четверг, 23 февраля 2017 г.

МЁД И КОРИЦА- ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ

Сочетание некоторых продуктов удивительным образом действует на наш организм. Мед с корицей — прицельный удар по проблемам со здоровьем!
 
 

БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Ежедневно ешьте на завтрак хлеб, намазанный вместо джема пастой из меда и пудры корицы. Это снижает уровень холестерина в артериях и спасает человека от инфаркта. Даже те, у которых уже был инфаркт, могут уменьшить риск повторного инфаркта.Регулярное употребление меда с корицей улучшает дыхание и укрепляет мышцу сердца. В некоторых домах престарелых Америки и Канады, регулярный прием смеси меда и корицы пациентами, заметно улучшил состояния их, подвергшихся возрастным изменениям, вен и артерий.

СЛАБОСТЬ

Недавние исследования показали, что содержание сахара в меде скорее полезно, чем вредно для поддержания сил. У пожилых людей, принимающих мед и корицу в равных пропорциях, улучшается концентрация внимания и подвижность.Доктор Милтон, который проводил исследования, говорит, что ежедневный прием пол столовой ложки меда с добавлением корицы в стакане воды, после с утра натощак и после полудня, примерно в 15:00, когда жизненные функции организма начинают снижаться, повышает жизненные функции в течение нескольких дней

АРТРИТ

Страдающие артритом могут ежедневно, утром и вечером, принимать 1 чашку теплой воды с 2 ложками меда и 1 маленькой ч.л. корицы. Регулярный прием вылечивает даже хронический артрит.В недавних исследованиях руководимых Копенгагенским Университетом, установлено, что когда доктора назначали своим пациентам смесь 1 ст.л. меда и 1/2 ч.л. корицы перед завтраком, через неделю у 73 пациентов из 200 полностью прошла боль, а в течение месяца большинство пациентов, которые не могли ходить или передвигаться из-за артрита, смогли ходить, не ощущая боли.

ХОЛЕСТЕРИН

2 стол. ложки меда и 3 ч.л. корицы, смешанные с 2 стаканами теплой воды, уменьшают уровень холестерина в крови на 10% в течение 2-х часов. Как и для страдающих артритом, прием смеси 3 раза в день приводит в норму холестерин даже у хронических больных. Люди, ежедневно принимающие с пищей мед в чистом виде, также меньше жалуются на холестерин.

ИММУНИТЕТ

Ежедневный прием меда и корицы укрепляет защитные функции организма и защищает от бактерий и вирусов. Ученые обнаружили, что мед содержит множество различных витаминов и железо. Постоянный прием меда усиливает способность белых кровяных шариков сражаться с бактериальными и вирусными заболеваниями.

ВОСПАЛЕНИЕ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ

Принимать 2 стол. ложки корицы и 1 ч. ложку меда, размешанные в стакане слегка теплой воды. Это убивает микробов в мочевом пузыре.

ВЫПАДЕНИЕ ВОЛОС

При выпадении волос или облысении можно смазывать корни волос пастой из смеси разогретого оливкового масла, 1 ст. ложки меда, 1 ч.ложки корицы перед мытьем головы на 15 мин. Затем промыть волосы слегка теплой водой. Даже 5 мин. достаточно, чтобы был заметен эффект

КОЖНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Смесь меда и корицы (в равных количествах), нанесенная на пораженные части кожи излечивает экзему, грибок и все другие виды кожных инфекций.

ПРЫЩИ

Паста из 3 ст. ложки меда и 1 чайной ложки корицы. Смазывать прыщи перед сном и смывать следующим утром теплой водой. За 2 недели прыщи исчезнут полностью.

УКУСЫ НАСЕКОМЫХ

Смесь 1 части меда на 2 части теплой воды с добавлением маленькой ч.л. корицы медленно втирать в зудящую часть тела. Замечено, что боль уменьшается через 1-2 минуты.

НЕСВАРЕНИЕ ЖЕЛУДКА

Пудра корицы посыпанная на 2 ст.л. меда, принимаемая перед едой, снижает кислотность и помогает переваривать самую тяжелую пищу.

ЯЗВА ЖЕЛУДКА

Мед с корицей снимает боль в желудке, а также залечивает язвы.ГАЗЫ: Согласно исследованиям в Индии и Японии, выявлено, что мед с корицей уменьшает вздутие желудка.

ЗУБНАЯ БОЛЬ

Смесь 1 ч.л. корицы и 5 ч.л. меда наложить на больной зуб. Можно делать 3 раза в день, пока боль не пройдет.

ЗАПАХ ИЗО РТА

Жители Южной Америки первым делом с утра полощут горло горячим раствором меда с корицей, чтоб сохранить приятный запах во рту на целый день.

ПОТЕРЯ СЛУХА

Ежедневно утром и вечером принимать мед и корицу в равных пропорциях.

ПРОСТУДА

Страдающие от простуды должны принимать 1 ст.л. теплого меда с 1/4 ч.л. корицы 3 раза в день. Вылечивает почти любой хронический кашель, простуду и освобождает носовые проходы.

ГРИПП

Испанский ученый доказал, что мед содержит натуральный элемент, который убивает бактерии гриппа и спасает человека от заболевания.

РАК

Недавние исследования в Японии и Австралии выявили, что рак желудка и костей может быть успешно вылечен. Пациенты с такого рода опухолями должны принимать ежедневно 1 ст. ложку меда с 1 ч. ложкой корицы в течение месяца 3 раза в день.

ДОЛГОЛЕТИЕ

Чай с медом и корицей, принимаемый регулярно, задерживает наступление старости.1 л. корицы, заваренная в 3-х стаканах воды и охлажденная 4 л. меда. Пить 1/4 чашки 3-4 раза в день. Сохраняет кожу свежей и мягкой и задерживает старение.


Источник: fithacker.ru

ПЕРЕЙТИ РУБИКОН


Выражение «перейти рубикон», то есть сделать некий определяющий поступок, не дающий более возможности для корректировки принятого решения, известно достаточно хорошо. Большинство также осведомлено о том, что своим появлением это выражение обязано Гаю Юлию Цезарю…
 
