пятница, 26 мая 2017 г.

БЫЛА И ТАКАЯ ПОБЕДА

В честь "победы над Польшей"
Совместный парад РККА и Вермахта в Бресте 22 сентября 1939 года
Смотреть далее:

ГИБЕЛЬ ЕВРОПЫ

О склонности к саморазрушению или гибель Европы

Автор  

Цель статьи, попробовать найти объяснение саморазрушительному поведению людей, групп людей, обществ.

На личном уровне, интернализация диад межличностных отношений может объяснить переходы между садистскими и мазохистскими наклонностями. Вопрос: что происходит в группах, в обществе.

Поскольку различные динамики больших и малых групп, сходны с процессами, происходящими с отдельной личностью, стоит попробовать найти эквиваленты личной динамики в динамике групп, стран, в склонности чувствовать и действовать на оси агрессия – саморазрушение.

Для примера рассмотрим исторические процессы, которые могут как-то объяснить саморазрушительные тенденции в Европе.

Возможны различные динамики, сходные с динамикой отдельной личности.

Европа всеми силами рекламирует свою репутацию просвещенной, высококультурной, либеральной, миролюбивой части света.

Европа выставляет напоказ свои культурные достижения в областях науки, музыки, изобразительного искусства, уровня жизни, социальной справедливости, миролюбия. За последние 70 лет после Второй Мировой Войны, Европе удалось внедрить этот имидж в умы большинства обитателей планеты.

Париж ассоциируется с Лувром, Оперой, Эйфелевой башней, импрессионистами, кафе, изысканной французской кухней. Лондон - с Британским музеем, Битлсами, театрами, футболом, теннисом. Испания – Прадо, Гауди, опять же футбол, природа. Германия – с высоким уровнем жизни, порядком, высокоразвитой промышленностью. Голландия – Рембрандт, Ван Дейк, цветы. Бельгия – лучший в мире шоколад.

Население всех этих стран искренне верит в свой альтруизм, отсутствие каких либо агрессивных наклонностей, свободу и демократию.

Путешествуя по маленьким городкам Германии, неизбежно попадаешь на площадь возле городской ратуши, где тебе продают билеты в подвалы пыток под зданием ратуши. То ли они это показывают по глупости, то ли из жадности – зарабатывают на продаже билетов туристам. В любом случае – они это показывают не как свою историю, а как историю какого-то далекого, дикого племени.

При выходе из Лувра сумку проверяют детектором металла. У меня что-то запищало. Вежливый охранник, понимая, что я не выношу из Лувра портрет Мона Лизы, спросил: "Фотоаппарат?" "Сфинкс!" – вырвалось у меня, потрясенного несколько минут назад гигантским египетским сфинксом и еще тысячами наворованных французами древнеегипетских скульптур и артефактов. Охранник не понял шутки, но позволил мне выйти из музея.

Музеи Европы и всего мира полны награбленными в колониях археологическими находками.

Ага, колонии! – Колонии – это история! История, но не такая далекая. В течение столетий и за середину ХХ-го века, страны просветленной Европы порабощали, грабили и уничтожали почти весь остальной мир.

Южная и Северная Америки, Африка, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Азия, множество других территорий и островов были порабощены европейскими державами.

Европейские государства вели жестокие войны между собой за владение колониями. Последние – Первая и Вторая мировые войны,
а также жесточайшим образом против местного населения. В большинстве колоний местное население почти полностью уничтожалось, и они заселялись европейскими поселенцами. Даже если они на каком-то этапе получили "независимость", то это уже была независимость для поселенцев, а не для коренного населения.

Это только отступление от главной темы. Главной нашей темой являются агрессия и саморазрушение.

Этот исторический скачок был только для того чтобы показать наличие диады Агрессор – Жертва, в истории народов Европы.

Истощенные Мировыми и колониальными войнами, страны Западной Европы еще какое-то время существовали за счет награбленного в колониях и войнах, но постепенно наступал упадок.
Рождаемость падала, падала экономика, коренное население уменьшалось, обороноспособность снижалась.

Требования в рабочей силе Европа решила своеобразно – вместо прежней колонизации стран третьего мира, она позволила колонизовать себя, постепенно увеличивая число эмигрантов из стран третьего мира. Это позволило Европе еще несколько десятилетий развивать науку, культуру и уровень жизни. Лишенная военной мощи, защищенная фиктивным членством в НАТО, Европа стала проповедницей мира, социальной справедливости, псевдолиберальным непротивлением злу насильем. Распад СССР еще ускорил этот процесс, так как Европа, поверив в правильность своей доктрины миролюбия, совсем забросила свою обороноспособность.

Из индивидуальной психологии мы знаем, что тихий, покорный банковский служащий или университетский профессор может превратиться в тирана у себя дома, или удовлетворять свои садистские наклонности в публичном доме.

Помня об этих свойствах индивидуума, мы можем себя спросить, куда делась агрессия, приведшая к убийствам многих миллионов в течение всех двух тысяч лет своего существования той же Европы. Она никуда не делась. Традиционными жертвами агрессии Европы всегда были евреи. Крестоносцы и инквизиция, церковь и правители всегда направляли свою агрессию на евреев. Обвинения в чуме, предательстве, кровавый навет всегда кончались несчастьями для евреев – кострами инквизиции и печами концлагерей.

