940 годов

Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год© «Союздетфильм»
Любой читатель повести, как и зри­тель фильма, не может не заметить, что огромное место в этих произве­де­ниях занимают описания перемеще­ний совет­ских войск и разного рода оружия 
 
. Слово «фронт» появляется уже во втором предложении повести, а слово «бронедивизион» — и вовсе в первом. Когда Ольга, сестра главной героини, отправляется на дачу, сидя на плетеном кресле в кузове грузо­вика с котенком и букетом васильков на коленях, ее нагоняет по­ходная армейская мотоколонна. В этом смы­сле «Тимур и его команда», пожа­луй, одно из самых тревожных произве­дений советской детской литературы.

Признаки надвигающейся войны станут понятнее, если обратить внимание на даты начала работы над сценарием, а затем и над повестью. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны 
 
.

14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дун­кане» (сначала он собирался так назвать Тимура), к концу августа он ее закан­чивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Совет­ский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следую­щий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эсто­нии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.

Язык газет

Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год© «Союздетфильм»
Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фи­льме. В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938–1939 годов 
 
.

Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Ти­мура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в со­вер­шеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипло­ма­тического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультима­тум, дает этому дипло­матическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».
Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России 
 
. Таким обра­зом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига вра­ждеб­ных наро­­дов», но по­ сути выступает как язык имперской экспансии.

Внутренняя хронология повести

Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год© «Союздетфильм»
Действие фильма и повести разворачивается летом 1939 года. Датировку отдель­ных эпизодов можно вычислить буквально по календарю.​ ​Пове­ство­вание начинается с того, что полковник Александров, не при­ехав­ший с фронта в Москву ни весной, ни к началу лета, в середине лета при­слал телеграмму и предложил своим дочерям Жене и Оле переехать на да­чу.
Особой заботой компания Тимура окружает семью красноармейца Павлова, кото­рый недавно (то есть, видимо, в начале лета 1939-го) был убит «на грани­це». Мы знаем, что лейтенант Павлов был летчиком: именно на июнь 1939 года пришлись самые тяжелые авиационные бои на Халхин-Голе 
 
.

Последний день действия опреде­ляется даже с большей точностью: приезду полковника в Москву и стре­мительному вояжу Жени и Тимура на мотоцикле предшествует праздник «в честь годовщины победы красных под Хасаном». Боевые действия на озере Хасан 
 
 закончились 11 авгу­ста 1938 года. Значит, последние сцены фильма и повести происходят в ночь с 11 на 12 августа 1939 года, за несколько дней до подписания пакта Молотова — Риббентропа и за три недели до начала Второй мировой войны.

Эта датировка очевидно противоре­чит тому, что мы наблюдаем в книге и на экра­не. Двигающиеся на боевые позиции войска; призыв дяди Тимура, Георгия, в армию; полковник Александров, явно направляющийся туда же, куда и Георгий, — всё это реалии не августа, а сентября 1939 года, когда Германия вторглась на территорию Польши, а СССР начал оккупацию ее восточной части. О начале частичной мобилизации в СССР было объявлено не в августе, а в начале сентября. Тогда же теоретически должна была произойти передис­локация воинских соединений под командованием полковника Александрова: если весной и в начале лета он был «на фронте», то фронт может иметься в ви­ду только один — в Монголии. Бои на Халхин-Голе, как известно, продолжа­лись до самого конца августа 1939 года, а перемирие было подписано 15 сентя­бря.
Смещение исторической хронологии внутри хронологии художественной, ско­рее всего, понадобилось Гайдару для того, чтобы уложить всё действие повести в дачный сезон: в сентябре герои должны были сидеть за партами.