Куда меньше известно о том, что за Рубикон и при каких обстоятельствах перешёл сам Цезарь, и почему этот шаг политика и полководца вошёл в историю.
К середине I века до нашей эры Римская республика переживала внутренний кризис. Одновременно с большими успехами в завоевательных походах возникли проблемы в системе государственного управления.
Римский сенат погряз в политических дрязгах, и ведущие римские военачальники, добывшие себе славу и популярность в завоевательных походах, задумались об отказе от республиканского устройства в пользу диктатуры и монархии.
22
Гай Юлий Цезарь
Успешный политик и военачальник Гай Юлий Цезарь был одним из тех, кто не просто высказывался за централизованную власть, но не прочь был сосредоточить её в своих руках.
В 62 году до нашей эры в Риме сложился так называемый триумвират — фактически Римской республикой стали управлять три самых амбициозных политика и военачальника: Гней Помпей, Марк Лициний Красс и Гай Юлий Цезарь.
Красс, подавивший восстание Спартака, и Помпей, одержавший блестящие победы на Востоке, имели притязания на единоличную власть, однако к тому моменту не могли в одиночку справиться с противодействием римского сената.
Цезарь в тот момент больше рассматривался как политик, которому удалось склонить к союзу открыто враждовавших Помпея и Красса. Перспективы самого Цезаря как единоличного главы Рима смотрелись на тот момент значительно скромнее.
13577_html_m9e0dd6e
Триумвират — Помпей, Красс и Цезарь.
Ситуация изменилась после того, как возглавивший римские войска в Галлии Цезарь победил в семилетней Галльской войне. Слава Цезаря как полководца сравнялась со славой Помпея, и кроме того, у него появились верные лично ему войска, что стало серьёзным аргументом в политической борьбе.
Цезарь против Помпея
После того как в 53 году до нашей эры Красс погиб в Месопотамии, вопрос свёлся к тому, кому из двух достойных противников, Помпею или Цезарю, удастся стать единоличным властителем Рима.
В течение нескольких лет противники пытались сохранить хрупкое равновесие, не желая скатываться к гражданской войне. И Помпей, и Цезарь имели верные им легионы, однако те располагались в завоёванных провинциях.
По закону, полководец не имел права вступать в границы Италии во главе войска, если на самом полуострове не велось военных действий. Нарушитель этого закона объявлялся «врагом Отечества», что по своим последствиям было сопоставимо с объявлением «врагом народа» в сталинском СССР.
К осени 50 года до нашей эры кризис в отношениях между Помпеем и Цезарем достиг своего пика. Обе стороны, не сумев договориться о новом «разделе сфер влияния», стали готовиться к решительному столкновению.
7
Римский сенат
Римский сенат первоначально занимал нейтральную позицию, однако затем сторонники Помпея сумели склонить большинство в его пользу. Цезарю было отказано в продлении полномочий проконсула в Галлии, что позволяло ему командовать войсками.
В то же время Помпей, имевший в своём распоряжении верные ему легионы, позиционировал себя как защитника республиканского «свободного строя» от узурпатора Цезаря.
1 января 49 года до нашей эры сенат объявил Италию на военном положении, назначил Помпея главнокомандующим и поставил задачу прекратить политическую смуту. Под прекращением смуты подразумевалось сложение Цезарем своих полномочий проконсула в Галлии. На случай его упорства были начаты военные приготовления.
Цезарь был готов сложить военную власть, но только в том случае, если на то же согласится Помпей, однако сенат на это не пошёл.
Главное решение
Утром 10 января 49 года до нашей эры Цезарь, находившийся в Галлии, получил известие о военных приготовлениях сената и Помпея от своих бежавших из Рима сторонников. Половина верных ему сил (2500 легионеров) находилась на границе провинции Цизальпийская Галлия (ныне — северная Италия) и самой Италии. Граница проходила по небольшой местной реке Рубикон.
616
Для Цезаря настало время ключевого решения — либо, подчинившись сенату, сложить полномочия, либо с верными войсками форсировать реку и двинуться на Рим, тем самым нарушив действующие законы, что в случае неудачи грозило неминуемой смертью.
Уверенности в успехе у Цезаря не было — он был популярен, но не менее популярен был и Помпей; его легионеры были закалены Галльской войной, но воины Помпея были не хуже.
Но 10 января 49 года до нашей эры Гай Юлий Цезарь принял решение с войсками форсировать Рубикон и идти на Рим, предопределив не только свою собственную судьбу, но также и дальнейший ход истории Рима.
Перейдя Рубикон во главе войск, Цезарь тем самым начал гражданскую войну. Стремительность действий Цезаря обескуражила сенат, а Помпей с имеющимися силами не рискнул выступить навстречу и даже оборонять Рим, отступив в Капую. Тем временем на сторону наступающего Цезаря переходили гарнизоны занимаемых им городов, что укрепляло уверенность полководца и его сторонников в конечном успехе.
33
Гай Юлий Цезарь пересекает реку Рубикон.
Помпей так и не дал решающего сражения Цезарю в Италии, уйдя в провинции и рассчитывая одержать победу при помощи расположенных там сил. Сам Цезарь, лишь проездом побывав в захваченном его сторонниками Риме, отправился преследовать противника.
Выбор Цезаря изменить нельзя
Гражданская война затянется на долгие четыре года, хотя главный противник Цезаря Помпей будет убит (вопреки воле Цезаря) после поражения в битве при Фарсале. Окончательно партия помпеянцев будет разгромлена лишь в 45 году до нашей эры, всего за год до гибели самого Цезаря.
Формально Цезарь не стал императором в нынешнем понимании этого слова, хотя с момента его провозглашения диктатором в 49 году до нашей эры его полномочия только росли, и к 44 году до нашей эры он имел практически полный набор атрибутов власти, присущих монарху.
Последовательная централизация власти Цезарем, сопровождавшаяся потерей влияния Римского сената, и стала причиной заговора сторонников сохранения Рима как республики.
f07fbe6cef04
Убийство Цезаря
15 марта 44 года до нашей эры заговорщики напали на Цезаря в здании заседаний сената, нанеся ему 23 ножевых ранения. Большинство ран были поверхностными, однако один из ударов всё-таки оказался смертельным.
Убийцы не учли одного: Цезарь был крайне популярен среди низов и средних слоёв Рима. Народ был чрезвычайно разгневан заговором аристократов, в результате чего им самим пришлось бежать из Рима.
После гибели Цезаря Римская республика пала окончательно. Наследник Цезаря, его внучатый племянник Гай Октавий, стал полновластным римским императором, известным теперь как Октавиан Август. Рубикон был уже перейдён.


Источник: storyfiles.blogspot.co.il

НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ОКУДЖАВА



Я живу в ожидании краха,
Унижений и новых утрат.
Я, рождённый в империи страха,
Даже празднествам светлым не рад.

Всё кончается на полуслове
Раз, наверное, сорок на дню...
Я, рождённый в империи крови,
И своей-то уже не ценю.

*** 

Вы говорите про Ливан...
Да что уж тот Ливан, ей-богу!
Не дал бы Бог, чтобы Иван
На танке проложил дорогу.

Когда на танке он придёт,
Кто знает, что ему приспичит,
Куда он дула наведёт
И словно сдуру, что накличет...

Когда бы странником – пустяк,
Что за вопрос – когда б с любовью,
Пусть за деньгой – уж лучше так,
А не с будёнными и с кровью.

Тем более, что в сих местах
С глухих столетий и поныне –
И мирный пламень на крестах,
И звон малиновый в пустыне.

Тем более, что на Святой
Земле всегда пребудут с нами
И Мандельштам, и Лев Толстой,
И Александр Сергеич сами.

***

"Я и раньше знал, что общество наше деградировало, но что до такой степени – не предполагал. Есть отдельные достойные сохранившиеся люди, но что они на громадную толпу?.. Не хочется ни торопиться, ни участвовать в различных процессах, происходящих в обществе. Хочется тихо, молча, смакуя, не озираясь, не надеясь, не рассчитывая..."
(Это – из его письма осени 1989 года.)

***

Стихотворение, первая строфа которого появилась в «Вечерней Москве» 4 февраля 1991 года:

Ребята, нас вновь обманули,
Опять не туда завели.
Мы только всей грудью вздохнули,
Да выдохнуть вновь не смогли.

Мы только всей грудью вздохнули
И по сердцу выбрали путь,
И спины едва разогнули,
Да надо их снова согнуть.

Ребята, нас предали снова,
И дело как будто к зиме,
И  правды короткое слово
Летает, как голубь во тьме.

***

– Булат Шалвович, что кажется вам самой страшной бедой нашей страны? – спросил у поэта в 1992 году журнал «Столица». Ответил он так:

– То, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали... Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока всё это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей. К сожалению, она слишком сильна и разрушительна, и необыкновенно  живуча...

***

Нашему дикому обществу нужен тиран во главе?
Чем соблазнить обывателя? Тайна в его голове,
В этом сосуде, в извилинах, в недрах его вещества.
Скрыт за улыбкой умильною злобный портрет большинства...

***

Хрипят призывом к схватке глотки,
Могилам братским нет числа,
И вздёрнутые подбородки,
И меч в руке, и жажда зла.

Победных лозунгов круженье,
Самодовольством застлан свет...
А может, надобно крушенье
Чтоб не стошнило от побед?

Нам нужен шок, простой и верный,
Удар по темечку лихой.
Иначе – запах ада скверный
Плывёт над нашей головой.

***

23 июня 1995 года, стоя перед микрофоном на парижской сцене, Окуджава отвечал на вопрос, как он относится к войне в Чечне. Поэт назвал её страшным явлением, …которое будет  помниться много, много десятилетий, если не столетий... Этот маленький народ, в котором нет даже миллиона,– допустим, он даже очень-очень самовлюблённый и очень сложный,– всё-таки надо считаться с национальной психологией… Тем более – такого маленького народа (Аплодисменты). А его в  прошлом веке в течение 50 лет уничтожали… В этом веке в 44-м году выслали весь народ на гибель. И сейчас опять уничтожают. Ну, что такое? Неужели российская власть не может самоутвердиться другим способом? Неужели для этого нужно убивать своих же сограждан?

