суббота, 5 апреля 2014 г.

РАСПАД РОССИИ ОТ М.ВЕЛЛЕРА

Собеседник №11 '14
17:00, 29 Марта 2014

Михаил Веллер: Россия давно вступила в стадию распада, и Крым не меняет вектора

Михаил Веллер
Михаил Веллер: Сценарий распада России озвучивать сегодня нельзя, потому что опасение приравнивается к призыву, а прогноз – к плану отторжения
Russian Look
Одна из книг Веллера скромно называется «Кассандра». То, о чем он давно пишет, совершается на наших глазах. И о будущем сегодня естественней всего спрашивать у него – прозаика, давно воспринимаемого во всем мире как пророка. То ли делать прогнозы позволяет его знаменитая «Теория энергоэволюционизма», то ли у него просто нет иллюзий.
Репрессировать будут не нас, а друг друга
– Мы тут знаешь о чем подумали? Нет ничего проще – завтра объявить всех подписантов антивоенного письма вне закона. Что это значит?  А то, что любой встречный имеет право их ударить по морде. Замораживаются все их сбережения. А врач отказывает им в медицинской помощи – не могу, говорит, – патриотическое чувство не велит сверлить зуб изменнику!
– Нереально. Кто будет составлять списки врагов народа? Подписантами письма ограничиваться нельзя – есть же сочувствующие, да и число подписей растет. Немедленно в самих верхах начнется война за право вписать другого в этот список. А там – банальная раскрутка самоуничтожения, как в тридцать седьмом, когда в органах свирепствовала такая же вакханалия доносительства. Репрессии – это не когда «они – нас». Не упрощайте картинку. Это когда они – всех, в том числе друг друга. Давать этому старт они не готовы.
– А идти дальше – на юго-восток Украины?
– Тоже вряд ли. Крым никогда Украине не принадлежал – он, конечно, русский и был таковым, перестав быть Крымским ханством (то есть с 1783 года, строго говоря). Но Харьков – часть так называемой Слобожанщины, Слободской Украины, и объяснить поголовно харьковчанам, что они все исторически русские, будет сложней. По-моему, очевидно, что сегодня Путину удалось сплотить не только Россию, но и Украину. На полномасштабную войну российская армия в ее нынешнем виде не готова – не нам бы говорить о том, что вооруженные силы Украины в катастрофическом состоянии. Ни Одесса, ни Донецк, ни Полтава в Россию не рвутся, особенно после того, как выяснилось, что российский флаг над харьковской администрацией поднимал парнишка, приехавший из России с автобусом таких парнишек. Потом он уехал, а флаг благополучно спустили. Все это не значит, что прекратятся более или менее шумные провокации. Но пока России надо устаканить Крым.
– Он для Украины потерян окончательно?
– Похоже, сомнений нет. Более того,  украинским военным сейчас оттуда надо как-то выбираться, а руководителям лучше не появляться, что и доказано случаем украинского адмирала Сергея Гайдука. Обратили внимание, как реагировал на его задержание российский министр обороны? Он «настоятельно призывал крымские власти» отпустить Гайдука. Вообще-то министр обороны отдает приказы, а за их неисполнение отдает под трибунал. Если он «настоятельно призывает» – это потеря управления, бардако-свобода по-русски, которая не снилась никакой Европе. И в переводе на язык реальной политики сей «призыв» означает: ребята, прессуйте его как можете, мы закрываем глаза.
Крым станет российским. Получит неплохие деньги. Эти деньги будут, разумеется, попилены. Крыму станет лучше – Украина развивала его на редкость бездарно. России станет хуже – не только в международном смысле, эта установка на изоляцию очевидна давно, но и в самом примитивном денежном. Воды там нет, своего электричества тоже – всю инфраструктуру придется отстраивать заново. К осени санкции скажутся на резком подорожании продуктов первой необходимости. Свободы слова, чтобы никто не мог вслух признать очевидное, не оставят вовсе: «Эхо Москвы» будет озвучивать вести с полей, а «Новая газета» – печатать театральные рецензии.
– Слушайте, дорогой писатель, но нельзя же бездоказательно объявлять всех вполне мирных и патриотических людей предателями Отечества...
– «А для доказательств, ласково сказал дон Рэба, у меня есть Веселая Башня. Там доказывают, что люди ходят на боках и люди ходят на головах». Примерно так вот. Благородный дон Румата Эсторский тоже долго не мог понять, что живет в неправовом мире, но ему объяснили, и мало не показалось никому.
– Почему же Путин, при всех минусах этого приобретения, все-таки взял Крым?
– Три фактора. Во-первых,  личностный: это уязвляет, когда Майдан перечеркнул его планы украинско-российских отношений и плюнул в руку, уже отсыпавшую три миллиарда. Во-вторых,  чувство исторической миссии: чтобы в учебниках было написано: собиратель утраченных земель. А в-третьих – это гарантирует патриотический экстаз подданных: московский майдан надо давить в зародыше, в мыслях. Подданных он хорошо знает и в них не ошибся. Они отвлеклись от проблем ЖКХ и вздорожания водки и долго еще не будут замечать очевидного: зарплата стоит, цены растут процентов на 20 в месяц, за границу не больно-то съездишь... 
НАТО курит в сторонке
– Есть версия, что НАТО теперь подойдет прямо к нашим границам...
– Есть версия, что возможность переговоров с НАТО зондирует еще и Белоруссия: по всем раскладам следующая жертва добровольно-восторженного присоединения – она. НАТО как организация – следствие тотального опасения, неудержимого испуга Запада. Она создавалась в ответ на триумфальное шествие советского коммунизма по Европе, когда, что называется, короны падали к ногам победителей – вместе с головами... Мы же везде, куда вступала Советская армия, сажали свои правительства и устанавливали свой социализм. И декларировали мировую победу коммунизма. Запад и боялся провернутых Москвой революций, ужасался наших танковых лавин. С тех пор НАТО превратилось в бюрократическую организацию, чиновники которой скромно сидят под малогабаритными потолками и выбегают курить во двор, где поставлена специальная палатка. Генерал, нервно курящий в палатке на стриженом газоне, – ну полная профанация всего. НАТО и Запад в целом оседают, как мартовский сугроб, простите за школьное сравнение. Республиканцы загрызут Обаму, придет куда более жесткий лидер, но будет ли ему дело до Украины?