Дети-военные

Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год© «Союздетфильм»
Устройство отряда Тимура — не про­сто игровое, но военное. Система связи и позывные сигналы, разведки и дозоры, пленные и парламентеры — всё это свидетельствует о войне, уже перешедшей в детский мир из взрослого. В пове­сти и фильме нет ни одной мирной песни. Любимая песня Ольги, которую она наигрывает на аккордеоне, содержит рефрен «Летчики-пилоты! Бомбы-пуле­меты!». Георгий представляет в театре старого партизана, который и через два­дцать лет после своих боевых подвигов готов ринуться в бой. В финале фильма весь отряд Тимура с Ольгой во главе поет песню на стихи Маяковского: «Возь­мем винтовки новые, /на штык флажки! / И с песнею / в стрелковые / пойдем кружки». Следующие строфы песни и стихотворения призывают советских школьников становиться санитарами и разведчиками.
В 1938–1941 годах Гайдар очень интересовался проблемами военного образо­вания школьников и обу­чаю­щих военных игр. Следы этих интересов отрази­лись в его дневнике и в повестях о Тимуре. Первая, «Тимур и его команда», — о детской организации военного типа, которая добровольно и тайно помогает семьям красноармейцев. Во второй, «Комендант снежной крепости» (написана зимой 1940–1941 годов), дети уже ведут реальную военную игру — с атаками, штурмами и даже применением детского оружия. Третья, «Клятва Тимура», созданная за несколько дней в конце июня 1941 года, рассказывает о том, что потребуется детской военизиро­ванной организации в условиях начавшейся войны (дежурство во время бомбежек и затемнения, бдительная охрана посел­ка от шпионов, прополка колхозных огородов и та же, что и раньше, помощь семьям красноармейцев).
Перспектива побега на фронт обсуждается еще в первой и главной повести цикла: Тимур однозначно заявляет своим компаньонам, что это ни при каких условиях невозможно, командиры получили приказ «гнать оттуда нашего бра­та в шею». Таким образом, всё, что остается храбрым и социально активным детям, — это стать опорой взрослым в тылу и готовиться к службе в армии, улучшая дисциплину, физическую выносливость и, наконец, специаль­ные военные навыки вроде стрельбы, незаметного передвижения в разведке или маршировки. Для Гайдара не было сомнений: до достижения призывного воз­раста подростки должны оставаться в тылу, но сама организация их тыловой работы будет военной.

Комиссары Гражданской войны

Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год© «Союздетфильм»
Страна готовилась к сражению с внешним врагом: буржуазной Польшей, мили­таристской Японией или фашистской Германией. Однако у Гайдара дети ввя­зы­ваются в войну внутреннюю, показанную как аналог и продолжение Гра­ждан­ской. Анта­гонисты­­­ Тимур и Мишка Квакин называют друг друга комис­саром и атаманом, и эти прозвища отсы­лают к конфликтам конца 1910-х — начала 1920-х годов. За комиссарами, Красной армией и советской властью стоят идеи социальной справедли­вости, защиты обиженных и угнетенных, рыцарских чести и благородства; за атаманами (проще говоря, шайками улич­ных хулиганов) — полное пренебрежение к любым этическим нормам, униже­ние человеческого достоинства (даже в кругу своих), безразличие к жизни стра­ны и общества. Гайдар показы­вает, что многие деструктивные силы Гра­жданской войны по-прежнему сильны и новому поколению придется вступать в те же противостояния, что и их отцам.
Стремление Тимура самостоятельно наводить порядок, устанавливать социаль­ную справедливость и решать, кто из соседей требует помощи и защиты, уста­навливает важную параллель с легендой о Робин Гуде. Идея тайно совершать добрые дела, оставляя за собой разного рода письменные послания (записки Жене, плакат на месте заточения банды Квакина), отсылает к той же самой традиции. При этом Гайдар явно не хотел подчеркивать такое сходство, ведь главными врагами Робин Гуда были представители английского государства. Поэтому важно было показать: отряд Тимура делает именно то, что считают в данный момент важным партия и правительство.

Дети-взрослые

Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год© «Союздетфильм»
Хотел ли Гайдар своими тимуровскими повестями создать альтернативу пио­нерской организации или только предлагал новые пути ее развития в воен­ное время — мы точно не знаем, как и то, был ли у команды Тимура реальный про­тотип: по одной из версий, Гайдар описал в повести опыт работы скаутских организаций в период Первой мировой войны. Так или иначе, «Тимур и его ко­манда» — книга о «самодисциплинирующемся» детском коллективе (термин филолога Евгения Добренко): все свои обязанности дети берут на себя и реша­ют всё сами, без помощи и контроля взрослых. Это означает, что они полно­стью усвоили социальные нормы и требования взрослого мира и способны ре­шать стоящие перед ними задачи без специального стимулирования и понука­ний — просто потому, что знают, что так надо. Если кто-то из них ошибется или осту­пится, не понадобится ни учитель, ни пионервожатый: помогут и скор­­­­­­ректиру­ют другие.
Конечно, в реальности таких детских коллективов не существовало. Однако Гай­дар (как и до него писатель Антон Макаренко) придумал модель, которую очень удобно было насаждать в качестве примера для подражания. Если дети справляются с возложенными на них делами без помощи взрослых или при их минимальном посредничестве, то они не просто проявляют самостоя­тель­­ность, но еще и экономят столь нужные государству кадровые (а значит, и материаль­ные) ресурсы. А если прибавить к этому саму возможность исполь­зо­­вания этих команд в качестве бесплатной рабочей силы, выгода для госу­дарства, уже фак­тически вступившего в войну, была огромной. Именно эти моти­вы и обу­сло­­­­вили, по-видимому, активное продвижение повести и фильма со стороны ЦК ВЛКСМ.

