воскресенье, 29 июля 2018 г.

ТРАМП ГОТОВ ПРИОСТАНОВИТЬ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Трамп пригрозил остановить работу правительства США


Дональд Трамп
Президент США Дональд Трамп заявил, что готов приостановить работу федерального правительства, если демократы проголосуют против законопроекта об охране границ. Об этом он сообщил в своем Twitter-аккаунте.
«Я буду готов "закрыть" правительство, если демократы не проголосуют за законопроект об охране границ, который включает в себя строительство стены [на границе с Мексикой]», — написал он.
По мнению американского лидера, стране пора перейти к иммиграционной системе, основанной на заслугах мигрантов. «Нам нужны великие люди, приезжающие в нашу страну!», — заключил Трамп.
Ранее глава Белого дома назвал американские законы, касающиеся разлучения детей мигрантов с семьями на границе, «глупейшими в мире». По его мнению, конгресс должен принять меры для исправления ситуации.
20 июня американский лидер Дональд Трамп подписал указ, «прекращающий практику разлучения семей незаконных мигрантов». В постановлении указано, что семьи мигрантов будут содержаться вместе, за исключением тех случаев, когда есть опасения по поводу благополучия ребенка. Тем не менее американский лидер заявил, что продолжит политику «нулевой толерантности» и подвергнет уголовному преследованию тех, кто незаконно пересекает границу.

"ПАЛЕСТИНСКАЯ НАЦИЯ" и ДЕЙР-ЯСИН


Ури Мильштейн контроверсальный автор, его публикации вызывают неоднозначные оценки и споры. Его обобщения не всегда убедительны и приемлемы. Однако, безспорно, он весьма добросовестный исследователь опирающийся на разнообразные источники.
Бой за Дейр Ясин изучен им досконально, сам бой и связанные с ним события в изложении У.М. заслуживают полного доверия. У.М. прав в том, что события вокруг Дейр Ясина имели решающее значение для добровольного бегства арабов (хотя это бегство имело место и раньше), ставших жертвой собственных фантазий. Однако, другой тезис ценимого мной У.М., что Дейр Ясин стал тригером сформировавшем палестинское самосознание согласиться не могу.
Особого внимания заслуживает лживая, провокационная и раскольническая деятельность наших левых в описываемых событиях.

 

Д-Р Ури Мильштейн. Палестинская нация и Дейр-Ясин

 (Перевод  — Ontario14)
Я изучаю события в Дейр-Ясине уже 50 лет.  Опубликовал о них 2 книги на иврите и одну на английском, а так же десятки статей. И только недавно я понял истинное значение тех событий: миф о “резне” стал причиной появления “палестинских беженцев” и связанной с этим консолидации арабов Палестины в “палестински й народ”.  Весь этот процесс стал возможен благодаря конфликту между евреями – “из-за Камцы и Бар-Камцы разрушен Иерусалим”(см. Бавли, Гитин 55-б)
Йоханан бен-Закай после Разрушения Храма превратил ивриD0 в евреев – народ без территории, ушедший в Рассеяние. Территорией этого народа стала синагога.
Перед вами – история Дейр-Ясина и появления палестинской нации. Эта история сегодня актуальна, как никогда !

Их “Аушвиц”
Каждый арабский ребенок знает, что 9 апреля 1948 года евреи убили 254 человека – мужчин, женщин, детей и стариков – после окончания боя, в каменоломне около деревни Дейр-Ясин, которая находилась к западу от Иеруса=има. Сейчас на этой территории расположена клиника для душевнобольных “Кфар Шауль”, вокруг – ультраортодоксальный квартал hар-Ноф. Доказательства, якобы неоспоримые, подтверждающие факт резни – извинение главы Ишува Бен-Гуриона перед королем Абдаллой, п=следовавшее через два дня после событий, и свидетельство военного историка, доктора и половника ЦАХАЛ Меира Паиля (ז ל) , данное составителям книги “История Хаганы”. Паиль заявил, что после боя “арабы были отвезены в Иерусалим – это выглядело, как парад победы… потом вернули их в деревню и расстреляли в каменоломне между Гиват-Шаулем и деревней. Я видел их своими глазами во второй половине дня. Резня в деревне длилась несколько часов. Никто из командиров не кричал и не предотвратил [резню]…”
IMHO, это самое важное событие в истории Израиля, за исключением, разве что, провозглашения Независимости, — не только с военной, но и политической и общественной точек зрения… Я сомневаюсь, что без Дейр-Ясина было бы создано Государство Израиль.  И если бы было создано – половина его граждан были бы арабы. События в Дейр-Яс=не дали  два немедленных и важных результата.
1)         Арабы Эрец-Исраэль почти прекратили воевать и просто стали бежать из большинства мест, куда приходили еврейские военные формирования. Арабы боялись резни. Так появилась “проблема беженцев”, находящаяся до сих пор в сердце конфликта и мешающее не только нахождению какого-либо решения конфликта, но даже нахождению временного урегулирования. После провозгла=шения Независимости, вторгнувшиеся в Израиль арабские армии практически не получили от местного арабского населения никакой помощи, а ведь на эту 5-ю колонну они возлагали большие надежды.
2)         “Правые” – ЭЦЕЛь и ЛЕХИ – были обвинены тогдашними еврейскими “левыми” в резне женщин, стариков и детей.  Бегин и его партия были надолго заклеймлены как убийцы, недостойные участия во властных структурах Государства. В результате, левые безрадельно правили в стране до переворота 1977 года, а в академии и сфере культуры они господствовали как минимум до прихода на министерские посты Мири Регев и Нафтали Беннета.

Дейр Ясин после штурма

Но самым важным последствием стало возникновение палестинской нации. До нашей Войны за Независимость (или, как они ее называют, “накбы”), “палестинцы” были “арабами Эрец-Исраэль”, без какой-либо определенной национальной самоидентификации, за которую они почти не были готовы воевать. Необходимое условие  для определения нации – готовность индивидуумов жертвовать собой ради нейтрализации национальных угроз, а не наличие нескольких интеллектуалов, пишущих о палестинском национализме, как о копии западного национализма, о чем большинство арабов Эрец-Исраэль не имело никакого представления. Сегодня палестинцы – это коллектив, наверное — самый воинственный в мире.  Как стало возможным такое изменение ?
Оказалось, что их о=новополагающий миф – это “резня в Дейр-Ясине, которой нет оправдания и за нее не82 прощения» – что-то вроде их “Аушвица”.
Но в Дейр-Ясине не было никакой “резни”.  Был бой на застроенной местности. Погибших было гораздо меньше, чем в свидетельстве Меира Паиля, и погибл=D0 они во время боя. Об этом сообщил – сразу же по горячим следам – агент Хаганы внутри ЛЕХИ Шимон Монита, участник боя. Это сообщение дошло до Бен-Гуриона (об этом ниже).  Речь идет о таком же кровавом навете, какой через 52 года был сфабрикован о сражении за Дженин во время операции “Защитная стена”, с той лишь разницей, что фабрикаторами в 1948 году были вожди Ишува.

Совершил ли ПАЛЬМАХ эту резню ?
Эта история началась три недели ранее, во время самого серьезного кризиса в войне, кризиса, угрожавшего созданию Государства. Из-за неудач, постигших “Хагану” – в основном на иерусалимском направлении, где командовал Ицхак Рабин – США передумали поддерживать создание Израиля и подали в ООН предложение отменить резолюцию, принятую 29 ноября 1947 года. Рабин был смещен, а на его мD0сто назначен один из его подчиненных – Шауль Яфе. 31 марта, после поражения отряда ПАЛЬМАХа в бою за “конвой Хульды”, командир отряда Йосеф Табенкин послал главе штаба “Хаганы” Исраэлю Галили рапорт, в котором дал ложную информацию, что путь на Иерусалим перекрыт. Галили передал это Бен-Гуриону. Не проверив информацию, Бен-Гурион в ту же ночь отказался от “стратегии сдерживания”, которой придерживался до того, и приказал пеейти  к первой активной операции – “Нахшон”. Эта операция должна была привести к прорыву до=оги на Иерусалим и разрушению всех арабских деревень между Иерусалимом и Шаар hа-Гай, служивших опорными базами для арабских банд, атаковавших еврейские транспорты. Главные события операции “Нахшон” развернулись вокруг деревни Кастель, господствовавшей над последним перед Иерусалимом участком дороги. После 8-ми дней боев, арабы добились успеха и 8 апреля овладели деревней, нанеся евреям ощутимые потери. 
Отряды ЭЦЕЛь и ЛЕХИ в Иерусалиме получили просьбу командира бригады “Эциони” Давида Шаалтиэля принять участие в операции и взяли на себя захват деревни Дейр-Ясин, господствовавшей над западным въездом в Город.
В пятницу, 9 апреля, ПАЛЬМАХ без боя снова занял Кастель. “Хагана” передала “ревизионистам” оружие. Шаалтиэль разместил свой командный пункт во время боя за Дейр-Ясин в непосредственной близости от деревни. Он также приказал грузовику “Хаганы” эвакуировать раненных и разрешил отряду ПАЛЬМАХа помогать в штурме дер=B5вни, после того, как “ревизионисты” оказались в тяжелом положении. Некоторые исследователи согласны с тем, что Меир Паиль придумал историю с “резней в каменоломне” и считают, что “резня” произошла во время штурма. Однако, они игнорируют тот факт, что главную роль в штурме играл ПАЛЬМАХ. Понятное дело, что бой за Дейр-Ясин не был расследован никем, кроме как мною. Никто из тех, кто говорил о “резне во время боя”, не имел ни малейшего представления о том, что там происходило. 

