воскресенье, 6 декабря 2015 г.

"ЛЮБИТЬ ЯШУ". Яков СЕРЕБРЯНСКИЙ


http://www.tvc.ru:8021/channel/brand/id/2037/show/episodes/episode_id/35665/?page=2

 О судьбе дважды приговоренного без вины и убитого за верную службу большевикам.

 Выделить ссылку и "перейти по адресу..."

МОЖЕТ БЫТЬ...

 Когда эти, мои дорогие, собираются вместе и начинают болтать на иврите, я думаю, что великий смысл нашего исхода из России, все-таки не в нас, так и не сумевших оторваться от той, негостеприимной страны, а в них, рожденных на Святой Земле. Своей Земле, их частной собственности, их наследства. Когда я привез дочку в Израиль, ей было 12 лет. По наивности был уверен, что к ее 18-летию девчонок брать в армию уже не будут. Теперь, не надеюсь, что моим внучкам не придется служить в ЦАХАЛе. Ничего не поделаешь. Народ, прежде беззащитный, научился защищать себя. И это залог, что мои правнуки и праправнуки, больше никогда не будут гостями  чужого народа на чужой земле. И, может быть, с благодарностью, вспомнят своего далекого предка, сумевшего вырвать себя из  ненависти великой, но такой, по сути, мелкой и холодной державы.

ЭТО ИЗ "ПРО ЭТО"



Книга —
«Вся земля», —
выискивает имя.
Век двадцатый.
Воскресить кого б?

— Маяковский вот...
Поищем ярче лица —
недостаточно поэт красив. —
Крикну я
вот с этой,
с нынешней страницы:
— Не листай страницы!
Воскреси!


Сердце мне вложи!
   Крови́щу —
В череп мысль вдолби!
Я свое, земное, не дожѝл,
на земле
свое не долюбил.
Был я сажень ростом.
А на что мне сажень?
Для таких работ годна и тля.
Перышком скрипел я, в комнатенку всажен,
вплющился очками в комнатный футляр.
Что хотите, буду делать даром —
чистить,
мыть,
стеречь,
 мотаться,
месть.
Я могу служить у вас
хотя б швейцаром.
Швейцары у вас есть?
Был я весел —
толк веселым есть ли,
если горе наше непролазно?
Нынче
обнажают зубы если,
только, чтоб хватить,
чтоб лязгнуть.
Мало ль что бывает —
тяжесть
или горе...

Позовите!
Пригодится шутка дурья.

Я шарадами гипербол,
 аллегорий
буду развлекать,
стихами балагуря.
Я любил...
Не стоит в старом рыться.
Больно?
 Пусть...
Живешь и болью дорожась.
Я зверье еще люблю —

у вас
зверинцы
есть?
Пустите к зверю в сторожа.
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку —
тут у булочной одна —
сплошная плешь, —
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!


Может,
может быть,
когда-нибудь
дорожкой зоологических аллей
и она —
она зверей любила —
тоже ступит в сад,
улыбаясь,
вот такая,
как на карточке в столе.
Она красивая —
ее, наверно, воскресят.
Ваш
тридцатый век
обгонит стаи
сердце раздиравших мелочей.

Нынче недолюбленное
наверстаем
звездностью бесчисленных ночей.
Воскреси
хотя б за то,
  что я
  поэтом
ждал тебя,
откинул будничную чушь!
Воскреси меня
 хотя б за это!
Воскреси —
   свое дожить хочу!

А.К. Гений был Маяковский, хоть и совращенный красным дьяволом, но сам себя за это наказавший грешным, но великим судом. Он и по сей день просит о воскрешении. Маяк  не подозревал тогда, что наступит время, не понимающее стиха. Он был уверен в неизбежности эстафеты... А последний бегун с рукописью, свернутой в рулон, так и не встретив никого на рубеже, вынужден был бежать из последних сил круг за кругом, пока не упал на дорожке мертвым. Кто был этим, последним, каждый волен назвать своё имя.

ТЕОРИЯ "ТЫСЯЧИ ШАРИКОВ"

Несколько недель назад я приготовил себе кофе, взял утреннюю газету и сел послушать радиоприемник.

Переключая каналы радиостанции, я вдруг остановил свое внимание на бархатном голосе одного старика.
Он что-то говорил о “тысяче шариков”.
Я заинтересовался, сделал звук погромче и откинулся на спинку кресла.