Рейтинг: Самые опасные для здоровья страны

Рейтинг: Самые опасные для здоровья страны

Британский сайт Clinic Compare обнародовал рейтинг самых нездоровых стран мира.
Рейтинг был составлен с использованием данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной книги фактов ЦРУ и Всемирной ассоциации легочных заболеваний. Были проанализированы данные по 179 странам мира с учетом таких показателей, как количество потребления алкоголя и табака на человека в год, а также уровень ожирения.
В результате Восточная Европа заняла лидирующее положение в десятке самых нездоровых стран, в то время как Океания вырвалась вперед в номинации «самый толстый регион в мире».
Вот список из 21 страны, население которых ведет нездоровый образ жизни.
21. Украина. Страна заняла восьмое место по потреблению алкоголя — каждый житель Украины потребляет 12,8 литров алкоголя в год.
20 Соединенное Королевство. Великобритания занимает 19-е место в общем рейтинге, а по уровню употребления алкоголя ее жители оказались на девятом месте в мире.
19. Румыния. В среднем каждый ее житель выкуривает 1619 сигарет в год.
18. Греция. Более 25% населения страдает ожирением.
17. Австралия. В среднем каждый житель потребляет 11,2 литра алкоголя в год, в результате чего страна занимает 17-е место по потреблению алкоголя.
16. Ливан. Страна занимает третье место по потреблению табака — каждый житель выкуривает в среднем 3023 сигареты в год.
15. Канада. Около 30,1% населения Канады страдают ожирением.
14. Бельгия. В рейтингах на потребление алкоголя и табака страна заняла седьмое место.
13. Эстония. Около 24,5% населения страдают ожирением, а среднее потребление алкоголя на одного жителя ежегодно составляет 12,8 литра.
12. Болгария. Страна заняла шестое место по потреблению алкоголя, а 25,6% населения страдают от ожирения.
11. Литва. Литовцы пьют больше, чем жители любой другой страны в этом списке — 18,2 литра алкоголя каждый год на человека.
10. США. Америка делит с Литвой десятое место и является, таким образом, единственной неевропейской страной, которая входит в первую десятку в списке. Она держит девятое место по количеству толстяков в мире — 35% взрослого населения страдает от опасной для жизни степени ожирения.
9. Люксембург. Почти 25% населения страдают от ожирения.
8. Польша. В среднем каждый житель выкуривает 1369 сигарет в год и выпивает 12,3 литра алкоголя.
7. Хорватия. Страна заняла шестое место по потреблению алкоголя — 13,6 литра на человека в год.
6. Венгрия. В среднем каждый житель Венгрии выкуривает 1774 сигареты в год.
5. Словакия. Около 27,4% населения страдают ожирением. Также Словакия входит в топ-9 стран, где потребляют больше всего алкоголя.
4. Беларусь. Страна занимает второе место по уровню потребления как табака, так и алкоголя.
3. Словения. Жители страны занимают шестое место в рейтинге потребления табака, выкуривая 2637 сигарет каждый год.
2. Россия. В среднем каждый житель употребляет 13,7 литра алкоголя и выкуривает 2690 сигарет в год.
1. Чешская Республика. Это самая нездоровая страна в мире, занимающая пятое место по потреблению алкоголя и 11-е по количеству выкуренных сигарет. К тому же около 29,1% населения страдает от ожирения.

