суббота, 10 августа 2019 г.

Российский театр берет начало с постановки по случаю Рождения Петра Великого пуримшпиля

Российский театр берет начало с постановки по случаю Рождения Петра Великого пуримшпиля

Алексей Алексеев
ПРЕАМБУЛА. Считается (похоже что справедливо) что веселиться и радоваться россиянам дозволил Петр Великий. Который создал Ассамблеи, на которых все приглашенные были обязанывеселиться и потешиться. Разрешение (а если быть точными, приказание: за нежелание веселиться на Ассамблеях и придворных балах на европейский манер, а также за опоздание и другие проступки, полагалось суровое наказание в виде обязательного пития КУБКА БОЛЬШОГО ОРЛА вмещавшего литр водки. Наказание, от которого не освобождались и дамы.
На ассамблеях Петр приказывал всем танцевать европейские танцы, до указа Государя считавшиеся безнравственными. Дозволялось играть в шахматы и курить, а также шутить друг над другом и друг над подругой всеми возможными способами - главное, чтобы весело было. В шутках, включая и непристойные, тон задавал сам Император.

Разрешение, оно же и повеление, Петра Великого людям Российского Царства радоваться, если задуматься, было одним из самых важных нововведений Петра. В то время, как большинство преобразований Петра Первого кончились неудачей (включая и главное: быть русским европейцами), веселье не только чрез питие и никакое другое (как было с Владимира Красно Солнышко, елико на пирах и приемах у Государей либо вкушали, либо молчали, либо бухались оземь),  веселье от цивилизованного общения друг с другом, не только спьяну, но и на трезвую голову, осталось одной из главных черт Государства Российского, оказавшееся неискоренимым даже в самые мрачные годы, такие как, например 1937 год. Смотри кинофильмы и вспоминай анекдоты. 

Взирая ретроспективно обнаруживаешь, что Петровские Ассамблеи явились одним из важнейших преобразований Петра. Не менее важным для будущего страны, чем приказание брить бороды, носить европейское платье и табель о рангах. Возможно даже наиболее важным из всех. Потому что в то время, как после победы большевиков стало ясно, что проект Петра Великого окончился неудачей, умение превращать самые серьезные вещи в хохму и шутку вошло в плоть и кровь российской культуры. Свойство, которое никакие самые жестокие меры не могут искоренить. 
В этой ретроспективе большой исторический интерес представляет объявленное царем Алексеем Михайловичем празднование с театральным представлением по случаю рождения будущего Петра Великого. Которого, таким образом, веселье сопровождало с самого детства.
Ну а то, что за неимением веселых пьес (а кажется даже и вообще каких-либо пьес) на русском языке Алексей Михайлович повелел изобразить Пурим, учредив таким образом первый на Руси пуримшпил, совсем уже поражает и интригует. Почему Алексей Михайлович выбрал для первого театрального представления именно историю Эстер, Амана и Мордехая? То что сценарий и постановка первого представления были поручены жителям Немецкой Слободы, сомнений не вызывает. Но кто в немецкой слободе предложил для спектакля именно ветхозаветный сюжет? То, что его выбрали немецкие лютеране, сомнительно. Повидимому, это был некто, кому Ветхий Завет был ближе, чем новозаветные притчи. Включая и, казалось бы, прямо относящееся к рождению Наследника Рождество. Так кто же был этот безвестный автор, который осмелился предложить, а затем написать и поставить историю Пурима? Вопрос не менее важный, чем, скажем, установить наконец, каким образом пятиконечная звезда попала на Красное Знамя. 
Об этом то первом на Руси пуримшпиле, а кажется даже и первом театральном представлении в Государстве Российском (последнее утверждение требует подтвержения или опровержения театроведами&историками), повествует публикуемая статья. Сюжет которой (плюс сказанное о нем выше) просится на сцену, а также на кино и телевизионный экран. 
 Юрий Магаршак главвред журнала Новых Концепций
Пуримшпили и Пурим Ñ  пивом: что, где, когда

Пурим царя Романова

Первый спектакль в России – это поставленный при царском дворе Пуримшпиль. Как царь Алексей Михайлович с боярами отпраздновали Пурим, рассказывает наш кремлёвский корреспондент.

Когда царица Наталья Кирилловна родила сына – будущего императора Петра Великого – её супруг царь Алексей Михайлович решил преподнести по этому случаю жене невиданный доселе на Руси сюрприз – театральное представление. Еще за две недели до рождения Петра I полковник Николай фон Стаден был отправлен за границу с поручением найти людей, умеющих «всякие комедии строить». Но, видимо, царю очень не терпелось, поскольку такого специалиста отыскали прямо в Москве – в Немецкой слободе, где жили иностранцы.

Немецкая слобода
4 июня 1672 года был объявлен царский указ, которым повелевалось «иноземцу магистру Ягану Годфриду учинити комедию, а на комедии действовати “Книгу Есфирь”, и для того действа устроить хоромину». Так пастор лютеранской церкви Иоганн Готфрид Грегори оказался режиссером-постановщиком царского Пуримшпиля, причём должен был построить для него специальное помещение с декорациями, поскольку театрального зала в Москве тогда не было.
На всё про всё ему выдали 100 рублей – крупные по тем временам деньги. Для сравнения, в середине XVII века овчинный тулуп стоил 40 копеек, корова – 2 рубля, а постройка небольшого дома обходилась примерно в 10 рублей.