Всегда легко принести в жертву своей агрессии маленький, незащищенный, разбросанный по всему миру, народ. Это проще, дешевле, безопаснее, чем выходить на войну с другой страной или решать свои внутренние проблемы.

Уничтожившая, и способствовавшая уничтожению миллионов евреев в годы Второй мировой войны, Европа проявила "халатность" и, несмотря на все усилия, не смогла помешать евреям, создать свою страну.

Зато теперь, у Европы появилась постоянная цель, в которую можно направить всю свою агрессию. Такие же психотические обвинения, как обвинения в чуме, отравлении колодцев, убийстве невинных младенцев, мировом заговоре, обращены на Израиль с момента провозглашения еврейского государства на своей исторической родине.

Одной из таких психотических идей стало обвинение евреев в убийстве арабов. Была искусственно создана палестинская проблема. Вся вина Европы в Холокосте, колониализме, рабовладении, была перенесена на Израиль, и малюсенький Израиль стал главным оккупантом мира, колонизатором, совершающим геноцид.

Израиль, как и евреи, оказался удобной мишенью для агрессии. Израиль, как и индивидуальный еврей, не зарежет, не подложит бомбу в Лувре или Зале театра за оскорбление, ложное обвинение, подстрекательство. Как индивидуальный еврей, Израиль затаит боль, проглотит предательство и несправедливость.

Но тут Европа просчиталась по крупному. Защищая арабов и подстрекая их агрессию против Израиля, Европа не беспокоилась, что объект агрессии каким-то образом навредит ей. Израиль, действительно, глотал горькую пилюлю европейского антисемитизма и отражал только атаки, подстрекаемых Европой арабов.

Как только арабский мир понял, что с Израилем ему не совладать, и, почувствовав, что жирная Европа не в состоянии себя защитить, арабские массы двинулись на Европу. Европа пала без единого выстрела. Посмотрим, на сколько времени хватит жирной туши Европы изголодавшемуся третьему миру.

Конечно, это описание схематическое. Европа, третий мир, Израиль – это только часть игроков международной игры. Преднамеренно не учтены роль США, России и других важных игроков на международной арене.

Исторические процессы описаны поверхностно. Углублять их описание можно бесконечно. Это дело для специалистов.

Моя цель ограничивается объяснением сегодняшнего процесса загнивания Европы и покорения её третьим миром теорией объектальных отношений, и доказательства пригодности этой теории для понимания не только личных, семейных, групповых отношений, но и масштабных исторических процессов.

Конечно, мои наблюдения помогают мне, более или менее, понять мир таким, как он есть на сегодняшний день.

Игра между объектами сегодняшней темы продолжается в быстром темпе. Возможны различные варианты развития событий.

Возможно, шоковая терапия излечит Европу от психоза антисемитизма, и она поймет, кто ее настоящий враг и попробует защитить себя. Чтобы это случилось, вектор агрессии должен хотя бы на время переместиться с делюзиональной цели - евреев (Израиля) на реальные опасности для ее существования.

ПОСЛУШАЙТЕ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА

Остроумные, ёмкие, смешные, ироничные, грустные, философские, — самые любимые цитаты из произведений Сергея Довлатова.

Талант — это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее — симулировать.
Порядочный человек — это тот, кто делает гадости без удовольствия.
После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов.
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.
Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то...
Нет, как известно, равенства в браке. Преимущество всегда на стороне того, кто меньше любит. Если это можно считать преимуществом
Семья — это если по звуку угадываешь, кто именно моется в душе.
Кто-то помнит хорошее. Кто-то — плохое. Наша память избирательна, как урна...
Тигры, например, уважают львов, слонов и гиппопотамов. Мандавошки — никого!
Обаяние уравновешивает любые пороки.
В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса...
Бог дал мне то, о чем я всю жизнь просил. Он сделал меня рядовым литератором. Став им, я убедился, что претендую на большее. Но было поздно. У Бога добавки не просят
Что может быть логичнее безумной, красивой, абсолютно неправдоподобной случайности?
Противоположность любви — не отвращение. И даже не равнодушие. А ложь. Соответственно, антитеза ненависти — правда.
Я болел три дня, и это прекрасно отразилось на моем здоровье.
Моя жена уверена, что супружеские обязанности — это прежде всего трезвость.
Дочку мы почти не воспитывали, только любили.
Хорошо идти, когда зовут. Ужасно — когда не зовут. Однако лучше всего, когда зовут, а ты не идешь
Полная бездарность — нерентабельна. Талант — настораживает. Гениальность — вызывает ужас. Наиболее ходкая валюта — умеренные литературные способности.
Хорошего человека любить неинтересно...
Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И всё же, я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?
Ревновать — это мстить себе за ошибки других.
У одних есть мысли. У других — единомышленники...
Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова
На свободе жить очень трудно. Потому что свобода равно благосклонна к дурному и хорошему. Под её лучами одинаково быстро расцветают гладиолусы и марихуана.
Деньги — это свобода, пространство, капризы... Имея деньги, так легко переносить нищету...
Кто живет в мире слов, тот не ладит с вещами.
Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает.
Я убедился, что глупо делить людей на плохих и хороших. А также — на коммунистов и беспартийных. На злодеев и праведников. И даже — на мужчин и женщин.


Источник: izbrannoe.com

Мистика с космонавтами???

Мистика с космонавтами???


Ну, и можно этому верить? Р.Д.

Обо всём этом написала Марина Попович в книге "НЛО над планетой Земля". А космонавтом, которого предупредили "голоса" о возможном улёте в космос и объяснили, как выйти из осложнения, был Леонов.