- Хорошо, - сказал старик, - могу поспорить, что вы очень заняты на работе.Вчера, сегодня, завтра.
И пусть вам платят много. Но за эти деньги они покупают вашу жизнь.
Подумайте, вы не проводите это время со своими любимыми и близкими.
Ни за что не поверю, что вам нужно работать все это время, чтобы свести концы с концами.
Вы работаете, чтобы удовлетворить ваши желания.
Но знайте, что это замкнутый круг - чем больше денег, тем больше хочется и тем больше вы работаете, чтобы получить еще большее.
Нужно суметь в один момент спросить себя:
“А действительно ли мне так нужна та или иная вещь, например новая машина?”
И ради этого вы готовы пропустить первое танцевальное выступление вашей дочери или спортивное соревнование вашего сына.
Позвольте мне рассказать кое-что, что реально помогло мне сохранить и помнить о том, что главное в моей жизни.

И он начал объяснять свою теорию “тысячи шариков”:


- Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше.. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 - столько воскресений у вас в жизни.
Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять. Это значило, что я прожил уже примерно 2900 воскресений. И у меня оставалось только 1000. Поэтому я пошел в магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков.
Я засыпал их все в одну прозрачную банку.
После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик.
И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни.
Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней! Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем как обнять мою любимую жену и сходить с ней на прогулку.

Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки…
Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею. Было приятно с вами поговорить, но мне нужно спешить к моей семье.
Надеюсь, еще услышимся!
Я задумался. Действительно, было о чем подумать.
Я планировал ненадолго смотаться сегодня на работу - нужно было делать проект.
А потом я собирался с коллегами по работе сходить в клуб.
Вместо всего этого я поднялся наверх и разбудил мою жену нежным поцелуем.

- Просыпайся, милая. Поедем с детьми на пикник.

- Дорогой, что случилось?

- Ничего особенного, просто я понял, что мы давно не проводили вместе выходные. И еще, давай зайдем в магазин игрушек.
Мне нужно купить пластиковые шарики…
автор неизвестен

ЗЕМЛЯ БЕЗ ЛЮДЕЙ


Ученые, конечно занимаются странными вопросами и проблемами, но это их  дело, быть учеными!)  Я же, почитав эту статью, подумала, а если бы не было животных вообще никаких, а землю населяли только люди. Мне показалось, что это тоже интересно, особенно, то, чем бы мы питались.
Сегодня готовила курицу, резала ее на кусочки, разделывала , как могла, мариновала, намазывала, нанизывала, клала в горячую духовку. Меня иногда одолевают мысли какого-то страшного деяния, что я палач, причем, очень аккуратный.  А еще, когда приходится потрошить живую рыбу, нет слов... И что же делать? Я не вегетарианка, не приучили, не научилась, нет силы воли. Впрочем, это другая история. 
Датские учёные выяснили, как наша планета выглядела бы без людей. Они создали карту расселения диких зверей по всему миру, показав, какие виды животных обитали бы на максимально заселённых участках Европы, Северной и Южной Америки.

 
Учёные выяснили, какой была бы Земля без людей
фото: © РИА Новости
Согласно результатам исследования, если бы на Земле не было людей, которые так активно засоряют окружающую среду и нарушают тем самым экосистему, то мир походил бы на один большой заповедник, где волки, лоси, медведи и даже слоны селились и размножались в таких регионах, как Северная Европа, сообщает The Daily Mail.

Согласно данным Орхусского университета, который проводил исследование, Африка обязана многообразием видов животных не уникальному благоприятному климату, а минимальному вмешательству человека в дикую природу континента.
«Северная Европа – это не единственный регион, в котором из-за людей сильно сократилось многообразие млекопитающих – это глобальное явление», - рассказал профессор Орхусского университета Йенс-Кристиан.
Это мнение подтверждает и доктор Сорен Форби, который также участвовал в исследовании. По его словам, не будь человека, то в обеих Америках и Европе, возможно, жило ещё больше крупных млекопитающих, чем сейчас в Африке, и число видов было бы намного шире.
Результаты другого исследования свидетельствуют о том, что человек является самым опасным и агрессивным хищником на планете. Ежегодно он убивает в разы больше животных и рыбы на суше и на земле, чем любой другой вид в дикой природе, сообщает The Independent.
Учёные подсчитали, что человек добывает в 14 раз больше рыбы, чем морские хищники, и убивает в девять раз больше сухопутных животных, чем хищники на суше. Таким образом, он опасней любого льва, медведя или акулы.
При этом человеческая охота и рыбалка отличается от способов добычи пищи животных. «В то время как хищники изначально нацелены на детёнышей и молодых особей, то есть на «репродуктивные активы», человек в основном убивает взрослых особей, которые находятся в детородном возрасте, то есть «репродуктивный капитал», - пояснил профессор Викторианского университета в Канаде Том Реймхен.
Кроме того, человек охотится и на хищников, доминируя среди всех плотоядных. Таким образом, человек вмешивается в экологические цепочки и нарушает экобаланс, как ни одно другое животное.