Иоганн Готфрид Грегори
Первыми за работу взялись закройщик платья Кристиан Менсон и художники-декораторы Иоганн Вандер и Петр Энглер. Но вскоре к иностранцам прибавились русские живописцы – Андрей Аввакумов, Леонтий Иванов, Елисей Алексеев и Осип Иванов. Список закупок и сейчас впечатляет: 300 листов серебра, сусальное золото, белое железо, горностаевые меха, красное сукно, персидские шелковые ткани, немецкие кружева, лосиная кожа. А также свечи – чтобы мастера могли работать и по ночам. И, конечно же, солод и мука – для приготовления кваса живописцам. Не обошлось и без перерасхода при госзакупках: первоначальных 700 аршин холста для декораций не хватило – закупили еще 700, а потом еще 140!
Одновременно строилось помещение театра – «комедийная хоромина» в Преображенском. Строили «хоромину» под руководством сотника Данилы Кобылина плотники-стрельцы – то есть военнослужащие, как и многие гособъекты потом в советское время. Только леса на постройку ушло на «1097 рублев» – сумма была настолько колоссальной, что с поставщиком древесины расплачивались частями. А перед самым спектаклем у иноземца Тимофея Газенкруха был куплен орган – за 1200 рублей! Правда, деньги Газенкруху только пообещали, но в итоге так и не заплатили.
Царь Алексей Михайлович Романов
Пока плотники, декораторы и костюмеры трудились не покладая рук, а пастор Грегори едва успевал подписывать счета, неожиданно возникли проблемы с актерами. Полковник фон Стаден вначале слал из-за границы радостные вести: в Риге нашлось восемь комедиантов и ещё двое музыкантов-трубачей, потом еще 14 иноземных актёров, но в Москву полковник вернулся один – в итоге все иноземцы под разными предлогами отказались ехать в Россию.
У Иоганна Грегори не осталось другого выхода – пришлось создавать собственную «театральную студию» из молодых жителей Немецкой слободы. Выбирал молодых, потому что спектакль нужно было играть на русском, которым обычно лучше владели родившиеся уже в России дети иностранных специалистов.
Юным актерам платили скромный гонорар – 4 копейки в день. Немного, но жить можно: буханка хлеба стоила тогда копейку. До наших дней дошли имена исполнителей главных ролей. Эстер играл Иван Берлов, Амана – Гермас Клифмас, а Мордехая – некий Блюментрост, приходившийся пастору Грегори сводным братом.
Почему царь Алексей Михайлович выбрал именно еврейскую тему для первого спектакля на Руси? Вероятно, сюжет библейской книги «Эстер» был ему близок и понятен. Дворцовая жизнь с постоянными придворными интригами, пирами, взлетом и падением приближенных – всё это было так знакомо для русского царя. И даже неплохо было профилактики ради напомнить боярам, что каждого из них может постигнуть судьба повешенного Амана.
Рукопись первой русской пьесы "Артаксерксово действо" в Государственной библиотеке имени В.И.Ленина
В царской библиотеке была Библия Пискатора с роскошными гравюрами, подписанными виршами монаха Мардария Хоныкова. Были там и вирши, посвященные Пуриму:
Аман ко царю, дерзнув, приступает
Да умертвить евреев испрошает,
многую цену за них обещая
и погубити род оный желая.
У прозы и у драматургии, конечно, разные законы, и чтобы оживить действие, пастору Грегори пришлось проработать характеры героев, добавить несуществующие в оригинальной книге сцены, диалоги и новых действующих лиц. Несколько раз герои пьесы цитировали совсем другие библейские книги. И эпизод с заговором против царя был сильно раздут по сравнению с книгой «Эстер».
Начинался спектакль не с библейских сцен, а с обращения к главному зрителю: «О, великий царь, перед которым христианство припадает, великий же княже, иже выю гордого варвара попирает, самодержец, государь и обладатель всех россов, великих, малых и белых…» И так далее. И только потом начинал разворачиваться библейский сюжет. Но в целом же по основным сюжетным линиям «Артаксерксово действо» следовало книге «Эстер». 
В растянутом на 10 часов спектакле – что соответствует по продолжительности многим современным сериалам – персонажи-евреи периодически переходили на иврит с последующим переводом сказанного на русский. Вероятно, пастор Грегори знал древнееврейский или имел хороших консультантов. К примеру, в сцене «плача Мордехая с жидами» актёр восклицал на иврите: «Анна, Ашем, госхиах на! Анна, Ашем, газлихах на!», что является не очень точной транскрипцией цитаты из 118-го псалма царя Давида: «О, Г-споди, спаси нас! О, Г-споди, пошли нам удачу!»
Пьеса заканчивалась хвалебной песнью евреев, также написанной по мотивам псалмов:
«Исраиль да радуется,
усердно же веселится,
Б-г убо живет прежний,
иже тя спасет с печали.
Б-г, иже тя крепкою рукою
вывел из земли Египецкой,
сей Фараонову лесть
в Чермном море погрузил есть.
Исраиль же на свободе
паки живет, аки внове;
славит Б-га и воздаст
честь, яко же подобает».
Премьера спектакля состоялась 17 октября. Царю до того понравилось представление, что он все десять часов, которые оно длилось, не вставал с места, а потом щедро наградил режиссера-постановщика: пастор Грегори был пожалован шкурками соболей на общую сумму 108 рублей. А на пасхальной неделе Грегори и всех актеров позвали во дворец – угостили едой и питьем с царского стола и даже оставили ночевать. Потом Грегори поставил еще два спектакля на библейские темы – по книге «Товита» и по книге «Юдифи» – и получил в награду еще на 100 рублей соболей.
После смерти Алексея Михайловича отношение к театру изменилось: его сын царь Федор Алексеевич подписал указ об отмене всех «комедийных действ». Пройдет еще целое столетие, когда в результате раздела Польши под властью России окажутся многие миллионы евреев, привыкших каждый год в праздник Пурим смотреть спектакль по книге «Эстер», и театр на Руси наконец-то войдет в моду.

Читайте также:

том веке Опера стала частью религии. Не только пение в церкви, но также и в театре воспринималось, как общение с Богом. В столице каждой европейской страны и большинстве крупных европейских городов появились оперные театры, места в которые состоятельные горожане бронировали на весь год - так же, как в Церкви. Словосочетание БОЖЕСТВЕННЫЙ ГОЛОС - стало стандартным на всех европейских языках. Великие исполнители оперных арий - Фредерико Карузо, Марио Ланца, Федор Шаляпин, Мария Каллас - почитались во всем цивилизованном мире почти как святые церкви. И это закономерно. Потому что Великие Исполнители так же отличаются от профессиональных, хороших, как великие композиторы: Бах, Моцарт, Чайковский, Шопен, Шостакович, Лист - от просто хороших. Отношение к оперному театру и классическому пению как к святые продолжалось вплоть до второй половины XX века, когда под напором электронного распространения звука священное отношение к операм начало исчезать. Сначала голос оторвался от исполнителя, когда можно было услышать его, приобретя грампластинку. А с появлением интернета для того, чтобы услышать великих певцов и даже целиком оперы, не обязательно идти в оперный театр и даже что-то приобрести. Достаточно найти соответствующий адрес в интернете: кликнули - и вот вам Карузо, Каллас, Паваротти уже поют. В любое время. И совершенно бесплатно. Доступность увеличилась многократно. Но священнодействие оперы исчезло. Надеемся, временно. Журнал Новых Концепций открывает коллекцию лучших оперных голосов первой четверти XXI века. Благодаря которым Опера в мире остается Божественной.  Смотрите и слушайте.