Новая украинская власть мало чем отличается от предыдущей
– А нам кажется, что Украина будет превращаться в витрину западного мира...
– На какие деньги и по чьей инициативе? Кому нужна Украина? Пощекотать ею, как травинкой, в носу медведя – всегда пожалуйста, но обустраивать, обеспечивать, кредитовать... Ни Америка, ни Евросоюз не дадут на это ни гроша – самим не хватает. Вдобавок новая украинская власть – не знаю, видно ли это с Майдана, но из России видно – мало чем отличается от предыдущей. Когда президент России говорит, что украинская коррупция была запредельна и нам в этом смысле до Украины далеко, – он не лукавит. Те, кто сегодня пришел к власти на Украине, не вызывают у Европы особых иллюзий. С чего бы в них вкладываться?
– Чтобы сделать живой пример для России, маленькую цветущую страну...
– Последствия этого вкладывания чудно иллюстрируются пословицей «Где прошел хохол, там двум евреям делать нечего». Воровство поставлено отлично, на высокий профессиональный уровень. Наилучшие шансы пока у Яценюка, но я мало верю в его электоральную привлекательность. Вообще сегодня на Украине нет ни политической элиты, ни профессиональной армии, при всем энтузиазме Майдана, готового защищаться. 
В ближайшее время на Украине будет значительно хуже, чем в России, – притом что Россия тоже будет переживать нелегкие времена. Риторика насчет «национал-предателей» напоминает мне крики воров «Держите вора!» Все мы понимаем, что настоящие национал-предатели – те, кто вместо трудоустройства русских наводняет страну гастарбайтерами, потому что гастарбайтерам не надо по-человечески платить и без социальных гарантий они тоже  обойдутся. 
Мы все время обещаем импортозамещение, а сами давно занимаемся национал-замещением, выталкивая на Запад людей, которые хотят и могут работать мозгами и руками (сто тысяч в год!), – а взамен завозя рабочую силу из Средней Азии, которая никогда ничего не потребует, а в случае получения гражданства будет правильно голосовать. Кстати, присоединив Крым, мы получили еще полтора миллиона человек (полмиллиона спишем на несовершеннолетних), которые будут голосовать ровно по-чеченски: стопроцентно. Современная российская власть медленно – а впрочем, не так уж и медленно – заменяет мыслящее и дееспособное население России теми, кто будет терпеть самое скотское отношение, лишь бы давали работу и не гнали на родину. Поэтому, кстати, так некорректно сравнение с эпохой железного занавеса.
– Его не будет?
– Будет работать клапан с Востока – на вход  и клапан на Запад – на выход. Зачем репрессировать? Пусть валят, не путаются зря под ногами, для обслуживания нефтяной трубы они лишние, одни хлопоты. Пусть все, кому у нас не нравится, разъезжаются сами, без всяких философских пароходов. И результаты уже видны: Россия заняла второе место в мире по числу граждан, ищущих спасения за рубежом.
– А первое кто?
– Это как раз легко угадать: Сирия.
А дальше все ищут, где лучше
– Все это печально, но каков прогноз?
– А прогноз еще печальнее: можно долго обманывать одного или недолго обманывать всех. Но вечно обманывать весь народ нельзя,  примерно так сказал Линкольн, и он знал, что говорил.
– И тогда?
– Не приведи Боже война и гробы – родителям убитых детей терять нечего. А цены прут вверх, а расходы на медицину и образование уже урезаны. Расслоение народа растет, олигархов ненавидят. А силовики стонут от засилья бюрократии и бессмысленной организации службы. Протестов и открытого недовольства можно ожидать в любой день! А самое главное – пятая колонна ведь не на площади выходит и не в интернете протестует. Настоящая пятая колонна – это те, кому некуда станет перевести деньги и некуда выехать в отпуск. Те, чьи дети не смогут поступить в Оксфорд. Те, кому не нравится считаться олигархом из страны-изгоя, потому что вдруг срываются контракты и разрываются связи. 
И тогда – в достаточно обозримом будущем – по тому или иному сценарию в России меняется власть, кажущаяся незыблемой. Конкретный сценарий большого интереса не представляет: это может быть бунт элит, о котором столько говорят, а может – кампания гражданского неповиновения, да мало ли. Экономическое удушение – тоже не последний фактор: тут можно сколько угодно утешаться разговорами о слабости Запада и отсутствии там лидера, сравнимого с нашим. Но преувеличивать эту слабость не стоит: если Запад хочет добиться экономической изоляции лидера, утратившего контакт с реальностью,  он без всякой военной силы своего добьется. А то, что начнется дальше,  самое печальное. 
Империя в процессе распада не может восстановиться вследствие команды «Соберись!», и команда «Смирно!» на историю тоже не действует. В стадию распада Российская империя вступила давно, и присоединение Крыма не меняет вектора. Как раз наоборот – это присоединение запустило механизм, при котором любая часть России сможет проголосовать и попроситься туда, где лучше. Калининград – в Германию, где им пообещали хорошие пенсии. Курилы и Владивосток – в Японию, где есть перспектива трудоустройства. Хабаровск и Приамурье – в Китай, который со времен Александра III считает эти земли своими и давно уже в них свободно проникает. Хотя бы потому, что плотность населения на приграничных территориях Китая раз этак в сто превосходит нашу. 
Сценарий распада России озвучивать сегодня нельзя, потому что опасение приравнивается к призыву, а прогноз – к плану отторжения; ну что ж, при такой стратегии к прочим катастрофическим факторам добавится внезапность. За что я уважаю Виктора Суворова? За то, что в условиях тотальной борьбы с правдой он умудрился эту правду увидеть, сформулировать и сказать. Почему и стал врагом народа, скрывающимся в Англии.
И кстати, это интервью – первый случай, когда я прошу Дмитрия Быкова прислать текст на визу. И уж не ради стиля. Не ради себя, определить кого угодно в пятую колонну и пятый угол повод не нужен. А ради вас: сейчас многие издания будут закрываться за неосторожно сказанного слова. Кстати, и слово-то это непредсказуемо... Так что и от визирования никакого проку...

НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ МОРАТОРИЙ НА КАЗНИ



"Россия может отменить мораторий на смертную казнь в случае исключения из Парламентской ассамблеи Совета Европы. Как сообщает "Эхо Москвы", с таким заявлением выступил член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов. Он напомнил, что мораторий был одним из условий вхождения России в ПАСЕ".

Оказывается, Россия сделала одолжение мировому сообществу, отменив неестественный для себя мораторий на смертную казнь. В разных материалах на эту тему говорится, что большинство населения России считает эту меру преждевременной.
 Напомним, что по числу бессудных казней невинных Россия, пожалуй, не уступает ни одной стране мира, включая Германию и Китай. Отмена моратория при нынешней судебной системе в этой стране неизбежно приведет к очередным, чудовищным ошибкам. Впрочем, на пути возрождения просталинской империи эта мера ожидаема и понятна. Путь к ГУЛАГу без смертной казни не имеет смысла. 

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?


Ефим Шмуклер 
ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЗВУЧИТ КАК?
"Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную
моральную силу, но он может пользоваться этим оружием
и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных
устоев оказывается существом и самым нечестным, и диким,
низменным в своих половых и вкусовых инстинктах"
(Аристотель, 384 до н.э. - 322 до н.э.)
"Что человек делает, таков он и есть"
(Георг Гегель, 1770-1831)
Вспомним пьесу М.Горького "На дне" (1902-ой год). И монолог Сатина: "Человек! Это великолепно! Это звучит...гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека" (действие 4.).
Не будем рассматривать социально-экономическую ситуацию в России, когда эта вещь была создана. Но ясно, что она - эта пьеса - высветила положение бедного, нищего, выброшенного на дно общества, человека. И этот гимн человеку, его право на достойную жизнь, и этот призыв - уважать человека - нашёл отражение в рвущих душу словах: "Человек - это звучит гордо!"
М.Горький (1868-1936) твёрдо придерживался этой концепции. Ему принадлежит высказывание: "Я не знаю ни одной книжной истины, которая для меня была бы дороже человека. Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир".
Отмежевавшись от той эпохи (не забывая, что и наше время, если умственным взором обозреть весь мир, ситуация не лучше), процитируем эту фразу несколько иначе: "Человек - это звучит гордо?"
Так был поставлен вопрос на одной из дискуссий в коллективе высокообразованных людей. Может возникнуть мысль, что тема приобрела актуальность за последнее время. На самом деле, никакой новизны нет. Интеллектуалы прошлого - и далёкого, и близкого - достаточно нелицеприятно оценивали человека, хотя и признавали его "венцом природы".
1. Марк Твен (1835-1910): "Если бы человека создал человек, ему было бы стыдно за свою работу". То есть автор этих строк не в восторге от творения - человек.
"Человек был создан в последний день творения, когда Бог уже утомился". Намёк на то, что человек далеко не совершенное творение...
2. Джонатан Свифт (1667-1745): "Вообще говоря, я питаю ненависть и отвращение к животному, называемому человеком, но я сердечно люблю Джона, Питера, Тома и так далее". Это мысль о том. что можно любить конкретного человека, но это не значит, что следует любить всё человечество вслепую. Типичная позиция мизантропа.
3. Уильям Шекспир (1564 - крещение -1616): "Человек - это животное, стремящееся возвыситься до бога, и большинство наших бед - неизбежный побочный эффект направленных на то усилий". Есть люди, которые не считают себя животными - в принципе, хотя их поступки - хуже, чем поведение животных.
4. Рабиндранат Тагор (1861-1941): "Человек хуже животного, когда он становится животным". А это значит, что в таких случаях просто нечем и некем гордиться.
5. Марк Туллий Цицерон (106 до н.э.-43 до н.э.): "Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию". Иначе говоря, облик - человека, а поведение, проявления лишены признаков добра, гуманизма, сострадания и пр.
6. Жюль Ренар (1864-1910): "Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка". Критика в адрес человека, основанная на знании фактов. Это - впереди.
7. Иоганн Гёте (1749-1832): "Природа всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей". Несмотря на выдающийся интеллект, даже не желая сознательно вредить, человек совершает ошибки, которые дорого обходятся обществу и Природе, то есть мозг не всегда справляется с задачами и проблемами, которые приходится решать и преодолевать.
8. Чак Паланик (р. 1962, амер. пис.): "Некоторые из нас рождаются людьми. Остальные идут к этому всю жизнь" . То есть родиться человеком - это ещё не значит стать человеком. Но такая возможность есть. Вся жизнь - это путь к цели.
9. Сократ (~469 до н.э.-399 до н.э.): "Чем больше узнаю людей, тем больше уважаю собак (вар.: тем больше ценю мою собаку)". Комментировать практически нет смысла: собака - животное, но по благородству, преданности, жертвенности, доброте - при правильном воспитании - превосходит, зачастую, человека (просто нет места для примеров-фактов). А вообще, люди и животные - земляне, и хотя возможности у них разные, права - одинаковые. И главное право - право на жизнь и свободу. И здесь - масса проблем!
Цитирование можно продолжить...
И если Цицерон говорил, что "человек - твой злейший враг", то иные чувства зарождались в сознании многих людей (слова Горького уже были приведены). "При мысли великой, что я человек. - написал В.А.Жуковский (1783-1852), -.всегда возвышаюсь душою". Поэт. Что говорить! Да и Фридрих Ницше (1844-1900) отличает человека: "Человек - это фантастическое животное, которое, чтобы существовать, должно удовлетворить на одну потребность больше, чем любое другое животное: веру в то, что его жизнь имеет смысл".
Так в чём же можно обвинить человека, чтобы не испытывать особое чувство - гордость? Ретроспективный взгляд на историю человечества обнаруживает, что человек, в силу своих свойств (прежде всего, творческий разум, активное познание природы и др) непомерно - прямо скажем - расплодился, не оставляя другим животным места на Земле, а для их спасения устраивает зоопарки, заповедники, парки и пр.
Есть такая "статистика" (скорее, - прикидка). За 4000 лет до н.э. на Земле проживало 7 млн. человек, а за 1000 лет до н.э. - уже 50 млн. За 500 - уже 100 млн. В первом веке новой эры - 300 млн. человек, В 1000-ном году - 400 млн. человек. И далее: 1 млрд. (1803 год), 2 млрд. (1927), 3 млрд. (1960), 4 млрд. (1974). 5 млрд. (на 7 июля 1987 года), 6 млрд. (на 12 октября 1999 года), 7 млрд. (31 октября 2011 года). Вот эта тенденция образно представлена на рисунке.
http://www.lebed.com/2013/shmuk1.jpg
Если бы численность животных разных видом (на рис. - 1, 2,..., а далее - почти точки - свидетельство малочисленности, исчезающие виды) уменьшалась только за счёт экспансии человека (хотя эта тенденция очень опасна для землян), то это одна сторона дела, как говорится. Но суть дела состоит и в том, что наиболее животноподобные люди методично, бесстыдно, тупо уничтожают слонов, тигров, китов (можно устать перечислять). С каким азартом в дикий период в Северной Америке истреблялись бизоны (тенденция, которая поощрялась даже президентами!). Теперь их нет - разве что в национальных парках. А было - несколько десятков миллионов! Может, погордимся этим?
Спасают уссурийского тигра. Они - эти тигры - просто не успевают размножаться. Кроме людей, на этих животных никто не охотится. Гордость за "человека" так и прёт из нас.