Оригинал новости RT на русском:
http://russian.rt.com/article/110402




Источник: http://russian.rt.com/art...

ФЕДОТОВ ОКАЗАЛСЯ ПРАВ

Три мнения эмиграции о послевоенном сталинизме и СССР


После 1945 года в среде российской эмиграции были три мнения о судьбе послевоенного СССР. Монархисты верили в перерождение в Российскую империю, левые – в появление госкапитализма, а нацдемы из НТС – в крах сталинизма, так как «население убедилось в антинародности режима». Но история показала правоту «объективистов» в лице Георгия Федотова.
Победа в Великой Отечественной войне заставила российскую эмиграцию по-новому посмотреть на СССР. Десятки тысяч белоэмигрантов вернулись на родину, поверив в патриотизм «обновленных Советов». С другой стороны, тысячи эмигрантов смогли проникнуть на оккупированные немцами территории и воочию увидеть, что из себя представляет большевицкая страна. Сотни тысяч коллаборационистов и остовцев, вчерашних советских граждан, принесли на Запад новое знание об СССР. Всё это заставило эмиграцию с новой силой возобновить дискуссию о будущем СССР.
В эмигрантской среде господствовало (обобщённо) три мнения о судьбе Советов.
«Примиренцы»
Часть эмигрантов выражала надежду на серьёзные изменения в советском обществе. Известный политик дореволюционной России Е.Кускова, например, в сказанных Сталиным в 1946 году словах об исчезновении принципиальной разницы между коммунистами и беспартийными в СССР увидела свидетельство окончания существования партийного государства. Она полагала, что все это свидетельствовало о постепенном «появлении на сцене всего народа».
Большие надежды эмигранты этого направления возлагали на фронтовиков как потенциальных «новых декабристов», однако уже в марте 1946 года известный в дореволюционной России деятель партии народных социалистов А.Петрищев на основе анализа их выступлений в ходе выборов в Верховный Совет предостерегал от иллюзий: «Они знают, что надо охранять и почему надо охранять. Эмиграции эти новые советские люди едва ли понравятся».
Левые
Среди представителей левых политических течений в российской эмиграции распространённым был тезис о том, что эволюция советского режима идёт в направлении реставрации дореволюционной политической системы. При этом отмечалось, что данная реставрация носит не только политический, но и социально-экономический характер. Как известно, идею «термидора» в 1920-1930-е активно развивал Л.Троцкий. Во второй половине 1940-х гг. этот тезис продолжала отстаивать его вдова Н. И. Седова, полагавшая, что в период Великой Отечественной войны сохранялась тенденция реставрации капитализма.

Подобные мысли высказывали не только троцкисты, но и некоторые другие эмигранты из числа социалистов. По мнению, например, старого народовольца Ю.Делевского (Я.Юделевского), в СССР в послевоенные годы завершался процесс формирования «новой аристократии», состоявшей из партийной номенклатуры, а также «верхушки армии и специалистов» – т.е. нового сословного общества.
«Непримиримые», нацдемы
Одну из наиболее интересных попыток комплексного анализа существовавшего в СССР политического режима предпринял в конце 1940-х известный деятель НТС Р.Редлих. Он, в частности, выступил против популярной теории, что коммунизм – новый вариант религиозной системы. Глубокое отличие между ними состояло в том, что всякое религиозное чувство – это ощущение «мира иного». Для любой религии земной мир – это не единственный мир. Вследствие этого для религиозного человека неприемлемо отношение к земному миру как к объекту для волюнтаристских экспериментов, наличие людей, стоящих и над теорией, и над практикой, которые «прямо сейчас творят историю».
В основе большевистской теории, по замечанию Редлиха, лежали материализм, монизм, детерминизм и гностицизм.
Однако любой непредвзятый аналитик, характеризуя ситуацию в СССР, заметил бы глубокие противоречия между теорией и практикой. Они замаскировывались, по мнению Редлиха, с помощью т. н. диалектического метода мышления: «Советская жизнь наполнилась фикциями. В Советском Союзе никого решительно уже не возмущает, когда слова расходятся с делами. Мир советской теории – это мир мифов и фикций». Поэтому коммунистическая доктрина – это «псевдорелигия», т. к. большинство населения, полагал он, внутренне в неё не верит.
Анализируя сознание советского человека, российские солидаристы указывали, что оно не находится под полным воздействием официальной пропаганды, которая, за редким исключением отдельных произведений литературы и искусства, «никуда не годится и решительно ни в ком не создаёт никаких убеждений». Сама её организация носила ярко выраженный формально-бюрократический характер. На практике жизнь в СССР состояла из «действий, имеющих исключительно ритуальное значение». Даже язык в СССР был «окрашен лицемерием», т. к. господство «фикций» делало его «изумительно удобным для пустословия».