“Сионистский рапорт”
Параллельно со всеми этими  событиями, ко иссия, составленная из приближенных Бен-Гуриона и Менахема Бегина, завершила длительное обсуждение вопроса объединения “Хаганы” и ЭЦЕЛ – в преддве=ии провозглашения Независимости и создания ЦАХАЛя. Командиры ЭЦЕЛ должны были быть влючены в число офицеров ЦАХАЛ, включая са=мые высшие должности. Эту возможность постарались предотвратить вожди левой партии МАПАМ, созданной за три месяца до того, в качестве оппозиции Бен-Гуриону. Большинство руководителей МАПАМ принадлежали к “hа-шомер hа-цаир” и “Объединенному кибуцному движению” – Ицхак Табенкин из кибуца Эйн-Харод, Меир Яари из кибуца Мерхавия. МАПАМ властвовали над ПАЛМАХом. План заключался в том, чтобы пальмахники играли доминирующую роль в ЦАХАЛ.  С их помощью можно было индоктринировать призывников, чтобы те на всеобщих выборах проголосовали за МАПАМ, что дало бы ей большинство в Кнессете и власть над Страной. Один из руководителей МАПАМ, Цви ЛD1рия из кибуца Эйн-Шемер, так сказал на съезде партии в начале марта:“МАПАМ не согласится не то, чтобы ключевые позиции в правительстве, армии, системе безопасности, внутренней политике, мобилизации тыла, репатриации и поселенческом движении будут отобраны у прогрессивных сил и рабочего класса. Мы будем требовать свое. С фашистами мы сотрудничать не будем.”
Член того же кибуца и ЦК той же партии писал в “Аль hа-мишмар”, партиD0ном органе МАПАМ:“Мы восстанем против фашистской измены”(т.е. Бен-Гуриона).
На первый взгляд, создается впечатление, что интересы Бен-Гуриона и Бегина совпали, но вождь МАПАЙ был более хитер и коварен, чем основатель “Херута”.  Бен-Гурион хотел убрать со своего пу=и обоих политических конкурентов: Бегина политически уничтожат люди МАПАМ с помощью к=овавого навета Дейр-Ясина и “Альталены”, а от МАПАМ он избавит=я, уничтожив штаб ПАЛМАХа и расформировав пальмаховские бригады после войны.
В Иерусалиме действовало подразделение “Авраам” – подчиненное ШАЙ (сегодня – “Авраам” называется “Еврейский отдел ШАБАК”)  Ее руководителем в Городе был пальмахник Меир Паиль. Главой “Авраама” был Давид Коэн из кибуца Бейт-Альфа, входившего в “hа-шомер hа-цаир”.  Паилю было поручено сообщить, что “произошла резня”. Для подтверждения сообщения, Паиль обратился к координатору разведки в Западном Иерусалиме Мордехаю Гихону (впоследствии Гихон стал одним из основателей военной разведки АМАН и отдела военной истории при Тель-Авивском университете). Сразу же после окончания боя, т.е. в 14:00, Гихон был послан своим начальником, Залманом Маратом, в Дейр-Ясин с поручением выяснить что там произошло. Согласно записанному на пленку свидетельству Гихона, он не увидел признаков “зверств” в деревне и не видел никакой “резни” в ее окрестностях.  Он составил рапорт обо всем увиденном и передал его своему начальству.  
Так как же родилась версия «рени» ?
Гихон: «На следующий день, в Шабат 10 апреля, ко мне пришел Меир Паиль и сказал: ‘Мотке, что за рапорт ты там написал ?! Напиши более сионистский рапорт, в котором будут описаны разня и зверства, чтобы помочь де-легитимации ЭЦЕЛя и ЛЕХИ’.»
Гихон сфабриковал новый рапорт, который лег в основу отчета Паиля Исраэлю Галили и где утверждалось то же самое, что и в его интервью газете «Хадашот» в 1991 году: «Резню устроили люди ЭЦЕЛя и ЛЕХИ. Погибло 250 арабоD0. Большинство из них — женщины, дети и старики. Почти все они погибли после боя.»
В 1996 году, леволиберальный писатель Амос Кейнан, бывший в 1948 году членом ЛЕХИ и участвовавшим в бою, сказал в интервью Ципи Шохат из «Йедиот ахронот»: «Версия ‘резни’ — это полнейшая ложь. Не было ник кой резни !»  На вопрос почему он молчал так долго, Кейнан ответил, что опровержение версии «резни» не соответствовало «моим сегодняшним политическим взглядам»

“Это соглашение с убийцами”
Когда сражение за Кастель было в самом разгаре (6 апреля), собрались представители исполкома сионистской оргаBDизации со всего мира для того, чтобы утвердить две наиважнейшие процедуры:
1)         Передать управление делами в Эрец-Исраэль (и ведение войны) из рук Еврейского Агенстства(“Сохнут”) B2 ведение “Народной администрации”(Минhелет hа-ам), которая после провозглашения Независимости станет Временным правительством Израиля. Все эти три учреждения возглавлял Бен-Гурион.
2)         Утвер=ить объединение – на оперативном уровне – между “Хаганой” и ЭЦЕЛ.
МАПАМ очень старалась собрать большинство против этого объединения. Голосование было перенесено на последний день. За день до того, в “Аль hа-мишмар” была опубликована статья, где утверждалось, =D1то Дейр-Ясин был захвачен ЭЦЕЛем и ЛЕХИ, причем с использованием зверских, фашистских методов  грабежа и насилия. И далее: “…еще раз доказано, что сущестование раскольнических организаци=B9 есть опасная иллюзия, в которой заложена опасность для будущего Ишува, его сионистских организаций и его внутреннего развития. Вопрос, является ли договор, в основе которого лежит соглашательство с подобными действиями, полезным для нашей судьбоносной Борьбы ?”
На заседании исполкома Сохнута делегаты МАПАМ пытались перенести голосование, упоминая “зверства” в Дейр-Ясине. Эти же “зверства” были аргументами при давлении на колеблющихся депутатов не голосовать за соглашение. Ранним утром 13 апреля – в 2:00 – когда уже было видно, что голосование предотвратить не получится, представитель D0АПАМ в Гистадруте Моше Арам крикнул: “Это соглашение с убийцами, с героями Дейр-Ясина.”   Только в 5:00 утра состоялось голосование и соглашение было утверждено большинством голосов – 39 “за”, 32 – “против”, 4 – воздержались.
Через несколько часов иностранные делегаты уже спешили в Лод, откуда вылетели в страны своего проживания.
Несмотря на утверждение соглашения, руководство “Хаганы” его осуществлять не стало.

Бен-Гурион оказывается слушать
Агент “Хаганы” в ЛЕХИ Шимон Монита рассказал: “Годы спустя, мне стало известно, что глава ШАЙ Исер Беэри и его высокопоставленный сотрудник Ицхак (‘Ижо’) Рот получили мой рапорт о событиях в Дейр-Ясине. Бен-Гурион знал правду.  В 50-е годы, когда я был помощником Тедди Колека по арабским делам в кан=елярии премьера, меня принял Бен-Гурион, по моей просьбе, для частной беседы, но, услышав какую тему я собираюсь поднять, он сказал, что BE Дейр-Ясине он говорить не будет.   Я думаю, что он знал о том, что я хочу рассказать ему правду, но он хотел, чтобы образ ‘жестоких евреев’ остался – как секретное стратегическое оружие, типа атомной бомбы.  IMHO он считал публикации о Дейр-Ясине неким психологическим оружием, сослужившим нам очень хорошую службу. Меир Паиль и Менахем Бегин отказались встречаться со мной, чтобы обсудить это дело.”