Так ли нужен труд? Наши предки почти не работали


Так ли нужен труд? Наши предки почти не работали

10.07.2019 | Общество
Роботизация и автоматизация уже сегодня отнимают рабочие места, а в будущем этот процесс только усилится. Что делать освобождённым от труда людям? Один из главных вариантов – вэлфер (базовый доход). Его противники обычно говорят, что социал и отсутствие наёмного, длительного труда противоестественны для человека. Однако бОльшую часть истории человечества люди трудились очень мало. Охотникам и собирателям дли жизни хватало 2-4 часа труда в день. При этом их рацион был богаче, чем у крестьян, трудившихся по 8-12 часов в день, они меньше болели. Остальное время фуражеры тратили на досуг, который и был для них целью и ценностью, а труд - средством и необходимостью. Досуг - это не отдых от (и для) работы, это форма собственно социальной жизни, содержание которой - взаимные визиты, игры, танцы, празднества, разнообразные ритуалы и всевозможные формы общения.

«Мы совершили главную ошибку за всю историю: выбирая между сокращением населения и увеличением производства пищи, мы выбрали последнее и в конечном итоге обрекли себя на голод, войны и тиранию. Образ жизни охотников-собирателей был самым удачным за все время существования человечества, а срок их жизни был самым долгим», - писал американский эволюционный биолог Джаред Даймонд в своей книге «Наихудшая ошибка человечества» (1987 год).

Биологически обусловленной для человека является не трудовая, а социальная деятельность. На протяжении большей части своей истории люди практиковали присваивающее хозяйство, позволявшее получать максимум продуктов при минимуме трудозатрат. Тем самым бОльшую часть времени члены доземледельческих и внеземледельческих сообществ могли уделять отдыху, общению и разнообразным групповым ритуалам. Возможно, что в становящемся посттрудовом обществе сложится аналогичная ситуация, так что близкое будущее уподобится далёкому прошлому. О том, как относились к труду наши предки, говорится в статье доктора культурологии Андрея Шипилова («Жизнь без труда? Это естественно», «Социологический журнал», №2, 2019).

«До индустриальной революции понятия труда и ценности, работы и счастья скорее исключали, чем предполагали друг друга. По словам Г Стэндинга, «древние греки понимали, что смешно и нелепо оценивать все с точки зрения труда», да и для Средневековья в семантике «работа» «труд» и «рабство» слабо отделялись друг от друга - это имеющее отрицательную ценность занятие низших сословий и классов рассматривалось как диаметральная противоположность праксиса/досуга, то есть самоцельной деятельности высших. 

М.Маклюэн писал, что «примитивный охотник или рыболов был занят трудом не больше, чем сегодняшний поэт, художник или мыслитель. Труд появляется в оседлых аграрных сообществах вместе с разделением труда и специализацией функций и задач». Д.Эверетт, наблюдавший за жизнью современного амазонского племени пираха, также замечает: «Индейцы добывают пищу с таким удовольствием, что это едва ли вписывается в наше понятие труда». К.К.Мартынов формулирует: «В палеолите человек не трудился - он искал еду, кочевал и размножался. Поле, которое нужно обрабатывать, создало труд, его разделение и излишки еды».


На протяжении первых 90% своей истории человек занимался присвоением, и 90% людей, когда-либо живших на Земле, практиковали последнее, так что, словами И.Морриса, «мы можем даже назвать собирательство естественным образом жизни». Социум охотников и собирателей М.Салинз охарактеризовал как «общество первоначального изобилия», имея в виду, что первобытные и позднейшие, изученные уже этнографически группы foragers имели вполне достаточные ресурсы для полного удовлетворения своих ограниченных материальных потребностей, получая максимальный результат при минимальных трудозатратах». 

По вполне понятным причинам у фуражеров северных и полярных территорий бОльшую часть рациона составляют продукты охоты, а в южных и тропических регионах - продукты собирательства; баланс мясной (и рыбной) и растительной пищи широко варьирует, но сами рационы в любом случае соответствуют энергозатратам, и, как правило, полностью покрывают их. По данным изотопных исследований, обитавшие в областях холодного климата неандертальцы были настолько плотоядны, что их питание полностью соответствовало питанию волка или гиены; некоторые группы современных эскимосов и индейцев Субарктики также не употребляют растительной пищи, у других её доля в основном не превышает 10%. Питались последние, соответственно, рыбой (20-50% рациона) и мясом (20-70% рациона), и достаточно обильно: в 1960-80-х гг. атапаски района Большого Невольничьего озера употребляли в среднем 180 кг мяса на человека в год; у индейцев и эскимосов Аляски потребление рыбы и мяса диких животных колебалось от 100 до 280 кг в год, а у коренного населения севера Канады - от 109 до 532 кг.

Впрочем, потребление мяса было довольно высоким и на юге: так, бушмены Калахари потребляли 85-96 кг мяса в год, а пигмеи мбути, чей рацион на 70% состоял из продуктов собирательства – 800 г в день.

Некоторое представление о том, какие природные ресурсы находились в распоряжении охотников и собирателей, дают этнографические материалы. По одному свидетельству, группа андаманцев в составе 132 человек в течение года добыла 500 оленей и свыше 200 штук мелкой дичи. Сибирские ханты в середине XIX века добывали в год до 20 лосей и оленей на одного охотника, не считая мелкой дичи. Тогда же аборигенное население Северной Оби (ханты и ненцы), чья численность, включая женщин и детей, равнялась 20-23 тыс. человек, добывали в год 114–183 тыс. шт. разного зверя, до 500 тыс. шт. птицы (14,6-24,3 тыс. пудов), 183-240,6 тыс. пудов рыбы, собирали до 15 тыс. пудов кедровых орехов.


На Севере и в Сибири в XIX в. русские охотники с помощью ловчих сетей-перевесов ловили от 50 до 300 уток и гусей за ночь. В долине Усы (приток Печоры) заготавливали на зиму по 7-8 тыс. белых куропаток на семью или по 1-2 тыс. шт. на человека; один охотник добывал до 10 тыс. птиц. В низовьях Оби, Лены, Колымы аборигенное население добывало линную дичь (водоплавающие птицы в период линьки утрачивают способность летать) по несколько тысяч штук на охотника в сезон; в начале 1820-х охотник добывал до 1000 гусей, 5000 уток и 200 лебедей, а в 1883 г. один наблюдатель стал свидетелем того, как двое мужчин палками убили за полчаса 1500 линных гусей.