И с какой радостью в северных широтах планеты уничтожают только народившихся бельков. Трах по голове дубиной - и готов, и шкурка уже практически твоя. И чтобы заработать, надо умертвить как можно больше.
Есть удручающая статистика. Например, в природе осталось всего 3200 тигров. За 100 лет их число сократилось на 97%! А за 500 лет с лица Земли исчезло 900 видов животных и растений.
Из-за загрязнения окружающей среды, сельскохозяйственной деятельности, роста городов, охоты, рыболовства, изменения климата в год гибнет около 1% животных. А браконьерство?! В 80-х годах прошлого столетия каждый час погибало 8 слонов (70000 в год). Не от голода или болезней. По воле венца природы - человека.
Именно человек беспощадно относится к своему жилищу - матушке-планете "Земля". Огромные скопления отходов "жизнедеятельности" людей, проживающих в больших, очень больших и малых городах: свалки. Об этом надо писать отдельно. Это просто кошмар. И позор. И кощунство. С таким упоением пилить этот знаменитый сук, на котором уже не сидишь, а висишь.
Добрались люди и до мирового океана и в том печальном смысле, что истребляют и травят животных разливами нефти и прочей гадостью (например, солями тяжёлых металлов, выбросами радиоактивных элементов), но и созданием условий для образования плавающих мусоросборников. Один из печально известных - "мусорный континент" в северной части Тихого Океана. Это - до 0,8% его площади, или до 15 млн. км2. Сколько государств здесь можно было бы разместить? Это приблизительно 100 млн. тонн мусора, который под воздействием морской (океанической) воды и солнечного излучения частично диспергирует до размеров зоопланктона. И вся эта полимерная химия ведёт к гибели многтх животных. Тоже - отдельная тема для тревожного разговора.
Дело дошло до того, что люди уже ищут места, где чистый воздух, чистая вода, неотравленная почва (ядохимикатами и удобрениями). Есть города, в которых уже просто невозможно дышать. И речь уже не идёт о выхлопных газах автомобилей, и не об единичных выбросах, разливах и пр. Речь идёт о том, что люди каждодневно дышат не только кислородом воздуха, но и веществами, которые постоянно присутствуют в окружающей среде.
Речь идёт о глобальном разрушении экологического равновесия, о его смещении в сторону смерти всего живого. Пошли призывы (со стороны учёного люда) искать себе место на других планетах. Издевательство - не более.
За несколько веков своего существования 
Homo Sapiens извлёк из недр земных огромное количество нефти, газа, угля, различных руд (особенно железных)... Подозреваю, что это обстоятельство изменило характер поведения Земли на орбите. Во всяком случае, информация об изменениях в магнитном поле Земли, в каком-то звучании, имела место.
Большие города, ночные огни, озаряющие огромные пространства по всему миру. Читал, что птицы, мигрирующие по причине функционирования биологических часов, сбиваются с курса, что приводит к катастрофе. Можете себе представить неосвещённый ночной город в мирное время? Представить можно, но неустранимая реальность - иная. Человеку хорошо, он устраивает свою жизнь с максимальным комфортом, но гордость его - сомнительная. Укротить бы, а?
Пропадает охота гордиться человеком, ежедневно наблюдая его уход не только от морали, которая признаётся всем обществом - общественные моральные ценности (кстати, "мораль", "нравственность", "этика" - это одно и то же, поэтому неправильно разделительно говорить о морали и нравственности, этических нормах), - но и от природного, врождённого, генетически обусловленного поведения. Тут нужны примеры - самые свежие.
Трое парней - граждан Украины - насилуют девушку, потом, полузадушенную, выбрасывают на свалку и поджигают. Девушку случайно наши, определили в хирургию, но она вскоре умерла. Варваров, подонков, нечеловеков, псевдоживотных осудили, в том числе - пожизненно...
Другой - аналогичный - пример, уже Россия. Юноша - сын зажиточных родителей, изнасиловал влюблённую в него девушку, обложил её горючим мусором и поджёг. Девушка, когда пришла в сознание, буквально доползла до полицейского участка. У неё - серьёзнве проблемы со здоровьем, парень - под следсвием. Мораль: до звания "Человек" ещё надо дорости...
В настоящее время обсуждаются проблемы - наркомании, никотинозависимости, алкоголизм, проституция, педофилия, однополые браки, гей-парады... В животном мире педофилов нет (может, ошибаюсь?; если да, то не сильно). Получается, что педофил - даже не животное. Но и не человек. Тогда кто? Недочеловек? Тема большая - мы её только обозначили, чтобы подумать о слове "гордость".
У слова "гордость" есть четыре значения (см. Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой): 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения; 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь; 3. О том, кем (чем) гордятся; 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь.
Вот это последнее чаще всего и проявляется.
Продолжим, однако, разговор в контексте со сказанным. Молодая мать (Россия) морит голодом пятимесячного сына и избивает его (даже руку и ножку повредила). Ей помогает муж-сожитель. В больнице мальчика спасают... А где инстинкт матери, готовой за жизнь своего дитяти свою жизнь положить, защитить, убить? Настоящая мать к своему ребёнку никого не подпустит, если почувствует угрозу. Страдания матери, потерявшей ребёнка (умер, убили, украли) ничем измерить нельзя. Сколько детей стали жертвами паскудных родителей: одни замёрзли, другие - обгорели, третьи - сгорели заживо, четвёртых - продали, пятых - выбросили, и хорошо ещё, если подбросили,... "Человек - это звучит гордо". Это не цитата. Это мнение, сомнение, подозрение, исключение, скепсис...
В интернате (Россия) старшим школьникам (девушкам!) воспитатели поручают приглядывать за мальчиками младшего возраста (чтобы спать легли, не баловались...). Вот они и начали экзекуции руками и ногами, унижая и травмируя детей. Телекадры издевательств шокируют. А где гуманизм, доброта, сострадание, чувство боли, душевность, уважение к личности, человечность?..
Сотрудник ГИБДД выбрасывает свою дочь-подростка в окно (квартира - в многоэтажном доме)... Зверь? Но не человек - точно.
Сирия. Боевик, пленивший военнослужащего правительственных войск, вырезает какую-то часть его тела (писали, что печень) и на глазах у всех ест то, что вырезал. Это - факт, документально зафиксированный.
Мы живём в 21-ом веке, верим - кто в Бога, кто - в Аллаха, кто - ни в того, ни в другого, а превратиться - поголовно - в божество (не в Бога!) никак не получается. Кто стал Человеком, кто думает, что он - Человек, а в ком-то просыпается зверь. Вот из-за этих тварей мы не можем гудеть, что человек - это звучит гордо.
А чем гордиться? Тем, что у тебя мозги лучше устроены, чем у остальных живых существ? Тем, что ты в состоянии создавать то, чего нет в природе? Тем, что создал язык общения и выражения мысли? Что твое мышления способно восходить к абстрактному. Что твоё сознание направлено на познание? Нет, этим гордиться не надо, этим можно и не очень нужно восхищаться, восторгаться, этому можно удивляться, этим можно потрясаться, в связи с этим - задумываться, искать истоки и т.д.
Число примеров, убеждающих в порочности человека (абстрактного, конечно), говоря математическим языком, стремится к бесконечности. Обширный перечень пороков и недостатков человека имеется в главных религиозных книгах. То есть, проходят века и тысячелетия, а природа человека не меняется, не укрепляется его мораль, хотя и декларируется - то в "моральных кодексах", то в "декларации прав человека", то в конституциях, то в правилах поведения... Ясно, что природу человека надо сдерживать, укрощать, направлять.
Обратимся ко второму рисунку:

Прошлое<------------------[]На
cтоящее-------------------->Будущее
Когда мы прокручиваем в голове всё доступное прошлое человечества, возникает мысль: человек - это худшее, то придумал и реализовал Бог. Это его ошибка, он не должен был этого делать. В этом месте процитируем Библию: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему... и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... и увидел Бог всё, что Он создал, и вот. Хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой" (цит. по книге Митрополита Кирилла "СЛОВО ПАСТЫРЯ"). И если Бог оценил свою работу на "хорошо" априори, то время показало, что оценка приближается к величине "плоховато". Недоработочка вышла.
Много зла на Земле сотворил человек и продолжает творить. Неукрощаем. Две мировые войны чего только стоят! А Холокост? А непрекращающиеся взрывы в Ираке и Кабуле, других местах, приводящие к гибели сотен людей. Только гражданская война в Сирии за два года привела к гибели - на сегодня, только на сегодня, когда пишутся эти строки. - более 90000-100000 человек. Цинизм верующих - а это мусульмане, по факту - дошёл до предела: взрывают в мечетях, палят из нестрелкового оружия по сооружениям, предназначенным для проповеди и молитвы. Люди - расходный материал.
Как тут не назвать такое кощунство, как разрушение путём самолётной атаки двух красавцев - домов-близнецов Международного торгового центра, - а вместе с ними - убийство почти 3000 человек. Боль, которая никогда не пройдёт, особенно у тех, кто потерял родных, близких, друзей, сотрудников, образованных и деловых людей...
А что сказать о людях, которые берут в руки оружие и направляются в зоны отдыха, кинотеатры, общежития, аудитории, классы, детсады, квартиры, культовые здания, чтобы стрелять, стрелять, стрелять и при этом - только убивать? США, Китай, Норвегия, Россия... - вполне цивилизованные страны
Такое оно - прошлое, не украшающее человека, а продолжение его - настоящее, как точка отсчёта.
Но если брать конкретного человека, который всех радует и восхищает своими талантами, поступками, душевными качествами, то гордость может наполнять души самых близких людей, у сторонних - вызывать только восторг и возможно - удивление, а нередко - и зависть. Возможно, пример с С.Филиным - тому доказательство.
Вот настоящее - это подведение итогов прошлого опыта. У нектоторых людей возникает мысль, что не мешало бы человека генетически усовершенствовать, например, внедрить ген альтруизма, о котором за последнее время много говорят и пишут. Короче говоря, вывести новую породу людей, лишённых тех пороков, которые делают нашу жизнь напряжённой и тревожной. Богу это не удалось, не получится и у новых теоретиков. Максимум, что получится - "овечка Доли".
В ушах звучит высказывание: "человек - венец природы", а в голове ассоциируется мысль: человек - это конец природы. Совершенно уверен, что природе без человека было бы лучше (в настоящее время так вопрос ставиться не может).
При отсутствии катаклизмов воздух, вода (любая и везде), почва были бы чистыми и идеальными для любых форм жизни. В природе происходил бы круговорот веществ, в лесах живности было привольно, сами леса оставались лесами, животные жили бы там, где закрепились, при этом стабильными были пищевые цепи, не гуляли бы болезни по миру, земные недра были бы нерушимыми... И ждала бы Земля и всё её население, когда Солнце погаснет через миллионы или миллиарды лет. А сейчас и ждать нечего: люди обзавелись ядерным оружием, которое может убить всё живое многократно. В воздухе уже не стабильное количество углекислого газа - 0,03% (по объёму), а 0,04% (свежайшие данные американских учёных). Грязный воздух, грязная вода, отравленная земля, теснота (см. верхний рисунок), проблемы производства пищевых продуктов (уже реальный голод и смерть по этой причине), жажда (во многих регионах планеты), обеднение животного и растительного мира, проблемы производства энергии, приближение к исчерпанности природных ресурсов, неукротимые болезни... - всё это в сумме покончит с человечеством, животным и растительным миром за несколько десятков лет. Это не прогноз, это - то, что может случиться.
А Солнце будет светить. До него Гомосапиенсу не добраться.
В принципе, подтверждаются слова Артура Шопенгауэра (1788-1860): "Всё, о чём повествует история, в сущности, лишь тяжкий, затянувшийся и запутанный кошмар человечества" (один из его афоризмов).
В мире накопилось огромное количество зла и проблем, в основном, - по вине человека (землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, ураганы, молнии, поджигающие леса, сели и оползни... - это проявления Природы).
Вместе с тем, только в руках человека - направить силы природы себе на пользу, максимально ослабить их негативное действие, исправить (хотя бы частично - на первом этапе) нанесенный Природе урон, поддерживать условия для сохранения жизни на Земле. Но если одни будут строить, создавыать, созидать, а другие - разрушать (а делают это все: и террористы, и религиозные фанатики, и и современные цивилизованные варвары), то такое топтание на месте завершит историю человечества.