Меир Паиль

Леви против Бегина
Для нейтрализации ущерба, который Дейр-Ясин в течении долгого времени наносил израильскому имиджу в мире, МИД выпустил специальную брошюру на эту тему (16 марта 1969 года – для использования израильскими представителями за рубежом). Это была попытка доказать, что большинство публикаций о Дейр-Ясине не соответствуют действительности. В 1971 году депутат Кнессета Менахем Бегин опубликовал в лондонской “Таймс” свой ответ на статью с критикой в адрес ЭЦЕЛ, в котором использовал материалы из б=ошюры 1969 года. Ицхак Леви, бывший глава иерусалимского отдела ШАЙ, предупредивший, видимо, жителей Дейр-Ясина о готовящемся штурме, послал Бегину письмо с предостережением от “продолжения распространения ложной версии событий в Дейр-Ясине среди израи=ьской общественности. В противном случае, все выйдет наружу и ответ ственность за это падет на Вас.”
Копии этого письма получили Голда, Даян, Аба Эвен и др.  Через 11 дней Бегин опубликовал статью в “Маарив”, где посоветовал Леви послать свою версию событий в “Таймс”.
18 апреля 1971 года, через 6 дней после того, как Леви послал письмо Бегину, гендиректор МИДа Гидон Рафаэль писал Шаулю Авигуру (“серому кардиналу МАПАЙ”): “…Я имею в виду твое письмо ко мне по делу Дейр-Ясина и ссылки депутата Бегина на брошюру МИДа по теме. Тебе следует знать, что я отправил в архив эту брошюру и попросил ее больше не использовать. ”
10 мая 1971 года, Аба Эвен сообщил Галили в официальном письме, что вышеупомянутая брошюра была всего-лишь пропагандистским пособием, “предназначенным только для сиюминутных целей – разъясне ием за рубежом нашей политики; этот документ уже не используется и является недействительным в министерстве иностранных дел”.

Меир Паиль – отец палестинской нации
С помощью Кровавого навета левых евреев против правых евреев, сделанного за 5 недель до провозглашения Независимости, руководство Ишува дало арабам Эрец-Исраэль их основополагающий миф: “резня в Дейр-Ясине” (которой не было) стала символом “накбы”, “катастрофы”, которая, якобы, случилась с арабами Эрец-Исраэль в 1948 году. Этот кровавый навет создал, по приказу своих вождей и командиров, полковник д-р Меир Паиль.  И не только создал, но посвятил всю жизнь его укреплению.  Он занимался этим и на армейских курс=х, к=оторыми руководил, в т.ч. на офицерских курсах. Получается парадоксальная вещь: еврейский полковник является отцом палестинской нации.
К лживому мифу Дейр-Ясина добавились и другие события, мифологизированные Паилем и компанией: “Кибия”(1953), “Кафр-Касем”(1956), “Сабра и ШатилD0”(1982).


Давид Шаалтиэль

“Рeзня” в Дейр-Ясине стала не только первой “резней”, в которой обвиняют Израиль. У нее есть дополнительный аспект:  Дейр-Ясин привел к бегству большинства арабов с территории, на которой было создано Государство Израиль. Факт, что арабы бежали из Яфо, Хайфы, Тверии еще ДО провозглашения Независимости Израиля (открыто говоря, что опасаются разделить судьбу Дейр-Ясина и, поэтому, отказываясь воевать) – существенно ослабляют обоснованность их сеD0одняшних притязаний на то, что они были нацией до 1948 года.  
С другой стороны, бегство арабов после Дейр-Ясина подтверждает их основополагающий миф о становлении как нации. Востоковед проф. Йеhошуа Порат исследовал вопрос влияния антисионизма среди арабов Эрец-Исраэль на появление па=лестинской нации. Востоковед, генерал проф. Йеhошафат Гаркави считал, сионизм дал старт “палестинизации” арабов, как долгому процессу, апогеем которого  стала Война за Независимость 1948-49 гг.   Порат и Гаркави не утверждали, что апогеем “палестинизации” не была борьба арабов с сионизмом, но считали, что он был побочным, незапланированным эффектом конфликта левых и правых сиониств. Благодаря присоединению к кровавому навету, арабы Эрец-Исраэль стали народом, но потеряли свои владения и обрекли себя на десятки, как минимум, лет убогой жизни в лагерях беженцев. Отсюда – сионизм, со всеми своими внутренними конфликтами, не только не угрожал палестинской нации, но, по сути, создал ее. А потом — “Голем пошел против своего создателя”.
«Маарив», 9 апреля 2016

«Это Священная война, идиоты!»

«Это Священная война, идиоты!»
«Это Священная война, идиоты!»
Изображение: архив
Испанский писатель Артуро Перес-Реверте о том, почему Европа проигрывает Третью мировую войну.

Шашлычки и пиво. Мы сидим в теньке, у древних стен Мелильи, я и человек, с которым меня связывают тридцать лет закадычной дружбы. Мой друг откидывается на спинку кресла и горько улыбается.

— Идиоты, они ж ничего не понимают, — говорит он. — Это же война. С нами воюют. Идет третья мировая, а они не врубаются.

Мой друг знает, о чем говорит. Потому что он — солдат на этой войне, причем давно. Безымянный солдат в штатском. Из тех, что спят с пистолетом под подушкой.

— Это война, — настойчиво повторяет он, полоща усы в пиве. – И мы ее проигрываем по собственной глупости. Улыбаясь врагу.

Я слушаю и думаю. О враге. Мне даже не надо напрягать воображение — я долго жил в этих краях. Я все знаю об их обычаях, методах, о том, как они убивают. Все мне знакомо. Все повторяется, как повторяется История – еще со времен захвата турками Константинополя и Крестовых походов. Да что там, с самых Фермопил.
Как она повторилась в Иране, когда доверчивые глупцы оттуда и придурки отсюда радовались свержению шаха и приходу к власти освободителя Хомейни и его аятолл.Как повторилась, когда дурачки пускали слюни, глядя на все эти арабские весны, которые оказались – к вящему удивлению профессиональных идиотов – предвестием самых черных и страшных зим.

А ведь именно наступления зимы следует ждать, когда слова «свобода» и «демократия», эти сугубо западные понятия, которые мы по невежеству нашему считаем конвертируемыми и универсальными, полагаясь на доброту человеческого сердца, — так вот, этого следует ожидать, когда такими словами начинают оперировать священники, имамы, попы или как там их звать, фанатики в тюрбанах и без оных, все эти люди, которые, манипулируя такой жа фанатичной паствой, рано или поздно подтверждают истинность слов барона фон Гольбаха, произнесенных еще в XVIII веке: «
Когда люди боятся только своего бога, они не остановятся ни перед чем».
Потому что это Джихад, идиоты. Это священная война.
Это знает мой друг из Мелильи, это знаю я – по собственному невеликому, но опыту. Это знает любой, кто там побывал. Это знает любой человек, знакомый с историей, любой, кто способен выдерживать натиск телевидения и газет, не повреждаясь в уме.
Это знает любой, кто видел в интернете тыcячи видео и фотографий казней, отрубленных голов, детишек, радостно демонстрирующих трупы тех, кого зарезали их папы, женщин и детей, изнасилованных за то, что были неверны исламу, побитых камнями прелюбодеек – ах, как мило молчат в этих случаях радикальные феминистки, обычно поднимающие крик по любому поводу, — все эти видеоподборки с преступниками, перезающими глотки людям под крики «Аллах Акбар», и десятками зрителей, которые радостно снимают казни на свои сраные мобильные телефоны.
Это знает любой, кто дал себе труд прочитать то, что написано на плакате мальчика-мусульманина – причем он без стеснения демонстрирует его не в Ираке, а в Австралии: «Оскорбляющим Пророка – головы долой!»
Это знает тот, кто прочитал написанное на плакате студента-мусульманина – причем не в Дамаске, а в Лондоне: «Мы уничтожим вашу демократию с помощью вашей же демократии».
https://isralove.org/_ld/10/s74403079.jpg


Запад, Европа, пришла к нанешней свободе через века страданий. У нас можно изменить мужу – и тебя не побьют камнями, у нас можно кощунствовать – и за это тебя не сожгут и не повесят на кране. Можно надеть короткую юбку, и тебя не назовут шлюхой.
Мы пользуемся плодами этой многовековой борьбы, плодами победы над нашими собственными фанатиками, и мы завоевали это дорогой ценой, потеряв в сражениях множество жизней – да, мы сражались друг с другом, когда Запад был молод и религиозен. Но сегодня молоды и религиозны другие: студент с плакатом, палач, отрезающий головы, фанатик, готовый взорваться вместе с тридцатью неверными и отправиться в рай. С точки зрения истории, они – новые варвары.