На Аляске в удачные годы атапаски добывали на одного охотника до 30 бобров весом от 13 до 24 кг и до 200 ондатр весом от 1,4 до 2,3 кг (если мясо ондатры имеет калорийность 101 ккал, то мясо бобра - 408 ккал, превосходя в этом отношении хорошую говядину с её 323 ккал). Весьма внушительными цифрами характеризуется также промысел морского зверя и рыбы. На севере Гренландии в 1920-е один охотник добывал в среднем 200 тюленей в год. Калифорнийские индейцы добывали в течение одной ночи до 500 лососей на шесть человек (во время нереста); племена Северо-Западной Америки запасали на зиму по 1000 лососей на семью и по 2000 литров жира на человека.

«Примитивные» охотничье-собирательские группы питались и больше и лучше, чем домашинные земледельцы. Земледелие стимулировало демографический рост и увеличивало плотность населения (с 9500 г. до н. э. до 1500 г. н. э. население мира увеличилось в 90 раз - примерно с 5 млн до 450 млн. чел., причём в аграрном обществе с его мальтузианскими законами рост населения обгонял увеличение производства продовольствия, поэтому на долю крестьянина доставалось меньше, чем на долю фуражера.

Рацион традиционного земледельца на две трети, а то и на три четверти, состоит из одного или нескольких продуктов растениеводства (пшеница, рис, кукуруза, картофель и т. п.), богатых углеводами, чем обеспечивается высокая калорийность, но снижается пищевая ценность ввиду выраженного дефицита белков (особенно животных), витаминов, микроэлементов и других необходимых организму веществ. Также развиваются специфически земледельческие болезни (в первую очередь кариес, также цинга, рахит). Животноводство при сравнительно крупных размерах постоянных поселений и скученности проживания служит источником инфекционных зоонозов (бруцеллез, сальмонеллез, пситтакоз) и зооантропонозов - эпидемических болезней, изначально приобретённых людьми от домашнего скота и в дальнейшем эволюционировавших, таких как корь, оспа, туберкулёз, тропическая малярия, грипп и др.


Жившие небольшими, подвижными и часто сезонно дисперсными коллективами охотники и собиратели этих заболеваний не знали, были выше ростом и в целом отличались лучшим здоровьем по сравнению с сообществами, перешедшими к производящему хозяйству, в силу чрезвычайно разнообразного рациона, включавшего до сотни и более видов пищи растительного и животного происхождения.

Переход к производящему хозяйству не был исторически неизбежным, произойдя самостоятельно лишь несколько раз в нескольких регионах Земли под воздействием сложного сочетания экологических и социокультурных факторов. Ни практически оседлый образ жизни, ни приручение животных (собака, олень, верблюд), ни даже появление и развитие квазиземледельческих орудий и технологий не являлись гарантией такого перехода. Например, австралийские аборигены жили на территории, где произрастали пригодные для селекции эндемики (те же корнеклубнеплоды на соседней Новой Гвинее были введены в культуру), имели топоры и зернотёрки, умели ухаживать за растениями и собирать урожай, владели широким ассортиментом обработки растений для приготовления пищи, включая обмолот и помол, и даже практиковали некоторые формы ирригации. Однако к земледелию они так и не перешли, из-за отсутствия потребности в нём - их потребности полностью удовлетворялись охотой и собирательством.

«Зачем нам выращивать растения, когда в мире так много орехов монгонго?», - говорили бушмены къхонг, тогда как хадза отказывались от земледелия на том основании, что «это потребовало бы слишком много тяжёлой работы». И их можно не только понять, но и согласиться с ними: на добывание пищи хадза тратили в среднем не более двух часов в день, къхонг - от 12 до 21 часа в неделю, тогда как трудозатраты земледельца равняются девяти часам в день, а рабочая неделя в современных развивающихся странах достигает 60 и даже 80 часов. Примерно столько же времени тратили на охоту и собирательство и другие изученные антропологами группы «добытчиков»: бушмены гви - не более трёх-четырех часов в день, столько же - палийян (Южная Индия), австралийские аборигены и индейцы американского Юго-Запада - от двух-трёх до четырёх-пяти часов в день

К.Леви-Стросс также отмечал: «Как показали исследования, проведённые в Австралии, Южной Америке, Меланезии и Африке, трудоспособным членам этих обществ вполне достаточно работать два-четыре часа в день, чтобы содержать семью, в том числе детей и стариков, ещё или уже не участвующих в добыче пропитания. Сравните с тем, сколько времени проводят на заводе или в конторе наши современники!»

 
Что же делали эти люди в «свободное от работы время»? А ничего они не делали - если «делом» считать только труд. Как был описан в исследовании австралийских аборигенов Арнемленда один из последних: «Большую часть времени он тратил на разговоры, еду и сон». В других наблюдавшихся группах ситуация не отличалась от описанной: «Мужчины, если они оставались на стоянке, спали после завтрака в течение одного-полутора часов, иногда даже дольше. Также, возвратившись с охоты или рыбной ловли, они обычно ложились поспать либо сразу по приходе, либо пока дичь готовилась. Женщины, занимаясь собирательством в лесу, отдыхали, казалось, чаще, чем мужчины. Оставаясь на стоянке весь день, они тоже спали в свободные часы, иногда подолгу».
«Часто я видел, как мужчины целыми днями ничего не делали, а только сидели вокруг тлеющего костра, болтали, смеялись, испускали газы и таскали из огня печёный сладкий картофель», - пишет Д. Эверетт. 

Наряду с этим лежащее у истоков индустриальной цивилизации требование интенсивного труда, воспринимаемого как религиозно-морально-экономический императив, отвергается даже втянутыми во взаимодействие с ней группами, сохраняющими фуражерскую ментальность и ценности: для них важнее меньше работать, чем больше зарабатывать, и даже «внедрение новых орудий или культур, увеличивающих производительность туземного труда, может повести лишь к сокращению периода обязательной работы - преимущества будут служить скорее для увеличения времени отдыха, нежели для увеличения производимого продукта». Когда горцы Новой Гвинеи получили доступ к железным топорам вместо каменных, производство продовольствия у них возросло только на 4%, зато время этого производства сократилось в четыре раза, в результате чего существенно увеличилась церемониальная и политическая активность.

Таким образом, для общества добытчиков, в противоположность обществу производителей, досуг является целью и ценностью, а труд - средством и необходимостью; досуг - это не отдых от (и для) работы, это форма собственно социальной жизни, содержание которой - взаимные визиты, игры, танцы, празднества, разнообразные ритуалы и всевозможные формы общения. Социальное взаимодействие в пространстве горизонтальной и вертикальной иерархичности для человека естественно, так как он есть существо общественное. Если труд и отличает его от животных, то социальность сближает с ними - по крайней мере, с нашими ближайшими сиблингами и ансесторами, то есть видовыми братьями и предками в семействе гоминидов».