***

Меня удручают размеры страны проживания.
Я с детства, представьте, гордился отчизной такой.
Не знаю, как вам, но теперь мне милей и желаннее
Мой дом, мои книги, и мир, и любовь, и покой.


***

Мне русские милы из давней прозы
И в пушкинских стихах.
Мне по сердцу их лень, и смех, и слёзы,
И горечь на устах.

Мне по сердцу их вера и терпенье,
Неверие и раж...
Кто знал, что будет страшным пробужденье
И за окном – пейзаж?

Что ж, век иной. Развенчаны все мифы.
Повержены умы.
Куда ни посмотреть – всё скифы, скифы, скифы.
Их тьмы, и тьмы, и тьмы.

***

 "Мы больны, у нас дикое, больное общество. Оно живёт ещё старыми стереотипами, старой структурой. Оно не может жить энергично, по-новому. Оно учится этому, привыкает. С болью, с кровью, с ужасом." (На концерте в Киеве, 1990.)

"Мы семьдесят лет деградировали, дичали. Знаете, есть замечательный пример из Библии. Когда Моисей уводил евреев из египетского плена, он вёл их сорок лет вместо пяти дней, чтобы вымерло поколение, которое было рабами, и чтобы появились люди, свободные от чувства рабства. А мы – не просто рабы, которые страдают от тягот, мы – профессиональные рабы, которые гордятся своим рабством..." (Из интервью в Донецке, февраль 1991.)

***

Не от гриппа или умопомрачения,
Не на фронте, не от пули палача –
Как обидно умереть от огорчения,
Раньше времени растаять, как свеча...

***

Ничего, что поздняя поверка.
Всё, что заработал, то твоё.
Жалко лишь, что родина померкла,
Что бы там ни пели про неё.

***

Дойдя до края озверения,
В минутной вспышке озарения,
Последний шанс у населения –
Спастись путём переселения.

СКОЛЬКО НУЖНО ДЕНЕГ?

Cколько нужно денег, или зачем им приходить в вашу жизнь

Кому-то для счастья достаточно и 20к рублей в месяц, кто-то не представляет свою жизнь без дохода в 100к ежемесячных деревянных. А кто-то, снисходительно улыбнувшись, пересчитает пару миллионов в своем кошельке на карманные расходы.
Почему один меряет штаны на картонке в двадцати градусный мороз и спрашивает – «а это точно Гуччи?» — «да, да! Настояся Гусси И Гапана!» — заверяет его продавец, а другому любезно предлагают кофе, а мастер снимает мерки. Что отличает этих людей? – личное решение, в каком материальном диапазоне жить.
Давайте проведем небольшой эксперримент.
Найдите любой большой торговый центр и зайдите в первый понравившийся магазин. Если Вы знаете, что у Вас денег осталось только на то, что бы дожить до зарплаты, то автоматически обойдете магазины с дорогими брендами.
Но почему бы просто не зайти, не посмотреть на новые дизайнерские модели? В голове наверняка возникнет голос: «Зачем? Все равно денег нет, только время потратишь, расстроишься, это вообще не для тебя, ты никогда себе такого не купишь…»
Хорошо, давайте откроем любой сайт с поиском работы? Какие объявления привлекают Ваше внимание?
Вероятнее всего те, в которых нужно выполнять привычную и знакомую работу. То есть, если Вы привыкли жить на 20к рублей, то и обращать внимание будете на те объявления, где предлагают соответствующий доход.
Конечно, объявления, которые обещают сильно бОльший доход тоже не скроются от Вашего внимания, но какие чувства возникнут при прочтении их? Вероятно горечь, грусть, разочарование и сильный удар по самооценке. А какие мысли будут в голове? «У меня нет опыта… Я не справлюсь… У меня и знаний-то соответствующих нет… да и вообще, там только по блату можно пройти…наверняка за такие деньги надо спать с начальником или стать коррупционером… Да вообще такого не бывает, мутный работодатель».
Вот так звучат наши ограничивающие убеждения. Именно они говорят в каком магазине продукты дешевле на пару рублей, и именно они отсекают мысли о том, что может стоит позволить себе зарабатывать больше?
У каждого человека есть свой набор ограничений. Вспомните, что говорили Ваши родители, близкие люди и окружающие о деньгах и финансовом благополучии? Посмотрите на свой собственный опыт со стороны, что сформировало именно такой процесс Вашего мышления?
Теперь определим ту сумму денег, которую никак не удается превзойти ни в мыслях, ни в потребностях, ни в жизни:
  • Представьте, что сегодня у Вас есть 1000 рублей и до конца дня нужно эти деньги потратить. Вы должны потратить их полностью в течение сегодняшнего дня. Только при таком условии, у Вас появится следующая сумма. Напишите, что Вы купите за эти деньги.
  • Наступило «завтра». Теперь у Вас есть 2000р. Потратьте их на тех же условиях, что и в предыдущий день. Можете тратить их на что угодно. Совершайте различные покупки, делайте подарки, развлекайтесь. Что чувствуете при этом?
  • На третий и все последующие дни удваивайте сумму, пусть у Вас будут 4000р, 8000р, 16000р и т.д. Тратьте всё до копейки за 1 день. Тратьте только на свои истинные желания и нужды. Нельзя «суточную сумму» откладывать, вкладывать в долгосрочные проекты, перечислять на благотворительность, переносить на следующий день.
На какой сумме фантазия закончилась? На какой день больше не можете потратить все деньги?
А теперь представьте, все Ваши материальные потребности удовлетворены — есть машины, квартиры, виллы, яхты и прочее — что дальше? Теперь можно вкладывать деньги в долгосрочную перспективу, куда Вы начали инвестировать? Может быть исследовательские проекты, или заняться благотворительностью, может быть финансовый сектор?
Это упражнение позволяет определить, зачем Вам деньги, зачем им появляться в Вашей жизни. Ради чего стоит работать, учиться, увеличивать свои финансовые потоки? Ведь деньги ради денег – это просто разукрашенная бумага ради разукрашенной бумаги. А еще это упражнение позволяет ослабить некоторые предписания и улучшить взаимоотношения с деньгами.
Автор: Павел Монин
Источник

ФЕНОМЕН ЗОЩЕНКО

О чем писал журнал "Столица" 25 лет назад


Михаил Ардов. Феномен Зощенко.
"Столица", № 8 (66), 1992 г.

Снимок экрана 2017-02-23 в 0.02.25

Снимок экрана 2017-02-23 в 0.02.39

Снимок экрана 2017-02-23 в 0.02.55

Снимок экрана 2017-02-23 в 0.03.10

Снимок экрана 2017-02-23 в 0.03.26
 2

Кино как мечта или мечта как кино?

Кино как мечта или мечта как кино?