Европа, родина свободы, сейчас стара, труслива и склонна к демагогии, а радикальный ислам – о, радикальный ислам молод, храбр и голоден, у них есть мужество отчаяния. У них есть яйца, и весьма приличных размеров. Им плевать, что у них плохой имидж в интернете – напротив, это им только на руку.
Они работают на свою таргет-аудиторию, их оружие – их бог и террор. Они работают на своих, на ислам, который мог бы быть мирным и либеральным, и часто желает стать таковым, но у него никак не получается — слишком много социальных и теологических противоречий. И думать, что это все разрешится переговорами или как-то само рассосется – не просто эталонное мудачество. Это натуральное самоубийство. 
Нет, вы посмотрите, посмотрите, что они вешают в интернете, давайте. А потом расскажите, о чем там нахрен переговоры вести. И с кем. Это война, а когда война, надо встать и сражаться. Без сантиментов. Потому что линия фронта проходит не только там, по другую сторону экрана, но и здесь. В самом сердце Рима. Потому что – по-моему, я уже когда-то об этом писал, а может, и не я, но неважно – опасно, непоследовательно и даже невозможно пользоваться привилегиями римского гражданина и одновременно аплодировать варварам.

P.S.
Артуро Перес-Реверте (род. 1951) более двадцати лет работал военным репортёром, освещая военные конфликты на Кипре, в Ливане, Западной Сахаре, Ливии, Мозамбике, Анголе, Югославии и других странах. Первый роман «Гусар», действие которого происходит во времена Наполеоновских войн, был опубликован в 1986 году. Успех пришёл в 1990 году, после публикации романа «Фламандская доска», главные герои которого расследуют убийство, случившееся в XV веке. Проживает в Испании, с 2003 года член Королевской академии испанского языка.

НЕЛЕПЫЕ МИФЫ АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН

Нелепые мифы античных миров

pannini02

Наши знания об античных цивилизациях Рима и Греции обычно исчерпываются полузабытой школьной программой или популярными телепередачами. Но случается так, что их создатели не удосуживаются проверять факты или просто искажают их в угоду зрелищности — это похоже на то, как если бы будущие поколения судили о нашей эпохе по комиксам и фильмам о супергероях. Перед вами - 5 нелепых мифов об античных цивилизациях, в которые многие верят…

Римляне были белолицыми европейцами
  
Если вас попросят вообразить типичного римлянина, результат будет примерно таким: белый широкоплечий мужчина европейского типа в шлеме с пучком красных волос и одетый в тогу — именно такими их изображают в современных художественных (иногда и документальных) фильмах.

clip_image002_thumb2

Если обратить внимание, какую территорию занимала Римская империя на карте Древнего мира, выясняется, что у большинства античных жителей внешность, скорее всего, была достаточно далека от «среднестатистического европейца». В гигантском этническом котле «варились» народы Северной Африки и Западной Азии, евреи, греки, сами римляне и другие, более мелкие племена и культуры.

При этом захватчики-римляне почти никогда не настаивали на отречении побеждённых народов от их обычаев, религий и языков. О толерантности обитателей империи говорит и то, что, по крайней мере, два их правителя были родом из Северной Африки — Луций Септимий Север (родился в Лептис-Магне на территории современной Ливии, император со 193-го по 211-й год н. э.) и Марк Оппелий Макрин (родом из Кесарии Мавританской, ныне город Шершель, Алжир; правил с 217-го по 218-й год н. э.).

Империя проводила гибкую политику в отношении всех этих многочисленных кельтов, иудеев, мавров и галлов — главное, чтобы они исправно платили налоги, соблюдали римские законы и служили в римской армии: для освоения и заселения присоединённых земель у столицы не было ни добровольцев, ни финансовых средств.

Сейчас нет данных о точном этнографическом составе Римской империи, но учитывая развитые контакты с Африкой и Ближним Востоком, можно предположить, что он был весьма пёстрым.

Сумасшедшие оргии и разврат
  
Многим представляется, что в Древнем Риме жители постоянно коротали время между военными походами и разнузданными празднествами, во время которых проходили безумные оргии. Однако, ненасытная любовь римлян к такому «активному отдыху» сильно преувеличена.

clip_image001_thumb1

О происходившем на торжествах мы узнаём, как правило, из слухов, что ходили среди простых горожан, не допущенных на «таинство», и более поздних пересказах, услышанных от якобы «участников».

Большинство небогатых обитателей Рима были предельно целомудренны в проявлениях интимной жизни, занимаясь сексом исключительно по ночам или в полной темноте, почти не раздеваясь. Конечно, знать иногда предавалась страсти прямо на глазах у прислуги, но лишь потому, что считала плебеев чем-то вроде мебели.

Кому потребовалось подогревать слухи о повальной сексуальной распущенности? Всё просто — ранним христианам: приверженцам новой веры необходимо было создать образ тотально развращённого и насквозь прогнившего римского общества, и первые авторы в записях усердно фантазировали на тему «Посмотрите, что они вытворяют!».

Христианство заговорило о высокодуховных добродетелях и морали: проповедники призывали отречься от развратных языческих ритуалов и позаботиться, прежде всего, о бессмертной душе, поэтому и заклеймили позором всех римлян без разбору.

Ранних христиан в Колизее скармливали диким животным
  
Бытует распространённое мнение, что высший класс римского общества регулярно устраивал кровавые представления, загоняя членов неугодных религиозных культов на арену главного из амфитеатров, где с ними расправлялись голодные тигры и львы.

clip_image003_thumb5

Сколь бы ни были ужасны такие сведения, нет ни одного их документально зафиксированного подтверждения: например, во времена преследования древних христиан Нероном, Колизей ещё не был построен, а после окончания работ по его возведению (80-й год н. э., правление императора Тита) политика религиозных притеснений прекратилась, уступив место терпимости властей в этом отношении.

Но как же изображения мучеников, терзаемых хищниками на потеху беснующейся толпе? Эти убедительные «страшилки» сочиняли опять-таки многие авторы христианских летописей и канонических текстов.

Во II-м веке получили широкую популярность истории о героических мучениках веры, которых бессердечные кесари бросали на съедение львам и всячески пытали, чтобы заставить их отречься от Иисуса Христа — набирающей силу новой религии нужны были примеры для подражания, святые и праведники. За недостатком таких духовных ориентиров проповедники принялись их «изобретать»: с XVIII-го века Римские Папы регулярно говорили о неподвластности Колизея времени, так как он окроплён кровью великомучеников. Что ж, как бы то ни было, этот памятник архитектурного наследия стоит до сих пор.

Древние Олимпийские игры были честными
  
Как известно, сейчас Олимпийские игры — гигантское сложноорганизованное мероприятие, где хватает места рекламе, бюрократии, коррупции и другим явлениям, плохо сочетающимся с соревновательным духом древних олимпийцев, зато две тыс лет назад всё было честно и справедливо.

clip_image004_thumb6

Если бы! Обман, подкуп и многочисленные скандалы сопровождали Олимпиады с самого появления. К тому же, спортсмены боролись отнюдь, не за идею — олимпийская слава почти всегда оборачивалась для них звонкой монетой: обычным делом были крупные денежные поощрения, безвозмездное пожизненное питание и оплаченные показательные выступления. «Звёзды» древнего спорта могли за день получать суммы, сопоставимые с годовым окладом простого солдата.

Идея применения различных допингов также не нова: издревле соревнующиеся пытались получить хоть небольшое преимущество, используя всевозможные заклинания, масла, травы, зелья и даже алкогольные напитки. Так как наказания при раскрытии нечестной игры были весьма жестоки (от порки до казни — это вам не современная пожизненная дисквалификация), участники всеми силами старались замести следы: подкупом не брезговали ни судьи, ни соперники.

Города не боролись за проведение игр — их центром всегда была Олимпия, которая во время проведения спортивных состязаний оказывалась во власти десятков тысяч зрителей, спортсменов, торговцев, спекулянтов и авантюристов, что, в общем, напоминает современное положение вещей.