ИНТЕРВЬЮ С ИЗЕЙ ШАМИРОМ





 В тот давний год я не понимал, что с таким, как Изя Шамир, даже садиться по нужде на одном гектаре возбраняется, но профессия обязывала. Газете нужны были материалы из любого источника, даже из такого зловонного.

  Никогда не думал, что когда-нибудь решусь на разговор с этим человеком. Еще в России, уже не помню в какой профашистской газете, прочел интервью с ним и пришел в ужас не от текста, отчаянно бичующего Израиль и евреев, а от фамилии автора. /
  Я был убежден, что не мог еврей написать такое. Подумал, что какой-нибудь завзятый и хитрый юдофоб, вроде Проханова или Маркова, сочинил этот пасквиль, а в издевку придумал себе красноречивый псевдоним, всей своей         откровенностью доказывающий патологическую склонность потомков Авраама к предательству. /
 На том и успокоился, сочинив очередной миф и охотно запамятовав имена Торквемады и Маркса, Азефа и Троцкого. … И только  в Израиле узнал, что Изя Шамир - фигура подлинная и действующая. Он – гражданин Израиля, воевал в рядах ЦАХАЛа, печатается, издает книги, переводит с иврита. /
 Газетные его статьи были написаны в прежнем духе: достаточно профессионально, но без блеска. Опыты пересказа греческих мифов – откровенно слабы./
  Миф о псевдониме рухнул. Озлившись на себя самого, я пару раз «лягнул» подлинного Шамира – и поставил на нем «точку». И тут случайно попал мне в руки  перевод Агнона. Пол ночи читал, не мог оторваться. Только сейчас мне стало понятным происхождение Нобелевской премии этого талантливейшего автора. Сила проникновения в подлинник была оптимальной. Чувство языка – поразительным. Любовь к автору переводчика – очевидной. Да и не только к автору, но и к чисто еврейским особенностям текста, уходящим в традиции Торы. /
  Агнона перевел на русский язык Израиль Шамир! /
  Вот это уже было интересным. Два человека в одном. Ангельское и дьявольское начало. Черно-белая гамма. Где игра, маскарад, и в чем подлинная суть этого человека. Материал не для статьи газетной, очерка, а для романа. /
  И не мог я пройти мимо Шамира. При первой же встрече подошел к нему, представился и предложил тему разговора: /
  А.К. Скажите, это один человек сочинял статьи в газету «Правда» и переводил Агнона?  /
  И.Ш. Один. Уже хорошо, что вам понравился перевод . /
  А. К. А ваши греческие опыты просто ниже всякой критики. Они сделаны совершенно без чувства подлинника, как-то равнодушно и даже фальшиво./
  И.Ш. Скоро выйдет моя «греческая» книга с полным текстом. И тогда вы убедитесь, что не правы. С моим творчеством в Израиле плохо знакомы. Меня замалчивают. Но что делать. /
  А.К. Это понять можно. Вас мало кто в Израиле считает евреем и патриотом страны. А мы, как вам хорошо известно, по сей день живем в прифронтовом государстве. /
 И.Ш. Я не «ихний» еврей. /
 А.К.   Это как понять. /
 И.Ш. Я не тот еврей, который слушается их приказов. /
 А. К. А чьи приказы вы слушаете? /
 И. Ш. Я – еврей независимый, ничей. Еврей, который гуляет сам по себе, как кошка у Киплинга. Я не следую ничьим установкам. /
 А.К. Но ваши статьи, порой, напоминают кальку с опусов советских газет образца 1952 года. А потом, может ли еврей никому не принадлежать. Мы – народ Божий. /
  И.Ш. Вот это правильно. И я принадлежу только Богу. Но никого не интересуют отношения со Всевышним. Всех интересует только партийная принадлежность. /
  А. К. Ничего понять не могу. Как могут ваши большевистские идеалы согласоваться с верой? В переводах Агнона я услышал голос Бога, в статьях ваших – распоясавшийся воинствующий богоборец.  /
  И.Ш. Это и есть диалектика./
  А.К. А греки? Вся наша традиция уничтожает язычество мифа. Нравственный наш Кодекс, Закон – принципиально враждебен античности. /
  И.Ш. Это установочное понятие, а не реальное. Если мы вернемся к временам Макковеев, то увидим, что имена у них  были греческие, культура греческая, несмотря на фундаментализм. Расцветал театр, и все, что угодно. То есть, конечно, была где-то подспудная мысль о чистоте иудаизма, но реальная жизнь была  пропитана эллинизмом./
  А.К. В быту, вполне возможно, но вы, похоже, отрицаете борьбу монотеизма с язычеством? /
  И.Ш. А что такое язычество? Есть такая притча у еврейского мудреца, потомка Гилеля - Гамлилеля. Однажды он мылся в бане Афродиты. Ему и говорит грек: «Что же ты пришел мыться в нашу баню?» А Гамлилель ему отвечает: « Ничего страшного. Это Афродита мылась после меня, а я здесь был раньше». Просто в те годы эллинистическое влияние было таким же тотальным, как сегодня американское и европейское. /
 А.К. Перенесемся в наше сегодня. Кому, как не вам, знать, что влияние на нашу жизнь оказала и тотальность коммунистического мировоззрения. Не существует ли в нашей, в частности и израильской жизни, и эта составляющая? /
 И. Ш. В Израиле я не вижу этой компоненты. Когда-то она была, но  сегодня ее нет. В этой стране разница доходов между категориями населения огромная, одна из самых больших в мире. Где здесь социализм? /
 А. К. Допустим, но в сфере идеологии он очевиден. Во многих живы идеалы интернационала. Многие верят в мир с арабами, на основе  любви и взаимопонимания. Для многих крушение коммунистических иллюзий стало причиной усталости, цинизма, и даже предательства. /
 И. Ш. Весь этот «мирный процесс» – дурная комедия. Я здесь не вижу стремления к коммунистическим идеалам. /
 А. К. Но почему же «комедия». Мы отдаем палестинцам вполне реальную землю в виде аванса, за какой-то мифический мир. Это для арабов, возможно, комичны наши усилия. Для нас же они, скорее, трагичны. /
 И.Ш. Землю они отдают, чтобы  создать еще одно гетто, только арабское, резервацию. Там люди будут тотально подвластны израильским солдатам./
 А. К. Израиль – тоже маленькое гетто с арабскими  солдатами по всему периметру сухопутной границы. Вас это не смущает? /
 И. Ш. Израиль тоже маленький, но любой житель Израиля может поехать, куда он хочет, искупаться в Средиземном море. В то время, как житель Хеврона может о море только мечтать. Его  сюда не пускают. Палестинский араб не может даже помолиться в Иерусалиме. Мы создали жесткую систему резервации в рамках апартеида, которая была опробована в Южной Африке. Сказать, что за всем этим стоят традиции интернационализма никак невозможно. Это наши деды боролись с чертой оседлости, за права человека. Мы же устроили арабам эту «черту» с бесправием. /
 А. К. Арабы живут в Израиле, как полноправные граждане. Причем, живут гораздо лучше, чем в большинстве стран Ближнего Востока. Палестинцы территорий тоже работают в Израиле, но поток их ограничен по известной причине. Не мы начали убивать палестинских детей, взрывать автобусы и торговые центры Хеврона. Не мы навязали арабам кошмар конфронтации и террора. Не мы отрицаем за арабами право на национальную независимость, и не мы призываем к геноциду палестинского народа. Арабы территорий сами лишили себя определенных прав, проповедуя все это в адрес евреев. /
 И. Ш.  То, что вы говорите, можно было бы сказать и моему дедушке. Мой дед просился в Москву, но его не пускали, а при этом говорили, что он собирается взорвать там Кремль. А он хотел только равенства. Вот я и думаю, что с равенства и нужно начать. /
 А. К. Как в ЮАР станем жить, под руководством арабского большинства?/
 И.Ш. Прекрасно будем и дальше жить. Меня вполне устраивает, чтобы у нас был всенародно избранный президент. Изберем араба, пусть будет араб. Еврея – пусть руководит государством еврей./
 А. К. Увы, на этом крошечном клочке земли, наше равенство с арабами будет означать конец сионизма, а, вернее всего, новую Катастрофу. Арабам еще предстоит добиться гражданских прав в своих странах, уйти от пережитков феодализма, изжить фанатичную ненависть к иноверцам… Не знаю, кто окажется  в гетто после создания государства Фалыстын. У палестинцев за спиной сотни миллионов арабов, миллионы квадратных километров территории. У нас – только море, в котором вы так хотите искупать обиженных и угнетенных. /
 И. Ш. Нет, есть еще и еврейская нация, и она не так уж малочисленна. Простонать о нашем одиночестве очень приятно, сидя здесь, на зеленой лужайке, возле роскошного отеля, но не будем в этом плане вести разговор. Мы живем сыто и богато. Нам грех жаловаться. Нам можно позавидовать. И правильно делают те, кто завидует. /
 А К. Но нам всегда завидовали, даже тогда, когда мы жили в нищем местечке  «на носах» друг у друга. Но мы и в нищете жили цепко. Мы хотели жить, следуя заповедям. И у наших предков это получалось. Не сытости нашей завидовали юдофобы, а моральному превосходству. /
 И. Ш. Как там жили в местечках, не знаю. Но мой дедушка был из очень состоятельной еврейской семьи. Уверен, что завидовали богатству. Были, конечно, и бедные евреи. Вот они и боролись за равенство. А мы теперь решили, что равенства этого не нужно и, тем самым, плюнули в морду своим покойным дедам. /
 А. К. Вы сказали, что ваш дед был богат, но при этом тоже боролся за права, хотел жить в Москве. По вашей логике, зачем ему было делать это? Образованные люди и купцы первых гильдий в столицы империи допускались. Объяснитесь, Изя? /
 И.Ш. Если мы считаем, что борьба наших дедов была делом правильным, мы и сегодня должны бороться за всеобщее равенство. Каждый человек должен иметь право искупаться в море и помолиться Богу там, где он это считает нужным. /
 А. К. Мы преобразили эту землю, отвоевали ее у болот и пустыни. Мы создали цветущее государство. Равенство в правах с арабами будет, ко всему прочему, означать и смерть этой земли. Как известно, араб не сын пустыни. Он ее отец. /
 И. Ш. Все не так. Там, где работают палестинские крестьяне, там земля цветет, а в Израиле все реки отравлены. Евреи Израиля относятся к этой стране, как временщики. Вы зайдите, как - нибудь, на пляж в субботу. Это ужасно, что там происходит: горы грязи. /