«Чтобы достичь успеха, перестаньте гнаться за деньгами, гонитесь за мечтой».
Тони Шей
Цитаты, афоризмы… Как я их люблю и в то же время… не люблю!
Хорошо зная нашу дочь Рафаэллу, я уверен, что она не гналась за мечтой, а целеустремлённо шла к её осуществлению. И, бесспорно, не забывала о материальной стороне этого сложного и увлекательного пути.
Когда мы сегодня говорим о колоссальном успехе нашей дочери в киноискусстве, я не могу избежать своего «философского камня», вернее, вопроса: в каких условиях можно создать что-то незаурядное? Я говорю о любой сфере деятельности. Это могут быть фильм, книга, картина, урожай пшеницы и многое другое, но – особенное, общепризнанное и достойное признания.
Совсем недавно, на презентации моей книги в Нью-Йорке, меня спросили: «Вы, наверное, чтобы написать Вашу книгу, многое выстрадали и пережили?» И мой ответ: «Нет!» был встречен с… недоверием. Подобные вопросы на всевозможных встречах и презентациях я всегда слышу от людей моего поколения, выросших в уже далёкие времена советского строя. И никогда такой вопрос не задавал никто из американской публики, даже говорящие по-русски американцы.
Поскольку Рафаэлла доверила мне написать о её пути в кино, то я сделаю небольшое отступление. Это имеет прямое отношение к опере «Шедевр, рождённый в муках и страданиях» и оперетте «Шедевр как ода радости». Какой из них настоящий, какой лучше, какой правдивее? Омытый слезами или овеянный улыбкой и смехом?
Сразу скажу: оба варианта заслуживают одинаковой награды!
Но вот теория, утверждающая, что лишь в слезах и страданиях рождаются шедевры, на мой взгляд, абсолютно лишена логики.
К примеру, Хемингуэй, будучи «трагической, бунтарской фигурой, покончил с собой, несмотря на мировое признание». Правда здесь лишь в словах «мировое признание». Я изучал жизнь «Папы Хэма» на лекциях в американских университетах и по книгам в библиотеках. Весёлый, жизнерадостный человек, писавший свои произведения без «ломки перьев» и душевной растерянности. Женщины, алкоголь рыбалка, охота, и потом к столу – писать! Покончил с собой, решив, что всего достиг, не хотел стареть и быть немощным…Невозможно, конечно, даже сравнить с таким же поворотом дел Маяковского и Есенина. У них причины были связаны не только с их «настроением».
Разве можно сказать, что Пушкин и Лермонтов писали свои шедевры в шалаше, не «поемши»? Нет, друзья, им было тепло и весело! Достоевской тоже был далеко не бедным и страдающим. Правда, психически нездоровым, но писать можно было и в перерывах между играми на большие ставки в казино. Ван Гог – вот вам поистине страдающий гений. Но таких, как он, немного. Дали – пример, как можно жить долго, комфортно и производить шедевр за шедевром.
Страдания композиторов в послереволюционной России были на самом деле жуткими. И они выстрадали, всегда пребывая в страхе сделать «не то». Неужели не заслужили они жить, как Кол Портер, создавший большинство мировых стандартов в песнях, которые он писал на своём этаже в фешенебельной гостинице «Вальдорф Астория», в Нью-Йорке? Рахманинов, этот истинный гений, не представлял себе жизни в «коммуналке». Уехал и продолжал жить очень хорошо, концертировал и писал музыку.
Всегда можно сказать, что есть люди, которым не нужно удобств, комфорта и финансовой стабильности. Сказать можно… Хорошо бы спросить и услышать ответ. Такой прекрасный фильм, как «Весёлые ребята», создавался на самом деле сквозь слёзы и страх. А в «Джазе только девушки» – на другой стороне океана, в поистине свободной стране – шедевр такого же масштаба делался легко и весело.
Примеров много. Пишу о фактах, а не о власти или строе. Я ни в коей мере не уменьшаю достоинства созданного в трудных политических и экономических условиях любого шедевра. Преклоняю голову. Здесь нет спора. Это моё личное понимание, которое разделяют многие, с кем я на эту тему дискутировал и надеюсь ещё продолжить дискуссии, придерживаясь мнения, что лучшее, созданное в музыке, поэзии и… даже в сельском хозяйстве у нас, в Америке, создано без зубовного скрежета, а весело и с хорошим настроением, в атмосфере спокойствия. И у нас даже есть свои «Оскары» за самый большой арбуз или за новейший медицинский препарат. Трудности в работе могут быть гигантскими. Но, как я вижу, политическое и экономическое положение имеют прямое отношение к «вынашиванию» шедевра.
Чтобы создать фильм, картину и любое произведение искусства, не обязательно быть «бедным художником». Я могу привести массу примеров, когда мечта сбывалась, и шедевр создавался в тёплой, хорошо обставленной комнате, в удобном автомобиле, в прекрасном отеле и, обязательно, благополучными, хорошо одетыми людьми.
Развеселю вас случаем, который произошёл, в Сан-Франциско. Разговариваю с давним знакомым, который, я уверен, прочтёт эту статью и вспомнит наш разговор у него дома, за хорошо накрытым столом. Разговор как раз на эту тему!!! Тема нашей вкусной беседы – слёзы или смех, «хождение по мукам», или «на машине к Олимпу». Вот коротко его тирада о том, как может быть создано что-либо великое:
– Дорогой Яков! Нaлей себе кофейку и послушай, что я тебе скажу! Великое надо выстрадать!
Откусив приличный кусок бутерброда с докторской колбасой, он продолжил:
– Дерзать надо, когда денег нет на еду!
Намазав хлеб маслом и, положив на него прозрачный ломтик ветчины, он изрёк:
– Ваять надо, когда мучаешься бессонницей и измучен жаждой!
Отпив зелёного чая и посмотрев пристально мне в глаза, он веско выговорил:
– Творить по-настоящему сможет лишь человек, испытавший голод и холод и переживший даже войну!
В комнате было уютно и тепло, гостеприимный хозяин положил нам обоим по прекрасному на вид куску торта «наполеон».
– «Наполеон» хорош… Так вот, (говорю тебе как писателю), писать книгу можно, лишь выстрадав! Даже удивлён, как ты смог написать этот огромный труд, не пройдя «огонь, воды и медные трубы». А теперь мы с тобой виски по рюмашке! Пойми, чтобы вершить великие дела, создавать важное в искусстве, надо пройти муки, голод и холод. Иначе, это как-то не соответствует.
Вот на этом я и закончу моё отступление в сторону от темы «Рафаэлла и Кино».
Рафаэлла Нейхаузен
Рафаэлла Нейхаузен
После моих философствований, вы же не можете представить нашу дочь Рафаэллу голодной, но дерзающей! Гораздо приятнее, когда всё хорошо, тепло, уютно, и голова свободна от бытовых проблем!
Мечта Рафаэллы о Кино каким-то образом возникла ещё в раннем возрасте. Возможно, это произошло, благодаря генетике: дедушка Рафаэллы, мой папа, был ещё в Риге кинематографистом-любителем, членом всевозможных киноклубов. Благодаря ему, вся моя семья запечатлена в разные годы на старой киноленте! Приехав в Америку, он по-прежнему не расставался с кинокамерой! И Рафаэлла, наверное, таким его и запомнила…
Но мы, конечно, удивлялись, когда она уже в 10-летнем возрасте могла смотреть «взрослые» фильмы, например, великого Вернера Херцога. Её первый любимый фильм, который я с трудом раздобыл на видеокассете, был выигравший Оскара “Fitzgeraldo” (советую всем его посмотреть). Фильм о мечте, о чуде, которое мечта может совершить с человеком!
Забегая вперёд, скажу, что именно Рафаэлла познакомила меня с этим удивительным режиссером уже на своём Фестивале документальных фильмов в Нью-Йорке, DOC NYC. Рафаэлла сообщила ему, что папа видел и знает наизусть многие его фильмы и даже помнит многие диалоги и реплики… Когда я во время нашей встречи процитировал небольшой эпизод из упомянутого выше фильма, Вернер был растроган чуть ли не до слёз. И с гипнотическим восторгом признался, что это и его самый любимый момент в фильме!
Но вернёмся в детские годы Рафаэллы, когда уже ярко проявлялась её артистическая натура. С раннего возраста она была на сцене, выступала в разных странах во время концертных туров Аэлиты, участвовала в огромном шоу. Когда подросла, снималась в рекламе на телевидении, была моделью в журналах. Да, такая вот жизнь, с детства заполненная до предела, но это не мешало ей постоянно учиться. И всё, чем только ни занималась дочь – пение, балет, фортепьяно, а ещё и кино – она воспринимала серьёзно, абсолютно, как Аэлита! А для меня, вернее ради меня, Рафаэлла играла в футбол, причем за сборную команду своей школы!
Училась она всегда хорошо и, заканчивая школу, уже знала, в какой колледж будет поступать – в “Georgetown University”, Washington DC, один из самых престижных в Aмерике… и дорогих. И эта девочка, будущий член дипломатического корпуса, даже работала в Белом доме, чтобы облегчить родителям стоимость учёбы. Мы считали, что она правильно строит будущее, знает свой путь, и поддерживали её в этом. Хочет учиться на дипломата – флаг ей в руки! Нелегко, конечно, но, с точки зрения папы – красиво!
– Мне предлагают подписать контракт с одной из крупнейших консалтинговых фирм – Mercer Management Consultants», – сообщила дочь за год до окончания вуза.
– А как же дипломатические балы? – спросил папа.
– Ты всё о балах и приёмах, однако на самом деле я могу попасть дипломатом не в Англию, как бы тебе хотелось, а в Нигерию, так что я подписываю контракт!
Оказывается, эта фирма наблюдала за Рафаэллой довольно долго и решила переманить к себе, заплатив за учёбу и прибавив всякие «конфетки»-бонусы. И вот она уже в Нью-Йорке работает, летает по миру – её направляют в разные страны, потому что знает ни много ни мало шесть языков (добавлю, что, желая сохранить в семье русский язык, мы обучили Русскому и Рафаэллу, «урождённую» американку).
Первый отпуск! И вот вам начало мечты – она записывается на курсы в киноколледж, снимает какие-то учебные фильмы, изучает кинематографию, строит планы, которые я, признаюсь, считал невозможными и невыполнимыми.
…Идут годы… Позиция дочери в компании – стабильная и весомая, зарплата тоже.
– Папа, но ты же знаешь, что я мечтаю работать в кинобизнесе, – не раз я слышал от неё.
Что тут можно было ответить?
– Заработай себе на перину и подушку, на квартиру и комфорт, потом будешь думать о кино, – наверное, что-то в этом роде говорил я тогда.
…Прошло семь лет. И вот в один прекрасный день, весной (звучит красиво?!) прилетает Рафаэлла во Флориду, и уже в первый день я чувствую и знаю, что она мне, мне первому, хочет сказать что-то важное. Предлагает пойти всей семьёй в кафе. Как только мы садимся за столик, я, опередив ее, говорю: – Подожди, послушай сначала меня. Ты хочешь сообщить, что уже заработала на перину и подушку, что живёшь на Манхэттене в своей квартире и уже можешь “ухватить за хвост” свою мечту по имени Кино?
Аэлита была в восторге – ведь обе мои мечтательницы так похожи во всём! Лишь с той сейчас разницей, что Аэлита уже осуществила свою мечту, а Рафаэлла пока ещё только ступила на порог давно задуманного…
Имея уже прочный фундамент, как человек и бизнесмен, Рафаэлла взялась за киномечту уверенно и бесповоротно. Многочисленные встречи, новые контакты, первые пробы… А смелая и даже дерзкая идея снять в сотрудничестве с двумя близкими подругами фильм о конкурсе красоты в женском тюремном лагере в Сибири оказалась на редкость удачной. Их документальный фильм, “Miss Gulag”, обошёл весь мир, завоевал много наград. Но главной наградой для дочери на премьере фильма во время Берлинского кинофестиваля была встреча с молодым человеком по имени Тhom Powers. Это известная личность в мире кино. В газете «Нью-Йорк Таймс» его даже назвали «царём» документальных фильмов! Каким-то образом в Америке слово «царь» – нечто особенное, даже выше титула короля! И вот двое молодых, талантливых людей, взявшись за руки, как это часто показывают на киноэкранах, пошли на восходе солнца по берегу океана, устремились за горизонт – в общем, кино продолжалось.
Уже семь лет Рафаэлла и Том проводят в Нью-Йорке задуманный и организованный ими крупнейший в Америке фестиваль документальных фильмов и ещё, конечно, фестивали в других городах, являются консультантами многих известных кинолент. Их сын снимается в рекламах кинофестивалей с двух лет! Многие выбранные ими документальные фильмы для разных фестивалей уже выигрывали почётную награду – Оскарa!
В прошлом году, Рафаэлла со своей подругой Kахане Корн Куперман (обе живут в городкe-картинкe Монклер, Нью-Джерси), решили снять короткометражный фильм о Человеке и Скрипке, o прошлом и настоящем…
Идея фильма “Joe’s Violin” возникла случайно. В Нью-Йорке и Нью-Джерси проходила благотворительная кампания в помощь неимущим детям, ученикам музыкальных и обычных школ (замечу, что благотворительность – это «генетическая структура» американцев). Музыкальные программы есть везде, а вот с хорошими инструментами всегда проблема. Не все родители и даже школы могут их приобрести. Но в «наших краях» полно пенсионеров-музыкантов, давно не играющих на своих инструментах. Да и во многих домах на чердаках можно отыскать уже никому ненужные скрипки, флейты и даже контрабасы. И вот понесли инструменты всех сортов и «калибров» в специальные места сбора. А ответственные за проведение благотворительной кампании люди уже проверяли годятся ли они для детей, и распределяли их по школам.
В передаче по радио тогда рассказали, как переживший Холокост человек по имени Джозеф Файнгольд отдал свою скрипку 12-летней девочке из бедной семьи в Бронксе. Рафаэлла с подругой моментально решили: это отличный сюжет для документального фильма! Двое совершенно разных людей – старик и девочка, разные по происхождению, социальному положению, культуре и даже цвету кожи… Необычность всей ситуации! Великодушие и сострадание, щедрость и благодарность… Задушевность и сила песни, которую в детстве пела мама. Музыка, которая заставляет сердце биться учащённо и способна изменить жизнь… Вот вам пунктиром сюжет этого короткого, но мощного фильма.