Минуло уже полвека, как земляне начали осваивать космос. Однако он
остаётся Великим и Непознанным. Это лишний раз доказывают загадочные
сюрпризы на его бескрайних просторах, свидетельства о которых не
фигурируют в открытых источниках.
Рассказывают, что 26 марта 1991 года в Атлантике приводнилась
спускаемая капсула с американским астронавтом Чарльзом Гибсоном,
который якобы полетел в космос ещё в 1963 году. После того как
радиосвязь НАСА с ним прервалась, а его космический корабль<<Джемени>>
исчез с орбиты, Гибсона считали погибшим при
невыясненных обстоятельствах. Когда же капсулу выловили и открыли, то
оказалось, что астронавт жив! Как он просуществовал 28 лет на корабле
с запасом кислорода и пищи всего на полгода и куда девался с орбиты
<<Джемини>>, по сей день остаётся загадкой.

После возвращения на Землю Гибсон прошёл карантин и медицинскую
реабилитацию на авиабазе Эдвард в Калифорнии. И астронавт, и
<<Джемини>> скрупулёзно исследовались учёными и специалистами разного
профиля, но это не прояснило, что с ними произошло. Поэтому
представитель НАСА ограничился весьма туманным сообщением:

- Физически Чарльз Гибсон чувствует себя хорошо, но он полностью
дезориентирован. Он не отдаёт отчёта в своём длительном отсутствии
на Земле. Психическое состояние астронавта оставляет желать лучшего, а
его слова невозможно связать в одно целое. На вопрос, где он находился
столько лет, Гибсон неизменно отвечает лишь нечто непонятное:
<<Никогда больше, ни за что!>>

Как утверждают, о втором подобном случае, который произошёл с
астронавтом Джоном Смитом, рассказала популярная британская газета
<<Сан>>.
В октябре 1973 года Смит отправился в космос на корабле, который был
замаскирован под очередной спутник, запускаемый по заказу Пентагона
якобы для изучения околоземного космического пространства. Первые
трое суток полёт проходил вполне нормально, но затем дала сбой
система маневрирования и ориентации корабля. В результате астронавт
оказался в зоне действия так называемых радиационных поясов, которые
отрицательно воздействуют не только на живые организмы, но даже на
технику.
Руководство НАСА намеревалось предпринять попытки, чтобы спасти Джона,
но с ним совершенно неожиданно прекратилась связь.

После случившегося в космосе в течение нескольких дней НАСА пребывало
в состоянии шока. Первым опомнилось начальство и строго распорядилось
всем сотрудникам под угрозой увольнения забыть о происшедшей
космической трагедии, как будто бы её никогда и не было.
При этом запуск корабля, пилотируемого Джоном, отметили в документации
просто как неудачный, а астронавта списали как погибшего в результате
несчастного случая во время тренировочного полёта.

Но история загадочного происшествия на этом не закончилась, а
наоборот, получила новое и неожиданное продолжение. В конце 2000 года
астроном-любитель с островов Фиджи совершенно случайно зафиксировал
неизвестное космическое тело на орбите высотой 480 км и тотчас сообщил
о своём открытии в НАСА. Там специалисты немедленно навели в указанный
район неба радары и, порывшись в архивах, пришли к неожиданному
выводу: это не что иное, как некогда пропавший корабль Смита, который
возник из неоткуда.

К тому же корабль постепенно снижался, но не отвечал на радиозапросы.
Тогда НАСА решило снять объект с орбиты, когда он снизится до
приемлемой для этого высоты. В начале 2001 года операцию по его
возвращению на землю удалось осуществить во время очередного полёта
челнока <<Эндевор>>. Возвращённый объект сразу же вскрыли, и, к
удивлению всех присутствующих, в нём находился целый и невредимый
Смит, но только в бессознательном состоянии, ибо температура внутри
корабля была близка к абсолютному нулю.
Когда её стали постепенно поднимать, то астронавт начал подавать явные
признаки жизни. Срочно были вызваны специалисты по криогенной
медицине. Они медленно, но уверенно реанимировали астронавта.
А вскоре выяснилось, что на Землю возвратился вовсе не Джон Смит, а
некто, похожий на него как две капли воды. Первые подозрения возникли
у медиков, которые, сверив состояние пациента с его медицинской
картой, с удивлением заметили существенные расхождения. В ней,
например, были зафиксированы следы перелома рёбер, полученного Джоном
ещё в детстве, а у изучаемого астронавта ничего подобного не было.
Хорошо также было известно, что Смит испытывал некоторые трудности с
высшей математикой, а исследуемый пациент совершенно свободно извлекал
кубические корни из 18-значных чисел.
Обнаружилась и физиологическая аномалия, а именно: сердце <<нового>>
Смита оказалось смещённым в правую часть груди, чего у настоящего
Джона не было. Выявились и другие странности. В частности, в личном
блокноте, который выдаётся каждому астронавту перед вылетом, из 100
листов осталась лишь половина. Причём 50 страниц мнимый Джон испещрил
почему-то странными мелкими символами, не похожими ни на восточные
иероглифы, ни на древние идеографические письмена, ни на буквы
какого-либо современного алфавита. В результате специалисты пришли к
выводу, что на землю вернулся вовсе не Джон Смит, а прибыло некое
человекообразное существо, которым заменили астронавта. Кто и зачем
это сделал - неведомо. А через несколько дней бдительно охраняемый
пришелец якобы бесследно исчез. Поиски его не дали никаких
результатов.
Впрочем, не исключено, что официальные круги США просто строжайше
засекретили загадочное происшествие и изолировали его героя от общения
с учёными.
Исследователи паранормальных явлений считают, что они знают разгадку
обоих случаев: и первый <<Джемини>> с астронавтом Чарльзом Гибсоном, и
второй корабль с Джоном Смитом попали в так называемый водоворот
времени.
Известно, что наш мир существует во времени и пространстве. Со вторым
вроде бы всё понятно. Но что значит существовать во времени, мы плохо
себе представляем. Между тем это не так уж трудно: стоит только
вообразить бурную реку, несущую различные предметы, в том числе смытые
ею дома и людей. Можно сказать, что они существуют именно в этой реке.
Так и мы существуем в потоке времени.
Но плавное течение реки времени, как и любого потока, может
нарушаться. В нём иногда возникают водовороты, в которых ход времени
искажается. Люди и предметы, попавшие в такие аномалии, оказываются,
образно говоря, затянутыми в глубину этой реки, где течения нет, то
есть время останавливается. Затем через какой-то промежуток
<<пленники>> выбрасываются на поверхность, то есть обратно в наше
время. Возможно, что при этом в их организмах происходят кардинальные
психофизические изменения.
Именно это и случилось с обоими астронавтами.