 Стало скучно. Я выключил диктофон. Мне вдруг показалось, что Изю Шамира кто-то и что-то заставляет против воли говорить так, а не иначе, что не был он в соседних арабских странах и никогда не видел, как ранним утром специальные, уборочные комбайны причесывают и убирают наши пляжи. И видно никогда бедный Шамир не любовался Израилем сверху –  зеленым островом жизни в океане мертвой пустыни.
 Есть грех, он прав, - наши маленькие речушки отравлены. Но это беда всех промышленно-развитых стран. Справимся и с этим. /
 Вот только не уверен, что справимся с грязью идеологических раздоров. С этой экологией, как обычно, труднее всего сладить. То, что сказал Шамир, – лишь  крайнее, откровенное выражение тайных мыслей многих наших руководителей./
  Как раз, за откровенность  Изю Шамира и «замалчивают» в Израиле. Этот человек - прямое, незамутненное зеркало наших «миротворцев». 
 Без диктофона я спросил у Изи не юдофоб ли он? 
 Он ответил, что любит все народы мира и в особенности, правда, палестинский, как кровно обиженный нами – евреями. Еще он сказал, что очень любит русский народ. И вообще, считает себя гражданином Вселенной. 
 Смотрел я на этого человека, на которого были удивительно похожи только все евреи мира, и думал: вот, не дай Бог, случись вновь Холокост, пощадят Изю за склонность к арийским ценностям эллинизма или за разоблачительный пафос в адрес «еврейских угнетателей». Нет, решил я твердо, не пощадят, потому что будет лежать перед палачами томик Агнона, переведенный Шамиром, а там уже не игра в оппозиционность, не детская, тщеславная попытка выделиться, быть не такими, как все, не азартный поиск друзей среди врагов, а подлинный еврейский гений мужества одиночества. /
  Думая об этом, спросил у Шамира, почему он не переводит таких известных израильских писателей левого лагеря, как Амос Оз или Йегошуа? Изя только пожал плечами: « Неинтересно. Не тот уровень». /
 И тут я понял: нравится еврею Изе быть изгоем в стране евреев. Просто нравится – и все. Вне определенной среды – человек заметней. Мало, к счастью, в Израиле таких, как он, и замечательно! И в этом Шамир тоже настоящий еврей, не терпящий никакого подобия с остальными. /
  У Евно Азефа спросили, как ему долгие годы удавалось предавать и охранку и революционеров одновременно. /
-         Провокаторов сколько угодно, - усмехнулся  Азеф. – Двойным провокатором был только я один. В этом весь секрет./
 Думаю, представителям ни одного народа мира не приходилось заключать одновременно Союз с Богом, тут же подмахнув договорчик с дьяволом. Нам это удавалось прежде, и удается делать это  по сей день.

ГУРМАНАМ НА ЗАКУСКУ


Мы существуем в эпоху ускоренного технического прогресса. Это верно, но есть также и мнение, что мы живем одновременно в эпоху человеческого регресса. Читая замечательную прозу С.Т. Аксакова, прозу совершенно забытую, как жертву особой гражданской войны в России между почвенниками и либералами, я сумел еще раз убедиться, что регресс этот существует. Вы только послушайте!
 « Стол ломился под кушаньями, и блюда не умещались на нем, а тогда было обыкновенье все блюда ставить на стол предварительно. История началась с холодных кушаний: с окорока ветчины и с буженины, прошпигованной чесноком; затем следовали горячие: зеленые щи и раковый суп, сопровождаемые подовыми пирожками и слоеным паштетом; непосредственно затем подавалась ботвинья со льдом, с свежепросольной осетриной, с уральским балыком и целою горою чищеных раковых шеек на блюде; соусов было только два: с солеными перепелками на капусте и с фаршированными утками под какой-то красной слизью с изюмом, черносливом, шепталой и урюком. Соусы были уступка моде. Степан Михайлыч их не любил и называл болтушками. Потом показались чудовищной величины жирнейший индюк и задняя телячья нога, напутствуемые солеными арбузами, дынями, мочеными яблоками, солеными груздями и опенками в уксусе; обед заключился кольцами с вареньем и битым или дутым яблочным пирогом с густыми сливками. Все это запивалось наливками, домашним мартовским пивом, квасом со льдом и кипучим медом. И всё это кушали, не пропуская ни одного блюда, и всё благополучно переносили гомерические желудки наших дедов и бабок! Кушали не торопясь, и потому обед продолжался долго. Кроме того, что блюд было много, и блюд, как мы видели, основательных, капитальных, лакеи, как свои, так и гостиные (то есть приехавшие с гостями), служить не умели, только суетились и толкались друг о друга, угрожая беспрестанно облить кого-нибудь соусом или соком из-под буженины….
После обеда перешли в гостиную, где два стола были уставлены сластями. На одном столе стоял круглый, китайского фарфора, конфетный прибор на круглом же железном подносе, раззолоченном и раскрашенном яркими цветами; прибор состоял из каких-то продолговатых ящичков с крышками, плотно вставляющихся в фарфоровые же перегородки; в каждом ящичке было варенье: малинное, клубничное, вишенное, смородинное трех сортов и костяничное, а в середине прибора, в круглом, как бы небольшом соуснике, помещался сухой розовый цвет. Этот конфетный сервиз, который теперь считался бы драгоценной редкостью, прислал в подарок свояку Николай Федорыч Зубин. Другой стол был уставлен тарелочками с белым и черным кишмишем, урюком, шепталой, финиками, винными ягодами и с разными орехами: кедровыми, грецкими, рогатыми, фисташками и миндалем в скорлупе».

 Разные всхлипы насчет свининки и прочий некошер исключим категорически, но в остальном - музыка, симфония, сказка! Давно забытая, утраченная радость бытия. Ну, а лакеи - они всегда лакеи. Там  прогрессов, регрессов разных не бывает.Кто-то скажет: "Какой ужас! Теперь понятно, почему те люди жили совсем недолго". Что правда, то правда, как правда и то, что смартфон и планшетка, как закуска, заметно уступают фаршированной утке или яблочному пирогу с густыми сливками.