Древняя Греция была средоточием всей мировой науки
  
Древний Рим почти всегда рисуется, как одно большое злачное заведение, где царили разврат и пресыщение. Античная Греция — другое дело, многим представляется, что там в любой момент, выйдя на улицу, можно было встретить Аристотеля, Платона, Диогена или какого-нибудь другого великого мыслителя — воистину, та эпоха сейчас кажется Золотым Веком.

clip_image005_thumb5

Но давайте не забывать, что Древняя Греция даже не была страной в полном смысле этого слова: это было множество (более 1 тыс) грызущихся между собой городов-полисов, каждый из которых мнил себя независимым. У каждого региона были свои законы, правительство, верования и обычаи, никто не считал себя греком — все были патриотами своих городов, причём некоторые из лучших учёных пали жертвой этих бесконечных мелких междоусобиц. 

К тому же, при всех правильных идеях о свободе и демократии, греки были рабовладельцами, что совершенно никого из них не смущало: немало было случаев порабощения спартанцами, например, жителей других, менее защищённых регионов Греции, и философы при этом предпочитали молчать.

Больше всего рабов было в «демократических» Афинах, где «власть народа» продолжалась, кстати, в общей сложности менее 200 лет: каждый новый городской правитель стремился как можно скорее обрести единоличную власть и любой ценой отстранить от управления социум. 

Прогрессивные научные взгляды не были популярны у греков — грамоту знали менее 5% от всего населения, да и постоянные конфликты не способствовали распространению знаний. Большинство эллинов были пастухами и фермерами, не покидавшими своих городов, их не интересовали театр, литература и высокие материи — слишком много было других насущных проблем. 

Знаменитый фильм легендарного режиссера

Знаменитый фильм легендарного режиссера

4c875c3d9617d
19 лет назад, 11 июня 1993 года, на мировые киноэкраны вышел американский блокбастер «Парк юрского периода». Носящий титул наиболее известного создателя кинокартин ХХ столетия, Стивен Спилберг - режиссер и продюсер восьми из тридцати наиболее прибыльных фильмов за всю историю кинематографа. "Инопланетянин", "Парк Юрского периода", "Список Шиндлера", "Спасение рядового Райна" по праву называются одними из лучших фильмов мирового кинематографа…
Для своего времени этот фильм был прорывом эпохального значения. Никогда прежде монстры, которые не существуют в реальном мире, не были настолько живыми и натуралистичными – но если бы дело было только в них! Стивен Спилберг в расцвете творческих сил, дерзкий и талантливый, выдал миру творение, которое в мире кинематографа значит то же, что Мона Лиза в мире изобразительного искусства.
p_f
Спилберг: «Моей первой игрушкой был маленький трицератопс, отлитый из свинца. Мне купили его на выставке настоящих скелетов динозавров, на которую мы ходили всей семьей. Помню, какое впечатление произвели на меня эти кости. Я был потрясен тем, что на Земле жили когда-то подобные чудовища – огромные, с мощными конечностями… Я пытался представить, какими они были при жизни, какие крики они издавали - и моя кожа покрывалась мурашками. Самое потрясающее, что эти невероятные существа когда-то действительно ходили по Земле, и были не менее реальны, чем мы с вами.»
pic 3
Эта связь доисторических существ с реальностью вдохновила замечательного писателя Майкла Крайтона на создание романа, который и был экранизирован Стивеном Спилбергом. Именно Крайтон придумал историю об эксцентричном миллиардере, нашедшем способ с помощью новейших достижений генной инженерии возродить к жизни динозавров, и построившем на острове Нублар недалеко от побережья Коста-Рики развлекательный парк.
Он должен был привлечь толпы туристов, но вместо этого стал смертельно опасной ловушкой для группы людей, оказавшихся с гигантскими рептилиями лицом к лицу…
aso
Спилберг: «То, что динозавров давным-давно нет на свете, порождает вокруг них целую мифологию. Динозавры притягательны благодаря своей абсолютной недоступности, они находятся в области непознанного, и потому так поражают воображение. Как только я узнал о том, что Майкл пишет роман об оживших динозаврах, я моментально загорелся идеей снять об этом приключенческий фильм».
1
Крайтон: «В восьмидесятые годы было много шумихи о потенциальной возможности воссоздания давно умерших живых существ по остаткам их тел, в которых мог сохраниться генетический материал.
into_publication
То было время стремительного развития генетики во всем мире, делалась масса открытий, и возрождение доисторических существ обсуждалось в научных журналах на полном серьезе. Тогда-то я и задумал написать этот роман. Вначале я говорил об этом как бы между делом, но реакция людей была однозначной: пиши! Я был уверен, что получится нечто очень интересное.»
clip_image005
Крайтон с самого начала хотел экранизировать свой роман, запросив солидные полтора миллиона долларов в качестве гонорара. Книгой всерьез интересовались кинокомпании Warner Brothers (режиссером мог стать Тим Бертон), Columbia Pictures (Ричард Доннер) и 20th Century Fox (Джо Данте), но повезло в итоге Universal, а все потому, что режиссер этой кинокомпании Стивен Спилберг и писатель Майкл Крайтон – давние знакомые.
Спилберг: «Мы с Майклом работали над другим проектом – он писал сценарий – и я спросил его – ну, что новенького в мире книг? И тут он отвечает: я пишу о динозаврах и ДНК. Я не давал ему прохода до тех пор, пока он не дал мне рукопись! С этого все и началось.»
clip_image006
Спилберг остался в полном восторге от прочитанного. Он немедленно предложил Майклу сотрудничать, и писатель согласился заключить контракт именно с Universal, да еще и написать сценарий к новому фильму, адаптируя для экрана собственный роман. Это было в 1989-м году, а выпущен роман был в 1990-м, и сразу стал бестселлером.
Это еще больше убедило Спилберга в том, что фильм ждет успех, и вот, пока режиссер работал над картиной «Капитан Крюк» с Робином Уильямсом, Майкл Крайтон написал сценарий для фильма под названием «Парк Юрского периода». Тем временем Стивен рисовал эскизы для будущей картины.
clip_image007
Jurassic_Park_raptors
Крайтон: «Книга была гораздо больше, чем фильм, она охватывала массу событий и показывала десятки персонажей, которых не было в фильме. В целом в фильм попало примерно 10 или 20 процентов от книги…»
asd
Впоследствии сценарий многократно дорабатывался другими авторами, и дополнительно изменялся в процессе съемок. Так, в варианте Крайтона ученый Малкольм (Джефф Голдблюм) и миллиардер Хаммонд погибали, а Тим был старше своей сестры Лекс, и это он был «хакером»…
Чем больше Спилберг думал над новым проектом, тем больше осознавал, что для воплощения задуманного нужен принципиально новый, невиданный уровень спецэффектов. Такого в то время еще не делал никто – речь шла о создании абсолютно живых и правдоподобных доисторических существ во всех подробностях.
original
Спилберг: «Кинг-Конг тридцатых годов в детстве произвел на меня неизгладимое впечатление. Авторы этого фильма смогли создать целый неведомый мир, которого не существовало в природе, а самым поразительным моментом была схватка Кинг-Конга с тиранозавром. Конечно, сегодня все это выглядит смешно, но именно эта картина служила для меня источником вдохновения при создании «Парка Юрского периода».
clip_image009
Кинг-Конг вдохновил режиссера на создание «Парка» не только в своем старом воплощении, но и в картинах нового времени про гигантскую обезьяну – речь идет прежде всего о фильме с Джеффом Бриджесом, который вышел на экраны в 1976-м году.
Этот фильм был интересен, помимо прочего, еще и великолепно сделанным манекеном гигантской гориллы и ее конечностями. Инженерные достижения мастеров со студии «Universal» так впечатлили Спилберга, что он захотел… сделать всех динозавров в натуральную величину!
Увы – об этом можно было только мечтать: даже если бы на студии и смастерили, скажем, брахиозавра, все равно заставить его ходить не было ни малейшей возможности. Нужен был какой-то другой способ оживить динозавров…
Стивен собрал лучших специалистов по спецэффектам (в их числе был и знаменитый Стэн Уинстон, который как раз закончил работать над легендарным «Судным днем» Джеймса Камерона), и все вместе они устроили «мозговой штурм», стараясь придумать наилучший способ показать оживших рептилий максимально достоверно.
pic 9
Стэн Уинстон: «Помню, Стивен рассказал нам о своей идее с динозаврами, и спрашивает этак нерешительно, интересно ли нам вместе поработать над этим. Интересно? Да мы буквально сгорали от нетерпения!»
pic 14
Было решено использовать покадровую кукольную анимацию с миниатюрными куклами мастера Фила Типпетта в сочетании с полномасштабными манекенами динозавров работы Стэна Уинстона.
clip_image011