"ОНО" - САМЫЙ УЖАСНЫЙ ФИЛЬМ

Лента Андреса Мускетти «Оно» стала самым кассовым фильмом ужасов в истории кино

Фильм собрал в прокате уже свыше $500 млн. Ранее самым кассовым хоррором считался фильм «Изгоняющий дьявола», который заработал $441 млн.
Хоррор Андреса Мускетти «Оно» вошел в история кинематографа, став самым кассовым фильмом ужасов, заявила глава маркетингового отдела Warner Brothers Сью Кролл, слова которой передает издание Variety.

Фильм собрал в прокате уже свыше $500 млн, отмечает РИА Новости. Ранее самым кассовым хоррором считался фильм «Изгоняющий дьявола», заработавший $441 млн.
«Достижение отметки в $500 млн — это не совсем сложно для хорошего блокбастера, но для фильма ужасов это войдет в историю. Мы не можем не гордиться этим фактом», — заявила Кролл.
Она поздравила режиссера Андреса Мускетти с подобным успехом, а также отметила, что съемочная команда создала фильм, который затронул зрителей по всему миру.

Будут ли рассекречены все документы по делу об убийстве президента Кеннеди?

Будут ли рассекречены все документы по делу об убийстве президента Кеннеди?

Ожидаемое раскрытие тысяч засекреченных правительственных документов, имеющих отношение к убийству президента Джона Ф. Кеннеди, взволновало всех причастных к расследованию специалистов, сообщает cbsnews.com.
Будет ли заблокировано президентом снятие секретности с документов, содержащих информацию о преступлении, десятилетиями питающем конспирологические теории? Национальный архив должен до 26 октября рассекретить оставшиеся папки по делу об убийстве президента Кеннеди, совершенном в 1963 году, если этому не воспрепятствует президент США Дональд Трамп. ЦРУ и ФБР, которым среди этих документов принадлежит большой объем, не сообщают, призывали ли они президента держать их в секрете.
Директор Центра политических исследований при Университете штата Вирджиния Ларри Сабато считает, что общество вправе знать правду или во всяком случае знать, что от них скрывали все эти годы. По мнению Сабато и других исследователей дела Кеннеди, ценные папки помогут прояснить некоторые подробности поездки Ли Харви Освальда, совершившего убийство, в столицу Мексики, которую он предпринял незадолго до преступления.
В Мехико он посетил посольства Советского и Союза и Кубы. По данным Уорренской комиссии, учрежденной президентом Джонсоном, целью поездки было получение виз для въезда в эти страны. Эксперты также рассчитывают на получение полных сведений об этой поездке от сотрудников Комитета палаты представителей, которые проводили расследование, об этом сообщает Рекс Брэдфорд, президент фонда Mary Ferrell, публикующего документы по этому делу.
Среди защищенной информации, подлежащей раскрытию, – подробности о мерах, введенных США совместно с мексиканским правительством, позволяющих им вести тщательное наблюдение за этими и другими посольствами, сообщил федеральный судья Миннесоты Джон Танхейм. От Белого дома не последовало быстрого ответа на поступивший по e-mail запрос о комментариях. ФБР также отказалось комментировать, просили ли они Трампа держать документы в секрете.
А представительница ЦРУ сказала, что «продолжается процесс определения, какие очередные шаги должны быть предприняты в отношении информации ЦРУ, являющейся секретной». По решению Конгресса, принятому в 1992 году, все материалы по делу по убийстве президента Кеннеди подлежат раскрытию через 25 лет, если только президент не объявит, что это повредит ряду внутренних ведомств или отношениям с другими странами.
В числе засекреченных до сих пор документов — более 3 тыс. таких, которых никто не видел и более 30 тыс., которые были представлены общественности, но в отредактированном виде. Танхейм рассказал, что были признаны подлежащими полной секретности те папки, которые Комиссия по рассмотрению документов посчитала «не относящимися к делу». Члены комиссии были уверены, что в них нет никакой информации, непосредственно относящейся к убийству Кеннеди.
Но там могут обнаружиться какие-то ценные сведения, важность которых десятилетия назад они не могли осознать, считает Танхейм. Национальный архив не сообщает, обращались к ним ли какие-либо ведомства по поводу раскрытия документов. В июле архив опубликовал в Интернете более 440 ранее недоступных документов об убийстве и тысячи других, которые до этого были открыты только в отредактированном виде.
Среди них была внутренняя докладная ЦРУ за 1975 год, в которой ставится вопрос, не побудила ли Освальда к убийству Кеннеди прочитанная им газетная статья в Associated Press с цитатой Фиделя Кастро: «Лидеры США окажутся в опасности, если будут содействовать любым попыткам избавиться от лидеров Кубы». Бывший сотрудник New York Times Филип Шенон, написавший книгу об этом преступлении, говорит о том, что у Овсальда мог быть очевидный, прежде не понятый мотив: он считал, что этим убийством он спасает жизнь Фиделю Кастро.
Брэдфорд сомневается в том, что Национальный архив раскроет некоторые из документов, в частности, налоговую декларацию Джека Руби, который убил Освальда. Сабато высказывает предположение, что какие-то из ключевых документов могли быть уничтожены до того, как все материалы были переданы в Национальный архив. Даже в случае полного рассекречивания документов вряд ли стихнут конспирологические теории, более пятидесяти лет сопровождающие гибель молодого президента.
«Люди, по-видимому, всегда будут думать, что был тайный сговор», — сказал Танхейм. — «Я просто не верю, что федеральное правительство настолько эффективно, что может так долго скрывать подобный секрет».
Евгений Фролов, отдел иностранной прессы