+++

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наш телеграм-канал

Об экономике - Proeconomics

+++

Ещё в блоге Толкователя о том, как возникло современное человечество:


Зерновые культуры в наибольшей степени способствуют концентрации производства, сбору налогов, хранению и нормированию. Формирование государств становится возможным только тогда, когда в пищевом рационе преобладают несколько одомашненных зерновых культур. Если же рацион обеспечивают очень разные хозяйственные практики, что характерно для охотников-собирателей, подсечно-огневых земледельцев, морских торговцев, а также при преобладании в рационе незерновых культур (например, клубневых и бобовых), то государство вряд ли возникнет, поскольку в его распоряжении не будет легко поддающихся оценке и присвоению ресурсов. Так описывает роль зерна американский антрополог Джеймс Скотт.


+++


Американский социальный психолог Джудит Рич Харрис считает, что наши предки считали себя «людьми», а существ, покрытых шерстью, – «животными», так же, как и мы. Если на теле новорожденного было слишком много волос, то родители считали его непривлекательным и убивали. По этой же причине избавившиеся от шерсти европейцы истребили неандертальцев.

неан-2

+++

КРАСНАЯ ВЕСНА ЕВРОПЫ

После убийства Либкнехт и Люксембург в ряде районов Берлина в марте 1919 года дошло до настоящих боёв между леворадикалами и правительственными войсками, поддержанными крайне правыми добровольцами