Особого внимания заслуживает работа мастеров Уинстона – перед ними стояла сложнейшая задача воссоздания облика доисторических существ в мельчайших подробностях. Это потребовало серьезных консультаций с учеными-палеонтологами, много лет изучавшими останки реальных динозавров и разрабатывавших теории о поведении и внешнем облике этих существ на основе сохранившихся скелетов.
pic 11
Для специалиста кости, их строение и соединение, могут многое сказать о том, как именно ходил тот или иной динозавр, мог ли он совершать прыжки или поворачивать голову определенным образом, какая у него могла быть шкура по фактуре и цвету. Вопросов было множество, и Уинстон постарался не упустить ни единой детали. Итогом стало абсолютно безупречное воссоздание внешности рептилий, учитывавшее все знания, которыми ученые располагали на момент создания фильма.

clip_image013

Уинстон: «Сделать динозавров максимально реальными – это была главная задача. Мы прорабатывали их вид буквально до миллиметра, прекрасно понимая, что если они не будут выглядеть достоверно, то как бы плавно они ни двигались – у зрителя не будет ощущения реальности происходящего на экране. Мы сделали все, чтобы зритель поверил в чудо.»
clip_image014
На протяжении 91-го года в студии Стэна Уинстона кипела работа. Спилберг и Крайтон, видя производственный процесс, приходили в полнейший восторг: судя по всему, ничего настолько совершенного на студии еще не делали.
Венец творения Стэна Уинстона – Королева Чужих из фильма Камерона (1986) – была столь же сложна технически, но значительно уступала своими размерами тиранозавру, который был больше примерно в три раза. Колоссальный манекен этого хищника весил больше шести тонн, и был двенадцать метров длиной.
clip_image015
В основе чучел были каркасы, собранные из точеных алюминиевых деталей, соединенных шарнирами. Эти каркасы были разработаны таким образом, чтобы их пропорции соответствовали пропорциям того или иного динозавра. Сам динозавр сначала изготавливался в виде скульптуры, проработанной до мельчайших подробностей.
clip_image016
По этой скульптуре делали форму для отливки собственно шкуры рептилии из гибкого латекса, потом шкуру натягивали на каркас, заполняли пустоты поролоном, и раскрашивали снаружи всю конструкцию, после чего закрепляли результат матовым лаком.
clip_image017
Стэн Уинстон называл этих роботов «идеальным сочетанием искусства и технологии». Даже на самых крупных планах динозавры выглядели удивительно натуралистично. Но перед мастерами спецэффектов стояла куда более сложная проблема, чем просто реалистичное воссоздание внешности динозавров. Их еще нужно было заставить ходить.
clip_image018
clip_image019
Спилберг: «Фил Типпетт сделал точную визуализацию моих эскизов, чтобы мы могли оценить сцены в трех измерениях: там были маленькие куклы динозавров и людей, и с помощью покадровой анимации получился рабочий материал для фильма, который оказал огромную услугу в дальнейшей постановке.»
clip_image020
clip_image021
При помощи анимационных раскадровок важнейших сцен Спилберг получил точное представление о том, как надо располагать камеры и всех участников эпизодов и что они должны делать в кадре. Сцены были просчитаны буквально до секунды – вот почему они вышли такими зрелищными и вдохновенными.
С самого начала Спилберг придавал огромное значение реалистичности динозавров. Поэтому ученые-палеонтологи консультировали мастеров по спецэффектам не только о внешности рептилий, но и о том, как они вели себя, как двигались. Главным консультантом фильма стал Джек Хорнер, который был в начале девяностых одним из ведущих палеонтологов мира.
Именно он выдвинул гипотезу о том, что динозавры больше похожи не на рептилий, как считалось ранее, а на птиц. Хорнер внес существенные коррективы в поведение динозавров на экране с учетом научных исследований.
clip_image022
К примеру, когда ученый увидел анимационный ролик, в котором велоцирапторы, ищущие детей на кухне, высовывают языки, словно ящерицы, он обрушился на Фила Типпетта с критикой: “Динозавры никогда не высовывали язык!» А Филу эта идея казалась удачной… Аниматора можно простить: он ведь не был светилом мировой палеонтологии. В фильме хищники язык не высовывали, и вообще имели птичьи повадки – в полном соответствии с наукой.
Но когда дело дошло до съемок движущихся динозавров в полный рост, съемочная группа встала перед серьезной проблемой. Дело в том, что покадровая анимация Типпетта, как бы совершенна она ни была, так и не смогла дать стопроцентного ощущения реальности.
clip_image023
Спилберг: «Сперва идея казалась неплохой, но как только я начал отсматривать рабочий материал, сделанный Филом Типпеттом, я понял, что этот вариант не годится. Движения динозавров были отрывистыми, каждый кадр был четким, между тем, как в движении динозавры должны были быть размытыми. И хотя Фил усовершенствовал свою технологию, добившись некоторого размытия при движении, это все-таки было не то, о чем я мечтал. Технология покадровой анимации достигла своего потолка, и нужно было двигаться дальше».
Потратив несколько месяцев на кукольную анимацию, создатели фильма решили искать принципиально новое решение.
pic 20
Только тогда Спилберг обратился к компьютерной графике. Огромная заслуга в создании уникальных спецэффектов к фильму «Парк Юрского периода» принадлежит Деннису Мюрену, ведущему специалисту студии компьютерных спецэффектов ILM, принадлежавшей давнему другу Спилберга Джорджу Лукасу.
Именно Мюрен контролировал создание знаменитых спецэффектов для «Судного дня», совершивших революцию в компьютерной графике. Это он предложил Спилбергу попробовать нарисовать динозавров на компьютере. Это была еще более сложная задача, чем изготовление анимации для «Терминатора», поскольку на сей раз речь шла о создании живых существ. Как ни совершенна была графика в фильме Камерона, «Парк Юрского периода» был новой, еще более высокой ступенью. Многое делалось впервые…
jurassic_park
Спилберг: «Когда Деннис сказал, что он может создать динозавра на компьютере, моей первой реакцией было: Докажи! И он доказал. Он, черт побери, превосходно доказал.»
Спилберг знал о возможностях студии ILM еще со времен «Молодого Шерлока Холмса» (1985), где появился первый в истории компьютерный персонаж - рыцарь из стекла. Этот эпизод был сделан просто поразительно, а уж для середины восьмидесятых и вовсе выглядел невероятно. Тем не менее, успехи аниматоров были единичными, и технологии еще только начинали приближаться к современным.
«Терминатор 2» еще не вышел на экран - до премьеры оставалось несколько месяцев. Никто и представления не имел о том, насколько совершенная графика будет в этом фильме. Поэтому нет ничего удивительного в том, что идею нарисовать динозавров на компьютере поначалу никто не воспринял всерьез – слишком сложна была задача.
Работа над «Парком» могла затянуться – ведь специалисты из ILM не давали никаких гарантий на то, что результат будет соответствовать каким-то стандартам, и даже не могли назвать точные сроки. Во многом это был эксперимент. Но продюсеры приняли решение рискнуть – и на студии началась работа над спецэффектами, которые потом назовут революцией в кино, и поставят даже выше достижений «Судного дня».
clip_image026
Аниматоры двигались наощупь, действуя путем проб и ошибок. Сначала был создан трехмерный скелет динозавра, включавший в себя все основные кости, воссозданные с полной точностью с реальных окаменевших костей динозавров. Располагая эти кости в трехмерном пространстве, аниматоры ILM начали экспериментировать с различными движениями, которые мог бы совершать динозавр.
clip_image027
Следующим этапом работы стало включение движущихся скелетов в живой пейзаж. Художники смоделировали движения бегущих галимимусов, изучив движения живых людей – для этого несколько сотрудников студии бегали перед телекамерами, прижав руки к груди и перепрыгивая через препятствия.
clip_image028
Тогда еще не было технологии motion-capture, так что специалисты просто анализировали движения людей визуально. Потом аниматоры перенесли эти движения на динозавров, и в итоге получили на редкость естественные фигуры бегущих рептилий, обладающих весом и передвигающихся в пространстве по правдоподобным траекториям. Несколько динозавров поставили на реальный фон. Результат показали Спилбергу, и он был поражен натуралистичностью и плавностью нарисованных рептилий.
clip_image029
Спилберг: «Как будто в палеонтологическом музее вдруг ожили экспонаты, соскочили со своих подставок и помчались вдаль! Я никогда не забуду того дня, когда Деннис показал мне ролики. Это было как документальный фильм Нэшнл Джиографик, только со скелетами динозавров.»
pic 32