Сказание об отважном Сане и злобном Мыколе

Cергей Беседин | Сказание об отважном Сане и злобном Мыколе

Так получилось, что я близко знаю главную героиню, Женю Лапову, лет с 14. Она жила в Новосибирске, в соседнем со мной доме, была фотомоделью и танцовщицей латино и выигрывала различные конкурсы красоты: Мисс Россия, Мисс Бикини мира, Мисс Океания и что-то ещё. А я, соответственно, несколько раз брал у неё интервью. Уже тогда она отличалась очень сдержанным темпераментом, холодным взглядом и дозировала каждое слово с расчётом на будущую популярность.
В кинотеатре в самом центре города, на 1200 мест я был один. Ну что ж, по крайней мере, никто не хрустел чипсами под ухом. Я сел и приготовился посмотреть, на что ушло 400 миллионов народных денег в разгар кризиса.
Пошли титры и радостная, романтическая музыка. Вообще музыка играет в этом фильме большую роль. Когда зреет заговор бандеровцев, она становится тревожной и мрачной. Когда их побеждают, бравурной и триумфаторской. Так сказать, аудиоподсказки для дебилов. Всплыл наглый титр «Министерство обороны Российской Федерации». Да-да, именно так, не Министерство культуры. Кстати, почему оно называется Министерством обороны, если последние 70 лет мы только на всех нападаем? Ну, оставим эту загадку для потомков.
Итак. Житель Севастополя Саня знакомится на крымском утесе с красавицей Алёной, журналисткой из Киева, приехавшей снимать кино о древней Украине. Следует несколько диалогов, написанных, видимо, восьмиклассником-дауном. Вообще диалоги в этом фильме – отдельное чудо:
– Тебя как зовут?
– Алена!
– Как шоколадку, что ли?