Ангельское видение
В 1985 году, когда советская космическая программа была на подъёме, а
о чрезвычайных происшествиях в космосе предпочитали не сообщать, на
орбитальной станции <<Салют-7>> случилось непредвиденное. Шёл 155-й
день полёта. Экипаж из трёх космонавтов - Олега Атькова, Владимира
Соловьёва и Леонида Кизима занимался запланированными экспериментами и
наблюдениями. Вот- вот должна была начаться серия медицинских опытов.
Неожиданно станцию залил сверкающий оранжевый свет, ослепивший
космонавтов. Это не был взрыв или пожар на самой станции. Казалось,
что свет проник в неё извне, из космоса, через абсолютно непрозрачные
стенки <<Салюта>>.
К счастью, зрение вернулось почти сразу. Кинувшиеся к иллюминатору
космонавты не поверили своим глазам: по ту сторону сверхпрочного
стекла в оранжевом светящемся облаке отчётливо виднелись семь
гигантских фигур! У них были человеческие лица и тела, но, кроме того,
за спиной угадывалось нечто полупрозрачное, похожее на крылья.
Все трое космонавтов были людьми с крепкой психикой, во время
подготовки прошедшими всевозможные тесты. О религиозных суевериях не
могло быть и речи. Однако всем им пришла одна и та же мысль: в космосе
рядом с ними летели ангелы! В течение 10 минут они сопровождали
<<Салют-7>> на той же скорости, повторяя манёвры корабля, а затем
исчезли. Пропало и оранжевое светящееся облако.
Придя в себя, командир корабля Олег Атьков, космонавты Владимир
Соловьёв и Леонид Кизима доложили о случившемся в ЦУП.
Там требовали подробный отчёт об увиденном. Когда с ним ознакомились
руководители полёта, отчёт моментально получил гриф <<секретно>>, а
космонавтами заинтересовалась наземная команда медиков. Так что вместо
медицинских экспериментов экипаж станции занялся изучением состояния
собственного здоровья, как физического, так и психического. Тесты
показали норму. Поэтому было принято решение считать случившееся
групповой галлюцинацией вследствие переутомления за время
пятимесячного полёта.
Однако произошло непредвиденное. На 167-й день полёта к первому
экипажу присоединились трое коллег: Светлана Савицкая, Игорь Волк и
Владимир Джанибеков. И снова орбитальная станция озарилась оранжевым
светом и появились семь <<ангелов>>. Теперь уже все шестеро
космонавтов доложили, что видели <<улыбающихся ангелов>>.
Версию о групповом умопомрачении из-за переутомления можно было смело
отклонить, так как второй экипаж прибыл всего за несколько дней до
второго <<ангельского видения>>.
Конечно, можно списать случившееся на человеческий фактор. Мало ли как
может сказаться на психике пребывание в космосе. Однако на Западе
сенсацию вызвали несколько снимков, сделанных орбитальным телескопом
<<Хаббл>>, которые вездесущие журналисты каким-то образом заполучили
из американской лаборатории <<Джет пропалшн>>.
Там в обстановке строгой секретности эксперты занимались изучением
загадочных аномалий, запечатлённых <<Хабблом>>. На фотографиях были
отчётливо видны семь летящих ангелоподобных фигур! Установить их
истинную сущность учёным пока не удалось.

Космические голоса
Впрочем, на орбите космонавты сталкиваются не только с загадочными
зрительными видениями, но и с не менее таинственными космическими
голосами. Первым о загадочном феномене в октябре 1995 года сообщил
космонавт-исследователь Сергей Кричевский, старший научный сотрудник
Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина и Института истории
естествознания и техники РАН, да к тому же кандидат технических наук и
действительный член Российской академии космонавтики им.
К.Э.Циолковского. В его докладе говорится, что <<все сведения о
фантастических видениях, сопровождаемых космическим голосом, -
достояние весьма узкого круга лиц... Сведения о них космонавты
передавали и передают исключительно друг другу, делясь информацией с
теми, кому вскоре предстоит совершить полёт>>. Они слышали различные
звуки, в том числе воспринималась и речь других существ, и она была
понятна - усваивалась тут же, без обучения.
Характерным моментом при этом является то, что космонавт начинает
воспринимать идущий откуда-то извне поток информации, но с
прекращением действия потока всё так же неожиданно исчезает. То есть
возникает ощущение, что кто-то мощный и великий снаружи передаёт некие
новые и необычные для человека сведения.