Несмотря на некоторое несовершенство первых роликов, стало ясно, что куклы Фила Типпетта все же могут быть с успехом заменены компьютерной анимацией. Спилберг не решался сказать мастеру о том, что его динозавры больше не востребованы, и вместо этого привел Фила на просмотр «парадного» демонстрационного видеоролика, на котором тиранозавр во всей красе охотился на галимимусов…
Шкура животного перекатывалась над мышцами, движения были плавными и естественными, и создавалось полное впечатление, что динозавр настоящий. Никакая покадровая анимация не могла бы дать подобного эффекта.
clip_image030
Спилберг: «Я взглянул на Фила, а он вздыхает и говорит: Похоже, я вымираю… Я потом использовал это выражение в фильме, в диалоге Малкольма с Грантом на лестнице.»
Для Фила Типпетта это был тяжелый удар. Он был совершенно уверен, что сделает всю анимацию для Спилберга, и вдруг тот отказался. Но для Типпетта все же нашлось место в проекте! Дело в том, что художники ILM довольно мало знали про то, как именно должны двигаться рептилии. А Фил так много знал про динозавров, что стал настоящим экспертом-палеонтологом, и в итоге его взяли в качестве консультанта по повадкам динозавров, и в этой должности он благополучно закончил фильм вместе со всеми остальными.
pic 21
Многочисленные движения динозавров, придающие им большую живость и естественность – это заслуга аниматора Фила Типпетта, хотя в фильме нет ни одной сцены с кукольной анимацией. Именно сотрудничество Типпетта и его специалистов с художниками из ILM и сделало конечный результат столь потрясающим.
В конце 91-го года две команды экспертов, объединившись, приступили к созданию самой совершенной компьютерной графики в мире.
ааа
Тем временем Спилберг отправился на натуру – закончился период «пре-продакшн», и нужно было приступать к съемкам. В августе 92 года съемочная группа вылетела на гавайский остров Кауаи, который славился своими сногсшибательными долинами и панорамами.
Это была идеальная локация для съемок, потому что это место обладало собственной мощной энергетикой, оно не было нейтральным, и лишний раз подчеркивало самобытность и опасность динозавров, которые прекрасно вписывались в такую среду.
pic 37
Декораторы принялись превращать Кауаи в Парк Юрского периода, возводя многочисленные постройки и загоны для динозавров. Работа над фильмом к тому моменту шла уже почти год, но только сейчас начались съемки реальных актеров.
Спилберг: «Главным для меня была реалистичность всей истории. Я считаю, что чем невероятнее история, тем тщательнее нужно создавать антураж – тогда зритель поверит в самые невероятные вещи. Именно поэтому я не стал брать в проект звезд кино, хотя у меня и был соблазн снять в роли Гранта Харрисона Форда.
Но в итоге я пригласил не очень известных, но по-настоящему сильных актеров – американку Лору Дерн и новозеландца Сэма Нила. Также моим бесспорным выбором был Джефф Голдблюм – признаться, он один из самых колоритных и харизматичных артистов, которых я знаю. Почти весь его текст в фильме – чистая импровизация, и он был блистателен.»
Игра актеров настолько хороша, что они приковывают к себе внимание не хуже динозавров, а это очень важно для хорошего кино.
clip_image033
К первой сцене с динозавром Стэна Уинстона приступали с большим волнением – по итогам этого дня выяснится, что ждет съемочную группу – успех или провал. Это был эпизод с лежащим трицератопсом, которого ученые обнаружили на поляне, покинув джип во время экскурсии. Кстати, в эпизодической роли доктора Хардинга, встретившего героев у динозавра, в картине появился ее продюсер Джеральд Молен. Сказать, что трицератопс отработал на отлично – значит ничего не сказать. Все прошло великолепно.
Стэн Уинстон: «Это было хорошим началом рабочего процесса. Впереди нас ожидали очень, очень сложные вещи. Сцена с трицератопсом стала отправной точкой для начала большой и сложной работы.»
clip_image034
Встреча с брахиозаврами – длинношеими гигантами, пасущимися на берегу реки, стала встречей с пустой лужайкой. Эти травоядные были добавлены на натурные съемки на стадии «пост-продакшн», поскольку они полностью нарисованы на компьютере в студии ILM.
Интересно, что прямо во время съемок эпизода Спилберг придумал несколько ракурсов, которые не были запланированы ранее – например, когда Грант и Элли смотрят на щиплющего дерево брахиозавра снизу вверх. Во время съемок с невидимыми динозаврами Спилберг помогал актерам вообразить, что перед ними рептилии, изображая крики ящеров при помощи мегафона.
Спустя пять недель после начала съемок на Кауаи обрушился ураган Иники, причинив серьезные разрушения, и задержав производство фильма на неделю. Спасаясь от стихии, съемочная группа перебралась с Кауаи на соседний остров Оаху (крупнейший остров архипелага). Чтобы не терять времени, там была снята одна из сцен – та, в которой тиранозавр хватает одного из галимимусов. Это была единственная сцена, снятая не на Кауаи.
По возвращении гости из Голливуда принялись помогать местному населению ликвидировать последствия урагана… К счастью, других неожиданностей не было, и в октябре, спустя два месяца после прилета на Гавайи, съемочная группа покинула тропический остров, чтобы продолжить работу в Америке.
Сцена с раскопками, с которой начинается фильм, была сделана уже после всех гавайских эпизодов – ее сняли в пустыне Мохаве рядом с Лос-Анжелесом. Вся остальная работа была проделана уже в студиях компании Universal – включая знаменитую сцену с тиранозавром, вырвавшимся на свободу из вольера в дождливую ночь.
clip_image035
Это была самая сложная сцена за весь период работы, сцена, в которой многое пошло не так, и которая отняла значительно больше средств и сил, чем предполагалось.
Чучело тиранозавра было колоссальных размеров, для управления им требовались усилия полутора десятков человек, и все они должны были действовать слаженно. Более того: тиранозавр еще и должен был нужным образом взаимодействовать с окружением, в частности с джипом, и нужно было сделать множество дублей, прежде чем получалось именно то, что нужно.
pic 35
Стэн Уинстон: «Сцена должна была сниматься под проливным дождем. А у нас все оборудование электрическое! Все это хозяйство и в сухом-то виде постоянно давало сбои, что уж говорить о ситуации, когда все ходят по колено в воде. Это была самая тяжелая работа за всю мою карьеру.»
Но главная проблема была впереди.
clip_image036
По сюжету, в эпизоде шел тропический ливень, так что в павильоне работали дождевальные установки, щедро поливавшие тиранозавра водой. И вот после нескольких часов съемок техники с ужасом обнаружили, что латекс, из которого была сделана массивная шкура хищника, впитал воду в мельчайшие поры и сильно отяжелел – до такой степени, что макет переставал работать как надо.
ййц
В самый ответственный момент тиранозавр начинал лихорадочно трястись, как от сильного озноба, непоправимо портя дубль. Съемки постоянно прерывали, чтобы сушить латекс десятками фенов, и все последующие дубли снимали как можно быстрее, чтобы динозавр не успел снова пропитаться водой. Постоянное высушивание чучела увеличило время съемок сцены в несколько раз, и после окончания работы все, включая режиссера, были похожи на выжатый лимон…
pdvd005b
Но при вопросе о том, какая сцена была самой трудной, мастера спецэффектов неизменно вспоминают эпопею со стаканом воды, в котором идут круги из-за тяжелых шагов динозавра.
0630_23
Спилберг: «Эта идея с водой пришла мне в голову, когда я слушал громкую музыку в машине, и видел, как из-за басов расплывается отражение во внутреннем зеркале заднего вида. Тогда-то я и подумал, что было бы неплохо, чтобы от шагов приближающегося тиранозавра возникала низкочастотная вибрация, которая заставляла бы расплываться отражение в зеркале, и от которой по воде в стакане на передней панели шли бы круги».
clip_image037
Казалось бы, простая задача, но она стоила мастерам огромного количества нервов. Вот как вспоминает об этом один из создателей спецэффектов, Майкл Лантьери:
«Стивен несколько дней звонил и спрашивал: Ну как там стакан? Я говорил: Мы работаем над этим. В конце концов он взорвался: Черт побери, неужели так трудно сделать чертовы круги в стакане? А мы и впрямь не могли сделать эти чертовы круги! Ничего не получалось. Я позвал звукотехников, физиков, операторов волновых бассейнов в аквапарках, но они ничем не помогли. Я уже начал думать, что это невозможно.
И вот однажды я сидел дома, и словно по какому-то наитию, взял гитару, поставил на нее стакан и дернул струну. И увидел в стакане те самые круги, за которыми мы охотились столько времени! На другой день я прибежал в студию с гитарой и струнами, мы натянули струну между днищем джипа и землей, и мой ассистент по сигналу дернул за эту струну. По воде в стакане, стоящем на передней панели джипа, пошли круги. Мы сделали это. Но и пришлось же нам попотеть!..»