Обострение зарубежных гибридных происков Кремля заставляет вспомнить почти забытый факт о предшественниках нынешних властей России. Ровно век назад коммунисты предприняли попытку проломиться в Центральную Европу, чтобы уже оттуда раздуть "мировой пожар в крови". В отличие от известного похода Тухачевского на Вислу в 1920 году, порыв 1919 года в последующие десятилетия почти не привлекал внимания историков. Однако если в 1920 году речь шла о советско-польской войне, то в апреле 1919 года коммунисты намечали схватку с рядом государств. И шансов на успех у них было не меньше, чем год спустя. Ведь в тот момент Старый Свет, где только что закончилась изнурительная мировая война, бурлил волнениями.
Запад превратился в очаг тьмы и рабства. Задача состоит в том, чтобы разбить этот очаг
Империи развалились на ряд государств – ещё не окрепших. Это подчёркивал Сталин в декабре 1918 года в газете "Жизнь национальностей": "Средостение между Россией и Германией падает, тает". Джугашвили в тот период являлся членом Реввоенсовета Республики и представителем ВЦИК в Совете рабочей и крестьянской обороны, поэтому его статья являлась отнюдь не частным мнением рядового партийца: "Запад с его империалистическими людоедами превратился в очаг тьмы и рабства. Задача состоит в том, чтобы разбить этот очаг…"
Несмотря на то что в Берлине местные правые без суда и следствия свирепо расправились с лидерами группы "Спартак" – Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург – оптимизм большевиков рос с каждым днём. Сталин в начале марта 1919 года в той же газете описывал события последних месяцев и недель как панъевропейский левый марш: "Появление советских республик в Эстляндии, Латвии, Литве, Белоруссии, на Украине. Разгром австро-германского империализма и пролетарская революция в Германии, в Австрии, в Венгрии… Советская республика в Баварии. Политические забастовки по всей Германии с лозунгом “Вся власть Советам”… Забастовки и советы рабочих в Англии, во Франции, в Италии. Разложение старой армии в странах Антанты и возникновение солдатских и матросских советов. Превращение советской системы в универсальную форму пролетарской диктатуры. Усиление левых коммунистических элементов в странах Европы и нарождение коммунистических партий в Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии. Связь между ними и координация действий… Международная конференция революционных социалистических партий в Москве и основание общего боевого органа борющихся рабочих всех стран, III Коммунистического Интернационала. …Советская Россия… превратилась в знаменосца мировой пролетарской революции… Большевизм из “чисто русского продукта” превращается в грозную международную силу, расшатывающую самые основы мирового империализма".
В этот период основным полем боя стала Украина как ворота в Центральную Европу и красную Баварию. Большевики готовились начать войну с Румынией, которая на тот момент уже год как владела Молдавией.
Командующий Украинским фронтом Владимир Антонов-Овсеенко 14 марта из Харькова отдал соответствующее распоряжение группе войск киевского направления: "Северную часть Бессарабии сорганизовать для прикрытия переправы на Днестре и последующего удара на Кишинёв. О последнем будет особый приказ".
Спустя три дня директивой №405 он требовал в ходе наступления на Одессу подготовить беспорядки в ближнем тылу румынских войск: "Организация восстания в Бессарабии – заслон от Румынии. Удар сильной группой [на] Кишинёв – Бендеры – Тирасполь".
Отнюдь не булыжник стал оружием "пролетариата" той весной. В ходе ноябрьской революции и хаотичной демобилизации бывшей кайзеровской армии военнослужащие растащили по домам и подвалам не только пистолеты и винтовки. В Германском историческом музее (ГИМ) на секции о событиях 1919 года представлен 64-килограммовый пулемёт MG 08. Снимок А. Гогуна
Отнюдь не булыжник стал оружием "пролетариата" той весной. В ходе ноябрьской революции и хаотичной демобилизации бывшей кайзеровской армии военнослужащие растащили по домам и подвалам не только пистолеты и винтовки. В Германском историческом музее (ГИМ) на секции о событиях 1919 года представлен 64-килограммовый пулемёт MG 08. Снимок А. Гогуна
Менее чем через неделю значение этого стратегического направления резко выросло, поскольку 21 марта была провозглашена Венгерская советская республика, глава которой наладил телеграфную связь с Москвой. Владимир Ленин остался доволен своими ставленниками и спустя несколько дней громогласно заявил, что они в чём-то превзошли учителей: "…политика венгерского правительства была самая твердая и в коммунистическом направлении настолько, что если мы начали с рабочего контроля и лишь постепенно переходили к социализации промышленности, то Бела Кун своим авторитетом, своей уверенностью в том, что за него стоят громадные массы, мог сразу провести закон о переходе в общественную собственность всех промышленных предприятий Венгрии, которые велись капиталистически. Два дня прошло, и мы вполне убедились в том, что венгерская революция сразу, необыкновенно быстро стала на коммунистические рельсы".
Красные готовы были воевать за населённые мадьярами земли и даже противостоять Западу
Истоками и питательной средой венгерского тоталитаризма, как и везде в Европе, являлись пережитки феодализма и даже крепостничества, полностью отменённого лишь в 1848 году – всего на 13 лет раньше, чем в России. Венгерский исследователь Криштиан Унгвари подчёркивает, что несмотря на то, что мадьярская компартия до конца 1918 года являлась малоизвестной и затем была организована и направлена большевиками, власть она взяла без вооружённого насилия: "Коммунисты вступили в сговор с левыми социал-демократами, причём никто, кроме них, тогда не был готов принять ответственность за страну. На тот момент Венгрия находилась в конфликте с Западом по поводу земель – после распада Дунайской монархии арбитраж Антанты устанавливал новые границы, венгерские войска их придерживались, а войска соседей Венгрии – нет: каждый старался взять побольше. Когда западные страны перенесли границы вновь – уже вглубь сугубо венгерских земель, демократическое правительство в Будапеште не согласилось их признать и не намеревалось держать бразды правления в таких условиях. Красные готовы были воевать за населённые мадьярами земли с соседями и даже противостоять Западу, который их поддерживал. И коммунистов в этом вопросе поддержало немало венгерских офицеров бывшей армии Австро-Венгрии".
Брали заложников из "буржуев" и инакомыслящих и произвольно расстреливали или вешали каждого десятого
Как и в России, власти учинили красный террор – за время правления леворадикалов в 1919 году в небольшой Венгрии в среднем казнили по два человека в день: брали заложников из "буржуев" и инакомыслящих и произвольно расстреливали или вешали на деревьях каждого десятого. Союз с социалистами закончился быстро – уже через несколько дней Бела Кун выгнал их из правительства. Немало жителей Будапешта испытало шок, когда на международный день труда власти заменили памятники средневековым королям изваяниями Маркса и Энгельса, – в среднем классе начали распространяться апокалиптические настроения.
Март 1919 года – правительственные части на Франкфуртской аллее. Лишь в столице в столкновениях погибло свыше тысячи человек – во много раз больше, чем в ходе Октябрьского переворота в Петрограде. Фото из ГИМ
Март 1919 года – правительственные части на Франкфуртской аллее. Лишь в столице в столкновениях погибло свыше тысячи человек – во много раз больше, чем в ходе Октябрьского переворота в Петрограде. Фото из ГИМ
Тем не менее, власть не теряла поддержки значительной части общества, а руководимая Матьяшем Ракоши Красная гвардия сумела выиграть приграничное сражение у наспех сколоченной армии Чехословакии. Показательно, что и век спустя основным лоббистом Путина в ЕС является глава Венгрии Виктор Орбан, которого как внутри страны, так и из Брюсселя обвиняют в авторитаризме.
У руководства советской России были всеевропейские горизонты, и оно рассматривало Красную армию как помощника венгерским коммунистам
Уже 23 марта главком Вооружённых сил РСФСР Иоаким Вацетис и начальник советской военной разведки (впоследствии получившей наименование ГРУ) Семён Аралов предлагали Ленину организовать оперативное взаимодействие с армией новосозданной республики – невзирая на "средостение": "1) Установить общий фронт между Венгрией и РСФСР через Буковину (тогда – часть Румынии. – А. Г.). 2) Двинуть из Буковины венгерские советские войска в тыл петлюровским войскам, наступающим из Галиции на Киев".