Случалось, причём с весьма подробным прогнозом, и предвосхищение
грядущих событий - с детальным <<показом>> грозящих опасных ситуаций
или моментов, которые - как бы внутренним голосом - особо выделялись и
комментировались. При этом слышалось: мол, всё образуется, завершится
хорошо. Таким образом, заблаговременно предвосхищались наиболее
сложные и опасные моменты программы полёта.
Был случай, что если бы не такое <<вещее видение>>, космонавты могли
бы погибнуть. Поразительна и точность, детализация опасных моментов.
Так, голос предсказал смертельную опасность, которая поджидала
космонавтов при выходе в открытый космос. В вещем видении эта
опасность была показана несколько раз и прокомментирована голосом. В
реальном выходе, при работе вне станции, всё это
подтвердилось абсолютно, однако космонавт был уже подготовлен и спас
свою жизнь (иначе улетел бы от станции).

Нет смысла гадать, кто является разумным субъектом, вступающим в
контакте космонавтами. Для этого пока нет необходимых данных. Можно
лишь привести слова одного из космонавтов, который слышал чужой голос:
- Космос доказал нам, что он, безусловно, разумен и куда сложнее наших
представлений о нём. И ещё то, что наши знания не позволяют сегодня
понять сути большинства процессов, происходящих во Вселенной.


Источник: www.libook.info

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ

Яблоко от яблони: Марк Ротко как наследник Рембрандта, Моне, Матисса и других великих

За спиной любого, даже самого авангардного художника, стоят духи великих творцов прошлого. В эволюции живописи эта наследственность может прослеживаться методом от противного. Импрессионисты отказывались быть похожими на деятелей реалистического искусства. Экспрессионисты в свою очередь находили слишком сентиментальными и беззубыми импрессионистов. Каждое последующее течение, если и не было пересмешником предыдущего, так или иначе вбирало в себя наработки прежних поколений. Верится с трудом, но даже в беспредметных полотнах Марка Ротко просвечивают тени незабытых предков.

Микеланджело Буонарроти

Неожиданное начало, не так ли? Да, один из ведущих абстракционистов был истовым почитателем старых мастеров. Ради личного знакомства с наследием деятелей Ренессанса он неоднократно пересекал Атлантический океан и устраивал паломничество по старинным капеллам и дворцам, стен которых касались руки легендарных итальянских живописцев.
Микеланджело Буонарроти. Автопортрет на стене Сикстинской капеллы
Марк Ротко. Жертвенный момент
  • Микеланджело. Автопортрет в Сикстинской капелле (Св. Варфоломей. Фрагмент композиции «Страшный суд»)
  • Марк Ротко. Жертвенный момент
Ротко называл свою любимую эпоху Возрождения «веком, когда взаимопонимание между художником и миром, похоже, было безупречным».
В ходе знаменитого судебного разбирательства по иску детей Марка Ротко против галереи «Мальборо», практически за бесценок завладевшей сотнями его полотен, несколько страниц вердикта были посвящены свидетельствам экспертов о ценности картин художника как в финансовом эквиваленте, так и об их значении для искусства в целом.

Двое из них — профессор искусств Калифорнийского университета, куратор департамента живописи и скульптуры МоМА Петер Зельц, а также искусствовед и автор нескольких книг о современной живописи Роберт Голдуотер — в своих показаниях сравнивали Ротко с Микеланджело. Профессор Зельц отмечал даже, что картины Ротко перекликаются с традиционным для Ренессанса сюжетом Благовещения.
Микеланджело Буонарроти. Сотворение светил и планет
Марк Ротко. Без названия
  • Микеланджело. Сотворение светил и планет
  • Марк Ротко. Без названия
Марк Ротко. Черный на бордовом
  • Вестибюль Библиотеки Лауренциана, построенной по проекту Микеланджело.
  • Марк Ротко. Черный на бордовом
Сам Ротко не скрывал, что источником вдохновения для написания злополучного Сигремовского цикла стало для него посещение библиотеки Медичи во Флоренции, возведенной по проекту Микеланджело. В особенности его впечатлило решение лестничного пролета, создающее клаустрофобичное ощущение замкнутости во времени и пространстве. Этого же эффекта пытался добиться Ротко при помощи своих панно для ресторана «Четыре сезона», с которыми он так не смог расстаться.

Рембрандт ван Рейн

Известно, что Марк Ротко называл Рембрандта любимым художником и, по свидетельствам знакомых, даже считал великого голландца чем-то вроде своего «альтер-эго», находя в его творчестве много родственного и созвучного. Не только живопись, но и сама жизнь Рембрандта являлась для Ротко источником для аналогий и «странных сближений»: оба были четвёртыми по счёту сыновьями в небогатых семьях и единственными среди детей, кто обнаруживал явный талант.