Муж Рафаэллы, как профессионал высокого класса, конечно, давал ей ценные советы. Но я уверен, что директор фильма К. Кахане и продюсер Р. Нейхаузен шли в основном своим путём.
Вскоре после первых просмотров фильма Рафаэлла, которая уже давно чувствовала себя как рыба в воде в мире кинематографа и кинобизнеса, сказала мне:
– Папа, мне кажется, что наш фильм далеко пойдёт. Сплюнь три раза!
Судя по всему, мы не зря учили её русскому языку.
Обязательно я должен добавить, что огромную роль в её восприятии этой темы сыграло то, что она с детства была наслышана об ужасах войны и Холокоста. Ведь в семье Аэлиты, более сорока человек сгинули в Рижском гетто. Сегодня их имена высечены на стене мемориала гетто в Риге. Ну и из моих родственников, где то около двадцати имён на той же стене. Для нашей дочери тема фильма, уходящая в страшное прошлое, была познанной не из учебников. Рассказы родителей Аэлиты и моего папы дали ей глубокое понимание трагедии и торжества духа хорошего над злым. И это отразилось на её фильме…
Фильм, как стало известно в конце января, номинирован в Голливуде на премию «Оскар». Даже просто оказаться в числе пяти выбранных со всего мира короткометражных документальных фильмов – это уже огромная честь.
Вот коротко и всё, что я хотел сказать «по поводу». Так что вы сами решайте: бежать, гнаться или идти за мечтой? И как лучше – босиком или в удобных туфлях? В сарафане или в вечернем платье? Но всё же главное – не подвести мечту, постараться сделать ради неё всё возможное. Так всегда считал я и Рафаэлла – она же моя дочь!
Надо стараться делать всё на 100 процентов!
Лишь тогда хвалить или винить нужно будет лишь себя…
Джек Нейхаузен
От редакции. Помещая статью нашего автора накануне ежегодной церемонии вручения «Оскаров», желаем, в первую очередь, победы его дочери, Рафаэлле Нейхаузен, номинированной в категории «Лучший короткометражный документальный фильм». Заодно предлагаем поспорить с автором, а может, и поддержать его мнение, что шедевры не обязательно рождаются в муках, слезах и страданиях.