Однако, как указывали НТС-овцы Н.Осипов и Р.Редлих, создаваемые коммунистической пропагандой мифы и фикции выполняли важную функциональную нагрузку: «Это условные формы приказа, выполнение которых совершенно обязательно». Например, внедрение в массовое сознание мифа о «капиталистическом окружении» означало указание на необходимость подготовки к войне.
Как отмечали НТС-овцы, когда разрыв между теорией и практикой становился «бытом», «нормой», то наступала «смерть большевизма», т. к. фикции «оголялись», мифы теряли последние остатки «вероподобного» отношения к ним.
Анализируя структуру сознания советского человека, Осипов и Редлих выделяли в ней три основных яруса: «явный» ярус, «тайный» ярус и некий «придаток» – «сознательность». При этом явный ярус также делился на показное и внутреннее отношение к власти. Внутреннее отношение к власти определялось вытеснением в область подсознания («тайный ярус») ненависти к коммунистическому режиму вследствие крайней опасности этого чувства для его носителя.
Они подчёркивали, что это нельзя назвать верой, а можно охарактеризовать лишь как стремление к лояльности власти, чтобы избежать репрессий. Именно поэтому деятели НТС считали ошибочной точку зрения той же Кусковой (и вообще монархистов-лоялистов), полагавшей, что советские люди искренне верят в справедливость коммунистического режима, однако некоторые из них (например, участники власовского движения в годы войны) впоследствии разочаровываются в своей вере.
«Объективисты»
Было и четвёртое направление в среде русской эмиграции, пытавшееся отвлечённо посмотреть на происходящие в СССР процессы. Но он было малочисленным. Наиболее ярким представителем этого течения считался один из крупнейших мыслителей России ХХ века Г.Федотов. Однако и он, либерал-демократ по своим взглядам, характеризуя советского человека, писал в 1945 году:
«Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он готов заморить себя работой, и его высшее честолюбие – отдать свою жизнь за коллектив: партию или родину. Не узнаем ли мы во всем этом служилого человека XVI века?».

Именно этот вывод о глубокой исторической обусловленности существовавшего в Советском Союзе политического режима заставлял Федотова сомневаться в возможности его радикальной демократизации. Русский мыслитель приходил к выводу, что большинство населения в СССР не стремится к либерализации общественной жизни: «Немало советских людей повидали мы за границей. Почти ни у кого мы не замечаем тоски по свободе. Большинство даже болезненно ощущают свободу западного мира как беспорядок, хаос, анархию. В России ценят дисциплину и принуждение, не верят в значение личного почина».
История показала правильность мыслей именно Г.Федотова, что уже в наше время позволило многим говорить о принципиальной нереформируемости российской Системы (во всяком случае – силами населяющего его народа), в какие бы идеологические одежды она не обёртывалась.
(Цитаты: Алексей Антошин, «Политический режим в советском союзе в середине 1940-х – начале 1950-х годов в оценках российских эмигрантов», Вестник Челябинского государственного университета, №24, 2008)
+++
Ещё в Блоге Толкователя об отношении русской эмиграции к сталинизму:
В 1936-37 годах эмигрантская среда кадетов и эсеров приветствовала перерождение Сталина из пролетарского интернационалиста в фашиста и возвращение России из американского технократизма в лоно европейской семьи. Также они радовались, что власть в СССР от пролетариата и интеллигенции переходит к крестьянству.

***
Белоэмигрант, князь Юрий Ширинский-Шихматов начинал как национал-большевик. Но когда выяснилось, что нацболы – это агенты ГПУ, он порвал с ними и создал своё «учение» о русском фашизме, где диктатором должен быть военный, а народ приходит на замену бюрократии и интеллигентам. На взгляды Шихматова повлияла и его женитьба на вдове Савинкова.
***
ТОЛКОВАТЕЛЬ