Обоим, как надежде семьи, родственники стремились дать прекрасное образование: и действительно, юный Рембрандт поступил в Лейденский университет, один из лучших в то время в Голландии, а Марк Ротко, благодаря своим блестящим способностям, стал стипендиатом Йельского университета. Оба, проучившись совсем недолго, бросили Лейден и Йель,сбежав соответственно в Амстердам и Нью-Йорк с единственной целью — посвятить себя искусству, и никогда не пожалели о роковой и рискованной перемене судьбы. Оба всегда отличались неуживчивым нравом и бескомпромиссностью натуры, приводящими к конфликтам с заказчиками.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Купание, портрет Хендрикье
Марк Ротко. Обнаженная девушка
  • Рембрандт. Купание, портрет Хендрикье
  • Марк Ротко. Обнаженная
Впрочем, дело, конечно, не только в этом. И в мировосприятии, и в самой технике Рембрандта было то, что Ротко мог считать безусловно «своим». Во-первых, понимание трагизма земного существования, острое переживание человеческого одиночества и конечности (Ротко говорил, что картины состоят не из холста и масла, а из направленности на смерть и десяти процентов надежды — не эта ли пропорция явлена нам и в «Блудном сыне» Рембрандта?).

А во-вторых — сам подход к живописи: «тающие» края цветных прямоугольников Ротко казались логическим продолжением типично рембрандтовских размытых и мягких контуров, а «магический» свет, излучаемый даже самыми темными, монотонно-коричневыми полотнами Рембрандта становился прообразом для поздних «мрачных картин» Ротко,обнаруживавших, по признанию зрителей, неожиданное — метафизическое — свечение.

Искусствовед Ирина Кулик рассказывает о впечатлении от полотен Ротко в хьюстонской капелле: «[Они] никакому репродуцированию не поддаются… Это почти черные картины, почти монохромные… Когда ты туда входишь и начинаешь в них всматриваться, возникает ощущение, что это — самый черный час ночи. Когда настолько темно, что понимаешь: самый черный час уже миновал, сейчас начнёт светать. Ты вглядываешься — и видишь, как из этой черноты,из этой темноты проступают какие-то проблески. То, что казалось черным, на самом деле — вроде бы синее, вроде бы пурпурное. Там начинает вот из этой темноты возникать какой-то свет. Что, собственно, и есть идеальное соответствие страстей Христовых».
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына
Марк Ротко. № 210 / № 211
  • Рембрандт. Возвращение блудного сына
  • Марк Ротко. № 210 / № 211
Рембрандт был для Ротко настолько важен и ценен, что его собственный курс актуального искусства, который художник в начале 1950-х годов читал в Бруклинском колледже, начинался с разговора о Рембрандте.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет
Марк Ротко. Автопортрет
  • Рембрандт. Автопортрет
  • Марк Ротко. Автопортрет
Автопортреты Рембрандта и Ротко сближает не только поза и ракурс (оба написаны полуразвёрнутыми, плечом к зрителю, с кистями рук, плотно сжатыми пониже солнечного сплетения) и тёплая коричневато-оранжевая гамма, но и одинаковый возраст — оба художника на этих портретах недавно пересекли знаковый рубеж в 33 года.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос во время шторма на море Галилейском
Марк Ротко. Медленный водоворот на краю моря
  • Рембрандт. Христос во время шторма на море Галилейском
  • Марк Ротко. Медленный вихрь на берегу моря
Марина — редчайший для Ротко и Рембрандта жанр, который появляется у того и другого лишь однажды. Впрочем, и рембрандтовский «Христос во время шторма на море Галилейском», и ротковский «Медленный вихрь на берегу моря» морскими пейзажами можно назвать лишь условно.

Уильям Тернер

Британец, которого считают предтечей импрессионизма, тоже был одним из любимых художников Ротко. Что, впрочем,неудивительно и местами вполне даже очевидно. Как и Тернер, Ротко исступленно бился над созданием эффекта сияющих оттенков. Как его кумир, он предпочитал интуитивный, стихийный подход к работе над картиной, ставя во главу угла цвет,жертвуя ради него формами, четкими очертаниями и прочими «формальностями».
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Дацио Гранде
Марк Ротко. Без названия
  • Уильям Тернер. Дацио Гранде
  • Марк Ротко. Без названия
Осознанно или нет, Ротко позаимствовал у Тернера и его экстравагантную технику. Тот не всегда удовлетворялся одной лишь кистью и в порыве страсти частенько доводил изображение до совершенства прямо пальцами, а иногда и вовсе растирал уже высохшую краску плевком. Ротко втирал краску в холст руками, чтобы полностью нивелировать следы работы валиком или кистью и уничтожить все видимые преграды между человеческим глазом и «неслышным голосом света».
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Три морских пейзажа
Марк Ротко. № 9 (Темный на светлом землистом, фиолетовый и желтый на розовом)
  • Уильям тернер. Три морских пейзажа
  • Марк Ротко. № 9 (Темный на светлом землистом, фиолетовый и желтый на розовом)
Скорее всего, такое подражательство британскому предшественнику было не сознательным,но вынужденным шагом: Марк Ротко хотел показать на холсте «существование невидимого в видимом», а тернеровские методы оказались подходящими для решения этой задачи.
И хотя арт-критики находят, что Тернер оставался реалистичным даже в наиболее абстрактных из своих работ, все же сложно отрицать его постепенное движение в сторону нематериального, бесплотного абсолюта. Благодаря чему его поздние творения в значительной степени предвосхитили абстрактную живопись, которая увидит мир лишь полвека спустя.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Рассветное или закатное небо над пейзажем
Марк Ротко. Без названия (Коричневый и серый)
  • Уильям Тернер. Рассветное или закатное небо над пейзажем
  • Марк Ротко. Без названия. Коричневый и серый