Однако у политического руководства Советской России были всеевропейские горизонты, и оно рассматривало Красную армию как помощника венгерским коммунистам, а не наоборот.
Поэтому спустя три дня Вацетис и Аралов в директиве №861/ш для Украинского фронта, копия которой ушла и Ленину, приказали усилить действия против войск УНР, но не забывать и о мятежных зарубежных "братьях по классу": "…Поставить себе ближайшей целью окончательную ликвидацию выступления против вас со стороны Петлюры, причём ваше продвижение в западном направлении необходимо довести до границ юго-восточной Галиции и Буковины. Последнее необходимо для того, чтобы установить нам непосредственную тесную связь с советскими войсками Венгрии".
Создалась видимость: можно вклиниться в самое сердце Европы
6 апреля была провозглашена Баварская советская республика, неожиданное появление которой Ленин обсудил по телеграфу с Белой Куном. Возникновение нового очага экстремизма, да ещё в Германии, подстегнуло натиск большевиков на Запад. Создалась видимость: можно вклиниться в самое сердце Европы.
Коммунистические беспорядки той весной прокатились по ряду городов Германии. На снимке – сожжённый грузовой железнодорожный вокзал в Бебре, земля Гессен. Фото из ГИМ
Коммунистические беспорядки той весной прокатились по ряду городов Германии. На снимке – сожжённый грузовой железнодорожный вокзал в Бебре, земля Гессен. Фото из ГИМ
Доклад начальника штаба Украинского фронта Василия Глаголева начальнику полевого штаба Реввоенсовета РСФСР о стратегическом положении 17 апреля 1919 года содержал указания на то, что гражданская война перерастала в европейскую: "…Фронт, естественно, может остановиться теперь лишь на Днестре, но уже включение в его состав бессарабских повстанцев указывает на то, что составленный из повстанцев фронт может двинуться и дальше на запад".
18 апреля глава Ленин направил в Киев указание председателю Совнаркома УССР и по совместительству наркому иностранных дел "Украины" Христиану Раковскому о том, что одной из важнейших задач Украинского фронта является "прорыв через Буковину" на Среднедунайскую низменность, то есть выход Красной армии через Карпаты на оперативный простор.
Спустя четыре дня глава Советской России дал шифротелеграмму Вацетису и Аралову, где расширил намеченный участок прорыва на Запад: "Продвижение в часть Галиции и Буковины необходимо для связи с Советской Венгрией. Эту задачу надо решить быстрее и прочнее … Установить прочную связь по железным дорогам с Советской Венгрией".
Ленин направил в Мюнхен перечень рекомендаций по укреплению власти, включая взятие заложников "из буржуазии"
На следующий день слова вождя вылились в директиву №1855/оп главного командования Красной армии о задачах Украинского фронта: "При современном положении Европы признаётся необходимым войти непосредственно в связь с Венгерской советской республикой, для чего армиям Укрфронта, пользуясь успехом в гусятинском и каменец-подольском районах, необходимо организовать продвижение через территорию Галиции, Буковины и Венгрии в общем направлении Коломыя, Сигот и Будапешт".
Ленин подумывал не только о Паннонской равнине, поскольку 27 апреля, поблагодарив лидеров Баварской советской республики за посланное ими приветствие, направил в Мюнхен перечень подробных рекомендаций по укреплению власти, включая взятие заложников "из буржуазии".
В международный праздник труда 1 Мая, выступая на Красной площади, вождь предрёк близкую победу коммунистов над Антантой: "…если англо-французскому империализму пришлось уступить поле борьбы на Украине, где действовали незначительные отряды повстанцев, то перед силами объединенной Советской России, Венгрии и Баварии ему и совсем не устоять".
В тот же день большевики направили в Бухарест ноту, в которой звучала уже откровенная угроза войны: "Не желая проливать братскую кровь румынских рабочих и крестьян, действующих по принуждению, оба Советские Правительства обращаются к Румынскому Правительству с нижеследующими предложениями:
1) Немедленная эвакуация румынских войск, чиновников и агентов из всей Бессарабии и предоставление бессарабским рабочим и крестьянам свободы установить свою собственную власть (читай: "большевиков". – А. Г.);
2) Предание народному суду всех виновников преступлений, совершенных над бессарабскими рабочими и крестьянами и над всем населением Бессарабии;
3) Возвращение всего военного имущества, принадлежащего России и Украине, захваченного Румынией;
4) Возвращение жителям Бессарабии всего отнятого и конфискованного у них имущества.
Российское и Украинское Социалистические Советские Правительства ожидают в течение 48 часов, начиная с первого мая в 22 часа, ясного и точного ответа о принятии их предложения; в противном же случае они будут считать себя обладающими в отношении Румынии полной свободой действий".
Королевская Румыния ответила вооружённым молчанием.
В составленном 8 мая донесении наркомвоенмора УССР Николая Подвойского из Киева в Реввоенсовет РСФСР № 595/о отмечались широкие приготовления к схватке в Центральной Европе: "Спешно формируется 4-я, 6 Украинские дивизии и две дивизии интернациональные и Бессарабская с особой задачей оказания помощи Венгрии, освобождения Бессарабии".
Содействие Кремля "красным венграм" должно было вылиться во всеобщую схватку от Балтийского до Адриатического и Чёрного морей
Мадьярские коммунисты вступили в бои не только с Румынией, но и Королевством сербов, хорватов и словенцев, а также с новосозданной Чехословакией. Кроме того, восточная Галиция, через которую Ленин хотел наладить железнодорожное сообщение, была занята войсками Западно-Украинской народной республики. К тому же на её земли претендовала Польша, которой Франция в тот момент передавала танки и иное вооружение для борьбы именно с большевиками. Таким образом, содействие Кремля "красным венграм" должно было вылиться во всеобщую схватку от Балтийского до Адриатического и Чёрного морей.
Потрясающий по выразительности памятник Венгерской советской республике 1919 года работы Иштвана Кишша (1969) после бархатной революции власти заботливо перевезли в Memento park на окраине Будапешта – собрание скульптур периода социализма. Снимок А. Гогуна
Потрясающий по выразительности памятник Венгерской советской республике 1919 года работы Иштвана Кишша (1969) после бархатной революции власти заботливо перевезли в Memento park на окраине Будапешта – собрание скульптур периода социализма. Снимок А. Гогуна
…И в этот момент командующий 6-й украинской советской дивизией поднял мятеж против коммунистов. 12 мая Раковский сообщал Вацетису, что большевикам уже не до Кишинёва, Бухареста и Будапешта: "Авантюра [Никифора] Григорьева сорвала подготовляемое нами наступление на Бессарабию… Мы поставили в тяжёлое положение Венгрию и в нежелательное положение самих себя".
Вскоре примеру 6-й дивизии последовал ряд других частей Красной армии, и 26 мая Вацетис и Аралов послали Антонову-Овсеенко директиву №999/ш, копию которой направили Ленину: "1. В западной части Украинского фронта со стороны Днестра и Галиции перейти к обороне. 2. Выделить из состава Украинского фронта возможно большее число боеспособных единиц, которые направить на Южный фронт (против Деникина. – А. Г.)… 3. Ближайшей активной задачей Украинфронта ставится немедленное в кратчайший срок подавление мятежа Григорьева".
Бунт удалось задушить, самого атамана убили махновцы, но время для похода на и за Дунай было уже упущено. В мае под ударами правительственных войск пала Баварская, а в августе под натиском интервентов и Венгерская советская республика. Попытку учинить мировую революцию большевикам пришлось отложить на год: Белая армия рвалась к Москве…
Таким образом, в отличие от последующего марша за Вислу, отражённого поляками благодаря военной силе, радиоперехвату и дешифровке, поход на помощь венгерскому бунту в 1919 году провалился по сугубо внутриполитическим причинам. Вероятно, что и путинской гибридной войне, которая ведётся в Европе, а нередко и через Европу, конец положат изменения в самой России.
Александр Гогун – исследователь сталинизма, автор и составитель монографий и сборников: "Неконвенциональная война. ГРУ и НКВД в тылу Вермахта", "Чёрный PR Адольфа Гитлера. Документы и материалы", "Между Гитлером и Сталиным. Украинские повстанцы" и др.