КАК ПЕРЕВОСПИТЫВАЛИ НЕМЦЕВ

Как простые немцы хоронили жертв нацизма


В западной зоне оккупации Германии в 1945-48 годах союзники насчитали 3,5 млн. немцев, причастных к нацизму, реальные наказания понесли только десятки тысяч. Но в целом вся немецкая нация была признана больной, и прошла денацификацию, самой жёсткой формой которой стало принудительное перезахоронение жертв нацизма голыми руками (фото 18+).
В западной оккупационной зоне американцы, англичане и французы разделили всех немцев на несколько групп. Причисление к определённой категории влекло различные наказания. Например, для виновных, в том числе для извлекателей пользы: а) рабочий лагерь до 5 лет, или привлечение к общественным работам, б) дополнительно полная или частичная конфискация имущества, особенно ценного, за исключением предметов повседневного употребления; в) в отдельных случаях лишение избирательного права или запрет на занятие определённых должностей сроком не менее 5 лет.
Для попутчиков: а) разовый взнос или регулярная выплата определённой денежной суммы в фонд компенсации нанесенного ущерба (минимум 50, максимум 2000 рейхсмарок); б) в случае отказа от платы денежный штраф заменялся принудительным трудом в течение не более 30 рабочих дней; в) предусматривалось дополнительное наказание для государственных служащих: судебная камера может предложить понижение в должности или отправку на пенсию. Характерно, что по поводу пункта «в» законодатель замечает: применять «в редчайших случаях».
Базисом для получения свидетельства о прохождении денацификации, а также возможного предъявления обвинения и его запуска в делопроизводство, служила обширная анкета (из 131 вопроса), которая требовала от заполняющего подробнейших сведений о личной, производственной и политической жизни. Чтобы пресечь попытку уклонения от анкетирования, прибегли к самому эффективному в послевоенное время средству: продуктовая карточка выдавалась лишь по предъявлении квитанции, подтверждающей сдачу анкеты в ратушу. Также и проживание в населённом пункте и трудоустройство в учреждение или на частное предприятие (и следующего за приёмом продолжения работы до момента увольнения) требовали наличия упомянутой квитанции.
В случае нелегального проживания серьезным санкциям подвергался сдатчик квартиры. Специально оговаривались наказания тюремным заключением или денежным штрафом за ложные данные в анкете и уклонение от регистрации.

В американской зоне, где подходы к чистке были самые строгие, были рассмотрены 3,5 млн. дел и признаны: главными виновными – 1654; виновными – 22.122; незначительно виновными – 106.422; попутчиками – 485.057; невиновными – 18.454; попавшими под амнистию – 2.789.196. Прекращено по разным причинам производство – 200.207.
В июле 1946 года по инициативе генерала Клея состоялась амнистия молодежи: те, кто родились после первого января 1919 года и не числились в списках активных нацистов и военных преступников, освобождались от прохождения денацификации.
В конце мая 1948 года союзники трёх западных зон прекратили контроль над денацификацией и передали её полностью немцам.
Но в целом союзники определили немцев как больную нацию и начали их «лечить». Сам великий психолог Карл Юнга разработал психологические основы денацификации. В частности, он определял главную проблему межвоенных европейских наций – отсутствие совести. А то, что произошло с немцами – это болезнь, и больны немцы все и сразу в равной мере вне зависимости от политических пристрастий, отношению к Гитлеру и членству в НСДАП.
Новая немецкая элита под надзором союзников не намеревалась ограничиться такими защитными мерами, как осуждение главных военных преступников и наказание крупных и мелких нацистов, а ставила целью полное искоренение рокового духа нацизма и демократизацию общество.
Перевоспитание начиналось в некоторых городах и деревнях с шоковой терапии: население принуждали осматривать концлагерь в их местности, демонстрировали «добровольно-принудительным» зрителям документальный фильм о лагерях уничтожения «Жернова смерти».
Но самым жёстким методом денацификации стало принудительное перезахоронение жертв нацизма руками простых немцев. Ниже – фотографии, как проходил этот процесс:

(Немки из Нойнбург-форм-Вальда несут из леса тела погибших на марше смерти евреев для захоронения на городском кладбище)

(Под присмотром американских солдат немцы из Гарденлегена откапывают из общей могилы тела сожжённых заживо на марше смерти узников лагеря Дора-Миттельбау)

(Американские медики проводят местных немцев мимо мёртвых евреек, откопанных из общей могилы в Воларах, Богемия)

(Немец с мёртвым русским мальчиком на руках, только что откопанным из общей могилы)

(Под присмотром солдат 26-й пехотной дивизии третьей армии США четверо немцев несут гроб с одним из 140 евреев из общей могилы недалеко от Шварценфельда, Бавария)



(три фото выше – Под присмотром американских солдат немцы из Гарденлегена вытаскивают из общей могилы тела сожжённых заживо на марше смерти узников лагеря Дора-Миттельбау)