Клод Моне

«Реакция зрителей свидетельствует о том, что мои работы способны открыть новый способ виденья. Это становится возможным благодаря новому структурному языку, с которым они не сталкивались раньше. В моих картинах вы найдете невинную, осознанную, элементарную человечность. В картинах Моне есть что-то подобное, за что я люблю его больше,чем Сезанна… Несмотря на всеобщее мнение, что именно Сезанн создал новый способ смотреть на вещи и стал отцом современной живописи, я предпочитаю Моне. Из них двоих Моне был большим художником». (Из интервью Марка Ротко 1953 года)
Ротко писал очень большие полотна, вывешивал их на определенном расстоянии от пола, выставлял освещение и не участвовал в совместных выставках. «Большая картина — это огромное пространство, которое отменяет все вокруг. Дает возможность зрителю остаться наедине с картиной. Он мыслит пространствами, а не отдельными картинами, его живописные серии — это инсталляции в пространстве музейного зала», — объясняет искусствовед Ирина Кулик.

О таком же погружении, о поглощении зрителя мечтал Клод Моне, задумывая огромные панно с кувшинками. Он продумал все — отдельные помещения, закругленные стены, по 4 панно в каждом зале. Находясь в центре овального зала, окруженный со всех сторон водой, потерявший из виду линию горизонта и берег, человек ощущает себя частью единого целого. Создавая панно для часовни в Хьюстоне, Ротко повторяет эту затею. Только там, где у Моне — бесконечная вода, у Ротко — непроглядная ночь.
Кувшинки Моне в Музее Оранжери в Париже: intothegallery.com
Капелла Ротко в Хьюстоне. Фото: chron.com
Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов
Марк Ротко. Без названия (натюрморт с кувшином)
  • Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов
  • Марк РоткоБез названия (натюрморт с кувшином)
Предпочитая Моне Сезанну, Марк Ротко тем не менее в период модернистских исканий примеряет художественные принципы Сезанна, пытается изучить его визуальный язык.

Пауль Клее

Пауль Клее — один из тех важных художников, которыми Ротко восхищался и которых цитировал в сюрреалистичных картинах 40-х годов. Когда Ротко преподает живопись детям, он учится у них больше, чем учит их. И исходит из установки, что его искусство ближе к примитивному, детскому, интуитивному письму, чем к академической живописи.
Пауль Клее. Плохой оркестр
Марк Ротко. Архаический кумир
  • Пауль Клее. Плохой оркестр
  • Марк Ротко. Архаический кумир
Пауль Клее, мечтавший вырастить картину как растение, придумал автоматическое письмо, писал первобытный,неоформившийся мир в начале творения, когда формы окружающих нас вещей еще не сложились.
Пауль Клее. Конкистадор
Марк Ротко. № 1
  • Пауль Клее. Конкистадор
  • Марк Ротко. №1
В конце 30-х Клее преподает в школе Баухаус в Германии — и когда к власти приходят национал-демократы, он говорит: «Чем ужаснее мир, тем более абстрактно искусство».
Пауль Клее. Семнадцать
Марк Ротко. Без названия
  • Пауль Клее. Семнадцать
  • Марк Ротко. Без названия
Для Марка Ротко переход к чистой абстракции был во многом спровоцирован трагическими событиями Второй мировой войны — для катастрофы такого масштаба фигуративная живопись бессильна. Он скажет: «Перед лицом этого ужаса человеческая фигура даже не в силах поднять руку в жесте отчаянья».
Пауль Клее. Пороги
Марк Ротко. Четыре темные отметины на красном
  • Пауль Клее. Пороги
  • Марк Ротко. Четыре темные отметины на красном

Эдвард Мунк

Параллели с творчеством тревожного норвежца провести несложно. Порой это видно невооруженным глазом.
Эдвард Мунк. Зевающая девушка
Марк Ротко. Без названия (Лежащая обнаженная)
  • Эвард Мунк. Зевающая девушка
  • Марк Ротко. Лежащая обнаженная
За сравнениями далеко ходить не надо: подобно Мунку, Ротко сверхзадачей в искусстве видел возможность передать зрителю свои переживания в максимально доходчивом и неизменном виде. Да и волнения у них были похожего толка: тревога, трагизм, отчаяние, страх.
Эдвард Мунк. Отчаяние
Марк Ротко. № 2
  • Эдвард Мунк. Отчаяние
  • Марк Ротко. №2
Биографы Ротко предостерегают: не нужно толковать его яркие картины, выполненные в теплых, солнечных тонах, как жизнерадостные. Какой бы ни была палитра Ротко, его всегда интересовала одна тема: трагическая предопределенность существования.
Эдвард Мунк. Крик
Марк Ротко. Без названия (Желтый и голубой)
  • Эдвард Мунк. Крик
  • Марк Ротко. Без названия
Истоки болезненного мировосприятия Мунк находил в своем детстве. Он рано познал смерть: ему было всего пять лет,когда умерла мама. «Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — говорил художник.
Ротко потерял отца, когда ему было десять. И если верить воспоминаниям близкого друга художника, искусствоведа Ирвинга Сандлера, мироощущения обоих художников были созвучны: «Ротко был человеком пессимистического склада. Кроме того, надо учитывать обстановку, в которой он жил — Вторая мировая, потом холодная война. А в конце жизни он испытывал серьезные проблемы со здоровьем. Он никогда не считал себя счастливым человеком, и его картины несут отпечаток трагизма».
На самом деле, в некоторых вопросах Ротко и Мунк были настолько единодушны, что буквально вторили друг другу. Сравните. «Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви», — грезил Мунк. «Люди, которые рыдают перед моими картинами,испытывают те же религиозные чувства, что и я, когда писал их», — констатирует Ротко.
Эдвард Мунк. Лунный свет
Марк Ротко. № 16
  • Эдвард Мунк. Лунный свет
  • Марк Ротко. №16
Объединяло двух художников и отношение к диалогу между публикой и творцом: они были убеждены, что только лишь их произведения должны быть самодостаточным высказыванием.