***
– Да ладно!
– Фигадно!

***
– Пока у нас в Севастополе спокойно. Но скоро придут бандеровцы и будут делать из нас украинцев!
А когда Саня показывает Алёне достопримечательности Крыма, он почему-то начинает говорить отрывками из Википедии. Саня – бывший морпех, ныне физрук в школе. Уже через десять минут знакомства Алена, девушка нетяжелого поведения, прыгает к нему в джип и начинает целоваться, а ещё через полчаса у физрука случайно обнаруживается роскошный белый катер, на котором герои и катаются по Черному. На этом часть-ромком заканчивается. Вообще Пиманову удалось невероятное. Смешать сразу все жанры и получить на выходе довольно-таки тошнотворный винегрет.
Часть вторая. Зима. Мрачная музыка. Майдан. Ромком оборачивается хоррором. Человек в шерстяной балаклаве играет на пианино прямо на улице. Несчастный и затюканный Беркут отступает под напором озверевших бандеровцев. Саня за каким-то чертом тоже оказывается на майдане и встречает Алёну. Тут выясняется, что они по разные стороны баррикад. Она за майдан, он против. Тут же Алена знакомит Саню с сотником Мыколой, чернявым, небритым и больше похожим на арабского террориста. Его задача в фильме – смотреть волком и ненавидеть русских. Толпа идёт в наступление, Саня решает валить обратно в Крым.
Эпизод третий, загадочный. Где-то в Черкасской области колонну из пассажирских автобусов, следующих в Крым, посреди чистого поля опять останавливают вездесущие бандеровцы. Зачем-то поджигают автобусы и вытаскивают оттуда пассажиров. С криками «Шо, не поважаете бандеривцив?» карикатурные украинцы избивают всех резиновыми дубинками и прикладами. Друга Сани, который пытается заснять это на видео, убивают ножом. Самому Сане удаётся скрыться и бог весть как, наверно, пешком, добраться до Крыма.
Эпизод четвёртый. Больной, хромой, несчастный, в гипсе и на костыле, Саня лежит в больнице. К нему приезжает Алена.
–  Ты чего приехала? – спрашивает Саня угрюмо. Вообще по фактуре он очень похож на Тимура Батрудинова без чувства юмора. Алена вспыхивает и убегает. Потом они все же мирятся и идут обедать к родителям Сани. Родители – знатные ватники. Отец, полковник,  весь фильм ходит только в камуфляже. Похоже, в этом камуфляже он даже моется и спит. Родители рассуждают о том, как тяжко придётся, если в Симферополь нагрянут майданутые. Это, по большому счёту, главное слово в фильме. Его с наслаждением и на разные лады склоняют по ходу пьесы раз двадцать. Алена, наконец, соображает, что ей тут не место и едет назад на вокзал. Но рейсы отменены, потому что из Херсона пришёл поезд с бандеровцами (???), которые будут сражаться с местными. Правда, проводник сообщает, что бандеровцы по дороге струсили и выкинули в кювет все оружие.
Эпизод пятый. Саня опознаёт нескольких засланцев с Майдана, которые шныряют по городу и планируют теракты и войну. Все плохие парни в чёрных костюмах и бабочках. В противовес хорошим в растянутых свитерах. Но в городе есть своё русское подполье, которое не допустит беспредела! С этого момента это уже просто комедия нуар, вызывающая дикий хохот. Картонные диалоги становятся совсем ходульными, а стилистика напоминает «Коричневую пуговку» и другие старые шедевры о шпионах.
Эпизод шестой. Ключевой. Над Крымом летят десятки вертолётов спасать Русский Мipъ. К причалу подходит корабль, из чрева которого один за другим выкатываются БТР-ы. Саня счастливо смеется. Алена плачет. Пиманов или очень наивный человек или очень простой – этим фильмом он наделал делов для своего патрона ещё на одну Гаагу. Такие пустяки, как «народный референдум», в кино просто забыты – уже не до формальностей. Заодно Пиманов стибрил кусочек Аксёнова, «Острова Крым». Украинский лётчик на истребителе отказывается стрелять по садящемуся на Бальбек грузовому военному самолёту с десантом, подобно полковнику Черноку в знаменитом романе.
Устали? Надоело? Терпите! Скоро конец.
Эпизод седьмой. Алена расстается с Саней, пьёт водку из графина и рыдает. Саня находит ее и отводит куда-то в отель. Опять мирятся. Секс с ещё плачущей Алёной. Ну тут символика и образность окончательно зашкаливает. Сам того не понимая, Пиманов ввёл сцену изнасилования Украины Россией, да ещё и предложил – внимание! – насильнику посочувствовать. Что-то новенькое в виктимологии, согласитесь. Да и вообще жанр фильма можно кратко описать двумя словами – крокодиловы слезы.
Эпизод восьмой. Отвратительный Мыкола пытается захватить комплекс С-300 у отца Сани, шантажируя тем, что убьёт сына, и пытается направить ракеты на Бальбек.
Полковник (в ужасе). Что вы делаете? Вы же (украинцы!) так развяжете войну.
Мыкола (мрачно). Ну кто-то же должен ее начать!
Честно – первый раз в жизни видел фильм, где все настолько перевёрнуто с ног на голову.
Конечно, гада Мыколу обезвреживают, Саню освобождают. Хэппи-энд. Единственное, что странная Алена все же обижается и уходит от Сани. Ну вот такие они смешные, украинцы, сердятся бог знает на что!
Финальные титры. Песня Наргиз. Зрители, то есть зритель, выходят из кинотеатра.