ПИРАТЫ - ВЧЕРА И СЕГОДНЯ


«…Вьется по ветру «Весёлый Роджер…». Пираты oт Античности до современности

Пиратство, или морской разбой (хотя пираты были и на реках, нападали на приморские города, активно занимали работорговлей) берёт свое начало незапамятных времён.
Пиратами были и финикийцы, и греки, и сицилийцы, и киликийцы, норманны, новгородские ушкуйники, алжирцы и марокканцы, китайцы, японцы, малайцы, испанцы, французы, англичане, испанцы, голландцы, португальцы… Кто только не пиратствовал, не грабил торговые суда, не захватывал добычу и людей в Средиземном море, вдоль берегов Европы, Африки и Азии (в Леванте), в Индийском и Атлантическом океане, и конечно, в Карибском море…
Как только появились первые корабли, перевозившие товар – тогда появились и первые пираты. А в Древнем мире, да позже, войны и пиратство были неразрывно связаны. О финикийских пиратах говорил Гомер в «Одиссее», писал Фукидид, Геродот и Цицерон.
После открытия Америки и многочисленных войн между Англией, Испанией, Португалией, Францией, Голландией «за место на карте», за Южную и Северную Америке, за Индию, за «острова пряностей» в Юго-Западной Азии, за страны Африки, пиратство сильно окрепло, и, мало того, поддерживалось властями (приватирство и каперство)… До определенного времени, конечно…
Само слово «пират» (лат. «pirata») происходит от греческого слова «πειρατής», однокоренного со словом «πειράω» («пробовать, испытывать»). Т.е, сам смысл слова – «пытающий счастья», джентльмен удачи. А граница между профессиями мореплавателя и пирата была очень зыбкой.
Слово «пират» вошло в обиход примерно в IV-III веках до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное ещё Гомеру и тесно связанное понятиями «грабёж, убийство, добыча».
Чаще всего, примерно до XVI-XVII веков пиратство было скорее «мононациональными», были пираты испанские, португальские, английские, французские и т.д. Но потом, особенно в Карибском море, пиратство стало интернациональным и в командах были люди самых разных национальностей и рас, вплоть до беглых негров-рабов с плантаций. Сама опасная идея ходить именно под собственным пиратским флагом появилась в целях психологического воздействия на атакуемый корабль.
Первоначально для устрашения использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы смерти – скелет или череп.
Именно от этого флага происходит выражение «Весёлый Роджер», «Jolly Roger», от французского «Joli Rouge» – «красивый красный».
Англичане, переняв название у французов, переделали по-своему, а потом происхождение забылось, но возникло выражение «Веселый Роджер» из-за «весёлой ухмылки» изображенного на флаге черепа.
Разумеется, пираты не ходили под «Веселым Роджером», а использовали для маскировки любые флаги других государств. Полотнище с черепом и костями поднималось лишь перед нападением с целью деморализовать «добычу», «купца». Но, как ни странно, сначала этот флаг означал, что на борту корабля эпидемия, чаще всего чумы.
Были и другие флаги с символикой смерти: скрещённые сабли, смерть с косой, скелет с кубком. Наличие на флаге символа «конечности бытия» (песочных часов) говорило о том, что пираты не намерены брать противника в плен ради выкупа и при абордаже предполагается резня.
Мореплавание, морская торговля, а также работорговля неразрывно связаны с пиратством, а иногда и неотделимы. Мореплаватели торговали там, где не были достаточно сильными, и грабили там, где это было возможно.
Дурную славу пиратов снискали искусные мореплаватели древнего мира, основатели одной из первых цивилизаций – финикийцы, упомянутые в поэме «Одиссея» и как работорговцы. В отличие от пиратов Нового времени античные пираты чаще всего нападали не на корабли, а на прибрежные поселки, на людей, для захвата и продажи в рабство, или для выкупа.
Пиратство отражено в античной поэзии и мифологии (миф о захвате тирренскими (этрусскими) пиратами Диониса, изложенный в гомеровском гимне и поэме Овидия «Метаморфозы», а также некоторые эпизоды в поэмах Гомера).
Расцвет античного пиратства приходится на эпоху Гражданских войн в Римской империи, а основной базой пиратов была горная область Киликия (ныне территории Турции, юго-запад Анатолийского залива), где были мощные крепостями. Остров Крит также был одним из оплотов античного пиратства.
Расцвет пиратства в Римской империи – это времена правления Митридата VI Евпатора, который заключил союз с киликийскими пиратами, направленный против Рима. Среди жертв пиратов оказались два претора со свитой, а в молодости и сам Юлий Цезарь! Киликийцы даже напали на Остию, один из главнейших портов Великого Рима.
Гней Помпей Великий в 67 году до н. э. получил чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами и флот в составе 500 кораблей, построив такие же корабли, как у пиратов. За три месяца с пиратами было покончено… Помпей разделил Средиземное море на 13 районов, направил в каждый эскадру, и, загнав киликийских пиратов в горные крепости Киликии, Помпей взял крепости штурмом.
Пиратство в открытом море является древнейшим преступлением, Цицерон обозначил пиратов как «hostis humani generis» («врагов рода человеческого, а в Риме пиратов казнили как обычных разбойников и убийц, распятием на кресте.
Так что, пираты – это обычные морские разбойники любой национальности, во все времена грабившие корабли всех стран и народов. Китайцы, японцы, арабы, африканцы, европейцы… Среди них были и женщины!
В 1800-х годах китайская пиратка «Мадам Цзинь» командовала флотом из 2000 судов.
«Мадам Цзинь»
Были и речные пираты, например новгородские ушкуйники, «промышлявшие» по всей Волге вплоть до Астрахани, главным образом в XIV веке. Разграбление ими Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.
Викинги, они же норманны, совершали набеги и на Русь, и на Францию, и на Германию. В 845 году норманны вошли в устье Эльбы и сожгли Гамбург.
С VII века усилились, набеги норманнов на Францию, а в 845 году, в пасхальное воскресенье, 125 дракаров во главе с Рагнаром подошли к объятому ужасом Парижу. Карл Лысый заключил с пиратами позорную сделку, заплатив огромные по тем временам деньги – 700 ливром серебром. Норманны прошли мимо Парижа и разграбили Бургундию. В 856 году норманны вновь вернулись и разорили Париж, аббат Сен-Дени Людовик и его брат Гозлин, епископ Парижский, оказались в плену, и за них заплатили выкуп. В 861 году норманны снова разграбили Париж, сожгли церкви и разрушили Большой мост, а потом двинулись вглубь Франции и разорили Марн, Мо и Мелун. В 886 году пират Сигфред с 30 тысячами норманнов взял Париж штурмом, что вынудило Карла Толстого заплатить норманнам 1400 серебряных слитков.
После норманнов на Балтике стали действовать ругийские пираты с острова Рюген, поморские, с побережья нынешней Польши, и венеды, с балтийского побережья нынешней Германии (от Любека до Ростока)
Тевкры – пираты с Ближнего Востока XV-XI веков до нашей эры. Были уничтожены греками во время Троянской войны.
Долопийцы – древнегреческие пираты второй половины VI века до нашей эры, с острова Скирос («скирийцы»). Разбойничали на Эгейском море.
В 476 году до н.э. солдаты афинского стратега Симона высадились на Скиросе, захватили остров, продав в рабство самих скирийцев!
Пираты Северной Африки, или «берберские пираты», населявшие в основном нынешние Алжир, Тунис, Ливию и Марокко («Варварский берег»), курсировали на небольших быстроходных судах вдоль берегов Северной Африки и Южной Европы, особенно Испании и Италии, доходя даже до Исландии, со времён Крестовых походов вплоть до 19 века, нападая на торговые корабли и совершая рейды вглубь территории для захвата рабов.
Согласно исследованиям Роберта Дэвиса с XVI по XIX век более 1 миллиона европейцев были захвачены берберскими пиратами и проданы в рабство.
В плену у алжирских пиратов, пять лет (с 1575 года по 1580 год), ожидая выкупа, провёл Мигель Сервантес, автор «Дон Кихота».
Ликеделеры – пираты североевропейских морей времен Ганзейского Союза, потомки викингов и населения Северной Европы. Самый известный – Пьер Герлофс Дониа («Grutte Pier»), дворянин, фризский пират, и, одновременно, борец за независимость Фризии (земли Северной Германии). Флотилия Дониа «Arumer Zwarte Hoop» («Чёрная надежда Арума») наносила огромный урон в Северном море, в Зёйдерзее, грабя голландские и бургундские корабли. Захватив 28 голландских кораблей, «Grutte Pier» провозгласил себя «королём Фризии». Во Фризском музее хранится якобы принадлежащий ему меч длиной более двух метров и весом в почти семь килограмм!