Спилберг и не подозревал, какого труда стоил этот спецэффект.
Сцена с тиранозавром, атакующим машины под дождем, неожиданно получилась невероятно впечатляющей. Отсмотрев полученный материал, Спилберг понял, что тиранозавр – главная звезда картины. В итоге было принято решение изменить сценарий, и включить гигантского хищника в финальную сцену.
1336911737_1883741
Спилберг: «В сценарии не было тиранозавра в финале. В эпизоде в круглом зале посетительского центра должны были участвовать только маленькие велоцирапторы, один из них застревал в скелете динозавра, и тот давил его, обрушиваясь вниз. Но я понял, что эта сцена станет гораздо масштабнее, если включить в нее Ти-Рекса. И тогда мы стали думать над тем, как это сделать.»
clip_image038
Было решено нарисовать всех динозавров в этом эпизоде на компьютере, да еще добиться четкого взаимодействия нарисованных рептилий с реальным окружением. Задача была неимоверно сложная, и на ее решение ушла масса времени и сил. Спилберг, Мюрен и Типпетт вместе буквально по мгновениям разобрали эту сцену, и снимали материал так, будто рядом находились динозавры, что было очень непросто сделать должным образом.
Тиранозавра изображал лично Фил Типпетт, державший вырезанную из картона голову хищника, прикрепленную к длинному шесту – это было сделано для того, чтобы все люди в кадре смотрели одновременно именно туда, где должен быть динозавр.
pic 41
Сцена в круглом зале стала финальной съемкой – работа была завершена с опережением графика на 12 дней.
Настал период «пост-продакшн» - работа была далека от завершения. Сперва Спилберг вместе с монтажером Майклом Каном, который работал со Стивеном еще над легендарной трилогией про Индиану Джонса, принялись собирать фильм воедино, пока в кадре еще не было ни одного динозавра.
Майкл Кан: «Я говорил Стивену: И без динозавров получается великолепно. Представь, как это будет выглядеть с динозаврами! Получится фильм на века.»
Как выяснилось позже, он был прав.
clip_image039
Завершив монтаж, Спилберг передал пленку волшебникам из ILM, чтобы они добавили в уже готовый фильм нарисованных на компьютере динозавров.
В начале 93-го работа над «Парком Юрского периода» вошла в свою решающую стадию: нужно было добавить около пятидесяти эпизодов с компьютерной графикой. Мощности компьютеров для спецэффектов были сравнимы с мощностью вычислительных машин NASA и военных систем Пентагона – более высокой производительности на тот момент просто не существовало.
В начале девяностых это были самые мощные машины в мире, но и они едва справлялись с немыслимым объемом работы, которую нужно было провернуть, чтобы показать динозавров во всех подробностях.
clip_image040
Аниматоры буквально сами выступили в фильме в качестве актеров, исполняя роли динозавров. Они пытались представить себе, что думает огромная рептилия в той или иной ситуации, и каков наиболее естественный вариант поведения. Для того, чтобы художники поняли, каким образом создать реалистичные движения, Фил Типпетт устроил им занятия пантомимы, чтобы они повторяли все движения динозавров во всех ситуациях в фильме, и на примере движения собственных тел поняли, как наиболее достоверно двигалась бы рептилия, существуй она на самом деле.
518416617
Через некоторое время стало ясно, что человеческое тело слишком сильно отличается от тела динозавра, чтобы можно было смоделировать все его движения и получить достоверный результат.
Тогда аниматоры ILM стали изучать движения животных – в студию притащили игуан, варана и даже маленького аллигатора, во двор студии привезли из зоопарка настоящего слона, и он ходил перед видеокамерами с маркерами, нанесенными на его шкуру, чтобы дать представление о том, как должен передвигаться массивный брахиозавр…
Была идея даже привезти страусов, но ограничились лишь изучением имеющихся съемок бегущих птиц. Работа была проделана огромная. Только на то, чтобы научить тиранозавра правильно гнаться за убегающим джипом, ушло два месяца! Но результат поразил воображение всех, кто видел это: впервые в истории на экране появились абсолютно живые и реалистичные существа, которые вымерли в природе миллионы лет назад.
pic 15
Немаловажным компонентом реализма стал звук. Как кричали динозавры? Никто даже понятия не имеет – голосовые связки не сохранились. Но они, определенно, обменивались звуковыми сигналами, точно так же, как это делают животные в наше время. И вот звукооператоры стали думать о том, какими голосами наделить нарисованных существ. А помогали им в этом все те же ученые-палеонтологи.
Спилберг: «Рев Годзиллы тут не подошел бы – звуки должны были быть сложными, мощными и глубокими, но они должны были работать на общий реализм. Это была непростая задача.»
Звуки взяли из животного мира. Так, ядовитая ящерица, напавшая на Денниса Недри, издает целую гамму звуков от разных видов: вначале кричит как лебедь, а потом испускает смесь звуков ястреба, гремучей змеи, да еще и тропической обезьяны-ревуна. Ужасающий рев хищных велоцирапторов получили от двух вполне безобидных животных – дельфина и моржа.
Конечно же, нельзя не упомянуть о музыкальном сопровождении, за которое отвечал один из лучших композиторов в мире кино, прославленный автор бессмертной музыкальной темы "Звездных войн" Джон Уильямс. Великолепная музыка фильма "Парк Юрского периода" многим запомнилась не меньше, чем его визуальная составляющая.
Работа над компьютерной графикой подходила к концу. Уже в процессе этой работы художники начали дорабатывать разнообразные мелочи при помощи анимации, не запланированные заранее. Так, они убирали из кадра случайно попавшее туда съемочное оборудование наподобие проводов и осветительных приборов, стирали ненужные отражения в стеклах…
clip_image042
clip_image043
Когда снимали сцену, в которой Лекс проваливается сквозь потолок, женщина-каскадер случайно взглянула вверх. На стадии добавления компьютерного динозавра на задний план аниматоры просто приставили к ней лицо актрисы Арианы Ричардс, игравшей Лекс. Таких доработок было множество. Но несмотря на колоссальный объем проделанной работы, картину успели закончить точно в срок, чтобы выпустить ее на экраны 11 июня 1993 года.
clip_image044
Мир словно сошел с ума. Уж насколько огромный был успех «Индианы Джонса», но даже он не мог сравниться с триумфом «Парка Юрского периода» по всему миру. Новый фильм Спилберга не просто сравнялся с его предыдущими шедеврами, но и превзошел их по всем статьям. Долгое время, до самого выхода на экраны «Титаника» в 1997-м, «Парк» оставался самым кассовым фильмом в мире, а на сегодняшний момент официальная сумма выручки составляет более девятисот миллионов долларов.
Вдохновенный и новаторский, уникальный в своей зрелищности и интуитивно понятный, фильм Спилберга навсегда останется в списках лучших картин всех времен и народов благодаря не только бесспорному таланту режиссера, но и одаренности и увлеченности всех его создателей. Разумеется, фильм получил несколько Оскаров - за звук, звуковые эффекты, и визуальные эффекты, являвшиеся лучшими в мире на тот момент.
clip_image045
Стэн Уинстон: «Я смотрел на это и думал: Как мы это сделали? В какой-то момент я начисто забыл о том, что сам несколько месяцев подряд работал над этим фильмом, вместе со своими помощниками проделав немалую часть работы.»
Спилберг: «Это был удивительный сплав спецэффектов и актерского мастерства, науки и технологии. Успех фильма основан на том, что он рассказывает о гигантах древней истории. Он вышел таким, как мне хотелось, и, если честно, даже лучше, чем я представлял.»
c497d067beb652957bac5e94a32c7474
P.S.
Пару слов о реальности событий, происходящих в фильме. Сразу после выхода "Парка Юрского периода" между учёными-генетиками возникли разногласия по поводу достоверности теории клонирования, описанной в фильме. "Парк Юрского периода - хорошая идея", - говорит доктор Алан Купер (Alan Cooper) из Оксфордского университета, - "Но, по нашему мнению, клонирование вымерших видов, при использовании существующих технических средств, практически невозможно".
Основная часть большинства генотипов животных создана из разрознённого ДНК, тем самым, затрудняя упорядочение его структуры. Из этого следует, что получение полноценного генотипа вымершего животного, такого, например, как динозавр будет процессом невероятно трудоёмким и сложным, при этом результат вряд ли будет положительным. Поэтому вопрос о реальности придуманного Крайтоном способа оживления остаётся для генетиков открытым.

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..