УНИЖЕНИЕ И СТЫД

Яков Миркин | Унижение и стыд

В знакомом университете ставят камеры видеонаблюдения в аудиториях. Для слежки за профессорами во время занятий.
Лучший способ сегодня испытать унижение — это стать университетским человеком. В высшем образовании, как и во всех «бюджетных», взрыв контроля, надзора, отчетности, наказаний, занятости безумным числом стандартов и документации, попыток втиснуть в жесткие технологии, занять «вторую половину дня».
Сделать тех, кто должен думать и исповедовать, — служащими, служилыми. Преступление и наказание, и еще контроль (видео, вход — выход) как способы существования в университете тех, кто должен думать и быть свободными по смыслу того, кто они есть и что они должны делать. При, конечно, низких доходах.
Прогноз? Стыд. Горькое сожаление об академических свободах. Их было больше даже в советское время. Уход из университетов всех тех, кто думает, кто свободен, кто остается еще в них по моральному долгу учить и создавать идеи.
Яков Миркин, экономист

Выборы в Италии: победят ли правые?

Выборы в Италии: победят ли правые?

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.
По этой причине подготовка к выборам напоминает хаос: создаются новые и рушатся старые союзы. Традиционно политическая картина Италии является очень пестрой. Здесь нет партий-гигантов, но много коалиций или партийных структур, которые де-факто являются коалициями. Так, на левоцентристском фланге самой сильной оппозиционной партией является «Движение 5 звезд», которая на прошлых парламентских выборах набрала 25% голосов и стремится взять верх в парламенте на весенних выборах. На левом фланге также существуют более мелкие структуры, типа партии «Итальянские левые», которые, объединившись вокруг одной структуры, могут создать серьезную конкуренцию оппонентам.
Справа отчетливо выделяются несколько сил, среди которых можно назвать партию Сильвио Берлускони «Вперед, Италия», «Лигу Севера» и «Братьев Италии». В центре находится «Демпартия», на которую давят оба этих условных партийно-политических блока.
Серьезным фактором, который окажет влияние на исход выборов, является сам закон о выборах. После большой работы в парламенте в поисках варианта приемлемого для всех законопроекта, соглашение между «Демократической партией», «Движением 5 звезд», партией «Вперед, Италия» и «Лигой Севера» от 8 июня 2017 года для совместного голосования за закон, составленный по немецкому образцу, было проигнорировано. Официально – по причине незначительных поправок, которые не были учтены в соглашении.
Сейчас в Италии действует так называемая избирательная система «Консултеллум», базирующаяся на «законе Кольдероли» от 2005 года с поправками Конституционного суда, который отменил ряд положений действующего закона, получившего в прессе наименование «Порцеллум» («свинство» на латыни). «Консултеллум» предусматривает выборы в Сенат (верхнюю палату парламента) только по пропорциональному принципу и без «премии большинства» (когда партия, набравшая относительное большинство голосов, получает 51% мест в парламенте), без закрытых списков и с уникальными преференциями (один голос за одного депутата). Выборы в Палату депутатов, напротив, пройдут по-иному: по пропорциональной системе с «премией большинства» для списка политической партии или избирательного блока, который наберет более 40% голосов, что позволяет получить 340 мест. Это далеко за пределами порога в 316 мандатов, дающего большинство в Палате. Если этот порог не достигнут (например, не созданы коалиции), мы переходим к распределению депутатских мандатов в зависимости от голосов за партсписки с учетом избирательного порога в 3% для партий.
Персоналии глав списков будут определены самими партиями, однако сейчас не существует закрытых списков. Возвращается система преференций в отношении других участников списка. Избирателям дается право выразить до двух предпочтений кандидатам разного пола. В отличие от «Италликума» – предыдущего закона о выборах, который предусматривал повторное голосование, если ни одна партия или блок не набрали 40% голосов – «Консултеллум» этого не предусматривает. С сентября изменением закона займутся партии, которые будут формулировать нормы нового закона для выборов 2018 года – с пропорциональной системой и зависимостью правительства от партии-победителя. Для достижения этой цели, безусловно, нужно значительное взаимопонимание между различными сторонами, чего сейчас, кажется, не так легко добиться.