ТАЙНА ЧЕРНОГО КВАДРАТА МАЛЕВИЧА


Квадрат Казимира Малевича
Истинная история квадрата Малевича

 
Любопытство - это один из наиболее распространенных людских пороков, и мы с
моим приятелем Александром также не избежали этого "наказания". Когда
в Московском Доме Художника открылась выставка работ Казимира Малевича, мы решили туда пойти. 




Во-первых, выяснить для себя, а что же есть такое Супрематизм, и, во- вторых,
увидеть наконец живьем тех умнейших и образованнейших людей, понимавших
суть Великого Черного Квадрата и пророка его Казимира. Несмотря на то, что
мы с Шуриком, увы, принадлежали к небольшой, но не очень любимой в стране
группе хомо сапиенс, именуемой коренными Москвичами, и славящейся дурным
вкусом и низкой культурой, мы, тем не менее, знали определенные традиции
поведения в местах большого скопления культурных людей.

 
Дабы мимикрировать
"под своих", мы были не только в приличных костюмах, но и в галстуках, и
что характерно - не в пионерских. Но от этого мимикрия как раз не слишком
удалась. Большинство деятелей и знатоков культуры было в джинсах, куртках и
свитерах. Некоторые даже носили очки, что, в прочем, не добавляло
высоко-образовательного флера к их образам. И мужчины, и женщины были одеты
приблизительно одинаково. Также на выставке было даже одно существо, вовсе
без явных половых признаков, как первичных, так и вторичных. 


Существо было
в широченных запорожских шароварах цвета хаки, мешковатом свитере
неопределенных цветов стиля вязки, в хаотично намотанном на длинную
тонюсенькую шейку черном шарфе, с прической "ежик в тумане", и маленькими
выпученными глазками мышки, минимум месяц страдающей запором.


 Мой друг
Саша, будучи человеком в глубине души добрым, пожалел несчастное существо,
и по-доброму оному улыбнулся, но в ответ получил такое... Как многие годы
спустя Шурик писал в своих мемуарах: "Так меня оскорбляли за всю мою жизнь
только еще один раз. Это когда я дал старушке, жалующейся на голод,
кулебяку с собственного стола".


А Выставка тем временем продолжалась, и мы приступили к знакомству с
экспозицией. Помимо множества квадратов, прямоугольников и прочих
геометрических фигур, были и более узнаваемые сюжеты. Картину "Жнец на
красном фоне" мы одобрили, так как центральный персонаж был очень похож на
нашего друга Ордановича, полотно "Англичанин в Москве" вызвало чисто
юмористические эмоции, но потом мы пришли к выводу, что это, видимо, и есть
Супрематизм. Автопортрет вообще был очень похож на образчик буржуазного
реализма, и я, забывшись, даже проворчал вслух, мол, а чего бы Малевичу
было не сваять себя из квадратов, чем заслужил ряд укоризненных взглядов от
окружающих деятелей культуры. И вот, наконец, произошло, или вернее
наступило. Мы подошли к Картине "ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ".


Должен честно сказать, что каждый раз видя эту картину или просто слыша ее
название, я испытывал невообразимый комплекс художественной
неполноценности. 

Тысячи культурных и образованных людей при одном
упоминании о "Черном квадрате" закатывали глаза и, важно поднимая вверх
указательный палец (не путать со средним, пожалуйста), говорили: - "О!"
Когда же я скромно спрашивал, а в чем там "О!", на меня смотрели
соболезнующим взглядом профессора литературы, узревшего пьяного
матерящегося дворника, лежавшего в канаве.

Мы робко подошли к Великом Квадрату. Там было уже людно, но народ почему-то
общался одними междометиями, местоимениями и нечленораздельными
восклицаниями. Вместо животворного родника знаний и открытых истин,
слышались бесконечные О, Да, У-у-у-у, Конечно, Не может быть, Обалденно
и.т.д. 

Мы потолкались в толпе адептов Супрематизма, но так и не дождались
каких-либо откровений, ибо, видимо, все всё и так давно знали. И я решил
инициировать спор, ибо учили нас в свое время и этому тоже. Сашка понял
меня с полуслова, и началась художественная дискуссия.
Мы начали с привязки оттенков черного цвета к политическим реалиям того
времени, я очень метко приплел прямую связь пропорций Квадрата с пропорцией
Пирамид в Гизе. 


Александр, открыл, что если смотреть на картину сбоку одним
глазом, то будут видны пенсне Лаврентия Палыча. Я сходу подхватил эстафету
и выдал, что если диагональ квадрата разделить на четыре, то получится
цифра 1937. Я с ужасом ждал, что сейчас возмущенные знатоки и ценители
творчества Малевича, растопчут нас за святотатство, но к своему изумлению
увидел, что многие нам поддакивают и вообще делают вид, что им это все
давно и прекрасно известно. И в мою душу стали закрадываться странные
сомнения. Я решил провести последнюю проверку и плавно меняя тему
обсуждения на информацию о личной жизни Мэтра, обратился к густеющей толпе
зрителей с интимным вопросом, а в каком мол году Малевич ухаживал за дочкой
Петра Гинхука, в 1925 или в 1935. 


В рядах культуртрегеров от живописи
развернулась бурная дискуссия, в ходе коей мне объяснили, что стыдно не
знать такие подробности, и что этот всем известный роман Мэтра и Пейзанки
имел место быть именно в 1926 году от Рождества Христова.


Александр повернулся к стене, и все увидели, как затряслись его плечи.
Народ решил, что мой приятель рыдает от умиления, но на самом деле он
бессовестно ржал. Ибо не было никакого Петра Гинхука, а был Государственный
институт художественной культуры, сокращенно ГИНХУК. Ну что же, господа
Знатоки, злорадно подумал я, вы попали. И с этого момента, как говорится,
"Остапа понесло"...


Первым делом мы открыли диспут на тему, как отличить подлинник от эскиза, а
эскиз от подделки. Сашка заявил, что исходя из теории супрематизма и
истинных основ кубофутуризма, надо измерять штангель циркулем стерадианы на
чешуйках краски. Народ прибалдело замолчал, шевеля губами и хлопая себя по
карманам. Одни видимо искали штангели, а другие пытались перевести
миллиметры в стерадианы. Но последнее слово должно было остаться за мной...
Подняв руку и, вызвав этим жестом тишину, я торжественно заявил, что все
это делается элементарно, просто надо посмотреть на объект и с помощью
пальцев изобразить "китайский" прищур, и тогда... 


Дождавшись когда часть
испытуемых сделает этот жест, я продолжил: "Тогда вы ясно увидите в глубине
Квадрата силуэт Инесс Арманд". А Шурик не выдержал и добавил: "Арманд,
сидящую на коленях у Наркома Луначарского...". И мы удалились в прекрасном
настроении. Погони не было. Сами знаете, что физическая подготовка у около
творческой интеллигенции, всегда ожидала лучшего.

 История от Б.Шапиро 
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..