«Объяснить картину невозможно. Она и возникает-то именно от неспособности художника найти иной способ выражения. Все, что здесь можно сделать, — это слегка подтолкнуть зрителя в правильном направлении, намекнуть на ход мысли художника». (Эдвард Мунк)

«Никакие комментарии не в состоянии объяснить живопись. Все объяснения должны исходить из завершенного опыта переживания между картиной и ее наблюдателем». (Марк Ротко)

Анри Матисс

Легенда гласит, что именно благодаря одной из картин именитого француза в живописной технике Марка Ротко произошел пререворот результатом которого стало появление на свет «классических» прямоугольников, ознаменовавших окончательную победу цвета над всеми прочими живописными сущностями.
В 1949 году в нью-йоркском Музее современного искусства появилась картина Матисса «Красная студия». Ротко будет частенько навещать ее, надолго замирая перед полотном. «Когда вы смотрите на эту картину, вы становитесь этим цветом,вы совершенно пропитываетесь им», — говорил он, и называл знакомство с этим произведением одним из ключевых факторов, повлиявших на эволюцию его творчества.
Анри Матисс. Синяя обнаженная
Марк Ротко. Без названия (Три обнаженных)
  • Анри Матисс. Синяя обнаженная
  • Марк Ротко. Без названия. Три обнаженных
Однако в том, что художники хотели сказать зрителю, они были полными противоположностями. «Я просто хочу, чтобы усталый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой», — утверждал Матисс. Может быть, поэтому им так проникся нервный и беспокойный Ротко?
Анри Матисс. Девушка с тюльпанами
Марк Ротко. Посвящение Матиссу
  • Анри Матисс. Девушка с тюльпанами
  • Марк Ротко. Посвящение Матиссу
В середине 1950-х, на взлете своей карьеры, когда Ротко уже отказался от придумывания названий своих картин, он сделал одно из редких исключений. В 1954 году он написал «Посвящение Матиссу». Именно тогда в результате микроинсульта скончался французский художник.

Символично, что последнее, над чем работал Матисс — оформление монастырской Капеллы Четок в Вансе, которое он считал воплотившейся в жизнь мечтой. Удивительная рифма с часовней Ротко — детищем, куда художник вложил свою душу, но которая открылась лишь после его смерти.
Анри Матисс. Дом на поле
Марк Ротко. Без названия
  • Анри Матисс. Дом в поле
  • Марк Ротко. Без названия

Жоан Миро

В 1942 году, когда Вторая мировая война заставила бежать в США таких художников как ЭрнстМиро и Дали, Нью-Йорк буквально накрыло волной европейского сюрреализма. Ротко вместе со своими соратниками Готлибом и Ньюманом не на шутку увлеклись новым веянием после сумасшедшего успеха экспозиций их заокеанских коллег. В течение какого-то времени они даже причисляли себя к наследникам традиций европейского авангарда.
Хоан (Жоан) Миро. Каталонский пейзаж. Охотник
Марк Ротко. Без названия
  • Жоан Миро. Каталонский пейзаж. Охотник
  • Марк Ротко. Без названия
Больше всего известно о симпатиях Марка Ротко к художнику Миро. Он неоднократно с особой любовью и восхищением отзывался о его работах. Считается, что именно картина Жоана Миро «Охотник (Каталонский пейзаж)», которая в 1936 году стала частью коллекции нью-йоркского Музея современного искусства, оказала значительное влияние на художественное видение Ротко в середине 1940 годов.
Хоан (Жоан) Миро. Бутылка вина
Марк Ротко. Сцена крещения
  • Жоан Миро. Бутылка вина
  • Марк Ротко. Сцена крещения
Несмотря на некоторые пересечения выразительных средств Ротко начала 1940-х годов с наработками Пабло Пикассо,к творчеству испанца он относился с меньшим воодушевлением. Как ни странно, художник, который полжизни будет изображать прямоугольники всех мастей, находил подход Пикассо к живописи слишком «геометрическим и прямолинейным».

Но, как показала история, это было к лучшему. Возможно, благодаря этой антипатии у нас теперь есть не «американский Пикассо», а великий и ужасный Марк Ротко — волшебник страны цветовых полей.
Пабло Пикассо. Женщина с петухом
Марк Ротко. Распятие
  • Пабло Пикассо. Женщина с петухом
  • Марк Ротко. Распятие
Читайте также: Народ против Марка Ротко: 12 вопросов о художнике, которого не все согласны считать гением

Авторы: Наталья Азаренко, Анна Сидельникова, Анна Вчерашняя
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..