(Под присмотром американских солдат немцы из Хельмбрехтса вытаскивают тело из общей могилы, в которой зарыты еврейки, погибшие на марше смерти)

(Под присмотром американских солдат жители Нойнбург-форм-Вальда кладут в гробы тела погибших на марше смерти узников концлагеря для захоронения на городском кладбище)

(Под присмотром американских солдат местные немцы раскапывают общую могилу недалеко от Цайца)

(На кладбище Нойнбург-форм-Вальда в присутствии местного населения и американских солдат хоронят тела евреев из Польши, Венгрии и России, погибших у этого города на марше смерти)

(Немки жительницы Нойнбург-форм-Вальда несут из леса тела евреев из Польши, Венгрии и России, погибших у этого города на марше смерти)

(Волары. Церемония погребения евреев, погибших возле этого города на марше смерти)

(Жители Шварценфельда выкапывают из общей могилы тела венгеских, польских и советских евреев)

(Жители Нойнбург-форм-Вальда несут из леса на кладбище тела евреев из Польши, Венгрии и России, погибших у этого города на марше смерти)

(Жители Нойнбург-форм-Вальда присутствуют на похоронах евреев из Польши, Венгрии и России, погибших у этого города на марше смерти)

(Под присмотром американских солдат немцы из Гарденлегена вытаскивают из общей могилы тела сожжённых заживо на марше смерти узников лагеря Дора-Миттельбау)

(Вёббелин, Мекленбург. Солдаты 82-й воздушно-десантной дивизии наблюдают за тем, как местные немцы откапывают из общей могилы тела погибших узников концлагеря Вёббелин)
(Под присмотром американских солдат немцы из Гарденлегена вытаскивают из общей могилы тела сожженных заживо на марше смерти узников лагеря Дора-Миттельбау)
+++
Ещё в Блоге Толкователя об ужасах нацизма:
После поражения гитлеровской Германии американские оккупационные власти в течение десяти лет проводили денацификацию. Кроме судов, казней, люстрации США выбивали тоталитаризм из немцев насильственным показом кино об ужасах нацизма, а также работой могильщиками. Отказаться было нельзя.
***
ТОЛКОВАТЕЛЬ

ОСНОВАТЕЛЬ ГЕОПОЛИТИКИ РУДОЛЬФ ЧЕЛЛЕН

Основатель геополитики Рудольф Челлен: Самое устойчивое государство – круглое


Швед Рудольф Челлен – один из отцов современной геополитики (и автор этого термина). Он автор концепции «дружественного нейтралитета» Швеции, на его учении «народный дом» построен шведский социализм. Челлен первым, ещё в конце XIX века, верно дал прогноз, что США станет сверхдержавой, а Европа может противостоять Америке, только расширяясь вдоль оси Берлин-Багдад.
Рудольф Челлен родился в 1864 году в Швеции в семье викария. Окончив гимназию, в 1880 году он поступил в Упсальский университет. После получения научной степени был приглашен Упсальским университетом на должность доцента науки о государстве, но вскоре перешёл в Гётеборгскую высшую школу для преподавания этого предмета. Помимо работы преподавателем и научной деятельности, Челлен принимал участие в государственной жизни Швеции: с 1905 по 1908-й и с 1911 по 1917-й он был депутатом риксдага. В 1916-м учёный был вновь приглашен в Упсальский университет, в котором работал до самой смерти. В Упсальском университете ученый провел последние жизни – 22 декабря 1922 года он скончался от болезни сердца в возрасте 58 лет.
Именно Челлен впервые стал использовать термин «геополитика» в своих работах, оказав большое влияние на дальнейшее развитие этой науки.
Учение Челлена
Челлен разработал геополитическую концепцию, опиравшуюся на географическое положение Швеции и проистекающую из него политическую ситуацию вокруг государства. Политическое окружение Швеции Челлен рассматривалл в виде «треугольника трёх центров силы», которые составляли Россия (позднее СССР), Великобритания и Германия. Малые европейские державы (например, Скандинавские страны) в силу особенностей своего географического положения и исторического развития должны в своей политике ориентироваться на крупные экспансивные государства, которые исходя из языкового и культурного родства, будут формировать вокруг себя общее политическое, культурное и экономическое пространство – и лавировать между ними. Согласно Челлену, формирование такого «комплекса» в Европе – задача Германии, на которую Швеция должна ориентироваться в своей внешней политике.