Действующий закон о выборах не устраивает все партии по разным причинам, в первую очередь, из-за длительного периода нестабильности и неуправляемости в итальянской политике. Согласно действующему законодательству, для того чтобы партии или блоку сформировать большинство в парламенте и создать правительство, нужно набрать не менее 40% голосов. Очевидно, что сейчас такой вариант практически невозможен. Политическое пространство разделено как минимум между четырьмя партиями. Это способствует фрагментации правительства и парламента. С одной стороны, такая система привносит больше демократии, давая представительство даже малым партиям, с другой – негативно влияет на процесс создания правительства. Ни одна партия в Италии не может претендовать на 40% голосов, тем более, что формирование коалиций запрещено. Если бы такое произошло, то немедленно стало бы сенсацией.
На данный момент опросы дают примерно одинаковую долю голосов за правящую «Демпартию» и «Движение 5 звезд» – по 26-27%. «Лига Севера» набирает около 15%, «Вперед, Италия» — 13%, «Братья Италии» — 5%. Для них следующие несколько месяцев будут очень важными, чтобы принять решение: идти ли выборы самостоятельно или вместе с другой партией.
Для завершения электоральной картины стоит добавить, что слева от «Демпартии» существует еще один «полюс» – «отколы» от той же «Демпартии», а также «Демократическое и народное движение» и «Итальянские левые» вместе «дают» около 7%. Еще стоит отметить организацию, которую возглавляет министр иностранных дел Анджелино Альфано – «Народную альтернативу», которая колеблется от левоцентристов к правоцентристам и все еще ищет свое место в итальянской политике.
Конечно, всё это, как и в случае с правоцентристами, будет возможным, если партии договорятся о едином списке и придут к соглашению о том, какие коалиции и с кем нельзя создавать. Этот принципиальный пункт партии начнут обсуждать уже с сентября. В Аркоре состоится встреча между тремя лидерами правоцентристов – Маттео Сальвини от «Лиги Севера», Сильвио Берлускони от «Вперед, Италия» и Джордией Мелони от «Братьев Италии». На повестке дня – выбор единого лидера движения, а также определение совместных действий в ходе региональных выборов на Сицилии, на которых правоцентристы все еще не могут определиться с единым кандидатом.
«Лига Севера» и «Братья Италии» хотели бы поддержать Мусумечи, который ранее состоял в неофашистском «Итальянском социальном движении». Однако Берлускони сомневается в правильности этого выбора. Но в конце концов лидер «Вперед, Италия» может в обмен на поддержку этой кандидатуры получить союз с Анджелино Альфано, которому сейчас активно оппонируют «Лига Севера» и «Братья Италии».
Тот же выбор стоит перед левыми, где «Итальянские левые» пытаются создать собственную альтернативу «Демпартии», а не очередной «костыль», как многие другие партийные проекты.
Сентябрь будет решающим месяцем для того, чтобы определиться, с каким законом страна пойдет на выборы-2018. Между тем, на этом фоне существуют реальные проблемы, которые окажут решающее воздействие на исход выборов: в первую очередь, конфликты вокруг мигрантов. В Европе картина видится таким образом: «Движение 5 звезд» публично открыло «ящик Пандоры», обвинив некоторые неправительственные организации в том, что они нарушают закон и спекулируют на квотах для мигрантов. «Лига Севера» тем временем своей агрессивной пропагандой пытается собрать голоса противников мигрантов, а представители «Демпартии» занимаются внутренними разборками, обвиняя друг друга в расизме или излишней толератности.
Помимо этой крайне актуальной темы большое значение имеют региональные выборы на Сицилии в октябре, которые будут пробой сил крупных игроков перед кампанией 2018 года. Из основных партий пока только «Движение 5 звезд» начало подготовку заранее: национальные лидеры партии участвуют в региональной кампании. Это дает свои результаты: «Движение» по опросам набирает около 34% голосов, тогда как «Демпартия» – около 13%. Если «Движение» победит с таким отрывом, это повлечет за собой конфликт внутри «Демпартии», которая не поддержала кандидатуру действующего главы региона Розарио Крочетты.
Если «Движение 5 звезд» победит, то ему не следует повторять ошибок мэра Рима от этой же партии Вирджинии Раджи, которая была весьма нерешительна в начале своей каденции. И это, несомненно, имело негативные последствия для партии в целом.
Таким образом, развитие предвыборной ситуации будет происходить на фоне раскола между политическими силами и усиливающейся депрессии в экономике, от которой трудно оправиться.
Данило дела Велле – политолог, политический обозреватель портала Antidiplomatico.it (Италия)
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..