Вырезать евреев – то священный долг…"

Вырезать евреев – то священный долг…"

2
Должны ли евреи, пытаясь угодить представителям других народов, дабы не ранить их чувства, скрывать правду о зверствах пособников нацистов?
Д-р Арон ШНЕЕР, Иерусалим
Из будущей книги "Профессия – смерть", глава "Жестокость"

Один из моих пожилых коллег ребенком пережил погром в местечке Борислав, в ходе которого было убито местными жителями более 400 евреев. Профессор Арон Вайс рассказал мне, что видел отрубленные головы, руки… Видел он все это из укрытия, в котором его семью скрывала во время погрома, а затем до прихода Красной Армии в 1944 г., местная украинка Юлия Мальчишина.
Профессор, услышав мое выступление на одной из конференций в Москве, сказал, что я не имею права так резко высказываться, ибо некоторые мои тезисы, оскорбляют народы, напоминают идеологию фашизма… Я не согласился с ним. Большинство российских коллег меня поддержали. Кое-что из выступления в более развернутом виде включил в текст книги над которой работаю.
<…> "Евреи подвергались уничтожению на всех оккупированных территориях. Я попытался классифицировать кроме расстрелов, методы убийств совершенных коллаборационистами в разных местах, чтобы понять степень жестокости совершаемых преступлений. В результате пришел к выводу: об исключительной жестокости и садизме убийц в Литве, Украине, особенно Западной и Бессарабии. Здесь совершены жесточайшие погромы и многочисленные убийства холодным оружием (топорами, ломами, лопатами, вилами, косами, серпами, пилами, ножами, кинжалами, саблями, палками, дубинами, камнями)
Характерно, чем примитивней оружие, тем большая жестокость по отношению к жертве. Типы убийств: нанесение ударов, закалывания, расчленения заживо, закапывания живыми, удушение, утопления различного вида, сожжения, зверские изнасилования. Приказов убивать именно так никто никогда не отдавал. Почему такие вещи происходят именно на указанных территориях?
<…> решение еврейского вопроса определялось на протяжении многих веков в определенных районах словами:
«Вырезать евреев – то священный долг.
И из сел здешней волости, и из предместий
Убегавших из города догоняли,
Оборванных, палками, косами и секирами били
И даже из младших кого-то поймав, женщины
Зовут Гриця, Петра, Ивася, Микиту,
Сами вальком, кочергой, – «колите ножом, детки!»
Так сынов приучают матери к бесчестью» .
«Добрые детки! – добрые! Мучайте их проклятых! Не жалейте! Жалеть – грех! В Раю будете!» .
Так описан погром евреев в Умани в 1768 г. во время восстания, получившего названия "Колиивщина".
<…>
Еще до вступления немецких и румынских войск во многих молдавских селах и местечках начались погромы, о которых мало известно. Точнее не писали и не говорили. Лишь в следственных материалах КГБ можно прочитать правду о происходившем в первые дни войны.
Об одном из таких погромов Бессарабии написала мне Анна Сойфер: «Когда началась война наша семья убежала из Фалешты, дошла пешком до Домбровены и остановились в большом доме с двумя выходами, В доме было много беженцев. Ночью начался погром. местные жители, подожгли синагогу и начали убивать тех, кто остался. Часть людей выбежала через центральный выход и их убили у дверей, а мы пошли к черному выходу и остались живы. Среди погибших были родные моего отца: Хинка. Шойл и трое взрослых детей Оникман. Бася и Мойше и двое детей Ройф, брат Хаим и его жена Лея и двое детей. Сестра Ривка с мужем, Ида Бокман и их четверо детей. Когда рассвело и начали перекликаться и искать друг друга, их не оказалось, мужчины пошли их искать, и увидели гору трупов убитых вилами и топорами, среди них были сестры и браться моего отца с семьями».
Как видим, трагедии повторяются в деталях.
<…>
Садизм, «есть превращение немощи в иллюзию всемогущества» . Именно такими и были большинство убийц. В условиях разрешенного террора для убийц и насильников характерно участие в коллективных действиях, сопровождаемых жестокостью и садизмом. Находила выход неудовлетворенная сексуальная агрессия в отношении тех женщин, которые никогда не стали бы доступными по собственной воле. Почти все убийства сопровождались циничными унижениями, издевательствами и насилием над женщинами.
Цитирую строки из письма найденного в Вильнюсе в июле 1944 г. и приобщенного к документам ЧГК по Литве. Письмо написано на польском языке и автор объясняет почему не на еврейском: никто не сохранит, выбросят, на литовском уничтожат, а польском. может, кто-нибудь сохранит. " Это письмо я выбрасываю по дороге на Понары добрым людям для передачи, когда восстановится закон, что они за нас 118 человек, хотя бы одного убили…" Письмо заканчивается призывом:
"Прощайте , прощайте. Весь мир призываем к мести!"
Автор описывает подробно то, что пришлось пережить:
«…лишение жизни это ничего, но наших детей мучили. 8-ми летние девочки были взяты для половых сношений… девочку 12 лет привязывали к скамейке покуда шесть немцев и пять литовцев … и мать должна была смотреть… затем берут матерей раздевают догола… привязывают… ой, а мужчинам приказали вынуть… отрезали нам пальцы на руках и ногах… четыре дня нас мучили и истязали таким образом каждый день…»
Я не имею права приводить подробное описание издевательств над детьми, матерями и мужчинами, в книге опубликую, но пока цитирую слова мучителей-убийц:
«Всех истребим. Убить – это не фокус, надо замучить, чтобы им жить не хотелось и Сталина видеть…
<…> Приказов мучить и убивать именно так никто никогда не отдавал. Это инициатива самих убийц.
<…>
Важным фактором, способствовавшим участию в убийствах, была безнаказанность преступников. На вопрос следователя: Зачем Вы расстреляли этих женщин и детей? Убийца отвечает: «…я, как и другие полицейские, ненавидел вообще евреев. Зная, что за убийство граждан еврейской национальности никакой ответственности нести не буду, я расстрелял задержанных двух женщин и двух детей без всякого сожаления к ним» . Такое объяснение дал некий Г. Прит в Рокитно Ровенской области в Украине. Однако это универсальный ответ, ключ к пониманию того, что происходило на всей оккупированной немцами территории СССР. Обращаю внимание на «ненавидел вообще евреев..» и, главное: «за убийство граждан еврейской национальности никакой ответственности нести не буду». Именно предоставленное, поощряемое нацистским режимом право на убийство вообще, а евреев первую очередь, и привело к тотальным расправам над ними и участию в этих расправах колаборационистов независимо от их национальности.
Те, кто убивал, в большинстве своем были далеки от всякой идеологии. Ну как определить убеждения и уровень сознания человека, который расстреливал евреев, на вопрос следователя: «Грабил ли людей?» Наивно, убежденно отвечает: «Нет, но жидив…» Эти слова произнес на допросе 10 марта 1944 г. Петр Олейник из села Волчковцы Каменец-Подольской области.
<…> Оставляя политкорректность для политиков, приходится говорить о том, что «Есть народы, которые во взаимоотношениях с другими этническими группами чаще всего применяют агрессивную стратегию решения своих задач. […] т.е. народы, которые совершили геноцид, имели в своем поведенческом репертуаре преобладающую стратегию насилия. Она имеет особую ценностную систему. А именно, представление о собственной сверхценности, сочетаемое с представлением о низкой ценности других народов» .
<…>
Я не верю в очищение и раскаяние человека, для которого убийство и насилие стали обычной повседневной работой, а значит, не могу согласиться с замалчиванием, или того хуже, попытками оправдания деятельности пособников нацистов. К сожалению, именно с этими явлениями приходиться сталкиваться в наши дни, знакомясь работами некоторых ученых, с прессой, или высказываниями отдельных политических деятелей стран Балтии, и особенно с сегодняшней официальной политикой героизации разномастных пособников гитлеровской Германии на Украине.
 Автор — израильский историк и писатель, сотрудник института Яд ва-Шем
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..