(Геополитики, слева направо: Карл Риттер, Фридрих Ратцель, Рудольф Челлен, Карл Хаусхофер)
Начало XX века ознаменовалось распадом Шведско-норвежской унии, заключенной в 1814-м и расторгнутой из-за внутренних противоречий в 1905 году. Распад унии, как считал Челлен, ущемлял геополитические интересы Швеции. Территориальные потери Швеции (которые она понесла в результате обретения Норвегией независимости) делали её вытянутой в меридиональном отношении, в то время как идеальной пространственной формой государства должен быть круг, обеспечивающий благоприятные условия его функционирования. «Круглое» государство – самое устойчивое.
Согласно представлениям Челлена, вопрос экономической самодостаточности государства – не столько экономическая, как политическая проблема, т. к. государство, которое зависит от импорта, никогда не может быть независимым. Государство и народ выступают как единое экономическое хозяйство, и автаркия – важный элемент в защите государством своего суверенитета.
Экономическая опасность со стороны британской внешней торговли направляла внешнюю политику Швеции в сторону противника Великобритании, Германии. По мнению Челлена, лишь последняя могла защитить Швецию от угроз и со стороны Российской Империи. Длительное русско-шведское соперничество в регионе Балтийского моря и многочисленные войны между двумя странами сформировали в Швеции отрицательный образ России. Челлен разделял подобные взгляды и считал Россию потенциально опасной для Швеции страной. Подтверждением экспансионистских намерений России, с точки зрения шведского геополитика, служили политика русификации и ограничение финской автономии, проводимые российским правительством в начале XX века.

Во время Первой мировой войны симпатии геополитика были на стороне Германии. В предисловии к своей работе 1915 года «Политические проблемы мировой войны» он рассуждает следующим образом: «Как искатель истины, я убедился, что не Германия хотела войны, что Германия требовала не более как равноправия с другою стороною при решении будущей участи мира, и что её народ морально ни в чем не стоит ниже (а в некоторых совершенно определенных отношениях стоит выше своих противников). А в качестве шведа я должен желать сильной Германии, как оплота против могущества востока, от которого исходит угроза культуре и государственной целости моей страны». Считая, что Швеция неизбежно попадёт в сферу интересов какой-либо великой державы, Челлен делал выбор в пользу Германии.
Он же автор концепции «дружественного нейтралитета», когда формально Швеция оставалась нейтральной, но «подыгрывала» той или иной стороне. Именно эта концепция помогла Швеции избежать ужасов Первой, Мировой и Холодной войн. Прогерманский нейтралитет являлся более выгодным для Швеции, чем вступление в войну.
Окончание Первой мировой войны стало началом нового периода во внешней политике Швеции, адаптировавшейся к новым условиям международных отношений в Европе. Значительно ослабленные войной Россия и Германия не представляли собой тех непосредственных центров силы в регионе Балтийского моря, о которых писал Челлен. Своего рода буфером между Швецией и Россией стали объявившие о своем суверенитете Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Новым актором стала независимая Польша, усилилась Дания, которой удалось вернуть в свой состав территории северного Шлезвига. Карта региона Балтийского моря существенно изменилась и теперь представляла собой палитру большого количества новых и политически непрочных стран или ослабленных войной ранее мощных государств.
Положение Швеции в первое послевоенное десятилетие оказалось очень благоприятным. Не принимавшая участия в Первой мировой войне, она на время оказалась самым мощным государством на Балтике. Итоги мировой войны предоставили Швеции возможность утвердиться в роли регионального лидера. Возможный вариант развития событий предполагал реализацию значительных политических целей – концентрацию вокруг себя недавно образованных государств Прибалтики и Финляндии. Таким образом, Швеция вернула бы себе утраченный ещё в XVIII веке статус великой державы, контролирующей Балтийское море.

Стремление к внешнеполитической экспансии объяснялось Челленом так: «Сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания». В результате, на протяжении 1920-1930-х именно Швеция, несмотря на уже долгую к этому времени традицию сохранения нейтралитета, выступала инициатором создания системы коллективной безопасности в регионе Балтийского моря, важную роль в которой должен был играть шведско-финский оборонительный союз. Позднее, в период советско-финской войны 1939-1940 Швеция оказывала поддержку Финляндии, продиктованную геополитическими интересами. Для Шведского королевства Финляндия оставалась естественным союзником в регионе Балтийского моря.
Тем не менее, сформулированная Челленом необходимость в ориентации Швеции на Германию в вопросах внешней политики не была забыта. По мере усиления позиций СССР и Германии в 1930-х в регионе Балтийского моря снова стал возрождаться описанныйЧелленом «Треугольник трёх центров силы», вынуждая шведское правительство осторожно лавировать между крупными державами с целью сохранения своего положения нейтрального государства, о котором Швеция ещё раз заявила в 1938 году.
В результате Швецией был снова выбран курс на проведение сдержанно-дружеской политики в отношении Г ермании. Швеции сохранялись симпатии к немецкому народу и стремление поддерживать активные торгово-экономические контакты. По-прежнему именно преемник Российской империи, СССР, рассматривался Швецией в качестве главного стратегического противника.