Пьер Герлофс Дониа
Буканир (от англ. «buccaneer»), во второй половине XVII века – английское название флибустьераа позже – синоним пирата, действующего в водах Америки. Данный термин широко использовал в своих записях английский «учёный пират» Уильям Дампир.
Термин «буканир» является искажением французского «буканьер» (boucanier), но буканьеры (от фр. «boucanier») – это не профессиональные моряки и пираты (хотя среди пиратов часто были и они), а бродячие охотники на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах – на Гаити, Тортуге и т.д. Буканьеры получили своё прозвище от слова «букан», так называли решётки из сырого зелёного дерева, на которой они коптили мясо. Копчёное мясо также называли «букан», оно долго не портилось в условиях тропиков. «Буканьеров» часто путают с «буканирами», т.е. с пиратами, путаница возникла из-за того, что англичане во второй половине XVII века нередко называли флибустьеров «buccaneers» («буканирами»).
Флибустьер – морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски «freebooter»), т.е. «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».
Флибустьер почти всегда был снабжен «комиссией» («commission»), или каперским свидетельством («letters of marque») – особой разрешительной грамотой, отсутствие которой делало флибустьера «обыкновенным пиратом». «Комиссия» давалась обычно во время войны, в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать её обладатель, и в каком порту сбывать трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.
Именно флибустьеры были выходцами из самых различных социальных групп, это было своеобразное буйное, живущее в «тени» смерти и виселицы сообщества изгоев разных рас и национальностей – англичане, французы, голландцы, мулаты, негры. Именно среди флибустьеров, которые ввели свои законы и обычаи, было принято перед походом заключать особое соглашение между капитанами кораблей и членами команды, так называемое «agreement» (по-французски «chasse-partie», «охотничий договор»), в котором оговаривались все условия дележа будущей добычи, а также правила компенсации за полученные раны и увечья, некий «страховой полис». Как писал в своей книге «Приключения Бена Ганна» Р.Ф. Делдерфилд: «…Тем, кто потерял в бою руку или ногу, глаз, или хотя бы палец, увеличивали долю…».
На Тортуге или Гаити флибустьеры отдавали французскому губернатору 10 процентов с добычи, на Ямайке (в 1658-1671 годах) – 1/10 часть «в пользу верховного лорда-адмирала Англии» и 1/15 часть – «в пользу короля».
Иногда капитаны флибустьеров имели несколько «комиссий» от разных стран, хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, но во время войн между Англией, Францией и Голландией флибустьеры «привлекались» для походов против вражеских держав – английские флибустьеры нападали на французов и голландцев, а французские флибустьеры – на англичан и голландцев.
Часто и купцы, и губернаторы остров, нелегально скупали «пиратскую добычу», набивая карман. Как отмечал Р.Ф. Делдерфилд: «…В Англии и во Франции найдется немало семейств, чьи поместья были куплены на выручку от краденого добра, которое поставляли губернаторам Флинт и другие пираты…»
На 1650-1730 года приходится так называемый «Золотой век пиратства», активность флибустьеров, буканьеров и каперов, да и просто пиратов.
В 1897 году историк Джон Фиске писал: «…Ни в какое другое время в мировой истории пиратство не процветало так сильно, как в семнадцатом столетии и первой части восемнадцатого. Можно сказать, что его Золотой век простирается приблизительно с 1650 до 1720 год…».
Патрик Прингл написал в 1951 году, что «…Величайший расцвет в истории пиратства… начался при царствовании королевы Елизаветы I и закончился на втором десятилетии восемнадцатого столетия…».
Но тот же Дж. Фиске отрицал, что Френсис Дрейк был не только моряком и первооткрывателем земель, впервые прошедшим через пролив, названный его именем, но и был и обычным пиратом, капером, корсаром, «на службе её Величества»
Первый период «Золотого века» – это буканиры и буканьеры (1650-1680), которые базировались на Ямайке и Тортуге, «промышляли» в Карибском море, в восточной части Тихого океана, и нападали на испанские колонии и корабли. Испанцы вывозили из своих колоний золото и серебро, а ввозили ткани, порох, украшения, так что пиратам было чем поживиться…
С вывозом испанцами серебра из Южной Америки связана одна занимательная пиратская история. Известный пират Шарп захватил корабль «Святой Росарио» с грузом серебра на борту. Забрав бочки с вином и сундуки с серебряными монетами, пираты обратили внимание на огромное количество слитков какого-то металла в трюме. Капитан корабля уверил их, что это олово. Забрав несколько слитков для изготовления пуль, пираты отпустили корабль. Через несколько недель все Карибское море хохотало над неудачливыми «джентльменами удачи», упустившими один из крупнейших грузов серебра, когда-либо попадавший в руки пиратов.
«Пиратский Круг» 1690-х годов, когда пираты из Карибского моря совершали далекие рейсы из региона Карибского моря, Южной и Северной Америки в Красное море и Индийский океан, для грабежа мусульманских судов и кораблей Ост-Индской компании.
С 1716 до 1726 года, после «войны за испанское наследство» (по определению историка Маркуса Редикера), английские и американские моряки, каперы, буканиры, остались «без работы», превратились в обычных пиратов, грабивших всех подряд в Карибском море, по восточному побережью Северной Америки, в Западной Африке, и в Индийском океане.
Кстати «современный образ» пиратов, изображенных в книгах и фильмах – это именно отражение «Золотого века пиратства», часто утрировано, и, увы, не всегда точно исторически и фактологически.
Амаро Парго, один из самых известных испанских пиратов «Золотого века пиратства»
К «Золотому веку пиратства» относится и так называемое «Береговое братство», «свободная коалиция» пиратов, каперов и буканьеров в Атлантическом океане, Карибском море и Мексиканском заливе.
Поначалу Братство базировалось на острове Тортуга, и в городе Порт-Ройал на острове Ямайка. Самые первые «Братья» были протестантами, французскими гугенотами, англичанами-англиканцами, которые терпеть не могли испанцев-католиков, но постепенно к ним присоединились авантюристы, преступники, бандиты различных национальностей, включая испанцев, африканских моряков, а также беглых рабов.
«Братья» жили по «пиратским кодексам», в которых было закреплено иерархия в команде, подчинение капитану, принятие решения общим голосованием (как и выбор капитана), определённые права членов команды, и что немаловажно – справедливое распределение добычи.
Самым знаменитым членом «Берегового Братства» считается Генри Морган.
Корсар, капер, приватир. Одно и то же обозначение в разных языках, в итальянском – «корса», французском – «ла корса» (начало XIV века), в голландском «kepen», немецкоом «kapern» – «захватывать», в английском «приватир» («privatus» – «частный»).
Это частное лицо, получившее в военное время, от государства, некую «лицензию». «грамоту», «патент», «свидетельство», на захват и уничтожение неприятельских судов или кораблей нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Каперам выдавалась лицензия «Letters of Marque», или «каперское свидетельство». В мирное время корсар мог использовать и так называемую «репрессальную грамоту», которая давала ему право на возмещение ущерб со стороны подданных другой державы. Корсарское судно обычно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами, как в отношении своих, так и иностранных «джентльменов удачи» (например, берберийцев).
Печелинги или флекселинги – так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов (от названия их основного порта базирования, Флиссинген). Этот термин появился с середины 1570-х годов, когда опытные голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», завоевали славу по всему миру, а Голландия стала одной из лидирующих морских стран.
Клефты или морские гайдуки (хайдуты) – греческие пираты эпохи Османской империи, нападавшие в основном на турецкие корабли.