Шведские государственные деятели и после смерти Челлена в своей внешней политике использовали его идеи. К примеру, автор «шведского социализма», председатель шведской Социал-Демократической партии и премьер-министр Швеции с 1932 по 1946 годы Пер Альбин Ханссон отмечал, что формирование его позиций в вопросах функционирования государства происходило на основании изучения трудов Челлена.
Прогнозы Челлена
До Первой мировой войны он рассматривал Британскую империю, США, Россию и Германию в качестве мировых сил. Ко второй категории он относил государства низшего порядка, как Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия. Среди мировых и великих сил он рассматривал Германию и Японию – как восходящие силы, а Англию и Францию – как нисходящие. Анализируя силовые ресурсы великих государств и, следуя категориям своей системы, Челлен охарактеризовал эти великие силы как континентальные силы против морских, а также как и военные и экономические силы.
В его спектре Россия являлась военной и континентальной силой; Германия и Франция находились посередине, а Великобритания – на противоположной стороне спектра в отношении России: как морская сила с одной стороны, и экономическая с другой.
После Первой мировой войной он пришёл к выводу, что мир движется к власти нового мирового гегемона в лице США, которому, как он считал, суждено подчинить себе Великобританию и стать мировым властелином. Мировую гегемонию США он окрестил как «пан-американизм».
Челлен считал, что сила — более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, поскольку сам закон может поддерживаться только силой. Государство же есть живой организм.
Челлен оказал большое влияние и на американских геополитиков, и прежде всего на адмирала Мэхэна, который, вслед за ним, полагал, что государство контролирующее Тихий океан, займёт господствующее положение в мире. К тому же США представляли именно ту концентрическую страну, которую шведский геополитик считал самой сильной.

Челлен был убеждённым противником экономического либерализма, который, по его убеждению, неминуемо приводит к дегенерации государства и в самой своей сущности несовместим с его концепцией государства как «народного дома», которую он сформулировал.
Идеи Французской революции 1789 года выродились и превратились в идеологический фасад экономического либерализма, который представлен Великобританией и Францией.
Главные идеи государственности, по Челлену, – это порядок, национальная солидарность, экономическая автаркия, социализм. Челлен развивает концепцию народного социализма, которая весьма близка аналогичным концепциям Вернера Зомбарта, Освальда Шпенглера и Мюллера ван ден Брука (шведская модель социализма и есть воплощение идей этих мыслителей).
Согласно Челлену, экономический либерализм и эгоистический индивидуализм – исконные враги народной общности и концепции государства как «народного дома».
Провозвестник Единой Европы
Челлен пропагандировал идею Mitteleuropa (Срединной Европы), которая, по его представлению, должна была быть автаркическим геополитическим Большим пространством (Блог Толкователяписал об этой идее как прообразе ЕС). В этом отношении Mitteleuropa представляется аналогичной пан-региону Хаусхофера или Гроссраума Карла Шмитта.

Геополитическое пространство Срединной Европы должно было расширяться по меридиану, вдоль железной дороги от Берлина в Багдад. Только такое расширение – захватывая Турцию, Ближний и Средний Восток (а также Кавказ и Украину) мог бы позволить Европе создать конкуренцию США и его союзнику Великобритании. В результате бы Чёрное море и Персидский залив стали бы «внутренним европейским водоёмом» (Блог Толкователя писал об этой немецкой идее – «Бросок Германии на Ближний Восток и Первая мировая война за нефть»).
Челлен говорил о «Срединной Европе», которая бы включала и части Африки, или иными словами Евро-Африки, (сформулированная германскими политологами под названием «Левантийская программа»), идее нового баланса сил на океане, который должен был установиться за счёт ослабления Великобритании и концепция Соединенных Штатов Европы («Европа для европейцев»).

Челлен придерживался социально-консервативных политических взглядов, но его наследство оказало огоромное влияние на левое движение в Швеции, на социал-демократов (и в целом – н всех скандинавских социалистов – Норвегии, Дании и Финляндии). Не случайно шведская модель названа «народным домом».
(Цитаты: Антон Гехт, «Влияние геополитических концепций Рудольфа Челлена на внешнюю политику Швеции в 1920-1930-е годы», Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №8, 2014)

ТОЛКОВАТЕЛЬ
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..