Вокоу – японские пираты, нападавшие на берега Китая, Кореи и Японии в период с XIII по середину XVI века.
Фактически в Карибском море и Средиземном море пиратство было почти полностью искоренено в конце XVIII – начале XIX века, а к середине XIX века английский и американский военный флот почти полностью очистил моря и океаны от пиратов.
Самые известные, легендарные пираты, это в первую очередь – Уильям Дампир («учёный пират», написавший книгу о пиратах и их деяниях), Фрэнсис Дрейк (мореплаватель и рыцарь Англии),Генри Морган (будущий вице-губернатор Ямайки, прототип Капитана Блада), капитан Уильям Кидд (о поисках его клада написал рассказ Эдгар По), Эдвард Тич («Чёрная Борода»), Оливье Левассёр, Жан-Давид Но (он же – Франсуа Олоне), Генри Эвери («Долговязый Бен», прототип Долговязого Джона Сильвера из «Острова Сокровищ»), Амаро Парго (Амаро Родригес Фелипе-и-Техера-Мачадо), Сэмюэль Беллами («Чёрный Сэм» Беллами), Стид Боннет, Джек Рэкхем («Калико Джек»), Эдвард «Нед» Лау, капитан Уильям Флай… Известны и две женщины-пиратки – Энн Бонни и Мэри Рид.
Но о них мы расскажем позже…
Уильям Дампир
Генри Морган
Уильям Кидд
Эдвард Тич, «Черная Борода»
ЖанДавид Но
 Генри Эвери
Энн Бонни и Мэри Рид на марке острова Ямайка 
Китайские пираты 1918-1929 годов. После завершения Первой мировой войны, у берегов Китая произошло сокращение военно-морского присутствия европейских стран. Китай оказался в состоянии непрекращающихся внутренних военных столкновений, что и послужило возрождению китайского пиратства. В основном главари пиратов базировались в Гонконге и Макао.
В 1918-1929 годах пиратские джонки грабили европейские и японские пароходы, причём схема была таковой: пираты садились на пароход под видом пассажиров, в условленном месте грабили судно, убивая тех, кто оказывал сопротивления, а затем высаживались на берег или в джонки. Между двумя мировыми войнами нападениям пиратов подверглись 51 европейское и неизвестное число китайских судов.
Пиратство существует и сейчас, в XXI веке. По данным Международной морской организации при ОНН (IMO), большая часть нападений пиратов случилось в Восточной Африке, около побережья Сомали, Кении, Танзании и Мозамбика. Выросла опасность для кораблей, проходящих мимо «Сомалийского рога» и залива Аден.
Пиратство наиболее активно у берегов сомалийского региона Пунтленд. В 2011 году там произошло около 100 нападений пиратов из 142, зарегистрированных по всему миру. В основном пираты захватывают корабли ради выкупа, и в среднем получают по 4 миллиона долларов за корабль, затрачивая на операцию 300 тысяч долларов США, из них 180 тысяч идут на взятки
Пиратство в Сомали началось в 2000 году, сначала местные жители захватывали рыбацкие суда испанцев, китайцев и тайцев, требуя «штрафы» от 20 до 50 тысяч долларов. После выплаты денег сомалийской диаспоре в любом месте от Лондона до Найроби корабли быстро отпускали. Безнаказанность лишь усилила наглость сомалийских пиратов, и в 2006 году было до 20 атак, в 2001 году – 40, а выкуп увеличился до полутора миллионов долларов. В 2008 году было 134 атаки и 32 захвата кораблей.
Сейчас нападения пиратов часты и в Гвинейском заливе, около берегов Нигерии и Камеруна.
В апреле 2011 года, на антипиратской конференции в Дубае, ущерб от пиратства был оценён в 12 миллиардов долларов в год. Агентства, предоставляющие кораблям охрану, процветают.
Опасен и район Малаккского пролива в Юго-Восточной Азии. Там ежедневно проходят до 200 судов – танкеры, контейнеровозы, пассажирские лайнеры и старые тихоходные сухогрузы под либерийским или панамским флагом. Пираты надают на катерах и чаще всего захватывают не судно, а берут то, что «плохо лежит» – личные вещи, технику, фотоаппараты, прихватывая при случае и содержимое капитанского сейфа. Огромное количество остров и проливов, территориальная и политическая неразбериха между Малайзией и Индонезией, мздоимство местных властей любого ранга и уровня, отнюдь не способствуют борьбе с пиратством.
Активны были пираты на Южных Филиппинах, в архипелаге Сулу, но после захвата в 1985 году яхты французского миллионера, а в 1986 году швейцарского туриста Ганса Кунцли, власти Филиппин всё же приняли меры и, проведя войсковую операцию, разгромили базу пиратов на острове Басилан.
Совместными усилиями стран АСЕАН проблему пиратства в Юго-Западной Азии решить удалось, но отдельные нападения пиратов случаются и сегодня.
Современное пиратство, как, впрочем, и пиратство и в древности, и в Средние века, и в XVI-XIX веках, это не всегда голодные, нищие и жадные головорезы, готовые ради пригоршни золотых монет и бутылки рома на всё. Это не какие-то «повстанцы», «борцы за свободу», как иногда изображают пиратов СМИ, и за которых радеют некоторые политики. Сейчас пиратство – это бизнес, финансируемый, контролируемый и поддерживаемый как местными властями, так и различными диаспорами в Европе, Азии и Америке, с многомиллиардными вложениями.
Ежегодный мировой ущерб от морского пиратства составляет более 40 миллиардов долларов, более 2000 моряков, по неофициальным данным, находятся в пиратском плену.
В ряде случаев современное пиратство и терроризм неразделимы, « и как сказал Лейтенант-коммандер Акаш Чатурведи, ВМС Индии» «…Пиратство не только угрожает глобальной торговле и безопасности сотен жизней, но и создает условия для распространения террористической угрозы по морским путям. Поскольку пиратские методы могут применяться террористами, международное сообщество должно подходить к решению проблем пиратства и терроризма с одной позиции, видя их корни на территории Сомали и ведя в этом регионе глобальную войну с терроризмом…».
По словам Стефани Хансон, специалиста по проблемам Африки Совета по международным отношениям, пиратство и терроризм пересекаются. Пираты и террористы, будучи внегосударственными формированиями, отъединяют себя от своего государства, создают экстерриториальные союзы, совершают преступные деяния против гражданских лиц в личных целях. Кроме того, пираты финансируют исламистские террористические организации в Сомали и Индонезии.
Алексей Каздым
Список использованной литературы
  1. Герхар, Петер. Пираты Новой Испании. 1575-1742., 2004.
  2. Губарев В.К. Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов, 2009.
  3. Губарев, В. К. Флибустьеры Ямайки: эпоха «великих походов», 2011.
  4. Губарев В.К. Генри Морган, 2014.
  5. Дерделфилд Р.Ф. «Приключения Бена Ганна».
  6. Дефо, Даниель. Всеобщая история пиратов.
  7. Каздым А.А. Металл таинственной Луны // Интернет-газета «Континент», Чикаго, США, http://kontinentusa.com/metall-tainstvennoj-luny, 5.11.2012.
  8. Каздым А.А. Португальские пираты // Интернет-газета «Континент», Чикаго, США, http://kontinentusa.com/portugalskie-piraty/, 7.01, 2015.
  9. Капитан Чарльз Джонсон. Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами // Пер. А. К. Ефремова, 2009
  10. Можейко И. Пираты, корсары, рейнджеры, 1994.
  11. Настоящие пираты Карибского моря // Газета «RE: Акция», 2006, № 25.
  12. Паласио, Висенте Рива. Пираты Мексиканского залива, 1991.
  13. Стивенсон Р.Л. «Остров Сокровищ», 1965.
  14. Снесиренко А.В. Властители античных морей, 1986.
  15. Снесиренко А.В. Рыцари удачи, 1991.
  16. Стейнбек, Джон Эрнст. «Золотая чаша»: Жизнеописание сэра Генри Моргана, флибустьера, с кое-какими обращениями к истории, 1929.
  17. Ципоруха М. Под черным флагом, 2009.
  18. Чумаков С. История пиратства, 2001.
  19. Хасси, Эндрю. Париж. Анатомия Великого города, 2010.
  20. Эксквемелин А. Пираты Америки, 1968.
  21. Энциклопедия «Пираты и разбойники», 2001.
  22. Сайт «ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР – история морского разбоя» http://www.privateers.ru/notorious-persons/bellamy.html //
  23. Пиратство и терроризм – две стороны одной медали http://flot.com/nowadays/tasks/piracy/twofaces //
  24. Современное морское пиратство – угроза международной стабильности http://a-komissarov.ru/ekspertnyie-stati/sovremennoe-morskoe-piratstvo-ugroza-mezhdunarodnoj-stabilnosti.html /
  25. Пиратство и морской терроризм // Моряк // http://seaspirit.ru/morskie-konvencii/morskoe-pravo/piratstvo-i-morskoj-terrorizm.html
  26.  http://pressa.tv/interesnoe/41320-sovremennye-morskie-piraty-12-foto.html
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..